НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение АС Тюменской области от 03.05.2018 № А70-16890/2017

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

Хохрякова д.77, г.Тюмень, 625052,тел (3452) 25-81-13, ф.(3452) 45-02-07, http://tumen.arbitr.ru, E-mail: info@tumen.arbitr.ru

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

г. Тюмень

Дело №

А70-16890/2017

11 мая 2018 года

Резолютивная часть решения объявлена 03 мая 2018 года.

Решение в полном объеме изготовлено 11 мая 2018 года.

Арбитражный суд Тюменской области в составе судьи Бадрызловой М.М., при ведении протокола судебного заседания секретарем Павловой А.С., рассмотрев дело, возбужденное по заявлению

Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Тюменский индустриальный университет»

к Государственному учреждению - Управление пенсионного фонда  РФ в г.Тюмени Тюменской области

о признании недействительным решения от 05.09.2017 № 132,

при участии представителей сторон:

от заявителя: Москвина Е.В. по доверенности от 16.10.2017 № 360, Почуева В.С. по доверенности  от 07.04.2017 № 106;

от ответчика: не явились, извещены,

установил:

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Тюменский индустриальный университет» (далее – заявитель, Учреждение) обратилось в суд с заявлением к Государственному учреждению - Управление пенсионного фонда  РФ в г.Тюмени Тюменской области (далее – Фонд, ответчик) о признании незаконным решения от 05.09.2017 № 132 в части  доначисления страховых взносов  на обязательное пенсионное страхование  в Пенсионный фонд РФ в размере 73 601,52 руб., соответствующих пени в размере 4 515,75 руб. и штрафа в размере  14 720,30 руб.,  а также доначисления страховых взносов  на обязательное медицинское страхование в размере 23 649,51 руб., соответствующих пени  в размере 1 102,90 руб. и штрафа в размере 4 729,90 руб.   

Представитель заявителя в судебном заседании заявленные требования поддержал в полном объеме по основаниям, изложенным в заявлении.

Представитель ответчика в судебное заседание не явился, о времени и  месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом.

В соответствии со ст. 156 АПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствии извещенного надлежащим образом представителя ответчика.

Изучив материалы дела, заслушав пояснения представителя заявителя, исследовав представленные доказательства по делу, суд установил следующие обстоятельства.

Как следует из материалов дела,специалистом УПФР в г. Тюмени Тюменской области проведена выездная проверка правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации, страховых взносов на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования плательщиком страховых взносов Федеральным государственным бюджетным образовательным учреждением высшего образования «Тюменский индустриальный университет» за период с 01.01.2014 по 31.12.2016.

Выездная проверка проведена в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2009г. № 212-ФЗ совместно с территориальным Фондом социального страхования РФ.

В ходе выездной проверки установлено занижение базы для начисления страховых взносов, на обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование в сумме 463 715,99 руб., в том числе по не принятым к зачету расходам в сумме 226 915,99 руб., по расходам за аренду квартиры сотрудникам филиала ТюмГНГУ в г. Нижневартовске в сумме 236 800 руб., что повлекло за собой недоначисление страховых взносов в сумме 97 251,03 руб., в том числе взносы на обязательное пенсионное страхование в размере 73 601,52 руб., взносы на обязательное медицинское страхование в сумме 23 649,51 руб.

По факту выявленных в ходе выездной проверки нарушений составлен акт № 257 от 01.08.2017.

Решением № 132 от 05.09.2017г. Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Тюменский индустриальный университет» привлечено к ответственности в соответствии с ч. 1 ст. 47 Федерального закона № 212-ФЗ в виде взыскания штрафа в размере 14720,30 руб., начислены пени по состоянию на 31.12.2016 в общей сумме 5618,65 руб., доначислены страховые взносы в сумме 19450,20 руб.

Полагая, что указанное решение является незаконным, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Оценив представленные доказательства по делу, выслушав пояснения представителя заявителя, суд считает заявленные требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Отношения, связанные с исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, до 01.01.2017 регулировались Федеральным законом от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» (далее - Закон о страховых взносах).

