Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
14 декабря 2021 года | г. Тверь | Дело № А66-15112/2021 |
Арбитражный суд Тверской области в составе судьи Карсаковой И.В., при ведении протокола судебного заседания и аудиозаписи секретарём судебного заседания Слугиной М.А., при участии (онлайн): от заявителя - Шеренковой К.М., от заинтересованного лица - Конышевой Л.В., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Норд», г. Тверь, к Межрайонной ИФНС России № 4 по Тверской области, г. Кимры, о взыскании убытков, причиненных действием (бездействием) налогового органа,
У С Т А Н О В И Л:
общество с ограниченной ответственностью «Норд» (далее - общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Тверской области с заявлением к Межрайонной ИФНС России № 4 по Тверской области (далее - налоговый орган, инспекция, заинтересованное лицо) о взыскании с инспекции убытков, причиненных обществу в размере, уплаченной госпошлины за продление лицензии на розничную продажу алкогольной продукции в размере 65 000,00 руб., а также расходов на оплату услуг представителя в размере 10 000, 00 руб.
Заявитель поддержал заявление, представил дополнительные документы.
Заинтересованное лицо ко дню судебного заседания представило письменный отзыв, дополнительные документы. Относительно удовлетворения заявления возразило, высказалось устно.
Как следует из материалов дела, 06.07.2021 общество обратилось в Министерство Тверской области по обеспечению контрольных функций (далее - Министерство) с документами на продление лицензии № 69ПА0002532 от 30.07.2018 (сроком действия до 02.08.2021) на розничную продажу алкогольной продукции на территории Тверской области, приложив платежное поручение от 01.07.2021 № 330 об уплате государственной пошлины в сумме 65 000 руб.
Министерством обществу в продлении срока действия лицензии отказано. Основанием для отказа послужило наличие у общества на первое число месяца (01.07.2021) не погашенной на дату поступления в лицензирующий орган заявления (06.07.2021) о выдаче лицензии недоимки по налогам, сборам, страховым взносам, задолженности по пеням, штрафам, процентам, которые в совокупности (с учетом имеющейся переплаты по таким обязательным платежам) превышающим 3 000 рублей (не погашены на дату получения налоговым органом запроса лицензирующего органа (26.07.2021).
Общество, полагая что на момент подачи заявления 06.07.2021 и оплаты госпошлины 01.07.2021 у ООО «НОРД» отсутствовала задолженность по налогам, сборам, страховым взносам, задолженности по пеням, штрафам, процентам (справками налогового органа № 10608 по состоянию на 28.06.2021, № 11078 по состоянию на 05.07.2021) обратилось в суд с рассматриваемым заявлением.
Проанализировав материалы дела, заслушав представителей сторон, исследовав собранные по делу доказательства, оценив их в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности по правилам статьи 71 АПК РФ, арбитражный суд пришёл к следующим выводам.
Положения части 1 статьи 65 и части 5 статьи 200 АПК РФ возлагают на налоговый орган обязанность по доказыванию факта налогового правонарушения, что предполагает необходимость установления в ходе налоговой проверки конкретных обстоятельств, подтвержденных документально и свидетельствующих о совершении налогоплательщиком вменяемого ему налогового правонарушения.
Федеральным законом от 22.11.1995 № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» (далее - Закон №171-ФЗ) в перечень документов, представляемых организацией для получения лицензии на производство и (или) оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции не входит справка налогового органа об отсутствии у организации задолженности по уплате налогов, сборов, пеней и штрафов за нарушение законодательства Российской Федерации о налогах и сборах.
В то же время согласно подпункту 3 пункта 9 статьи 19 Закона № 171-ФЗ основанием для отказа в выдаче лицензии на производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции является наличие у заявителя на первое число месяца и не погашенной на дату поступления в лицензирующий орган заявления о выдаче лицензии недоимки по налогам, сборам, страховым взносам, задолженности по пеням, штрафам, процентам, которые в совокупности (с учетом имеющейся переплаты по таким обязательным платежам) превышают 3 000 рублей, не погашены на дату получения налоговым органом запроса лицензирующего органа и информация о которых направлена налоговым органом в лицензирующий орган в форме электронного документа с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
Согласно подпункту 3 пункта 9 статьи 19 Закона № 171-ФЗ (в редакции, действовавшей с 1 июля 2021 года) на дату получения налоговым органом запроса лицензирующего органа 26.07.2021 (ход-во НО от 24.11.2021 файл 1. Запрос Министерства в ИФНС.doc, файл 2. Сопроводительное письмо в УФНС_6910.doc), инспекцией сформированы справки о состоянии расчетов по налогам, сборам, страховым взносам, пеням, штрафам, процентам № 5733223 по состоянию на 01.07.2021 (ход-во НО от 24.11.2021 файл 3. Справка на 01.07.2021.pdf) и № 5733429 по состоянию на 06.07.2021 (ход-во НО от 24.11.2021 файл 4. Справка на 06.07.2021.pdf). Согласно данных справок за ООО «НОРД» числится задолженность, сведения о которой и были представлены в лицензирующий орган:
-по налогу на доходы физических лиц с доходов, источником которых является налоговый агент в сумме - 8343,31 руб. и пени в сумме - 102,49 руб.;
-по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетные периоды, начиная с 1 января 2017 года в сумме - 2000,02 руб. и пени в сумме - 20,68 руб.
