НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение АС Тюменской области от 09.11.2023 № А70-17412/2023

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

Ленина д.74, г.Тюмень, 625052,тел (3452) 25-81-13, ф.(3452) 45-02-07, http://tumen.arbitr.ru, E-mail: info@tumen.arbitr.ru

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

г. Тюмень

Дело №

А70-17412/2023

16 ноября 2023 года

резолютивная часть решения объявлена 09 ноября 2023 года

решение в полном объеме изготовлено 16 ноября 2023 года

Арбитражный суд Тюменской области в составе судьи Минеева О.А., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению

общества с ограниченной ответственностью «Бентек Дриллинг энд Ойлфилд Системс» (ИНН <***>, ОГРН <***>, дата регистрации 24.03.2005, адрес 625019, <...>., 8А)

к Тюменской таможне (625048, <...>)

о признании недействительным решения таможенного органа о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в декларации на товары, после выпуска товаров от 19.01.2023,

о признании недействительным решения от 03.05.2023 №09-17/5416 об отказе в рассмотрении жалобы по существу,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Климовой Е.И.,

при участии в судебном заседании представителей:

от заявителя – ФИО1 на основании доверенности от 01.09.2023, ФИО2 на основании доверенности от 01.09.2023;

от ответчика – ФИО3 на основании доверенности №238 от 15.12.2022, ФИО4 на основании доверенности №205 от 08.11.2023,

установил:

общество с ограниченной ответственностью «Бентек Дриллинг энд Ойлфилд Системс» (далее – заявитель, Общество) обратилось в суд с заявлением к Тюменской таможне (далее – ответчик, Таможня) о признании недействительным решения таможенного органа о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в декларации на товары, после выпуска товаров от 19.01.2023 и решения от 03.05.2023 №09-17/5416 об отказе в рассмотрении жалобы по существу.

Представители заявителя в судебном заседании поддержали заявленные требования на основании изложенных в заявлении доводов.

Представители ответчика против заявленных требований возражают по доводам, изложенным в отзыве на заявление.

Как следует из материалов, в период с 10 декабря 2021 г. по 23 ноября 2022 г. на основании поручения Уральского таможенного управления Тюменской таможней в соответствии со ст. 332 ТК ЕАЭС проведена камеральная таможенная проверка в отношении ООО «Бентек Дриллинг энд Ойлфилд Системе» по ДТ №№ 10511010/030920/0154257, 10511010/250920/0169210, направление проверки: достоверность сведений, заявленных в декларации на товары и (или) содержащихся в документах, подтверждающих сведения, заявленные в таможенной декларации.

23 ноября 2022 г. Тюменской таможней составлен акт камеральной таможенной проверки № 10503000/210/231122/А001118 (далее - Акт), согласно которому в ходе проведенной камеральной таможенной проверки в отношении ООО «Бентек Дриллинг энд Ойлфилд Системе» по ДТ №№ 10511010/030920/0154257, 10511010/250920/0169210 установлено заявление декларантом недостоверных сведений о цене фактически уплаченной или подлежащей уплате в структуре таможенной стоимости товара по ДТ №№ 10511010/030920/0154257, 10511010/250920/0169210, в нарушение пунктов 3, 9 статьи 39 ТК ЕАЭС, пунктов 9, 10 статьи 38 ТК ЕАЭС.

По результатам камеральной таможенной проверки Тюменской таможней принято решение от 19 января 2023 г. о внесении изменений и (или) дополнений в сведения, указанные в декларациях на товары №№ 10511010/030920154257, 10511010/250920/0169210, в части изменения сведений о таможенной стоимости товаров.

В дальнейшем ООО «Бентек Дриллинг энд Ойлфилд Системе» решение Тюменской таможни от 19 января 2023 г. о внесении изменений и (или) дополнений в сведения, указанные в декларациях на товары №№ 10511010/030920154257, 10511010/250920/0169210, в части изменения сведений о таможенной стоимости товаров обжаловало в ведомственном порядке (жалоба ООО «Бентек» исх. № 0041/23-ССиЛ).

Поскольку заявителем не были представлены документы, подтверждающие полномочия лица, подавшего жалобу, и не соблюдены сроки обжалования Тюменская таможня отказала в рассмотрении по существу жалобы ООО «Бентек» исх. № 0041/23-ССиЛ на решение Тюменской таможни от 19 января 2023 г. о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в декларациях на товары №№ 10511010/030920/0154257, 10511010/250920/0169210, после выпуска товаров на основании пунктов 2, 7 части 1 статьи 293 Федерального закона от 3 августа 2018 г. № 289-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Общество не согласно с Решениями Таможенного органа, считает их принятыми неправомерно и нарушающими права и законные интересы Общества, в связи с чем обратилось в суд с рассматриваемым заявлением.

Исследовав материалы дела, оценив, в соответствии со статьями 9, 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, с учетом принципа состязательности, представленные доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном их исследовании, пояснения сторон, арбитражный суд считает, что заявленные требования удовлетворению не подлежат по следующим основаниям.

