ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
АРБИТРАЖНЫЙ СУД ТУЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ
300041, г. Тула, Красноармейский пр-т, 5. Тел. (4872) 250-800 (факс)
http://www.my.arbitr.ruhttp://www.tula.arbitr.ru
Р Е Ш Е Н И Е
23 января 2018 года Дело № А68-5523/2017
город Тула
Дата объявления резолютивной части решения: 16 января 2018 года
Дата изготовления решения в полном объеме: 23 января 2018 года
Арбитражный суд Тульской области в составе судьи Большакова Д. В.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Коротковой Е. И.
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению государственного органа «Уполномоченный по правам человека в Тульской области, уполномоченный по правам ребенка в Тульской области, уполномоченный по защите прав предпринимателей в Тульской области и аппарат уполномоченных в Тульской области» (ОГРН <***>, ИНН <***>) к счетной палате Тульской области (ОГРН <***>, ИНН <***>) о признании недействительными пунктов 1, 2 резолютивной части представления от 18.05.2017 № 01-04/29
при участии в заседании:
от заявителя: ФИО1 – руководителя аппарата уполномоченных в Тульской области (выписка из ЕГРЮЛ от 09.06.2017, паспорт), ФИО2 – представителя по доверенности от 14.06.2017 № 11, ФИО3 – представителя по доверенности от 02.10.2017 № 16
от ответчика: ФИО4 – представителя по доверенности от 30.05.2017 № 01-11/278
УСТАНОВИЛ:
Государственный орган «Уполномоченный по правам человека в Тульской области, уполномоченный по правам ребенка в Тульской области, уполномоченный по защите прав предпринимателей в Тульской области и аппарат уполномоченных в Тульской области» (далее – государственный орган, заявитель) обратился в арбитражный суд с заявлением (с учетом уточнения вх. от 02.10.2017) к счетной палате Тульской области (далее – счетная палата, ответчик) о признании недействительными пункта 1 резолютивной части представления от 18.05.2017 № 01-04/29 (в части нарушений, указанных в пунктах 4, 5, 6, 9 мотивировочной части представления) и пункта 2 резолютивной части представления, которым на государственный орган возложена обязанность принять к бюджетному учету имущество, полученное в безвозмездное пользование по договору от 18.05.2015 № 61-15Б с учетом дополнительного соглашения от 30.07.2015 № 1.
Ответчик возражал против удовлетворения заявленных требований по основаниям, изложенным в отзывах от 14.08.2017 № 01-11/480, от 31.10.2017 № 01-11/626, от 20.12.2017 № 01-11/731.
Как следует из материалов дела, на основании плана работы на 2017 год (пункт 1.3.1.7) счетной палатой Тульской области проведено контрольное мероприятие «Внешняя проверка бюджетной отчетности за 2016 год главного распорядителя бюджетных средств Уполномоченный по правам человека в Тульской области, уполномоченный по правам ребенка в Тульской области, уполномоченный по защите прав предпринимателей в Тульской области и аппарат уполномоченных в Тульской области».
По результатам проверки составлен акт от 04.05.2017 и выдано представление от 18.05.2017 № 01-04/29, в котором заявителю предложено: 1) годовую бюджетную отчетность составлять в соответствии с требованиями Инструкции о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утвержденной приказом Министерства финансов Российской Федерации от 28.12.2010 № 191н (далее – Инструкция № 191н), и Инструкции по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утвержденной приказом Министерства финансов Российской Федерации от 01.12.2010 № 157н (далее – Инструкция № 157н); 2) принять к бюджетному учету имущество, полученное в безвозмездное пользование по договору от 18.05.2015 № 61-15Б с учетом дополнительного соглашения 30.07.2015 № 1; 3) принять меры к недопущению нарушений, отраженных в акте контрольного мероприятия.
Не согласившись с представлением в части пункта 1 резолютивной части (в части нарушений, указанных в пунктах 4, 5, 6, 9 мотивировочной части представления) и пункта 2 резолютивной части, заявитель обратился в арбитражный суд с соответствующими требованиями.
Выслушав представителей лиц, участвующих в деле, оценив представленные доказательства, арбитражный суд находит заявленные требования не подлежащими удовлетворению. При этом суд исходит из следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и пунктом 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 № 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов и органов местного самоуправления необходимо наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
В соответствии с пунктом 3.1 статьи 270.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации и статьей 16 Федерального закона от 07.02.2011 № 6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований» контрольно-счетные органы по результатам проведения контрольных мероприятий вправе вносить в органы государственной власти и государственные органы субъекта Российской Федерации, проверяемые органы и организации и их должностным лицам представления для их рассмотрения и принятия мер по устранению выявленных нарушений и недостатков.
