АРБИТРАЖНЫЙ СУД ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ
Хохрякова д.77, г.Тюмень, 625052,тел (3452) 25-81-13, ф.(3452) 45-02-07, http://tumen.arbitr.ru, E-mail: info@tumen.arbitr.ru
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
г. Тюмень | Дело № | А70-2807/2020 |
16 июня 2020 года
резолютивная часть решения объявлена 08 июня 2020 года
решение в полном объеме изготовлено 16 июня 2020 года
Арбитражный суд Тюменской области в составе судьи Минеева О.А., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению
открытого акционерного общества «Российские железные дороги»
к Тюменской таможне
об оспаривании постановления о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении №10503000-770/2019 от 04.12.2019,
к Уральской оперативной таможне
об оспаривании решения от 04.02.2020 №10507000/51ю/4А заместителя начальника полковника таможенной службы Уральской оперативной таможни Бершадского Владимира Владимировича,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Климовой Е.Ю.,
при участии в судебном заседании представителей:
от заявителя – Слепова Н.Б., по доверенности от 12.09.2018,
от ответчика Тюменской таможни – Кубышева И.А., по доверенности № 148 от 14.05.2020, Харламов Д.М. по доверенности № 005 о т10,01.2020,
от ответчика Уральской оперативной таможни – не явились,
Представитель заявителя требования поддерживает в полном объеме по доводам, изложенным в заявлении и в дополнении к нему.
Представители ответчика Тюменская таможня возражает против заявленных требований, просит суд отказать в их удовлетворении в полном объеме.
Ответчик – Уральская оперативная таможня о времени и месте судебного заседания извещена надлежащим образом в порядке статей 122, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ), своего представителя в судебное заседание не направила, представила в суд отзыв на заявление, согласно которому возражает против заявленных требований, просит суд отказать в их удовлетворении в полном объеме.
Как следует из материалов дела, открытое акционерное общество «Российские железные дороги» (далее – заявитель, ООО «РЖД», общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Тюменской таможне об оспаривании постановления о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении №10503000-770/2019 от 04.12.2019, к Уральской оперативной таможне об оспаривании решения от 04.02.2020 №10507000/51ю/4А заместителя начальника полковника таможенной службы Уральской оперативной таможни Бершадского Владимира Владимировича.
Постановлением Тюменской таможни от 04.12.2019 по делу об административном правонарушении №10503000-770/2019 ОАО «РЖД» признано виновным в совершении правонарушения, предусмотренного часть 1 статьи 16.9 Кодекса об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) и подвергнуто административному штрафу в размере 350 000 рублей.
Решением Уральской оперативной таможни Уральского таможенного управления Федеральной таможенной службой от 04.02.2020 №10507000/51ю/4а жалоба ОАО «РЖД» на указанное постановление оставлена без удовлетворения.
ОАО «РЖД» не согласно с принятыми ответчиками постановлением и решением по делу, поскольку полагает, что в действиях общества отсутствует состав административного правонарушения, а именно вина в совершенном административном правонарушении, так как общество не знало и не могло знать о том, что перевозимые товары в вагонах №№ 54010848, 55599856,60154051,61406351,63176473, 63243653,63441018 по накладным СМГС БЧ № 22515270 перемещаются по процедуре таможенного тарифа.
Кроме того, ОАО «РЖД» не согласно с вынесенным решением Уральской оперативной таможни по жалобе общества на постановление по делу об административном правонарушении от 04.02.2020 №10507000/51ю/4а в связи с допущенным процессуальным нарушением, а именно требований части 1 статьи 30.5 КоАП РФ, согласно которой жалоба на постановление по делу об административном правонарушении подлежит рассмотрению в десятидневный срок со дня ее поступления со всеми материалами дела в орган, должностному лицу, правомочным рассматривать жалобу. Между тем, решение по жалобе принято 04.02.2020 с нарушением десятидневного срока на рассмотрение жалобы должностным лицом. Уведомление о рассмотрении жалобы получено ОАО «РЖД» 30.01.2020, за два дня до рассмотрения жалобы вышестоящим органом.
