НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение АС Тверской области от 07.06.2012 № А66-4015/11

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ТВЕРСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

8 июня 2012 года г.Тверь Дело № А66-4015/2011

(резолютивная часть решения

объявлена 7.06.2012)

Арбитражный суд Тверской области в составе судьи Перкиной В.В., при ведении протокола и аудиозаписи секретарем судебного заседания Соколом Д.И., при участии представителей: заявителя – Кудла Е.В. по паспорту, Иванова В.Ю. по доверенности, от ответчика – Тарасовой Н.А., Осиповой Т.Ю. по доверенностям, от третьих лиц: Тюфтей Е.И. по доверенности, рассмотрел в судебном заседании дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью «101-й километр» (г. Кашин) к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 4 по Тверской области (г. Кимры) третье лицо: Управление ИФНС по Тверской области (г.Тверь) о признании решения от 31.12.2010 № 14-16/37 незаконным,

УСТАНОВИЛ:

общество с ограниченной ответственностью "101-й километр" (место нахождения: 171640, Тверская обл., г. Кашин, Калязинское шоссе, ОГРН 1066910023190; далее – заявитель, Общество, ООО "101-й километр") обратилось в Арбитражный суд Тверской области с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 4 по Тверской области (далее – ответчик, Инспекция, налоговый орган) о признании недействительным решения от 31.12.2010 № 14-16/37 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.

Решением суда от 13 сентября 2011 года в удовлетворении требований отказано.

Постановлением Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 05 декабря 2011 года решение суда от 13 сентября 2011 года оставлено без изменения.

Постановлением Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 27 февраля 2012 года по делу № А66-4015/2011 решение Арбитражного суда Тверской области от 13 сентября 2011 года и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 05 декабря 2011 года отменены, дело направлено на новое рассмотрение в первую инстанцию.

Заявитель поддержал требования в полном объеме, представил возражения на отзыв (т.3 л.д.52-54), письмо от 16.05.2012 №1247 ОАО «Ритм»

Ответчик представил отзыв с учетом постановления арбитражного суда Северо-Западного округа от 27 февраля 2012 по настоящему делу (т.3, л.д. 38-43).

Управление ВНС по Тверской области поддержало доводы ответчика.

Как следует из материалов дела, налоговой инспекцией проведена выездная налоговая проверка общества за период с 01.01.2007 по 31.12.2009, по результам которой оформлен акт от 11.11.2010 № 14-16/37 и принято решение от 31.12.2010 № 14-16/37 о привлечении общества к ответственности за совершение налогового правонарушения, предусмотренного пунктом 1 статьи 122 НК РФ в виде штрафа в сумме 20 734,08 руб., пунктом 1 статьи 126 НК РФ в виде штрафа в сумме 541,94 руб., статьей 119 НК РФ в виде штрафа в сумме 28723,98 руб. Этим же решением обществу начислены налог на добавленную стоимость, налог на прибыль, единый социальный налог на общую сумму 344329,21 руб. и соответствующие пени в размере 84 616,53 руб.

Решением Управления Федеральной налоговой службы по Тверской области от 01.03.2011 № 11-12/37 решение налоговой инспекции от 31.12.2010 № 14-16/37 оставлено без изменения.

Общество не согласилось с принятым налоговой инспекцией решением от 31.12.2010 № 14-16/37 и оспорило его в арбитражный суд.

Рассмотрев материалы дела, заслушав представителей сторон, арбитражный суд считает, что заявленные требования подлежат удовлетворению.

При рассмотрении дела суд исходил из следующего.

Согласно подпункту 8 и 9 пункта 2 статьи 346.26 НК РФ на уплату единого налога на вменен­ный доход переводится предпринимательская деятельность в сфере оказания услуг общественного питания, осуществляемых через объекты организации общест­венного питания с площадью зала обслуживания посетителей не более 150 квадрат­ных метров по каждому объекту организации общественного питания, а также через объекты организации общественного питания, не имеющие зала обслуживания по­сетителей.

Для применения ЕНВД по услугам общественного питания необходимо ока­зывать их через объект организации общественного питания. Такой объект может быть как с залом обслуживания посетителей, так и без него. Расчет налога зависит именно от наличия зала.

Объект общественного питания с залом обслуживания посетителей - это здание (его часть) или строение, которое предназначено для оказания соответствующих услуг. Такое здание должно иметь специально оборудованное помещение (открытую площадку) для потребления реализуемой продукции, а также для проведения досуга.