Согласно ч. 1 ст. 47 Закона о страховых взносах, неуплата или неполная уплата сумм страховых взносов в результате занижения базы для начисления страховых взносов, иного неправильного исчисления страховых взносов или других неправомерных действий (бездействия) плательщиков страховых взносов влечет взыскание штрафа в размере 20 процентов неуплаченной суммы страховых взносов.

В силу положений статьи 5 Закона о страховых взносах Учреждение является плательщиком страховых взносов.

Выездной проверкой, проведенной Филиалом № 1 Тюменского регионального отделения   Фонда      социального   страхования  Российской      Федерации,   по   вопросу правильности расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, не приняты к зачету расходы в сумме 226 915,99 руб., в том числе в 2015 году на сумму 17 719,80 руб., в 2016 году на сумму 209 196,19 руб.

Частью 1 статьи 7 Федерального закона № 212-ФЗ установлено, что объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов - организаций признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые в пользу физических лиц, в рамках трудовых отношений.

В соответствии с частью 1 статьи 8 Федерального закона от 24.07.2009г. № 212-ФЗ база для начисления страховых взносов для организаций определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных частью 1 статьи 7 Закона № 212-ФЗ, начисленных плательщиками страховых взносов за расчетный период в пользу физических лиц, за исключением сумм, указанных в статье 9 данного Федерального закона.

Статьей 9 Федерального закона N 212-ФЗ предусмотрен перечень сумм, не подлежащих обложению страховыми взносами, для плательщиков страховых взносов, производящих выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, в частности, государственные пособия, выплачиваемые в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления, в том числе пособия и иные виды обязательного страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию (п.1 ч.1 ст. 9 Федерального закона N 212-ФЗ).   

Частью 1 статьи 1.4 Федерального закона от 29.12.2006 № 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» (далее   -   Федеральный   закон   №   255-ФЗ)   определены   виды   страхового   обеспечения   по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством. 

Исходя из положений части 4 статьи 2 и статьи 13 Федерального закона № 255-ФЗ, застрахованные лица имеют право на получение страхового обеспечения только при соблюдении соответствующих условий и наличии необходимых документов, оформленных в установленном законодательством Российской Федерации порядке.

В случае выплаты страхового обеспечения с нарушением требований законодательства, указанные суммы не могут являться выплатами по страховому обеспечению по обязательному социальному страхованию, которые на основании пункта 1 части 1 статьи 9 Федерального закона № 212-ФЗ относятся к суммам, не подлежащим обложением страховыми взносами.

Таким образом, по мнению ответчика,  суммы начисленных работнику выплат, которые не приняты к зачету территориальным органом Фонда социального страхования Российской Федерации по результатам проверки правильности расходования средств на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, подлежат обложению страховыми взносами в соответствии с Федеральным Законом № 212-ФЗ на общих основаниях.

Суд не принимает такую позицию ответчика по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела и установлено судом, Учреждение выплатило своим сотрудникам пособия по беременности и родам и единовременного пособия женщинам, вставшим на учет в медицинских организациях в ранние сроки беременности.

Названные расходы Учреждения не были приняты Филиалом №1 Тюменского регионального  отделения Фонда  социального страхования Российской Федерации к зачету.

Однако отказ Фонда в принятии к зачету расходов по выплате спорных пособий не может изменить статус выплаченных средств как страховое обеспечение, то есть страховые выплаты, обусловленные наступлением страхового случая. Указанные суммы сохраняют свою социальную направленность и не являются вознаграждением за выполнение работником трудовых функций. Сам факт наступления страхового случая Фондом не оспаривается.

Действующее законодательство не содержит норм, обязывающих включать в базу для начисления страховых взносов не принятые фондом к зачету суммы выплаченного страхового обеспечения.