В связи с чем, ООО «РЖД» обратилось с настоящим заявлением в суд, одновременно подав ходатайство о восстановлении пропущенного срока на его подачу, мотивируя его тем, решение Уральской оперативной таможни от 04.02.2020 получено ОАО «РЖД» (г.Москва) 10.02.2020 и Северной железной дорогой - филиалом ОАО «РЖД» 09.02.2020 (г.Ярославль), что подтверждается почтовыми конвертами о направлении решения в адрес ОАО «РЖД» Уральской оперативной таможни.
В соответствии с частью 2 статьи 208 АПК РФ, общество просит признать причины пропуска срока на подачу жалобы на постановление Тюменской таможни от 04.12.2019 по делу об административном правонарушении №10503000-770/2019 и решение Уральской оперативной таможни Уральского таможенного управления Федеральной таможенной службы от 04.02.2020 №10507000/51ю/4а по делу об административном правонарушении уважительными и восстановить указанный срок.
Согласно части 1 статьи 113 АПК РФ процессуальные действия совершаются в сроки, установленные настоящим Кодексом или иными федеральными законами.
В соответствии с требованиями части 2 статьи 208 АПК РФ заявление может быть подано в арбитражный суд в течение десяти дней со дня получения копии оспариваемого решения, если иной срок не установлен федеральным законом. В случае пропуска указанного срока он может быть восстановлен судом по ходатайству заявителя.
С учетом того, что решение Уральской оперативной таможни от 04.02.2020 получено ОАО «РЖД» (г.Москва) 10.02.2020 и Северной железной дорогой - филиалом ОАО «РЖД» 09.02.2020 (г.Ярославль), срок на его обжалование, согласно части 2 статьи 208 АПК РФ истек 24.02.2020.
Заявитель обратился с настоящим заявлением в арбитражный суд только 28.02.2020, т.е. за истечением срока его обжалования.
При вышеизложенных обстоятельствах, руководствуясь задачами судопроизводства в арбитражных судах, предусмотренных статьей 2 АПК РФ, в силу которых деятельность суда направлена, прежде всего, на защиту нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, обеспечение доступности правосудия в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности и укрепления законности, суд считает возможным признать вышеуказанную причину пропуска процессуального срока на обжалование постановления о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении №10503000-770/2019 от 04.12.2019 и решения от 04.02.2020 №10507000/51ю/4А уважительной, и восстановить срок на обжалование данных актов ответчиков, рассмотрев дело по существу.
Исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства, арбитражный суд считает, что заявленные требования удовлетворению не подлежат по следующим основаниям.
Согласно части 1 статьи 2 Федерального закона от 03.08.2018 № 289-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» таможенное регулирование в Российской Федерации осуществляется в соответствии с регулирующими таможенные правоотношения международными договорами Российской Федерации, включая Договор о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза, и актами, составляющими право Союза, а также в соответствии с Договором о Евразийском экономическом союзе от 29.05.2014 и законодательством Российской Федерации.
В соответствии с подпунктом 26 статьи 2 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее – ТК ЕАЭС) перевозчик – это лицо, осуществляющее перевозку (транспортировку) товаров и (или) пассажиров через таможенную границу Союза и (или) перевозку (транспортировку) товаров, находящихся под таможенным контролем, по таможенной территории Союза.
В соответствии с пунктом 1, подпунктом 1 пункта 7 статьи 14 ТК ЕАЭС товары, ввозимые на таможенную территорию Союза, находятся под таможенным контролем с момента пересечения таможенной границы Союза, до приобретения в соответствии с ТК ЕАЭС статуса товаров Союза.
