НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение АС Тюменской области от 07.10.2019 № А70-12448/19

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

Хохрякова д.77, г.Тюмень, 625052,тел (3452) 25-81-13, ф.(3452) 45-02-07, http://tumen.arbitr.ru, E-mail: info@tumen.arbitr.ru

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

г. Тюмень

Дело №

А70-12448/2019

14 октября 2019 года

Резолютивная часть решения объявлена 07 октября 2019 года.

Полный текст решения изготовлен  14 октября 2019 года.

Арбитражный суд Тюменской области в составе судьи Бадрызловой М.М., при ведении протокола судебного заседания секретарем Смирновой Т.В., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению

АО «Мостострой-11»

к Государственному учреждению - региональное отделение Фонда социального страхования РФ в лице Филиала № 1

об оспаривании решения от 16.04.2019 № 390,

при участии представителей:

от заявителя – ФИО1 на основании доверенности от 09.01.2019, после перерыва – ФИО2 на основании доверенности от 09.01.2019,

от ответчика – ФИО3 на основании доверенности от 18.12.2018,

установил:

Акционерное общество «Мостострой-11» (далее – заявитель, Общество, страхователь) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Государственному учреждению - Тюменское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации в лице Филиала № 1 (далее -  ответчик, Фонд социального страхования) о признании недействительным решения № 390 от 16.04.2019  об отказе в принятии к зачету расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в сумме 2 686 руб. 92 коп. (далее – решение).

Представитель заявителя в судебном заседании  поддержал заявленные требования по основаниям, изложенным в заявлении.

Представитель ответчика возражает против заявленных требований по основаниям, изложенным в отзыве.

В соответствии со ст. 163 АПК РФ в судебном заседании 30.09.2019 был объявлен перерыв. 07.10.2019 судебное заседание продолжено после перерыва в том же составе суда. Позиции сторон после перерыва не изменились.

Как следует из материалов дела, Фондом социального страхования проведена камеральная проверка правильности расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством за период с 01.01.2018 по 31.12.2018.

По результатам проверки, на основании акта камеральной проверки правильности расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством № 1013 от 06 марта 2019г., возражений по акту от 27.03.2019 исх. 0675, Ответчиком принято решение № 390 от 16.04.2019 об отказе в принятии к зачету расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в сумме 2 686 руб. 92 коп., предложено произвести корректировку суммы расходов.

Общество, не согласившись с таким Решением, обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением. 

В заявлении Общество ссылается на то, что спорные суммы материальной помощи должны быть включены в расчет среднего заработка для исчисления пособий по беременности и родам и по временной нетрудоспособности. Позиция заявителя основана на выводах о том, что суммы материальной помощи к отпуску, порядок оказания которой зависит от критериев, позволяющих отнести ее к элементам оплаты труда, подлежат обложению страховыми взносами во внебюджетные фонды и, соответственно, включаются в средний заработок, исходя из которого исчисляются пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячное пособие по уходу за ребенком, в полном размере. Следовательно, по мнению Общества, спорные выплаты  являются элементами оплаты труда и подлежат включению в расчетную базу для  начисления страховых взносов на обязательное социальное страхование, соответственно, должны облагаться страховыми взносами в полном объеме.

В представленном отзыве Фонд социального страхования пояснил, что поскольку согласно п. 11 Коллективного договора Общества в организации предусмотрена выплата материальной помощи к отпуску. А в соответствии с п. 12 ст.20.2 Федерального от 24.07.1998 № 125-ФЗ (редакция от 07.03.2018) не подлежат обложению страховыми взносами суммы материальной помощи, оказываемой работодателями своим работникам, не превышающие 4000 рублей на одного работника за расчетный период, то Обществом сумма материальной помощи к отпуску, указанная в п. 11 Коллективного договора, была включена в базу для начисления страховых взносов, соответственно, и в расчет пособий по спорным застрахованным лицам неправомерно.

Исследовав материалы дела, оценив в совокупности имеющиеся в деле доказательства, заслушав пояснения лиц, участвующих в деле, суд считает, что заявленные требования  подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с частью 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов органов, осуществляющих публичные полномочия, арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно статье 6, пункту 1 статьи 9 Федерального закона от 16.07.1999 № 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования» (далее - Закон № 165-ФЗ) организации являются страхователями по обязательному социальному страхованию в отношении граждан, работающих у них по трудовому договор; отношения по обязательному социальному страхованию у страхователя (работодателя) возникают по всем видам обязательного социального страхования с момента заключения с работником трудового договора.

Статьями 8, 12 названного Закона определено, что страхователи обязаны выплачивать определенные виды страхового обеспечения застрахованным лицам при наступлении страховых случаев в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного страхования; к числу видов страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию относятся, в том числе пособие по временной нетрудоспособности, пособие по беременности и родам, ежемесячное пособие по уходу за ребенком.

Правоотношения в системе обязательного социального страхования на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством регулируются Федеральным законом № 255-ФЗ от 29.12.2006 «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» (далее - Закон № 255-ФЗ).

