АРБИТРАЖНЫЙ СУД ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ
Хохрякова д.77, г.Тюмень, 625052,тел (3452) 25-81-13, ф.(3452) 45-02-07, http://tumen.arbitr.ru, E-mail: info@tumen.arbitr.ru
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
г. Тюмень | Дело № | А70-6224/2019 |
13 июня 2019 года
Резолютивная часть решения объявлена 05 июня 2019 года. Полный текст решения изготовлен 13 июня 2019 года.
Арбитражный суд Тюменской области в составе судьи Безикова О.А., при ведении протокола судебного заседания помощником Гонтарь Н.М., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению
индивидуального предпринимателя Коробицыной Ирины Алексеевны
к Государственному учреждению - Тюменское региональное отделение фонда социального страхования Российской Федерации
об оспаривании решений от 18.03.2019 № 230 и в части № 658,
при участии
от заявителя – Глебова Ж.Е. на основании доверенности от 23.04.2019,
от ответчика – Денищенко Д.Д. на основании доверенности от 18.12.2018 №82,
установил:
Индивидуальный предприниматель Коробицына Ирина Алексеевна (далее – заявитель, ИП Коробицына И.А., страхователь) обратилась в арбитражный суд с заявлением к Государственному учреждению - Тюменское региональное отделение фонда социального страхования Российской Федерации (далее - ответчик, Фонд социального страхования) о признании недействительным решения от 18.03.2019 №230 о непринятии к зачету расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, а также в части решения от 18.03.2019 №658 о выделении (отказе в выделении) средств на осуществление (возмещение) расходов страхователя на выплату страхового обеспечения.
Представитель заявителя поддержал заявленные требования по основаниям, изложенным в заявлении и письменных пояснениях.
Представитель ответчика возражает против заявленных требований по основаниям, изложенным в отзыве.
Как следует из материалов дела, Фондом социального страхования проведена камеральная проверка правильности расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством за период с 14.02.2019 по 14.02.2019, по результатам проведения которой составлен акт проверки от 14.02.2019 №658.
По итогам рассмотрения указанного акта и материалов проверки, Фондом социального страхования вынесены оспариваемые решения.
Решением от 18.03.2019 №230 не приняты к зачету расходы на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, произведенные заявителем с нарушением законодательства РФ, не подтвержденные документами, либо произведенные на основании неправильно оформленных (выданных с нарушением) в сумме 43 193,70 руб.
Решением от 18.03.2019 №658 выделены (частично выделены) средства на осуществление (возмещение) расходов, произведенных страхователем на выплату страхового обеспечения, в сумме 54 824,36 руб., а также отказано в выделении средств на осуществление (возмещение) расходов, произведенных страхователем на выплату страхового обеспечения, в сумме 43 193,70 руб.
Как следует из оспариваемых решений, в нарушение требований части 1.1 статьи 14 Федерального Закона от 29.12.2006 № 255-ФЗ, пункта 11(1) Положения об особенностях порядка исчисления пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам гражданам, подлежащим обязательному социальному страхованию, утв. Постановлением Правительства РФ от 15.06.2007 №375 исчислены пособие по беременности и родам и пособие по временной нетрудоспособности Мужевой Т.В., а именно, пособия исчислены из МРОТ и к сумме пособий, исчисленных из МРОТ применен районный коэффициент.
По мнению ответчика, следовало пособия исчислять в размере 0,15 МРОТ и к сумме пособий, исчисленных из 0,15 МРОТ применить районный коэффициент, в связи с тем, что Мужева Т.В. была принята по основному месту работы на должность преподавателя с 01.08.2017, с установлением 6-часовой рабочей недели и продолжительностью рабочего дня по графику, с предоставлением выходных дней по графику.
Таким образом, позиция ответчика основана на том, что средний заработок застрахованного лица, работающего на момент наступления периода временной нетрудоспособности и отпуска по беременности и родам на условиях неполного рабочего времени, определен страхователем не пропорционально продолжительности рабочего времени.
Не согласившись с принятым решением от 18.03.2019 №230, а также частично с решением от 18.03.2019 №658, заявитель обратился в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
В обоснование своих требований заявитель указывает на то, что в данном случае размер среднего заработка указанного застрахованного лица составил ниже МРОТ, установленного федеральным законом на день наступления страхового случая. По мнению заявителя, исходя из правил расчета среднего заработка, предусмотренных законом, среднедневной заработок для расчета пособия по временной нетрудоспособности определяется путем деления общей суммы заработка за 2 года, предшествующих наступлению страхового случая, на 730 независимо от того, сколько дней или часов работает работник в течение недели. Поскольку средний заработок работника был ниже МРОТ, установленного федеральным законом на день наступления страхового случая, соответственно, в силу прямого указания закона, средний заработок, исходя из которого исчисляются пособия, принимается равным минимальному размеру оплаты труда, установленному федеральным законом на день наступления страхового случая.
В письменных пояснениях заявителем поддержана изложенная позиция, а также представлена сравнительная таблица расчета пособия, исчисленного в соответствии с законом и по методике ответчика.
