НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение АС Тюменской области от 03.07.2007 № А70-3312/2007

Арбитражный суд Тюменской области

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г.Тюмень                                                                                         Дело № А-70-3312/14-2007

03 июля 2007  года

            Арбитражный суд Тюменской области в составе судьи Буравцовой М.А. при ведении судьей протокола судебного заседания,  рассмотрев  в  судебном  заседании  дело, возбужденное по заявлению

СПК «Сибирь»

к Межрайонной Инспекции ФНС России № 10 по Тюменской области,

об  обязании произвести зачет  страховых взносов,

третье лицо – ГУ Отдел ПФ РФ в Юргинском районе

при участии представителей сторон:

от заявителя – Южакова А.В. - директора;

от налогового органа – Коровиной Л.С. – доверенность от 26.03.2007; Лузиной Л.И. – доверенность от 20.02.2007;

от пенсионного органа – Дедова О.В. – доверенность от 01.04.2007;

установил:

Сельскохозяйственный производственный кооператив «Сибирь» (далее - СПК «Сибирь») обратилось в Арбитражный суд Тюменской области с заявлением к Межрайонной Инспекции ФНС РФ № 10 по Тюменской области об обязании произвести зачет страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, третье лицо – ГУ Отдел ПФ РФ в Юргинском рйоне.

Заявитель указывает, что поскольку Федеральный закон РФ «Об обязательном пенсионном страховании в РФ» не устанавливает порядка зачета либо возврата сумм излишне уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, то к данным отношения подлежат применению положения главы 12 НК РФ.

            В отзыве на заявление  налоговый орган не согласен с заявленными требованиями, поскольку согласно ст. 8 НК РФ, страховые взносы на обязательное пенсионное страхование не отвечают понятию налога, следовательно, отсутствуют основания для проведения зачетов или возвратов.

В предварительном заседании председатель СПК «Сибирь» уточнил заявленные требования, просит признать незаконным отказ Межрайонной ИФНС РФ № 10 по Тюменской области в зачете страховых взносов, выраженный в письме от 28.034.2007 № 06-29/6068/1366 и обязать налоговый орган произвести зачет излишне уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в сумме 4000 руб. Суд на основании ст. 49 АПК РФ определил принять уточнения.

Суд с согласия сторон из предварительного заседания перешел к судебному разбирательству.

            В судебном заседании заявитель поддержал заявленные требования, представитель ФНС заявленные требования не признал, представитель ПФ заявленные требования поддержал.

  Рассмотрев  материалы  дела,  выслушав представителя пенсионного органа,  суд  считает,  что  заявленные требования   подлежат  удовлетворению  по  следующим  основаниям.

Как следует из материалов дела, СПК «Сибирь» 22.03.2007 обратился в налоговый орган с заявлением о зачете излишне уплаченных платежей в размере 9 874,10 руб. (л.д. 9).

Налоговый орган письмом № 06-29/6068/1366 от 28.03.2007 отказал СПК «Сибирь» в зачете переплаты, в связи с тем, что согласно ст. 8 НК РФ, страховые взносы на обязательное пенсионное страхование не отвечают понятию налога, следовательно, отсутствуют основания для проведения зачетов и возвратов (л.д. 6).

В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» правоотношения, связанные с уплатой обязательных платежей на обязательное пенсионное страхование, в том числе в части осуществления контроля за их уплатой, регулируются законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, если иное не предусмотрено данным Федеральным законом.

При этом контроль за уплатой страховых взносов на обязательное пенсионное страхование осуществляется налоговым органом в порядке, определяемом законодательством Российской Федерации, регулирующим деятельность налоговых органов (п. 1 ст. 25 Федерального закона).

В п. 1 ст. 13 Федерального Закона установлено право страховщика - Пенсионного фонда Российской Федерации и его территориальных органов осуществлять возврат страховых взносов на обязательное пенсионное страхование лишь в случае, если невозможно установить, за каких застрахованных лиц указанные платежи уплачены. Иных полномочий по возврату (зачету) страховых взносов законодатель не установил для органов Пенсионного фонда Российской Федерации.

Поскольку указанный Закон не устанавливает порядок зачета либо возврата сумм излишне уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, то к данным правоотношениям подлежат применению положения главы 12 Налогового кодекса Российской Федерации.

Кроме того, согласно пункту 18 Порядка учета Федеральным казначейством поступлений в бюджетную систему Российской Федерации и их распределения между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 16.12.2004 № 116н (далее - Порядок), возврат (возмещение) плательщикам излишне уплаченных (взысканных) сумм осуществляется органами Федерального казначейства на основании решений налоговых органов о возврате, распоряжений администраторов поступлений в бюджет о возврате поступлений плательщику.