В силу части 1 статьи 3 указанного Закона финансирование выплаты рассматриваемых пособий осуществляется за счет средств бюджета Фонда социального страхования РФ, а также за счет средств работодателя в случаях, предусмотренных частью 2 названной статьи.

Согласно статье 4.6 Закона № 255-ФЗ страхователи, производящие выплаты физическим лицам, подлежащим обязательному социальному страхованию, выплачивают страховое обеспечение застрахованным лицам в счет уплаты страховых взносов в Фонд социального страхования Российской Федерации (за исключением случаев, указанных в пункте 1 части 2 статьи 3 названного Федерального закона, когда выплата страхового обеспечения осуществляется за счет средств страхователей). Сумма страховых взносов, подлежащих перечислению страхователями в Фонд социального страхования РФ, уменьшается на сумму произведенных ими расходов на выплату страхового обеспечения застрахованным лицам.

Подпунктом 3 пункта 1 статьи 11 Закона N 165-ФЗ, частью 4 статьи 4.7 Закона № 255-ФЗ определено, что страховщики имеют право не принимать к зачету расходы на обязательное социальное страхование, произведенные с нарушением законодательства Российской Федерации.

Как следует из материалов дела, проверкой установлено, что пособие по беременности и родам ФИО4, ежемесячное пособие по уходу за ребенком ФИО5, ФИО6 исчислены в нарушение п.2 ст. 14 Закона № 255-ФЗ.

Основанием для отказа в принятии к зачету суммы расходов на выплату указанных  пособий послужил вывод фонда о необоснованности включения страхователем в расчет среднего заработка для исчисления указанных пособий сумм материальной помощи в пределах 4000 руб., выплачиваемой работникам при их уходе в очередной ежегодный отпуск.

При этом страхователь исчислял с указанной материальной помощи  страховые взносы на социальное страхование, полагая, что выплата данной материальной помощи обусловлена выполнением работниками трудовых обязанностей, качеством такого выполнения и, соответственно, является стимулирующей выплатой.

Как установлено судом, в соответствии с положениями пункта 8.6 Коллективного договора АО «Мостострой-11» (в редакции, действовавшей на момент выплат пособий) работодатель в пределах средств, предусмотренных бюджетом, имеет право оказать работнику, не имеющему дисциплинарных взысканий, других нарушений трудовой дисциплины при уходе в очередной оплачиваемый отпуск один раз в календарный год материальную помощь в размере до одной месячной тарифной ставки (оклада).

Полагая, что данная выплата является материальной помощью, а поэтому в силу пункта 12 статьи 20.2 Закона № 125-ФЗ она не подлежит обложению страховыми взносами в сумме, не превышающей 4000 руб. на одного работника за расчетный период, фонд принял оспариваемое решение.

Частью 2 статьи 14 Закона № 255-ФЗ предусмотрено, что в средний заработок, исходя из которого исчисляются пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячное пособие по уходу за ребенком, включаются все виды выплат и иных вознаграждений в пользу застрахованного лица, на которые начислены страховые взносы в Фонд социального страхования РФ в соответствии с Законом № 212-ФЗ.

В силу части 1 статьи 7 Федерального закона № 212-ФЗ объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг.

Согласно статье 129 Трудового кодекса Российской Федерации (ТК РФ) заработная плата (оплата труда работника) - это вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).

В соответствии с частью 1 статьи 8 Закона № 212-ФЗ база для начисления страховых взносов для плательщиков страховых взносов - организаций определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных частью 1 статьи 7 настоящего Федерального закона, начисленных плательщиками страховых взносов за расчетный период в пользу физических лиц, за исключением сумм, указанных в статье 9 настоящего Федерального закона.

В соответствии с пунктом 11 части 1 статьи 9 Закона № 212-ФЗ не подлежат обложению страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, указанных в пункте 1 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, суммы материальной помощи, оказываемой работодателями своим работникам, не превышающие 4 000 рублей на одного работника за расчетный период.

В силу положений статьи 57 Трудового кодекса Российской Федерации в трудовом договоре могут предусматриваться дополнительные условия, не ухудшающие положение работника по сравнению с установленным трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, в частности об улучшении социально-бытовых условий работника и членов его семьи.

Взаимосвязанное толкование положений статей 15, 16, 56, 57, 129, 132, 135, 164, 165, 191 Трудового кодекса Российской Федерации и нормы статьи 7 Федерального закона N 212-ФЗ позволяет сделать вывод о том, что под выплатой или вознаграждением, произведенными в рамках трудовых отношений, следует понимать выплаты и вознаграждения, полученные работником от работодателя непосредственно за  выполнение  трудовой функции, обусловленной  трудовым соглашением (независимо от формы его заключения), определяемые в соответствии с перечисленными в статье 15 Трудового кодекса Российской Федерации нормативными правовыми и локальными актами, регулирующими трудовые отношения.

В то же время, выплаты, производимые работодателем в пользу или в интересах работника не за результаты труда, а по иным основаниям, не могут быть отнесены к выплатам, подлежащим включению в базу для исчисления страховых взносов в порядке, установленном статьей 7 Федерального закона № 212-ФЗ, так как это противоречит правовой природе понятия «оплата труда», сформулированному в Трудовом кодексе Российской Федерации.

