НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение АС Тверской области от 31.08.2018 № А66-11335/18

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ТВЕРСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

05 сентября 2018 года

г.Тверь

Дело № А66-11335/2018

Резолютивная часть решения объявлена 31 августа 2018 года.

Решение в полном объёме изготовлено 5 сентября 2018 года.

Арбитражный суд Тверской области в составе судьи Беловой А.Г., при ведении протокола и аудиозаписи судебного заседания секретарем судебного заседания Обориной М.А., при участии представителей: заявителя – Никитиной И.В., ответчика - Погорелова С.В., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Общества с ограниченной ответственностью «Паритет 52» (г.Тверь) к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 12 по Тверской области (г.Тверь)

о признании недействительным решения № 3591А от 20.03.2018,

УСТАНОВИЛ:

общество с ограниченной ответственностью «Паритет 52» (далее –Общество) обратилось в суд с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 12 по Тверской области (далее - налоговая инспекция) от 20 марта 2018 года № 3591А об отказе в государственной регистрации в случае непредставления определенных Федеральным законом от 08.08.2001 № 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" необходимых для государственной регистрации документов.

Налоговая инспекция с требованиями не согласилась по основаниям письменного отзыва (л.д.23-28), указала, что основанием для принятия оспариваемого решения послужил вывод об отсутствии среди представленных Обществом для государственной регистрации документов ликвидационного баланса, ввиду недостоверности отражённых в нём сведений. Кроме того, полагает, что Обществом не соблюден установленный законодательством Российской Федерации порядок проведения процедуры ликвидации.

Как усматривается из материалов дела, 13 марта 2018 года Общество обратилось в налоговую инспекцию с заявлением по форме Р16001 и документами, необходимыми для регистрации прекращения деятельности юридического лица при ликвидации.

20 марта 2018 года налоговой инспекцией было принято решение об отказе в государственной регистрации № 3591А.

Основанием для отказа послужило наличие, по мнению, налоговой инспекции расхождений в налоговых декларациях по НДС за 4 квартал 2016 года и 1 квартал 2017 года, а также тот факт, что не истек срок камеральной налоговой проверки по декларации НДС за 4 квартал 2017 года.

Заявитель с решением регистрирующего органа не согласился, обратился в Управление Федеральной налоговой службы по Тверской области (далее – Управление) с заявлением об отмене указанного решения.

Решением Управления от 28 июня 2018 года жалоба Общества была оставлена без удовлетворения по аналогичным основаниям.

Рассмотрев материалы дела, арбитражный суд считает, что требования Общества подлежат удовлетворению.

При рассмотрении спора арбитражный суд исходит из следующего.

Частью 1 статьи 198 АПК РФ предусмотрено, что граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

В соответствии с частью 2 статьи 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.

Отношения, возникающие в связи с государственной регистрацией юридических лиц при их ликвидации, а также в связи с ведением Единого государственного реестра юридических лиц регулируются нормами Федерального закона от 08 августа 2001 года № 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон № 129-ФЗ).

Частью 1 статьи 21 указанного Закона определен перечень документов, подлежащих представлению в регистрирующий орган для государственной регистрации в связи с ликвидацией юридического лица.

Предусмотренные данным положением закона документы, необходимые для государственной регистрации, в том числе ликвидационный баланс, представлены Обществом в полном объеме, что подтверждается соответствующей распиской.

В соответствии с подпунктами "а" и "б" пункта 1 статьи 23 Закона №129-ФЗ отказ в государственной регистрации допускается в случае непредставления необходимых для государственной регистрации документов либо представления документов в ненадлежащий регистрирующий орган.

В сфере налоговых отношений действует презумпция добросовестности (пункт 7 статьи 3 НК РФ).

В силу статей 9, 13, 14, 17 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" ликвидационный баланс не является документом, обособленным от первичных учетных документов, оформленных по каждому факту хозяйственной жизни организации.

По смыслу положений статьи 63 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) ликвидационная комиссия опубликовывает в средствах массовой информации, в которых опубликовываются данные о государственной регистрации юридического лица, сообщение о его ликвидации и о порядке и сроке заявления требований его кредиторами. Этот срок не может быть менее двух месяцев с момента опубликования сообщения о ликвидации.

В соответствии с правилами статьи 89 НК РФ в этот же двухмесячный срок налоговый орган вправе провести выездную налоговую проверку, в ходе которой проверить правильность исчисления налогов, выявить все нарушения и применить соответствующие санкции.

Запись о принятии решения о ликвидации юридического лица внесена в ЕГРЮЛ 02 февраля 2017 года.

Соответственно налоговый орган имел возможность в установленный законом срок до 02 апреля 2017 года провести проверку Общества на предмет наличия нарушений и применить соответствующие санкции.

Однако своим правом налоговая инспекция не воспользовалась, каких-либо претензий к заявителю в установленный срок не предъявила.

Поскольку статья 49 НК РФ и статья 64 ГК РФ не предусматривают специального порядка и очерёдности удовлетворения требований кредитора - налогового органа в отношении задолженности по обязательным платежам, возникшей в период добровольной ликвидации организации - налогоплательщика, то в случае, если налоговый орган в срок, указанный в пункте 1 статьи 63 ГК РФ не заявил о ликвидационной комиссии свои требования, оснований для признания ликвидационного баланса недостоверным и отказа в государственной регистрации ликвидации юридического лица не имеется.

