АРБИТРАЖНЫЙ СУД ТВЕРСКОЙ ОБЛАСТИ
170000, г. Тверь, ул. Советская, 23 ”б”
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
(решение вынесено с перерывом в порядке ст.163 АПК РФ)
г. Тверь 28 июня 2007г. № дела А66-7434/2006
Арбитражный суд Тверской области в составе судьи Бачкиной Е.А.
при ведении протокола судебного заседания судьей Бачкиной Е.А.
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Тверского негосударственного пенсионного фонда «Сожружество», г.Тверь
к МРИ МНС РФ № 10 по Тверской области, г.Тверь (после реорганизации МРИ ФНС РФ № 12 по Тверской области)
о признании незаконным решения № 42 от 16.06.2006г.
при участии
от заявителя – Подъячева В.И. –исполнительного директора по решению Совета Фонда от 25.12.2003г. (т.2 л.д.37), Дедовой М.М., Васильева С.А. по доверенностям;
от ответчика – Перловой И.О., Агеевой Е.Ю., Лобзиной Л.П., Ковальчук Г.А. по доверенностям
установил:
Тверской негосударственный пенсионный фонд «Содружество» (далее заявитель, фонд) обратился в Арбитражный суд Тверской области с заявлением к Межрайонной инспекции МНС РФ № 12 по Тверской области, г.Тверь( далее ответчик, инспекция) с заявлением о признании недействительным решения № 42 от 16.06.2006г. в части п.п. 1.1, 1.2., 1.3, 1.4, 1.6 пп. «б» в части налога на прибыль, налога на добавленную стоимость, налога на землю; п.2.1 в части абз. 1), 2), 4), 6), п.2.2, п.2.5 в части оспариваемых налогов; взыскании в пользу заявителя судебных издержек по оплате государственной пошлины, а также расходов на оплату услуг представителя в размере 110000 рублей (после уточнения т.3 л.д.69-79).
Свои требования заявитель мотивировал нарушением ответчиком положений статьи 3, пунктов 2,8 статьи 25, статьи 27 Федерального закона от 07.05.1998г. № 75-ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах», пункта 5 Правил размещения пенсионных резервов негосударственных пенсионных фондов и контроля за их размещением, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23 декабря 1999г. № 1432, статьи 295 Налогового кодекса РФ. По мнению заявителя, налог на прибыль, начисленный инспекцией с доходов, полученных от непредпринимательской деятельности по размещению пенсионных резервов, не подлежит уплате, поскольку средства, полученные от размещения пенсионных резервов принадлежат пенсионерам, а не НПФ(негосударственному пенсионному фонду). Отсутствие на момент заключения агентского договора с ОАО СФ «Бетиз» от 17.08.2001г. требований законодательства о лицензировании деятельности по управлению инвестиционными фондами, паевыми инвестиционными фондами и негосударственными пенсионными фондами, не дает права инспекции сделать вывод о неправомерном отнесении на расходы суммы вознаграждения согласно этому договору. По мнению заявителя, в нарушение пункта 7 статьи 149 НК РФ инспекцией неправомерно доначислен НДС с дохода, полученного от сдачи имущества в аренду, поскольку законодателем установлено освобождение от НДС деятельности НПФ по негосударственному пенсионному обеспечению в целом. Заявитель считает неправомерно начисленным инспекцией налог на землю, поскольку отсутствует документ о правах на землю, предусмотренный статьей 15 Закона РФ от 11.10.1991г. № 1738-1 «О плате за землю». По налогу на доходы физических лиц, доначисленному инспекцией с негосударственных пенсий, выплаченных физическим лицам по договорам негосударственного пенсионного обеспечения, заявителем также не признаются доводы налоговой инспекции, поскольку негосударственные пенсии выплачиваются из средств пенсионного резерва негосударственного пенсионного фонда, а не в соответствии с действующим российским законодательством, гарантирующим выплату пенсий, пособий, стипендий и прочих выплат. Использование пенсионного резерва на уплату налогов(НДФЛ) законодательством о негосударственных пенсионных фондах не предусмотрено. Кроме того, с учетом положений статьи 5 НК РФ, Федеральный закон от 29.12.2004г. № 204-ФЗ в части уплаты НДФЛ вступает в силу с 01.01.2006г.
Ответчик исковые требования не признал. Представил письменный отзыв (т.3 л.д.56-61), в котором указал на необоснованность требований заявителя и правомерность действий налоговой инспекции.
