АРБИТРАЖНЫЙ СУД ТВЕРСКОЙ ОБЛАСТИ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
19 августа 2016 года
г.Тверь
Дело № А66-4054/2016
(резолютивная часть объявлена 16 августа 2016)
Арбитражный суд Тверской области в составе судьи Голубевой Л.Ю., при ведении протокола и аудиозаписи секретарем судебного заседания Смирновой О.С., при участии в судебном заседании: заявителя Батарина И.Б. (паспорт), представителя заявителя по доверенности – Епифанова К.В., представителя ответчика по доверенности – Семеновой А.Г., третьего лица- Батарина А.И.,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению
индивидуального предпринимателя Батарина Игоря Борисовича, г.Осташков,
к Межрайонной ИФНС России № 6 по Тверской области, г.Осташков,
с привлечением к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора Батарина А.И.,
о признании недействиельным отказа от 25.02.2016 № 06/30/01430 в перерасчете земельного налога за предыдущие налоговые периоды,
УСТАНОВИЛ:
индивидуальный предприниматель Батарин Игорь Борисович, г. Осташков (далее –заявитель, предприниматель) обратился в Арбитражный суд Тверской области с заявлением к Межрайонной ИФНС России № 6 по Тверской области, г. Осташков (далее –ответчик, инспекция) с заявлением о признании недействительным отказа от 25.02.2016 № 06/30/01430 в перерасчете земельного налога за предыдущие налоговые периоды.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора привлечен Батарин Андрей Игоревич, являющийся собственником спорных земельных участков на основании договора дарения от 14.04.2014 № 3.
В судебном заседании заявитель поддержал заявленные требования, мотивируя их неправомерным неприменением Инспекцией установленной решением Арбитражного суда Тверской области от 23.09.2014 № 8629/2014 кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами 69:45:0080317:34 и 69:45:0080317:35 в размере их рыночной стоимости при исчислении земельного налога за период с 01.01.2009 года по настоящее время. Кроме того, заявитель также считает, что Инспекция неправомерно не произвела перерасчет земельного налога в связи с неверно примененной ставкой земельного налога.
Ответчик с заявленными требованиями не согласился по основаниям, изложенным в письменном отзыве на заявление.
Третье лицо поддержало заявленные требования.
Как следует из материалов дела и пояснений представителей участвующих в деле лиц, заявителю на праве собственности принадлежали земельные участки из земель населенных пунктов, разрешенное использование: под промышленное производство, с кадастровым номером 69:45:08 03 17:0034, общей площадью 3991,0 кв.м, расположенный по адресу: Тверская область, г. Осташков, ул. Загородная, д. 56 «в», и с кадастровым номером 69:45:08 03 17:0035, общей площадью 5193,0 кв.м, расположенный по адресу: Тверская область, г. Осташков, ул. Загородная, д. 56 «в» (стр. 5). На основании договора дарения от 14.04.2014 года № 3 право собственности на указанные земельные участки перешло к Батарину А.И., о чем 22.04.2014 года внесены записи в ЕГРП на недвижимое имущество (л.д. 110) .
В соответствии с постановлением Администрации Тверской области от 30.12.2008 № 503-па «Об утверждении результатов актуализации государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Тверской области» кадастровая стоимость названных земельных участков, установленная исходя из среднего показателя УПКС в квартале, составила соответственно 16 207 650,55 руб. и 23 704 348,85 руб.
Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Тверской области от 23.09.2014 года по делу № А66-8629/2014 установлена кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 69:45:08 03 17:0034 в размере рыночной, определенной по состоянию на 01.01.2009, равной 1 256 000 рублей, а также установлена кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 69:45:08 03 17:0035 в размере рыночной, определенной по состоянию на 01.01.2009, равной 1 579 000 рублей.
Заявитель, считая, что установление судом кадастровой стоимости в размере рыночной влечет пересчет земельного налога за предыдущие налоговые периоды, обратился в Межрайонную ИФНС России № 6 по Тверской области с заявлением от 03.02.2016 года (л.д. 56) о пересчете величины задолженности перед бюджетом по земельному налогу за период с 01.01.2019 по настоящее время в связи с изменением кадастровой стоимости земельных участков.
Инспекция, рассмотрев вышеназванное заявление предпринимателя, письмом от 25.02.2016 года № 06-30/01430 отказала в пересчете земельного налога в связи с установлением кадастровой стоимости земельного участка в размере рыночной за предыдущие налоговые периоды.
Заявитель, не согласившись с названным отказом, обратился в Управление федеральной налоговой службы по Тверской области с жалобой. Решением УФНС России по Тверской области № 08-10/65 от 01.04.2016 в удовлетворении жалобы Батарину И.Б. отказано.
Считая отказ в пересчете земельного налога, выраженный в письме инспекции от 25.02.2016 года № 06-30/01430, не соответствующим Налоговому кодексу Российской Федерации и Закону об оценочной деятельности, заявитель обратился в Арбитражный суд Тверской области с рассматриваемым заявлением.
Рассматривая дело, суд исходил из следующего.
Согласно пп. 1 п. 1 ст. 23 Налогового кодекса Российской Федерации (далее-НК РФ) налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги.
В соответствии с п. 1 ст. 65 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) использование земли в Российской Федерации является платным.
Формами платы за использование земли в Российской Федерации является
земельный налог и арендная плата.
В соответствии ст. 387 НК РФ земельный налог устанавливается НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.
В силу пункта 1 статьи 390 НК РФ налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 Кодекса.
Согласно пункту 1 статьи 391 Кодекса налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
В случае изменения кадастровой стоимости земельного участка по решению комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или решению суда в порядке, установленном статьей 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее- Закон № 135-ФЗ), сведения о кадастровой стоимости, установленной решением указанной комиссии или решением суда, учитываются при определении налоговой базы начиная с налогового периода, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.
