НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение АС Тульской области от 20.10.2009 № А68-8271/09

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ТУЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ

(300041 Россия, Тульская область, город Тула, Красноармейский проспект, д. 5)

РЕШЕНИЕ

город Тула Дело № А68-8271/09

Дата объявления резолютивной части решения: 20 октября 2009 года

Дата изготовления решения в полном объеме: 27 октября 2009 года

Арбитражный суд Тульской области в составе:

Судьи Чубаровой Н.И.

рассмотрев в судебном заседании дело заявлению индивидуального предпринимателя Зотьева Ивана Григорьевича

к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в городе Туле

3-е лицо: Инспекция Федеральной налоговой службы по Центральному району г. Тулы

об оспаривании действий, ненормативных правовых актов

при участии:

от заявителя: Зотьева И. Г. – паспорт;

от ответчика: Федина К. Ю. – по доверенности;

от 3-го лица: представитель не явился; надлежаще извещен

У С Т А Н О В И Л :

Индивидуальный предприниматель Зотьев Иван Григорьевич обратился в арбитражный суд с заявлением, в котором просит:

- признать правомерными и соответствующими законодательству РФ исчисления и оплату минимального размера фиксированного платежа на страховую часть трудовой пенсии, производимые в соответствии с пунктом 3 статьи 28 Федерального закона от 15.12.2001 №167 «Об обязательном пенсионном страховании в РФ» и пункта 2 Постановления правительства РФ от 26.09 2005г. № 582 «Об утверждении правил уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в виде фиксированного платежа в минимальном размере»

- признать требования ответчика о наличии задолженности и взыскании недоимки в размере 1207,73 рублей неправомерными и отменить.

- отменить постановление о возбуждении исполнительного производства УФССП РФ по Тульской области от 21.07.2009г. №71/ 29/26795/10/2009 - о взыскании недоимки в размере 1207,73 рублей.

-признать не соответствующими пункту 1 статьи 25 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в РФ», Федерального закона от 15.08.1996 №115-ФЗ «О бюджетной классификации Российской Федерации», Приказу Минфина РФ №114н от 10.12.2004г. действия ответчика по контролю за правильностью исчисления и оплаты фиксированного платежа и принудительному взысканию недоимки - без соответствующих сведений полученных от ИФНС РФ по Центральному району г. Тулы.

Заявлением от 17.09.2009 года Зотьев И.Г. уточнил свои требования и просит арбитражный суд признать незаконными:

- требование УПФР (ГУ) в г.Туле №735 от 12.03 2009г. «Об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов индивидуальным предпринимателем- страхователем на 12.03.2009г.»,

- постановление УПФР (ГУ) в г.Туле №216 от 25.05.2009г., направленное для исполнения в ССП РФ - в виду безосновательности предъявленных претензий.

- действия УПФР (ГУ) в г.Туле по администрированию минимального фиксированного платежа, а именно: осуществлению контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты, принятию решения о принудительном взыскании задолженности.

Фактически Зотьев И.Г изменил предмет иска, не изменяя при этом его основания.

Арбитражный суд принимает данные уточнения.

К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, была привлечена Инспекция Федеральной налоговой службы по Центральному району г.Тулы.

В обоснование заявленных требований индивидуальный предприниматель Зотьев И.Г. ссылается на следующие обстоятельства и нормы права.

Оплата минимального фиксированного платежа на страховую часть трудовой пенсии за 2008 год произведена Зотьевым И.Г. своевременно до 31.12.2008г. и в полном объеме - в соответствии с нормами, закрепленными в пункте 3 статьи 28 Федерального закона от 15.12.2001 №167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», а также в пункте 2 Постановления Правительства РФ от 26.09.05 № 582 «Об утверждении правил уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в виде фиксированного платежа в минимальном размере»

Зотьев считает, что пункт 3 Постановления Правительства РФ от 11.03.03г. № 418, определяющий, что размер фиксированного платежа на месяц рассчитывается путем деления стоимости страхового года, ежегодно устанавливаемой Правительством Российской Федерации, на 12, не отменяет норму, закрепленную в пункте 3 статьи 28 Федерального закона от 15.12.2005 №167 «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации».

Норма, закрепленная в пункте 3 статьи 28 Федерального Закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в РФ», имеет прямое действие и подлежит применению без ограничений, изменений.

В случае если подзаконный акт противоречит Федеральному закону, то в части, противоречащей федеральному закону, подзаконный акт должен считаться ничтожным, а в правоотношениях надлежит применять норму федерального законодательства Российской Федерации.

