НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение АС Тюменской области от 05.09.2023 № А70-12695/2023

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

Ленина д.74, г.Тюмень, 625052,тел (3452) 25-81-13, ф.(3452) 45-02-07, http://tumen.arbitr.ru, E-mail: info@tumen.arbitr.ru

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

г. Тюмень

Дело №

А70-12695/2023

11 сентября 2023 года

резолютивная часть решения объявлена 05 сентября 2023 года

решение в полном объеме изготовлено 11 сентября 2023 года

Арбитражный суд Тюменской области в составе судьи Минеева О.А., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению

федерального казенного учреждения «Колония-поселение №9 управления Федеральной службы исполнения наказаний по Тюменской области» (ИНН <***>, ОГРН <***>, дата регистрации: 03.12.2002, адрес 626136, <...> к.17)

к межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 7 по Тюменской области (626150, <...> микр., стр. 50)

о признании недействительным решения от 20.01.2023 № 61 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения в части начисления пени в размере 11823,32 рублей,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Климовой Е.И.,

при участии в судебном заседании представителей:

от заявителя – не явились;

от ответчика –ФИО1 на основании доверенности №03/23 от 09.01.2023, ФИО2 на основании доверенности №22/23 от 15.05.2023,

установил:

федеральное казенное учреждение «Колония-поселение №9 управления Федеральной службы исполнения наказаний по Тюменской области» (далее – заявитель) обратилось в суд с заявлением к межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 7 по Тюменской области о признании недействительным решения от 20.01.2023 № 61 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения в части начисления пени в размере 11823,32 рублей.

Представитель заявителя в судебное заседание не явился. Заявитель о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом.

Представители ответчика против заявленных требований возражают по доводам, изложенным в отзыве на заявление.

Как следует из материалов дела, в отношении Федерального казенного учреждения «Колония - поселение № 9 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Тюменской области» (далее - ФКУ КП-9 УФСИН России по Тюменской области, налогоплательщик) Межрайонной ИФНС России № 7 по Тюменской области (далее - Инспекция, налоговый орган) проведена камеральная налоговая проверка (далее - КПП) уточненного (корректирующего 8) «Расчета по страховым взносам» за 3 месяца 2017 года (1 квартал 2017 года), представленного по телекоммуникационным каналам связи (далее - ТКС) 24.07.2022.

По окончании КНП 08.11.2022 составлен акт камеральной проверки № 3875 в отношении ФКУ КП-9 УФСИН России по Тюменской области, Акт проверки получен 03.12.2022.

По результатам рассмотрения акта КНП, материалов налоговой проверки, 20.01.2023 заместителем начальника Инспекции вынесено решение № 61 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.

В порядке досудебного урегулирования спора, налогоплательщик, воспользовавшись правом, предусмотренным ст. 101.2 и ст. 139.1 НК РФ, подал вышестоящий налоговый орган апелляционную жалобу № 74/8/15-б/н от 27.02.2023 на решение Инспекции № 61 от 20.01.2023.

Решением Управления Федеральной налоговой службы по Тюменской области от 28.03.2023 № 0269 апелляционная жалоба ФКУ КП-9 УФСИН России по Тюменской области оставлена без удовлетворения.

Заявитель с решением ответчика не согласен, считает его незаконным и необоснованным, в связи с чем, Общество обратилось в суд с рассматриваемым заявлением.

Исследовав материалы дела, арбитражный суд полагает требования заявителя не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со статьей 13 Гражданского кодекса Российской Федерации, частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200, частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пунктом 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 № 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации», для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, является необходимым наличие одновременно двух условий: их несоответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием, в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В силу пункта 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Налогоплательщик считает, что решение № 61 от 20.01.2023 подлежит отмене по следующим основаниям:

-Решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения вручено налогоплательщику (его представителю) 10.02.2023;

-Незаконность и необоснованность обжалуемого решения выражаются в том, что ФКУ КП-9 УФСИН России по Тюменской области с решением № 61 не согласно, так как на основании п. 3 ст. 46 НК РФ решение о взыскании принимается после истечения срока, установленного в требовании об уплате налога, но не позднее двух месяцев после истечения указанного срока, если иное не предусмотрено настоящим пунктом. Решение о взыскании, принятое после истечения указанного срока или сроков, указанных в абзацах третьем и четвертом настоящего пункта, считается недействительным и исполнению не подлежит. В этом случае налоговый орган может обратиться в суд с заявлением о взыскании с налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя причитающейся к уплате суммы налога. Заявление может быть подано в суд в течение шести месяцев после истечения соответственно срока исполнения требования об уплате налога, сроков, указанных в абзацах третьем и четвертом настоящего пункта. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.

Между тем, расчет страховых взносов представляет собой письменное заявление или заявление плательщика страховых взносов, составленное в электронной форме и переданное по телекоммуникационным каналам связи с применением усиленной квалифицированной электронной подписи или через личный кабинет налогоплательщика, об объекте обложения страховыми взносами, о базе для исчисления страховых износов, об исчисленной сумме страховых взносов и о других данных, служащих основанием для исчисления и уплаты страховых взносов, если иное не предусмотрено ПК РФ. Расчет по страховым взносам представляется в случаях, предусмотренных главой 34 НК РФ (пункт 1 статьи 80 НК РФ).