Как следует из материалов дела, на основании ст.ст.31,89 Налогового кодекса Российской Федерации инспекцией проведена выездная налоговая проверка ответчика по вопросам соблюдения налогового законодательства о налогах и сборах за период с 01.01.2003г. по 31.12.2005г. включительно(налог на доходы физических лиц с 01.01.2003г. по 17.01.2006г., единый социальный налог с 01.01.2003г. по 31.12.2004г.), в ходе которой установлены факты нарушений налогового законодательства, повлекшие неполную уплату налогов в результате занижения налоговой базы по налогу на добавленную стоимость, налогу на прибыль, налогу на имущество, налогу на доходы физических лиц, единому социальному налогу, земельному налогу.
По результатам проверки налоговой инспекцией составлен акт № 52 от 19.05.2006г.(т.1 л.д.32-89), согласно разделу 3.3 которого предложено взыскать неуплаченные налоги и платежи в сумме 867562,24 руб., пени в сумме 253283 руб., удержать с доходов физических лиц исчисленный по акту налог на доходы физических лиц в сумме 677055 руб. и перечислить в бюджет, а также привлечь заявителя к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 122 НК РФ, ч.1 ст.123 НК РФ, п.2 ст.119 НК РФ. По акту выездной налоговой проверки заявителем представлены возражения от 02.06.2006г. № 58/156(т.1 л.д.90-101),в котором он не согласился по существу с доначислением налогов по пунктам акта соответствующим тем же пунктам вынесенного решения, указанным в уточнении исковых требований.
По итогам рассмотрения материалов выездной налоговой проверки заместителем руководителя инспекции в соответствии со статьей 101 НК РФ вынесено решение № 42 от 16.06.2006 года о привлечении к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения (т.1 л.д.102-144) по п.2 ст.119, п.1 ст.122, ч.1 ст.123 НК РФ в виде штрафа в общей сумме 310270 руб. и об уплате доначисленных налогов в сумме 855505,24 руб., а также пени за несвоевременную уплату налогов за период с 07.02.2003г. по 16.06.2006г. на общую сумму 266330,23 руб.
Заявитель не согласился с вынесенным инспекцией решением и обратился в арбитражный суд с заявлением о признании его частично недействительным.
Изучив материалы дела, заслушав представителей сторон, оценив все обстоятельства дела в совокупности, суд считает требования заявителя подлежащими удовлетворению частично.
Суд исходит из следующего.
По разделу А пункта 1 решения инспекцией доначислен налог на прибыль в сумме 7564 руб.
Суд считает позицию инспекции по этому пункту решения неправомерной, а доначисление налога необоснованным.
Заявителем заключен договор агентирования б/н от 17.08.2001г. с ОАО СФ «Бетиз» и дополнительные соглашения к нему(т.5 л.д.63-73). 22.04.2003г. подписано соглашение о расторжении этого договора (т.5 л.д.74).
По мнению инспекции, при отсутствии лицензии у ОАО СФ «Бетиз» на осуществление деятельности по управлению негосударственными пенсионными фондами, не может быть отнесена на расходы сумма вознаграждения по вышеуказанному договору – 31518 руб. за 2003г.
В соответствии со статьей 247 НК РФ объектом обложения налогом на прибыль для российских организации признаются полученные доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов, которые определяются в соответствии с главой 25 Налогового кодекса Российской Федерации.
Согласно пункту 1 статьи 252 НК РФ налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов (за исключением расходов, указанных в статье 270 НК РФ).
Расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты, осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.
Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме, а под документально подтвержденными расходами - затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации. Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.
В силу пункта 2 статьи 252 НК РФ расходы в зависимости от их характера, а также условий осуществления и направлений деятельности налогоплательщика подразделяются на расходы, связанные с производством и реализацией, и внереализационные расходы.
Для негосударственных пенсионных фондов раздельно определяются расходы, связанные с получением дохода от размещения пенсионных резервов, и расходы, связанные с обеспечением уставной деятельности этих фондов.
К расходам, связанным с получением дохода от размещения пенсионных резервов негосударственных пенсионных фондов, кроме доходов, указанных в статьях 254 - 269 настоящего Кодекса (с учетом ограничений, предусмотренных законодательством Российской Федерации о негосударственном пенсионном обеспечении), относятся:
расходы, связанные с получением дохода от размещения пенсионных резервов, включая вознаграждения управляющей компании, депозитария, профессиональных участников рынка ценных бумаг(п.п.1,2 ст.296 НК РФ).
Сторонами не оспаривается ни сумма вознаграждения, ни фактическое их оказание, ни документальное подтверждение этих расходов, ни их экономическая обоснованность.
Факт отсутствия лицензии у контрагента на осуществление определенного вида деятельности не означает невозможность учесть понесенные налогоплательщиком расходы в целях налогообложения.
