НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение АС Тюменской области от 07.08.2014 № А70-6034/14

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

Хохрякова д.77, г.Тюмень, 625052,тел (3452) 25-81-13, ф.(3452) 45-02-07, http://tumen.arbitr.ru, E-mail: info@tumen.arbitr.ru

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

г.

Тюмень

Дело №

А70-6034/2014

21 августа 2014 года

Резолютивная часть решения объявлена 07 августа 2014 года. Полный текст решения изготовлен 21 августа 2014 года.

Арбитражный суд Тюменской области в составе судьи Безикова О.А., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Данильченко Т.А., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению

Общества с ограниченной ответственностью «РОССАР-Тюмень»

к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственному учреждению) в г.Тюмени Тюменской области

об оспаривании решения № 64 от 14.05.2014,

при участии

от заявителя – Удовиченко С.А. на основании доверенности от 19.05.2014, Макеева Л.Н. на основании доверенности от 01.08.2014,

от ответчика – Панченко Д.А. на основании доверенности № 17/13 от 01.11.2013,

установил:

Общество с ограниченной ответственностью «РОССАР-Тюмень» (далее – заявитель, Общество, страхователь) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственному учреждению) в г.Тюмени Тюменской области (далее – ответчик, Управление) о признании недействительным решения № 64 от 14.05.2014.

Представители заявителя поддержали заявленные требования по основаниям, изложенным в заявлении.

Представитель ответчика возражает против заявленных требований по основаниям, изложенным в отзыве.

Как следует из материалов дела, Управлением проведена выездная проверка Общества по вопросам правильности исчисления и уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, составлен акт № 98 от 11.04.2014, в котором отражены выявленные при проверке нарушения.

Проверкой установлено, что в соответствии с приказом № 36/1 от 15.11.2010 работник Мочалов Д.С., осуществлявший трудовую деятельность в должности директора филиала в г.Ялуторовске был переведен на должность директора филиала в г.Нижневартовск.

В соответствии с приказом Общества № 186/1-п от 12.11.2010 работникам, принимаемым в филиалы переводом из иных подразделений Общества, а также при переезде на работу из другой местности возмещаются расходы, в том числе по обустройству на новом месте жительства. К указанному виду расходов в соответствии с названным приказом отнесены выплаты за проживание в гостинице на период поиска жилья на новом месте жительства, а также выплаты за самостоятельный найм жилья (квартиры).

Проверкой установлено, что Общество в порядке реализации указанных положений приказа выплатило работнику 612 000 руб. за аренду квартиры г.Нижневартовске, в том числе за 2011 год в сумме 204 000,00 руб., за 2012 год в сумме 204 000,00 руб., за 2013 год в сумме 204 000,00 руб.

Управление посчитало, что не включение указанных выплат в базу для начисления страховых взносов является нарушением части 1 статьи 7, части 1 статьи 8, части 1 статьи 58.2 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования», поскольку, по мнению Управления, компенсация найма жилья, выплачиваемая работнику, переехавшему в другой город для работы в филиале организации, не подпадает по действие подпункта «и» пункта 2 части 1 статьи 9 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ и подлежит обложению страховыми взносами, предусмотренными названным законом.

По результатам рассмотрения материалов проверки и представленных страхователем возражений, Управлением вынесено решение № 64 от 14.05.2014, которым Общество привлечено к ответственности за совершение правонарушения предусмотренного частью 1 статьи 47 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» в виде штрафа в размере 34 802,40 руб. Привлечено к ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 17 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования Российской Федерации» в виде штрафа в размере 15 525,95 руб. Обществу предложено уплатить недоимку по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации и по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в общей сумме 174 012 руб., начислены пени за несвоевременную уплату страховых взносов в общей сумме 31 864,44 руб. Предложено внести необходимые исправления в документы бухгалтерского учета.

Полагая, что оспариваемое решения противоречит статьям 15, 129, 262 Трудового кодекса Российской Федерации, части 1 статьи 7, части 1 статьи 8, подпункту «и» пункта 2 части 1                статьи 9 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» (далее – Федеральный закон от 24.07.2009                      № 212-ФЗ), заявитель обратился в арбитражный суд с рассматриваемым заявлениям.

Возражая против заявленных требований в отзыве представитель Управления основывает свою позицию на выводах, изложенных в оспариваемом решении.      

Исследовав материалы дела, оценив в совокупности имеющиеся в деле доказательства, заслушав пояснения представителей сторон, участвующих в судебном заседании, суд полагает, что заявленные требования не подлежат удовлетворению по нижеследующим основаниям.

В соответствии с частью 1 статьи  7 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, указанных в подпунктах «а» и «б» пункта 1 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, признаются, в том числе выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц в рамках трудовых отношений.

Согласно части 1 статьи 8 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ база для начисления страховых взносов для плательщиков страховых взносов, указанных в подпунктах «а» и «б» пункта 1 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных частью 1 статьи 7 настоящего Федерального закона, начисленных плательщиками страховых взносов за расчетный период в пользу физических лиц, за исключением сумм, указанных в статье 9 настоящего Федерального закона.