Зотьев И.Г. считает, что поскольку норма, закрепленная в пункте 3 статьи 28 Федерального Закона от 15.12.2001 г № 167-ФЗ, по настоящее время не отменена, то следует руководствоваться ею при исчислении минимального размера фиксированного платежа в совокупности с пунктом 2 Постановления правительства РФ от 26.09 2005г. № 582, а действия ответчика противоречат положению, закрепленному в пункте 1 статьи 25 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», приложении 11.1 к Федеральному закону от 15.08.1996 № 115-ФЗ «О бюджетной классификации Российской Федерации», Приказе Минфина РФ от 10.12.2004г. № 114н. Названные документы определяют, что контроль за правильным начислением фиксированного платежа возложен не на региональные отделения Пенсионного Фонда Российской Федерации, а на Инспекцию Федеральной налоговой службы Российской Федерации, которая является Администратором поступления в бюджет фиксированного платежа. Поэтому Зотьев считает неправомерными действия органов Пенсионного Фонда по передаче сведений (требования) в адрес Управления Федеральной службы судебных приставов с целью принудительного взыскания долга, который (долг) Администратор платежа – Инспекция Федеральной налоговой службы по Центральному району г. Тулы не выявила, и которого фактически не имеется.

Пенсионный Фонд Российской Федерации правомочен взыскивать недоимки по оплате минимального фиксированного платежа, только после того, как от инспекции Федеральной налоговой службы поступят в отношении налогоплательщика сведения о наличии задолженности, и инспекцией будет принято решение о взыскании имеющейся задолженности.

УПФР (ГУ) в г.Туле заявленные требования не признало, мотивируя свои возражения следующим.

На основании статьи 28 Федерального Закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации индивидуальные предприниматели, адвокаты, нотариусы, занимающиеся частной практикой, уплачивают суммы страховых взносов за себя в бюджет Пенсионного фонда РФ в виде фиксированного платежа.

Размер фиксированного платежа в расчете на месяц устанавливается исходя из стоимости страхового года, ежегодно утверждаемой Правительством Российской Федерации.

На 2008 год стоимость страхового года установлена Постановлением Правительства РФ от 07.04.2008 N 246 в размере 3864 рублей.

В обоснование своих возражений ответчик ссылается на пункты 3, 4, 5 Правил исчисления и уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в виде фиксированного платежа в размере, превышающем минимальный размер фиксированного платежа, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 11.03.2003 N 148 (в редакции Постановления Правительства РФ от 24.02.2005 N 95; далее - Правила).

Для уплаты за 2008 год сумма страховых взносов, направляемая на страховую часть трудовой пенсии, составляет 2576 рублей, направляемая на накопительную часть пенсии - 1288 рублей.

Таким образом, минимальный размер фиксированного платежа подлежит уплате до тех пор, пока рассчитанный из стоимости страхового года размер фиксированного платежа не превысит минимального размера.

Федеральным законом от 04.11.2005 N 137-ФЗ были внесены изменения в статью 25 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ. Кроме того, Федеральный закон от 15.12.2001 N 167-ФЗ был дополнен новой статьей 25.1, которая устанавливает порядок взыскания недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов территориальными органами пенсионного фонда РФ (ТОПФР). Указанные изменения вступили в силу с 1 января 2006 года.

ТОПФР предоставлено право самостоятельно, без обращения в суд, взыскивать с индивидуальных предпринимателей сумму задолженности по взносам и пени, в том случае, если размер суммы, которая причитается к уплате, не превышает 5 тыс. руб. Контроль за правильностью исчисления и за уплатой страховых взносов на обязательное пенсионное страхование осуществляется налоговыми органами. Данное положение действует с 1 января 2005 года, а до указанного времени, налоговые органы контролировали только уплату страховых взносов.

Контроль за уплатой страховых взносов производится налоговыми органами в порядке, аналогичном порядку, установленному статьей 82 НК РФ.

В связи с возложением на налоговые органы обязанности осуществления контроля не только за уплатой страховых взносов в системе обязательного пенсионного страхования, но и за правильностью их исчисления, указанные органы проводят проверки и правильности применения базы для налогообложения, тарифов, регрессивной шкалы и т.д.

Частью 2 статьи 31 НК РФ статьи установлена обязанность налоговых органов передавать соответствующему территориальному органу Пенсионного фонда РФ сведения о суммах задолженности по плательщикам страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, а также документы, подтверждающие наличие указанной задолженности, в течение двух месяцев со дня выявления указанной задолженности.

До 1 января 2006 года взаимодействие между налоговыми органами и Пенсионным Фондом РФ осуществлялось на основании Соглашения по информационному взаимодействию между Министерством РФ по налогам и сборам и Пенсионным Фондом РФ от 2 декабря 2003 года.

В настоящее время вышеназванное Соглашение применяется в части не противоречащей Порядку взаимодействия Пенсионного фонда РФ и Федеральной налоговой службы по вопросам реализации отдельных положений Федерального закона от 4 ноября 2005 N 137-ФЗ "О внесении изменений в некоторые законодательные акты РФ и признании утратившими силу некоторых положений законодательных актов РФ в связи с осуществлением мер по совершенствованию административных процедур урегулирования споров", утвержденному совместным распоряжением Пенсионного фонда РФ и Федеральной налоговой службы от 28 декабря 2006 г. N 282р,231@.