По разделу А пункта 2 оспариваемого решения инспекцией доначислен налог на прибыль в сумме 509037 руб.
Заявителем приобретено в собственность по договорам купли-продажи следующее имущество:
нежилое помещение общей площадью 148,3 кв.м, расположенное по адресу г.Тверь, ул.Симеоновская, д.1, договор купли-продажи с ООО «Квадрат» № 206 от 01.12.2003г. (т.2 л.д.123);
склад общей площадью 374,4 кв.м , расположенный по адресу г.Тверь, ул.Сердюковская, д.15, договор купли-продажи с ОАО «Бетиз» № 03/03 от 28.02.2003 (т.2 л.д.128-131);
трехкомнатная квартира общей полезной площадью 64,0 кв.м, находящаяся по адресу Тверская область, г.Лихославль, ул.Вагжанова, д.4 Б, кв.27, договор купли-продажи с Тверским областным фондом ипотечного жилищного кредитования от 23.06.2003 № 04/03 (т.2 л.д.132-134);
двухкомнатная квартира общей полезной площадью 56,0 кв.м, находящаяся по адресу Тверская область, Максатихинский район,, пос.Максатиха, ул.им. Василенкова, д.10-а, кв.13, договор купли-продажи с Тверским областным фондом ипотечного жилищного кредитования от 14.07.2003 № 05/03 (т.2 л.д.135-136);
двухкомнатная квартира общей полезной площадью 54,4 кв.м, находящаяся по адресу Тверская область, Максатихинский район, пос.Максатиха, ул.им.Василенкова, д.10-а, кв.14, договор с Тверским областным фондом ипотечного кредитования от 14.07.2003 № 06/03(т.2 л.д.137-138);
трехкомнатная квартира общей полезной площадью 74,5 кв.м, находящаяся по адресу Тверская область, Максатихинский район, пос.Максатиха, ул.им.Василенкова, д.10-а, кв.19, договор с Тверским областным фондом ипотечного жилищного кредитования от 14.07.2003г. № 07/03(т.2 л.д.139-140);
двухкомнатная квартира общей полезной площадью 54,5 кв.м , находящаяся по адресу Тверская область, Максатихинский район, пос.Максатиха, ул.им.Власенкова, д.10-а, кв.20, договор купли-продажи с Тверским областным фондом ипотечного жилищного кредитования от 14.07.2003г. № 08/03(т.2 л.д.141-142);
нежилое помещение общей полезной площадью 89,6 кв.м, находящееся по адресу г.Тверь, бульвар Радищева, д.4, договор купли-продажи с ООО Торговая компания «КоМС» от 21.02.2003 № 01/03 (т.5 л.д.127-129);
двухкомнатная квартира общей полезной площадью 77,7 кв.м , находящаяся по адресу Тверская область, г.Зубцов, ул.Автотранспортная, д.15, кв.4, договор купли-продажи с Тверским областным фондом ипотечного жилищного кредитования от 12.09.2002г. № 1/02 (т.7 л.д.37-38 ) ;
нежилое помещение общей площадью 229,3 кв.м и производственное помещение общей площадью 3041,4 кв.м, находящиеся по адресу г.Тверь, Большие Перемерки, д.2, договор купли-продажи.
В перечисленных выше договорах указана цель приобретения недвижимости – дальнейшая передача в аренду для получения систематического дохода на размещенные пенсионные резервы.
Как указано в оспариваемом решении данное имущество приобретено за счет пенсионных резервов без управляющей компании по доверительному управлению, что не отрицает заявитель.