Формы и порядок заполнения форм налоговых деклараций (расчетов), а также форматы и порядок представления налоговых деклараций (расчетов) и прилагаемых к ним документов в соответствии с НК РФ в электронной форме утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов (ФНС России), по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации (пункт 7 статьи 80 НК РФ) и являются обязательными к применению при заполнении налоговых деклараций (расчетов) для налогоплательщиков.

Порядок заполнения расчета по страховым взносам за периоды 2017-2018 года утвержден Приказом ФНС России от 10.10.2016 N ММВ-7-11/551 @ «Об утверждении формы расчета по страховым взносам, порядка его заполнения, а также формата представления расчета по страховым взносам в электронной форме» (далее - Приказ от 10.10.2016).

Как следует из представленных суду письменных доказательств и пояснений представителей ответчика, налогоплательщиком нарушен Порядок заполнения расчета по страховым взносам, утвержденным приказом Федеральной налоговой службы от 10 октября 2016 г. № ММВ-7-11/551@ и ст.428 НК РФ «Дополнительные тарифы страховых взносов для отдельных категорий плательщиков», ст. 431 НК РФ «Порядок исчисления и уплаты страховых взносов, уплачиваемых плательщиками, производящими выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, и порядок возмещения суммы страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством», выразившееся в занижении исчисленных страховых взносов.

В рамках КПП установлено, что налогоплательщик самостоятельно исчислил сумму страховых взносов в Подразделе 1.3.2. Приложения 1 Раздела 1 «Расчет сумм страховых взносов на обязательное пенсионное страхование по дополнительному тарифу для отдельных категорий плательщиков страховых взносов» (ст. 428 НК РФ), но не отразил данные суммы в Разделе 1 «Сводные данные об обязательствах плательщика страховых взносов» в строке «Сумма страховых взносов, подлежащая уплате за расчетный (отчетный) период» в размере 11 823.32 руб., в том числе за 1 месяц - 3 888.52 руб., за 2 месяц - 3 543.79 руб., за 3 месяц - 4 391.01 руб.

Налогоплательщик ФКУ КП-9 УФСИН России по Тюменской области применяет код тарифа плательщика 01 «Плательщики страховых взносов, применяющие основной тариф страховых взносов» в представленном расчете по страховым взносам за 1 квартал 2017 года отразит в Приложение N4 «Расчет суммы страховых взносов на обязательное пенсионное и медицинское страхование к разделу 1 расчета.

Таким образом, сумма страховых взносов на обязательное пенсионное страхование по дополнительному тарифу (КБК 18210202131061020160) по данным налогоплательщика по уточненному (корректирующему №8) «Расчету по страховым взносам» за 1 квартал 2017 года составляет:

Наименование показателя

Код

показателя

По данным плательщика

Всего с начала расчетного периода

Всего за 3 месяца отчетного периода

за 1 месяц

за 2 месяц

за 3 месяц

Согласно Порядка заполнения расчета по страховым взносам (утв. приказом Федеральной налоговой службы от 10 октября 2016 г. № ММВ-7-11/551@):

Раздела 1 «Сводные данные об обязательствах плательщика страховых взносов» расчета:

Раздел 1 включает в себя показатели сумм страховых взносов, подлежащих уплате в бюджет (суммы превышения произведенных плательщиком расходов на выплату страхового обеспечения над исчисленными страховыми взносами на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством), по данным плательщика, производящего выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, с отражением кода бюджетной классификации Российской Федерации (далее - код бюджетной классификации), на который подлежат зачислению суммы страховых взносов, исчисленные за расчетный (отчетный) период, или возмещению из бюджета, исчисленные за расчетный (отчетный) период.

Так, по данным налогоплательщика и по данным налогового органа сумма исчисленных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование по дополнительному тарифу за 1 квартал 2017 составила 1 1823.32 руб., в том числе: январь - 3888.52 руб., февраль - 3543.79 руб., март - 4391.01 руб.

Подраздел 1.3.2. Приложения 1 Раздела 1. Расчет сумм СВ на ОПС по дополнительному тарифу для отдельных категорий плательщиков СВ ст.428 НК РФ:

Код

По данным

По данным

Наименование показателя

показателя

плательщика

инспектора

Отклонение

Исчислено страховых взносов

за 1 месяц

132 050 3

3888.52

3888.52

0.00

за 2 месяц

132 050 4

3543.79

3543.79

0.00

за 3 месяц

132 050 5

4391.01

4391.01

0.00

Всего

11823.32

11823.32

0.00

Раздел 1 «Сводные данные об обязательствах плательщика страховых взносов» расчета:

Наименование показателя

Код

показателя

По данным плательщика

По данным инспектора

Отклонение

Исчислено страховых взносов

за 1 месяц

+3888.52

за 2 месяц

+3543.79

за 3 месяц

+4391.01

Всего

+11823.32

Таким образом, сумма страховых взносов на обязательное пенсионное страхование по дополнительному тарифу (КБК 18210202131061020160) за отчетный период по данным налогового органа подлежит к доплате в размере 11823.32 руб., в том числе: январь - 3888.52 руб., февраль - 3543.79 руб., март - 4391.01 руб.

