НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение АС Тюменской области от 10.08.2016 № А70-4082/16

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

Хохрякова д.77, г.Тюмень, 625052,тел (3452) 25-81-13, ф.(3452) 45-02-07, http://tumen.arbitr.ru, E-mail: info@tumen.arbitr.ru

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

г. Тюмень                                                                                                   Дело № А70-4082/2016

августа 2016 года

Резолютивная часть решения объявлена 10 августа 2016 года

Решение в полном объеме изготовлено 17 августа 2016 года

Арбитражный суд Тюменской области в составе судьи Сидоровой О.В. при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Добрыниным И.Н., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению

ООО «Интегра-Бурение»

к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Тюмени Тюменской области

об оспаривании решения от 15.03.2015г. № 082С04160001466,

при участии в судебном заседании:

от заявителя – не явились, извещены;

от ответчика – Панченко Д.А. по доверенности от 15.09.2015г. №27/15

установил:

ООО «Интегра-Бурение» (далее – Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Тюменской области с заявлением к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Тюмени Тюменской области (далее – Управление, ответчик) об оспаривании решения от 15.03.2015г. № 082С04160001466 о взыскании штрафа на обязательное пенсионное страхование в сумме 9 577,39 руб., и по дополнительному тарифу в сумме 1 490 484,17 руб., всего 1 500 061,56 руб. (уточненным в порядке ст. 49 АПК РФ, т.1 л.д. 148).

Судебное разбирательство произведено в порядке, установленном ч. 2 ст. 200 АПК РФ, в отсутствие представителя заявителя, извещенного о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом.

Присутствовавший в судебном заседании представитель Управления против  удовлетворения заявленных требований возражал по основаниям, изложенным  в отзыве.

Исследовав материалы дела, суд установил следующие обстоятельства.

Общество зарегистрировано в качестве страхователя за регистрационным номером 082-003-016791, является плательщиком страховых взносов, производящим выплаты и иные вознаграждения физическим лицам.

Отчетность Общества по форме РСВ-1 за девять месяцев 2015 года представлена в Управление по телекоммуникационным каналам связи 18.11.2015г.

В связи с поступлением расчета по форме РСВ-1 за девять месяцев 2015 года Управлением в период с 24.12.2015г. по 02.02.2016г. в отношении Общества проведена камеральная проверка правильности исчисления, полноты и своевременной уплаты (перечисления) страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации, страховых взносов на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования плательщиков страховых взносов.

Результаты камеральной проверки оформлены актом камеральной проверки от 02.02.2016г. № 082С03160000345.

В соответствии с указанным решением недоимка с Общества не подлежит взысканию, поскольку недоимка в общей сумме 44 855 806,64 руб. была погашена 29.01.2016г. Уплата страховых взносов на страховую часть трудовой пенсии за девять месяцев 2015 года в общей сумме 44 855 806,64 руб. (начислено – строка 114 столбец 3 первоначальной отчетной формы РСВ-1) произведена Обществом платежными поручениями: № 9767 от 25.12.2015г. на сумму 16 900 943,09 руб. (за июль 2015г.); № 231 от 29.01.2016г. на сумму 15 209 968,58 руб. (за август 2015г.); № 234 от 29.01.2016г. на сумму 12 744 894,97 руб. (за сентябрь 2015г.).

Обществом также произведена уплата страховых взносов по дополнительному тарифу в общей сумме 7 452 420,89 руб. (начислено – строка 114 столбец 7 отчетной формы РСВ-1) платежными поручениями: №9769 от 25.12.2015г. на сумму 2 705 641,42 руб., №236 от 29.01.2016г. на сумму 2 403 012,53 руб. и №233 от 29.01.2016г. на сумму 2 343 766,94 руб.

Не согласившись с решением от 15.03.2015г. № 082С04160001466 в части начисления штрафа в общем размере 1 500 061,56 руб. заявитель обратился в суд с рассматриваемыми требованиями, уточненными в порядке ст. 49 АПК РФ.

Заявленные требования мотивированы отсутствием события вменяемого правонарушения; Управлением не применены положения ст. 17 Федерального закона от 24.07.2009г. № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» (далее – Федеральный закон №212-ФЗ); не учтено наличие обстоятельств смягчающих ответственность; оспариваемое решение вынесено неуполномоченным должностным лицом.

Исследовав материалы дела, оценив доводы и пояснения сторон, суд считает требования подлежащими частичному удовлетворению по нижеследующим основаниям.