Это имущество заявитель передает в аренду:
цех деревообработки ООО «Эко-Древ» по договору б/н от 18.06.2002г.(т.5 л.д.117-122), срок аренды с 01.07.2002г. по 21 февраля 2003 года (дополнительное соглашение № 2 к договору);
помещение по адресу г.Тверь, ул.Радищева, д.4 ООО Торговой компании «КоМС» по договору аренды с правом выкупа № 01/03 от 21.02.03 сроком с 21.02.2003г. по 21.03.2005г. (т.5 л.д.130-136);
двухкомнатная квартира по адресу г.Зубцов, ул.Автотранспортная, д.15, кв.4 Администрации Зубцовского района по договору аренды с правом выкупа от 15.10.2002г. № 2 сроком с 15.10.2002г. по 15.10.2012г.(т.5 л.д.137-140);
нежилое помещение площадью 31,2 кв.м по адресу г.Тверь, ул.Симеоновская, д.1, офис XX ООО «Содружество» по договору аренды от 18.04.2005г. № 01/05 сроком с 18.04.2005г. по 31.12.2005г. (т.5 л.д.104-107) и ЗАО «Интеллектуальные медицинские системы» по договору аренды от 05.09.2005г. сроком с 05.09.2005г. по 31.08.2006г.(т.5 л.д.108-111);
склад по адресу г.Тверь, ул.Сердюковская, д.15 ОАО «Бетиз» по договору аренды с правом выкупа от 28.02.2003г. № 02/03 сроком с 28.02.2003г. по31.12.2003г.(т.2 л.д.143-145);
трехкомнатная квартира Администрации Лихославльского района по договору аренды с правом выкупа № 04/03 от 24.06.03г. со сроком аренды с 01.07.2003г. по 01.07.2013г.( т.7 л.д.33-36);
двухкомнатная квартира Администрации Максатихинского района по договору аренды с правом выкупа № 05/03 от 15.07.2003. со сроком аренды с 15.07.2003г. по 15.07.2013г. (т.7 л.д.29-32);
двухкомнатная квартира Администрации Максатихинского района по договору аренды с правом выкупа № 06/03 от 15.07.2003г. со сроком аренды с 15.07.2003г. по 15.07.2013г. (т.7 л.д.25-28);
трехкомнатная квартира Администрации Максатихинского района по договору аренды с правом выкупа № 07/03 от 15.07.2003г. со сроком аренды с 15.07.2003г по 15.07.2013г. (т.7 л.д.23-24);
двухкомнатная квартира Администрации Максатихинского района по договору аренды с правом выкупа № 08/03 от 15.07.2003г. со сроком аренды с 15.07.2003г. по 15.07.2013г. (т.7 л.д.20-22).
Полученный доход от сдачи имущества в аренду, заявитель при заполнении налоговой декларации по налогу на прибыль организаций, поставил в стр.090(доход от осуществления других инвестиций) листа 11 декларации по налогу на прибыль за 2003 год и листа 09 декларации по налогу на прибыль за 2004 год «Доход негосударственного пенсионного фонда, полученный от размещения пенсионных резервов» и стр.150 «Доход, полученный от других инвестиций, рассчитанный исходя из ставки рефинансирования(т.2 л.д.78-117).
Негосударственный пенсионный фонд (далее -Фонд)-особая организационно-правовая форма некоммерческой организации социального обеспечения, исключительными видами деятельности которой являются:
деятельность по негосударственному пенсионному обеспечению участников фонда в соответствии с договорами негосударственного пенсионного обеспечения;
деятельность в качестве страховщиков по обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001г. № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» и договорами об обязательном пенсионном страховании;
деятельность в качестве страховщика по профессиональному страхованию в соответствии с федеральным законом и договорами о создании профессиональных пенсионных систем(пункт 1 статьи 2 Федерального закона № 75-ФЗ от 07.05.1998г. «О негосударственных пенсионных фондах»).
Деятельность фонда по негосударственному пенсионному обеспечению участников фонда осуществляется на добровольных началах и включает в себя аккумулирование пенсионных взносов , размещение и организацию размещения пенсионных резервов, учет пенсионных обязательств фонда, назначение и выплату негосударственных пенсий участникам фонда (абз.1 пункта 2 статьи 2 ФЗ № 75-ФЗ от 07.05.1998г.).
Пенсионные резервы – совокупность средств, находящихся в собственности фонда и предназначенных для исполнения фондом обязательств перед участниками в соответствии с пенсионными договорами.
Доходы от размещения пенсионных резервов – дивиденды и проценты(доход) по ценным бумагам, а также по банковским депозитам, другие виды доходов от операций по размещению пенсионных резервов, чистый финансовый результат от реализации активов и чистый финансовый результат, отражающий изменение рыночной стоимости пенсионных резервов за счет переоценки на отчетную дату (статья 3 ФЗ № 75-ФЗ от 07.05.1998г.).
В соответствии со статьей 25 Федерального закона № 75-ФЗ от 07.05.1998г. «О негосударственных пенсионных фондах» Фонды осуществляют размещение средств пенсионных резервов самостоятельно, а также через управляющую компанию (управляющие компании). Фонды имеют право самостоятельно размещать средства пенсионных резервов в государственные ценные бумаги Российской Федерации, банковские депозиты и иные объекты инвестирования, предусмотренные Правительством Российской Федерации.
Размещение средств пенсионных резервов в государственные ценные бумаги Российской Федерации, банковские депозиты и иные объекты инвестирования, предусмотренные Правительством Российской Федерации, осуществляется фондами в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Размещение средств пенсионных резервов, сформированных в соответствии с пенсионными правилами фонда, производится исключительно в целях сохранения и прироста средств пенсионных резервов в интересах участников.
Требования по формированию состава и структуры пенсионных резервов устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Деятельность фондов по размещению средств пенсионных резервов и инвестированию средств пенсионных накоплений не относится к предпринимательской.