ООО «НОРД», в период с даты подачи заявления в лицензирующий орган 06.07.2021 и до получения налоговым органом запроса лицензирующего органа 26.07.2021, представило налоговые декларации с суммами налогов к доначислению за полугодие 2021 года и не оплачивало задекларированные суммы налогов по этим декларациям в полном размере, что привело к формированию недоимки в указанных справках, датой формирования которых является 26.07.2021.
06.07.2021 представлен расчет по страховым взносам за полугодие 2021 (ход-во НО от 24.11.2021 файл 5. Расчет по страховым взносам за полугодие 2021.pdf), согласно которому в части страховых взносов на обязательное медицинское страхование работающего населения, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетные периоды, начиная с 1 января 2017 года по сроку уплаты 17.05.2021 подлежит уплате сумма взноса в размере 5447,72 руб. При этом 17.05.2021 от ООО «НОРД» поступает платеж в сумме 3447,72 руб., что приводит к образованию недоимки в размере 2000,02 руб. и начислению соответствующих пени в сумме 20,68 руб.
Указанную недоимку и соответствующиепени общество оплатило 11.08.2021.
14.07.2021 представлен расчет сумм налога на доходы физических лиц, исчисленных и удержанных налоговым агентом (форма № 6-НДФЛ) за полугодие 2021 года (ход-во НО от 24.11.2021 файл 6. Расчет 6-НДФЛ за полугодие 2021.pdf), согласно которому по сроку уплаты 12.05.2021 подлежит сумма налога в размере 12844,00 руб. При этом, согласно данным расчета с бюджетом на 12.05.2021 имеется переплата в сумме 4500,69 руб., что привело к образованию недоимки в размере 8 343,31 руб. и начислению соответствующих пени в сумме 102,49 руб. Указанную недоимку и соответствующие пени общество устраняет путём представления в налоговый орган 16.11.2021 уточненного расчета сумм налога на доходы физических лиц, исчисленных и удержанных налоговым агентом (форма № 6-НДФЛ) за 1 квартал 2017 года (ход-во НО от 24.11.2021 файл 7. Уточненный расчет 6-НДФЛ за 1 квартал 2017.pdf), согласно которого уменьшает сумму налога подлежащего уплате в размере 10216 руб. по сроку уплату 17.01.2017.
Представляя данный уточненный расчет в налоговый орган, общество исходило из следующих обстоятельств.
Заявитель 20.03.2017 (дата проводки 22.03.2017) представляет расчет сумм налога на доходы физических лиц, исчисленных и удержанных налоговым агентом (форма № 6-НДФЛ) за 2016 год (ход-во НО от 24.11.2021 файл 8. Расчет 6-НДФЛ за 2016 год.рdf), согласно которого сумма налога подлежит уплате в размере 10216 руб. по сроку уплату 17.01.2017. Далее, ООО «НОРД» 28.04.2017 (дата проводки 28.04.2017) представляет расчет сумм налога на доходы физических лиц, исчисленных и удержанных налоговым агентом (форма № 6-НДФЛ) за 1 квартал 2017 года (ход-во НО от 24.11.2021 файл 9. Расчет 6-НДФЛ за 1 квартал 2017.pdf), согласно которому так же сумма налога подлежит уплате в размере 10216 руб. по сроку уплату 17.01.2017.
Установлено инспекцией и не отрицается заявителем, что согласно карточке расчетов с бюджетом обществом (ход-во НО от 24.11.2021 файл 10. Карточка РСБ по НДФЛ-xls), уплата налога на доходы физических лиц, исчисленных и удержанных налоговым агентом за 1 квартал 2017 года по сроку 17.01.2017 в сумме 10216 руб. отсутствует. После проверки отражения в карточке «РСБ» операций по начислению, уплате платежей, влияющих на величину начисленных и уплаченных сумм платежей, выводится сальдо расчетов плательщика с бюджетом и отражается остаток платежей, не поступивших в бюджет, по налогу, который на дату поступления запроса лицензирующего органа составил 8343,31 руб. Сторнирование ООО «НОРД», путём представления уточненной декларации 16.11.2021 начисленных к уплате сумм НДФЛ за 1 квартал 2017 года, ошибочно введенных в предшествующие периоды, и ввод правильных данных влияют на сальдо расчетов текущего периода.