В соответствии с частью 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия) возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действие (бездействие).

Возражения регистрирующего органа суд признает несостоятельными и отклоняет их.

Решение о привлечении Общества к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения по пункту 1 статьи 119 НК РФ в виде штрафа в размере 500 руб. вынесено налоговым органом 19.07.2018, т.е. после утверждения и предоставления ликвидационного баланса. На дату принятия решения об отказе в государственной регистрации от 20.03.2018 решение о привлечении Общества к налоговой ответственности от 19.07.2018 отсутствовало. Налоговой инспекцией не представлено доказательств, свидетельствующих о предъявлении Обществу требования о погашении штрафа (кредиторской задолженности) в установленном законом порядке, о получении Обществом такого требования.

Кроме того, штраф за несвоевременную сдачу декларации по НДС был оплачен Обществом 13.02.2018, что подтверждается представленным в материалы дела чеком-ордером.

Возражения налоговой инспекции опровергаются и справкой № 5282 об исполнении налогоплательщиком обязанности по уплате налогов, сборов, пеней, штрафов из которой следует, что по состоянию на 27.07.2018 Общество не имеет неисполненных обязанностей по уплате налогов, сборов, пеней, штрафов, подлежащих уплате в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

Установленный статьями 61-64 ГК РФ порядок ликвидации юридического лица не может считаться соблюденным в ситуации, когда ликвидируемому должнику и его ликвидатору было достоверно известно о наличии неисполненных обязательств перед кредитором, потребовавшим уплаты долга.

В таком случае представление в регистрирующий орган ликвидационного баланса, не отражающего действительного размера обязательств перед названным кредитором, следует рассматривать как непредставление документа, содержащего необходимые сведения.

Не допустимо вносить в ликвидационные балансы явно недостоверные сведения (составлять балансы без учета обязательств ликвидируемого лица, о наличии которых было доподлинно известно).

Применительно к конкретным обстоятельствам рассматриваемого дела отсутствуют доказательства того, что Общество внесло в ликвидационный баланс недостоверные сведения.

Сам по себе факт непредставления налоговой отчетности не влияет на достоверность сведений, содержащихся в ликвидационном балансе Общества.

Доводы налоговой инспекции о направлении Обществу уведомлений о вызове для дачи пояснений по вопросам расхождений в суммах в ранее предоставленных налоговых декларациях в связи с тем, что контрагенты Общества операции по реализации в налоговой отчетности не отразили, НДС с них не исчислили и не уплатили в бюджет, а также по вопросам снижения кредиторской задолженности не имеют правового значения для дела, поскольку не свидетельствуют о недостоверности сведений ликвидационного баланса.

Следовательно, неправомерен отказ налогового органа в государственной регистрации ликвидации общества по причине непредставления ликвидационного баланса, содержащего достоверные сведения о задолженности перед бюджетом.

В соответствии с подпунктом "х" пункта 1 статьи 23 Закона № 129-ФЗ отказ в государственной регистрации допускается в случае несоблюдения установленного законодательством Российской Федерации порядка проведения процедуры ликвидации или реорганизации юридического лица, а также иных требований, установленных настоящим Федеральным законом в качестве обязательных для осуществления государственной регистрации.

Как установлено подпунктом "в" пункта 4 статьи 20 Закона № 129-ФЗ уведомление о составлении промежуточного ликвидационного баланса не может быть представлено в регистрирующий орган ранее срока окончания выездной налоговой проверки, оформления ее результатов (в том числе рассмотрения ее материалов) и вступления в силу итогового документа по результатам этой проверки в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах в случае проведения в отношении юридического лица, находящегося в процессе ликвидации, выездной налоговой проверки.

Обществом 28.08.2017 представлено уведомление о составлении промежуточного ликвидационного баланса, о чем 04.09.2017 в ЕГРЮЛ были внесены сведения.

Доказательств проведения в отношении Общества выездной налоговой проверки и оформления по её итогам решения в соответствующий период налоговой инспекцией не представлено.

В соответствии с частью 2 статьи 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.

В порядке статьи 110 АПК РФ судебные расходы по уплате государственной пошлины подлежат отнесению на ответчика.

Руководствуясь статьями 110, 167–170, 197-201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:

заявленные требования общества с ограниченной ответственностью "Паритет 52" (ОГРН 1135260014559, ИНН 5260368934) удовлетворить.

Признать недействительным решение Межрайонной ИФНС России №12 по Тверской области от 20 марта 2018 года № 3591А об отказе в государственной регистрации общества с ограниченной ответственностью "Паритет 52" в связи с ликвидацией.

Обязать Межрайонную ИФНС России № 12 по Тверской области устранить допущенное нарушение прав и законных интересов заявителя путем государственной регистрации прекращения деятельности общества с ограниченной ответственностью "Паритет 52" в связи с его ликвидацией.

Взыскать с Межрайонной ИФНС России № 12 по Тверской области в пользу общества с ограниченной ответственностью "Паритет 52" 3 000 рублей судебных расходов по уплате государственной пошлины.

Исполнительный лист выдать взыскателю в соответствии со статьёй 319 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Настоящее решение может быть обжаловано в Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд (г.Вологда) в месячный срок со дня его принятия.

Судья

А.Г.Белова