Счетная палата Тульской области является постоянно действующим органом внешнего государственного финансового контроля (статья 1 Закона Тульской области от 04.12.2008 № 1147-ЗТО «О счетной палате Тульской области»).
Согласно пункту 152 Инструкции № 191н таблица № 4 формируется в составе Раздела 5 «Прочие вопросы деятельности субъекта бюджетной отчетности» Пояснительной записки (ф. 0503160).
В соответствии с пунктом 156 Инструкции № 191н информация, отражаемая в таблице № 4, характеризует использованные в отчетном периоде особенности отражения в бюджетном учете получателей средств бюджета операций с активами и обязательствами в части установленного Инструкцией № 157н права учреждения самостоятельно определять такие особенности.
Согласно пункту 156 Инструкции № 191н в графе 3 указывается характеристика применяемых особенностей бюджетного учета в отношении указанных в графе 1 объектов бюджетного учета; в графе 4 указывается правовое обоснование применения определенных в графе 3 особенностей (особенности, определенные исходя из положений Инструкции по бюджетному учету (Инструкция № 157н) и организационно-распорядительных документов соответствующих федеральных органов исполнительной власти, введенных в действие в установленном порядке).
Следовательно, правовое обоснование применения особенностей указывается исходя из положений Инструкции № 157н и организационно-распорядительных документов соответствующих федеральных органов исполнительной власти, введенных в действие в установленном порядке.
Заявителем по объектам учета в графе 4 таблицы № 4 указывается только полное название Инструкции № 157н без ссылок на конкретные положения (пункты) этой Инструкции в части особенностей ведения учета объектов государственного органа.
Согласно статье 8 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее – Закон № 402-ФЗ) совокупность способов ведения экономическим субъектом бухгалтерского (бюджетного) учета составляет его учетную политику.
В силу пункта 2 указанной статьи экономический субъект самостоятельно формирует свою учетную политику, руководствуясь законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете, федеральными и отраслевыми стандартами.
В соответствии с пунктом 4 статьи 8 Закона № 402-ФЗ в случае, если в отношении конкретного объекта бухгалтерского учета федеральными стандартами не установлен способ ведения бухгалтерского учета, такой способ самостоятельно разрабатывается исходя из требований, установленных законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете, федеральными и (или) отраслевыми стандартами.
В соответствии с пунктом 156 Инструкции № 191н информация, отражаемая в таблице № 4, характеризует использованные в отчетном периоде особенности отражения в бюджетном учете получателей средств бюджета операций с активами и обязательствами в части установленного Инструкцией по бюджетному учету (Инструкция № 157н) права учреждения самостоятельно определять такие особенности.
Следовательно, при указании правового обоснования применения подлежащих отражению в графе 3 особенностей, в отношении которых Инструкцией по бюджетному учету (Инструкция № 157н) и организационно-распорядительными документами соответствующих федеральных органов исполнительной власти не установлен способ ведения бухгалтерского учета, и которые определены в учетной политике экономического субъекта, в графе 4 указывается ссылка на положение (норму) учетной политики экономического субъекта, закрепляющую самостоятельно разработанный способ ведения бухгалтерского учета.
Между тем, заявителем при заполнении графы 4 таблицы № 4 «Сведения об особенностях ведения бюджетного учета» неправомерно указаны ссылки на Инструкцию № 157н, что является нарушением пункта 156 Инструкции № 157н.
Так, по строке «Награды, призы, кубки и ценные подарки, сувениры», в графе 3 «Характеристика метода оценки и момент отражения операции в учете» таблицы № 4 заявителем отражено, что награды, призы, кубки и ценные подарки, сувениры учитываются по стоимости приобретения, что противоречит части 2 пункта 345 Инструкции № 157н и части 2 пункта 6.2 Учетной политики Государственного органа, утвержденной приказом руководителя от 31.12.2013 № 51-ахв, действующей в 2016 году (далее – Учетная политика).
Частью 2 пункта 345 Инструкции № 157н предусмотрено, что на забалансовом счете 07 «Награды, призы, кубки и ценные подарки, сувениры» награды, призы, кубки, в том числе переходящие, учитываются в условной оценке: один предмет, один рубль. Материальные ценности, приобретаемые в целях вручения (награждения), дарения, в том числе ценные подарки, сувениры, учитываются по стоимости их приобретения.