Таким образом, выплаченные Учреждением в связи с наступлением страхового случая своим сотрудникам спорные суммы признаются страховым обеспечением по обязательному социальному страхованию и не могут квалифицироваться как объекты обложения соответствующими страховыми взносами на основании положений ч. 1 ст. 7 Закона № 212-ФЗ и ч. 1 ст. 20.1 Закона № 125-ФЗ.

Данная позиция согласуется с практикой Верховного суда РФ, изложенной в п.34 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № 5 (2017), утв. Президиумом Верховного Суда РФ 27.12.2017.

Материалами дела установлено, что Учреждение в проверяемом периоде компенсировало расходы за аренду квартиры сотрудникам филиала Учреждения в г.Нижневартовске на сумму 236 800,0 руб., в том числе за 2016 год на сумму 236 800,0 руб.

Ответчик настаивает, что рассматриваемые выплаты и вознаграждения подлежат обложению страховыми взносами в общеустановленном порядке на основании части 1 статьи 7 Федерального закона № 212-ФЗ как выплаты, производимые работникам в рамках трудовых отношений.

Суд считает такую позицию основанной на неверном толковании приведенных норм в силу следующего.

В соответствии с частью 1 статьи 7 данного Федерального закона в редакции, действовавшей в спорный период, объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, указанных в подпунктах «а» и «б» пункта 1 части 1 статьи 5 названного Закона (в том числе для организаций), признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг, а также по договорам авторского заказа, договорам об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательским лицензионным договорам, лицензионным договорам о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства.

Объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, указанных в подпункте «а» пункта 1 части 1 статьи 5 Закона о страховых взносах, признаются также выплаты и иные вознаграждения, начисляемые в пользу физических лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.

Согласно части 1 статьи 8 Закона о страховых взносах база для начисления страховых взносов определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных частью 1 статьи 7 этого Закона, начисленных плательщиками страховых взносов за расчетный период в пользу физических лиц, за исключением сумм, указанных в статье 9 данного Закона.

Статьей 9 Закона о страховых взносах установлен перечень сумм, не подлежащих обложению страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, производящих выплаты и иные вознаграждения физическим лицам.

В этот перечень включены все виды установленных законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации), связанных с выполнением физическим лицом трудовых обязанностей (подпункт «и» пункта 2 части 1 указанной статьи).

Основанием для доначисления Обществу оспариваемых страховых взносов, пени, штрафа послужило неправомерное, по мнению Фонда, невключение в базу для начисления страховых взносов сумм, выплаченных в качестве возмещения  работникам расходов за аренду квартиры сотрудникам филиала ТИУ в г. Нижневартовске в сумме 236 800,00 руб.

Поскольку Закон о страховых взносах не содержит определения компенсационных выплат, связанных с выполнением трудовых обязанностей, этот термин используется в смысле, который придает ему трудовое законодательство.

В соответствии со статьей 16 Трудового кодекса Российской Федерации трудовые отношения возникают между работником и работодателем на основании трудового договора, заключаемого ими в соответствии с Кодексом, а также в результате назначения на должность или утверждения в должности.

В статье 129 Трудового кодекса Российской Федерации установлено, что заработная плата (оплата труда работника) - это вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).

Статьей 135 Трудового кодекса РФ предусмотрено, что заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда.

Согласно статье 164 Трудового кодекса Российской Федерации, компенсация - это денежные выплаты, установленные в целях возмещения работникам затрат, связанных с исполнением ими трудовых или иных обязанностей, предусмотренных Кодексом и другими федеральными законами.

Из анализа приведенных положений следует, что действующим законодательством  установлено, что объектом для исчисления страховых взносов являются не любые денежные выплаты, произведенные физическому лицу по месту его работы, а лишь начисленные работнику в связи с выполнением им трудовых обязанностей.

Сам по себе факт наличия трудовых отношений между работодателем и его работниками не свидетельствует о том, что все выплаты, которые начисляются работникам, представляют собой оплату их труда.