В силу части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный ссуд с заявлением о признании незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, если полагают, что оспариваемые решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Для признания незаконными решения и действия (бездействия) государственного органа, органа местного самоуправления, иного органа, должностного лица требуется наличие в совокупности двух условий: несоответствия обжалуемого решения, действия (бездействия) закону и нарушения прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (пункт 2 статьи 201 АПК РФ).

При этом часть 5 статьи 200 АПК РФ предусматривает, что обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).

Согласно статье 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается, как на основания своих требований и возражений. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.

Судом установлено, материалами дела подтверждается и сторонами не оспаривается, что в рамках проведения камеральной таможенной проверки установлено, что ООО «Бентек Дриллинг энд Ойлфилд Системе» (Покупатель) заключило с компанией Бентек ГмбХ Дриллинг энд Ойлфилд Системе, Германия (далее - Бентек Гмбх) (Поставщик) рамочное соглашение (договор) от 16 октября 2019 г. № 01/Ink/Ben, согласно которому Поставщик обязуется передать в собственность Покупателя, а Покупатель обязуется принять и оплатить оборудование в соответствии со спецификациями к настоящему договору (пункт 1.1 рамочного соглашения от 16 октября 2019 г).

Согласно пункту 2.3 рамочного соглашения от 16 октября 2019 г. № 01/Ink/Ben цены товара, поставляемого по настоящему договору, даны на условиях FCA Бад Бентхайм ИНКОТЕРМС 2010.

Согласно спецификации AR239 в редакции приложения № 1 к дополнительному соглашению от 22 декабря 2020 г. № 3 к Рамочному соглашению от 16 октября 2019 г. № 01/Ink/Ben поставщик (Бентек Гмбх) и покупатель (ООО «Бентек Дриллинг энд Ойлфилд Системе») договорились о поставке комплекта оборудования, состоящего из 57 позиций, поименованных в приложении №1 к настоящей спецификации, на общую сумму 6 634 873,99 евро.

Согласно спецификации AR240 в редакции приложения № 2 к дополнительному соглашению от 19 марта 2020 г. № 1 к Рамочному соглашению от 16 октября 2019 г. № 01/Ink/Ben поставщик (Бентек Гмбх) и покупатель (ООО «Бентек Дриллинг энд Ойлфилд Системе») договорились о поставке комплекта оборудования, состоящего из 58 позиций, поименованных в приложении к спецификации, на общую сумму 7 286 093,00 евро.

В период с 3 сентября 2020 г. - 25 сентября 2020 г. таможенным представителем ООО «КЕЙ ПОИНТ ЛОДЖИСТИКС» по поручению ООО «Бентек Дриллинг энд Ойлфилд Системе» на основании договора от 9 января 2018 г. № 0815/01-18-SVX/001 осуществлено таможенное декларирование части товаров, ввезенных в рамках исполнения спецификаций AR239, AR240 к рамочному соглашению от 16 октября 2019 г. № 01/Ink/Ben, по ДТ №№ 10511010/030920/0154257, 10511010/250920/0169210 с целью помещения под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления (ИМ 40).

Таможенная стоимость задекларированных товаров по ДТ №№ 10511010/030920/0154257, 10511010/250920/0169210 определена и заявлена декларантом (таможенным представителем) в декларациях таможенной стоимости (далее - ДТС-1) в соответствии со статьей 39 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее - ТК ЕАЭС) по методу по стоимости сделки с ввозимыми товарами с учетом условий поставки FCA BAD BENTHEIM (Бад Бентхайм).

Согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц Бентек ГМБХ является учредителем ООО «Бентек Дриллинг энд Ойлфилд Системе», размер доли владения составляет 99,66 %. Таким образом, в соответствии со статьей 37 ТК ЕАЭС данные лица являются взаимосвязанными лицами. Сведения о наличии взаимосвязи между продавцом и покупателем заявлены в ДТС-1, при этом декларантом указано, что взаимосвязь не оказала влияние на цену, фактически уплаченную или подлежащую уплате за ввозимые товары (гр. 7 ДТС-1).

В структуру таможенной стоимости товара согласно сведениям ДТС-1, заявленным таможенным представителем, включены:

- цена, фактически уплаченная или подлежащая уплате за товары, согласно сведениям графы 11 ДТС-1;

- расходы на перевозку (транспортировку) ввозимых товаров согласно сведениям графы 17 ДТС-1,

т.е. при определении таможенной стоимости товаров осуществлены дополнительные начисления к уплаченной или подлежащей уплате цене товара, установленные ст. 40 ТК ЕАЭС.

В качестве документального подтверждения сведений о таможенной стоимости товаров при совершении таможенных операций декларантом (таможенным представителем) представлены внешнеэкономический контракт (рамочное соглашение от 16 октября 2019 г. № 01/Ink/Ben), спецификации, инвойсы, счета за перевозку.

