НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение АС Тульской области от 27.10.2011 № А68-5669/11

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ТУЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ

300041 Россия, Тульская область, город Тула, Красноармейский проспект, д. 5

Телефон (факс): 8(4872)250-800; http://www.tula.arbitr.ru/; E-mail: info@tula.arbitr.ru

РЕШЕНИЕ

город Тула Дело № А68-5669/11

дата объявления резолютивной части решения: 27 октября 2011 года

дата изготовления решения в полном объеме: 2 ноября 2011 года

Арбитражный суд в составе судьи Н. И. Чубаровой

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению индивидуального предпринимателя Зотьева Александра Ивановича (ОГРН 309715420100190, ИНН 711801916089)

к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в городе Щекино и Щекинском районе Тульской области (ОГРН 1027101505166, ИНН 7118019577)

о признании незаконным постановления от 27.06.2011 года № 08102790006379, признании незаконными действий (решений)

при ведении протокола секретарем судебного заседания Говоровой С. Ю.

при участии в заседании:

от заявителя: Зотьева А.И. – паспорт (7006 № 897297, выдан Управлением внутренних дел Щекинского района Тульской области 13.02.2007, код подразделения 712-028),

от ответчика: Дрындиной Е.Л. – по доверенности от 04.04.2011 года № 2.

УСТАНОВИЛ:

Индивидуальный предприниматель Зотьев Александр Иванович в арбитражный суд Тульской области с заявлением, в котором просил:

- признать неправомерным и отменить постановление Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в городе Щекино и Щекинском районе от 27.06.2011 года № 08102790006379, как противоречащее решению Арбитражного суда Тульской области по делу № А68-3483/07-176/10.

- признать действие Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в городе Щекино и Щекинском районе не соответствующим законодательству РФ по принятию постановления от 27.06.2011 года № 08102790006379, которое противоречит решению Арбитражного суда Тульской области по делу № А68-3483/07-176/10.

Заявлением от 19.11.2011 года индивидуальный предприниматель Зотьев А.И. уточнил свои требования и просит:

- признать незаконными действие (решение) Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в городе Щекино и Щекинском районе о задолженности на страховую часть трудовой пенсии за 2010 год (от 20.07.2011 года № 7680, от 12.08.2011 года № 8572) и отменить.

- признать незаконными и отменить постановление Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в городе Щекино и Щекинском районе о взыскании страховых взносов, пеней и штрафов за счет имущества плательщика страховых взносов – организации (индивидуального предпринимателя) от 27.06.2011 года № 08102790006379, как нарушающее право, признанное решением Арбитражного суда Тульской области от 16.08.2007 года по делу № А68-3483/07-176/10 и противоречащее пункту 3 постановления Правительства РФ от 26.09.2005 года № 582.

В обоснование своих требований Зотьев А.И. указал, что ранее решением Арбитражного суда Тульской области от 16.08.2007 года по делу № А68-3483/07-176/10 было признано незаконным решение ГУ УПФ РФ по г. Щекино и Щекинскому району Тульской области от 06.06.2007 года № 53 о взыскании страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, и таким образом, в отношении него было закреплено право, освобождающее его от уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд РФ на страховую часть пенсии, как получателя пенсии, установленной в соответствии с Законом Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей".

Данное решение суда не было обжаловано ответчиком, вступило в законную силу, и ни одной судебной инстанцией не пересмотрено.

Заявитель считает, что указанное решение действует и по настоящее время, что не дает оснований Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в городе Щекино и Щекинском районе впредь принимать решения о взыскании с индивидуального предпринимателя Зотьева А.И. страховые взносы на обязательное пенсионное страхование.

По мнению Зотьева А.И., орган Пенсионного фонда Российской Федерации прежде, чем принять постановление о взыскании страховых взносов, пеней и штрафов, должен был обратиться в Арбитражный суд Тульской области с ходатайством о пересмотре вступившего в законную силу решения суда от 16.08.2007 года по делу № А68-3483/07-176/10 по вновь открывшимся обстоятельствам в соответствии с правилами главы 37 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (статьи 309-317), добиться удовлетворения своих требований, пересмотреть указанное решение о праве не производить отчисления в Пенсионный фонд Российской Федерации, и только после этого выставлять требования произвести отчисления на страховую часть трудовой пенсии.

