АРБИТРАЖНЫЙ СУД ТВЕРСКОЙ ОБЛАСТИ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
8 июня 2012 года г.Тверь Дело № А66-4015/2011
(резолютивная часть решения
объявлена 7.06.2012)
Арбитражный суд Тверской области в составе судьи Перкиной В.В., при ведении протокола и аудиозаписи секретарем судебного заседания Соколом Д.И., при участии представителей: заявителя – Кудла Е.В. по паспорту, Иванова В.Ю. по доверенности, от ответчика – Тарасовой Н.А., Осиповой Т.Ю. по доверенностям, от третьих лиц: Тюфтей Е.И. по доверенности, рассмотрел в судебном заседании дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью «101-й километр» (г. Кашин) к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 4 по Тверской области (г. Кимры) третье лицо: Управление ИФНС по Тверской области (г.Тверь) о признании решения от 31.12.2010 № 14-16/37 незаконным,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "101-й километр" (место нахождения: 171640, Тверская обл., г. Кашин, Калязинское шоссе, ОГРН 1066910023190; далее – заявитель, Общество, ООО "101-й километр") обратилось в Арбитражный суд Тверской области с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 4 по Тверской области (далее – ответчик, Инспекция, налоговый орган) о признании недействительным решения от 31.12.2010 № 14-16/37 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Решением суда от 13 сентября 2011 года в удовлетворении требований отказано.
Постановлением Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 05 декабря 2011 года решение суда от 13 сентября 2011 года оставлено без изменения.
Постановлением Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 27 февраля 2012 года по делу № А66-4015/2011 решение Арбитражного суда Тверской области от 13 сентября 2011 года и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 05 декабря 2011 года отменены, дело направлено на новое рассмотрение в первую инстанцию.
Заявитель поддержал требования в полном объеме, представил возражения на отзыв (т.3 л.д.52-54), письмо от 16.05.2012 №1247 ОАО «Ритм»
Ответчик представил отзыв с учетом постановления арбитражного суда Северо-Западного округа от 27 февраля 2012 по настоящему делу (т.3, л.д. 38-43).
Управление ВНС по Тверской области поддержало доводы ответчика.
Как следует из материалов дела, налоговой инспекцией проведена выездная налоговая проверка общества за период с 01.01.2007 по 31.12.2009, по результам которой оформлен акт от 11.11.2010 № 14-16/37 и принято решение от 31.12.2010 № 14-16/37 о привлечении общества к ответственности за совершение налогового правонарушения, предусмотренного пунктом 1 статьи 122 НК РФ в виде штрафа в сумме 20 734,08 руб., пунктом 1 статьи 126 НК РФ в виде штрафа в сумме 541,94 руб., статьей 119 НК РФ в виде штрафа в сумме 28723,98 руб. Этим же решением обществу начислены налог на добавленную стоимость, налог на прибыль, единый социальный налог на общую сумму 344329,21 руб. и соответствующие пени в размере 84 616,53 руб.
Решением Управления Федеральной налоговой службы по Тверской области от 01.03.2011 № 11-12/37 решение налоговой инспекции от 31.12.2010 № 14-16/37 оставлено без изменения.
Общество не согласилось с принятым налоговой инспекцией решением от 31.12.2010 № 14-16/37 и оспорило его в арбитражный суд.
Рассмотрев материалы дела, заслушав представителей сторон, арбитражный суд считает, что заявленные требования подлежат удовлетворению.
При рассмотрении дела суд исходил из следующего.
Согласно подпункту 8 и 9 пункта 2 статьи 346.26 НК РФ на уплату единого налога на вмененный доход переводится предпринимательская деятельность в сфере оказания услуг общественного питания, осуществляемых через объекты организации общественного питания с площадью зала обслуживания посетителей не более 150 квадратных метров по каждому объекту организации общественного питания, а также через объекты организации общественного питания, не имеющие зала обслуживания посетителей.
Для применения ЕНВД по услугам общественного питания необходимо оказывать их через объект организации общественного питания. Такой объект может быть как с залом обслуживания посетителей, так и без него. Расчет налога зависит именно от наличия зала.
Объект общественного питания с залом обслуживания посетителей - это здание (его часть) или строение, которое предназначено для оказания соответствующих услуг. Такое здание должно иметь специально оборудованное помещение (открытую площадку) для потребления реализуемой продукции, а также для проведения досуга.