Обмен информацией между органами Пенсионного фонда РФ и налоговыми органами осуществляется в электронном виде на региональном уровне, на бумажном носителе - на территориальном уровне по соответствующему запросу.

В электронном виде информация передается в соответствии с Протоколом обмена информацией между Федеральной налоговой службы и ПФР в электронном виде (утвержденном Федеральной налоговой службой и Пенсионным фондом РФ 5 марта 2007 года).

Полномочиями же по взысканию недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов наделены только территориальные органы ПФ РФ, налоговые органы такими полномочиями не обладают.

ИФНС России по Центральному району г.Тулы письменно позицию по спору не изложила.

Судом установлено, что УПФР (ГУ) в г. Туле индивидуальному предпринимателю Зотьеву И.Г. было направлено требование № 735 об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов по состоянию на 12 марта 2009 года В этом требовании предложено уплатить в срок до 30.03.2009 г. недоимку страховым взносам по состоянию на 12 марта 2009 года, которая составляет 1 507,73 рубля за 2008 год, в том числе: на страховую часть трудовой пенсии – 1 408 руб., начисленных на нее пени – 99,73 рубля.

25 мая 2009 года руководителем УПФР (ГУ) в г. Туле было принято решение № 216 о взыскании с индивидуального предпринимателя Зотьева И. Г. недоимки по страховым взносам на страховую часть трудовой пенсии в сумме 1 108 рублей, начисленных на нее пени в сумме 99, 73 рубля на основании требования от 12 марта 2009 г. № 735, поскольку оно не было исполнено в установленный срок.

Принятое на основании этого решения 25 мая 2006 года постановление № 216 о взыскании недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов со страхователя – индивидуального предпринимателя на эту же сумму было передано в Службу судебных приставов для исполнения.

Арбитражный суд, оценив представленные доказательства, находит заявленные требования индивидуального предпринимателя Зотьева И.Г. подлежащими удовлетворению частично. Суд исходит из следующего.

Пунктом 1 статьи 28 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» установлено, что страхователи, указанные в подпункте 2 пункта 1 статьи 6 настоящего Федерального закона (индивидуальные предприниматели), уплачивают суммы страховых взносов в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации в виде фиксированного платежа.

Пунктом 2 статьи 28 названного закона предусмотрено, что размер фиксированного платежа в расчете на месяц устанавливается исходя из стоимости страхового года, ежегодно утверждаемой Правительством Российской Федерации.

Как следует из пункта 3 статьи 28 этого закона, минимальный размер фиксированного платежа на финансирование страховой и накопительной частей трудовой пенсии устанавливается в размере 150 рублей в месяц и является обязательным для уплаты. При этом 100 рублей направляется на финансирование страховой части трудовой пенсии, 50 рублей - на финансирование накопительной части трудовой пенсии.

Страховые взносы в виде фиксированного платежа в минимальном размере уплачиваются не позднее 31 декабря текущего года в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

В пункте 4 статьи 28 Федерального Закона от 15.12.2201 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» предусмотрено, что порядок и сроки исчисления и уплаты фиксированных платежей в размере, превышающем минимальный, определяются Правительством Российской Федерации.

Анализ положений, содержащихся в пункте 2, 3, 4 статьи 28 Федерального Закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», в их системной связи, позволяет сделать вывод о том, что законодатель, устанавливая минимальный размер фиксированного платежа на финансирование страховой и накопительной частей трудовой пенсии, одновременно предусмотрел возможность установления фиксированного платежа в размере, превышающем минимальный, в зависимости от установления стоимости страхового года.

При этом полномочия по ежегодному определению стоимости страхового года, порядку и срокам исчисления и уплаты фиксированных платежей в размере, превышающем минимальный, законодатель передал Правительству Российской Федерации.

Часть 1 статьи 115 Конституции Российской Федерации определяет, что на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных законов, нормативных указов Президента Российской Федерации Правительство Российской Федерации издает постановления и распоряжения, обеспечивает их исполнение.

Согласно части 2 статьи 115 основного Закона, постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации обязательны к исполнению в Российской Федерации.

В соответствии со статьей 23 Федерального конституционного закона от 17.12.1997 № 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации» Правительство Российской Федерации на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, нормативных указов Президента Российской Федерации издает постановления и распоряжения, обеспечивает их исполнение.

Акты, имеющие нормативный характер, издаются в форме постановлений Правительства Российской Федерации. Акты по оперативным и другим текущим вопросам, не имеющие нормативного характера, издаются в форме распоряжений Правительства Российской Федерации.

Постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации обязательны к исполнению в Российской Федерации.