В соответствии с п.1 ст.431 IIK РФ установлено, что в течение расчетного периода по итогам каждого календарного месяца плательщики производят исчисление и уплату страховых взносов исходя из базы для исчисления страховых взносов с начала расчетного периода до окончания соответствующего календарного месяца и тарифов страховых взносов за вычетом сумм страховых взносов, исчисленных с начала расчетного периода по предшествующий календарный месяц включительно.

Согласно п.3 ст.431 НК РФ, сумма страховых взносов, исчисленная для уплаты за календарный месяц, подлежит уплате в срок не позднее 15-го числа следующего календарного месяца.

В соответствии со ст.75 НК РФ за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности, по уплате налога начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора начисляются пени.

На дату вынесения решения налогоплательщик на требование налогового органа № 19506 от 24.10.2022 года о предоставлении пояснений, пояснения не представлены и изменения в расчет по страховым взносам за 1 квартал 2017 года не внесены.

Таким образом, налогоплательщик допустил нарушение неуплата (неполная уплата) сумм налога в результате неполного исчисления страховых взносов установленных п.3 ст.428, ст.431 НК РФ (с учетом изменений и дополнений) за что предусмотрена налоговая ответственность в соответствии п.1 ст. 122 НК РФ неуплата или неполная уплата сумм налога (сбора, страховых взносов) в результате занижения налоговой базы (базы для исчисления страховых взносов), иного неправильного исчисления налога (сбора, страховых взносов) или других неправомерных действий (бездействия), если такое деяние не содержит признаков налоговых правонарушений, предусмотренных С1а1ьями 129.3 и 129.5 НК РФ, влекут взыскание штрафа в размере 20 процентов от неуплаченной суммы налога (сбора, страховых взносов)».

Сумма страховых взносов на обязательное пенсионное страхование по дополнительному тарифу (КБК 18210202131061020160) за отчетный период по данным налогового органа подлежит к доплате в размере 11 823,32 руб., в том числе: январь - 3888,52 руб., февраль - 3543,79 руб., март - 4391,01 руб.

По сроку уплаты 15.02.2017, 15.03.2017, 17.04.2017 и на дату вынесения решения по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование по дополнительному тарифу переплата отсутствует.

Из п.3 ст.58 НК РФ следует, что уплата в течение налогового периода предварительных платежей по налогу является авансовым платежом. Обязанность по уплате авансовых платежей признается исполненной в порядке, аналогичном для уплаты налога.

Согласно ст.423 НК РФ расчетным периодом признается календарный год, отчетными периодами признаются первый квартал, полугодие, девять месяцев календарного года.

Таким образом, понятие расчетного периода в главе 34 НК РФ «Страховые взносы», аналогично понятию налогового периода в иных главах НК РФ.

Содержащийся в ст. 109 НК РФ перечень обстоятельств, исключающих привлечение к налоговой ответственности, является исчерпывающим. Однако НК РФ предусматривает также ряд других случаев, при которых лицо не может быть привлечено к ответственности, несмотря на совершение им налогового правонарушения. Согласно ст.108 НК РФ никто не может быть привлечен к ответственности за совершение налогового правонарушения иначе, как по основаниям и в порядке, которые предусмотрены Налоговым кодексом Российской Федерации

Из п.3 ст.58 НК РФ следует, что уплата в течение налогового периода предварительных платежей по налогу является авансовым платежом. Обязанность по уплате авансовых платежей признается исполненной в порядке, аналогичном для уплаты налога.

Положения НК РФ не предусматривают привлечения налогоплательщиков и плательщиков страховых взносов к ответственности за неуплату авансовых платежей, как по налогам, так и по страховым взносам на основании ст. 122 НК РФ.

В оспариваемом решении Инспекции пени налогоплательщику не начислялись.

Статьей 65 АПК РФ предусмотрено, что каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие) (часть 5 статьи 200 АПК РФ).

С учетом вышеуказанных положений процессуального и материального права, проанализировав доводы заявления и отзыва на него по отдельности, оценив все имеющиеся доказательства по делу в их совокупности и взаимосвязи согласно требованиям статей 65, 71 АПК РФ, суд приходит к выводу о том, что из материалов дела не усматривается несоответствия оспариваемого решения инспекции в оспариваемой части положениям действующего налогового законодательства, нарушений прав и законных интересов заявителя не установлено.

В соответствии с частью 3 статьи 201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.

При вышеизложенных обстоятельствах оснований для отмены Решения от 20.01.2023 № 61 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения в части начисления пени в размере 11823,32 рублей, суд не установил.

Согласно части 1 статьи 110 АПК РФ судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.

В связи с отказом в удовлетворении требований судебные расходы по делу относятся на заявителя.

Руководствуясь статьями 168-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении заявленных требований отказать.

Решение может быть обжаловано в месячный срок со дня его принятия в Восьмой арбитражный апелляционный суд путем подачи апелляционной жалобы через Арбитражный суд Тюменской области.

.

Судья

Минеев О.А.