Согласно сведений, заявленных в графах 31 ДТ №№ 10511010/030920/0154257, 10511010/250920/0169210, осуществлено таможенное декларирование следующих товаров:

- станции с системой электроснабжения для HR5000, сер. № 272875-01, № 272891-01, поставляются для комплектации технологического оборудования нефтедобывающей буровой установки;

- изделия различных наименований для проведения технического обслуживания и ремонтных работ, для комплектации технологического оборудования нефтедобывающей буровой установки (ключи, захват, стержень, защита лица, индикатор напряжения).

Представленные проверяемым лицом технический паспорт на станцию с системой электроснабжения сер. № 272875-01 для HR5000 (согласно инвойсу от 12 декабря 2019 г. № 4_20) содержит маркировку AR239, технический паспорт на станцию с системой электроснабжения сер. № 272891-01 для HR5000 (согласно инвойсу от 28 июля 2020 г. № 222_20) содержит маркировку AR240.

В соответствии с представленной бухгалтерской документацией (приходный ордер от 21 августа 2020 г. № 4697, служебная записка ООО «Бентек» от 4 сентября 2020 г., карточка счета 10 за 1 августа 2020 г. - 28 декабря 2021 г.; приходный ордер от 11 сентября 2020 г. № 5351, карточка счета 10 за 1 сентября 2020 г. -28 декабря 2021 г.) все указанные выше товарные позиции, необходимые для проведения технического обслуживания и ремонтных работ технологического оборудования нефтедобывающей буровой установки, оприходованы как «Станция с системой электроснабжения для HR5000 (сер. № 272875-01/)».

Согласно требованию-накладной от 30 ноября 2020 г. № ЬеБП-002279, представленной ООО «Бентек Дриллинг энд Ойлфилд Системе», станция с системой электроснабжения для HR5000, сер. № 272875-01 передана в основное производство буровой установки стационарно-шелонного типа HR5000, грузоподъемность 3200кН (номер WO 901460), учитывается на счете 20 «Основное производство».

Согласно требованию-накладной от 31 марта 2021 г. № ЬеБП-000730, представленной ООО «Бентек Дриллинг энд Ойлфилд Системе», станция с системой электроснабжения для HR5000 сер. № 272891-01 передана в основное производство буровой установки стационарно-эшелонного типа HR5000, грузоподъемность 3200кН (номер WO 901461), учитывается на счете 20 «Основное производство».

В подтверждение данных сведений проверяемым лицом представлены данные бухгалтерского учета, а именно анализ счета 20 за период январь 2019-декабрь 2022 гг. на буровые установки стационарно-эшелонного типа HR5000 AR239, AR240.

В рамках проведения камеральной таможенной проверки установлено, что ООО «Бентек Дриллинг энд Ойлфилд Системе» (Заказчик) заключило с компанией Бентек Гмбх (Исполнитель) соглашение от 10 декабря 2020 г. № 0001/20 на оказание услуг.

В соответствии со спецификацией от 10 декабря 2020 г. № 1, актом от 11 декабря 2020 г. к Соглашению от 10 декабря 2020 г. № 0001/20 компанией Бентек Гмбх оказаны следующие услуги: изготовление и предоставление конструкторской документации для изготовления буровой установки стационарно-эшелонного типа HR5000 грузоподъемностью3200 кН AR239; техническая поддержка специалистов Поставщика при изготовлении буровой установки стационарно-эшелонного типа HR5000 грузоподъемностью 3200 кН AR239; коммерческое и техническое управление проектом по продаже буровой установки стационарно-эшелонного типа HR5000 грузоподъемностью 3200 кН AR239.

Согласно спецификации от 10 декабря 2020 г. № 1 к Соглашению от 10 декабря 2020 г. № 0001/20 место оказанных услуг: РФ, период: октябрь 2019 - декабрь 2020 г.

В соответствии со спецификацией от 10 декабря 2020 г. № 2, актом от 31 марта 2021 г. К Соглашению от 10 декабря 2020 г. № 0001/20 компанией Бентек Гмбх оказаны следующие услуги: изготовление и предоставление конструкторской документации для изготовления буровой установки стационарно-эшелонного типа HR5000 грузоподъемностью3200 кН AR240; техническая поддержка специалистов Поставщика при изготовлении буровой установки стационарно-эшелонного типа HR5000 грузоподъемностью3200 кН AR240; коммерческое и техническое управление проектом по продаже буровой установки стационарно-эшелонного типа HR5000 грузоподъемностью3200 кН AR240

Согласно спецификации от 10 декабря 2020 г. № 2 к Соглашению от 10 декабря 2020 г. № 0001/20 место оказанных услуг: РФ, период: октябрь 2019 - март 2021 гг.

В представленной АО «Юникредитбанк» ведомости банковского контроля по контракту от 13 января 2021 г. № 21010009/0001/0000/4/1 в разделе II Сведения о платежах отражена сумма в размере 2 867 108,10 евро, что соответствует общей сумме спецификаций от 10 декабря 2020 г. №№ 1, 2, 3 к Соглашению от 10 декабря 2020 г. № 0001/20.