Кроме того, Зотьев А.И. считает, что, поскольку постановление Правительства Российской Федерации от 26 сентября 2005 г. № 582 утратило силу только после принятия постановления Правительства Российской федерации от 13.07.2011 г. № 570 «О признании утратившим силу постановления Правительства Российской Федерации от 26 сентября 2005 г. № 582», следовательно, не имеется оснований для взыскания с него страховых взносов за 2010 год.

В отзыве на заявление Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в городе Щекино и Щекинском районе Тульской области просит отказать в удовлетворении заявленных Зотьевым А.И. требований, считая, что индивидуальные предприниматели, являющиеся военными пенсионерами, с 1 января 2010 года обязаны уплачивать страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации на обязательное пенсионное страхование в порядке и в сроки, установленные Федеральным законом от 24.07.2009 г. № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования».

При этом ответчик считает, что ссылка заявителя на решение Арбитражного суда Тульской области по делу №А68-3483/07-176/10, которое строилось на позиции, высказанной в Определении Конституционного Суда РФ от 24.05.2005 г. № 223-О несостоятельна, поскольку Федеральным законом от 22.07.2008 № 156-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам пенсионного обеспечения» были внесены изменения в Закон Российской Федерации от 12.02.1993 № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей», а также в Федеральный Закон от 15.12.2001 № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» и Федеральный Закон от 17.12.2001 № 173- ФЗ «О трудовых пенсиях».

В соответствии с внесенными изменениями законодателем установлено право военнослужащих (за исключением граждан, проходивших военную службу по призыву в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин) при наличии условий для назначения им трудовой пенсии по старости, предусмотренных статьей 7 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ, на одновременное получение пенсии за выслугу лет или пенсии по инвалидности, предусмотренных Законом Российской Федерации от 12.02.1993 № 4468-1, и трудовой пенсии по старости (за исключением ее базовой части), устанавливаемой в соответствии с Федеральным законом 17.12.2001 № 173-ФЗ.

В соответствии с пунктом 26 статьи 27 Федерального Закона № 213-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального Закона «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования Российской Федерации и территориальные фонды обязательного медицинского страхования», вступившего в силу с 1 января 2010 года, статья 28 Закона № 167-ФЗ не содержит норм об уплате фиксированного платежа в минимальном размере и изложена в новой редакции: «страхователи, в том числе индивидуальные предприниматели и адвокаты уплачивают страховые взносы в размере и в порядке, установленных Федеральным законом от 24 июля 2009 года № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации. Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования Российской Федерации и территориальные фонды обязательного медицинского страхования».

Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в городе Щекино и Щекинском районе Тульской области считает необоснованной ссылку истца на постановление Правительства Российской Федерации от 26.09.2005 г. № 582 «Об утверждении Правил уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в виде фиксированного платежа в минимальном размере», так как оно с 1 января 2010 года не может применяться к спорным правоотношениям.

Арбитражным судом установлено, что начальником Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в городе Щекино и Щекинском районе Тульской области было принято постановление о взыскании страховых взносов, пеней и штрафов за счет имущества плательщика страховых взносов – организации индивидуального предпринимателя) от 27.06.2011 года № 08102790006379.

В соответствии с данным постановлением производится взыскание страховых взносов, пеней за счет имущества Зотьева А.И. в пределах сумм, указанных в требовании об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов от 03.05.2011 года № № 08102790006379 в размере неуплаченных сумм: в Пенсионный фонд всего – 10 727, 83 рублей, в том числе недоимку по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование на страховую часть трудовой пенсии – 10 392 рублей, начисленных на нее пеней – 335,83 рублей.

В дальнейшем Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в городе Щекино и Щекинском районе Тульской области в ответ на отзыв Зотьева А.И. от 09.07.2011 года на постановление от 27.06.2011 года № 08102790006379 направило в адрес Зотьева А.И. подписанное начальником Управления письмо от 20.07.2011 года № 01-2-10/7680 «Об уплате страховых взносов». Данное письмо Управления Зотьев А.И. оспаривает в рамках уточненных требований.