В соответствии со статьей 87 ТК ЕАЭС после пересечения таможенной границы Союза товары должны быть доставлены перевозчиком или лицом, перемещающим товары для личного пользования, в место прибытия или иные места, указанные в пункте 3 статьи 10 ТК ЕАЭС. При этом не допускаются нарушение упаковки товаров, а также изменение, удаление, уничтожение, повреждение или замена наложенных пломб, печатей и иных средств идентификации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 142 ТК ЕАЭС таможенная процедура таможенного транзита – таможенная процедура, в соответствии с которой товары перевозятся (транспортируются) от таможенного органа отправления до таможенного органа назначения без уплаты таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин при соблюдении условий помещения товаров под эту таможенную процедуру.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 2 статьи 142 ТК ЕАЭС таможенная процедура таможенного транзита применяется для перевозки (транспортировки) по таможенной территории Союза иностранных товаров, не помещенных под иные таможенные процедуры.
В соответствии с пунктом 2 статьи 145 ТК ЕАЭС местом доставки товаров, перемещаемых железнодорожным транспортом, является зона таможенного контроля на станции назначения, на подъездных путях станции назначения или на железнодорожных путях необщего пользования, примыкающих непосредственно к станции назначения.
В соответствии с пунктом 2 статьи 151 ТК ЕАЭС в месте доставки товаров до завершения действия таможенной процедуры таможенного транзита товары размещаются в зоне таможенного контроля, в том числе без выгрузки товаров из транспортного средства, на котором они доставлены.
В соответствии с пунктом 1 статьи 150 ТК ЕАЭС при перевозке (транспортировке) товаров в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита перевозчик, независимо от того, является ли он декларантом товаров, помещенных под такую таможенную процедуру, за исключением случая, указанного в пункте 2 статьи 150 ТК ЕАЭС, обязан:
1) доставить товары и документы на них в установленный таможенным органом отправления срок в место доставки товаров, следуя по определенному маршруту перевозки (транспортировки) товаров, если он установлен;
2) обеспечить сохранность товаров, таможенных пломб и печатей либо иных средств идентификации, если они применялись;
3) не допустить разгрузку, перегрузку (перевалку) и совершение иных грузовых операций с товарами, перевозимыми (транспортируемыми) в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита, а также замену транспортных средств, перевозящих такие товары, без разрешения таможенных органов, за исключением случая, предусмотренного пунктом 2 статьи 148 ТК ЕАЭС.
Как установлено материалами дела, 28.08.2019 пунктом таможенного оформления Брест-Северный Брестской таможни (таможенный орган отправления) отправителю СООО «БРЕСТВНЕШТРАНС» (224004, Республика Беларусь, г. Брест, ул. Дубровская, д. 36) в адрес получателя ООО «Реском-Тюмень» (629400, Российская Федерация, г. Лабытнанги, Обский причал, ОП «СРП-Ямал») была открыта таможенная процедура таможенного транзита по транзитной декларации (далее – ТД) №11209105/280819/0127099 и дорожной ведомости от 28.08.2019 № 22515270 на товары: «Бесшовные обсадные трубы», общим весом брутто 703724,000 кг, код ТН ВЭД ЕАЭС 7304293009, фактурная стоимость 45 799 259,52 руб.
Перевозчик являлся заявитель ОАО «РЖД».
Срок таможенной процедуры таможенного транзита таможенным органом отправления пунктом таможенного оформления Брест-Северный Брестской таможни установлен до 28.11.2019.
Таможенный орган назначения – Салехардский таможенный пост Ямало-Ненецкой таможни. Станция назначения – Лабытнанги Северной железной дороги.
Согласно календарному штемпелю станции назначения в графе 27 дорожной ведомости от 28.08.2019 № 22515270 вагоны №№ 63441018, 63243653, 55599856, 54010848, 60154051, 61406351, 63176473 с товаром «Бесшовные обсадные трубы» прибыли на станцию Лабытнанги 14.09.2019. Данные железнодорожные вагоны во временной зоне таможенного контроля (далее – ВЗТК) не размещались. Представители ОАО «РЖД» с целью создания ВЗТК на железнодорожном пути и представления комплекта документов в Салехардский таможенный пост не обращались.