По абзацу 19 статьи 346.27 НК РФ услуги общественного питания - услуги по изготовлению кулинарной продукции и (или) кондитерских изделий, созданию условий для потребления и (или) реализации готовой кулинарной продукции, кондитерских изделий и (или) покупных товаров, а также по проведению досуга.

В абзаце 20 статьи 346.27 НК РФ указано, что к объектам общепита с залом обслуживания посетителей относятся рестораны, бары, кафе, столовые, закусочные.

Площадь зала обслуживания посетителей является условием для применения ЕНВД (она не должна превышать 150 кв. м по подпункту 8 пункта 2 статьи 346.26 НК РФ), а сам объект общественного питания должен принадлежать на праве собственности или получен по договору аренды, иному аналогичному договору.

Физическим показателем, характеризующим данный вид предпринимательской деятельности, на основании пункта 3 статьи 346.29 НК РФ является площадь зала обслуживания посетителей, которая определяется на основании инвентариза­ционных и правоустанавливающих документов.

Объект организации общественного питания, имеющий зал обслуживания посетителей - здание (его часть) или строение, предназначенный для оказания услуг общественного питания, имеющее специально оборудованное помещение для по­требления готовой кулинарной продукции, кондитерских изделий и покупных това­ров, а так же для проведения досуга.

В соответствии с пунктом 3 Постановления Правительства РФ от 15.08.1997 №1036 (в ред. от 10.05.2007) «Об утверждении Правил оказания услуг общественногопитания» услуги общественного питания (далее - услуги) оказываются вресторанах, кафе, барах, столовых, закусочных и других местах общественного пи-тания, типы которых, а для ресторанов и баров также их классы (люкс, высший, первый) определяются исполнителем в соответствии с государственным стандартом.

Кроме того, в соответствии с ГОСТ Р № 50764-95 «Услуги общественногопитания. Общие требования», утвержденным Постановлением Госстандарта России от 05.04.1995 № 200 под услугами общественного питания понимается результат деятельности предприятий и граждан-предпринимателей по удовлетворе­нию потребностей потребителя в питании. При этом в соответствии с пунктом 2 Правил оказания услуг общественного питания, утвержденных Постановлением Правитель­ства РФ от 15.08.1997 года № 1036 (далее - Правила) под потребителем понимается гражданин, имеющий намерение заказать или заказывающий, использующий услуги общественного питания исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.

Юридическое лицо не получает услуги общественного питания, а становится собственником изделий (продукции), которую в дальнейшем реализовывает своим сотрудникам.

Исходя из вышеизложенного, фактически оказываемые услуги были направле­ны на создание и обеспечение нормальных условий труда работников организаций на основании заключенных договоров по оказанию услуг питания,в связи с чем такая деятельность Общества не подлежит обложению ЕНВД (письма Минфина России от 01.07.2009 № 03-11-09/233, от 10.12.2010 № 03-11-06/3/166).

Также, при исследовании документов, представленных налогоплательщиком в соответствии с требованием о представлении документов № 14-16/37 от 15.07.2010 установлено, что ООО «101-ый километр» в проверяемом периоде (01.01.2007 - 31.12.2009) кроме оказания услуг общественного питания осуществляло деятель­ность по оптовой реализации продукции собственного изготовления ЗАО «Ритм-Центролит» ИНН 6909005783 (договор поставки продуктов питания № 1 от 14.09.2007 г.), ОАО «Ритм» ТПТА ИНН 6902006851 (договор поставки продуктов питания № 1/11-553/2008 от 29.07.2008), ЗАО «Ритм-Стройсервис» ИНН 6901015476 (договор поставки продуктов питания № 1 от 14.09.2007) (т.1, л.д. 73-78).

Факт осуществления обществом оптовой торговли подтверждается догово­рами на поставку продуктов питания, товарными накладными и счетами-фактурами (т.2, л.д. 81-105).

Согласно пунктам 1.1, 2.1 и 2.2 вышеуказанных договоров поставщик – общество - обязуется передать покупателю продукты питания. Поставка продук­тов питания осуществляется транспортом покупателя и в его таре.

Кроме того, пунктами 2.6 и 2.7 договоров оговорен порядок перехода права собственности, а именно: после принятия их ответственным лицом, что удостоверяется подписями сторон в выставленных счетах.

