НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение АС Тверской области от 24.03.2014 № А66-18427/14

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ТВЕРСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

31 марта 2015 г.                              г.Тверь                      Дело № А66–18427/2014

Резолютивная часть решения объявлена 24 марта 2014 года.

Решение в полном объёме изготовлено 31 марта 2015 года.

Арбитражный суд Тверской области в составе судьи Беловой А.Г., при ведении протокола и аудиозаписи судебного заседания секретарём Ужко А.В. (до перерыва), помощником судьи Ратниковой А.В. (после перерыва), при участии представителей: заявителя – Владимирова М.К., Ивановой Н.И., ответчика – Лукиной Е.А., Аховой Л.Г., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению индивидуального предпринимателя Помозова Николая Александровича (г.Нелидово) к Государственному учреждению - Тверскому региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации в лице филиала № 4 о признании недействительным решения от 03.09.2014 № 23 о привлечении  плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах,

УСТАНОВИЛ:

      индивидуальный предприниматель Помозов Николай Александрович обратился в Арбитражный суд Тверской области с заявлением о признании  недействительным решенияГосударственному учреждению - Тверскому региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации в лице филиала № 4  (далее - учреждение, фонд социального страхования) от 03.09.2014 № 23 о привлечении  плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах.     

Заявитель считает, что им обоснованно применялся пониженный тариф страховых взносов, поскольку основной деятельностью предпринимателя является производство хлебобулочных продуктов ( код ОКВЭД 15.81), исчисление процентного соотношения дохода по льготным видам деятельности не от общего дохода, а от доходов от деятельности, переведенной на УСН и по ЕНВД, соответствует положениям ст. 346.15 НК РФ. Также, по мнению заявителя, проверка проведена ответчиком с нарушением установленного порядка.

Фонд социального страхования с доводами предпринимателя не согласился, пояснив в отзыве, что не имеется требуемых 70 % выручки от общей суммы доходов (производства пищевых продуктов и розничной торговли в магазине), в связи с чем права в 2011- 2013 г. применять пониженный размер страховых взносов не имеется, проверка проведена обоснованно и правомерно.

Судом в заседании 17.03.2015 в порядке статьи 163 АПК РФ был объявлен перерыв до 11 час.00 мин. 24.03.2015. Соответствующая информация размещена на официальном сайте суда в сети "Интернет". После окончания перерыва судебное заседание продолжено.

Из материалов дела следует, что в отношении предпринимателя фондом социального страхования была проведена проверка по вопросу правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в Фонд социального страхования за период 2011-2013 г., результаты которой отражены в акте от 31.08.2014 № 26.

В ходе проверки было установлено, что предпринимателем база для начисления страховых взносов для плательщиков страховых взносов, производящих выплаты и иные вознаграждения физическим лицам определена в нарушение пункта 8 части 1 статьи 58 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее - Закон № 212-ФЗ), а именно заявитель в 2012 году суммировал доходы по льготным видам деятельности и в связи с этим применял пониженные тарифы страховых взносов по УСН и ЕНВД, что является нарушением части 1.4 статьи 58 Закон № 212-ФЗ.

По результатам проверки филиалом № 4 Государственного учреждения - Тверского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации 03.09.2014 было принято решение № 23, которым предприниматель привлечен к ответственности в соответствии с частью 1 статьи 47 Закона № 212-ФЗ в виде взыскания штрафа в размере 19 244,32 руб., начислены пени по состоянию на 01.01.2014 в размере 7 413,11 руб. и предложено уплатить недоимку по страховым взносам на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в результате неправомерного использования пониженных тарифов в сумме 96 221,61 руб.

Не согласившись с указанным решением, предприниматель обратился в суд с требованием о признании его недействительным.

Рассмотрев материалы дела, исследовав представленные в него доказательства, оценив доводы общества и фонда, суд находит заявленные требования подлежащими частичному удовлетворению.

В соответствии с подпунктом "а" пункта 8 части 1 статьи 58 Закона № 212-ФЗ, в течение переходного периода 2011-2027 годов применяются пониженные тарифы страховых взносов для плательщиков страховых взносов (организаций и индивидуальных предпринимателей), применяющих упрощенную систему налогообложения, основным видом экономической деятельности (классифицируемым в соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности) которых является производство пищевых продуктов (ОКВЭД - 15.81). При этом на основании части 1.4 указанной статьи установлено, что соответствующий вид экономической деятельности, предусмотренный пунктом 8 части 1 данной статьи, признается основным видом экономической деятельности при условии, что доля доходов от реализации продукции и (или) оказанных услуг по данному виду деятельности составляет не менее 70% в общем объеме доходов. Сумма доходов определяется в соответствии со статьей 346.15 Налогового кодекса Российской Федерации.