17.09.2019 представителем ОАО «РЖД» в Салехардский таможенный пост был представлен комплект документов для завершения таможенный процедуры таможенного транзита по ТД № 11209105/280819/0127099.
Как следует из материалов дела, из письменных объяснений представителя ОАО «РЖД» Лобовко Оксаны Анатольевны следует, что после обработки документов вагоны №№ 63441018, 63243653, 55599856, 54010848. 60154051, 61406351, 63176473 выставлены на шестой выставочный путь и выданы грузополучателю ООО «Реском-Тюмень» в период с 14.09.2019 по 17.09.2019.
17.09.2019 главным государственным таможенным инспектором (далее – ГГТИ) Салехардского таможенного поста Ю.Ю. Гризодуб в рамках завершения таможенной процедуры таможенного транзита (подтверждение о прибытии транспортного средства) установлено, что железнодорожные вагоны №№ 63441018, 63243653, 55599856, 54010848, 60154051, 61406351, 63176473 – порожние, товары, находящиеся под таможенным контролем отсутствуют, зона таможенного контроля на участке железнодорожного полотна отсутствовала, данные вагоны поставлены в железнодорожный состав для последующей транспортировки со станции Лабытнанги.
19.09.2019 ГГТИ Новоуренгойского таможенного поста И.А. Харловой в целях завершения таможенной процедуры таможенного транзита в отношении товара, следующего в адрес грузополучателя ООО «Реском-Тюмень», покупателя ООО «Арктик СПГ 2» по ТД № 11209105/280819/0127099 проведен таможенный досмотр в целях идентификации товаров, в том числе для установления местонахождения товаров.
Таможенный досмотр проведен во ВЗТК, созданной по обращению ОАО «РЖД» Салехардским таможенным постом на территории базы ООО «Реском-Тюмень», расположенной по адресу: 629400, район Обского причала г. Лабытнанги, ОП «СРП-Ямал» (распоряжение Салехардского таможенного поста от 19.09.2019 № 18-РО).
При проведении таможенного досмотра установлено, что 7 вагонов: №№ 63441018, 63243653, 55599856, 54010848, 60154051, 61406351, 63176473, в которых прибыл товар по ТД № 11209105/280819/0127099, отсутствуют и товар размещен в созданной ВЗТК на территории получателя ООО «Реском Тюмень» (акт таможенного досмотра №10506020/190919/000003).
Таким образом, в ходе применения формы таможенного контроля – таможенный досмотр, установлено нарушение требований статьи 150 ТК ЕАпорядикЭС, выразившееся в передаче в период с 14.09.2019 по 17.09.2019 от перевозчика ОАО «РЖД» грузополучателю ООО «Реском-Тюмень» товаров, находящихся под таможенным контролем, следовавших по ТД № 11209105/280819/0127099, без разрешения таможенного органа.
24.09.2019 в адрес ОАО «РЖД» Салехардским таможенным постом направлено письмо о предоставлении пояснений по факту передачи перевозчиком ОАО «РЖД» получателю ООО «Реском-Тюмень» без разрешения таможенного органа товаров, находящихся под таможенным контролем в железнодорожных вагонах №№ 63441018, 63243653, 55599856, 54010848, 60154051, 61406351, 63176473.
16.10.2012 в Салехардский таможенный пост поступил ответ от ОАО «РЖД» от 09.10.2019 № 4-462/ТЦФТОТД из которого следует, что ОАО «РЖД» осуществляло перевозку товаров «Бесшовные обсадные трубы» в железнодорожных вагонах №№63441018, 63243653, 55599856, 54010848, 60154051, 61406351, 63176473 по дорожной ведомости от 28.08.2019 № 22515270.
