НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение АС Тверской области от 11.03.2024 № А66-17152/2023

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ТВЕРСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

(с перерывом в порядке статьи 163 АПК РФ)

11 марта 2024 года

г.Тверь

Дело № А66-17152/2023

Резолютивная часть решения объявлена 21 февраля 2024 года

Арбитражный суд Тверской области в составе судьи Бачкиной Е.А., при ведении протокола и аудиозаписи судебного заседания секретарем судебного заседания Глуховой А.Н., при участии представителя ответчика – Беловой Н.Н. по доверенности, рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Тверской области, г.Тверь

к Федеральному казенному учреждению «Исправительная колония № 7 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Тверской области» (ОГРН: 1026901850084, Дата присвоения ОГРН: 16.10.2002, ИНН: 6914000124), г. Ржев

о взыскании 45 581,66 руб.,

установил:

Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Тверской области (далее – заявитель, Фонд) обратилось в арбитражный суд с заявлением о взыскании с Федерального казенного учреждения «Исправительная колония № 7 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Тверской области» (далее – ответчик, ФКУ, Учреждение) излишне понесенных расходов в размере 45 581,66 руб.

Заявитель в судебное заседание не явился, надлежаще извещен о времени и месте проведения разбирательства по делу, направил ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя.

Ответчик возражал относительно заявленных требований в соответствии с доводами, изложенными в письменном отзыве.

В порядке статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) в судебном заседании 14 февраля 2024 г. объявлялся перерыв до 21 февраля 2024 г.

Дело рассмотрено в отсутствие представителя заявителя в порядке статьи 156 АПК РФ.

При рассмотрении дела суд исходил из следующих обстоятельств.

Учреждением (страхователь) в адрес Фонда направлялись Реестры сведений, необходимых назначения и выплаты страхового обеспечения, а также для возмещения расходов страхователя на выплату социального пособия на погребение за период с 01.01.2020 по 31.12.2022.

На основании представленных страхователем сведений и в соответствии с нормами Закона № 255-ФЗ Фондом в 2020 году были назначены и выплачены пособия по временной нетрудоспособности, в том числе НДФЛ, и почтовые расходы. Выплата пособий осуществлялась через почтовое отделение связи.

В ходе выездной проверки Фондом установлено, что страхователем представлены недостоверные сведения по получателям пособий: Карвацкому СВ., Табакову С.А., Иванову Р.В., Уродину В.В., Хомякову С.Ю., Юсубову Э.Р.о., Митину В.В., Кирееву Д.С., Архипову Д.С. в Реестре сведений, необходимых для назначения и выплаты пособий, в связи с чем, назначение и выплата пособий в 2020-2022 годах по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и иных выплат застрахованным лицам произведены с нарушением Федерального закона от 29.12.2006 № 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» (далее – Закон № 255-ФЗ).

Из-за недостоверности сведений, содержащиеся в реестре, необходимых для назначения и выплаты пособий по застрахованным лицам расчет пособий по временной нетрудоспособности произведен Отделением без учёта условий труда осужденных, находящихся на сдельной оплате труда, что привело к переплате.

Общая сумма излишне понесенных расходов составила 45 581,66 руб. (2020 год- 26 426,67 руб., 2021 год -19 154,99 руб.), из них:

- сумма пособия 38 451,38 руб. (2020 год - 22 293,09 руб., 2021 год - 16 158,29 руб.),

- сумма НДФЛ 5 746,00 руб. (2020 год - 3 331,00 руб., 2021 год - 2 415,00 руб.),

- почтовые расходы 1 384,28 руб. (2020 год - 802,58 руб., 2021 год - 581,70 руб.).

Результаты проверки отражены в Акте № 69002380000793 от 12.04.2023.

По итогам проверки Фондом принято Решение о возмещении излишне понесенных расходов на выплату страхового обеспечения № 69002380000795 от 10.05.2023.

На основании вступившего в законную силу Решения №69002380000795 от 10.05.2023 страхователю выставлено Требование о возмещении излишне понесенных расходов на выплату страхового обеспечения или обеспечения по страхованию от 13.06.2023 №690023800007401 на сумму 45 581,66 руб.

Неисполнение требования в добровольном порядке послужило основанием для обращения Фонда в суд с рассматриваемыми требованиями.

Исследовав материалы дела, арбитражный суд пришел к следующим выводам.

Правоотношения в системе обязательного социального страхования на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, круг лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, виды предоставляемого обязательного страхового обеспечения регулируются Федеральным законом от 29.12.2006 № 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством».

