АРБИТРАЖНЫЙ СУД ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ
Хохрякова д.77, г.Тюмень, 625052,тел (3452) 46-38-93, ф.(3452) 45-02-07, http://tumen.arbitr.ru, E-mail: info@tumen.arbitr.ru
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
г. Тюмень Дело № A70-5872/2012
08 августа 2012 года
Резолютивная часть решения объявлена 07 августа 2012 года
Решение в полном объеме изготовлено 08 августа 2012 года
Арбитражный суд Тюменской области в составе судьи Стафеева С.А. при ведении протокола секретарем судебного заседания Авхимович В.В., рассмотрев в судебном заседании заявление
Прокурора Омутинского района
к МУП ЖКХ «Вагайский комхозсервис»
о привлечении к административной ответственности на основании ч.2 ст. 9.4 КоАП РФ
при участии представителей:
от прокурора: Кабанова А.А., помощник прокурора Калининского АО г. Тюмени;
от ответчика: не явились, извещены;
установил:
Прокурор Омутинского района (далее по тексту – Прокурор, заявитель) обратился в Арбитражный суд Тюменской области с заявлением о привлечении МУП ЖКХ «Вагайский комхозсервис» (далее по тексту – МУП, ответчик) к административной ответственности на основании ч.2 ст. 9.4 КоАП РФ.
Принимая во внимание мнение прокурора, положения ч. 4 ст. 137 АПК РФ, учитывая определение от 12.07.2012г. по настоящему делу, судом было вынесено протокольное определение об окончании подготовки дела к судебному разбирательству, завершении предварительного заседания и открытии судебного заседания в первой инстанции.
Представитель МУП в судебное заседание не явился, извещен о времени и месте заседания надлежащим образом.
В связи с изложенным, дело рассмотрено судом в порядке ч. 3 ст. 205 АПК РФ в отсутствие лица, привлекаемого к административной ответственности.
В судебном заседании Прокурор поддержал заявленные требования по основаниям, изложенным в заявлении.
Ответчик требования не оспорил, письменный отзыв на заявление не представил.
Исследовав материалы дела, доводы заявления, оценив представленные в материалы дела доказательства, суд считает заявление подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Прокуратурой Омутинского района Тюменской области была проведена проверка соблюдения федерального законодательства при осуществлении МУП ЖКХ «Вагайский комхозсервис» капитального ремонта (замена крыши) многоквартирного дома, расположенного по адресу: Тюменская область, с. Омутинское, ул. Лермонтова, 5.
Ответчик осуществляет вышеуказанную деятельность на основании договора на выполнение подрядных работ по капитальному ремонту от 10.05.2012г. № 4.05.2012.
В ходе проверки установлено, что проведение строительных работ на вышеуказанном объекте осуществляется ответчиком с нарушением технических регламентов, обязательных требований стандартов, строительных норм и правил.
При проведении проверки был произведен осмотр объекта строительства и прилегающей территории, в ходе осмотра была произведена фотосъемка, результаты осмотра зафиксированы в акте от 07.06.2012г.
По результатам проверки было вынесено постановление о возбуждении производства об административном правонарушении от 29.06.2012г. в отношении МУП, в связи с наличием в его действиях признаков административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч.2 ст. 9.4 КоАП РФ.
В соответствии с ч.2 ст. 9.4 КоАП РФ действия, предусмотренные частью 1 настоящей статьи (нарушение требований технических регламентов, проектной документации, обязательных требований документов в области стандартизации или требований специальных технических условий либо нарушение установленных уполномоченным федеральным органом исполнительной власти до дня вступления в силу технических регламентов обязательных требований к зданиям и сооружениям при проектировании, строительстве, реконструкции или капитальном ремонте объектов капитального строительства, в том числе при применении строительных материалов (изделий), которые повлекли отступление от проектных значений параметров зданий и сооружений, затрагивают конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности объектов капитального строительства и (или) их частей или безопасность строительных конструкций, участков сетей инженерно-технического обеспечения, либо которые повлекли причинение вреда жизни или здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений, либо которые создали угрозу причинения вреда жизни или здоровью граждан, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений, влекут наложение административного штрафа на юридических лиц - от трехсот тысяч до шестисот тысяч рублей либо административное приостановление деятельности на срок до шестидесяти суток.