Правительством РФ 11.03.2003г. во исполнение пункта 4 статьи 28 Федерального Закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» принято постановление № 148 «Об утверждении Правил исчисления и уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в виде фиксированного платежа в размере, превышающем минимальный размер фиксированного платежа».

Указанным постановлением утверждены Правила исчисления и уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в виде фиксированного платежа в размере, превышающем минимальный размер фиксированного платежа (в ред. Постановления Правительства РФ от 24.02.2005 N 95)

Как следует из пункта 1 Правил, настоящие Правила определяют порядок и сроки исчисления и уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в виде фиксированного платежа в размере, превышающем минимальный размер фиксированного платежа (далее именуется - фиксированный платеж), индивидуальными предпринимателями, адвокатами, частными детективами, занимающимися частной практикой нотариусами, а также главами и членами крестьянских (фермерских) хозяйств (далее именуются - страхователи).

Согласно пункту 2 Правил, уплата фиксированного платежа страхователями осуществляется путем зачисления его на счета территориальных органов Пенсионного фонда Российской Федерации, открытые в территориальных органах Федерального казначейства, по месту регистрации страхователей.

Пунктом 3 Правил установлено, что размер фиксированного платежа на месяц рассчитывается путем деления стоимости страхового года, ежегодно утверждаемой Правительством Российской Федерации, на 12.

В случае если рассчитанный на месяц в указанном порядке размер фиксированного платежа не превышает минимального размера фиксированного платежа, установленного статьей 28 Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", уплата фиксированного платежа осуществляется в минимальном размере.

В силу пункта 4 Правил фиксированный платеж за текущий год уплачивается не позднее 31 декабря этого года.

В соответствии с пунктом 5 Правил уплата фиксированного платежа осуществляется страхователями в виде отдельных платежных поручений на финансирование каждой части трудовой пенсии. При этом две трети от суммы фиксированного платежа направляются на финансирование страховой части трудовой пенсии и одна треть - на финансирование накопительной части трудовой пенсии.

Постановлением Правительства РФ от 07.04.2008г. № 246 «О стоимости страхового года на 2008 год» в соответствии с пунктом 2 статьи 28 Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" утверждена стоимость страхового года на 2008 год, исходя из тарифа страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, установленного подпунктом 1 пункта 2 статьи 22 Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" на 1 января 2008 года, в размере 3 864 рублей.

Таким образом, две трети от суммы фиксированного платежа, подлежащие направлению на финансирование страховой части трудовой пенсии, составят на 2008 год - 2 576 рублей.

Из правовой позиции Конституционного Суда РФ, изложенной в Определении от 05.02.2004 года № 28-О применительно к порядку вступления в силу Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ, следует, что поскольку страховые взносы на обязательное пенсионное страхование по своей социально-правовой природе не являются налоговыми платежами, при введении в действие Федерального закона «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», установившего эти взносы, специальный порядок вступления в силу актов законодательства о налогах и сборах, предусмотренный пунктом 1 статьи 5 Налогового кодекса Российской Федерации, не подлежал применению. На порядок введения в действие названного Федерального закона распространяются общепринятые правила, закрепленные Федеральным законом от 14 июня 1994 года "О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания", согласно которым федеральные законы вступают в силу одновременно на всей территории Российской Федерации по истечении десяти дней после дня их официального опубликования, если самими законами не установлен другой порядок вступления их в силу (статья 6).

Отсюда следует вывод, что к постановлению Правительства от 07.04.2008г. № 246, установившему стоимость страхового взноса на 2008 год, применяются положения пункта 6 Указа Президента РФ от 23.05.1996 N 763 «О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти», согласно которому акты Правительства Российской Федерации, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус федеральных органов исполнительной власти, а также организаций, вступают в силу одновременно на всей территории Российской Федерации по истечении семи дней после дня их первого официального опубликования (постановление от 07.04.2008г. № 246 опубликовано в «Российской газете» № 77, 10.04.2008 года).

Зотьев Иван Григорьевич зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя Администрацией Центрального района г.Тулы 23.03.1995 года № ТЦр 1-16-2286, ОГРН 304710735100114.

Зотьев И.Г. родился 21 апреля 1927 года, поэтому должен уплачивать страховые взносы в виде фиксированного платежа лишь в части, направляемой на финансирование страховой части трудовой пенсии, учитывая правовую позицию Конституционного Суда Российской Федерации, изложенную в Определении от 12.06.2005г. № 183-О о том, что нормативные положения пунктов 1 – 3 статьи 28 Федерального Закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» должны рассматриваться в системной связи с положениями его статей 22 33, а также пункта 3 статьи 6, статьи 7, пункта 5 статьи 8, пункта 9 статьи 14 и пунктов 5 и 6 статьи 15 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

Зотьев И.Г. в подтверждение уплаты фиксированного платежа на страховую часть трудовой пенсии за 2008 год представил в суд только 4 квитанции Сбербанка на сумму 1168 рублей: от 02.04.2008г. – 300 рублей, от 14.07.2008г. – 300 рублей, от 08.10.2008г. – 300 рублей, от 25.12.2008г. - 268 рублей.