ООО «Бентек Дриллинг энд Ойлфилд Системе» представлено заявление на перевод от 18 ноября 2021 г. № 16 на сумму 2 867 108,10 евро в адрес компании Бентек Гмбх, а также пояснено, что в рамках Соглашения от 10 декабря 2020 г. № 0001/20 поставка осуществляется по отдельным позициям и инвойсам, но оплата происходит по факту поставленных товаров за определенный период таких поставок путем дебетового авизо, которое как бухгалтерский документ содержит сведения о том, что поставка товаров от Бентек Гмбх совершена и получатель товара должен перечислить денежные средства в пользу поставщика.

Согласно письму ООО «Бентек Дриллинг энд Ойлфилд Системе» от 6 мая 2022 г. исх. № 01/22-ССиЛ-Ю услуги в соответствии со спецификациями от 10 декабря 2020 г. №№ 1, 2 к Соглашению от 10 декабря 2020 г. № 0001/20 оказывались в целом для изготовления буровых установок HR5000 AR239, AR240. Местом оказания услуг указана РФ, так как согласно п.п. 4 п.1 ст. 148 Налогового кодекса РФ местом реализации работ (услуг) признается территория Российской Федерации на основе государственной регистрации организации. Фактически к изготовлению конструкторской документации привлекались как работники

Бентек Гмбх в Германии, так и работники ООО «Бентек Дриллинг энд Ойлфилд Системе» совместно. Изготовление документации осуществлялось на компьютерах в специальных программах и работниками Бентек Гмбх в электронном виде через электронные сервисы компании передавалась ООО «Бентек Дриллинг энд Ойлфилд Системе». Товары, ввозимые по ДТ №10511010/030920/0154257, являются частью буровой установки стационарно-эшелонного типа HR5000 грузоподъемностью3200 кН AR239, в отношении которой осуществлены услуги в соответствии с актом от 10 декабря 2020 г. к Соглашению от 10 декабря 2020 г. № 0001/20; товары, ввозимые по ДТ №10511010/250920/0169210, являются частью буровой установки стационарно-эшелонного типа HR5000 грузоподъемностью3200 кН AR240, в отношении которой осуществлены услуги в соответствии с актом от 31 марта 2021 г. к Соглашению от 10 декабря 2020 г. № 0001/20.

Данные сведения также подтверждаются бухгалтерской документацией, представленной проверяемым лицом (требования-накладные от 30 ноября 2020 г. № ЬеБП-002279, от 31 марта 2021 г. № ЬеБП-000730, карточки счетов).

В силу пунктов 1, 2 статьи 38 ТК ЕАЭС таможенная стоимость товаров, ввозимых на таможенную территорию ЕАЭС, определяется в соответствии с главой 5 ТК ЕАЭС на основе общих принципов и правил, установленных статьей VII Генерального соглашения по тарифам и торговле 1994 года и Соглашением по применению статьи VII Генерального соглашения по тарифам и торговле 1994 года.

Согласно пункту 14 статьи 38 ТК ЕАЭС таможенная стоимость товаров определяется декларантом либо таможенным представителем, действующим от имени и по поручению, а в случаях, установленных настоящим кодексом, - таможенным органом.

В соответствии с пунктом 2 статьи 105 ТК ЕАЭС сведения о таможенной стоимости товаров заявляются в декларации на товары и декларации таможенной стоимости. Декларация таможенной стоимости является неотъемлемой частью ДТ.

В соответствии с пунктом 9 статьи 38 ТК ЕАЭС определение таможенной стоимости товаров не должно быть основано на использовании произвольной или фиктивной таможенной стоимости товаров.

Согласно пункту 10 статьи 38 ТК ЕАЭС таможенная стоимость товаров и сведения, относящиеся к ее определению, должны основываться на достоверной, количественно определяемой и документально подтвержденной информации.

Согласно пункту 1 статьи 39 ТК ЕАЭС таможенной стоимостью товаров, ввозимых на таможенную территорию Таможенного союза, является стоимость сделки с ними, то есть цена, фактически уплаченная или подлежащая уплате за эти товары при их продаже для вывоза на таможенную территорию Союза и дополненная в соответствии со статьей 40 ТК ЕАЭС.

Согласно пункту 3 статьи 39 ТК ЕАЭС ценой, фактически уплаченной или подлежащей уплате за ввозимые товары, является общая сумма всех платежей за эти товары, осуществленных или подлежащих осуществлению покупателем непосредственно продавцу или иному лицу в пользу продавца.

В соответствии с пунктом 9 статьи 39 ТК ЕАЭС цена, фактически уплаченная или подлежащая уплате за ввозимые товары, относится к товарам, перемещаемым через таможенную границу Союза, в связи с чем, перечисляемые покупателем продавцу дивиденды или иные платежи в случае, если они не связаны с ввозимыми товарами, не включаются в таможенную стоимость ввозимых товаров.