Согласно ч.1 ст. 198 АПК РФ для признания решения государственного органа, должностного лица незаконным необходимо наличие двух условий: несоответствие оспариваемого решения закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов организации и иных лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагает на них какие-либо обязанности, создает иные препятствия для осуществления вышеназванной деятельности.

В силу требований ч. 1 ст. 65, ч. 5 ст. 200 АПК РФ обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого ненормативного правового акта, возлагается на Управление.

Отношения, связанные с исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов, а также отношения, возникающие в процессе осуществления контроля за исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов и привлечения к ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о страховых взносах, регулируются Федеральным законом от 24.07.2009г. № 212-ФЗ.

Обращаясь в суд с заявлением по настоящему делу, Общество указывает, что заместитель начальника Управления Селецкая Т.В., вынесшая оспариваемое решение, не принимала участия в камеральной проверке (проводилась специалистом  Зломановой И.В.), следовательно, решение подписано неуполномоченным лицом.

Указанные доводы Общества судом отклоняются как основанные на неправильном  толковании положений законодательства.

Исходя из п.п. 2-5 ст. 34 Федерального закона № 212-ФЗ, камеральная проверка проводится уполномоченными должностными лицами органа контроля за уплатой страховых взносов в соответствии с их служебными обязанностями без какого-либо специального решения руководителя органа контроля за уплатой страховых взносов в период трех месяцев со дня представления плательщиком страховых взносов расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам.

Если камеральной проверкой выявлены ошибки в расчете по начисленным и уплаченным страховым взносам и (или) противоречия между сведениями, содержащимися в представленных документах, либо выявлены несоответствия сведений, представленных плательщиком страховых взносов, сведениям, содержащимся в документах, имеющихся у органа контроля за уплатой страховых взносов, и полученным в ходе контроля, об этом сообщается плательщику страховых взносов с требованием представить в течение пяти дней необходимые пояснения или внести соответствующие исправления в установленный срок.

Плательщик страховых взносов, представляющий в орган контроля за уплатой страховых взносов пояснения относительно выявленных ошибок в расчете по начисленным и уплаченным страховым взносам и (или) противоречий между сведениями, содержащимися в представленных документах, вправе дополнительно представить в орган контроля за уплатой страховых взносов выписки из регистров бухгалтерского учета и (или) иные документы, подтверждающие достоверность данных, внесенных в расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам.

Лицо, проводящее камеральную проверку, обязано рассмотреть представленные плательщиком страховых взносов пояснения и документы. Если после рассмотрения представленных пояснений и документов либо при отсутствии пояснений плательщика страховых взносов орган контроля за уплатой страховых взносов установит факт совершения правонарушения, предусмотренного настоящим Федеральным законом, или иного нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах, должностные лица органа контроля за уплатой страховых взносов обязаны составить акт проверки в порядке, установленном статьей 38 настоящего Федерального закона.

В соответствии с п. 1 ст. 38 Федерального закона №212-ФЗ, в случае выявления нарушений в ходе проведения камеральной проверки не позднее чем в течение 10 дней после дня истечения срока для проведения камеральной проверки, установленного частью 2 статьи 34 настоящего Федерального закона, должностными лицами органа контроля за уплатой страховых взносов, проводившими проверку, должен быть составлен акт проверки по форме и в соответствии с требованиями к составлению акта камеральной проверки, которые установлены органом контроля за уплатой страховых взносов по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социального страхования.

В силу п.п. 2, 3 ст. 38 Федерального закона №212-ФЗ, по результатам выездной проверки в течение двух месяцев со дня составления справки о проведенной выездной проверке должностными лицами органа контроля за уплатой страховых взносов, проводившими проверку, должен быть составлен акт проверки по форме и в соответствии с требованиями к составлению акта выездной проверки, которые установлены органом контроля за уплатой страховых взносов по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социального страхования. Акт проверки подписывается лицами, проводившими соответствующую проверку, и лицом, в отношении которого проводилась эта проверка (его уполномоченным представителем). Об отказе лица, в отношении которого проводилась проверка (его уполномоченного представителя), подписать акт делается соответствующая запись в акте проверки.

Акт проверки, представленный в материалы дела, подписан уполномоченным на то должностным лицом Пенсионного фонда.

Согласно п. 1 ст. 39 Федерального закона №212-ФЗ, акт проверки и другие материалы проверки, в ходе которой были выявлены нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах, а также представленные проверяемым лицом (его уполномоченным представителем) письменные возражения по указанному акту должны быть рассмотрены руководителем (заместителем руководителя) органа контроля за уплатой страховых взносов, проводившего проверку, и решение по ним должно быть принято в течение 10 дней со дня истечения срока, указанного в части 5 статьи 38 настоящего Федерального закона. Указанный срок может быть продлен, но не более чем на один месяц.