В своем письме ОАО «РЖД» также сообщило, что ТД № 11209105/280819/0127099 в комплекте товаросопроводительных документов отсутствовала. Графа 28 дорожной ведомости от 28.08.2019 № 22515270 «Отметки для выполнения таможенных и других административных формальностей» не была заполнена, в графе 24 номер транзитной декларации также не указан. В графе 15 под наименованием груза проставлен штамп на иностранном языке с неразборчивыми подписями.
Подача железнодорожных вагонов №№ 63441018, 63243653, 55599856, 54010848, 60154051, 61406351, 63176473 произведена на основании договора от 30.05.2019 № 5-58 на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования АО «РЖД Логистика» по станции Лабытнанги Северной железной дороги, с составлением памятки приемосдатчика от 14.09.2019 № 778.
Получатель ООО «Реском-Тюмень» при передаче железнодорожных вагонов №№63441018, 63243653, 55599856, 54010848, 60154051, 61406351, 63176473 не был уведомлен о том, что процедура таможенного транзита не завершена и что данные вагоны находятся под таможенным контролем, так как работникам ОАО «РЖД» из прилагаемых документов к дорожной ведомости № 22515270 было непонятно, что груз находится под таможенным контролем. Передача железнодорожных вагонов №№ 63441018, 63243653, 55599856, 54010848, 60154051, 61406351, 63176473 от перевозчика ОАО «РЖД» к получателю ООО «Реском-Тюмень» была произведена согласно договору от 30.05.2019 №5-58 на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования АО «РЖД Логистика» по станции Лабытнанги Северной железной дороги.
Однако, Салехардским таможенным постом Тюменской таможни при проверке документов, представленных для завершения таможенного транзита, установлено, что на дорожной ведомости от 28.08. 2019 № 22515270 проставлен штамп Брестской таможни с указанием номера транзитной декларации, таможенного органа назначения, даты, до которой товар подлежит доставке. Помимо этого, рядом со штампом стоит отметка о том, что транзитная декларация № 11209105/280819/0127099 подана в электронной форме. Данная отметка свидетельствует о том, что транзитная декларация №11209105/280819/0127099 зарегистрирована в таможенном органе отправления в соответствии с Порядком совершения таможенными органами таможенных операций, связанных с выпуском товаров в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита и завершение действия такой процедуры на принципах электронного документооборота, в случае если декларирование товаров осуществлялось в электронной форме в таможенном органе другого государства-члена Евразийского экономического, утвержденным решением Объединенной коллегии таможенных служб государств-членов таможенного союза от 21.09.2018 № 28/16 (далее – Порядок).
Согласно пункту 1 решения Объединенной коллегии таможенных служб государств-членов таможенного союза от 21.09.2018 №28/16 указанный Порядок на территории ЕАЭС применяется с 01.10.2018.
При проверке транзитной декларации № 11209105/280819/0127099 в КПС «Транзитные операции» выявлено, что в графе 44 присутствует ссылка на указанное Решение.
Салехардским таможенным постом Тюменской таможни у ООО «Реском-Тюмень» запрошены пояснения по факту передачи товара без разрешения таможенного органа, что подтверждается письмом от 30.09.2019 № 23-39/0146.
07.10.2019 в Салехардский таможенный пост Тюменской таможни поступил ответ ООО «Реском-Тюмень» от 04.10.2019 № 99 из которого следует, что 14.09.2019 в 15 часов от диспетчера АО «РЖД Логистика» поступил телефонный звонок с сообщением о том, что ОАО «РЖД» передало АО «РЖД Логистика» вагоны №№ 63441018, 63243653, 55599856, 54010848, 60154051, 61406351, 63176473 для постановки на пути не общего пользования ООО «Реском Тюмень». 14.09.2019 в 14 часов 30 минут вагоны переданы от ОАО «РЖД» к АО «РЖД Логистика». 14.09.2019 в 16 часов 00 минут АО «РЖД Логистика» вагоны поданы на 80 железнодорожной путь не общего пользования ООО «Реском-Тюмень».