Частью 2 пункта 6.2 Учетной политики предусмотрено, что награды, призы, кубки, в том числе переходящие, учитываются в условной оценке: один предмет, один рубль. Материальные ценности, приобретаемые в целях вручения (награждения), дарения, в том числе ценные подарки, сувениры, учитываются по стоимости их приобретения.
Таким образом, характеристика метода оценки и момента отражения операции в учете наград, призов, кубков и ценных подарков, сувениров не соответствует части 2 пункта 345 Инструкции № 157н и части 2 пункта 6.2 Учетной политики Государственного органа. Ссылка в графе 4 на Инструкцию № 157н неправомерна.
По строке «Денежные средства и денежные документы».
Порядок ведения кассовых операций регламентирован Указаниями Банка России № 3210-У «О порядке ведения кассовых операций юридическими лицами и упрощенном порядке ведения кассовых операций индивидуальными предпринимателями и субъектами малого предпринимательства», поэтому особенности ведения кассовых операций не могут быть предусмотрены субъектами учета денежных средств.
Информация в графе 3 «Характеристика метода оценки и момент отражения операции в учете» таблицы № 4 по объекту учета «Денежные средства и денежные документы» не носит характеристики метода оценки указанных объектов учета и момента отражения операции в учете денежных средств или денежных документов.
Пунктами 152 – 180 раздела III «Финансовые активы» Инструкции № 157н регламентирован порядок учета денежных средств и денежных документов. Инструкция № 157н не предполагает самостоятельно определять особенности учета с денежными средствами и денежными документами.
В Учетной политике Государственного органа в пункте 3.2.1 «Денежные средства учреждения» раздела 3.2 «Финансовые активы» дается характеристика учета операций с денежными средствами, денежными документами, которые в отдельный пункт не выделены и описаны в пункте 3.2.1 «Денежные средства учреждения».
Таким образом, информация в графе 3 «Характеристика метода оценки и момент отражения операции в учете» по объекту учета «Денежные средства и денежные документы» не носит характеристики метода оценки указанных объектов учета и момента отражения операции в учете денежных средств или денежных документов, соответственно, ссылка в графе 4 на Инструкцию № 157н неправомерна.
По строке «Расчеты с подотчетными лицами» информация, отраженная в графе 3, не соответствует Инструкции № 157н и Учетной политике.
Так, пунктами 212-219 Инструкции № 157н регламентируется учет по счету 20800 «Расчеты с подотчетными лицами».
Пунктом 3.2.2 «Расчеты с подотчетными лицами» Учетной политики регламентирован порядок выдачи средств под отчет, аналитический учет расчетов с подотчетными лицами, отражение операций.
Указанная в графе 3 характеристика метода оценки и момент отражения операции в учете относительно объекта учета «Расчеты с подотчетными лицами» не значится в пунктах 212-219 Инструкции № 157н и пункте 3.2.2 «Расчеты с подотчетными лицами» Учетной политики.
Следовательно, ссылка в графе 4 в качестве правового обоснования на Инструкцию № 157н неправомерна.
По строке «Бюджетный учет основных средств стоимостью до 3000 руб. включительно».
Пунктом 46 Инструкции № 157н установлено, что каждому инвентарному объекту недвижимого имущества, а также инвентарному объекту движимого имущества, кроме объектов стоимостью до 3 000 рублей включительно и объектов библиотечного фонда независимо от их стоимости, присваивается уникальный инвентарный порядковый номер (далее – инвентарный номер) независимо от того, находится ли он в эксплуатации, запасе или на консервации. Таким образом, инвентарные номера объектам стоимостью до 3 000 рублей согласно пункту 46 Инструкции № 157н не присваиваются.
Пунктом 373 Инструкции № 157н определено, что принятие к учету объектов основных средств осуществляется на основании первичного документа, подтверждающего ввод (передачу) объекта в эксплуатацию в условной оценке: один объект, один рубль, в случае утверждения учреждением в рамках формирования учетной политики иного порядка – по балансовой стоимости введенного в эксплуатацию объекта.
Пунктом 374 Инструкции № 157н предусмотрено, что аналитический учет по счету ведется в Карточке количественно-суммового учета материальных ценностей в порядке, установленном учреждением в рамках формирования учетной политики.