По результатам рассмотрения материалов проверки руководитель (заместитель руководителя) органа контроля за уплатой страховых взносов по форме, утверждаемой органом контроля за уплатой страховых взносов по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социального страхования, выносит решение (п.8 8 ст. 39 Федерального закона №212-ФЗ).

Таким образом, решение по результатам проведенной проверки выносится решение. Должностным лицом, уполномоченным на вынесение решение в силу указанных выше положений законодательства является руководитель (заместитель руководителя) органа контроля за уплатой страховых взносов.

Оспариваемое решение вынесено заместителем начальника Управления Селецкой Т.В. Должностное положение Селецкой Т.В. подтверждается представленным приказом №25-к от 11.01.2013г.

Доводы о том, что решение должно быть вынесено лицом, проводившим камеральную проверку, противоречит указанным выше положениям Закона № 212-ФЗ.

В ходе производства по делу представитель Общества заявил, что Селецкая Т.В., хотя и подписала оспариваемое решение, однако фактически не принимала участия в рассмотрении материалов проверки.

В соответствии с ч.1  ст. 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.

Относимых, допустимых доказательств, подтверждающих, что Селецкая Т.В.  фактически не принимала участия в рассмотрении материалов проверки, Обществом в материалы дела не представлено. Таким образом, существенные процессуальные нарушения, на которые  ссылается Общество, по материалам дела судом не установлены.

В соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 5 Закона №212-ФЗ ответчик является плательщиком страховых взносов, производящим выплаты и иные вознаграждения физическим лицам.

Согласно пункту 2 статьи 28 Закона №212-ФЗ, плательщики страховых взносов обязаны правильно исчислять и своевременно уплачивать (перечислять) страховые взносы, вести в установленном порядке учет объектов обложения страховыми взносами, начислений страховых взносов, представлять в установленном порядке в орган контроля за уплатой страховых взносов по месту учета расчеты по начисленным и уплаченным страховым взносам.

Подпунктом 1 п. 9 ст. 15 Федерального закона № 212-ФЗ плательщики страховых взносов ежеквартально представляют в орган контроля за уплатой страховых взносов по месту своего учета в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации на бумажном носителе не позднее 15-го числа второго календарного месяца, следующего за отчетным периодом, а в форме электронного документа не позднее 20-го числа второго календарного месяца, следующего за отчетным периодом расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам по форме РСВ-1 ПФР.

Таким образом, срок представления расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам за девять месяцев 2015 года в форме электронного документа установлен не позднее 20.11.2015г.

Согласно п. 5 ст. 15 Федерального закона № 212-ФЗ, ежемесячный обязательный платеж подлежит уплате в срок не позднее 15-го числа календарного месяца, следующего за календарным месяцем, за который начисляется ежемесячный обязательный платеж. Если указанный срок уплаты ежемесячного обязательного платежа приходится на день, признаваемый в соответствии с законодательством Российской Федерации выходным и (или) нерабочим праздничным днем, днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день.

Из материалов дела следует, что расчет по форме РСВ-1 за девять месяцев 2015 года  был  представлен Обществом 18.11.2015г., то есть своевременно.

Управлением установлено и следует из содержания первого и уточненного расчетов, что в уточненном расчете сумма начисленных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование увеличена на 47 886,97 руб., а сумма взносов по дополнительному тарифу увеличена на 7 452 420,89 руб. в соответствии с положениями ч. 2 ст. 58.3 Закона №212-ФЗ в результате изменения базы для начисления страховых взносов.

Таким образом,  материалами дела подтверждается, что Общество допустило занижение базы для начисления страховых взносов.

Пунктом 1 ст. 47 Закона № 212-ФЗ установлено, что неуплата или неполная уплата сумм страховых взносов в результате занижения базы для начисления страховых взносов, иного неправильного исчисления страховых взносов или других неправомерных действий (бездействия) плательщиков страховых взносов влечет взыскание штрафа в размере 20 процентов неуплаченной суммы страховых взносов.

Положениями ст. 17 Закона № 212-ФЗ установлены условия внесения изменений в расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам.

