НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение АС Тюменской области от 07.10.2020 № А70-7119/20

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

Хохрякова д.77, г.Тюмень, 625052,тел (3452) 25-81-13, ф.(3452) 45-02-07, http://tumen.arbitr.ru, E-mail: info@tumen.arbitr.ru

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

г. Тюмень

Дело №

А70-7119/2020

14 октября 2020 года

Резолютивная часть решения объявлена 07 октября 2020 года

Решение в полном объеме изготовлено 14 октября 2020 года

Арбитражный суд Тюменской области в составе судьи Сидоровой О.В., при ведении протокола секретарем судебного заседания Мукминовой Э.И., рассмотрев в судебном заседании дело по исковому заявлению

Центр ПФР в Тюменской области (ОГРН: <***>, ИНН: <***>)

к индивидуальному предпринимателю ФИО1 (ОГРНИП: <***>, ИНН: <***>)

о взыскании убытков в размере 2 267,92 руб.

при участии представителей:

от заявителя – ФИО2 по доверенности от 23.07.2020;

от ответчика – не явились, извещены;

установил:

Центр ПФР в Тюменской области (далее – истец, Центр) обратился в Арбитражный суд Тюменской области с исковым заявлением к индивидуальному предпринимателю ФИО1 (далее – ответчик, Предприниматель) о взыскании убытков в размере 2 267,92 руб.

Судебное разбирательство произведено в отсутствие ответчика, извещенного о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом.

В судебном заседании представитель истца требования поддержал.

Исследовав материалы дела, суд установил следующие обстоятельства.

Предприниматель является страхователем по обязательному пенсионному страхованию.

Центром выявлен факт излишней выплаты страховой пенсии ФИО3 в сумме 2 267,92 руб. за период январь, февраль, март, апрель 2019, что подтверждается протоколом от 05.05.2019 № 109.

Согласно доводам истца ввиду несвоевременного представления Обществом сведений по форме СЗВ-М за январь 2019 (сведения представлены в марте 2019) выплата пенсии за январь, февраль, март, апрель 2019 была произведена ФИО3 с учетом индексации, как неработающему пенсионеру согласно ч. 3 ст. 26.1 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее – Закон №400-ФЗ), в то время как ФИО3 являлся работающим пенсионером.

Поскольку переплата пенсии, согласно представленному расчету составила 566,98 руб. в месяц (сумма ежемесячной индексации), сумма излишне выплаченных ФИО3 денежных средств составила 2 267,92руб. за период январь, февраль, март, апрель 2019.

28.02.2019 Центр обратился к Предпринимателю с претензией о взыскании убытков, выразившихся в излишней выплате пенсии по причине нарушения сроков представления отчетности по форме СЗВМ.

Неудовлетворение требований Центра в добровольном порядке послужило основанием для обращения в суд с исковым заявлением по настоящему делу.

Исследовав материалы дела, суд считает, что исковые требования Центра не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

В силу ст. 12 ГК РФ возмещение убытков является одним из способов защиты нарушенных гражданских прав.

В соответствии со ст. 15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб).

По делам о возмещении убытков истец должен доказать совокупность следующих элементов: факт нарушения обязательства со стороны ответчика, наличие причинной связи между допущенным ответчиком нарушением и возникшими у истца убытками, размер понесенных истцом убытков. Недоказанность хотя бы одного из указанных элементов является достаточным основанием для отказа в удовлетворении иска о взыскании убытков (ущерба).

Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии урегулированы Законом № 400-ФЗ.

В соответствии с ч. 1 ст. 26.1 Закона № 400-ФЗ пенсионерам, осуществляющим работу и (или) иную деятельность, в период которой они подлежат обязательному пенсионному страхованию, суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) выплачиваются без учета индексации (увеличения) размера фиксированной выплаты к страховой пенсии и корректировки размера страховой пенсии.

Пенсионерам, прекратившим осуществление работы и (или) иной деятельности, в период которой они подлежали обязательному пенсионному страхованию, суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), выплачиваются с учетом индексации (увеличения) размера фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствии с ч. 6 и 7 ст. 16 названного Федерального закона и корректировки размера страховой пенсии в соответствии с частью 10 статьи 18 Закона о страховых пенсиях, имевших место в период осуществления работы и (или) иной деятельности (ч. 3 ст. 26.1 Закона №400-ФЗ).