Одним из видов страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в соответствии со статьей 1.4 Закона № 255-ФЗ является выплата пособия по временной нетрудоспособности.

Согласно части 1 статьи 6 данного Закон № 255-ФЗ пособие по временной нетрудоспособности при утрате трудоспособности вследствие заболевания или травмы выплачивается застрахованному лицу за весь период временной нетрудоспособности до дня восстановления трудоспособности (установления инвалидности), за исключением случаев, указанных в частях 3 и 4 настоящей статьи.

В силу части 2 статьи 5 того же Закона пособие по временной нетрудоспособности выплачивается застрахованным лицам при наступлении случаев, указанных в части 1 настоящей статьи, в период работы по трудовому договору, осуществления служебной или иной деятельности, в течение которого они подлежат обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.

Исходя из части 1 статьи 13 Закона № 255-ФЗ назначение и выплата пособия по временной нетрудоспособности (за исключением случаев, указанных в пункте 1 части 2 статьи 3 настоящего Закона, когда выплата пособия по временной нетрудоспособности осуществляется за счет средств страхователя) осуществляются страховщиком.

Назначение и выплата пособий в спорном периоде производились соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.04.2011 №294 «Об особенностях финансового обеспечения, назначения и выплаты в 2012 -2020 годах территориальными органами Фонда социального страхования Российской Федерации застрахованным лицам страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством...» (далее - Постановление № 294).

Согласно части 2 Постановления №294 Тверская область с 01.01.2020 участвовала в реализации пилотного проекта, предусматривающего особый порядок назначения и выплаты пособий по временной нетрудоспособности и в связи с материнством.

В рамках реализации пилотного проекта выплата пособий застрахованным лицам осуществлялась на основании документов и сведений, представляемых страхователями, напрямую из средств Фонда социального страхования Российской Федерации.

Указанным постановлением Правительства Российской Федерации было утверждено Положение об особенностях назначения и выплаты в 2012 - 2020 годах застрахованным лицам страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и иных выплат в субъектах Российской Федерации, участвующих в реализации пилотного проекта (далее - Положение).

В соответствии с п. 2 Положения при наступлении страхового случая застрахованное лицо (его уполномоченный представитель) обращается к страхователю по месту своей работы (службы, иной деятельности) с заявлением о выплате соответствующего вида пособия и документами, необходимыми для назначения и выплаты пособия в соответствии с законодательством Российской Федерации. Перечень документов, необходимых для назначения и выплаты пособий, определяется в соответствии с Федеральными законами «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» и «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей».

В порядке п. 3, 4 Положения страхователи, у которых среднесписочная численность физических лиц, в пользу которых производятся выплаты и иные вознаграждения, за предшествующий расчетный период превышает 25 человек, а также вновь созданные (в том числе при реорганизации) организации, у которых численность указанных физических лиц превышает данный предел, представляют в сроки, установленные пунктом 3 настоящего Положения, в территориальный орган Фонда по месту регистрации сведения, необходимые для назначения и выплаты соответствующего вида пособия (далее - реестр сведений), в электронной форме по форматам, установленным Фондом.

Согласно п. 8 Положения после получения заявления и документов, необходимых для назначения и выплаты соответствующего вида пособия, либо реестра сведений территориальный орган Фонда социального страхования Российской Федерации в течение 10 календарных дней со дня их получения принимает решение о назначении и выплате пособий напрямую застрахованным лицам.

В соответствии с абз. 1 п. 9 Положения выплата пособий застрахованному лицу осуществляется территориальным органом Фонда путем перечисления пособия на банковский счет, указанный в заявлении либо в реестре сведений, или через организацию федеральной почтовой связи, или иную организацию по заявлению застрахованного лица (его уполномоченного представителя) в течение 10 календарных дней со дня получения заявления и документов, необходимых для назначения и выплаты соответствующего вида пособия.

Пунктом 16 Положения предусмотрено, что за непредставление (за несвоевременное представление) документов, недостоверность либо сокрытие сведений, влияющих на право получения застрахованным лицом соответствующего вида пособия или исчисление его размера, возмещение расходов на оплату 4 дополнительных выходных дней одному из родителей (опекуну, попечителю) для ухода за детьми-инвалидами страхователь несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В силу статьи 15.1 Закона № 255-ФЗ физические и юридические лица несут ответственность за достоверность сведений, содержащихся в документах, выдаваемых ими застрахованному лицу и необходимых для назначения, исчисления и выплаты страхового обеспечения. В случае, если представление недостоверных сведений повлекло за собой выплату излишних сумм страхового обеспечения, виновные лица возмещают страховщику причиненный ущерб в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Такие расходы по смыслу части 2 статьи 15.1 Закона № 255-ФЗ представляют собой убытки, понесенные страховщиком по вине страхователя (определение Верховного Суда Российской Федерации от 08.06.2015 № 304-КГ15-5176).