Частью 2 подпункта 1 пункта 6.3 «Основные средства стоимостью до 3 000 рублей включительно в эксплуатации» Учетной политики установлено, что принятие к учету объектов основных средств осуществляется на основании первичного документа, подтверждающего ввод (передачу) объекта в эксплуатацию по балансовой стоимости введенного в эксплуатацию объекта.
В Учетной политике отсутствует информация о возможности присвоения инвентарного номера объектам стоимостью до 3 000 рублей.
Следовательно, включение в таблицу № 4 информации о присвоении инвентарных номеров объектам стоимостью до 3 000 рублей не соответствует ни пункту 46 Инструкции № 157н, ни Учетной политике Государственного органа. Частично информация о принятии к учету объектов стоимостью до 3 000 рублей соответствует исключительно части 2 подпункта 1 пункта 6.3 Учетной политики. Таким образом, ссылка в графе 4 на Инструкцию № 157н неправомерна.
Таким образом, при заполнении Государственным органом таблицы № 4 обобщенная ссылка на полное название Инструкции № 157н в графе 4 вводит в заблуждение пользователей отчетности, так как характеристика метода оценки и момента отражения операции в учете поименованных объектов учета не подтверждается Инструкцией № 157н или частично подтверждается Учетной политикой, ссылка на которую в указанной таблице отсутствует.
При таких обстоятельствах суд находит обоснованным изложенный в пункте 4 мотивировочной части оспариваемого представления вывод счетной палаты Тульской области о том, что заявителем в нарушение пункта 156 Инструкции № 191н в таблице № 4 «Сведения об особенностях ведения бюджетного учета» к Пояснительной записке в графе 4 присутствует ссылка на Инструкцию № 157н без указания конкретных пунктов Инструкции, отсутствуют ссылки на особенности ведения бюджетного учета, предусмотренные непосредственно Учетной политикой Государственного органа.
В пункте 5 мотивировочной части представления счетной палаты Тульской области от 18.05.2017 № 01-04/29 указано, что в нарушение пункта 157 Инструкции № 191н в графе 2 «Наименование мероприятия» таблицы № 5 «Сведения о результатах мероприятий внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля» не указаны наименования контрольных мероприятий.
В качестве обоснования признания недействительным пункта 5 представления заявитель указывает, что в графе 2 таблицы № 5 пояснительной записки указаны наименования контрольных мероприятий: «составление, утверждение и ведение бюджетных смет»; «принятие и исполнение в пределах доведенных лимитов бюджетных обязательств и (или) бюджетных ассигнований бюджетных обязательств и исполнение».
Между тем, в данной графе должно отражаться наименование контрольного мероприятия, например, проверка, ревизия, анализ, и т. п.
Аналогичная позиция изложена в пункте 1.9.17 письма Минфина России № 02-07-07/5669, Казначейства России № 07-04-05/02-120 от 02.02.2017 «О составлении и представлении годовой бюджетной отчетности и сводной бухгалтерской отчетности государственных бюджетных и автономных учреждений главными администраторами средств федерального бюджета за 2016 год». Согласно указанному пункту в графе 2 отражается «наименование контрольного мероприятия (например: проверка, ревизия, обследование и т. п.)».
Государственным органом в графе 2 таблицы № 5 «Сведения о результатах мероприятий внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля» вместо наименований контрольных мероприятий указаны бюджетные процедуры, в отношении которых должен проводиться внутренний финансовый контроль.
Приказом Минфина России от 07.09.2016 № 356 утверждены Методические рекомендации по осуществлению внутреннего финансового контроля.
В пункте 5 указанных Методических рекомендаций приведен перечень внутренних бюджетных процедур, в отношении которых осуществляется внутренний финансовый контроль, в том числе, составление, утверждение и ведение бюджетных смет и (или) составление (утверждение) свода бюджетных смет; составление и исполнение бюджетной сметы; принятие в пределах доведенных лимитов бюджетных обязательств и (или) бюджетных ассигнований бюджетных обязательств.
Перечисленные выше бюджетные процедуры, в отношении которых осуществляется внутренний финансовый контроль, приведены и в пункте 4 постановления правительства Тульской области от 08.07.2014 № 324 «Об утверждении Порядка осуществления главными распорядителями (распорядителями) средств бюджета Тульской области, главными администраторами (администраторами) доходов бюджета Тульской области, главными администраторами (администраторами) источников финансирования дефицита бюджета Тульской области внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита».
