АРБИТРАЖНЫЙ СУД ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ
Хохрякова д.77, г.Тюмень, 625052,тел (3452) 46-38-93, ф.(3452) 45-02-07, http://tumen.arbitr.ru, E-mail: info@tumen.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
г. Тюмень Дело № A70-10163/2012
12 декабря 2012 года
Резолютивная часть решения объявлена 10 декабря 2012 года. Полный текст решения изготовлен 12 декабря 2012 года.
Арбитражный суд Тюменской области в составе судьи Безикова О.А., при ведении протокола секретарем судебного заседания Шрамовой О.В., рассмотрев в судебном заседании заявление
прокурора Тобольского района Тюменской области
к ООО «СТРОЙСЕРВИС-ИНВЕСТ»
о привлечении к административной ответственности по части 2 статьи 9.4 КоАП РФ,
при участии
от заявителя – Козырева М.В. по удостоверению,
установил:
Прокурор Тобольского района Тюменской области обратился в Арбитражный суд Тюменской области с заявлением о привлечении ООО «СТРОЙСЕРВИС-ИНВЕСТ» (далее по тексту - Общество) к административной ответственности за совершение административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 9.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Принимая во внимание положения части 4 статьи 137 Арбитражного процессуального кодекса РФ, учитывая абзац второй пункта 2 определения от 29.10.2012 по настоящему делу и отсутствие возражений сторон, судом было вынесено протокольное определение об окончании подготовки дела к судебному разбирательству, завершении предварительного заседания и открытии судебного заседания в первой инстанции для рассмотрения дела по существу.
Судебное заседание проведено в порядке части 3 статьи 205 Арбитражного процессуального кодекса РФ в отсутствие представителя ответчика, извещенного о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом.
В судебном заседании прокурор поддержал заявленные требования.
Как следует из представленного в материалы дела отзыва, Общество возражает против привлечения к административной ответственности.
Исследовав материалы дела, доводы заявления, отзыва, оценив представленные в материалы дела доказательства, суд считает заявленные требования подлежащими удовлетворению по нижеследующим основаниям.
20.09.2012 Прокуратурой Тобольского района Тюменской области была проведена проверка соблюдения требований федерального законодательства при строительстве многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: Тюменская область, Тобольский район, дер. Татарские Медянки, ул. Портовая, д. 8.
В ходе проверки было установлено, что при осуществлении строительства указанного жилого дома Обществом были допущены нарушения требований строительных норм и правил.
26.09.2012 Прокурором по данному факту в отношении Общества было возбуждено производство по делу об административном правонарушении, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 2 статьи 9.4 КоАП РФ.
Полномочия прокурора на возбуждение производства об административном правонарушении предусмотрены статьей 28.4 КоАП РФ.
На основании части 2 статьи 23.1 КоАП РФ Прокурор обратился в суд с заявлением о привлечении Общества к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 9.4 КоАП РФ.
Частью 1 статьи 9.4 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение требований технических регламентов, проектной документации, обязательных требований документов в области стандартизации или требований специальных технических условий либо нарушение установленных уполномоченным федеральным органом исполнительной власти до дня вступления в силу технических регламентов обязательных требований к зданиям и сооружениям при проектировании, строительстве, реконструкции или капитальном ремонте объектов капитального строительства, в том числе при применении строительных материалов (изделий).
Частью 2 статьи 9.4 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за действия, предусмотренные частью 1 настоящей статьи, которые повлекли отступление от проектных значений параметров зданий и сооружений, затрагивают конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности объектов капитального строительства и (или) их частей или безопасность строительных конструкций, участков сетей инженерно-технического обеспечения, либо которые повлекли причинение вреда жизни или здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений, либо которые создали угрозу причинения вреда жизни или здоровью граждан, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений.
На момент осмотра указанного выше строящегося объекта Прокурором установлено, что с северо-западной стороны строительной площадки на протяжении ориентировочно 25 метров строительную площадку ограждает забор высотой не более 1 м, который не выполняет функции ограждения территории строительной площадки по причине небольшой высоты.