По абзацу 19 статьи 346.27 НК РФ услуги общественного питания - услуги по изготовлению кулинарной продукции и (или) кондитерских изделий, созданию условий для потребления и (или) реализации готовой кулинарной продукции, кондитерских изделий и (или) покупных товаров, а также по проведению досуга.
В абзаце 20 статьи 346.27 НК РФ указано, что к объектам общепита с залом обслуживания посетителей относятся рестораны, бары, кафе, столовые, закусочные.
Площадь зала обслуживания посетителей является условием для применения ЕНВД (она не должна превышать 150 кв. м по подпункту 8 пункта 2 статьи 346.26 НК РФ), а сам объект общественного питания должен принадлежать на праве собственности или получен по договору аренды, иному аналогичному договору.
Физическим показателем, характеризующим данный вид предпринимательской деятельности, на основании пункта 3 статьи 346.29 НК РФ является площадь зала обслуживания посетителей, которая определяется на основании инвентаризационных и правоустанавливающих документов.
Объект организации общественного питания, имеющий зал обслуживания посетителей - здание (его часть) или строение, предназначенный для оказания услуг общественного питания, имеющее специально оборудованное помещение для потребления готовой кулинарной продукции, кондитерских изделий и покупных товаров, а так же для проведения досуга.
В соответствии с пунктом 3 Постановления Правительства РФ от 15.08.1997 №1036 (в ред. от 10.05.2007) «Об утверждении Правил оказания услуг общественногопитания» услуги общественного питания (далее - услуги) оказываются вресторанах, кафе, барах, столовых, закусочных и других местах общественного пи-тания, типы которых, а для ресторанов и баров также их классы (люкс, высший, первый) определяются исполнителем в соответствии с государственным стандартом.
Кроме того, в соответствии с ГОСТ Р № 50764-95 «Услуги общественногопитания. Общие требования», утвержденным Постановлением Госстандарта России от 05.04.1995 № 200 под услугами общественного питания понимается результат деятельности предприятий и граждан-предпринимателей по удовлетворению потребностей потребителя в питании. При этом в соответствии с пунктом 2 Правил оказания услуг общественного питания, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 15.08.1997 года № 1036 (далее - Правила) под потребителем понимается гражданин, имеющий намерение заказать или заказывающий, использующий услуги общественного питания исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.
Юридическое лицо не получает услуги общественного питания, а становится собственником изделий (продукции), которую в дальнейшем реализовывает своим сотрудникам.
Исходя из вышеизложенного, фактически оказываемые услуги были направлены на создание и обеспечение нормальных условий труда работников организаций на основании заключенных договоров по оказанию услуг питания,в связи с чем такая деятельность Общества не подлежит обложению ЕНВД (письма Минфина России от 01.07.2009 № 03-11-09/233, от 10.12.2010 № 03-11-06/3/166).
Также, при исследовании документов, представленных налогоплательщиком в соответствии с требованием о представлении документов № 14-16/37 от 15.07.2010 установлено, что ООО «101-ый километр» в проверяемом периоде (01.01.2007 - 31.12.2009) кроме оказания услуг общественного питания осуществляло деятельность по оптовой реализации продукции собственного изготовления ЗАО «Ритм-Центролит» ИНН 6909005783 (договор поставки продуктов питания № 1 от 14.09.2007 г.), ОАО «Ритм» ТПТА ИНН 6902006851 (договор поставки продуктов питания № 1/11-553/2008 от 29.07.2008), ЗАО «Ритм-Стройсервис» ИНН 6901015476 (договор поставки продуктов питания № 1 от 14.09.2007) (т.1, л.д. 73-78).
Факт осуществления обществом оптовой торговли подтверждается договорами на поставку продуктов питания, товарными накладными и счетами-фактурами (т.2, л.д. 81-105).
Согласно пунктам 1.1, 2.1 и 2.2 вышеуказанных договоров поставщик – общество - обязуется передать покупателю продукты питания. Поставка продуктов питания осуществляется транспортом покупателя и в его таре.
Кроме того, пунктами 2.6 и 2.7 договоров оговорен порядок перехода права собственности, а именно: после принятия их ответственным лицом, что удостоверяется подписями сторон в выставленных счетах.