В соответствии с Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 20 декабря 2012 г. № 283 «О применении метода определения таможенной стоимости товаров по стоимости сделки с ввозимыми товарами (метод 1)» при определении таможенной стоимости товаров по стоимости сделки с ввозимыми товарами необходимо исходить из того, что под сделкой понимается совокупность различных сделок, осуществляемых в соответствии с такими видами договоров (соглашений), как внешнеэкономический договор (контракт), в соответствии с которым товары продаются для вывоза на таможенную территорию ЕАЭС, договор международной перевозки (транспортировки) товаров, лицензионный договор и другие. Таким образом, в стоимость сделки должны включаться соответствующие стоимостные показатели по каждому из договоров, на основании которых осуществлялся ввоз товаров на таможенную территорию ЕАЭС, то есть как непосредственно по сделке купли-продажи (цена, фактически уплаченная или подлежащая уплате за ввозимые товары), так и по иным договорам, расходы по которым включаются в таможенную стоимость товаров (например, расходы по перевозке (транспортировке) товаров, расходы на страхование, лицензионные платежи и пр.) (пункт З.1.).

Таким образом, исходя из положений пунктов 3, 9 статьи 39 ТК ЕАЭС, пункта 3.1. Правил применения метода определения таможенной стоимости товаров по стоимости сделки с ввозимыми товарами (метод 1), утвержденных решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 20 декабря 2012 г. № 283, в цену, фактически уплаченную или подлежащую уплате за ввозимые товары включается общая сумма всех платежей за эти товары, осуществленных или подлежащих осуществлению покупателем непосредственно продавцу или в пользу продавца.

В соответствии с подпунктами 4 и 9 пункта 1 статьи 106 ТК ЕАЭС в декларации на товары подлежат указанию, в том числе сведения о товарах, в частности таможенная стоимость товаров (величина, метод определения таможенной стоимости товаров), и о документах, подтверждающих сведения, заявленные в декларации на товары, указанных в статье 108 ТК ЕАЭС.

Пунктом 13 статьи 38 ТК ЕАЭС закреплено право таможенных органов убеждаться в достоверности или точности любого заявления, документа или декларации, представленных для подтверждения таможенной стоимости товаров.

Согласно пункту 1 статьи 313 ТК ЕАЭС при проведении таможенного контроля таможенной стоимости товаров, заявленной при таможенном декларировании, таможенным органом осуществляется проверка правильности определения и заявления таможенной стоимости товаров (выбора и применения метода определения таможенной стоимости товаров, структуры и величины таможенной стоимости товаров, документального подтверждения сведений о таможенной стоимости товаров).

В ходе камеральной таможенной проверки подтвержден факт оплаты услуг по соглашению от 10 декабря 2020 г. № 0001/20 в пользу компании Бентек Гмбх, Германия, выступающей контрагентом ООО «Бентек Дриллинг энд Ойлфилд Системе» по сделке в соответствии с рамочным соглашением от 16 октября 2019 г. № 01/Ink/Ben.

По результатам анализа представленных документов в отношении услуг, оказанных компанией Бентек Гмбх по Соглашению от 10 декабря 2020 г. № 0001/20 в период с октября 2019 г. по март 2021 г., установлена связь оказанных услуг с товарами, ввозимыми в соответствии с рамочным соглашением от 16 октября 2019 г. № 01/Ink/Ben (спецификации AR239, AR240), которая выражается в том, что изготовление буровых установок HR5000 AR239, AR240 невозможно осуществить без использования проектной документации, разработанной компанией Бентек Гмбх по Соглашению от 10 декабря 2020 г. № 0001/20.

Факт оказания услуг компанией Бентек Гмбх по Соглашению от 10 декабря 2020 г. № 0001/20 является условием ввоза товаров по спецификациям AR239, AR240, являющихся составной частью буровых установок HR5000 AR239, AR240.

Таким образом, исходя из сведений спецификаций к Соглашению от 10 декабря 2020 г. № 0001/20, рамочному соглашению от 16 октября 2019 г. № 01/Ink/Ben, а также пояснительных писем ООО «Бентек Дриллинг энд Ойлфилд Системе» от 6 мая 2022 г. № 01/22-ССиЛ-Ю (вх. реестр от 6 мая 2022 г.), от 15 августа 2022 г. № 0101/30-ССиЛ (вх. реестр от 15 августа 2022 г.), с учетом периода оказания услуг, установлена необходимость включения стоимости следующих услуг (изготовление и предоставление конструкторской документации для изготовления буровой установки стационарно-эшелонного типа HR5000 грузоподъемностью 3200 кН AR239, AR240; техническая поддержка специалистов Поставщика при изготовлении буровой установки стационарно-эшелонного типа HR5000 грузоподъемностью 3200 кН AR239, AR240; коммерческое и техническое управление проектом по продаже буровой установки стационарно-эшелонного типа HR5000 грузоподъемностью 3200 кН AR239, AR240) в таможенную стоимость товаров, задекларированных по ДТ №№10511010/030920/0154257, 10511010/250920/0169210, в составе цены фактически уплаченной или подлежащей уплате в связи с тем, что вышеуказанные услуги выполнены в пользу продавца Бентек Гмбх и являются условием поставки ввозимых товаров.