На расстоянии 10 метров от указанного забора расположен жилой дом. На расстоянии 4 метров от забора установлен и работает гусеничный кран. При этом к забору примыкает территория многоквартирного жилого дома.
С 13.09.2012 по 19.09.2012 с 15:30 до 17:00 на территории строительной площадки отсутствовал ответственный за соблюдение техники безопасности прораб Кахаев Т.А. При этом в данное время каменщиками велись работы по кладке, на стройке осуществлялись работы по перемещению грузов краном.
По результатам осмотра строительной площадки Прокурором было установлено, что при производстве строительных работ Обществом допущены нарушения требований пунктов 4.8, 4.9, 4.10., 8.2.2., 8.2.3, 5.1, 5.2, 5.3, 5.4 постановления Госстроя РФ от 23.07.2001 № 80 «О принятии строительных норм и правил РФ «Безопасность труда в строительстве. Часть 1. Общие требования. СНиП 12-03-2001», пункты 3.1, 3.2 постановления Госстроя РФ от 17.09.2002 № 123 «О принятии строительных норм и правил РФ «Безопасность труда в строительстве. Часть 2. Строительное производство. СНиП 12-04-2002», пункт 5.1 «СНиП 12-01-2004. Организация строительства», одобренных постановлением Госстроя РФ от 19.04.2004 № 70.
В соответствии с постановлением Госстроя РФ от 23.07.2001 № 80 «О принятии строительных норм и правил РФ «Безопасность труда в строительстве. Часть 1. Общие требования. СНиП 12-03-2001»:
- пункт 4.8. Перед началом работ в условиях производственного риска необходимо выделить опасные для людей зоны, в которых постоянно действуют или могут действовать опасные факторы, связанные или не связанные с характером выполняемых работ;
- пункт 4.9. к зонам потенциально опасных производственных факторов следует относить: участки территории вблизи строящегося здания (сооружения); этажи (ярусы) зданий и сооружений в одной захватке, над которыми происходит монтаж (демонтаж) конструкций или оборудования; зоны перемещения машин, оборудования или их частей, рабочих органов; места, над которыми происходит перемещение грузов кранами;
- пункт 4.10. на границах зон постоянно действующих опасных производственных факторов должны быть установлены защитные ограждения, а зон потенциально опасных производственных факторов - сигнальные ограждения и знаки безопасности;
- пункт 8.2.2. погрузочно - разгрузочные работы должны выполняться, как правило, механизированным способом при помощи подъемно - транспортного оборудования и под руководством лица, назначенного приказом руководителя организации, ответственного за безопасное производство работ кранами;
- пункт 8.2.3. ответственный за производство погрузочно - разгрузочных работ обязан проверить исправность грузоподъемных механизмов, такелажа, приспособлений, подмостей и прочего погрузочно - разгрузочного инвентаря, а также разъяснить работникам их обязанности, последовательность выполнения операций, значение подаваемых сигналов и свойства материала, поданного к погрузке (разгрузке);
- пункт 5.1. в соответствии с действующим законодательством обязанности по обеспечению безопасных условий охраны труда в организации возлагаются на работодателя;
- пункт 5.2. в организации, как правило, назначаются лица, ответственные за обеспечение охраны труда в пределах порученных им участков работ, в том числе на производственных территориях (начальник цеха, участка, ответственный производитель работ по строительному объекту).
- пункт 5.3. работники организаций выполняют обязанности по охране труда, определяемые с учетом специальности, квалификации и (или) занимаемой должности в объеме должностных инструкций, разработанных с учетом рекомендаций Минтруда России или инструкций по охране труда;
В соответствии с постановлением Госстроя РФ от 17.09.2002г. № 123 «О принятии строительных норм и правил РФ «Безопасность труда в строительстве. Часть 2. Строительное производство. СНиП 12-04-2002»:
- пункт 3.1. организация и выполнение работ в строительном производстве должны осуществляться при соблюдении требований СНиП 12-03, ПБ 10-382 и других нормативных правовых актов, приведенных в приложении А, а также настоящих норм и правил;
- пункт 3.2. при строительстве объектов должны быть приняты меры по предупреждению воздействия на работников опасных и вредных производственных факторов. При их наличии безопасность труда должна обеспечиваться на основе решений, содержащихся в организационно-технологической документации (ПОС, ППР и др.), по составу и содержанию соответствующих требованиям СНиП 12-03 и настоящих норм и правил.