По пункту 3.2 договоров расчет за продукты питания производится путем перевода покупателем денежных сумм, указанных в счет-фактуре на расчетный счет поставщика или наличными в кассу поставщика.

Статья 506 ГК РФ устанавливает, что по договору поставки, являющемуся так­же разновидностью договора купли-продажи, поставщик-продавец, осуществляю­щий предпринимательскую деятельность, обязуется передать в обусловленный срок ­или сроки производимые или закупаемые им товары покупателю для использования в предпринимательской деятельности или в иных целях, не связанных с личным, се­мейным, домашним и иным подобным использованием.

При передаче товаров общество оформляло товарные накладные по форме ТОРГ-12, счета и счета-фактуры (т.2 л.д. 82-102).

Кроме того, в соответствии с пунктом 2.29 коллективного договора, подписанного со стороны работников представителем объединенной профсоюзной организации ОАО «Ритм», а со стороны работодателя генеральным директором ОАО «Ритм «ТПТА», директором ЗАО «Ритм-Строй сервис» работодатель производит частич­ную компенсацию стоимости питания работников, размер которой устанавливается локальными нормативными актами предприятия.

В соответствии с пунктом 7.8 коллективного договора подписанного со стороны ра­ботников представителем представительного органа трудового коллектива, а со сто­роны работодателя: генеральным директором ЗАО «Ритм -Центролит», работодатель принимает на себя обязательства по организации питания работников, производит частичную компенсацию стоимости питания работников.

Таким образом, приобретая продукты питания у общества ЗАО
 «Ритм-Центролит», ОАО «Ритм» ТПТА, ЗАО «Ритм-Строй сервис» обеспечивали исполнение обязательств перед работниками в соответствии с положениями коллек­тивных договоров.

Существенным отличием договора поставки и договора купли-продажи является цель приобретения продукции. Целью приобретения продукции не являлось получение выгоды, о чем свидетельствует информационное письмо к межрайонной инспекции №4 по тверской области от ЗАО РИТМ «Стройсервис» от 30.09.2010 №64, в котором директор организации поясняет, что приобретенные продукты питания у ООО «101-й километр» для осуществления предпринимательской деятельности не использовались (т.1, л.д. 118).

По пп.1 п.2 ст.211 Налогового Кодекса Российской Федерации компенсация обедов полностью или частично признается доходом работника в натуральной форме и облагается соответствующими налогами. ООО Ритм «ТПТА» и ЗАО РИТМ «Стройсервис» не получали прибыли от передачи обедов работникам.

Нормы главы 26.3, в том числе ст.346.27 НК РФ не предусматривают обязанности продавца в месте организации общественного питания контролировать цель приобретения покупателем продукции. Из пункта 2.6 договоров, заключенных с ОАО РИТМ «Центролит» и ЗАО РИТМ «Стройсервис» следует, что передача готовых блюд покупателю производилась непосредственно в зале для обслуживания методом самообслуживания. Бармен выставлял покупателю разовый счет, факт приобретения блюда фиксировался подписями сторон, то есть обслуживание производилось непосредственно в зале для обслуживания посетителей. В ст. 436.27 НК РФ не содержится информации к потреблению данного блюда на месте.

Представленное письмо ОАО «Ритм ТПТА» от 16.05.2012 №1247 (т.3 л.д.55-56) свидетельствуют, что готовые обеды общество в предпринимательской деятельности не использовало. Данный факт подтвержден также протоколом допроса свидетеля Смирновой Н.Л. (т.2, л.д.67-68). Учитывая изложенное, требования подлежат удовлетворению, государственная взыскивается с ответчика.

Руководствуясь ст.ст. 104,110, 167-170, 176, 177, 180, 182, 197-201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации

РЕШИЛ:

Признать недействительным решение Межрайонной ИФНС №4 по Тверской области от 31.12.2010 №14-16/37.

Взыскать с Межрайонной ИФНС №4 по Тверской области в пользу ООО «101-й километр» (Тверская обл., г.Кашин, ул.Строителей, д.7, ОГРН 1060910023190, ИНН 6909008713) расходы по уплате государственной пошлины в сумме 2000 рублей, оплаченной по платежному поручению от 11.03.2011 №20 через Межрайонную ИФНС №10 по Тверской области.

Исполнительный лист выдать в порядке ст.319 АПК РФ.

Решение может быть обжаловано в Четырнадцатый апелляционный суд г.Вологды в месячный срок с момента его принятия.

судья: В.В. Перкина