НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение АС Тульской области от 25.06.2020 № А68-1315/20

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ТУЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ

300041 Россия, Тульская область, город Тула, Красноармейский проспект, д. 5

Телефон (факс): 8(4872)250-800; http://www.tula.arbitr.ru/   

РЕШЕНИЕ

город Тула                                                                                                   Дело № А68-1315/2020

Дата объявления резолютивной части решения: 25 июня 2020 года

Дата изготовления решения в полном объеме: 02 июля 2020 года

Арбитражный суд Тульской области в составе судьи Шабановой Т.Ю.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания
Шикуновой Е.В.,

рассмотрел в открытом судебном заседании исковое заявление Администрации муниципального образования город Алексин (ИНН 7111019673, ОГРН 1147154070634) к Муниципальному унитарному предприятию муниципального образования город Алексин «Водопроводно-канализационное хозяйство г. Алексин» (ИНН 7111002895, ОГРН 1027103676038) о взыскании задолженности в сумме 2 243 700,00 руб., процентов за пользование чужими денежными средствами за период с 29.04.2019 по 05.02.2020 в размере 122 011,92 руб., процентов, начисленных на сумму долга, начиная с 06.02.2020 по день фактического исполнение обязательства, исходя из ключевой ставки ЦБ РФ, действовавшей в соответствующие периоды.

В судебное заседание явились:

от истца: не явился, ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя;

Ответчик в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом.

Исковое заявление рассмотрено в соответствии с нормами статей 121 - 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителей сторон, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, в том числе публично, путем размещения информации в «Картотеке арбитражных дел» на официальном сайте www.kad.arbitr.ru.

Администрация муниципального образования город Алексин (далее по тексту решения – Истец) обратилась в арбитражный суд с исковым заявлением к Муниципальному унитарному предприятию муниципального образования город Алексин «Водопроводно-канализационное хозяйство г. Алексин» (далее по тексту решения – Ответчик, МУП «ВКХ г. Алексин») о взыскании задолженности в сумме 2 243 700,00 руб., процентов за пользование чужими денежными средствами за период с 29.04.2019 по 05.02.2020 в размере 122 011,92 руб., процентов, начисленных на сумму долга, начиная с 06.02.2020 по день фактического исполнение обязательства, исходя из ключевой ставки ЦБ РФ, действовавшей в соответствующие периоды.

В порядке части 4 статьи 137 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при отсутствии возражений от сторон относительно рассмотрения дела в их отсутствие арбитражный суд завершил предварительное судебное заседание и открыл судебное разбирательство в первой инстанции.

Из материалов дела суд установил следующее.

В соответствии со ст. 17 ФЗ от 14.11.2002 №161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» собственник имущества государственного или муниципального предприятия имеет право на получение части прибыли от использования имущества, находящегося в хозяйственном ведении такого предприятия. Государственное или муниципальное предприятие ежегодно перечисляет в соответствующий бюджет часть прибыли, остающейся в его распоряжении после уплаты налогов и иных обязательных платежей, в порядке, в размерах и сроки, которые определяются Правительством Российской Федерации, уполномоченными органами государственной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления.

Решением Собрания депутатов муниципального образования город Алексин №6(27).4 от 12.07.2016 года «Об утверждении Порядка перечисления в  бюджет муниципального образования город Алексин части прибыли от использования муниципального имущества, закрепленного на праве хозяйственного ведения на балансе муниципальных унитарных предприятий муниципального образования город Алексин от части прибыли муниципальных унитарных предприятий муниципального образования город Алексин, остающейся после уплаты налогов и иных обязательных платежей» (далее – Порядок) утвержден норматив муниципальных унитарных предприятий муниципального образования город Алексин, остающейся после уплаты налогов и иных обязательных платежей, в размере 30%.

В соответствии с п.6 вышеуказанного Порядка перечисления в бюджет муниципального образования город Алексин части прибыли от использования муниципального имущества, закрепленного на праве хозяйственного ведения муниципальных унитарных предприятий муниципального образования город Алексин, внесения платежа в бюджет муниципального образования город Алексин по итогам отчетного периода производится муниципальным унитарным предприятием в 30-дневный срок со дня, установленного для предоставления бухгалтерского отчета за истекший год, с указанием назначения платежа и кода в соответствии с утвержденной бюджетной классификацией РФ.

В обоснование заявленных требований, Истец указал, что МУП «ВКХ г. Алексин» должно было перечислить часть прибыли, полученной от использования имущества, закрепленного на праве хозяйственного ведения, в бюджет муниципального образования город Алексин по итогам 2018 года в срок до 28.04.2019г.