В указанном письме Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в городе Щекино и Щекинском районе Тульской области сообщило Зотьеву, что позиция Управления Пенсионного фонда по вопросу уплаты им страховых взносов в ПФР и ФОМС, определяемых из стоимости страхового года, была изложена в ответе от 10.06.2011 года исх.№ 01-2-10/6064 на отзыв на требование. Указанная позиция в настоящий момент не поменялась.

Дополнительно в письме сообщено Зотьеву А.И. о том, что пунктом 1.10 статьи 28 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» закреплено его право обжаловать в установленном порядке акты органов контроля за уплатой страховых взносов и действия (бездействия) их должностных лиц, порядок обжалования установлен статьями 53-56 указанного закона.

Письмом от 12.08.2011 года № 01-2-10/8572 «Об уплате страховых взносов», подписанным заместителем начальника Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в городе Щекино и Щекинском районе Тульской области, Управление в ответ на обращение Зотьева А.И. б/н от 23.07.2011 года, полученное 04.08.2011 года, также сообщило, что позиция Управления Пенсионного фонда по вопросу уплаты Зотьевым, как индивидуальным предпринимателем, страховых взносов в ПФР и ФОМС, определяемых из стоимости страхового года, неоднократно доводилась до его сведения в ответах от 10.06.2011 года исх.№ 01-2-10/6064 и от 20.07.2011 года исх. № 01-2-10/7680. на отзыв на требование. Указанная позиция до настоящего времени осталась неизменной.

Дополнительно разъяснено (также, как и в письме от 20.07.2011 года № 01-2-10/7680) о праве на обжалование акты органов контроля за уплатой страховых взносов и действия (бездействия) их должностных лиц.

Данное письмо Управления Зотьев А.И. оспаривает в рамках уточненных требований.

Выслушав представителей сторон, оценив представленные доказательства, арбитражный суд находит заявленные требования не подлежащими удовлетворению. Суд исходит из следующего.

В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Зотьев А.И. зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя 20.07.2009 года, о чем имеется соответствующее свидетельство.

Решением Арбитражного суда Тульской области от 16.08.2007 года по делу № А68-3483/07-176/10 было признано незаконным решение ГУ УПФ РФ по г. Щекино и Щекинскому району Тульской области от 6 июня 2007 года № 53 о взыскании с индивидуального предпринимателя Зотьева А.И. страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в сумме 600 рублей и пеней в сумме 297 рублей 76 копеек, всего 897 рублей 76 копеек, как вынесенное с нарушением статей 3, 6, 28 Федерального закона Российской Федерации «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации, статьи 5 Федерального закона Российской Федерации от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», статей 10, 43 Закона Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей".

Материалами данного дела установлено (справка УФСБ по Тульской области от 6 августа 2007 г. № 1/1349), что Зотьев Александр Иванович в период с 11 марта 2001 года по 31 октября 2006 года являлся получателем пенсии, установленной в соответствии с Законом Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей".

В указанном решении на основании норм, содержащихся в названных в резолютивной части решения законах, сделан вывод о том, что выплата пенсий лицам, указанным в статье 1 Закона Российской Федерации N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей", и их семьям обеспечивается за счет средств федерального бюджета. При этом финансирование расходов на выплату пенсий осуществляется в централизованном порядке, и такой порядок пенсионного обеспечения военнослужащих исключает распространение на предпринимателя, получающего вышеуказанный вид пенсии общего порядка уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд, поскольку уплата страховых взносов в бюджет Пенсионного фонда в данном случае не влечет за собой перерасчета целевой военной пенсии, финансируемой из федерального бюджета, и не служит своей основной цели – пенсионному обеспечению гражданина за счет средств Пенсионного фонда.

Арбитражный суд сослался и на пункт 3 Правил уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в виде фиксированного платежа в минимальном размере, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 26.09.2005 г. № 582.

Зотьев Александр Иванович и в 2010 году является получателем пенсии, установленной в соответствии с Законом Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей". Данное следует из удостоверения серия Р № 192081 и справки серия МСЭ02006 № 0010230672, выданной 12.11.2009 года.

В силу части 1 статьи 16 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации вступившие в законную силу судебные акты арбитражного суда являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, должностных лиц и граждан и подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации.

Между тем, решением Арбитражного суда Тульской области от 16.08.2007 года по делу № А68-3483/07-176/10 был разрешен спор применительно к правоотношениям по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, относящимся к 2006 году. Данное решение было исполнено Управлением Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в городе Щекино и Щекинском районе Тульской области.