В подтверждение уплаты страховых взносов в виде фиксированного платежа на страховую часть трудовой пенсии за 2007 год Зотьев И.Г. представил также 4 квитанции Сбербанка на общую сумму 1 232 рубля: от 29.03.2007г. (300 рублей), от 29.06.2007г. (300 рублей), от 01.10.2007г. (300 рублей), от 20.12.2007г. (332 рубля).

Исходя из того, что за 2007 и за 2008 год уплачены страховые взносы в сумме 2 400 рублей, и считая, что за каждый год должно уплачено по 1 200 рублей, Зотьев И. Г. заявляет об отсутствии у него недоимки за эти годы.

Из реестра поступления платежей от страхователей за период с 01.01.2008 по 31.12.2008 год, представленного УПФР (ГУ) в г.Туле, усматривается, что на соответствующий код бюджетной классификации зачислены страховые взносы на страховую часть трудовой пенсии, поступившие в 2008 году от Зотьева И.Г.: 03.04.2008г. – 300 рублей, 03.04.2008г. - 300 рублей, 15.07.2008г. - 300 рублей, 09.10.2008г. - 300 рублей, 26.12.2008г. - 268 рублей.

Ответчик пояснил, что по одной из квитанций от 03.04.2008 года 300 рублей были засчитаны в счет задолженности, имевшейся у Зотьева И.Г. на 01.01.2007 года (за 2006 год). Поэтому за 2008 год уплачены страховые взносы только в сумме 1 168 рублей.

В соответствии с постановлением Правительства РФ от 12.03.2007г. № 156 стоимость страхового года на 2007 год была установлено в сумме 1 848 рублей, из них две трети, направляемые на страховую часть трудовой пенсии, составят 1 232 рубля.

С учетом данного обстоятельства переплаты по страховым взносам на страховую часть пенсии за 2007 год у Зотьева И.Г. не имеется.

За 2008 год Зотьев И.Г. считает уплаченной сумму 1 168 рублей. Следовательно, Зотьев И.Г. неправомерно не уплатил за 2008 год страховые взносы, подлежащие направлению на страховую часть трудовой пенсии, в сумме 1 408 рублей, в связи с чем ему предложено в требовании № 735 уплатить эту сумму (в оспариваемом постановлении от 25.05.2009г. № 216 взыскивается меньшая сумма - 1 108 рублей).

В силу пункта 1 статьи 26 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» исполнение обязанности по уплате страховых взносов обеспечивается пенями.

Согласно пункту 2 статьи 26 названного закона, пенями признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую страхователь должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм страховых взносов в более поздние по сравнению с установленными настоящим Федеральным законом сроки.

В соответствии с пунктом 4 этой статьи пени начисляются за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате страховых взносов начиная со дня, следующего за установленным днем уплаты страховых взносов.

Из представленного ответчиком расчета пени на сумму 99 рублей 73 копейки (предложенной к уплате в требовании № 735) усматривается, что пени начислены за период с 01.01.2009 года по 12.03.2009 года, и в эту сумму входят пени, начисленные на недоимку 2006, 2007 и 2008 годов.

Между тем, УПФР (ГУ) в г.Туле не представлены в суд документы, свидетельствующие о том, что ответчик принимал меры к взысканию оставшейся неуплаченной недоимки за 2006, 2007 годы (на которую начислены пени) в порядке, установленном статьями 25, 25.1 Федерального закона «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации (не представлены требования об уплате страховых взносов, решения и постановления о взыскании недоимки по страховым взносам).

Несоблюдение этого порядка взыскания страховых взносов влечет вывод об утрате возможности их взыскания в принудительном порядке.

Уплату пеней следует рассматривать как дополнительную обязанность налогоплательщика, помимо обязанности по уплате налога, исполняемую одновременно с обязанностью по уплате налога либо после исполнения последней. Исполнение обязанности по уплате пеней не может рассматриваться в отрыве от исполнения обязанности по уплате налога.

Поэтому после истечения пресекательного срока взыскания задолженности по налогу пени не могут служить способом исполнения обязанности по уплате налога и с этого момента не подлежат начислению (Постановление Президиума ВАС РФ от 06.11.2007 г. № 8241/07). Данное относится и к страховым взносам.

Таким образом, на недоимку за 2008 год в сумме 1 408 рублей подлежат начислению за период с 01.01.2009 года по 12.03.2009 года пени в сумме 43,29 рублей(1408 х 0,0433 % х 71 день).

Требование № 735 и постановление от 25.05.2009г. № 216 являются незаконными в остальной части пени в сумме 56,44 рубля (99,73 – 43,29).