Нарушения указанных выше требований законодательства установлено Прокурором, подтверждаются материалами дела и не оспариваются Обществом.
Как следует из материалов дела, Прокурор также вменяет в вину Обществу нарушение требований пункта 5.4 постановления Госстроя РФ от 23.07.2001 № 80 «О принятии строительных норм и правил РФ «Безопасность труда в строительстве. Часть 1. Общие требования. СНиП 12-03-2001», п. 5.1 «СНиП 12-01-2004. Организация строительства», одобренных постановлением Госстроя РФ от 19.04.2004г. № 70.
Кроме того, Прокурором было установлено, что с каменщиками, работающими на строительной площадке Буториным А.А., Новоселовым Ю.А., Климовым А.М. не заключены трудовые договоры. С указанными лицами также не были заключены гражданско-правовые договоры. Названным лицам правила техники безопасности разъяснены лишь устно.
В соответствии с частью 5 статьи 205 АПК РФ по делам о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для составления протокола об административном правонарушении, не может быть возложена на лицо, привлекаемое к административной ответственности.
В силу изложенного на Прокурора возложена обязанность по доказыванию события административного правонарушения.
Согласно пункту 5.4 постановления Госстроя РФ от 23.07.2001 № 80 «О принятии строительных норм и правил РФ «Безопасность труда в строительстве. Часть 1. Общие требования. СНиП 12-03-2001» представители работодателей и работников организаций в соответствии с законодательством принимают мероприятия по улучшению условий и охраны труда, которые должны определяться при заключении коллективных договоров и соглашений по охране труда в соответствии с законодательством и рекомендациями Минтруда России.
Исследовав материалы дела, суд считает, что Прокурором не доказано нарушение указанных выше требований, поскольку из материалов дела не усматривается в каких именно действиях (бездействии) Общества выражается нарушение п. 5.4 указанного выше постановления.
В отношении факта не заключения трудового или гражданского правого договора с указанными выше физическими лицами, устного разъяснения правил техники безопасности Прокурором не указано какие именно нормы действующего законодательства нарушаются данными действиями (бездействиями) Общества.
В соответствии с пунктом 5.1 «СНиП 12-01-2004. Организация строительства», одобренных постановлением Госстроя РФ от 19.04.2004г. № 70 до начала любых работ строительную площадку и опасные зоны работ за ее пределами ограждают в соответствии с требованиями нормативных документов.
При въезде на площадку устанавливают информационные щиты с указанием наименования объекта, названия застройщика (заказчика), исполнителя работ (подрядчика, генподрядчика), фамилии, должности и номеров телефонов ответственного производителя работ по объекту и представителя органа госархстройнадзора или местного самоуправления, курирующего строительство, сроков начала и окончания работ, схемы объекта.
Наименование и номер телефона исполнителя работ наносят также на щитах инвентарных ограждений мест работ вне стройплощадки, мобильных зданиях и сооружениях, крупногабаритных элементах оснастки, кабельных барабанах и т.п.
Прокурором установлено отсутствие при въезде на площадку указанного выше информационного щита, что является нарушением требований пункта 5.1 «СНиП 12-01-2004. Организация строительства», одобренных постановлением Госстроя РФ от 19.04.2004 № 70.
Однако как следует из диспозиции части 2 статьи 9.4 КоАП РФ Прокурором должно быть доказано, что нарушение требований пункта 5.1 СНиП 12-01-2004 повлекло за собой отступление от проектных значений параметров зданий и сооружений, затрагивает конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности объектов капитального строительства и (или) их частей или безопасность строительных конструкций, участков сетей инженерно-технического обеспечения, либо повлекло причинение вреда жизни или здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений, либо создает угрозу причинения вреда жизни или здоровью граждан, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений.