В соответствии со статьей 15 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.

При этом под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода) (пункт 2 статьи 15 ГК РФ).

В соответствии с разъяснениями, изложенными в пункте 12 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 № 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации», по делам о возмещении убытков истец обязан доказать, что ответчик является лицом, в результате действий (бездействия) которого возник ущерб, а также факты нарушения обязательства или причинения вреда, наличие убытков (пункт 2 статьи 15 ГК РФ).

Федеральным законом от 01.04.2020 № 104-ФЗ «Об особенностях исчисления пособий по временной нетрудоспособности и осуществления ежемесячных выплат в связи с рождением (усыновлением) первого или второго ребенка» (далее - Закон № 104-ФЗ) были установлены особенности исчисления пособий по временной нетрудоспособности в период с 01.04.2020 по 31.12.2020.

Согласно статье 1 Закон № 104-ФЗ пособие по временной нетрудоспособности за период с 1 апреля по 31 декабря 2020 года включительно выплачивается застрахованному лицу в размере, исчисляемом исходя из МРОТ, установленного федеральным законом, в случае если указанное пособие, исчисленное в соответствии с положениями Закона № 255-ФЗ, в расчете за полный календарный месяц ниже МРОТ. Если застрахованное лицо на момент наступления страхового случая работает на условиях неполного рабочего времени (неполной рабочей недели, неполного рабочего дня), размер пособия по временной нетрудоспособности, исчисленного исходя из минимального размера оплаты труда, определяется пропорционально продолжительности рабочего времени застрахованного лица (пункт 4 статьи 1 Закона № 104-ФЗ).

За период, начиная с 1 января 2021 года - в случае если пособие, исчисленное в соответствии с вышеназванными положениями Закона № 255-ФЗ в расчете за полный календарный месяц ниже МРОТ, установленного федеральным законом, размер дневного пособия по временной нетрудоспособности определяется путем деления МРОТ на число календарных дней в календарном месяце, на который приходится период временной нетрудоспособности. Если застрахованное лицо на момент наступления страхового случая работает на условиях неполного рабочего времени (неполной рабочей недели, неполного рабочего дня), размер пособия по временной нетрудоспособности, исчисленного исходя из минимального размера оплаты труда, определяется пропорционально продолжительности рабочего времени застрахованного лица (ч. 6.1, ч. 6.2 статьи 14 Закона № 255-ФЗ, редакция, действующая в проверяемом периоде).

Согласно части 1 статьи 2 Закона 255-ФЗ лица, осужденные к лишению свободы и привлеченные к оплачиваемому труду, подлежат обязательному социальному страхованию и относятся к застрахованным лицам. Порядок предоставления страхового обеспечения лицам, осужденным к лишению свободы и привлеченным к оплачиваемому труду, в соответствии со статьей 4 Закона № 255-ФЗ определяется Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.10.2001 № 727 утверждено Положение об обеспечении пособиями по обязательному государственному социальному страхованию осужденных к лишению свободы лиц, привлеченных к оплачиваемому труду (далее – Положение №727), в силу пункта 4 которого осужденные имеют право на получение пособия по временной нетрудоспособности, если до освобождения от работы в связи с нетрудоспособностью трудовые обязанности исполнялись ими в соответствии с установленным графиком работы.

Пособие по временной нетрудоспособности выдается при заболевании (травме), связанном с утратой трудоспособности. Основанием для назначения и выплаты пособия по временной нетрудоспособности является листок нетрудоспособности (пункт 8 названного Положения).

В силу пункта 11 Положения № 727 размер пособия по временной нетрудоспособности составляет от 60 до 100 процентов среднего заработка осужденного, на который начисляются страховые взносы на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в Фонд социального страхования Российской Федерации, в зависимости от продолжительности страхового стажа и других обстоятельств, предусмотренных нормативными правовыми актами.

Специальных норм о порядке исчисления пособий по временной нетрудоспособности названное Положение не устанавливает, указывая в пункте 26, что пособия по временной нетрудоспособности исчисляются из среднего заработка осужденных в соответствии с Федеральным законом «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Согласно части 1 статьи 14 Закона № 255-ФЗ пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячное пособие по уходу за ребенком исчисляются исходя из среднего заработка застрахованного лица, рассчитанного за два календарных года, предшествующих году наступления временной нетрудоспособности, отпуска по беременности и родам, отпуска по уходу за ребенком, в том числе за время работы (службы, иной деятельности) у другого страхователя (других страхователей).