Взыскание недоимки по страховым взносам осуществляется территориальными органами Пенсионного фонда Российской Федерации, а администрирование этих платежей в остальной части этими органами не производилось, учитывая следующее.

Федеральный закон от 15.08.1996 № 115-ФЗ «О бюджетной классификации Российской Федерации» утратил силу с 01.08.2008 года в связи с принятием Федерального закона от 26.04.2007 № 63-ФЗ.

Статья 6 Бюджетного Кодекса Российской Федерации определяет администратора доходов бюджета как орган государственной власти (государственный орган), орган местного самоуправления, орган местной администрации, орган управления государственным внебюджетным фондом, Центральный банк Российской Федерации, бюджетное учреждение, осуществляющие в соответствии с законодательством Российской Федерации контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты, начисление, учет, взыскание и принятие решений о возврате (зачете) излишне уплаченных (взысканных) платежей, пеней и штрафов по ним, являющихся доходами бюджетной системы Российской Федерации.

Статьей 20 Бюджетного Кодекса Российской Федерации установлено, что Министерство Финансов Российской Федерации утверждает перечень кодов подвидов по видам доходов, главными администраторами которых являются органы государственной власти Российской Федерации, Центральный банк Российской Федерации, органы управления государственными внебюджетными фондами Российской Федерации и (или) находящиеся в их ведении бюджетные учреждения.

Согласно Приложению № 11 к Указаниям о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утвержденным Приказом Минфина РФ от 08.12.2006г. № 168н, страховые взносы в виде фиксированного платежа, зачисляемые в Пенсионный фонд Российской Федерации на выплату трудовой части пенсии, подлежат зачислению по коду бюджетной классификации - 182 1 02 02030 06 0000 160. Страховые взносы в виде фиксированного платежа, зачисляемые в Пенсионный фонд Российской Федерации на выплату накопительной части трудовой пенсии, подлежат зачислению по коду - 182 1 02 02040 06 0000 160.

Администратором поступлений в бюджет этих платежей является Федеральная налоговая служба.

Как следует из Приложения № 6 к Федеральному закону от 24.07.2007 № 198-ФЗ «О федеральном бюджете на 2008 год и плановый период 2009 и 2010 годов», главным администратором доходов федерального бюджета с кодом 182 является Федеральная налоговая служба.

Пунктом 1 статьи 25 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», в редакции Федерального закона от 04.11.1005 № 137-ФЗ, установлено, что контроль за правильностью исчисления и за уплатой страховых взносов на обязательное пенсионное страхование осуществляется налоговыми органами в порядке, определяемом законодательством Российской Федерации, регулирующим деятельность налоговых органов.

В соответствии с пунктом 2 статьи 25 названного закона налоговый орган обязан передавать соответствующему территориальному органу Пенсионного фонда Российской Федерации сведения о суммах задолженности по плательщикам страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, а также документы, подтверждающие наличие указанной задолженности, в течение двух месяцев со дня выявления указанной задолженности.

В тоже время, согласно пункту 3 статьи 25 Федерального закона от 15.12.2001 №167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» взыскание недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов в случае, если размер причитающейся к уплате суммы не превышает в отношении индивидуальных предпринимателей - пять тысяч рублей, в отношении юридических лиц - пятьдесят тысяч рублей, осуществляется территориальными органами Пенсионного фонда Российской Федерации на основании решения указанных органов в порядке, предусмотренном статьей 25.1 настоящего Федерального закона.

В силу пункта 4 этой статьи, в случае, если размер причитающейся к уплате суммы превышает: в отношении индивидуальных предпринимателей - пять тысяч рублей, в отношении юридических лиц - пятьдесят тысяч рублей либо если страхователем выступает физическое лицо, не являющееся индивидуальным предпринимателем, взыскание недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов осуществляется территориальными органами Пенсионного фонда Российской Федерации в судебном порядке.

Федеральным законом от 04.11.2005 N 137-ФЗ была введена в Федеральный закон от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» статья 25.1 «Порядок взыскания недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов на основании решения территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации».

Как установлено пунктом 1 статьи 25.1, до принятия решения о взыскании недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации в трехмесячный срок со дня поступления от налоговых органов сведений о сумме задолженности направляет страхователю требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов.

Согласно пункту 2 статьи 25.1, в требовании об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов должны содержаться сведения о сумме задолженности, размере пеней и штрафов, начисленных на момент направления указанного требования, сроке уплаты причитающейся суммы, установленном законодательством Российской Федерации, сроке исполнения требования, подробные данные об основаниях взыскания недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов, а также ссылка на положения закона, которые устанавливают обязанность страхователя уплатить страховой взнос.

В соответствии с пунктом 4 этой статьи требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов направляется территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации страхователю по месту его учета. Указанное требование может быть передано руководителю (законному или уполномоченному представителю) организации или индивидуальному предпринимателю (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку или иным способом, подтверждающим факт и дату получения этого требования.