Таким образом, индексация пенсий предусмотрена только для неработающих пенсионеров.

Частью 4 ст. 26.1 Закона № 400-ФЗ установлено, что уточнение факта осуществления (прекращения) пенсионерами работы и (или) иной деятельности, в период которой они подлежат обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Законом об обязательном пенсионном страховании, в целях реализации положений частей 1 - названной статьи производится органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, ежемесячно на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.

На основании п. 1 ст. 8 Федерального закона от 01.04.1996 №27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» (далее - Закон №27-ФЗ) страхователь представляет в соответствующий орган Пенсионного фонда РФ сведения о лицах, работающих у него по трудовому договору, а также заключивших договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством РФ начисляются страховые взносы, за которых он уплачивает страховые взносы.

Согласно п. 1 ст. 11 Закона №27-ФЗ страхователи представляют предусмотренные пунктами 2 - 2.2 настоящей статьи сведения для индивидуального (персонифицированного) учета в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации.

В силу п. 2.2 ст. 11 Закона № 27-ФЗ страхователь ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, заключивших договоры гражданско-правового характера, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг, договоры авторского заказа, договоры об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательские лицензионные договоры, лицензионные договоры о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства, в том числе договоры о передаче полномочий по управлению правами, заключенные с организацией по управлению правами на коллективной основе) следующие сведения:

1) страховой номер индивидуального лицевого счета;

2) фамилию, имя и отчество;

3) идентификационный номер налогоплательщика (при наличии у страхователя данных об идентификационном номере налогоплательщика застрахованного лица).

Таким образом, на Общество возложена обязанность по ежемесячному предоставлению отчетности по форме СЗВ-М в срок не позднее 15 числа каждого месяца.

Порядок принятия решения о наличии оснований для начала (прекращения) выплаты индексации и срок для начала (прекращения) выплаты индексации предусмотрен в ч. 6, 7 ст. 26.1 Закона № 400-ФЗ.

Согласно ч. 6 ст. 26.1 Федерального закона № 400-ФЗ решение о выплате сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), определенных в порядке, предусмотренном частями 1 - 3 настоящей статьи, выносится в месяце, следующем за месяцем, в котором органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, получены сведения, представленные страхователем в соответствии с пунктом 2.2 статьи 11 Федерального закона № 27-ФЗ.

В соответствии с ч. 7 ст. 26.1 Закона № 400-ФЗ предусмотрено, что суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), определенные в порядке, предусмотренном частями 1 - 3 настоящей статьи, выплачиваются с месяца, следующего за месяцем, в котором было вынесено решение, предусмотренное частью 6 настоящей статьи.

01.02.2019 Центром было вынесено решение № 180000010448/В/М согласно которому застрахованному лицу подлежит выплата пенсии с учетом ее индексации как неработающему пенсионеру в размере 8 604,31 руб. с 01.01.2019.

Как следует из искового заявления, сведения за январь 2019 о работе застрахованного лица поступили только 14.03.2019, в этой связи возникла переплата пенсии по вине страхователя.

Получив указанные сведения, Центр прекратил выплату пенсии в проиндексированном размере с мая 2019.

Центр считает, что излишняя выплата пенсии в размере в размере 3 452,01 руб. за период январь-апрель 2019 (переплата в размере 566,98 руб. за каждый месяц) обусловлена несвоевременностью представления сведений за январь 2019.

Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд учитывает следующее.

Ответственность за достоверность сведений, необходимых для установления и выплаты страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии, в том числе повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии предусмотрена ст. 28 Закона №400-ФЗ.

В случае если представление недостоверных сведений или несвоевременное представление сведений повлекло за собой перерасход средств на выплату трудовых пенсий, виновные лица возмещают Пенсионному фонду РФ причиненный ущерб в порядке, установленном законодательством РФ (п. 2 ст. 28 Закона №400-ФЗ).

В случаях невыполнения или ненадлежащего выполнения обязанностей, указанных в части 1 упомянутой статьи, и выплаты в связи с этим излишних сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) работодатель и (или) пенсионер возмещают пенсионному органу, производящему выплату страховой пенсии, причиненный ущерб в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (п. 3 ст. 28 Закона №400-ФЗ).