Согласно расчету размера отчислений части прибыли, полученной от использования имущества, закрепленного на праве хозяйственного ведения, в бюджет муниципального образования город Алексин МУП «ВКХ г. Алексин» за 2018 год сумма, подлежащая перечислению в бюджет муниципального образования, составляет 2 243 700,00 руб. Данный расчет подписан Ответчиком и Комитетом имущественных и земельных отношений администрации муниципального образования город Алексин.

Ссылаясь на то, что в соответствии со ст. 17 Федерального закона от 14.11.2002 г. № 161 ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» Ответчик обязан перечислять в доход федерального бюджета 30% прибыли, оставшейся в его распоряжении после уплаты налогов и иных обязательных платежей по итогам 2018 года, Истец обратился в арбитражный суд Тульской области с настоящим исковым заявлением.

В отзыве на исковое заявление Ответчик возражал против удовлетворения заявленных требований, поскольку в настоящее время МУП «ВКХ г. Алексин» ведутся работы по реконструкции очистных сооружений, 1957-1965 года постройки, бухгалтерский износ которых составляет 94%, в результате чего они не способны производить очистку сточных вод до нормативов, установленных законодательством РФ.

Таким образом, основной задачей предприятия является оплата выполненных работ по реконструкции очистных сооружений, в связи с чем, все финансовые средства предприятия сосредоточены и направлены на выполнение данных работ.

Исследовав материалы дела, арбитражный суд пришел к выводу, что исковые требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно п. 1 и 2 ст. 50 Гражданского кодекса Российской Федерации юридические лица, являющиеся коммерческими организациями, могут создаваться в форме государственных и муниципальных унитарных предприятий. При этом целью деятельности коммерческой организации является извлечение прибыли.

В соответствии с ч. 2 ст. 113 Гражданского кодекса Российской Федерации имущество государственного или муниципального предприятия находится соответственно в государственной или муниципальной собственности и принадлежит такому предприятию на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.

Согласно п. 1 ст. 295 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник имеет право на получение части прибыли от использования имущества, находящегося в хозяйственном ведении предприятия.

Пунктом 1 статьи 17 Закона о государственных и муниципальных предприятиях также предусмотрено, что собственник имущества государственного или муниципального предприятия имеет право на получение части прибыли от использования имущества, находящегося в хозяйственном ведении такого предприятия.

В силу пункта 2 статьи 17 Закона государственное или муниципальное предприятие ежегодно перечисляет в соответствующий бюджет часть прибыли, остающейся в его распоряжении после уплаты налогов и иных обязательных платежей, в порядке, в размерах и в сроки, которые определяются Правительством Российской Федерации, уполномоченными органами государственной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления.

Согласно ст. 247 Налогового кодекса Российской Федерации прибылью признаются полученные доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов, определяемых в соответствии с главой 25 данного Кодекса.

В силу статьи 42 Бюджетного кодекса Российской Федерации к числу доходов от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, относится часть прибыли государственных и муниципальных унитарных предприятий, остающаяся после уплаты налогов и иных обязательных платежей. При этом ст. 57 Кодекса предусмотрено, что неналоговые доходы бюджетов субъектов Российской Федерации формируются в соответствии со ст. 41-46 Кодекса.

В соответствии с п.6 вышеуказанного Порядка перечисления в бюджет муниципального образования город Алексин части прибыли от использования муниципального имущества, закрепленного на праве хозяйственного ведения муниципальных унитарных предприятий муниципального образования город Алексин, внесения платежа в бюджет муниципального образования город Алексин по итогам отчетного периода производится муниципальным унитарным предприятием в 30-дневный срок со дня, установленного для предоставления бухгалтерского отчета за истекший год, с указанием назначения платежа и кода в соответствии с утвержденной бюджетной классификацией РФ.

Из представленного в материалы дела расчета с расшифровкой показателей для расчета, подписанного представителями Комитета имущественных и земельных отношений администрации муниципального образования город Алексин и Ответчика и скрепленным печатями организаций, следует, что задолженность Ответчика перед Истцом по перечислению части чистой прибыли в муниципальный бюджет составляет 2 243 700,00 руб. Ответчиком чистая прибыль за 2018 года не перечислена. Доказательств обратного в материалах дела не имеется.

Доказательств того, что расчет произведен с нарушением требований действующего законодательства Ответчиком, в нарушение требований статьи 65 АПК РФ в материалы дела не представлено.

Доводы Ответчика не имеют юридического значения при рассмотрении настоящего спора и не освобождают муниципальное предприятие от обязанности, установленной названными нормами права.