Порядок размещения средств пенсионных резервов и контроля за их размещением устанавливается Правительством Российской Федерации.
Согласно Правилам размещения пенсионных резервов негосударственных пенсионных фондов и контроля за их размещением, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.12.1999г. № 1432, действующим в период спорных правоотношений, фонды могут самостоятельно размещать пенсионные резервы:
в федеральные государственные ценные бумаги;
в государственные ценные бумаги субъектов Российской Федерации;
в муниципальные ценные бумаги;
в банковские вклады (депозиты);
в недвижимое имущество.
Требования к составу и структуре пенсионных резервов фонда, их предельные размеры, ограничения на размещение этих резервов и условия их размещения по отдельным направлениям устанавливаются Инспекцией негосударственных пенсионных фондов при Министерстве труда и социального развития Российской Федерации(далее – Инспекция).
Пи размещении пенсионных резервов в недвижимое имущество фонд обязан представлять Инспекции данные об оценке этого недвижимого имущества, проведенной независимым оценщиком, имеющим разрешение(лицензию) на осуществление данного вида деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Оценка стоимости недвижимого имущества, в которое размещены пенсионные резервы фонда, осуществляется независимым оценщиком не реже одного раза в год, а также при приобретении или отчуждении фондом недвижимого имущества.
Запрещается размещение пенсионных фондов:
в казначейские обязательства Российской Федерации;
в казначейские обязательства субъекта Российской Федерации;
в производные ценные бумаги;
при заключении фьючерсных и форвардных сделок;
в ценные бумаги, выпущенные управляющей компанией и ее аффилированными лицами, а также депозитарием, актуарием и аудитором, обслуживающими фонд;
в паи паевых инвестиционных фондов, если управляющая компания фонда одновременно является управляющей компанией этими паевыми инвестиционными фондами;
в недвижимое имущество, отчуждение которого запрещено законодательством Российской Федерации;
в уставной капитал организаций, чья организационно-правовая форма предполагает полную имущественную ответственность учредителей;
путем предоставления займов(кредитов) физическим и юридическим лицам;
в интеллектуальную собственность.
При размещении пенсионных резервов запрещается:
безвозмездно отчуждать и передавать имущество, в которое размещены пенсионные резервы;
выступать за счет имущества, в которое размещены пенсионные резервы, гарантом или поручителем исполнения обязательств третьими лицами;
использовать пенсионные резервы фонда на покрытие расходов, связанных с обеспечением уставной деятельности фондов.
Пунктом 8 Требований к составу и структуре пенсионных резервов негосударственных пенсионных фондов, утвержденных Приказом Инспекции негосударственных пенсионных фондов при Министерстве труда и социального развития Российской Федерации от 10.01.2002г. № 1 « О порядке размещения пенсионных резервов в 2002 году», действовавших в период спорных правоотношений, предусмотрено разделение доходности вложений, в которые размещаются пенсионные резервы, по виду на:
вложения с установленной доходностью – вложения, доходность которых известна в момент приобретения(облигации, банковские депозиты, векселя и т.д.);
вложения с рыночной доходностью – вложения, доходность которых определяется конъюнктурой рынка (акции и т.п.).
Исходя из системного толкования положений пункта 1 статьи 2, абзаца 1 пункта 2 статьи 2, ст.ст.3,25 Федерального закона № 75-ФЗ от 07.05.1998г. «О негосударственных пенсионных фондах»), Правил размещения пенсионных резервов негосударственных пенсионных фондов и контроля за их размещением, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.12.1999г. № 1432, пункта 8 Требований к составу и структуре пенсионных резервов негосударственных пенсионных фондов, утвержденных Приказом Инспекции негосударственных пенсионных фондов при Министерстве труда и социального развития Российской Федерации от 10.01.2002г. № 1, действующих на дату спорных взаимоотношений, суд делает вывод о том, что арендная плата от передачи недвижимого имущества, приобретенного за счет размещения пенсионных резервов, в аренду, не является установленной доходностью от вложения средств пенсионных резервов.
Размещение пенсионных резервов в недвижимое имущество – это вложения с рыночной доходностью. При отчуждении недвижимого имущества, доходность определяется конъюнктурой рынка недвижимости.
Статьей 295 НК РФ предусмотрено, что доходы негосударственных пенсионных фондов определяются раздельно по доходам, полученным от размещения пенсионных резервов, и по доходам, полученным от уставной деятельности фондов.