По пункту 3.2 договоров расчет за продукты питания производится путем перевода покупателем денежных сумм, указанных в счет-фактуре на расчетный счет поставщика или наличными в кассу поставщика.
Статья 506 ГК РФ устанавливает, что по договору поставки, являющемуся также разновидностью договора купли-продажи, поставщик-продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность, обязуется передать в обусловленный срок или сроки производимые или закупаемые им товары покупателю для использования в предпринимательской деятельности или в иных целях, не связанных с личным, семейным, домашним и иным подобным использованием.
При передаче товаров общество оформляло товарные накладные по форме ТОРГ-12, счета и счета-фактуры (т.2 л.д. 82-102).
Кроме того, в соответствии с пунктом 2.29 коллективного договора, подписанного со стороны работников представителем объединенной профсоюзной организации ОАО «Ритм», а со стороны работодателя генеральным директором ОАО «Ритм «ТПТА», директором ЗАО «Ритм-Строй сервис» работодатель производит частичную компенсацию стоимости питания работников, размер которой устанавливается локальными нормативными актами предприятия.
В соответствии с пунктом 7.8 коллективного договора подписанного со стороны работников представителем представительного органа трудового коллектива, а со стороны работодателя: генеральным директором ЗАО «Ритм -Центролит», работодатель принимает на себя обязательства по организации питания работников, производит частичную компенсацию стоимости питания работников.
Таким образом, приобретая продукты питания у общества ЗАО
«Ритм-Центролит», ОАО «Ритм» ТПТА, ЗАО «Ритм-Строй сервис» обеспечивали исполнение обязательств перед работниками в соответствии с положениями коллективных договоров.
Существенным отличием договора поставки и договора купли-продажи является цель приобретения продукции. Целью приобретения продукции не являлось получение выгоды, о чем свидетельствует информационное письмо к межрайонной инспекции №4 по тверской области от ЗАО РИТМ «Стройсервис» от 30.09.2010 №64, в котором директор организации поясняет, что приобретенные продукты питания у ООО «101-й километр» для осуществления предпринимательской деятельности не использовались (т.1, л.д. 118).
По пп.1 п.2 ст.211 Налогового Кодекса Российской Федерации компенсация обедов полностью или частично признается доходом работника в натуральной форме и облагается соответствующими налогами. ООО Ритм «ТПТА» и ЗАО РИТМ «Стройсервис» не получали прибыли от передачи обедов работникам.
Нормы главы 26.3, в том числе ст.346.27 НК РФ не предусматривают обязанности продавца в месте организации общественного питания контролировать цель приобретения покупателем продукции. Из пункта 2.6 договоров, заключенных с ОАО РИТМ «Центролит» и ЗАО РИТМ «Стройсервис» следует, что передача готовых блюд покупателю производилась непосредственно в зале для обслуживания методом самообслуживания. Бармен выставлял покупателю разовый счет, факт приобретения блюда фиксировался подписями сторон, то есть обслуживание производилось непосредственно в зале для обслуживания посетителей. В ст. 436.27 НК РФ не содержится информации к потреблению данного блюда на месте.
Представленное письмо ОАО «Ритм ТПТА» от 16.05.2012 №1247 (т.3 л.д.55-56) свидетельствуют, что готовые обеды общество в предпринимательской деятельности не использовало. Данный факт подтвержден также протоколом допроса свидетеля Смирновой Н.Л. (т.2, л.д.67-68). Учитывая изложенное, требования подлежат удовлетворению, государственная взыскивается с ответчика.
Руководствуясь ст.ст. 104,110, 167-170, 176, 177, 180, 182, 197-201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации
РЕШИЛ:
Признать недействительным решение Межрайонной ИФНС №4 по Тверской области от 31.12.2010 №14-16/37.
Взыскать с Межрайонной ИФНС №4 по Тверской области в пользу ООО «101-й километр» (Тверская обл., г.Кашин, ул.Строителей, д.7, ОГРН 1060910023190, ИНН 6909008713) расходы по уплате государственной пошлины в сумме 2000 рублей, оплаченной по платежному поручению от 11.03.2011 №20 через Межрайонную ИФНС №10 по Тверской области.
Исполнительный лист выдать в порядке ст.319 АПК РФ.
Решение может быть обжаловано в Четырнадцатый апелляционный суд г.Вологды в месячный срок с момента его принятия.
судья: В.В. Перкина