Пунктом 5 статьи 25.1 установлено, что в случае, если страхователь добровольно не уплатил недоимку по страховым взносам, пени и штрафы в размере и срок, которые указаны в требовании об их уплате, соответствующий территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации принимает решение о взыскании недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов.

В силу пункта 6 статьи 25.1 решение о взыскании недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов принимается руководителем (его заместителем) территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации после истечения срока исполнения требования об их уплате.

В соответствии с пунктом 14 статьи 25.1 решение о взыскании недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов обращается к исполнению путем направления в течение пяти дней со дня вынесения такого решения соответствующего постановления судебному приставу-исполнителю для исполнения в порядке, предусмотренном Федеральным законом "Об исполнительном производстве".

Согласно пункту 15 этой статьи, принудительное исполнение решения о взыскании недоимок по страховым взносам, пеней и штрафов производится в порядке, установленном Федеральным законом "Об исполнительном производстве".
  Таким образом, из приведенных норм следует, что законодатель право взыскания страховых взносов на обязательное пенсионное страхование предоставил территориальным органам Пенсионного фонда Российской Федерации.

Частью 2 статьи 31 НК РФ статьи установлена обязанность налоговых органов передавать соответствующему территориальному органу Пенсионного фонда РФ сведения о суммах задолженности по плательщикам страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, а также документы, подтверждающие наличие указанной задолженности, в течение двух месяцев со дня выявления указанной задолженности.

До 1 января 2006 года взаимодействие между налоговыми органами и Пенсионным Фондом РФ осуществлялось на основании Соглашения по информационному взаимодействию между Министерством РФ по налогам и сборам и Пенсионным Фондом РФ от 2 декабря 2003 года.

В настоящее время вышеназванное Соглашение применяется в части не противоречащей Порядку взаимодействия Пенсионного фонда РФ и Федеральной налоговой службы по вопросам реализации отдельных положений Федерального закона от 4 ноября 2005 N 137-ФЗ "О внесении изменений в некоторые законодательные акты РФ и признании утратившими силу некоторых положений законодательных актов РФ в связи с осуществлением мер по совершенствованию административных процедур урегулирования споров", утвержденному совместным распоряжением Пенсионного фонда РФ и Федеральной налоговой службы от 28 декабря 2006 г. N 282р,231@.

Обмен информацией между органами Пенсионного фонда РФ и налоговыми органами осуществляется в электронном виде на региональном уровне, на бумажном носителе - на территориальном уровне по соответствующему запросу.

В электронном виде информация передается в соответствии с Протоколом обмена информацией между Федеральной налоговой службы и ПФР в электронном виде (утвержденном Федеральной налоговой службой и Пенсионным фондом РФ 5 марта 2007 года).

Из указанного выше Порядка усматривается, что этим правовым нормативным актом регулируется порядок передачи информации налоговыми органами в отношении задолженности по страховым взносам страхователей, имеющих застрахованных лиц (сумма задолженности рассчитывается налоговым органом на основании данных расчетов по авансовым платежам по отчетным периодам (деклараций) и платежным документам), а также по результатам проверок.

При этом в отношении индивидуальных предпринимателей, уплачивающих страховые взносы в виде фиксированного платежа, порядок передачи информации не регламентирован, в отношении этой категории страхователей не требуется каких-либо особых мер налогового контроля в виде налоговых проверок.

Фактически информация о суммах уплаченных страхователями страховых взносов в виде фиксированного платежа из налогового органа (в данном случае из ИФНС России по Центральному району г.Тулы) передается в электронном виде в территориальный орган пенсионного фонда (в данном случае в УПФР (ГУ) г.Тулы.

УПФР (ГУ) г.Тулы на основании информации, поступившей от налогового органа, формирует реестры поступления платежей от страхователя.

В отношении страхователя Зотьева И.Г. в дело представлен реестр поступления платежей от страхователя за период с 01.01.2008 по 31.12.2008 года, в котором отражены поступившие в 2008 году страховые взносы на страховую часть трудовой пенсии, из которых 1 168 рублей поступила за 2008 год.

На основании сведений, полученных из налогового органа о сумме уплаченного индивидуальным предпринимателем фиксированного платежа, и применения правовых норм, устанавливающих размер страхового года, территориальный орган пенсионного фонда самостоятельно может определить размер недоимки, возникшей у этого страхователя за текущий год.

Таким образом, факт возникновения у предпринимателя недоимки по страховым взносам, уплачиваемым в виде фиксированного платежа, может быть установлен территориальным органом пенсионного фонда самостоятельно в порядке правоприменения. При этом положения пунктов 1, 2 статьи 25 Федерального Закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» не нарушаются. Зачет и возврат страховых взносов не производился.