Процедура составления, утверждения и ведения бюджетных смет регулируется Приказом Минфина России от 20.11.2007 № 112н (ред. от 30.09.2016) «Об Общих требованиях к порядку составления, утверждения и ведения бюджетных смет казенных учреждений». Пунктом 4.1 приказа министерства финансов Тульской области от 25.02.2016 № 24а предусмотрено, что бюджетная смета получателя средств бюджета составляется, утверждается и ведется в порядке, определенном главным распорядителем, в ведении которого находится получатель, в соответствии с общими требованиями, установленными Приказом Минфина России от 20.11.2007 № 112н.
Заявитель также ссылается на то, что Инструкция № 191н не содержит норм, обязывающих указывать методы, используемые при проведении внутреннего государственного финансового контроля. Однако в пункте 5 спорного представления не содержится предложений (рекомендаций), обязывающих указывать методы, используемые при проведении внутреннего государственного финансового контроля.
В пункте 6 мотивировочной части представления от 18.05.2017 № 01-04/29 указано, что в таблице № 6 «Сведения о проведении инвентаризаций» содержится информация о проведенной инвентаризации, однако, причина проведения инвентаризации в нарушение пункта 158 Инструкции № 191н «перед составлением годовой отчетности» не указана.
Ссылки заявителя на то, что указанная в таблице № 6 к пояснительной записке причина проведения инвентаризации «Обеспечение достоверных данных бухгалтерского учета и годовой бюджетной отчетности» аналогична по смыслу формулировке, содержащейся в Инструкции № 191н, соответствует причинам, предусмотренным пунктом 3 статьи 11 Закона № 402-ФЗ, пункту 27 Положения по бухучету № 34н, а Инструкция № 191н не содержит обязанности дословной формулировки, являются несостоятельными.
В преамбуле приказа Министерства финансов Российской Федерации от 28.12.2010 № 191н указано, что данная Инструкция утверждается, в том числе в целях установления единого порядка составления и представления отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
С этой целью в пункте 158 Инструкции № 191н в графах 1-4 таблицы № 6 указан открытый перечень причин проведения инвентаризации: составление годовой бюджетной отчетности, смена материально ответственных лиц, выявление фактов хищения, злоупотребления или порчи имущества, чрезвычайные ситуации, требующие проведения инвентаризации, реорганизация или ликвидация субъекта бюджетной отчетности и другие случаи, предусмотренные законодательством Российской Федерации, то есть в таблице № 6, кроме указанных в Инструкции № 191н причин, может быть указана причина другого случая проведения инвентаризации, не поименованного в пункте 158 и не связанного с составлением годовой бюджетной отчетности.
Однако Государственным органом в таблице № 6 в графе 1 вместо прямо указанного в пункте 158 Инструкции № 191н наименования причины проведения инвентаризации «Составление годовой бюджетной отчетности» указано «Обеспечение достоверных данных бухгалтерского учета и годовой бюджетной отчетности».
Согласно пункту 26 приказа Минфина России от 29.07.1998 № 34н «Об утверждении Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации», с учетом положений которого должна проводиться инвентаризация в Государственном органе (приказ руководителя аппарата уполномоченных области от 27.12.2016 № 42-ахв), инвентаризация проводится для обеспечения достоверности данных бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности, то есть обеспечение достоверных данных бухгалтерского учета и годовой отчетности является целью инвентаризации.
Следовательно, заявителем в таблице вместо причины проведения инвентаризации указана цель проведения инвентаризации.
В пункте 6 представления счетной палаты отмечено, что форма приказа руководителя аппарата уполномоченных области от 27.12.2016 № 42-ахв «Об инвентаризации имущества» не соответствует форме приказа о проведении инвентаризации (форма № ИНВ-22), утвержденной Постановлением Госкомстата России от 18.08.1998 №88 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету кассовых операции, по учету результатов инвентаризации».
Ссылка заявителя на то, что в Законе № 402-ФЗ не содержатся требования о необходимости составления первичных учетных документов по унифицированным формам и форма первичного документа – приказа от 27.12.2016 № 42-ахв «Об инвентаризации имущества» определена руководителем Государственного органа в соответствии с частью 4 статьи 9 Закона № 402-ФЗ, не соответствует требованиям законодательства.
Приказ о проведении инвентаризации не относится к первичным учетным документам, а является распорядительным документом, содержащим распоряжение о совершении хозяйственной операции.