Таким образом, ОАО «РЖД» нарушены требования статьи 150 ТК ЕАЭС, выразившееся в передаче в период с 14.09.2019 по 17.09.2019 перевозчиком ОАО «РЖД» товаров, находящихся под таможенным контролем, следующих по ТД №11209105/280819/0127099 без разрешения таможенного органа, ответственность за совершение которой предусмотрена частью 1 статьи 16.9 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации (далее – КоАП РФ).
Совершенное ОАО «РЖД» деяние является таможенным правонарушением и образует событие и состав, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 1 ст. 16.9 КоАП РФ – недоставка товаров, перевозимых в соответствии с таможенным транзитом, в место доставки либо выдача (передача) без разрешения таможенного органа или утрата товаров, находящихся под таможенным контролем, - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч пятисот рублей с конфискацией товаров, явившихся предметами административного правонарушения, или без таковой; на должностных лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей с конфискацией товаров, явившихся предметами административного правонарушения, или без таковой.
При этом наличие каждого из элементов указанного состава правонарушения подтверждается следующими обстоятельствами.
Объектом данного правонарушения является установленный ТК ЕАЭС порядок осуществления сохранности товаров, находящихся под таможенным контролем.
Объективную сторону вменяемого ОАО «РЖД» правонарушения образуют действия, выраженные в выдаче (передаче) ОАО «РЖД» без разрешения таможенного органа (Салехардский таможенный пост) товара, находящегося под таможенным контролем.
Субъектом данного правонарушения является перевозчик ОАО «РЖД», который обязан доставить товары в место доставки, установленное таможенным органом отправления, для завершения таможенной процедуры таможенного транзита.
Субъективная сторона данного правонарушения выражена виной ОАО «РЖД».
Исходя из содержания статьи 2.1 КоАП РФ, юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения при условии наличия у лица возможности соблюдения требований законодательства, за нарушение которых КоАП РФ предусмотрена ответственность, но лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Вышеназванная обязанность ОАО «РЖД» вытекает, прежде всего, из общеправового принципа, закрепленного в статье 15 Конституции Российской Федерации, согласно которой любое лицо должно соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы, а соответственно установленные законодательством обязанности, т.е. не только знать об их существовании, но и обеспечивать их исполнение, проявляя необходимую и достаточную степень заботливости и осмотрительности, какая требуется для надлежащего исполнения административно-таможенных обязанностей, которые являясь по характеру публично-правовыми, не должны обеспечиваться в меньшей степени, чем выполнение обязательств в гражданско-обязательственных частно-правовых отношениях. Указанное согласуется с позицией Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 27.04.2001 № 7-П (далее – постановление КС РФ № 7-П), Определении от 12.09.2005 № 186-0).
Правовая возможность исполнения существующей обязанности определяется отсутствием объективных препятствий для выполнения указанных обязанностей, то есть обстоятельств, не зависящих от воли обязанного лица. Постановлением КС РФ № 7-П подобные обстоятельства квалифицируются как чрезвычайные, объективно непредотвратимые обстоятельства и другие непредвиденные непреодолимые препятствия, находящиеся вне контроля обязанных лиц.
Обстоятельств непреодолимой силы и других непредвиденных, непреодолимых препятствий, находящихся вне контроля ОАО «РЖД» материалами дела не установлено, в качестве таковых не оценено и не признано.
Вступая в таможенные правоотношения, перевозчик – должен не только знать о существовании обязанностей, отдельно установленных для каждого вида правоотношений, но и обеспечить их выполнение, то есть соблюсти ту степень заботливости и осмотрительности, которая необходима для строгого соблюдения требований действующего таможенного законодательства ЕАЭС.
Учитывая, что перевозчику предстоит выполнить обязанности перед таможенными органами, он должен принять меры для обеспечения выполнения надлежащим образом своих обязанностей, то есть проявить для этого необходимую заботливость и осмотрительность.