Учитывая изложенные нормы и обстоятельства, арбитражный суд приходит к выводу о том, что УПФР (ГУ) в г. Туле не осуществляло функций по администрированию минимального фиксированного платежа, а только принимало меры к взысканию задолженности в порядке статей 25, 25.1. Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации». Само по себе совершение территориальными органами Пенсионного фонда действий по принудительному взысканию задолженности по страховым взносам, не противоречит названным нормам.

Поэтому в удовлетворении заявленного требования Зотьева И.Г. о признании незаконными действий УПФР (ГУ) в г.Туле по администрированию минимального фиксированного платежа, а именно: осуществлению контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты, принятию решения о принудительном взыскании задолженности следует отказать.

Индивидуальный предприниматель Зотьев И.Г. просит также возместить ему судебные издержки в сумме 463 рубля, в которые включены государственная пошлина в сумме 200 рублей, расходы по печатанию искового заявления, уточнений, копированию документов, почтовых расходов по отправке копий искового заявления.

Статья 101 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации определяет: состав судебных расходов состоит из государственной пошлины и судебных издержек, связанных с рассмотрением дела арбитражным судом.

Согласно статье 102 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основания и порядок уплаты государственной пошлины, а также порядок предоставления отсрочки или рассрочки ее уплаты устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

Распределение судебных расходов между лицами, участвующими в деле, регламентировано статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. В силу пункта 1 данной статьи судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны. В случае, если иск удовлетворен частично, судебные расходы относятся на лиц, участвующих в деле, пропорционально размеру удовлетворенных исковых требований.

В соответствии со статьей 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации при подаче заявлений о признании нормативного правового акта недействующим, о признании ненормативного правового акта недействительным и о признании решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными государственная пошлина организациями уплачивается в размере 2 000 рублей.

Поскольку главой 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не установлено каких-либо особенностей в отношении судебных расходов по делам об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, вопрос о судебных расходах, понесенных заявителями и заинтересованными лицами, разрешается судом по правилам главы 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отношении сторон по делам искового производства.

Вместе с тем, исходя из неимущественного характера требований, к данной категории дел не могут применяться положения пункта 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, регламентирующие распределение судебных расходов при частичном удовлетворении заявленных требований.

В случае признания обоснованным полностью или частично заявления об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц судебные расходы подлежат возмещению соответственно этим органом в полном размере (Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 13.11.2008 года № 7959/08).

Учитывая изложенные обстоятельства, арбитражный суд возмещает полностью расходы по уплате государственной пошлины в сумме 200 рублей. Взысканию с УПФР (ГУ) в г.Туле подлежат также документально подтвержденные кассовыми и товарными чеками, квитанциями судебные издержки в сумме 254 рубля 95 копеек, в том числе: 70 рублей (набор и печатание текста искового заявления), 57 рублей (изготовление ксерокопий документов), 35 рублей 15 копеек (почтовые расходы по отправке копии искового заявления ответчику), 20 рублей (набор и распечатка текста дополнения к исковому заявлению, поступившему в суд 26.08.2002 года), 36 рублей 65 копеек (почтовые расходы по отправке дополнения), 36 рублей 15 копеек (почтовые расходы по отправке копии искового заявления третьему лицу).

Руководствуясь ст.ст. 110, 167-176, 201 АПК РФ, арбитражный суд

Р Е Ш И Л :

Заявленные требования индивидуального предпринимателя Зотьева Ивана Григорьевича удовлетворить частично.

Признать незаконным требование Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в городе Туле № 735 об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов индивидуальным предпринимателем – страхователем по состоянию на 12 марта 2009 г. в части предложения индивидуальному предпринимателю Зотьеву Ивану Григорьевичу уплатить пени в сумме 56 рублей 44 копейки, начисленные на недоимку по страховым взносам на страховую часть трудовой пенсии, как не соответствующее статье 25.1 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации».

Признать незаконным постановление Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в городе Туле от 25.05.2009г. № 216 о взыскании недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов со страхователя - индивидуального предпринимателя в части взыскания со страхователя Зотьева Ивана Григорьевича пени в сумме 56 рублей 44 копейки, начисленных на недоимку по страховым взносам на страховую часть трудовой пенсии, как не соответствующее статье 25.1 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации».

В остальной части заявленных требований индивидуальному предпринимателю Зотьеву Ивану Григорьевичу отказать.

Возвратить индивидуальному предпринимателю Зотьеву Ивану Григорьевичу из федерального бюджета государственную пошлину в сумме 200 рублей.

Взыскать с Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в городе Туле в пользу индивидуального предпринимателя Зотьева Ивана Григорьевича судебные издержки в сумме 254 рубля 95 копеек.

Решение вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия и может быть обжаловано в указанный срок в Двадцатый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Тульской области.

Вступившее в законную силу решение суда может быть обжаловано в течение двух месяцев в Федеральный арбитражный суд Центрального округа через Арбитражный суд Тульской области.

Судья Чубарова Н. И.