Сумма доходов определяется в соответствии со статьей 346.15 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ). Подтверждение основного вида экономической деятельности организации или индивидуального предпринимателя, указанных в пункте 8 части 1 статьи 58 Закона № 212-ФЗ, осуществляется в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социального страхования.

Чтобы воспользоваться льготой, предусмотренной пунктом 8 части 1 статьи 58 Закона № 212-ФЗ, необходимо наличие следующих условий: организация либо предприниматель должны применять УСН; основным видом экономической деятельности организации, применяющей УСН, должен быть один из видов, предусмотренных пунктом 8 части 1 статьи 58 Закона о страховых взносах; доля доходов от реализации продукции и (или) оказанных услуг по данному виду деятельности должен составлять не менее 70% в общем объеме доходов.

Как было указано выше, статьей 58 Закона № 212-ФЗ установлены пониженные тарифы страховых взносов на обязательное социальное страхование для отдельных категорий плательщиков страховых взносов. В том числе право на применение пониженного тарифа возникает у плательщиков страховых взносов, применяющих упрощенную систему налогообложения (пункт 8 части 1 статьи 58 Закона № 212-ФЗ), основной вид экономической деятельности (ОКВЭД) которых прямо указан в перечне пункта 8 части 1 статьи 58 Закона № 212-ФЗ.

Соответствующий вид экономической деятельности, предусмотренный пунктом 8 части 1 данной статьи, признается основным видом экономической деятельности при условии, что доля доходов от реализации продукции и (или) оказанных услуг по данному виду деятельности составляет не менее 70% в общем объеме доходов. Сумма доходов определяется в соответствии со статьей 346.15 НК РФ.

Согласно статье 346.15 НК РФ налогоплательщики при определении объекта налогообложения учитывают доходы от реализации, определяемые в соответствии со статьёй 249 Налогового кодекса Российской Федерации и внереализационные доходы, определяемые в соответствии со статьёй 250 НК РФ.

При определении объекта налогообложения не учитываются доходы, указанные в статье 251 НК РФ и доходы организации, облагаемые налогом на прибыль организаций по налоговым ставкам, предусмотренным пунктами 3 и 4 статьи 284 НК РФ, в порядке, установленном главой 25 названного кодекса.

В соответствии со статьёй 249 НК РФ доходом от реализации признается выручка от реализации товаров (работ, услуг) как собственного производства, так и ранее приобретенных, выручка от реализации имущественных прав. Выручка от реализации определяется исходя из всех поступлений, связанных с расчетами за реализованные товары (работы, услуги) или имущественные права, выраженные в денежной и (или) натуральной формах.

Статьей 39 НК РФ установлено, что реализацией товаров, работ или услуг организацией или индивидуальным предпринимателем признается соответственно передача на возмездной основе (в том числе обмен товарами, работами или услугами) права собственности на товары, результатов выполненных работ одним лицом для другого лица, возмездное оказание услуг одним лицом другому лицу.

Таким образом, при определении доли доходов организации и предприниматели должны использовать данные о налогооблагаемых общих доходах, а не от реализации оказанных услуг по виду деятельности, дающему право применять пониженные тарифы.

Расчет соответствия условия на право применения плательщиками страховых взносов пониженного тарифа указывается в подразделе 4.4. расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам (далее - РСВ-1 ПФР), в котором следует указать следующие сведения: общую сумму полученных доходов, определяемых в порядке статьи 346.15 НК РФ по всем видам деятельности (строка 435); сумму дохода от деятельности, в отношении которой установлен пониженный тариф, то есть доход, из которого выплачиваются (перечисляются) заработная плата по данному виду деятельности и начисленные страховые взносы (строка 436); долю дохода от основного (льготного) вида деятельности в общей сумме всех поступлений в процентах (строка 437) (не менее 70%), которая и позволяет применять пониженный тариф страховых взносов.

Право на применение пониженного тарифа поставлено в зависимость от основного вида деятельности, которым может быть только один вид деятельности из перечисленных в пункте 8 части 1 статьи 58 Закона № 212-ФЗ и дохода от осуществления такого вида деятельности в размере не менее 70% в общем объеме доходов, то есть, сам законодатель определил процентное соотношение в общем объеме доходов, а не от дохода от деятельности, подпадающей под один режим налогообложения.

Возможности определения основного вида деятельности применительно к каждой системе налогообложения, применяемых налогоплательщиками - страхователями, действующее законодательство не предусматривает, как и не предоставляет страхователям право на суммирование доходов от видов деятельности, поименованных в пункте 8 части 1 статьи 58 Закона № 212-ФЗ для исчисления взносов с применением пониженных тарифов (Определение Верховного Суда РФ от 29.12.2014 № 306-КГ14-3556 по делу № А12-21975/2013).

Кроме того, льгота, установленная пунктом 8 части 1 статьи 58 Закона № 212-ФЗ, не применима в отношении деятельности, переведенной на ЕНВД, в отличии от других пунктов указанной нормы права (пункт 10 части 1 статьи 58 Закона № 212-ФЗ), доначислений по работникам магазина ответчик не производил.