Как указано в части 1.1 статьи 14 Закона № 255-ФЗ и пункте 11(1) Положения об особенностях порядка исчисления пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком гражданам, подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 15.06.2007 № 375 (далее – Положение № 375), действовавшего в период спорных выплат, в случае, если застрахованное лицо в периоды, указанные в части 1 данной статьи, не имело заработка, а также в случае, если средний заработок, рассчитанный за эти периоды, в расчете за полный календарный месяц ниже минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на день наступления страхового случая, а в районах и местностях, в которых в установленном порядке применяются районные коэффициенты к заработной плате, ниже минимального размера оплаты труда, определенного с учетом этих коэффициентов, средний заработок, исходя из которого исчисляются пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячное пособие по уходу за ребенком, принимается равным минимальному размеру оплаты труда, установленному федеральным законом на день наступления страхового случая, а в районах и местностях, в которых в установленном порядке применяются районные коэффициенты к заработной плате, равным минимальному размеру оплаты труда, определенному с учетом этих коэффициентов. Если застрахованное лицо на момент наступления страхового случая работает на условиях неполного рабочего времени (неполной рабочей недели, неполного рабочего дня), средний заработок, исходя из которого исчисляются пособия в указанных случаях, определяется пропорционально продолжительности рабочего времени застрахованного лица.

В пунктах 15(1) - 15(3) Положения № 375 был установлен порядок исчисления среднего дневного заработка с целью исчисления пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком.

Согласно пункту 15(3) Положения № 375 в случаях, указанных в пункте 11(1) Положения № 375, для исчисления пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам средний дневной заработок определяется путем деления минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на день наступления страхового случая, увеличенного в 24 раза, на 730.

В соответствии с пунктом 16 Положения № 375 в случае установления застрахованному лицу неполного рабочего времени (неполной рабочей недели, неполного рабочего дня) средний дневной заработок определяется в том же порядке, который предусмотрен пунктами 15(1) - 15(3) указанного Положения.

В данном случае излишняя выплата пособия мотивирована истцом представлением ответчиком недостоверных сведений относительно условий неполного рабочего времени, с учетом которого исчисление пособия фактически следовало производить, по мнению фонда, исходя из МРОТ, пропорционально продолжительности рабочего времени.

Доводы истца о том, что согласно части 1.1 статьи 14 Закона № 255-ФЗ, если застрахованное лицо на момент наступления страхового случая работает на условиях неполного рабочего времени (неполной рабочей недели, неполного рабочего дня), средний заработок, исходя из которого исчисляются пособия, определяется пропорционально продолжительности рабочего времени застрахованного лица, поскольку эти положения не исключают необходимость применения указанных выше положений части 1.1 статьи 14 Закона № 255-ФЗ, которые предусматривают, что, если средний заработок застрахованного лица ниже МРОТ, такой заработок должен приниматься равным МРОТ, что следует и из правовой позиции, изложенной, в частности, в определениях Верховного Суда Российской Федерации от 27.07.2016 № 309-КГ15-4727, от 07.08.2017 № 309-КГ17-9589, от 17.01.2018 № 309-КГ17-20636, от 05.06.2018 № 309-КГ18-6206, от 06.08.2018 № 301-КГ18-11547, от 05.10.2018 № 309-КГ18-16194 и от 11.04.2019 № 307-ЭС19-3390, постановлении Арбитражного суда Северо-Западного округа от 26.09.2022 по делу № А44-7005/2021.

Таким образом, оснований для вывода об излишней выплате пособия, исчисленного первоначально исходя из среднего заработка, равного МРОТ, не имеется.

Кроме того, в материалах дела не усматривается установление осужденным неполного режима рабочего времени. Фактически осужденные привлечены к труду со сдельной оплатой труда.

Представление реестров с указанием ставки 1, учитывая, что режим неполного рабочего времени осужденным не устанавливался, не свидетельствует о наличии вины ответчика в неверной, по мнению истца, выплате пособия.

При таких обстоятельствах, суд пришел к выводу об отсутствии доказательств наличия причиненного истцу ущерба, а вина ответчика в его причинении истцом не доказаны.

В связи с изложенным, основания для удовлетворения исковых требований отсутствуют.

Руководствуясь статьями 167-170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

Р Е Ш И Л :

В удовлетворении заявленных требований отказать.

Настоящее решение может быть обжаловано в Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд, г.Вологда в сроки и порядке, установленные АПК РФ.

Судья Е.А. Бачкина