Оценив представленные в материалы дела доказательства, суд считает обоснованными и подлежащими удовлетворению требования Истца о взыскании задолженности в размере 2 243 700,00 руб.

Истцом заявлено требование о взыскании с Ответчика процентов за пользование чужими денежными средствами за период с 29.04.2019 по 05.02.2020 в размере 122 011,92 руб.

Согласно главе 25 ГК РФ взыскание процентов за пользование чужими денежными средствами является мерой гражданско-правовой ответственности за нарушение обязательства.

В соответствии с пунктом 1 статьи 395 ГК РФ в случаях неправомерного удержания денежных средств, уклонения от их возврата, иной просрочки в их уплате подлежат уплате проценты на сумму долга. Размер процентов определяется ключевой ставкой Банка России, действовавшей в соответствующие периоды. Эти правила применяются, если иной размер процентов не установлен законом или договором.

Ответчик возражений по сумме и методике расчета процентов не представил, контррасчет не выполнил.

Судом проверен расчет Истца и признан арифметически верным.

Поскольку факт просрочки платежей является установленным, требование Истца о взыскании процентов за пользование чужими денежными средствами в размере                   122 011,92 руб. является обоснованным и подлежит удовлетворению.

Так же Истцом заявлено требование о взыскании с Ответчика процентов за пользование чужими денежными средствами за период с 06.02.2020 года по день фактического исполнения денежного обязательства, начисленные на сумму долга в размере 2 243 700,00 руб., с применением ключевой ставки Банка России.

В соответствии с пунктом 3 статьи 395 ГК РФ проценты за пользование чужими средствами взимаются по день уплаты суммы этих средств кредитору, если законом, иными правовыми актами или договором не установлен для начисления процентов более короткий срок.

Пунктом 48 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2016 № 7 «О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств» разъяснено, что сумма процентов, подлежащих взысканию по правилам статьи 395 ГК РФ, определяется на день вынесения решения судом исходя из периодов, имевших место до указанного дня. Проценты за пользование чужими денежными средствами по требованию истца взимаются по день уплаты этих средств кредитору. Одновременно с установлением суммы процентов, подлежащих взысканию, суд при наличии требования истца в резолютивной части решения указывает на взыскание процентов до момента фактического исполнения обязательства (пункт 3 статьи 395 ГК РФ). При этом день фактического исполнения обязательства, в частности уплаты задолженности кредитору, включается в период расчета процентов.

Размер процентов определяется ключевой ставкой Банка России, действовавшей в соответствующие периоды (пункт 1 статьи 395 ГК РФ).

На основании изложенного требование Истца о взыскании с Ответчика процентов за пользование чужими денежными средствами за период с 06.02.2020 года по день фактического исполнения денежного обязательства (включая день оплаты), начисленные на сумму долга в размере 2 243 700,00 руб., с применением ключевой ставки Банка России, также является обоснованным и подлежит удовлетворению.

Согласно статьям 101, 110, 112 АПК РФ вопросы о понесенных сторонами судебных расходах, к которым относится государственная пошлина, разрешаются судом в судебном акте.

В соответствии со статьей 110 АПК РФ расходы по уплате госпошлины в размере 34 829,00 руб. подлежат взысканию с Ответчика в доход федерального бюджета, поскольку Истец освобожден от уплаты государственной пошлины.

Руководствуясь ст.ст.110,167- 170, 176 АПК РФ, арбитражный суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Администрации Муниципального образования город Алексин удовлетворить.

Взыскать с МУП муниципального образования город Алексин «Водопроводно-канализационное хозяйство г.Алексин» в пользу Администрации Муниципального образования город Алексин долг в размере 2243700 руб. 00 коп., проценты в размере 122011 руб. 92 коп., всего 2365711 руб. 92 коп.

Взыскать с МУП муниципального образования город Алексин «Водопроводно-канализационное хозяйство г.Алексин» в пользу Администрации Муниципального образования город Алексин проценты по ст.395 ГК РФ, начисленные на сумму долга в размере 2243700 руб. 00 коп., начиная с 06.02.20 г. по день фактической оплаты долга (включая день оплаты).

Взыскать с МУП муниципального образования город Алексин «Водопроводно-канализационное хозяйство г.Алексин» в доход федерального бюджета государственную пошлину в размере 34829 руб. 00 коп.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Двадцатый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Тульской области в месячный срок после его принятия; кассационная жалоба в Арбитражный суд Центрального округа через Арбитражный суд Тульской области в двухмесячный срок со дня вступления решения в законную силу.

Судья                                                                                                Т.Ю.Шабанова