Учитывая характер нарушения требований законодательства, касающихся установления информационного щита, суд считает, что нарушение таких требований не образует события административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 9.4 КоАП РФ. Доказательств обратного в материалы дела не представлено.
Таким образом, по данным фактам (нарушение пункта 5.4 постановления Госстроя РФ от 23.07.2001 № 80 «О принятии строительных норм и правил РФ «Безопасность труда в строительстве. Часть 1. Общие требования. СНиП 12-03-2001», пункта 5.1 «СНиП 12-01-2004. Организация строительства», одобренных постановлением Госстроя РФ от 19.04.2004 № 70, незаключение трудового или гражданского правого договора, устное разъяснение правил техники безопасности) Прокурором не доказано событие административного правонарушения.
Возражая против удовлетворения заявленных требований, Общество указывает, что Прокурором не доказано наступление негативных последствий в виде причинения вреда жизни или здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений, а также не доказано создание угрозы причинения вреда жизни или здоровью граждан, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений.
Указанные доводы судом отклоняются, поскольку характер нарушений, выявленных Прокурором и подтвержденных судом в ходе рассмотрения дела, свидетельствует о несоблюдении правил безопасности при осуществлении строительных работ, что создает угрозу причинения вреда жизни и здоровью граждан.
Учитывая изложенное, суд считает доказанным событие административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 2 статьи 9.4 КоАП РФ.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта РФ предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Каких-либо доказательств отсутствия возможности соблюдения Обществом требований законодательства, за нарушение которых частью 2 статьи 9.4 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, материалы не содержат.
Суд считает, что в данном случае Обществом не были приняты все зависящие от него меры по соблюдению требований законодательства.
Учитывая изложенное, арбитражным судом установлено событие административного правонарушения, совершение его Обществом, его вина, а также наличие всех необходимых оснований для привлечения его к административной ответственности по части 2 статьи 9.4 КоАП РФ, в связи с чем, заявленные требования о подлежат удовлетворению.
Санкцией части 2 статьи 9.4 КоАП РФ за совершение данного правонарушения для юридических лиц предусмотрено административное наказание в виде штрафа в размере от 300 000 руб. до 600 000 руб., либо административное приостановление деятельности на срок до шестидесяти суток.
Согласно части 1 статьи 3.12 КоАП РФ административное приостановление деятельности назначается только в случаях, предусмотренных статьями Особенной части настоящего Кодекса, если менее строгий вид административного наказания не сможет обеспечить достижение цели административного наказания.
Таким образом, административное приостановление деятельности является более строгим видом административного наказания по сравнению с административным штрафом.
Исследовав материалы дела, учитывая отсутствие обстоятельств, отягчающих административную ответственность ответчика, суд считает, что Обществу подлежит назначению административный штраф в минимальном размере, установленном санкцией части 2 статьи 9.4 КоАП РФ.
Административный штраф подлежит перечислению по следующим реквизитам: получатель ГРКЦ ГУ Банка России по Тюменской области г. Тюмень; БИК: 047102001; ИНН 7204006003; КПП 720401001; ОКАТО 71401364000; счет № 4010181030000001005; УФК по Тюменской области (Прокуратура Тюменской области); КБК: 41511690010010000140.
Руководствуясь статьями 167-170, 176, 206 АПК РФ, арбитражный суд
Р Е Ш И Л :
Заявленные требования удовлетворить.
Привлечь Общество с ограниченной ответственностью «СТРОЙСЕРВИС-ИНВЕСТ» (Тюменская область, Тобольский район, г.Тобольск, 4 мкр. д.37/2; зарегистрировано 02.12.2004 Межрайонной ИМНС России № 7 по Тюменской области ОГРН 1047200156409; ИНН 7206029165) к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 9.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в виде наложения штрафа в размере 300 000 (триста тысяч) рублей.
Решение может быть обжаловано в десятидневный срок со дня его принятия в Восьмой арбитражный апелляционный суд.
Судья Безиков О.А.