В представленном отзыве Фондом социального страхования полностью поддержана позиция и выводы оспариваемых решений.
Исследовав материалы дела, оценив в совокупности имеющиеся в деле доказательства, заслушав пояснения лиц, участвующих в деле, суд считает, что заявленные требования подлежат удовлетворению по нижеследующим основаниям.
Как следует из материалов дела, в ходе проверки Фондом социального страхования установлено, что пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам Мужевой Т.В., работавшей на условиях неполного рабочего дня, исчислены из расчета среднего заработка равного МРОТ без учета продолжительности рабочего времени.
Судом установлено, что Мужева Т.В. была принята к заявителю на работу на основании трудового договора № 5 от 01.08.2017 на должность преподавателя на условиях неполного рабочего времени (работнику установлена 6-часовая рабочая неделя).
09.12.2017 Мужевой Т.В. предоставлен листок нетрудоспособности № 273000785014 за период с 04.12.2017 по 08.12.2017. Сумма заработной платы, иных выплат и вознаграждений, на которую были начислены страховые взносы лица за два календарных года, предшествующих году наступления временной нетрудоспособности (2015-2016 гг.) составила 0,00 рублей.
В связи с чем, расчет пособия по временной нетрудоспособности Мужевой Т.В. был произведен заявителем исходя из МРОТ, в том числе: за счет средств бюджета ФСС - 589,81 руб., за счет средств страхователя - 884,72 руб. (7800 руб. МРОТ * 24 месяца / 730 дней * 5 дней * 1,15 районный коэффициент).
22.01.2018 Мужевой Т.В. предоставлен листок нетрудоспособности № 282144045378 на период с 19.01.2018 по 07.06.2018 (140 календарных дней), а также заявление о предоставлении отпуска по беременности и родам на период с 19.01.2018 по 07.06.2018.
Сумма заработной платы, иных выплат и вознаграждений, на которые были начислены страховые взносы лица за два календарных года, предшествующих году наступления отпуска по беременности и родам (2016-2017 гг.) составила 14 490 рублей. Страхователем был исчислен среднедневной заработок работника, который составил 19,96 рублей (14 490/(731 дней - 5 исключаемые дни)) и сравнен со среднедневным заработком, исчисленным исходя из МРОТ, который составил - 311,97 рублей (9 489 руб. МРОТ * 24 месяца / 730 дней).
Признавая доводы и расчеты заявителя обоснованными, суд руководствуется нижеследующим.
Порядок исчисления пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком установлен статьей 14 Федерального закона от 29.12.2006 №255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» (далее – Закон №255-ФЗ), а также в Положении об особенностях порядка исчисления пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком гражданам, подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 15.06.2007 № 375 (далее - Положение № 375).
Частью 1 статьи 14 Закона № 255-ФЗ установлено, что пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячное пособие по уходу за ребенком исчисляются исходя из среднего заработка застрахованного лица, рассчитанного за два календарных года, предшествующих году наступления временной нетрудоспособности, отпуска по беременности и родам, отпуска по уходу за ребенком, в том числе за время работы (службы, иной деятельности) у другого страхователя (других страхователей). Средний заработок за время работы (службы, иной деятельности) у другого страхователя (других страхователей) не учитывается в случаях, если в соответствии с частью 2 статьи 13 Закона №255-ФЗ пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам назначаются и выплачиваются застрахованному лицу по всем местам работы (службы, иной деятельности) исходя из среднего заработка за время работы (службы, иной деятельности) у страхователя, назначающего и выплачивающего пособия. В случае, если в двух календарных годах, непосредственно предшествующих году наступления указанных страховых случаев, либо в одном из указанных годов застрахованное лицо находилось в отпуске по беременности и родам и (или) в отпуске по уходу за ребенком, соответствующие календарные годы (календарный год) по заявлению застрахованного лица могут быть заменены в целях расчета среднего заработка предшествующими календарными годами (календарным годом) при условии, что это приведет к увеличению размера пособия.
В силу части 1.1 статьи 14 Закона №255-ФЗ в случае если застрахованное лицо в периоды, указанные в части 1 статьи 14 Закона №255-ФЗ, не имело заработка, а также в случае, если средний заработок, рассчитанный за эти периоды, в расчете за полный календарный месяц ниже минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на день наступления страхового случая, средний заработок, исходя из которого исчисляются пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячное пособие по уходу за ребенком, принимается равным минимальному размеру оплаты труда, установленному федеральным законом на день наступления страхового случая. Если застрахованное лицо на момент наступления страхового случая работает на условиях неполного рабочего времени (неполной рабочей недели, неполного рабочего дня), средний заработок, исходя из которого исчисляются пособия в указанных случаях, определяется пропорционально продолжительности рабочего времени застрахованного лица. При этом во всех случаях исчисленное ежемесячное пособие по уходу за ребенком не может быть меньше минимального размера ежемесячного пособия по уходу за ребенком, установленного Федеральным законом «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей».