Согласно п. 4 ст. 17 Закона № 212-ФЗ, если уточненный расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам представляется в орган контроля за уплатой страховых взносов после истечения срока подачи расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам и срока уплаты страховых взносов, то плательщик страховых взносов освобождается от ответственности в случаях:

Судом установлено, что условия, предусмотренные п. 4 ст. 17 Федерального закона № 212-ФЗ, Обществом не соблюдены, а именно Общество  до представления уточненного расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам не уплатило недостающую сумму страховых взносов и соответствующие ей пени. Из материалов дела следует, что недоимка и пени были погашены позднее представления уточненного расчета.

При указанных обстоятельствах, правовые основания для освобождения Общества от ответственности, предусмотренной  п.1 ст. 47 Закона № 212-ФЗ, отсутствует.

Как следует из ч. 1 ст. 40 Федерального закона №212-ФЗ, нарушением законодательства Российской Федерации о страховых взносах признается виновно совершенное противоправное деяние (действие или бездействие) плательщика страховых взносов или банка, за которое настоящим Федеральным законом установлена ответственность.

Обстоятельств, свидетельствующих об отсутствии вины Общества, суд по материалам дела не усматривает.

Привлечение к ответственности за совершение правонарушений, предусмотренных настоящим Федеральным законом, осуществляется органами контроля за уплатой страховых взносов (ч. 2 ст. 40 Федерального закона №212-ФЗ).

Пунктом 4 ч. 1 ст. 44 Федерального закона №212-ФЗ был установлен неограниченный круг обстоятельств, смягчающих ответственность за совершение правонарушения, которые могут быть признаны таковыми судом или органом контроля за уплатой страховых взносов, рассматривающим дело. Согласно п. 4 ст. 44 указанного закона обстоятельства, смягчающие или отягчающие ответственность за совершение правонарушения, устанавливаются судом или органом контроля за уплатой страховых взносов, рассматривающим дело, и учитываются при привлечении к указанной ответственности.

Данная норма утратила силу с 1 января 2015г. (Федеральный закон от 28.06.2014г. №188-ФЗ).

Вместе с тем, принимая во внимание тот факт, что негативные последствия для  бюджета отсутствуют, Общество самостоятельно выявило и исправило ошибки, приводящие к занижению подлежащей уплате суммы страховых взносов, принимая во внимание принцип соразмерности, выражающий требования справедливости и предполагающий дифференциацию ответственности в зависимости от тяжести содеянного, размера и характера причиненного ущерба, степени вины правонарушителя и иных существенных обстоятельств, обусловливающих индивидуализацию при применении взыскания, что соответствует выводам, изложенным в Постановлении №11-П от 15.07.1999г. года Конституционного Суда РФ,  суд считает возможным снизить сумму штрафа в два раза, то есть до 750 030,78 руб. в связи с наличием указанных выше  обстоятельств.

На основании всего вышеизложенного, требования заявителя подлежат частичному удовлетворению, а оспариваемое решение от 15.03.2015г. № 082С04160001466 подлежит признанию незаконным в части назначения штрафа на основании п. 1 ст. 47 Закона № 212-ФЗ в размере, превышающем 750 030,78 руб.

В остальной части заявленные требования удовлетворению не подлежат.

Оснований для взыскания с ответчика в пользу заявителя судебных расходов по уплате государственной пошлины суд не усматривает.

Принятым по настоящему делу судебным актом подтверждена правомерность привлечения Общества к ответственности за совершение правонарушения. Однако суд, приняв во внимание фактические обстоятельства дела, счел возможным применить снизить размер начисленного штрафа.

При таких обстоятельствах судебный акт по настоящему делу нельзя признать вынесенным в пользу заявителя, в связи с чем основания для взыскания с ответчика судебных расходов отсутствует. Указанный вывод соответствует сложившейся судебной практике (постановление АС Западно-Сибирского округа от 01.12.2015г. по делу № А27-1744/2015, от 29.01.2016г. по делу № А27-13047/2015).

Руководствуясь статьями 102, 110, 167- 170, 176, 212-216 АПК РФ арбитражный суд

Р Е Ш И Л :

Заявленные требования удовлетворить частично.

Признать незаконным решение Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Тюмени Тюменской области от 15.03.2015г. № 082С04160001466 «о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах» в части назначения ООО «Интегра-Бурение» штрафа на основании п. 1 ст. 47 Федерального закона от 24.07.2009г. № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» в размере, превышающем 750 030,78 руб.

Обязать Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Тюмени Тюменской области устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.

В остальной части заявленных требований отказать.

Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня его принятия в Восьмой арбитражный апелляционный суд путем подачи апелляционной жалобы через Арбитражный суд Тюменской области.

Судья

Сидорова О.В.