Выводы, содержащиеся в решении по делу № А68-3483/07-176/10, следовало применять к правоотношениям, возникающим и в последующие годы, только при условии отсутствия изменений в правовом регулировании спорных правоотношений. Но указанное решение не является решением о признании права (в частности, права на освобождение от уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд РФ на страховую часть пенсии пожизненно).

Решение Арбитражного суда Тульской области от 16.08.2007 года по делу № А68-3483/07-176/10 было принято в условиях действующего в тот период законодательства и Определения Конституционного суда Российской Федерации от 24.05.2005 № 223-О.

В названном Определении Конституционный Суд Российской Федерации, рассмотрев вопрос об обязанности индивидуальных предпринимателей, являющихся военными пенсионерами, уплачивать страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации, указал, что взаимосвязанные нормативные положения подпункта 2 пункта 1 статьи 6, пункта 1 статьи 7, пункта 2 статьи 14 и пунктов 1 - 3 статьи 28 Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" в той части, в какой они возлагают на индивидуальных предпринимателей - военных пенсионеров обязанность уплачивать страховые взносы в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации в виде фиксированного платежа на финансирование страховой и накопительной частей трудовой пенсии, при том, что отсутствуют гарантии предоставления им соответствующего страхового обеспечения с учетом уплаченных сумм страховых взносов и увеличения тем самым получаемых пенсионных выплат, - в силу правовых позиций, выраженных Конституционным Судом Российской Федерации в Постановлениях от 24.02.1998 N 7-П, от 23.12.1999 N 18-П, от 03.06.2004 N 11-П, от 23.12.2004 N 19-П и в настоящем Определении, - утрачивают силу и не могут применяться судами, другими органами и должностными лицами как не соответствующие статьям 19 (части 1 и 2), 35 (части 1 и 2), 39 (часть 1) и 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации.

В Определении от 24.05.2005 № 223-О Конституционный Суд Российской Федерации обратил внимание на то, что, отнеся к лицам, на которых распространяется обязательное пенсионное страхование (застрахованные лица), граждан, самостоятельно обеспечивающих себя работой, в том числе индивидуальных предпринимателей, и, закрепив, что они одновременно являются страхователями по обязательному пенсионному страхованию и обязаны уплачивать в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации страховые взносы, законодатель не предусмотрел при этом какие-либо исключения в отношении тех из них, кому уже назначены и выплачиваются пенсии по государственному пенсионному обеспечению (в соответствии с Законом Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" - пункт 1 статьи 8), и не гарантировал им возможность реализации пенсионных прав, приобретенных в рамках системы обязательного пенсионного страхования, на равных условиях с иными застрахованными лицами.

Вместе с тем в дальнейшем изменилось правовое регулирование данного вопроса.

Пунктом 6 статьи 3 Федерального закона от 15.12.2001 № 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", введенным Федеральным законом от 22.07.2008 № 156-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам пенсионного обеспечения", установлено, что военнослужащие (за исключением граждан, проходивших военную службу по призыву в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин) при наличии условий для назначения им трудовой пенсии по старости, предусмотренных Федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", имеют право на одновременное получение пенсии за выслугу лет или пенсии по инвалидности, предусмотренных Законом Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей", и страховой части трудовой пенсии по старости (за исключением фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии по старости), устанавливаемой на условиях и в порядке, которые предусмотрены Федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".

В части четвертой статьи 7 Закона Российской Федерации от 12.02.1993 № 4468-I "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей", введенной Федеральным законом от 22.07.2008 № 156-ФЗ, установлено, что лица, указанные в статье 1 данного Закона (военнослужащие), при наличии условий для назначения трудовой пенсии по старости имеют право на одновременное получение пенсии за выслугу лет или пенсии по инвалидности, предусмотренных настоящим Законом, и трудовой пенсии по старости (за исключением фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии по старости), устанавливаемой в соответствии с Федеральным законом от 17.12.2001 № 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".

Положения статьи 7 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года № 4468-1, пункта 6 статьи 3 Федерального закона от 15 декабря 2001 года № 166-ФЗ Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (в редакции настоящего Федерального закона) в части установления страховой части трудовой пенсии по старости гражданам, получающим пенсию за выслугу лет или пенсию по инвалидности в соответствии с Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 года № 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей", распространяются на правоотношения, возникшие с 1 января 2007 года.