В целях совершенствования строительных норм и правил по безопасности труда в строительстве и приведения их в соответствие с действующими законодательными и нормативными правовыми актами РФ, содержащими государственные нормативные требования охраны труда, Государственным комитетом РФ по строительству и жилищно-коммунальному комплексу приняты и введены в действие строительные нормы и правила Российской Федерации СНиП 12-03-2001 «Безопасность труда в строительстве. Часть 1. Общие требования», СНиП 12-04-2002 «Безопасность труда в строительстве. Часть 2. Строительное производство».
Согласно п.п. 4.8, 4.9, 4.10, 5.13 СНиП 12-03-2001 «Безопасность труда в строительстве. Часть 1. Общие требования» (приняты Постановлением Государственного комитета РФ по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 23.07.2001 № 80) перед началом работ в условиях производственного риска необходимо выделить опасные для людей зоны, в которых постоянно действуют или могут действовать опасные факторы, связанные или не связанные с характером выполняемых работ. К зонам потенциально опасных производственных факторов следует относить, кроме прочего: участки территории вблизи строящегося здания (сооружения); этажи (ярусы) зданий и сооружений в одной захватке, над которыми происходит монтаж (демонтаж) конструкций или оборудования; зоны перемещения машин, оборудования или их частей, рабочих органов; места, над которыми происходит перемещение грузов кранами. На границах зон постоянно действующих опасных производственных факторов должны быть установлены защитные ограждения, а зон потенциально опасных производственных факторов - сигнальные ограждения и знаки безопасности. Все лица, находящиеся на строительной площадке, обязаны носить защитные каски. Работники без защитных касок и других необходимых средств индивидуальной защиты к выполнению работ не допускаются.
В соответствии с п.п. 6.1.1, 6.1.7. 6.2.3. вышеназванного СНиП 12-03-2001 производственные территории (площадки строительных и промышленных предприятий с находящимися на них объектами строительства, производственными и санитарно - бытовыми зданиями и сооружениями), участки работ и рабочие места должны быть подготовлены для обеспечения безопасного производства работ. Подготовительные мероприятия должны быть закончены до начала производства работ. Допуск на производственную территорию посторонних лиц, а также работников в нетрезвом состоянии или не занятых на работах на данной территории запрещается. Места прохода людей в пределах опасных зон должны иметь защитные ограждения.
В силу п. 6.2.16, 6.2.18 вышеназванного СНиП 12-03-2001 рабочие места и проходы к ним, расположенные на перекрытиях, покрытиях на высоте более 1,3 м и на расстоянии менее 2 м от границы перепада по высоте, должны быть ограждены защитными или страховочными ограждениями, а при расстоянии более 2 м - сигнальными ограждениями, соответствующими требованиям государственных стандартов. При невозможности или экономической нецелесообразности применения защитных ограждений согласно п. 6.2.16 допускается производство работ с применением предохранительного пояса для строителей, соответствующего государственным стандартам, и оформлением наряда - допуска.
Из п. 3.1., 3.2., 4.2.2., 13.2.6., 13.2.7 СНиП 12-04-2002 «Безопасность труда в строительстве. Часть 2. Строительное производство» (приняты Постановлением Государственного комитета РФ по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 17.09.2002 № 123) следует, что организация и выполнение работ в строительном производстве должны осуществляться при соблюдении требований СНиП 12-03, ПБ 10-382 и других нормативных правовых актов, приведенных в приложении А, а также настоящих норм и правил. При строительстве объектов должны быть приняты меры по предупреждению воздействия на работников опасных и вредных производственных факторов. При их наличии безопасность труда должна обеспечиваться на основе решений, содержащихся в организационно-технологической документации (ПОС, ППР и др.), по составу и содержанию соответствующих требованиям СНиП 12-03 и настоящих норм и правил. При разборке строений необходимо оставлять проходы на рабочие места. При разборке кровли и наружных стен работники должны применять предохранительный пояс. Вблизи здания в местах подъема груза и выполнения кровельных работ необходимо обозначить опасные зоны, границы которых определяются согласно СНиП 12-03. Размещать на крыше материалы допускается только в местах, предусмотренных ППР, с применением мер против их падения, в том числе от воздействия ветра.
В деле имеется заверенная копия договора от 10.05.2012г. № 4.05.2012 на выполнение подрядных работ по капитальному ремонту дома № 5 по ул. Лермонтова в с. Омутниское Омутинского района, заключенного МУП ЖКХ «Жилкомхозсервис» (Заказчик) и МУП ЖКХ «Вагайский комхозсервис» (Подрядчик).