Соответственно установлено, что проверяемым лицом не заявлены в разделе А ДТС-1 сведения о фактически понесенных расходах на услуги в соответствии со спецификациями от 10 декабря 2020 г. №№ 1, 2 к Соглашению от 10 декабря 2020 г. № 0001/20. Декларантом (таможенным представителем) не соблюдены условия, установленные пунктом 10 статьи 38 и пунктами 1, 3, 9 статьи 39 ТК ЕАЭС, пункта 3.1. Правил применения метода определения таможенной стоимости товаров по стоимости сделки с ввозимыми товарами (метод 1), утвержденных решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 20 декабря 2012 г. № 283. В структуру таможенной стоимости, а именно в цену, фактически уплаченную или подлежащую уплате за ввозимые товары, основываясь на достоверной, количественно определяемой и документально подтвержденной информации должны быть включены расходы, понесенные в связи с получением услуг в соответствии со спецификациями от 10 декабря 2020 г. №№ 1, 2 к Соглашению от 10 декабря 2020 г. № 0001/20.

В связи с тем, что услуги, оказанные в соответствии со спецификациями от 10 декабря 2020 г. №№ 1, 2 к Соглашению от 10 декабря 2020 г. № 0001/20, относятся к буровым установкам HR5000 AR239, AR240 в целом, необходимо распределить стоимость за указанные услуги в отношении частей буровых установок с учетом требований абзаца 2 пункта 3 статьи 39 ТК ЕАЭС, а именно: пропорционально величине, определяемой отношением стоимости каждого наименования товара к общей стоимости товаров, к которым относятся такие услуги.

Расчет в отношении товаров по ДТ № 10511010/030920/0154257 производится следующим образом: (фактурная стоимость товара по ДТ № 10511010/030920/0154257 /общую стоимость товаров по спецификации AR239) х стоимость услуг по спецификации от 10 декабря 2020 г. № 1 с учетом НДС.

Расчет в отношении товаров по ДТ № 10511010/250920/0169210 производится следующим образом: (фактурная стоимость товара по ДТ № 10511010/250920/0169210 / общую стоимость товаров по спецификации AR240) х стоимость услуг по спецификации от 10 декабря 2020 г. № 2 с учетом НДС.

При решении вопроса о необходимости включения в таможенную стоимость товаров сумм налогов, в том числе налога на добавленную стоимость (далее - НДС), исчисленных, удержанных и уплаченных российским лицом (в таможенных правоотношениях - декларант) в рамках исполнения обязанностей налогового агента в отношении платежей, начисленных в пользу иностранного лица, таможня справедливо исходила из следующего.

Принцип недопустимости двойного налогообложения предполагает запрет взимания одного налога более одного раза с одного объекта налогообложения. Таким образом, утверждение ООО «Бентек Дриллинг энд Ойлфилд Системе» о том, что включение в таможенную стоимость товаров НДС, уплаченного за услугу, приводит к двойному налогообложению несостоятельно в связи с тем, что в первом случае объектом налогообложения выступила реализация услуг, а во втором - ввоз товаров на таможенную территорию Российской Федерации (статьи 146, 148 Налогового кодекса Российской Федерации).

Допущенная таможенным органом арифметическая ошибка при расчете таможенной стоимости по ДТ № 10511010/250920/0169210 устранена, денежные средства в размере 122,56 руб. возвращены декларанту (письмо Тюменской таможни от 22 августа 2023 г. № 15-20/10340).

Исходя из пункта 13 статьи 38 Таможенного кодекса таможенные органы вправе убеждаться в достоверности декларирования таможенной стоимости ввозимых товаров в соответствии с их действительной стоимостью.

Судом также установлено, что 27 апреля 2023 г. в Тюменскую таможню поступила жалоба общества с ограниченной ответственностью «Бентек Дриллинг энд Ойлфилд Системе» исх. № 0041/23-ССиЛ на решение Тюменской таможни от 19 января 2023 г. о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в декларациях на товары №№ 10511010/030920/0154257, 10511010/250920/0169210, после выпуска товаров.

Согласно части 5 статьи 286 Федерального закона от 3 августа 2018 г. № 289-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Закон о таможенном регулировании) федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в области таможенного дела, определяет порядок действий должностных лиц таможенных органов при рассмотрении жалоб.

Порядок действий должностных лиц таможенных органов при рассмотрении жалоб на решение, действие (бездействие) таможенных органов и их должностных лиц утвержден приказом ФТС России от 29 декабря 2020 г. № 1163 (зарегистрировано в Минюсте России 31 марта 2021 г. № 62945, опубликован на официальном интернет-портале правовой информации http://pravo.gov.ru - 31 марта 2021 г.) (далее - Порядок).