В случае обнаружения органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, ошибки, допущенной при установлении и (или) выплате страховой пенсии, установлении, перерасчете размера, индексации и (или) выплате фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), производится устранение данной ошибки в соответствии с законодательством Российской Федерации. Установление указанной пенсии или выплаты в размере, предусмотренном законодательством Российской Федерации, или прекращение выплаты указанной пенсии или выплаты в связи с отсутствием права на них производится с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором была обнаружена соответствующая ошибка (п. 4 ст. 28 Закона №400-ФЗ).

Излишне выплаченные пенсионеру суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) в случаях, предусмотренных частями 2 – 4 названной статьи, определяются за период, в течение которого выплата указанных сумм производилась пенсионеру неправомерно, в порядке, устанавливаемом федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативноправовому регулированию в сфере пенсионного обеспечения (п. 4 ст. 28 Закона №400-ФЗ).

Материалами дела установлено, что переплата пенсии осуществлена за период с февраля по апрель 2019 года.

При этом материалами дела подтверждается, что сведения индивидуального (персонифицированного) учета по форме СЗВ-М за январь 2019 год, содержащие информацию о трудоустройстве ФИО4, представлены Обществом только 14.03.2019, то есть с нарушением установленного срока (л.д. 13).

Как указывалось выше, 01.02.2019 Центром было вынесено решение согласно которому застрахованному лицу подлежит выплата пенсии с учетом ее индексации как неработающему пенсионеру в размере 8 604,31руб.

Из истории выплат (л.д. 15-16) следует, что в январе 2019 пенсия была исчислена застрахованному лицу в размере 8037,33 руб., то есть без учета индексации. Как следует из столбца 4 «доплаты за прошлые периоды» такие доплаты, в том числе индексация, не производились. Поручение банковой организации (иному лицу, производящему доведение пенсии до застрахованного лица) о выплате пенсии (в неиндексированном размере) имело место 26.12.2019.

Из истории выплат (л.д. 15-16) следует, что в феврале 2019 пенсия была исчислена застрахованному лицу в размере 8037,33 руб., то есть без учета индексации. Как следует из столбца 4 «доплаты за прошлые периоды» такие доплаты, в том числе индексация, не производились. Поручение банковой организации (иному лицу, производящему доведение пенсии до застрахованного лица) о выплате пенсии (в неиндексированном размере) имело место 30.01.2019.

Из истории выплат (л.д. 15-16) следует, что в марте 2019 пенсия была исчислена застрахованному лицу в размере 8037,33 руб., то есть без учета индексации. Как следует из столбца 4 «доплаты за прошлые периоды» такие доплаты, в том числе индексация, не производились. Поручение банковой организации (иному лицу, производящему доведение пенсии до застрахованного лица) о выплате пенсии (в неиндексированном размере) имело место 28.02.2019.

Из истории выплат (л.д. 14-17) следует, что в апреле 2019 пенсия была исчислена застрахованному лицу в размере 8 604,31 руб. (8037,33 руб.+566,98 руб.), то есть с учетом индексации.

Как следует из столбца 4 «доплаты за прошлые периоды», начислена доплата в размере 1 700 руб. (566,98 руб. + 566,98 руб.+ 566,98 руб.), которая представляет собой индексацию за январь, февраль, март 2019.

Поручение банковой организации (иному лицу, производящему доведение пенсии до застрахованного лица) о выплате пенсии застрахованному лицу за январь,февраль, март, апрель 2019 в индексированном размере дано Центром 29.03.2019.

Сведения по форме СЗВМ за январь 2019 представлены 14.03.2019.

Таким образом, сведениями о том, что застрахованное лицо является работающим пенсионером, Центр обладал уже по состоянию на 14.03.2019.

Настаивая на доводах о возникновении убытков в силу несвоевременного представления ответчиком отчетности по форме СЗВМ за январь 2019, истец поясняет, что в силу положений ч. 6 и ч. 7 ст. 26.1 Закона № 400-ФЗ Центр был обязан принять решение о выплате пенсии без учета индексации в апреле 2019 и прекратить выплату пенсии в проиндексированном размере с мая 2019.