Порядок проведения инвентаризации и распорядительные документы, на основании которых она проводится, утверждаются в учетной политике учреждения (организации) (пункт 6 Инструкции № 157н).
Учетной политикой Государственного органа форма распорядительного документа (приказа) о проведении инвентаризации не утверждена.
Приказом Минфина Российской Федерации от 13.06.1995 № 49 утверждены Методические указания по инвентаризации имущества и финансовых обязательств.
В пункте 1.1 Учетной политики указано, что бухгалтерский учет осуществляется Государственным органом в соответствии с Методическими указаниями по инвентаризации имущества и финансовых обязательств.
Указанными Методическими указаниями предусмотрена примерная форма приказа о проведении инвентаризации, утвержденная постановлением Госкомстата РФ от 18.08.1998 № 88, - № ИНВ-22 «Приказ (постановление, распоряжение) о проведении инвентаризации» (пункт 2.3).
Учитывая, что Учетной политикой Государственного органа форма приказа о проведении инвентаризации не утверждена, счетная палата Тульской области пришла к правомерному выводу о применении в данном случае унифицированной формы № ИНВ-22.
В пункте 9 мотивировочной части оспариваемого представления счетной палаты отмечено, что в нарушение пункта 6.1 Учетной политики, положений пунктов 4, 32, 333 и 334 Инструкции № 157н, требований частей 1, 2 статьи 10, части 1 статьи 13 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» служебные помещения в количестве 12 единиц общей площадью 326,6 кв.м, полученные Уполномоченными области и их аппаратом в безвозмездное пользование по договору от 18.05.2015 № 61-15Б с учетом дополнительного соглашения 30.07.2015 № 1 в течение двух лет не числятся в бюджетном учете на счете 01 «Имущество, полученное в пользование» и не отражены по строке 011 «Недвижимое имущество» Справки о наличии имущества и обязательств на забалансовых счетах, являющейся приложением к Балансу (форма 0503130).
Ссылки заявителя на то, что акт приема-передачи, являющийся приложением к договору безвозмездного пользования, не может рассматриваться как первичный учетный документ, поскольку не соответствует требованиям, предъявляемым к первичным учетным документам, составлен не по унифицированной форме, и на то, что помещения, переданные в безвозмездное пользование, не являются инвентарными объектами, безосновательны ввиду следующего.
Акты приема-передачи от 18.05.2015 и от 30.07.2015 недвижимого имущества к договору безвозмездного пользования имуществом Тульской области от 18.05.2015 № 61-15Б и дополнительному соглашению от 30.07.2015 № 1 к договору безвозмездного пользования составлены по не унифицированной форме.
Согласно Методическим указаниям по применению форм первичных учетных документов и формированию регистров бухгалтерского учета органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными (муниципальными) учреждениями, утвержденным приказом Минфина Российской Федерации от 30.03.2015 № 52н (далее – Методические указания), акт о приеме-передаче объектов нефинансовых активов (код формы 0504101) оформляется между учреждениями (правообладателями), в том числе, при закреплении права оперативного управления (хозяйственного ведения); передаче имущества в государственную (муниципальную) казну, в том числе при изъятии органом, осуществляющим полномочия собственника государственного (муниципального) имущества, объектов нефинансовых активов из оперативного управления (хозяйственного ведения); при передаче имущества в качестве взноса в уставный капитал (имущественного взноса); при иных основаниях изменения правообладателя государственного (муниципального) имущества, за исключением приобретения имущества на государственные (муниципальные) нужды (нужды бюджетных (автономных) учреждений), продажи государственного (муниципального) имущества.
Учитывая изложенное, акт о приеме-передаче объектов нефинансовых активов оформляется в случае изменения правообладателя имущества.
Передача имущества в безвозмездное пользование не предполагает изменения правообладателя передаваемого имущества.
Учитывая пункт 333 Инструкции № 157н, имущество, полученное от балансодержателя имущества, учитывается на забалансовом счете на основании акта приема-передачи (иного документа, подтверждающего получение имущества и (или) права его пользования).
В пункте 7 Инструкции № 157н для первичных учетных документов, формы которых не унифицированы, приведен перечень обязательных реквизитов. Аналогичный перечень содержится в статье 9 Закона № 402-ФЗ.
