АРБИТРАЖНЫЙ СУД ТВЕРСКОЙ ОБЛАСТИ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
28 августа 2014 г. г.Тверь Дело № А66–8338/2014
(резолютивная часть объявлена 27.08.2014)
Арбитражный суд Тверской области в составе судьи Басовой О.А., при ведении протокола судебного заседания с использованием средств аудиозаписи секретарём судебного заседания Кочетковой О.С., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Управления государственного автодорожного надзора по Тверской области Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, г.Тверь,
к обществу с ограниченной ответственностью «Вышневолоцкое ПАТП-2», п.Пригородный Вышневолоцкого района,
о привлечении к административной ответственности на основании части 3 статьи 14.1 КоАП РФ,
при участии в заседании:
от заявителя – не явился,
от ответчика – Семенова В.В., по доверенности,
У С Т А Н О В И Л:
Управление государственного автодорожного надзора по Тверской области Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (далее – Управление, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Тверской области с заявлением о привлечении общества с ограниченной ответственностью «Вышневолоцкое ПАТП-2» (далее – ответчик, общество) к административной ответственности по части 3 статьи 14.1 КоАП РФ.
Дело принято судом к рассмотрению в порядке упрощенного производства.
Определением от 08.08.2014 суд перешел к рассмотрению дела по правилам административного судопроизводства.
В судебное заседание представитель заявителя, надлежаще извещенный о времени и месте его проведения, не явился, ходатайств, заявлений суду не представил. Дело рассматривается в его отсутствие по правилам статьи 156 АПК Ф.
Общество против удовлетворения заявленных требований возражает по основаниям, изложенным в письменном отзыве.
Как следует из материалов дела, общество имеет лицензию на осуществление перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек, серии ДА № 100202, регистрационный номер АСС-69-033493 от 03.03.2006 года со сроком действия до 02.03.2016 года.
На основании приказа от 10.06.2014 № 0307 Управлением в отношении общества проведена внеплановая документарная проверка по факту ДТП, совершенного от 04.04.2014 на 16 км а/д М-10 Вышний Волочек - Фирово.
Результаты проверки оформлены актом от 19.06.2014 № 352, из которого следует, что в мае 2014 года продолжительность рабочего времени ряда водителей превысила нормальное число рабочих часов (баланс рабочего времени, установленный на май 2014 года – 151 час.). Кроме того, периодический инструктаж проводится ежеквартально, а должен проводиться ежемесячно – нарушена периодичность проведения инструктажа.
По данным фактам в отношении общества составлен протокол об административном правонарушении от 19.06.2014 № 0243, в котором указано на нарушение ответчиком требований пункта 4 (з) Положения о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется по заказам либо для собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя), утвержденного Постановлением Правительства РФ от 02.04.2012 № 280 (далее – Положение № 280), статьи 20 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (далее – Закон № 196-ФЗ), пункта 8 Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей, утвержденного приказом Минтранса РФ от 20.08.2004 № 15 (далее – Положение № 15), требований «РД 200-РСФСР-12-0071-86-09. Руководящий документ. Положение о проведении инструктажей по безопасности движения с водительским составом», утвержденного Минавтотрансом РСФСР 20.01.1986 (далее – РД).
Материал для применения административной ответственности передан на рассмотрение в арбитражный суд.
При рассмотрении дела суд исходит из следующего.
Частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ предусмотрена ответственность за осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).
В соответствии с пунктом 7 статьи 3 Федерального Закона Российской Федерации от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» лицензионные требования представляют собой совокупность требований, которые установлены положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, основаны на соответствующих требованиях законодательства Российской Федерации и направлены на обеспечение достижения целей лицензирования.
Пунктом 4 Положения № 280 установлены лицензионные требования и условия при осуществлении перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом.
Таковыми, в частности, являются соблюдение лицензиатом требований, установленных статьей 20 Федерального закона "О безопасности дорожного движения".