К доходам, полученным от размещения пенсионных резервов негосударственных пенсионных фондов, кроме доходов, предусмотренных статьями 249 и 250 настоящего Кодекса, в частности, относятся доходы от размещения средств пенсионных резервов в ценные бумаги, осуществления инвестиций и других вложений, установленных законодательством о негосударственных пенсионных фондах, определяемые в порядке, установленном настоящим Кодексом для соответствующих видов доходов.
В целях налогообложения доход, полученный от размещения пенсионных резервов, определяется как положительная разница между полученным доходом от размещения пенсионных резервов и доходом, рассчитанным исходя из ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации и суммы размещенного резерва, с учетом времени фактического размещения при условии размещения указанных средств по пенсионным счетам.
В целях главы 25 НК РФ внереализационными доходами признаются доходы, не указанные в статье 249 настоящего Кодекса.
Внереализационными доходами налогоплательщика признаются, в частности, доходы:
от сдачи имущества в аренду (субаренду), если такие доходы не определяются налогоплательщиком в порядке, установленном статьей 249 настоящего Кодекса(п.4 ст.250 НК РФ).
Следовательно, инспекцией правомерно доначислен налог на прибыль организаций с внереализационных доходов, полученных фондом от сдачи имущества, приобретенного за счет пенсионных резервов, в аренду (раздел А пункта 2 оспариваемого решения), в соответствии с требованиями пункта 4 ст. 250, пункта 2 статьи 295 НК РФ.
По разделу Б решения суд считает правомерным начисление инспекцией НДС в сумме 325998 руб. за 2003-2005г.г. с доходов, полученных от сдачи имущества в аренду.
Согласно статье 146 НК РФ объектом налогообложения признаются следующие операции:
1) реализация товаров (работ, услуг) на территории
Российской Федерации, в том числе реализация предметов залога и передача товаров (результатов выполненных работ, оказание услуг) по соглашению о предоставлении отступного или новации, а также передача имущественных прав.
В соответствии со ст.153 НК РФ налоговая база при реализации товаров (работ, услуг) определяется налогоплательщиком в соответствии с настоящей главой в зависимости от особенностей реализации произведенных им или приобретенных на стороне товаров (работ, услуг).
При определении налоговой базы выручка от реализации товаров (работ, услуг), передачи имущественных прав определяется исходя из всех доходов налогоплательщика, связанных с расчетами по оплате указанных товаров (работ, услуг), имущественных прав, полученных им в денежной и (или) натуральной формах, включая оплату ценными бумагами.
Указанные в настоящем пункте доходы учитываются в случае возможности их оценки и в той мере, в какой их можно оценить.
По разделу В решения позиция налогового органа является правильной, в связи с чем начисление налога на землю в сумме 2533 руб. за 2004 год обоснованно.
По договору купли-продажи нежилого помещения от 01.12.2003г., соглашения о передаче нежилого помещения от 01.12.2003г., заявитель приобрел в собственность нежилое помещение общей площадью 148,3 кв.м в здании
по адресу: г.Тверь, ул.Симеоновская, д.1(т.2 л.д.123).
Статьей 1 Закона Российской Федерации от 11.10.1991г. № 1738-1 "О плате за землю" предусмотрено, что использование земли в Российской Федерации является платным. Ежегодным земельным налогом облагаются как собственники земли, так и землепользователи.
По договору продажи здания, сооружения или другой недвижимости покупателю одновременно с передачей права собственности на такую недвижимость передаются права на ту часть земельного участка, которая занята этой недвижимостью и необходима для ее использования (п.п.1,2 ст.552 Гражданского кодекса РФ).
Пунктом 1 статьи 35 Земельного кодекса РФ установлено, что в случае перехода права собственности на здание, строение, сооружение к нескольким собственникам порядок пользования земельным участком определяется с учетом долей в праве собственности на здание, строение, сооружение или сложившегося порядка пользования земельным участком.
Граждане и юридические лица, имеющие в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом (п.1 ст.36 Земельного кодекса РФ).
Однако документальное оформление права владения участком земли, на котором расположено находящееся в собственности заявителя нежилое помещение, зависело от волеизъявления самого истца. И то обстоятельство, что он не принял надлежащих мер к закреплению за ним права пользования землей непосредственно после перехода к нему права собственности на нежилое помещение и что у него в связи с этим отсутствует документ, удостоверяющий такое право, не может служить основанием к освобождению его от уплаты земельного налога.
Доказательств, свидетельствующих о том, что земельный участок был передан истцу на условиях аренды, в материалах дела нет.
Фактическое пользование земельным участком истец не отрицает.
Иное толкование статьи 15 Закона Российской Федерации "О плате за землю" позволило бы землепользователю уклоняться от получения государственного акта на право пользования землей и осуществлять бесплатное землепользование.