В соответствии со статьей 7 Федерального Закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" право на трудовую пенсию имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет, при наличии не менее пяти лет страхового стажа.

С 01.01.2010 года вступил в силу Федеральный закон от 24.07.2009 № 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования".

В подпункте 2 пункта 1 статьи 5 названного закона установлено, что плательщиками страховых взносов являются страхователи, определяемые в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, к которым относятся, в частности, индивидуальные предприниматели, адвокаты, нотариусы, занимающиеся частной практикой (плательщики страховых взносов, не производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам).

Закон не содержит исключений в части уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование для такой категории лиц, как военные пенсионеры.

Аналогичная норма содержится в подпункте 2 пункта 1 статьи 6 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации".

В соответствии с пунктом 1 статьи 14 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» и пунктом 1 статьи 28 Федерального Закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" индивидуальные предприниматели уплачивают страховые взносы в размере, определяемом исходя из стоимости страхового года, в порядке, установленном Федеральным законом "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования".

В силу статьи 16 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ расчет сумм страховых взносов, подлежащих уплате за расчетный период, производится индивидуальными предпринимателями самостоятельно; страховые взносы уплачиваются не позднее 31 декабря текущего календарного года.

Таким образом, законодатель с 01.01.2010 года установил правовой механизм, гарантирующий военным пенсионерам получение страховой части трудовой пенсии с учетом уплаченных страховых взносов, в связи с чем обстоятельства, послужившие основанием для освобождения индивидуальных предпринимателей – военных пенсионеров от уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, устранены.

Следовательно, индивидуальные предприниматели, являющиеся военными пенсионерами, с 01.01.2010 года обязаны уплачивать страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации на обязательное пенсионное страхование в порядке и сроки, установленные в Федеральном законе от 24.07.2009 № 212-ФЗ.

При этом закрепленное в законе право таких лиц на одновременное получение пенсии за выслугу лет или пенсии по инвалидности, предусмотренных Законом Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей", и страховой части трудовой пенсии по старости (за исключением фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии по старости), устанавливаемой на условиях и в порядке, которые предусмотрены Федеральным законом, не следует понимать как предоставление добровольности выбора лицу (уплачивать либо не уплачивать страховые взносы на обязательное пенсионное страхование). Имеется в виду, что свое право на назначение пенсии лицо может реализовать путем подачи заявления.

Как следует из законодательства, регулирующего пенсионное обеспечение, при наличии определенных условий назначение любой пенсии (в том числе, по старости, по инвалидности) носит заявительный характер.

Определением от 30.12.2010 г. № ВАС-1745/10 отказано в передаче дела № А09-4286/2010 Арбитражного суда Брянской области в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации для пересмотра в порядке надзора решения от 29.07.2010 и постановления Федерального арбитражного суда Центрального округа от 17.11.2010 по указанному делу.

В рамках данного дела спор разрешен в пользу индивидуального предпринимателя, получающего пенсию, предусмотренную Законом Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей".

Однако периоды времени, которые подлежали рассмотрению в рамках дела № А09-4286/2010 и настоящего рассматриваемого дела № А68-9788/10, разные. В деле № А09-4286/2010 рассматривался спор об уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование указанной категорией лиц за 2009 год.

И применительно к данному периоду Высший Арбитражный Суда Российской Федерации, приведя изменения, внесенные Федеральным законом от 22.07.2008 № 156-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам пенсионного обеспечения" в ряд законодательных актов, указал, что в то же время Правилами уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в виде фиксированного платежа в минимальном размере, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.09.2005 № 582 и действовавшими в проверяемый период, установлено, что страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в виде фиксированного платежа не уплачиваются получателями пенсий, установленных Законом № 4468-1.

Между тем в рамках рассматриваемого в настоящее время дела № А68-9788/10 индивидуальному предпринимателю Зотьеву А.И. предложены к уплате страховые взносы за 2010 год.

Постановлением Правительства Российской федерации от 13.07.2011 г. № 570 «О признании утратившим силу постановления Правительства Российской Федерации от 26 сентября 2005 г. № 582» признано утратившим силу Постановление Правительства Российской Федерации от 26 сентября 2005 г. N 582 "Об утверждении Правил уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в виде фиксированного платежа в минимальном размере".