В соответствии со статьей 20 Закона № 196-ФЗ юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории Российской Федерации деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств, обязаны, в частности:
- организовывать работу водителей в соответствии с требованиями, обеспечивающими безопасность дорожного движения;
- соблюдать установленный законодательством Российской Федерации режим труда и отдыха водителей.
Обязанность по проведению инструктажей предусмотрена РД. В соответствии с пунктом 1.2 названного документа устанавливаются следующие виды инструктажа водительского состава: вводный; предрейсовый; периодический; сезонный; специальный.
Периодический инструктаж водителей проводится водителем-инструктором по безопасности движения в период с 20 по 30 число каждого месяца по графику, утвержденному руководителем предприятия (пункт 4.2 РД).
Доводы ответчика о том, что вышеуказанный РД применению не подлежит ввиду того, что он не был официально опубликован, являются несостоятельными. РД не является нормативным правовым актом, в связи с чем не подлежит официальному опубликованию.
В то же время суд полагает, что названный документ не подлежит применению в связи со следующим.
Названный РД является руководящим документом, разработанным на основе Приказа Минавтотранса РСФСР N 13 от 05.08.75, РД 200 СССР 219-84 «Инструкция о порядке проведения инструктажей по безопасности движения с водительским составом».
Указанный приказ утратил силу в связи с изданием приказа Минтранса РФ от 16.02.10.2002 № 132 «О признании не действующими на территории Российской Федерации нормативных актов Министерства автомобильного транспорта РСФСР по отдельным вопросам деятельности автомобильного транспорта».
Соответственно, в настоящее время РД носит рекомендательный, а не обязательный характер.
В спорный период отсутствовал какой-либо нормативный правовой акт, предусматривающий обязательность проведения периодических инструктажей водительского состава.
С 01.07.2014 вступили в силу Правила обеспечения безопасности перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом и Перечня мероприятий по подготовке работников юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих перевозки автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, к безопасной работе и транспортных средств к безопасной эксплуатации, утвержденные приказом Минтранса России от 15.01.2014 № 7. Данным нормативным актом (пункт 18) предусмотрено проведение вводного, предрейсового, сезонного, специального инструктажей водителей. Проведение периодических инструктажей не предусмотрено.
Таким образом, непроведение периодических инструктажей водителей не являлось в спорный период и не является в настоящее время нарушением лицензионных требований. Событие административного правонарушения по данному эпизоду отсутствует.
Разделом II Положения № 15 регламентировано рабочее время водителей.
В соответствии с пунктом 6 названного Положения в течение рабочего времени водитель должен исполнять свои трудовые обязанности в соответствии с условиями трудового договора, правилами внутреннего трудового распорядка организации и графиком работы (сменности).
Нормальная продолжительность рабочего времени водителей не может превышать 40 часов в неделю.
Для водителей, работающих по календарю пятидневной рабочей недели с двумя выходными днями, нормальная продолжительность ежедневной работы (смены) не может превышать 8 часов, а для работающих по календарю шестидневной рабочей недели с одним выходным днем - 7 часов (пункт 7 Положения № 15).
Пунктом 8 Положения № 15, нарушение которого вменяется обществу, установлено следующее. В тех случаях, когда по условиям производства (работы) не может быть соблюдена установленная нормальная ежедневная или еженедельная продолжительность рабочего времени, водителям устанавливается суммированный учет рабочего времени с продолжительностью учетного периода один месяц.
Продолжительность рабочего времени за учетный период не должна превышать нормального числа рабочих часов.
Управлением установлено, что в мае 2014 года продолжительность рабочего времени ряда водителей общества превысила нормальное число рабочих часов (баланс рабочего времени, установленный на май 2014 года – 151 час.).
Между тем, Управлением не учтено, что пунктом 23 Положения № 15 предусмотрена возможность применения сверхурочных работ, которое допускается в случаях и порядке, предусмотренных статьей 99 Трудового кодекса Российской Федерации.