Аналогичный вывод содержится в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 10.12.2013 №11031/13, Определении Верховного суда РФ от 18.12.2014 по делу №307-КГ14-5726. Представленные работодателем своим работникам блага в случаях, не предусмотренных законом, только тогда включаются в базу для исчисления страховых взносов, когда с учетом обстоятельств конкретного дела такие блага могут быть расценены как вознаграждение работников в связи с выполнением ими работы (служебных обязанностей).

Судом установлено, что работники Учреждения осуществляли свою трудовую деятельность в г. Нижневартовске в должностях: Галикеев P.M. - директора филиала Учреждения в г. Нижневартовске; Шаньгин Е.С. - профессора кафедры «Нефтегазовое дело» филиала Учреждения в г. Нижневартовске.

Указанными работниками были самостоятельно заключены договоры аренды жилого помещения, по условиям которых ими ежемесячно вносилась арендная плата.

В связи с производственной необходимостью в целях привлечения и обеспечения университета высококвалифицированными научно-педагогическими кадрами ректором университета изданы приказы «О компенсационной выплате» за аренду квартиры: Галикееву Р.М - от 06 февраля 2014 г. № 211; Шаньгину Е.С. - от 30 декабря 2015 г. № 135.

Доказательств, свидетельствующих о том, что спорные выплаты являлись оплатой труда работников или иным вознаграждением за труд, то есть носили систематический характер, зависели от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы или трудового вклада работников, исчислялись, исходя из установленных окладов, тарифов, надбавок, периода трудового стажа, Фондом не представлено.

Таким образом, выплаты работникамвозмещения  расходов по найму жилого помещения, не содержат признаков компенсационного и стимулирующего характера за выполнение работником своих трудовых обязанностей и не подлежат включению в базу для начисления страховых взносов.

Таким образом, ответчик не имел правовых оснований для начисления страховых взносов на суммы выплат страхового обеспечения  по обязательному, социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, расходов по найму жилого помещения, а также  пени за несвоевременную уплату страховых взносов.

Учитывая изложенное, суд приходит к выводу об отсутствии у ответчика правовых оснований для начисления страховых взносов на суммы указанных выплат.

Оценив в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса РФ, представленные в материалы дела доказательства, считает, что оспариваемое решение вынесено Фондом неправомерно.

В соответствии с частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт государственного органа не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным.

Учитывая вышеизложенное, решение от 05.09.2017 года №132, вынесенное Государственным учреждением – Управление Пенсионного фонда РФ в г.Тюмени Тюменской области подлежит признанию недействительным.

В этой связи, в порядке восстановления нарушенного права заявителя, арбитражный суд считает необходимым обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда РФ г.Тюмени Тюменской области устранить нарушения прав и законных интересов Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Тюменский индустриальный университет» путем исключения из состава задолженности заявителя суммы страховых взносов, пени и штрафа, указанные в признанном недействительным решении, после получения судебного акта.

В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса РФ с ответчика в пользу заявителя подлежат взысканию судебные расходы, понесенные им по уплате государственной пошлины при рассмотрении настоящего дела.

Руководствуясь статьями 167-170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса РФ, суд

РЕШИЛ:

Заявленные требования удовлетворить.

Признать незаконным и отменить решение от 05.09.2017 № 132, вынесенное Государственным учреждением - Управление пенсионного фонда РФ в г.Тюмени Тюменской области в отношении Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Тюменский индустриальный университет».

Обязать Государственное учреждение - Управление пенсионного фонда РФ в г.Тюмени Тюменской области после вступления решения в законную силу устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Тюменский индустриальный университет».

Взыскать с Государственное учреждение - Управление пенсионного фонда РФ в г.Тюмени Тюменской области в пользу Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Тюменский индустриальный университет» судебные расходы в размере 3000 (три тысячи) рублей.

Исполнительные листы выдать после вступления решения в законную силу.

Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня его принятия в Восьмой арбитражный апелляционный суд путем подачи апелляционной жалобы через арбитражный суд Тюменской области.

 Судья

Бадрызлова М.М.