Таким образом, действия общества, совершенные при заполнении расчета по налогу на доходы физических лиц, исчисленного и удержанного налоговым агентом за 1 квартал 2017 года и несвоевременная уплата страховых взносов, привели к тому, что сведения о погашении спорной задолженности появились в базе данных налогового органа только 11.08.2021 и 16.11.2021 (после оплаты страховых взносов и представления уточненного расчета по НДФЛ в сторону уменьшения налога), после обращения общества 06.07.2021 в лицензирующий орган.
В связи с указанными обстоятельствами, сведения о состоянии расчетов сформированные налоговым органом 26.07.2021 и, представленные инспекцией в Министерство, содержали сведения о наличии задолженности.
Кроме того, в адрес общества инспекцией направлено требование № 6522 об уплате налогов по состоянию на 29.04.2021 (ход-во НО от 24.11.2021 файл 11. Требование № 6522.pdf). исходя из содержания которого обществу сообщено о наличии у него недоимки по налогу на доходы физических лиц, исчисленных и удержанных налоговым агентом в размере 8343,70 руб. Указанное требование получено обществом 13.05.2021, что подтверждается отчетом об отслеживании отправления с почтовым идентификатором 8003660448111, но оставлено заявителем без внимания (ход-во НО от 24.11.2021 файл 12. Реестр об отправке требования.pdf, файл Отчет об отслеживании отправления). Вследствие чего, общество не могло не знать о необходимости совершения необходимых действий для продления лицензии.
В соответствии с пунктом 2 статьи 15 ГК РФ под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
В силу статьи 16 ГК РФ убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, в том числе издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.
Согласно статье 1069 ГК РФ вред, причиненный юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному нормативному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению.
На основании пункта 1 статьи 35 НК РФ налоговые органы несут ответственность за убытки, причиненные налогоплательщикам вследствие своих неправомерных действий (решений) или бездействия, а равно неправомерных действий (решений) или бездействия должностных лиц и других работников указанных органов при исполнении ими служебных обязанностей.
Пунктом 2 статьи 103 НК РФ предусмотрено, что причиненные налогоплательщикам убытки подлежат возмещению в полном объеме, включая упущенную выгоду (неполученный доход), за счет федерального бюджета в порядке, предусмотренном Налоговым кодексом Российской Федерации и иными федеральными законами.
Таким образом, для взыскания убытков на основании статей 15, 16, 1069 ГК РФ лицо, требующее возмещения убытков, причиненных незаконными действиями (бездействием) государственных органов, должно доказать противоправность действий (бездействия) государственных органов, наличие причинно-следственной связи между действиями (бездействием) причинителя вреда и возникшими у обратившегося лица убытками и их размер.
Наличие у лица, обратившегося с заявлением о выдаче лицензии, задолженности по любому виду платежа, подлежащего уплате в бюджетную систему Российской Федерации, - налогу, пеням или штрафу, является достаточным основанием для отказа в ее выдаче. Такая задолженность как препятствующая принятию уполномоченным органом положительного решения о выдаче лицензии, не зависит от характера и размера не исполненной лицом публично-правовой обязанности.
В Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 23.05.2013 № 11-П указано на право соискателя лицензии во избежание негативных последствий отказа в возврате государственной пошлины за предоставление лицензии самостоятельно, до подачи в лицензирующий орган необходимых документов оценить соответствие отраженных в них данных требованиям, предъявляемым к розничной продаже алкогольной продукции.
Факт наличия задолженности на соответствующую дату подтверждается материалами дела, налоговым органом доказан. Документально подтвержденных доводов критикующих действия инспекции с точки зрения представления обществом налоговых деклараций и расчетов за полугодие 2021 года заявление не содержит.
Вопреки требований статьи 65 АПК РФ в процессе рассмотрения дела со стороны заявителя аргументов опровергающих позицию налогового органа не приведено, соответствующих доказательств не представлено.
В свете изложенного, у суда не имеется правовых оснований для удовлетворения заявления общества.
В соответствии со статьей 101 АПК РФ в связи с отказом в удовлетворении заявления, судебные расходы подлежат оставлению на заявителе.
Руководствуясь статьями 110, 123, 167-170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Тверской области,
Р Е Ш И Л:
в удовлетворении заявления общества с ограниченной ответственностью «Норд» о взыскании с инспекции убытков, причиненных в размере уплаченной госпошлины за продление лицензии на розничную продажу алкогольной продукции в размере 65 000,00 руб., а также расходов на оплату услуг представителя в размере 10 000, 00 руб., отказать.
Расходы по оплате государственной пошлины оставить на заявителе.
Настоящее решение может быть обжаловано в Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд (г. Вологда) в месячный срок со дня его принятия.
Судья И.В. Карсакова