Доводы истца отклоняются судом с учетом следующего.

Как указывалось выше, по делам о возмещении убытков истец должен доказать совокупность следующих элементов: факт нарушения обязательства со стороны ответчика, наличие причинной связи между допущенным ответчиком нарушением и возникшими у истца убытками, размер понесенных истцом убытков. Недоказанность хотя бы одного из указанных элементов является достаточным основанием для отказа в удовлетворении иска о взыскании убытков (ущерба).

Исследовав материалы дела, с учетом установленных фактических обстоятельств суд считает, что выплата пенсии в проиндексированном размере за январь, февраль, март, апрель 2019 не обусловлена виновными действиями ответчика.

Согласно данным СЗВМ своевременно представил отчетность за декабрь 2019. Из указанной отчетности следует, что ФИО4 осуществлял трудовую деятельность в декабре 2018.

При указанных обстоятельствах у Центра не имелось оснований для начисления индексации с января 2019 с учетом своевременности представления ответчиком сведений за декабрь 2018.

При этом суд также учитывает, что сведения по форме СЗВМ за февраль, март, апрель 2019 были представлены Предпринимателем своевременно.

Указанные обстоятельства исключают выводы истца о причинении убытков по вине ответчика.

Кроме того, из истории выплат (л.д. 15-16) следует, что поручение банковой организации о выплате пенсии в проиндексированном размере за январь, февраль, март, апрель 2019 было направлено Центром 29.03.2019.

Таким образом, при формировании поручения банковой организации о выплате пенсии в проиндексированном размере за январь, февраль, март, апрель 2019 Центр располагал сведениями о том, что застрахованное лицо является работающим пенсионером. Указанной информацией Центр обладал уже по состоянию на 14.03.2020 (дата представления сведений по форме СЗВМ за январь 2019), следовательно, имел возможность не производить выплату в проиндексированном размере.

Согласно ч. 4 ст. 26.1 Закона № 400-ФЗ уточнение факта осуществления (прекращения) пенсионерами работы и (или) иной деятельности, в период которой они подлежат обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», в целях реализации положений частей 1 - 3 настоящей статьи производится органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, ежемесячно на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.

Полномочиями, предусмотренными ч. 4 ст. 26.1 Закона № 400-ФЗ, Центр не воспользовался.

Ссылки истца на положения ч. 6 и ч. 7 ст. 26.1 Закона № 400-ФЗ судом также отклонятся.

Указанными нормами урегулирован порядок действий Центра. Вместе с тем, указанные нормы не исключают обязанность истца доказать как вину ответчика в причинении убытков, так и прямую причинно-следственную связь между поведением ответчика и наступившими негативными последствиями в виде причинения убытков.

В данной части суд отмечает, что сами по себе положения ч. 6 и ч. 7 ст. 26.1 Закона № 400-ФЗ не подтверждают наличие прямой причинно-следственной связи между поведением ответчика (представление отчета по форме СЗВМ за январь 2019 года 14.03.2019 вместо 15.02.2019) и наступившими последствиями в виде излишней уплаты Центром пенсии в размере 2 267,92 руб. (29.03.2019).

При изложенных выше обстоятельствах, суд считает, что в части излишней выплаты пенсии в размере 2 267,92 руб. истцом не доказана вина ответчика, а также прямая причинно-следственная связь между проведением ответчика и наступившими последствиями в виде излишней уплаты пенсии.

В соответствии с ч. 3 ст. 17 Закона № 27-ФЗ за непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктами 2 - 2.2 статьи 11 настоящего Федерального закона, к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица.

Нарушение сроков представления отчетности может являться основанием для привлечения к ответственности по ч. 3 ст. 17 Закона № 27-ФЗ. Однако установление факта нарушения сроков представления отчетности не освобождает истца от обязанности по доказыванию наличия состава убытков.

Исследовав материалы дела, суд считает исковые требования о взыскании убытков не подлежащими удовлетворению.

Руководствуясь статьями 167- 170 АПК РФ арбитражный суд

Р Е Ш И Л :

В удовлетворении исковых требований отказать.

Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня его принятия в Восьмой арбитражный апелляционный суд путем подачи апелляционной жалобы через Арбитражный суд Тюменской области.

Судья Сидорова О.В.