В соответствии с пунктом 30 Порядка взаимодействие Федерального казначейства с администраторами поступлений в бюджет заключается в предоставлении Федеральным казначейством администраторам поступлений в бюджет документов о проведенных операциях по учету поступлений в бюджетную систему Российской Федерации, а также в получении Федеральным казначейством от администраторов поступлений в бюджет документов о возврате (зачете) плательщикам излишне (ошибочно) перечисленных в бюджет платежей, документов об уточнении вида и принадлежности поступлений. Документы о поступлениях предоставляются органами Федерального казначейства администраторам поступлений в бюджет в пределах возложенных на администраторов полномочий.

Согласно перечню администраторов поступлений в бюджеты Российской Федерации (приложение № 11.1 к Федеральному закону от 15.08.1996 № 115-ФЗ «О бюджетной классификации Российской Федерации» (в редакции Федерального закона от 23.12.2004 № 174-ФЗ)) администратором поступлений в бюджеты Российской Федерации по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, зачисляемых на выплату как страховой, так и накопительной частей трудовой пенсии, а также страховых взносов в виде фиксированного платежа, зачисляемых на выплату накопительной и страховой частей трудовой пенсии, является Федеральная налоговая служба.

Таким образом, довод налогового органа о том, что у налогового органа отсутствуют полномочия для принятия решения о зачете либо возврате плательщику излишне уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование по нормам Налогового кодекса Российской Федерации, является неправомерным.

Подобная позиция изложена в Постановлении Президиума ВАС РФ от 05.09.2006 №  2776/06.

В соответствии с п.п. 7, 9 ст. 78 НК РФ сумма излишне уплаченного налога подлежит возврату налоговым органом по письменному заявлению налогоплательщика. Возврат суммы излишне уплаченного налога производится за счет средств бюджета (внебюджетного фонда), в который произошла переплата, в течение одного месяца со дня подачи заявления о возврате.

Предусмотренный данной статьей порядок зачета (возврата) не вступает в противоречие с понятием введенных с 01.01.2002 страховых взносов на обязательное пенсионное страхование как индивидуально возмездных платежей, которые уплачиваются в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации и персональным целевым назначением которых является обеспечение права гражданина на получение пенсии по обязательному пенсионному страхованию в размере, эквивалентном сумме страховых взносов, учтенной на его индивидуальном лицевом счете.

Суд установлено, что у СПК «Сибирь» имеется переплата по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в размере 4 000 рублей, за зачетом которой предприниматель обратился в налоговый орган.

Факт излишней уплаты заявителем 4 000 рублей страховых взносов на обязательное пенсионное страхование налоговый орган не оспаривает.

На основании изложенного и с учетом того, что налоговым органом не оспаривается факт наличия заявленного к зачету излишне уплаченного налога, арбитражный суд считает, что заявленные требования подлежат удовлетворению.

В соответствии со ст. 110 АПК РФ судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным  судом со стороны. В силу ст. 101 АПК РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и судебных издержек, связанных с рассмотрением дела арбитражным судом.

Поскольку заявленные требования удовлетворены, государственная пошлина в размере 100 руб. подлежит взысканию с Межрайонной Инспекции ФНС РФ № 10 по Тюменской области.

Руководствуясь ст.ст.110, 167-170, 201 АПК РФ,  арбитражный суд

Р Е Ш И Л:

Заявленные требования удовлетворить.

Признать незаконным и несоответствующим НК РФ отказ Межрайонной Инспекции ФНС РФ № 10 по Тюменской области в зачете излишне уплаченных страховых взносов СПК «Сибирь», выраженный в письме от 28.03.2007 № 06-29/6068/1366.

Обязать Межрайонную ИФНС РФ № 10 по Тюменской области произвести СПК «Сибирь» зачет излишне уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в сумме 4000 руб. по заявлению, поступившему в налоговый орган 22.03.2007.

Взыскать с Межрайонной Инспекции ФНС РФ № 10 по Тюменской области в пользу СПК «Сибирь» (ОГРН 1027201676017, место нахождения: Тюменская область, Юргинский район, с. Соколово) судебные расходы по государственной пошлине в сумме 2000 руб.

Выдать исполнительные листы после вступления решения в законную силу.

   Решение может быть обжаловано в месячный срок со дня его принятия в Восьмой арбитражный апелляционный суд.

Судья                                                             Буравцова М.А.