На основании статьи 16 Закона РФ от 11.10.91г. № 1738-1 «О плате за землю» за земельные участки, предназначенные для обслуживания строения, находящегося в раздельном пользовании нескольких юридических лиц или граждан земельный налог исчисляется отдельно по каждому пропорциональной площади строения, находящегося в их раздельном пользовании.
Таким образом, фонд, как собственник нежилого помещения площадью 148,3 кв.м в здании, находящемся по адресу г.Тверь, ул.Симеоновская, д.1, и пользователь земельного участка, на котором находится данное строение, обязан исчислять и уплачивать налог на землю с месяца, следующего за месяцем приобретения им находящегося на земельном участке недвижимого имущества, пропорционально площади нежилого помещения, находящегося в его собственности.
Поэтому начисление инспекцией налога на землю согласно расчету(т.1 л.д.143) является правомерным.
По разделу Д оспариваемого решения суд считает позицию налогового органа в части доначисления налога на доходы физических лиц за 2005г. в сумме 675988 руб. не соответствующей требованиям действующего законодательства, а решение в этой части подлежащим признанию недействительным.
Заявителем в 2005 году выплачена физическим лицам по договорам негосударственного пенсионного обеспечения негосударственная пенсия в сумме 5199904 руб. 83 коп.
По мнению инспекции, в нарушение пункта 2 статьи 213.1, пункта 1 статьи 226 НК РФ фондом не удерживался в 2005г. налог на доходы физических лиц с налогоплательщиков, а также неправомерно направлялись письма в налоговую инспекцию о невозможности удержания НДФЛ с приложением справок о доходах физических лиц для взыскания суммы налога непосредственно налоговым органом.
Статья 213.1. НК РФ, введенная пунктом 3 статьи 1 Федерального закона от 29.12.04г. № 204-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации» устанавливает, что при определении налоговой базы по договорам негосударственного пенсионного обеспечения и договорам обязательного пенсионного страхования, заключаемым с негосударственными пенсионными фондами, не учитываются:
страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, уплачиваемые организациями и иными работодателями в соответствии с законодательством Российской Федерации;
накопительная часть трудовой пенсии;
суммы пенсий, выплачиваемых по договорам негосударственного пенсионного обеспечения, заключенным физическими лицами с имеющими соответствующую лицензию российскими негосударственными пенсионными фондами в свою пользу;
суммы пенсионных взносов по договорам негосударственного пенсионного обеспечения, заключенным организациями и иными работодателями с имеющими соответствующую лицензию российскими негосударственными пенсионными фондами;
суммы пенсионных взносов по договорам негосударственного пенсионного обеспечения, заключенным физическими лицами с имеющими соответствующую лицензию российскими негосударственными пенсионными фондами в пользу других лиц.
2. При определении налоговой базы учитываются:
суммы пенсий физическим лицам, выплачиваемых по договорам негосударственного пенсионного обеспечения, заключенным организациями и иными работодателями с имеющими соответствующую лицензию российскими негосударственными пенсионными фондами;
суммы пенсий, выплачиваемых по договорам негосударственного пенсионного обеспечения, заключенным физическими лицами с имеющими соответствующую лицензию российскими негосударственными пенсионными фондами в пользу других лиц;
денежные (выкупные) суммы за вычетом сумм платежей (взносов), внесенных физическим лицом в свою пользу, которые подлежат выплате в соответствии с пенсионными правилами и условиями договоров негосударственного пенсионного обеспечения, заключенных с имеющими соответствующую лицензию российскими негосударственными пенсионными фондами, в случае досрочного расторжения указанных договоров (за исключением случаев их досрочного расторжения по причинам, не зависящим от воли сторон, или перевода выкупной суммы в другой негосударственный пенсионный фонд), а также в случае изменения условий указанных договоров в отношении срока их действия.
Указанные в настоящем пункте суммы подлежат налогообложению у источника выплат.
В соответствии с положениями статьи 5 НК РФ акты законодательства о налогах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей.
Акты законодательства о налогах и сборах, устанавливающие новые налоги и (или) сборы, повышающие налоговые ставки, размеры сборов, устанавливающие или отягчающие ответственность за нарушение законодательства о налогах и сборах, устанавливающие новые обязанности или иным образом ухудшающие положение налогоплательщиков или плательщиков сборов, а также иных участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, обратной силы не имеют.
Федеральный закон от 29.12.2004г. № 204-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации» опубликован в Российской газете 31.12.2004г. и вступил в силу 31.01.2005г. С учетом положения пункта 1 статьи 5 НК РФ пункт 3 статьи 1 этого закона вступил в силу 01.01.2006г.(налоговый период по налогу на доходы физических лиц – один год(ст.216 НК РФ), поскольку статьей 213.1 устанавливается обязанность учета при определении налоговой базы по налогу на доходы физических лиц пенсий, которые ранее в налоговой базе не учитывались.