Пунктом 11 (1) Положения № 375 определено, что в случае если застрахованное лицо в периоды, указанные в пунктах 6 и 11 настоящего Положения, не имело заработка, а также в случае если средний заработок, рассчитанный за эти периоды, в расчете за полный календарный месяц ниже минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на день наступления страхового случая, средний заработок, исходя из которого исчисляются пособия, принимается равным МРОТ, установленному федеральным законом на день наступления страхового случая. Если застрахованное лицо на момент наступления страхового случая работает на условиях неполного рабочего времени (неполной рабочей недели, неполного рабочего дня), средний заработок, исходя из которого исчисляются пособия в указанных случаях, определяется пропорционально продолжительности рабочего времени застрахованного лица. При этом во всех случаях исчисленное ежемесячное пособие по уходу за ребенком не может быть меньше минимального размера ежемесячного пособия по уходу за ребенком, установленного Федеральным законом «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей».
В случае установления застрахованному лицу неполного рабочего времени (неполной рабочей недели, неполного рабочего дня) средний дневной заработок определяется в том же порядке, который предусмотрен пунктами 15(1) - 15(3) Положения №375 (пункт 16 Положения №375), то есть так же, как и в случае, когда работнику установлен нормальный режим рабочего времени и работник работает полный рабочий день.
Материалами дела подтверждено, что на момент наступления страхового случая Мужева Т.В. осуществляла трудовую деятельность на условиях неполного рабочего времени.
Поскольку средний заработок указанного лица в спорный период был ниже МРОТ, расчет пособия по временной нетрудоспособности правомерно произведен страхователем из среднего заработка, приравненного к МРОТ, установленного федеральным законом на день наступления страхового случая, что соответствует положениям части 1.1 статьи 14 Закона № 255-ФЗ, пунктов 11(1), 15(1)-15(3) Положения № 375.
Суд отмечает, что положения части 1.1 статьи 14 Закона № 255-ФЗ о том, что если застрахованное лицо на момент наступления страхового случая работает на условиях неполного рабочего времени (неполной рабочей недели, неполного рабочего дня), средний заработок, исходя из которого исчисляются пособия в указанных случаях, определяется пропорционально продолжительности рабочего времени застрахованного лица, не исключают применение положений о том, что в случае, если средний заработок, рассчитанный за эти периоды, в расчете за полный календарный месяц ниже минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на день наступления страхового случая, средний заработок, исходя из которого исчисляются пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячное пособие по уходу за ребенком, принимается равным минимальному размеру оплаты труда, установленному федеральным законом на день наступления страхового случая.
Указанные выводы соответствует позиции Верховного Суда Российской Федерации, сформированной в Определении от 27.07.2016 №309-КГ15-4727, Определении от 07.08.2017 №309-КГ17-9589.
Согласно части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса РФ, арбитражный суд, установив, что оспариваемое решение органов, осуществляющих публичные полномочия, не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании решения незаконным полностью, либо частично.
Учитывая вышеизложенное, решение от 18.03.2019 №230, а также решение от 18.03.2019 №658 в оспариваемой части подлежат признанию недействительными, соответственно, заявленные требования подлежат удовлетворению.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса РФ с ответчика в пользу заявителя подлежат взысканию судебные расходы, понесенные им по уплате государственной пошлины при рассмотрении настоящего дела.
Руководствуясь статьями 102, 110, 167-170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса РФ, арбитражный суд
Р Е Ш И Л:
Заявленные требования удовлетворить.
Признать недействительным решение от 18.03.2019 № 230 Государственного учреждения - Тюменское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации филиала №1, вынесенное в отношении индивидуального предпринимателя Коробицыной Ирины Алексеевны.
Признать недействительным решение от 18.03.2019 № 658 Государственного учреждения - Тюменское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации филиала №1, вынесенное в отношении индивидуального предпринимателя Коробицыной Ирины Алексеевны, в части отказа в выделении средств на осуществление (возмещение) расходов, произведенных страхователем на выплату страхового обеспечения, в сумме 43 193,70 руб.
Обязать Государственное учреждение - Тюменское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации филиал № 1 устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя, после вступления решения суда в законную силу.
Взыскать с Государственного учреждения - Тюменское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации филиал № 1 (625001, г.Тюмень, ул.Ирбитская, 16; зарегистрировано 13.11.2002, ОГРН 1027200820503; ИНН 7202029421) в пользу индивидуального предпринимателя Коробицыной Ирины Алексеевны (625037, г.Тюмень, ул.Белинского, д.6а, кв.22; дата и место рождения: 24.10.1985 г.Урай Ханты-Мансийского автономного округа Тюменской области; зарегистрирована 23.03.2016 МИФНС России № 14 по Тюменской области ОГРНИП 316723200066122; ИНН 860600379380) судебные расходы в сумме 600 (шестьсот) рублей, понесенные по уплате государственной пошлины.
Исполнительный лист выдать после вступления решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано в месячный срок со дня его принятия в Восьмой арбитражный апелляционный суд путем подачи апелляционной жалобы через Арбитражный суд Тюменской области.
Судья | Безиков О.А. |