В свою очередь, Правила уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в виде фиксированного платежа в минимальном размере, как следует из данного постановления, были утверждены в соответствии с пунктом 3 статьи 28 Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации".

Статья 28 «Размер страховых взносов, уплачиваемых страхователями, не производящими выплаты физическим лицам» Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ с принятием Федерального закона от 24.07.2009 N 213-ФЗ была изложена в иной редакции, и определила, что страхователи, указанные в подпункте 2 пункта 1 статьи 6 настоящего Федерального закона (в том числе, индивидуальные предприниматели), уплачивают страховые взносы в размере, определяемом исходя из стоимости страхового года, в порядке, установленном Федеральным законом "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" (пункт 1).

Согласно пункту 2 этой статьи стоимость страхового года стала определяется в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2009 № 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования".

Статьей 62 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ определено, что настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2010 года, за исключением части 5 статьи 8, части 2 статьи 12, части 10 статьи 15 настоящего Федерального закона (пункт 1).

Часть 2 этой статьи, часть 5 статьи 8, часть 2 статьи 12, часть 10 статьи 15 настоящего Федерального закона не имеют отношения к рассматриваемому спору.

Таким образом, уже с 1 января 2010 года законом была устранена зависимость в исчислении страховых взносов, уплачиваемых страхователями, не производящими выплаты физическим лицам, от Правил уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в виде фиксированного платежа в минимальном размере, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.09.2005 № 582.

В связи с принятием Федеральных законов от 24.07.2009 № 212-ФЗ и № 213-ФЗ, установивших новое регулирование правоотношений, связанных с исчислением и уплатой страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонды обязательного медицинского страхования, с 01.01.2010 года фактически утратили силу Правила уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в виде фиксированного платежа в минимальном размере, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.09.2005 № 582.

Принятие постановления Правительства Российской федерации № 570 «О признании утратившим силу постановления Правительства Российской Федерации от 26 сентября 2005 г. № 582» только 13.07.2011 года не означает, что до даты вступления постановления от 13.07.2001г. № 570 в силу постановление Правительства Российской Федерации от 26 сентября 2005 г. № 582 может по-прежнему применяться к спорным правоотношениям. Федеральные законы от 24.07.2009 № 212-ФЗ и № 213-ФЗ имеет большую юридическую силу.

Частью 2 статьи 13 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации определено, что арбитражный суд, установив при рассмотрении дела несоответствие нормативного правового акта иному имеющему большую юридическую силу нормативному правовому акту, принимает судебный акт в соответствии с нормативным правовым актом, имеющим большую юридическую силу.

Таким образом, с 2010 года имеются гарантии предоставления лицам, получающим пенсию в соответствии с Законом Российской Федерации от 12.02.1993 № 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждений и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей", соответствующего страхового обеспечения с учетом уплаченных сумм страховых взносов и увеличения получаемых пенсионных выплат.

Устранены препятствия, давшие основания Конституционному Суду Российской Федерации в Определении от 24.05.2005 № 223-О, сделать вывод об отсутствии обязанности индивидуальных предпринимателей, являющихся военными пенсионерами, уплачивать страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Принятое Управлением Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в городе Щекино и Щекинском районе постановление от 27.06.2011 года № 0810279000637 о взыскании страховых взносов, пеней и штрафов за счет имущества плательщика страховых взносов – организации (индивидуального предпринимателя) за 2010 год не противоречит действующему ныне законодательству.

В силу этого не имеется оснований для проверки оспариваемого постановления на соответствие решению Арбитражного суда Тульской области от 16.08.2007 года по делу № А68-3483/07-176/10, как не имеется оснований для пересмотра указанного решения суда по новым или вновь открывшимся обстоятельствам, предусмотренным статьей 311 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Согласно пункту 2 статьи 13 Федерального закона № 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» стоимость страхового года определяется как произведение минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в соответствующий государственный внебюджетный фонд, установленного частью 2 статьи 12 настоящего Федерального закона, увеличенное в 12 раз.