Материалами дела подтверждено, что общая выручка непосредственно хлебобулочных изделий (код ОКВЭД 15.81) составляет у предпринимателя менее требуемых 70 % от общей выручки ( за 2011 г.- 60,15%, за 2012 г. - 66,45%), что привело к образованию недоимки, обусловило начисление пени и наложение штрафа.

Арифметические разногласия у сторон отсутствуют.

Суд также не находит нарушений в проведении ответчиком выездной проверки предпринимателя.

В соответствии пунктом 1 статьи 33 Закона № 212-ФЗ органы контроля за уплатой страховых взносов вправе проводить в отношении плательщиков страховых взносов, в том числе, выездные проверки.

Пунктом 3 статьи 33 Закона № 212-ФЗ установлено, что территориальные органы Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования проводят выездные проверки плательщиков страховых взносов совместно на основании разрабатываемых указанными органами ежегодных планов выездных проверок плательщиков страховых взносов.

Пунктом 1 статьи 35 Закона № 212-ФЗ установлено, что выездная проверка плательщика страховых взносов проводится на территории (в помещении) плательщика страховых взносов на основании решения руководителя (заместителя руководителя) органа контроля за уплатой страховых взносов.

Судом установлено и заявителем не отрицается, что предприниматель действительно был включен в план-график выездных проверок плательщиков страховых взносов по контролю за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечислению) страховых взносов на 2014 год, утвержденный руководителем ответчика.

Общая продолжительность проверки и срок её приостановления ответчиком не превышен, о проводимой проверке предприниматель ознакомлен лично и своевременно, заблаговременное извещение проверяемого лица о предстоящей проверке органами социального страхования не предусмотрено.

Данная проверка не является повторной, т.к. имеет иной предмет и основания. О времени и месте рассмотрения материалов проверки предприниматель был извещен уведомлением от 31.08.2014 № 26, что подтверждено представителями заявителя в судебном заседании. Текстуальное оформление результатов проверки для ответчика определяется внутренними административными правовыми документами и их несоблюдение на нарушает законных прав плательщика страховых взносов в случае выявления нарушений.

Вместе с тем, из пункта 4 части 6 статьи 39 Закона № 212-ФЗ следует, что в ходе рассмотрения материалов проверки руководитель (заместитель руководителя) территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации в числе иных выявляет обстоятельства, смягчающие или отягчающие ответственность за совершение правонарушения.

В части 1 статьи 44 данного Закона приведен перечень обстоятельств, смягчающих ответственность за совершение правонарушения, который не является исчерпывающим.

При этом частью 4 этой же статьи предусмотрено, что обстоятельства, смягчающие или отягчающие ответственность за совершение правонарушения, устанавливаются судом или органом контроля за уплатой страховых взносов, рассматривающим дело, и учитываются при привлечении к указанной ответственности.

Закон № 212-ФЗ не содержит запрета на учет данных обстоятельств и снижение взыскиваемого штрафа судом, если органом контроля не были учтены смягчающие обстоятельства.

В данном случае из решения учреждения следует, что им обстоятельства, смягчающие ответственность, не учтены.

Суд, исследовав и оценив в соответствии со статьей 71 АПК РФ материалы дела, обстоятельства совершенного предпринимателем правонарушения и степень его вины, установил в качестве обстоятельств, смягчающих ответственность, привлечение к ответственности впервые, отсутствие пренебрежительного отношения заявителя к выполнению своих обязанностей, учитывая, что подавляющей деятельностью предпринимателя действительно является производство хлебобулочных продуктов (код ОКВЭД 15.81), считает возможным уменьшить назначенный штраф до 1924,43 руб.

Руководствуясь статьями 163, 167-170, 198-201, 319 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,  Арбитражный суд Тверской области

РЕШИЛ:

заявленные требования  удовлетворить частично. 

Признать недействительным решение Филиала № 4 Государственного учреждения - Тверского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации от 03.09.2014 № 23 в части привлечении индивидуального предпринимателя Помозова Николая Александровича (ОГРНИП 304691203400026, ИНН 691200226811) к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах в виде наложения штрафа в сумме 17 319,89 руб.

В остальной части - в удовлетворении отказать.

Взыскать с Государственного учреждения – Тверского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации в лице Филиала № 4 в пользу индивидуального предпринимателя Помозова Николая Александровича (ОГРНИП 304691203400026, ИНН 691200226811)  200 руб. судебных расходов по оплате госпошлины  (чек - ордер от 10.12.2014 № 218).

Исполнительный лист выдать в порядке статьи 319 АПК РФ.

Настоящее решение может быть обжаловано в Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд, г.Вологда, в течение месяца с даты его принятия.

           Судья                                                                        А.Г.Белова