В соответствии с указанным порядком (пункты 2, 3 Порядка) при поступлении жалобы в таможенный орган с учетом требований части 1 статьи 288 Закона о таможенном регулировании ответственный исполнитель правового подразделения таможенного органа устанавливает таможенный орган, уполномоченный рассматривать жалобу, и проверяет наличие оснований для отказа в рассмотрении жалобы по существу

При установлении ответственным исполнителем правового подразделения таможенного органа, решение, действие (бездействие) которого обжалуется, оснований для отказа в рассмотрении жалобы по существу, предусмотренных частью 1 статьи 293 Закона о таможенном регулировании, указанное должностное лицо в пределах срока, установленного частью 2 статьи 293 Закона о таможенном регулировании, подготавливает на бланке письма таможенного органа проект решения об отказе в рассмотрении жалобы по существу, содержащий обстоятельства, являющиеся основанием для его принятия (пункт 4 Порядок).

Поскольку в данном случае жалоба не рассматривается, то довод Общества о несоблюдении Тюменской таможней порядка рассмотрения жалобы (нарушения положений статьи 295 Закона о таможенном регулировании) - не обоснован.

Статьёй 358 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза предусмотрено право любого лица обжаловать решения таможенных органов, действия (бездействие) таможенных органов или их должностных лиц в порядке и сроки, которые установлены законодательством государства - члена Евразийского экономического союза, решения, действия (бездействие) таможенного органа или должностных лиц таможенного органа которого обжалуются.

В соответствии с частью 3 статьи 286 Закона о таможенном регулировании порядок подачи и рассмотрения жалоб определяется главой 51 Закона о таможенном регулировании, за исключением случаев обжалования решения, действия (бездействия) таможенных органов и их должностных лиц, в отношении которых федеральными законами установлен специальный порядок обжалования.

Согласно статьи 287 Закона о таможенном регулировании заявителями, подающими жалобу, могут выступать юридические лица, а также организации, не являющиеся юридическими лицами, которые обжалуют решение, действие (бездействие) таможенного органа через свои органы, действующие в пределах полномочий, предоставленных им федеральными законами, иными нормативными правовыми актами, учредительными документами юридического лица или организации, не являющейся юридическом лицом, либо через своих представителей.

В соответствии с частью 1 статьи 291 Закона о таможенном регулировании в случае подачи жалобы представителем заявителя к жалобе должны быть приложены оригиналы или надлежащим образом заверенные копии документов, в которых должно быть непосредственно закреплено право представителя на обжалование решений, действий (бездействия) в области таможенного дела.

Согласно пунктам 14.2, 14.2.4. устава общества с ограниченной ответственностью «Бентек Дриллинг энд Ойлфилд Системе» единоличным исполнительным органом Общества является генеральный директор, который без доверенности действует от имени Общества, в том числе представляет его интересы.

Исходя из сведений выписки из Единого государственного реестра юридических лиц от 25 апреля 2023 г. № ЮЭ9965-23-58200600 генеральным директором Общества является ФИО5.

При этом, жалоба от имени ООО «Бентек» подписана представителем ФИО6, согласно оттиску штампа Общества на жалобе действующему на основании доверенности от 30 декабря 2022 г. № 1/Loc, приказа 1 января 2023 г. № 1.

Вместе с тем, к жалобе приложена только копия доверенности от 30 декабря 2022 г. № 1/Loc, согласно которой ФИО6 уполномочен на представление интересов ООО «Бентек» в таможенных органах с правом подписания и подачи жалоб в период исполнения обязанностей генерального директора. Документы, свидетельствующие о том, что на момент подписания жалобы ФИО6 исполнял обязанности генерального директора - в таможенный орган не представлены (приложение 1 к настоящему отзыву - приложения 2-4 к жалобе исх. № 0041/23- ССиЛ).

В соответствии с пунктом 7 части 1 статьи 293 Закона о таможенном регулировании таможенный орган отказывает в рассмотрении жалобы по существу полностью или частично при наличии следующего основания: заявителем не представлены документы, подтверждающие полномочия лица, подавшего жалобу, предусмотренные частью 1 статьи 291 Закона о таможенном регулировании.

Учитывая изложенное, Тюменская таможня правомерно отказала в рассмотрении по существу жалобы ООО «Бентек» исх. № 0041/23-ССиЛ на решение Тюменской таможни от 19 января 2023 г. о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в декларациях на товары №№ 10511010/030920/0154257, 10511010/250920/0169210, после выпуска товаров на основании пункта 7 части 1 статьи 293 Закона о таможенном регулировании.

Кроме того, согласно части 1 статьи 289 Закона о таможенном регулировании жалоба может быть подана в течение трёх месяцев:

1) со дня, когда лицу стало известно или должно было стать известно о нарушении его прав, свобод или законных интересов, создании препятствий к их реализации либо незаконном возложении на него какой-либо обязанности;

2) со дня истечения срока для принятия таможенным органом решения или совершения действия, установленных международными договорами и актами в сфере таможенного регулирования, законодательством Российской Федерации о таможенном регулировании.

На основании частей 5, 8 статьи 7.1 Закона о таможенном регулировании срок, исчисляемый месяцами, истекает в соответствующее число последнего месяца срока. Если письменные заявления и извещения были сданы в организацию почтовой связи до 24 часов последнего дня установленного срока, установленный срок не считается пропущенным.