Как следует из материалов дела, ОАО «РЖД» не представило доказательств о принятии всех зависящих от него мер по надлежащей выдаче товаров, находящихся под таможенным контролем, перемещаемых по ТД № 11209105/280819/0127099 в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита, что повлекло выдачу (передачу) товаров без разрешения таможенного органа.
Кроме того, являясь профессиональным перевозчиком, неоднократно осуществлявшим перевозку грузов (товаров) под таможенным контролем. ОАО «РЖД» должно было знать об обязанности перевозчика доставить товар, следовавший до места доставки.
Таким образом, принимая во внимание вышеизложенное, суд приходит к выводу, что перевозчиком ОАО «РЖД» не были приняты все зависящие от него меры по соблюдению требований таможенного законодательства, то есть лицо знало о существовании обязанности перевозчика доставить, товары, перевозимые в соответствии с таможенным транзитом, в место доставки, однако не обеспечило выполнение этой обязанности.
Довод заявителя о том, что вина ОАО «РЖД» в совершении вменяемого административного правонарушения отсутствует, поскольку общество не знало и не могло знать о том, что товары по дорожной ведомости от 28.08.2019 № 22515270 помещены под таможенную процедуру таможенного транзита и находятся под таможенным контролем, так как ТД № 11209105/280819/0127099 в комплекте товаросопроводительных документов отсутствовала, является несостоятельным в виду следующего.
Подпунктом 2 пункта 4 Порядка предусмотрено, что уполномоченное должностное лицо таможенного органа отправления после выпуска товаров в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита на двух экземплярах транспортного (перевозочного) документа проставляет регистрационный номер транзитной декларации, а также запись «Электронная форма», проставляет и заполняет направляющий штамп и заверяет его оттиском личной номерной печати, после чего выдает на руки перевозчику указанные экземпляры транспортного (перевозочного) документа в целях предъявления таможенному органу назначения.
Должностным лицом пункта таможенного оформления Брест-Северный Брестской таможни в графе 15 дорожной ведомости от 28.08.2019 № 22515270 проставлен направляющий штамп Брестской таможни, заверенный оттиском личной номерной печати, с указанием номера транзитной декларации, таможенного органа назначения, даты, до которой товар подлежит доставке.
Также в графе 7 дорожной ведомости от 28.08.2019 № 22515270 сделана отметка о подаче ТД № 11209105/280819/0127099 в электронной форме.
Подпунктом 1 пункта 5 Порядка предусмотрено, что при завершении действия таможенной процедуры таможенного транзита уполномоченное должностное лицо таможенного органа назначения при совершении таможенных операций, связанных с завершением действия таможенной процедуры таможенного транзита, использует представленные перевозчиком экземпляры транспортного (перевозочного) документа в соответствии с подпунктом 2 пункта 4 Порядка, а также сведения, содержащиеся в информационных системах таможенных органов, обмен которыми предусмотрен технологией информационного системах таможенных органов государств - членов Евразийского экономического союза при контроле за перевозками товаров в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита, утвержденной решением Объединенной коллегией таможенных служб государств - членов Таможенного союза 04.06.2015 №15/6.
Таким образом, положения Порядка не предусматривают передачу перевозчику копии транзитной декларации на бумажном носителе.
Кроме того, агент СФТО ОАО «РЖД» в г. Лабытнанги О.А. Лобовко пояснила, что в системе «Этран» имелись сведения о ТД № 11209105/280819/0127099.
Таким образом, факт передачи товара, находящегося под таможенным контролем, материалами дела доказан и заявителем не оспаривается, в связи с чем, суд приходит к выводу о доказанности состава административного правонарушения, предусмотренного части 1 статьи 16.9 КоАП РФ, в действиях ОАО «РЖД».