В рассматриваемом случае акты приема-передачи от 18.05.2015 и от 30.07.2015 содержат все обязательные реквизиты:
наименование документа - акт приема-передачи;
дату составления документа - 18.05.2015 и 30.07.2015;
наименование субъекта учета, составившего документ - комиссия в составе представителей владельца, ссудополучателя и эксплуатирующей организации;
содержание факта хозяйственной жизни - передача имущества в безвозмездное пользование;
наименование должности лица (лиц), совершившего (совершивших) сделку, операцию и ответственного (ответственных) за правильность ее оформления, либо наименование должности лица (лиц), ответственного (ответственных) за оформление свершившегося события - начальник управления делами аппарата правительства Тульской области, ВРИО руководителя аппарата уполномоченных в Тульской области - главный бухгалтер аппарата уполномоченных в Тульской области (в акте приема-передачи от 30.07.2015 - руководитель аппарата уполномоченных в Тульской области);
подписи лиц, совершивших (совершившего) сделку, операцию и ответственных (ответственного) за правильность ее оформления, либо наименование должности лица (лиц), ответственного (ответственных) за оформление свершившегося события, с указанием их фамилий и инициалов либо иных реквизитов, необходимых для идентификации этих лиц -присутствуют подписи всех членов комиссии: ФИО5, ФИО6 (в акте приема-передачи от 30.07.2015 - ФИО7), ФИО8 (в акте приема-передачи от 30.07.2015 - ФИО1);
величину натурального и (или) денежного измерения факта хозяйственной жизни с указанием единиц измерения - 6 помещений общей площадью 234,1 кв.м (31,9 кв.м, 31,6 кв.м, 39,6 кв.м, 41,3 кв.м, 44,1 кв.м, 45,6 кв.м, соответственно) и 6 помещений площадью 65,8 кв.м, 5,8 кв.м, 3,6 кв.м, 8,3 кв.м, 5,0 кв.м и 4 кв.м, соответственно.
Следовательно, акты приема-передачи от 18.05.2015 к договору безвозмездного пользования и от 30.07.2015 к дополнительному соглашению № 1 являются первичными учетными документами.
Во исполнение пункта 8 Инструкции № 157н первичный учетный документ принимается к бухгалтерскому учету при условии отражения в нем всех реквизитов, предусмотренных унифицированной формой документа (при отсутствии унифицированной формы - обязательных реквизитов, предусмотренных пунктом 7 Инструкции), и при наличии на документе подписи руководителя субъекта учета или уполномоченных им на то лиц.
Следовательно, акты приема-передачи от 18.05.2015 и от 30.07.2015, составленные не по унифицированной форме, но содержащие все обязательные реквизиты, должны быть приняты к бухгалтерскому учету.
Пунктом 45 Инструкции № 157н единицей учета основных средств является инвентарный объект. Абзацем 9 указанного пункта предусмотрено, что как самостоятельные инвентарные объекты основных средств учитываются отдельные помещения зданий, имеющие разное функциональное назначение, а также являющиеся самостоятельными объектами имущественных прав.
В рассматриваемом случае переданные в безвозмездное пользование помещения в здании имеют разное функциональное назначение (например, кабинеты для сотрудников, зал заседаний, комната ожидания для посетителей) и являются самостоятельными объектами имущественных прав.
Ссылка заявителя на то, что собственник (балансодержатель) не зарегистрировал право безвозмездного пользования на переданные помещения в Росреестре, несостоятельна, так как ни нормами главы 36 Гражданского кодекса Российской Федерации, ни Федеральным законом от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» не установлена обязанность регистрации договора о передаче имущества в безвозмездное пользование, равно как и обязанность регистрации ограничения (обременения) прав на помещение – безвозмездного пользования.
Таким образом, переданные Государственному органу на праве безвозмездного пользования помещения являются инвентарными объектами, и, следовательно, единицей учета основных средств.
В качестве основания недействительности пункта 9 мотивировочной части представления заявитель также указывает на то, что акт приема-передачи имущества в безвозмездное пользование, как основание проведенной операции, должен храниться в оригинале в регистре бухгалтерского учета «Журнал операций по выбытию и перемещению нефинансовых активов», но, учитывая, что акт приема-передачи является неотделимой частью договора, организовать его хранение в регистрах бухгалтерского учета не представляется возможным.
Указанная позиция является ошибочной в связи со следующим.
Согласно пункту 11 Инструкции № 157н записи в регистры бухгалтерского учета (Журналы операций, иные регистры бухгалтерского учета) осуществляются по мере совершения операций и принятия к бухгалтерскому учету первичного (сводного) учетного документа, но не позднее следующего дня после получения первичного (сводного) учетного документа, как на основании отдельных документов, так и на основании группы однородных документов. Корреспонденция счетов в соответствующем Журнале операций записывается в зависимости от характера операций по дебету одного счета и кредиту другого счета.