Дата приёма почтового отправления организацией почтовой связи соответствует дате оттиска календарного почтового штемпеля (абзац 23 статьи 2 Федерального закона от 17 июля 20199 г. № 176-ФЗ «О почтовой связи», пункты 5.4.1.9., 5.4.2.1.3. Порядка приёма и вручения внутренних регистрируемых почтовых отправлений, утверждённого приказом АО «Почта России» от 21 июня 2022 г. № 230-П).

Письмом Тюменской таможни от 19 января 2023 г. № 15-20/620 «О направлении документов» решение Тюменской таможни от 19 января 2023 г. о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в декларациях на товары №№ 10511010/030920/0154257, 10511010/250920/0169210, после выпуска товаров направлено в адрес ООО «Бентек», указанное решение Тюменской таможни получено ООО «Бентек» 24 января 2023 г. (отчет об отслеживании отправления с почтовым идентификатором 80090080944666, уведомление о вручении почтового отправления 80090080944666) (приложение 2 к настоящему отзыву).

Однако, жалоба на решение Тюменской таможни от 19 января 2023 г. о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в декларациях на товары №№ 10511010/030920/0154257, 10511010/250920/0169210, после выпуска товаров подана ООО «Бентек» только 25 апреля 2023 г. (что подтверждается оттиском календарного почтового штемпеля на почтовом конверте, на бланке описи вложения ф. 107) (приложение 1 к настоящему отзыву).

Таким образом, срок для обжалования решения Тюменской таможни от 19 января 2023 г. о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в декларациях на товары №№ 10511010/030920/0154257, 10511010/250920/0169210, после выпуска товаров, предусмотренный статьёй 289 Закона о таможенном регулировании, истёк.

Как следует из частей 2 и 3 статьи 289 Закона о таможенном регулировании, в случае пропуска срока для обжалования действия (бездействия) указанный срок может быть восстановлен по ходатайству заявителя, если таможенный орган признает причину такого пропуска уважительной. Ходатайство о восстановлении срока подается в письменной форме в виде самостоятельного документа одновременно с жалобой либо может содержаться в тексте жалобы. С таким ходатайством предоставляются документы, подтверждающие причины пропуска срока для обжалования.

Ходатайство о восстановлении срока не содержится в тексте жалобы ООО «Бентек» и не подано в виде самостоятельного документа.

Согласно пункту 2 части 1 статьи 293 Закона о таможенном регулировании таможенный орган отказывает в рассмотрении жалобы по существу полностью или частично в случае, если не соблюдены сроки обжалования, установленные частью 1 статьи 289 Закона о таможенном регулировании, и заявитель не подал ходатайство о восстановлении срока для обжалования либо таможенным органом такое ходатайство отклонено.

Учитывая изложенное, Тюменская таможня правомерно отказала в рассмотрении по существу жалобы ООО «Бентек» исх. № 0041/23-ССиЛ на решение Тюменской таможни от 19 января 2023 г. о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в декларациях на товары №№ 10511010/030920/0154257, 10511010/250920/0169210, после выпуска товаров на основании пункта 2 части 1 статьи 293 Закона о таможенном регулировании.

Согласно материалам дела, решение Тюменской таможни от 19 января 2023 г. о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в декларациях на товары №№ 10511010/030920/0154257, 10511010/250920/0169210, после выпуска товаров было направлено в адрес ООО «Бентек» письмом Тюменской таможни от 19 января 2023 г. № 15-20/620 «О направлении документов», которое получено ООО «Бентек» 24 января 2023 г. (отчет об отслеживании отправления с почтовым идентификатором 80090080944666, уведомление о вручении почтового отправления 80090080944666) (приложение 2 к настоящему отзыву).

Соответственно, именно с 24 января 2023 г. Обществу стало известно о нарушении его прав и законных интересов в результате принятого решения.

Жалоба Общества в таможню с пропуском срока и, в связи с этим, отказ в рассмотрении жалобы Общества по существу, формализованный в письме таможни от 3 мая 2023 г. № 09- 17/5416, не продлевает срок на обращение в суд, установленный частью 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Пропуск срока на обращение в суд и отсутствие ходатайства о его восстановлении является самостоятельным и достаточным основанием для отказа в удовлетворении заявленных Обществом требований в части оспаривания решения Тюменской таможни от 19 января 2023 г. о внесении изменений и (или) дополнений в сведения, указанные в декларациях на товары №№ 10511010/030920154257, 10511010/250920/0169210, в части изменения сведений о таможенной стоимости товаров.

В соответствии с частью 3 статьи 201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.

При таких обстоятельствах, оснований для вывода о несоответствии оспариваемых решений требованиям законодательных и иных нормативных правовых актов у суда не имеется.

Согласно части 1 статьи 110 АПК РФ судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.

В связи с отказом в удовлетворении требований судебные расходы по делу относятся на заявителя.

Руководствуясь статьями 168-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении заявленных требований отказать.

Решение может быть обжаловано в месячный срок со дня его принятия в Восьмой арбитражный апелляционный суд путем подачи апелляционной жалобы через Арбитражный суд Тюменской области.

Судья

Минеев О.А.