Материалами дела, в том числе протоколом осмотра и фотографическими снимками, подтверждается, что в момент проведения проверки на объекте проводились работы по монтажу кровли, в ходе которых работники находились на высоте более двух метров без защитных касок и страховочного оборудования; скат крыши разобран, предупредительная лента во дворе дома отсутствует; меры против падения материалов с крыши на предприняты.
В деле имеются объяснения директора ответчика Ужитчак Н.В., из которых следует, что на момент проверки производились работы по ремонту крыши здания жилого дома. Работы проводились работниками, не имеющими касок и страховочных поясов, территория не была огорожена лентой.
Вместе с тем, необходимо учесть, что производственная территория находится в населенном пункте, рядом с местом массового скопления людей. Суд считает, что МУП, осуществляя ремонтные работы при наличии выявленных в ходе проверки нарушений, ставит под угрозу жизнь и здоровье людей.
По мнению суда, факт совершения ответчиком правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 9.4 КоАП РФ, установлен, подтвержден необходимыми и достаточными доказательствами.
В соответствии с п. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
По мнению суда, представленные в дело документы свидетельствуют о том, что ответчиком не были приняты все зависящие от него меры по соблюдению санитарных норм и правил в области безопасности труда в строительстве, в связи с чем, он несет риск неблагоприятных последствий - привлечение к административной ответственности.
Согласно п. 2 ст. 22 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре» прокурор или его заместитель, при осуществлении возложенных на него функций, по основаниям, установленным законом, возбуждает уголовное дело или производство об административном правонарушении, требует привлечения лиц, нарушивших закон, к иной установленной законом ответственности, предостерегает о недопустимости нарушения закона.
В силу ст. 24.6 КоАП РФ Генеральный прокурор Российской Федерации и назначаемые им прокуроры осуществляют в пределах своей компетенции надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением действующих на территории Российской Федерации законов при производстве по делам об административных правонарушениях, за исключением дел, находящихся в производстве суда.
Исходя из смысла ст. 28.4 КоАП РФ при осуществлении надзора за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации, прокурор вправе возбудить дело о любом административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена данным Кодексом или законом субъекта РФ.
Суд считает, что из материалов дела усматривается наличие в действиях ответчика вменяемого ему административного правонарушения, постановление о возбуждении производства об административном правонарушении вынесено с соблюдением требований к порядку и срокам его вынесения, установленными главой 28 КоАП РФ.
Полномочия прокурора на возбуждение дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст.9.4 КоАП РФ, предоставлены ему ст.28.4 КоАП РФ.
Таким образом, арбитражным судом установлено наличие события административного правонарушения, совершение его МУП, обоснованность и правомерность вынесения постановления о возбуждении производства об административном правонарушении, а также наличие всех необходимых оснований для привлечения его к административной ответственности по ч. 2 ст. 9.4 КоАП РФ.
На основании изложенного, суд удовлетворяет заявленные требования, ответчик подлежит привлечению к административной ответственности в пределах санкции, установленной ч. 1 ст. 9.4 КоАП РФ.
Административный штраф подлежит перечислению по следующим реквизитам: получатель – УФК по Тюменской области (прокуратура Тюменской области); ИНН 7204006003; КПП 720401001; № счета получателя платежа 40101810300000010005 в ГРКЦ ГУ Банка России по Тюменской области; БИК 047102001; ОКАТО 71401364000; код бюджетной классификации – 41511690010010000140.
Руководствуясь статьями 167-170, 176 и 206 Арбитражного процессуального кодекса РФ, арбитражный суд
Р Е Ш И Л :
Заявленные требования удовлетворить.
Привлечь МУП ЖКХ «Вагайский комхозсервис» (место нахождения: Тюменская область, Омутинский район, с. Вагай, ул. Ленина, 93; ИНН 7220504486; дата государственной регистрации – 21.11.2006г.) к административной ответственности на основании части 2 статьи 9.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях и назначить наказание в виде административного штрафа в размере 300 000 (триста тысяч) рублей.
Решение может быть обжаловано в течение десяти дней со дня его принятия в Восьмой арбитражный апелляционный суд путем подачи апелляционной жалобы через Арбитражный суд Тюменской области.
Судья С.А. Стафеев