Следовательно, отнеся в статье 9 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ материальную помощь в размере, не превышающем 4 000 руб. на одного работника за расчетный период, к перечню выплат, не подлежащих обложению страховыми взносами, законодатель исходил из отсутствия правовой взаимосвязи между указанной выплатой и результатами труда работника, в пользу которого данная выплата осуществляется.

Однако, следует учесть, что согласно положениям статьи 191 ТК РФ работодатель вправе поощрять работников, добросовестно исполняющих трудовые обязанности (объявляет благодарность, выдает премию, награждает ценным подарком, почетной грамотой, представляет к званию лучшего по профессии).

Другие виды поощрений работников за труд определяются коллективным договором или правилами внутреннего трудового распорядка, а также уставами и положениями о дисциплине.

Определениями Верховного Суда Российской Федерации от 10.09.2014 N 309-ЭС14-520, Верховного Суда Российской Федерации от 27.08.2014 N 309-ЭС14-377, ВАС РФ от 25.07.2013 N ВАС-9555/13, Постановлением 19 Арбитражного апелляционного суда от 19.12.2018 по делу № А14-13065/2018, Постановлением 19 Арбитражного апелляционного суда от 31.07.2018 по делу № А14-22041/2017 установлено, что в случае, если размер основанной на коллективном договоре либо ином локальном нормативном акте работодателя выплаты в пользу работника зависит от заработной платы (установлен в процентах от оклада, тарифной ставки) и (или) соблюдения трудовой дисциплины (учитывается стаж работы, должность, производственные результаты, отсутствие дисциплинарных взысканий), то данные выплаты, признаются элементами оплаты труда и носят стимулирующий характер, следовательно, относятся к объекту обложения страховыми взносами во внебюджетные фонды и подлежат включению в базу для их начисления в полном объеме.

Таким образом, суммы материальной помощи к отпуску, порядок оказания которой зависит от критериев, позволяющих отнести ее к элементам оплаты труда, подлежат обложению страховыми взносами во внебюджетные фонды и, соответственно, включаются в средний заработок, исходя из которого исчисляются пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячное пособие по уходу за ребенком, в полном размере. Следовательно, спорные выплаты являются элементами оплаты труда и подлежат включению в расчетную базу для начисления    страховых    взносов    на    обязательное    социальное   страхование, соответственно, должны облагаться страховыми взносами в полном объеме.

С учетом изложенного, суд приходит к выводу о том, что под выплатой или вознаграждением, произведенными в рамках трудовых отношений, определяемых в соответствии со статьей 15 ТК РФ, следует понимать выплаты и вознаграждения, полученные работником от работодателя непосредственно за выполнение трудовой функции, обусловленной трудовым соглашением, нормативными правовыми и локальными актами, регулирующими трудовые отношения, в том числе и стимулирующие выплаты (доплаты, премии, поощрительные выплаты), к которым относится и стимулирующая доплата работникам общества к ежегодному отпуску, зависящая от размера оклада, стажа работы, а поэтому данную выплату стимулирующего характера следует считать элементом оплаты труда и нельзя рассматривать как материальную помощь не за результаты труда.

Данная позиция согласуется с выводами  Арбитражного суда Центрального округа, изложенными в постановлениях от 09.09.2019 по делу № А14-26539/2018,  от 04.04.2019 по делу № А14-11774/2018, от 06.12.2018 по делу № А14-22041/2017, Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда в постановлении от 10.12.2018 по делу № А14-16346/2018, Пятого арбитражного апелляционного суда в постановлении от 05.08.2017 по делу №А51-1264/2017. 

Согласно части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса РФ, арбитражный суд, установив, что оспариваемое решение органов, осуществляющих публичные полномочия, не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании решения незаконным полностью, либо частично.

Учитывая вышеизложенное, решение Фонда социального страхования подлежит признанию недействительным.

В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса РФ с ответчика в пользу заявителя подлежат взысканию судебные расходы, понесенные им по уплате государственной пошлины при рассмотрении настоящего дела.

Руководствуясь статьями  102, 110, 167-170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса РФ, арбитражный суд

Р  Е  Ш  И  Л:

Заявленные требования удовлетворить.

Признать незаконным решение от 16.04.2019 № 390 о непринятии к зачету расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, вынесенное Государственным учреждением - региональное отделение Фонда социального страхования РФ в лице Филиала № 1.

Обязать Государственное учреждение - региональное отделение Фонда социального страхования РФ в лице Филиала № 1 устранить допущенные нарушения прав и законных интересов АО «Мостострой-11».

Взыскать с Государственного учреждения - региональное отделение Фонда социального страхования РФ в лице Филиала № 1 в пользу АО «Мостострой-11» судебные расходы по уплате государственной пошлины в сумме 3 000 рублей.

Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня его принятия в Восьмой арбитражный апелляционный суд путем подачи апелляционной жалобы через арбитражный суд Тюменской области.

 Судья

Бадрызлова М.М.