На основании изложенного обязанность определения налоговой базы по НДФЛ в соответствии с требованиями ст.213.1 НК РФ в 2005 году у фонда не возникла.
Суд считает неправомерным требование фонда о взыскании с инспекции расходов на оплату услуг представителя в размере 110000 руб.
Статьей 101 АПК РФ к судебным расходам отнесены судебные издержки, связанные с рассмотрением дела арбитражным судом, и государственная пошлина.
Статьей 106 АПК РФ к судебным издержкам, связанным с рассмотрением дела в арбитражном суде, отнесены в том числе расходы на оплату услуг адвокатов и иных лиц, оказывающих юридическую помощь(представителей).
Судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
Расходы на оплату услуг представителя, понесенные лицом, в пользу которого принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом с другого лица, участвующего в деле, в разумных пределах (ч.ч.1,2 ст.110 АПК РФ).
Из пункта 20 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 13.08.2004 N 82 "О некоторых вопросах применения Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации" следует, что при определении разумных пределов расходов на оплату услуг представителя могут приниматься во внимание, в частности, нормы расходов на служебные командировки, установленные правовыми актами; стоимость экономных транспортных услуг; время, которое мог бы затратить на подготовку материалов квалифицированный специалист; сложившаяся в регионе стоимость услуг адвокатов; сведения статистических органов о ценах на рынке юридических услуг; продолжительность рассмотрения и сложность дела.
Фондом представлены в материалы дела договор на оказание возмездных услуг по представлению интересов в налоговом споре от 11.09.06г. № 472/2006, заключенный фондом ООО «Аудиторская фирма «АудитСити», счет № 472/2006 от 23.10.2006г., платежное поручение № 3861 от 01.11.2006г.(т.3 л.д.88-98).
Суд, оценив эти документы, считает не соответствующими их требованиям положениям АПК РФ.
Суд взыскивает только понесенные судебные расходы. В дело представлено платежное поручение на сумму 55000 руб.
И эта сумма не подтверждает, что издержки связаны с рассмотрением дела в суде, ввиду отсутствия акта приема-сдачи выполненных работ на эту сумму с расшифровкой вида работ и их стоимости.
Статьей 75 НК РФ определено, что налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки, пени за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога в процентах от неуплаченной суммы налога, начиная со следующего за установленным законом о налоге дня уплаты обязательного платежа.
Пени в сумме 175567 руб., начисленные инспекцией на 16.06.2006г., по налогу на прибыль(пункт А.2 решения), по налогу на добавленную стоимость(пункт Б решения) и по налогу на землю(пункт В решения) подтверждены расчетами, имеющимся в материалах дела.
Пунктом 1 статьи 122 НК РФ предусмотрена ответственность налогоплательщика за неуплату или неполную уплату сумм налога в результате занижения налоговой базы, иного неправильного исчисления налога или других неправомерных действий (бездействия) в виде взыскания штрафа в размере 20 процентов от неуплаченных сумм налога.
Пунктом 2 статьи 119 НК РФ установлена ответственность за непредставление налогоплательщиком налоговой декларации в налоговый орган в течение более 180 дней по истечении установленного законодательством о налогах срока представления такой декларации в виде штрафа в размере 30 процентов суммы налога, подлежащей уплате на основе этой декларации, и 10 процентов суммы налога, подлежащей уплате на основе этой декларации, за каждый полный или неполный месяц начиная со 181-го дня.
Суд считает правомерным привлечение ответчика к налоговой ответственности в виде штрафа в сумме 167514 руб., исчисленного в размере 20% от сумм налогов, доначисленных по результатам выездной налоговой проверки, а также в виде штрафа в сумме 5066 руб. по п.2 ст.119 НК РФ.
Таким образом, суд находит оспариваемое решение частично незаконным и подлежащим отмене в данной его части.
Руководствуясь статьями 110,167-170,201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Тверской области
РЕШИЛ:
Заявленные требования удовлетворить частично.
Признать недействительным решение МРИ МНС РФ № 10 по Тверской области от 16.06.06г. № 42 в части доначисления налога на прибыль за 2003 г. в сумме 7564 руб., соответствующих пеней и штрафа; налога на доходы физических лиц в сумме 675988 руб., соответствующих пеней и штрафа.
В остальной части в удовлетворении требований отказать.
Настоящее решение может быть обжаловано в Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд, г.Вологда, в порядке и сроки, установленные АПК РФ.
Судья Е. А. Бачкина