Аналогичная норма закреплена в Учетной политике (пункт 2.4.2).
Имущество, полученное по договору безвозмездного пользования, не является имуществом учреждения (организации), так как не закреплено за ним на праве оперативного управления (пункт 1 статья 296 Гражданского кодекса Российской Федерации), и должно учитываться на забалансовом счете 01 «Имущество, полученное в пользование».
Аналогичная норма содержится в Учетной политике (пункт 6.1).
Согласно Инструкции № 157н в части операций по забалансовым счетам, операция отражается в зависимости от характера изменений объекта учета записью о поступлении (увеличении) или выбытии (уменьшении) объекта учета (пункт 11); учет на забалансовых счетах ведется по простой системе, то есть без применения двойной записи (пункт 332).
Бюджетный учет недвижимого имущества в ином порядке является ошибочным. Аналогичная позиция изложена в письме Министерства финансов Российской Федерации от 29.07.2011 № 02-06-10/3444.
Учитывая изложенное, операция по передаче имущества по договору безвозмездного пользования не подлежит отражению в регистре бухгалтерского учета «Журнал операций по выбытию и перемещению нефинансовых активов», а документы по передаче имущества по договору безвозмездного пользования – хранению в данном регистре бухгалтерского учета.
В пункте 2 резолютивной части оспариваемого представления заявителю предложено принять к бюджетному учету имущество, полученное в безвозмездное пользование по договору от 18.05.2015 № 61-15Б с учетом дополнительного соглашения 30.07.2015 № 1.
В соответствии с пунктом 34 Инструкции № 157н принятие к учету объектов основных средств осуществляется на основании решения постоянно действующей комиссии по поступлению и выбытию активов, оформленного оправдательным документом (первичным (сводным) учетным документом).
Учитывая, что помещения переданы по акту приема-передачи (соблюдены нормы пункта 333 Инструкции № 157н), помещения являются инвентарными объектами (соблюден абзац 9 пункта 45 Инструкции № 157н), их стоимость можно определить, в том числе в условной оценке 1 объект – 1 руб. (пункт 32 Инструкции № 157н), у комиссии по поступлению и выбытию активов учреждения возникает основание рассматривать вопрос о принятии к учету объектов недвижимого имущества.
Кроме того, балансодержателем помещений в адрес всех органов исполнительной власти Тульской области были направлены письма с предложением принять к учету помещения, переданные в безвозмездное пользование, в условной оценке 1 объект – 1 руб. (исх. от 17.05.2016 № 53-01-13/643 и от 24.08.2017 № 53-01-13/1092).
Пунктом 6.1 Учетной политики, утвержденной приказом руководителя аппарата уполномоченных области от 31.12.2013 № 51-ахв, предусмотрено, что для учета объектов движимого и недвижимого имущества, полученного Уполномоченными и их аппаратом в безвозмездное пользование, применяется счет 01 «Имущество, полученное в пользование» для учета имущества по стоимости, указанной передающей стороной.
Таким образом, Государственным органом с 2015 года безосновательно не были приняты меры по учету нежилых помещений на счете 01 «Имущество, полученное в пользование».
При изложенных обстоятельствах спора арбитражный суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований.
При этом суд учитывает, что постановлением мирового судьи судебного участка № 77 Центрального судебного района г. Тулы от 10.07.2017 главный бухгалтер Государственного органа «Уполномоченный по правам человека в Тульской области, уполномоченный по правам ребенка в Тульской области, уполномоченный по защите прав предпринимателей в Тульской области и аппарат уполномоченных в Тульской области» ФИО3 привлечена к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 15.15.6 КоАП РФ в связи с составлением недостоверной отчетности в части неотражения служебных помещений, полученных Государственным органом в безвозмездное пользование, в Справке о наличии имущества и обязательств на забалансовых счетах, являющейся приложением к Балансу (ф. 0503130). Решением Центрального районного суда г.Тулы от 11.09.2017 постановление мирового судьи от 10.07.2017 оставлено без изменения.
Руководствуясь статьями 167-170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
Р Е Ш И Л :
Заявленные требования оставить без удовлетворения.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Двадцатый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Тульской области в течение месяца со дня его принятия.
Судья Д. В. Большаков