Статьей 9 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ установлен перечень выплат, не подлежащих обложению страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, производящих выплаты и иные вознаграждения физическим лицам.

Подпунктом «и» пункта 2 части 1 статьи 9 Федеральный закон от 24.07.2009 № 212-ФЗ не подлежат обложению страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, указанных в пункте 1 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, в том числе все виды установленных законодательством РФ, законодательными актами субъектов РФ, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством РФ), связанных с выполнением физическим лицом трудовых обязанностей, в том числе в связи с переездом на работу в другую местность, за исключением:

выплат в денежной форме за работу с тяжелыми, вредными и (или) опасными условиями труда, кроме компенсационных выплат в размере, эквивалентном стоимости молока или других равноценных пищевых продуктов;

выплат в иностранной валюте взамен суточных, производимых в соответствии с законодательством Российской Федерации российскими судоходными компаниями членам экипажей судов заграничного плавания, а также выплат в иностранной валюте личному составу экипажей российских воздушных судов, выполняющих международные рейсы;

компенсационных выплат за неиспользованный отпуск, не связанных с увольнением работников.
            В соответствии со статьей 169 Трудового кодекса РФ при переезде работника по предварительной договоренности с работодателем на работу в другую местность работодатель обязан возместить работнику: расходы по переезду работника, членов его семьи и провозу имущества (за исключением случаев, когда работодатель предоставляет работнику соответствующие средства передвижения); расходы по обустройству на новом месте жительства.

Суд считает, что наем жилья является неотъемлемой, но не единственной, частью обустройства на новом месте жительства и подпадает под действие статьи 169 Трудового               кодекса РФ.

Согласно статье 2 Закона РФ от 25.06.1993 № 5242-1 «О праве граждан РФ на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах РФ» место жительства - жилой дом, квартира, комната, жилое помещение специализированного жилищного фонда (служебное жилое помещение, жилое помещение в общежитии, жилое помещение маневренного фонда, жилое помещение в доме системы социального обслуживания населения и другие) либо иное жилое помещение, в которых гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору найма специализированного жилого помещения либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством РФ, и в которых он зарегистрирован по месту жительства.

Материалами дела установлено, что работник Мочалов Д.С., которому были компенсированы расходы по найму жилого помещения в г. Нижневартовске, зарегистрирован по месту жительства в г. Ялуторовске, т.е место жительства не изменял.

При таких обстоятельствах, суд считает, что компенсация арендной платы за наем жилого помещения данному работнику не является компенсацией, предусмотренной статьи 169 Трудового кодекса РФ.

Нормами действующего законодательства не предусмотрена обязанность работодателя компенсировать работнику расходы по найму жилого помещения в случае переезда работника по предварительной договоренности с работодателем на работу в другую местность без изменения при этом места жительства работника.

В силу статьи 9 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ не подлежат обложению страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, указанных в пункте 1 части 1 статьи 5 названного Закона, все виды установленных законодательством Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм, определенных в соответствии с законодательством Российской Федерации), связанных с выполнением физическим лицом трудовых обязанностей (подпункт «и» пункта 2 части 1 статьи 9 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ).

Из изложенного следует, что не подлежат обложению страховыми взносами только компенсационные выплаты, установленные законодательством РФ, субъектов РФ, решениями представительных органов местного самоуправления.

В тех случаях когда организация по собственной инициативе компенсирует работнику затраты за аренду жилья, обложение страховыми взносами производится в общеустановленном порядке. 

При указанных обстоятельствах суд считает, что положения подпункта «и» пункта 2 части 1 статьи 9 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ в данном конкретном случае применению не подлежат, в связи с чем, компенсационные выплаты в пользу работника Мочалова Д.С. подлежат включению в базу для исчисления страховых взносов.

На основании вышеизложенного, суд приходит к выводу о том, что оспариваемое решение Управления является законным и обоснованным, поэтому полагает необходимым отказать Обществу в удовлетворении заявленных требований.

В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса РФ, в связи с отказом в удовлетворении заявленных требований, судебные расходы за рассмотрение настоящего дела относятся на заявителя. Часть судебных расходов подлежит возврату заявителя на основании подпункта 1 пункта 1 статьи 333.40 Налогового кодекса РФ.

Руководствуясь статьями 102, 110, 167-170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса РФ, арбитражный суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении заявленных требований отказать.

Возвратить Обществу с ограниченной ответственностью «РОССАР-Тюмень» из федерального бюджета 2000 (две тысячи) рублей государственной пошлины, уплаченной платежным поручением № 9682 от 30.05.2014 на сумму 4000 рублей. Выдать справку на возврат.

Решение может быть обжаловано в месячный срок со дня его принятия в Восьмой арбитражный апелляционный суд путем подачи апелляционной жалобы через Арбитражный суд Тюменской области.

  Судья

Безиков О.А.