Согласно статье 99 Трудового кодекса Российской Федерации сверхурочная работа - работа, выполняемая работником по инициативе работодателя за пределами установленной для работника продолжительности рабочего времени: ежедневной работы (смены), а при суммированном учете рабочего времени - сверх нормального числа рабочих часов за учетный период.
Сверхурочные работы допускаются, в частности, для продолжения работы при неявке сменяющего работника, если работа не допускает перерыва. В этих случаях работодатель обязан немедленно принять меры по замене сменщика другим работником.
В соответствии с пунктом 23 Положения № 15 при суммированном учете рабочего времени сверхурочная работа в течение рабочего дня (смены) вместе с работой по графику не должна превышать 12 часов, за исключением случаев, предусмотренных подпунктами 1, 3 части второй статьи 99 Трудового кодекса Российской Федерации.
Сверхурочные работы не должны превышать для каждого водителя четырех часов в течение двух дней подряд и 120 часов в год.
Таким образом, законодательством при указанных условиях допускается превышение продолжительности рабочего времени за учетный период нормального числа рабочих часов. При соблюдении работодателем приведенных условий такое превышение не является нарушением лицензионных требований.
В рассматриваемом случае на обществе лежит обязанность обеспечить движение автобусов в соответствии с утвержденным расписанием движения автобусов по межмуниципальным маршрутам перевозок.
Обществом утвержден график работы водителей на май 2014 года, в котором предусмотрено количество рабочего времени, приходящееся на каждого из водителей, не превышающее нормальное.
Однако в мае 2014 года 9 водителей общества в разные периоды времени болели, что подтверждено представленными в материалы дела листками нетрудоспособности.
В этой связи в целях недопущения срыва графика пассажироперевозок общество было вынуждено в соответствии со статьей 99 Трудового кодекса Российской Федерации привлекать оставшихся водителей к сверхурочным работам.
Согласно представленному в материалы дела анализу использования рабочего времени водителей автобусов общества количество сверхурочных часов, приходящихся на всех водителей (63 чел.), составило в мае 2014 года 450,3, что не превышает в перерасчете на одного человека установленных норм.
Управлением в ходе проверки данные обстоятельства не исследовались, соответствующие доводы общества во внимание не приняты. Доказательств того, что хотя бы в отношении одного из водителей допущено превышение норм рабочего времени с учетом сверхурочных работ, заявитель не представил.
Таким образом, событие административного правонарушения по данному эпизоду не доказано.
Кроме того, через город Вышний Волочек проходит трасса федерального значения Москва - Санкт-Петербург. Общеизвестным для жителей Тверской области является факт, что на подъездах к городу Вышний Волочек с направлений от Москвы и от Санкт-Петербурга движение транспорта на протяжении нескольких лет затруднено в связи с нерациональной работой светофоров и отсутствием объездных путей. На подъездах к городу с указанных направлений постоянно образуются многокилометровые пробки, движение по которым может занимать в отдельные дни до двух-трех часов.
В соответствии с представленной обществом в материалы дела ведомостью учета времени задержек возвратов автобусов с линии в парк по причине транспортных заторов (автомобильных пробок) за май 2014 года общее время задержек (включаемое в рабочее время водителей) составило в общей сложности 191 час. 45 мин. Вина общества в данном превышении нормального рабочего времени водителей отсутствует.
Выводы Управления о наличии в деянии общества состава административного правонарушения сделаны без учета приведенных обстоятельств. Анализ обстоятельств и причин превышения заявителем не производился.
Суд при указанных обстоятельствах приходит к выводу о недоказанности состава вмененного обществу административного правонарушения.
Таким образом, оснований для привлечения ответчика к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ, не имеется.
Руководствуясь статьями 156, 167-170, 205, 206 АПК РФ, Арбитражный суд Тверской области
Р Е Ш И Л:
В привлечении общества с ограниченной ответственностью «Вышневолоцкое ПАТП-2» (ОГРН 1066908000928) к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ, отказать.
Настоящее решение может быть обжаловано в Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд, г.Вологда, в десятидневный срок со дня его принятия.
Судья О.А.Басова