В силу пункта 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель. Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель устанавливается Правительством Российской Федерации. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
Пунктом 3 статьи 66 ЗК РФ допускается возможность определения кадастровой стоимости земельного участка исходя из его рыночной стоимости.
В силу пункта 5 статьи 4 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" орган кадастрового учета вносит сведения в государственный кадастр недвижимости на основании поступивших в этот орган в установленном законом порядке документов. В государственный кадастр недвижимости вносятся сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости, которая представляет собой одну из характеристик такого объекта недвижимости, в том числе земельного участка.
В статье 24.19 Закона N 135-ФЗ установлено право физических и юридических лиц оспорить результаты определения кадастровой стоимости земельного участка в суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости на основании отчета об определении рыночной стоимости земельного участка по состоянию на дату, на которую определена его кадастровая стоимость; в таком случае кадастровая стоимость устанавливается равной рыночной стоимости, определенной в отчете об оценке.
Вместе с тем в случае установления судом рыночной стоимости земельного участка такие сведения подлежат внесению в государственный кадастр недвижимости с момента вступления решения суда в законную силу и, как следует из положений статьи 24.20 Закона N 135-ФЗ, такие сведения подлежат использованию с момента их внесения в государственный кадастр недвижимости.
В соответствии с правовой позицией Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 28.06.2011 N 913/11, согласно правилам пункта 3 статьи 66 ЗК РФ установление судом рыночной стоимости земельного участка должно являться основанием для обязания органа кадастрового учета внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта.
Статьей 24.20 Закона N 135-ФЗ установлено, что в случае изменения кадастровой стоимости по решению суда в порядке, установленном статьей 24.18 Закона N 135-ФЗ, сведения о кадастровой стоимости, установленной решением суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.
Предприниматель использовал специальную процедуру определения кадастровой стоимости спорных земельных участков - обратился в арбитражный суд с заявлением об установлении кадастровой стоимости земельных участков в размере их рыночной стоимости.
Решением Арбитражного суда Тверской области от 23.09.2014 года по делу № А66-8629/2014 кадастровая стоимость спорных земельных участков установлена в размере их рыночной стоимости. Названное решение не обжаловано и вступило в законную силу 24.10.2014 года.
Согласно кадастровым справкам о кадастровой стоимости объекта недвижимости (л.д. 57, 58), сведения об установленной судом рыночной стоимости земельных участков внесены в государственный кадастр недвижимости 31.10.2014 года.
Как указано в Определении Верховного суда Российской Федерации от 11.04.2016 № 302-КГ 15-15796 по делу А74-7301/2014 вступившие в законную силу судебные акты, согласно которым установлена кадастровая стоимость земельных участков, являются достаточным основанием для того, чтобы налогоплательщик исчислял земельный налог в соответствии с той кадастровой стоимостью земельных участков, которая была определена вступившими в законную силу судебными актами.
В то же время необходимо учитывать то, что такое исчисление возможно лишь для той части налогового периода, которая следует за вступлением в законную силу судебного акта и внесением кадастровой стоимости в государственный кадастр, и не может применяться в отношении той части налогового периода, которая предшествовала вступлению в законную силу судебного акта и внесению кадастровой стоимости в государственный кадастр.
Довод ответчика о применении в данном случае пункта 3 статьи 5 НК РФ отклоняется судом, поскольку названная норма закона определяет порядок действии актов законодательства о налогах и сборах во времени в отношении применения мер ответственности за совершение налоговых правонарушений и не регулируют порядок уплаты налогов в связи с принятием иного регулирования в этой сфере.
Судом также учтено, что в связи с внесением в ЕГРП на недвижимое имущество соответствующих записей о регистрации договоров дарения спорных земельных участков с 27.04.2014 года заявитель перестал быть собственником земельных участков, соответственно, утратил статус плательщика земельного налога в отношении указанных земельных участков.
При указанных обстоятельствах оснований для пересчета задолженности предпринимателя по земельному налогу, исходя из установленной судом рыночной стоимости земельных участков за 2009,2010,2011,2012,2013 и 2014 годы у Инспекции отсутствовала.
Доводы заявителя о неправомерном отказе в пересчете задолженности по земельному налогу в связи с неверным применении ставки земельного налога не подлежат рассмотрению в рамках данного дела (п. 2 ч. 1 ст. 148 АПК РФ), поскольку не являлись предметом рассмотрения инспекцией заявления предпринимателя от 03.02.2016 при подготовке оспариваемого отказа, а также не рассматривались УФНС России по Тверской области при вынесении решения № 08-10/65 от 01.01.2016.
В связи с отказом в удовлетворении заявленных требований понесенные заявителем судебные расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение заявления в размере 300 руб. (чек-ордер № 103 от 12.04.2016) подлежат оставлению на заявителе.
Руководствуясь ст. ст. 148, 167-170, 201 АПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении заявленных требований о признании недействительным отказа Межрайонной ИФНС России № 6 по Тверской области от 25.02.2016 № 06/30/01430 в пересчете земельного налога за предыдущие налоговые периоды в связи с установлением кадастровой стоимости земельных участков в размере рыночной решением Арбитражного суда Тверской области от 23.09.2014 года № А66-8629/2014,- отказать.
Требования о признании недействительным отказа Межрайонной ИФНС России № 6 по Тверской области в пересчете земельного налога в связи с неверным применением ставки земельного налога оставить без рассмотрения.
Судебные расходы по оплате государственной пошлины оставить на заявителе.
Настоящее решение может быть обжаловано в Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд, г. Вологда, в течение месяца со дня его принятия. В порядке, предусмотренном АПК РФ.
Судья Л.Ю. Голубева