Материалы дела в своей совокупности подтверждают, что в ходе производства по делу ответчиком установлены обстоятельства, подлежащие выяснению, в том числе, подтверждено наличие события правонарушения, лицо, совершившее противоправное действие и виновность лица в его совершении; установлено отсутствие обстоятельств, смягчающих административную ответственность и наличие обстоятельств, отягчающих административную ответственность (повторное совершение однородного административного правонарушения); установлены иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
С учетом вышесказанного, оспариваемое постановление о признании ОАО «РЖД» виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 16.9 КоАП РФ с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 350 000,00 рублей является законным и обоснованным.
В ходе рассмотрения настоящего дела судом факт нарушения Уральской оперативной таможней 10-дневного срока для рассмотрения жалобы, предусмотренного частью 1 статьи 30.5 КоАП РФ, не нашел своего подтверждения.
Как установлено, жалоба ОАО «РЖД» об обжаловании постановления по делу об АП № 10503000-770/2019 поступила в Уральскую оперативную таможню 09.12.2019, в связи с чем, письмом Уральская оперативная таможня от 09.12.2019 № 06-18/07079 из Тюменской таможни были запрошены материалы данного дела об административном правонарушении, которые представлены в таможенный орган 16.12.2019.
По итогам изучения представленных материалов сделан вывод о необходимости истребования дополнительных материалов для целей всестороннего и объективного рассмотрения жалобы, в связи с чем, руководствуясь положениями статьи 30.4 КоАП РФ Уральской оперативной таможней в адрес ОАО «РЖД» был направлен запрос от 25.12.2019 №06-19/07492 о предоставлении дополнительных материалов, ответ на который поступил 27.01.2020.
После изучения дополнительных материалов, поступивших в Уральскую оперативную таможню вместе с письмом ОАО «РЖД» от 13.01.2020 №15, в адрес ОАО «РЖД» направлено уведомление от 28.01.2020 №51ю/у о назначении рассмотрения жалобы на 04.02.2020 в 17-00 часов, т.е. в пределах 10 дневного срока со дня поступления всех необходимых материалов дела в орган, должностному лицу, правомочным рассматривать жалобу.
Как установлено судом, уведомление от 28.01.2020 №51ю/у о рассмотрении жалобы на 04.02.2020 в 17-00 часов Уральская оперативная таможня направила в адрес ОАО «РЖД» заказным письмом с уведомлением, а также на официальную электронную почту организации: fax@css.rzd.ru.
Согласно подтверждающих отчетов электронной почты уведомление от 28.01.2020 №51ю/у доставлено в адрес ОАО «РЖД» 28.01.2020 и зарегистрировано за номером «нр 2220/Е».
Дополнительно Уральской оперативной таможней было подготовлено телеграфное уведомление от 29.01.2020 №721046/001 о назначении даты и времени рассмотрения жалобы на 04.02.2020 в 17-00 часов, направленное в адрес законного представителя ОАО «РЖД» по юридическому адресу (ул. Новая Басманная, д. 2, г. Москва, 107174), вручено специалисту Ю.В. Ходыревой 29.01.2020 в 12 часов 45 минут.
Кроме того, в материалах дела имеется письмо ОАО «РЖД» от 30.01.2020 №12-24/ТЦФТОТД о том, что уведомление о рассмотрении жалобы 04.02.2020 в 17-00 часов получено 29.01.2020 года.
При вышеизложенных обстоятельствах, доводы заявителя о допущенных Уральской оперативной таможней процессуальных нарушениях при рассмотрении жалобы ОАО «РЖД» подлежат отклонению, как ненашедшие своего подтверждения, соответственно заявленные требования удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь статьями 168-170, 211 Арбитражного процессуального кодекса РФ, арбитражный суд
Р Е Ш И Л :
В удовлетворении заявления отказать.
Решение может быть обжаловано в течение десяти дней со дня его принятия в Восьмой арбитражный апелляционный суд путем подачи апелляционной жалобы через Арбитражный суд Тюменской области.
Судья | Минеев О.А. |