Суммы страховых взносов, указанные в оспариваемом постановлении и подлежащие уплате, рассчитаны органом Пенсионного фонда с учетом положений пункта 2 статьи 12 названного закона, исходя из минимального размера оплаты труда с 1 января 2009 года в сумме 4 330 рублей в месяц (статья 1 Федерального закона от 19.06.2000 № 82-ФЗ) и тарифов страховых взносов, действовавших в 2009 году, в Пенсионный фонд Российской Федерации - 26 процентов (статья 12 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ).

Согласно статье 25 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ в случае уплаты причитающихся сумм страховых взносов в более поздние по сравнению с установленными настоящим Федеральным законом сроки подлежат взысканию пени по ставке, равной одной трехсотой действующей в эти дни ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.

Расчет пеней на сумму 335 рублей 83 копейки соответствует статьям 16, 25 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ.

Учитывая все изложенные обстоятельства в совокупности, арбитражный суд не усматривает оснований для признания незаконным постановления Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в городе Щекино и Щекинском районе о взыскании страховых взносов, пеней и штрафов за счет имущества плательщика страховых взносов – организации индивидуального предпринимателя) от 27.06.2011 года № 08102790006379.

Требование об отмене названного ненормативного акта суд не рассматривает как самостоятельное требование.

В отношении заявленных требований о признании незаконными и отмене действий (решений) Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в городе Щекино и Щекинском районе о задолженности на страховую часть трудовой пенсии за 2010 год - от 20.07.2011 года № 7680, от 12.08.2011 года № 8572 арбитражный суд учитывает следующее.

Документы Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в городе Щекино и Щекинском районе, имеющие дату и исходящий номер - 20.07.2011 года № 7680, от 12.08.2011 года № 8572, представляют собой письма, адресованные индивидуальному предпринимателю Зотьеву А.И.

По своему содержанию названные письма носят информационный, разъяснительный характер (сообщено, что позиция Управления по спорному вопросу не поменялась, разъяснено право на обжалование, закрепленное пунктом 1.10 статьи 28 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ), сами по себе эти письма не могут рассматриваться как ненормативные акты (решения), содержащие индивидуальные предписания, направленные на установление, изменение или отмену прав и обязанностей Зотьева А.И. в сфере предпринимательской деятельности (в сфере отношений по уплате страховых взносов), поэтому не нарушают прав и законных интересов заявителя.

Таковым ненормативным актом является постановление о взыскании страховых взносов, пеней и штрафов за счет имущества плательщика страховых взносов – организации (индивидуального предпринимателя) от 27.06.2011 года № 08102790006379.

Заявленные требования в отношении указанных писем не подлежат рассмотрению в арбитражном суде.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд прекращает производство по делу, если установит, что дело не подлежит рассмотрению в арбитражном суде.

Производство по делу в отношении заявленных требований о признании незаконными и отмене действий (решений) Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в городе Щекино и Щекинском районе о задолженности на страховую часть трудовой пенсии за 2010 год - от 20.07.2011 года № 7680, от 12.08.2011 года № 8572 подлежит прекращению на основании пункта 1 части 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Расходы по уплате государственной пошлины в размере 200 рублей, уплаченной при подаче заявления в арбитражный суд по чеку-ордеру от 02.12.2010 года, подлежат отнесению в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации на индивидуального предпринимателя Зотьева А.И.

Руководствуясь статьей 110, пунктом 1 части 1 статьи 150, статьями 167-170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

Р Е Ш И Л:

Отказать индивидуальному предпринимателю Зотьеву Александру Ивановичу в удовлетворении заявленных требований о признании незаконным постановления Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в городе Щекино и Щекинском районе о взыскании страховых взносов, пеней и штрафов за счет имущества плательщика страховых взносов – организации (индивидуального предпринимателя) от 27.06.2011 года № 08102790006379.

Прекратить производство по делу в отношении заявленных требований о признании незаконными и отмене действий (решений) Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в городе Щекино и Щекинском районе о задолженности на страховую часть трудовой пенсии за 2010 год - от 20.07.2011 года № 7680, от 12.08.2011 года № 8572.

Расходы по уплате государственной пошлины в сумме 200 рублей отнести на индивидуального предпринимателя Зотьева Александра Ивановича.

На решение арбитражного суда может быть подана апелляционная жалоба в Двадцатый арбитражный апелляционный суд.

Судья Н. И. Чубарова