Именем Российской Федерации
АРБИТРАЖНЫЙ СУД ТУЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ
300041, Россия, <...>
тел./факс <***>; e-mail: a68.info@arbitr.ru;
http://www.tula.arbitr.ru
Р Е Ш Е Н И Е
г. Тула Дело № А68-6455/2023
Резолютивная часть решения объявлена 11 октября 2023 г.
Решение в полном объеме изготовлено 17 октября 2023 г.
Арбитражный суд в составе:
Судьи Горьковой Е.В.
протокол судебного заседания вела секретарь судебного заседания Пянзина Е.А.
рассмотрел в судебном заседании дело по иску Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Российский университет транспорта» (ОГРН <***>, ИНН <***>)
к Управлению по транспорту и дорожному хозяйству администрации города Тулы (ОГРН <***>, ИНН <***>), ООО «Агентство дорожной информации Радар» (ОГРН <***>, ИНН <***>)
о признании решения комиссии по осуществлению закупок Управления по транспорту и дорожному хозяйству администрации города Тулы по закупке № 0166300024723000249 незаконным,
при участии в заседании:
от заявителя - ФИО1, доверенность № 128/2023 от 14.06.2023г., диплом,
от Управления по транспорту и дорожному хозяйству администрации города Тулы - ФИО2, доверенность от 06.03.2023 г., диплом, ФИО3, доверенность № УТИДХ-42 от 11.10.2023г.,
от ООО «Агентство дорожной информации Радар» - не явился, извещен,
Суд установил.
инфраструктуры Тульской городской агломерации и Комплексной схемы организации дорожного движения Тульской городской агломерации».
Организатор закупки: Администрация муниципального образования город Тула, Заказчик — Управление по транспорту и дорожному хозяйству Администрации города Тулы.
Начальная (максимальная) цена контракта (НМЦК): 25000000,00 рублей.
Идентификационный код закупки: 233710711792871070100100060010000244, номер закупки: 0166300024723000249.
Одним из участников конкурса являлось федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Российский университет транспорта» (далее - Заявитель) как специализированная научная и образовательная организация, имеющая все необходимые ресурсы для своевременного и качественного исполнения контракта и большой опыт в выполнении аналогичных работ.
По результатам подведения итогов конкурса 18 мая 2023 года Комиссией по осуществлению закупок Управления по транспортному и дорожному хозяйству Администрации города Тулы (далее - Комиссия) опубликован протокол, согласно которому победителем стал участник с номером заявки 114148911 - Общество с ограниченной ответственностью «Агентство дорожной информации Радар» (далее - Общество). Истец (номер заявки 114213308) занял второе место.
Истец не согласен с решением Комиссии, считает его необоснованным в связи со следующим.
Участник, занявший первое место, заявил цену контракта в размере 15 млн. рублей, при НМЦК контракта 25 млн. рублей. По мнению Истца, значительное снижение заявленной цены (10 000000 рублей) ставит под сомнение возможность надлежащего исполнения контракта. Тем не менее, за данное ценовое предложение Комиссией присвоена оценка 20 баллов.
Согласно ч. 7 ст. 37 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - 44-ФЗ), при проведении конкурсов в целях заключения контрактов на выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских или технологических работ, оказание консультационных услуг заказчик вправе установить в извещении об осуществлении закупки, приглашении, документации о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке) различные величины значимости критериев оценки заявок для случаев подачи участником конкурса заявки, содержащей предложение о цене контракта, которая:
При этом согласно ч. 8 указанной нормы 44-ФЗ, в случаях, предусмотренных пунктом 2 части 7 настоящей статьи, величина значимости такого критерия, как цена контракта, устанавливается равной десяти процентам суммы величин значимости всех критериев оценки заявок.
При этом за квалификацию участников максимально должно было бы быть присвоено не 80, а 90 баллов.
За оценку второй части заявки Истец получил бы не 80 (максимальное количество), а 90 баллов, и в сумме имел бы 93,4 балла.
Общество же получило бы не 72 балла из 80 возможных, а 81 балл из 90 возможных (90*72/80=81) и в сумме имело бы 91 балл.
При таком подходе Истец занял бы первое место в конкурсе.
Согласно пп. 8 ч.12 ст. 48 Закона № 44-ФЗ, при рассмотрении вторых частей заявок на участие в закупке соответствующая заявка подлежит отклонению в случае выявления недостоверной информации, содержащейся в заявке на участие в закупке.
Согласно Порядку рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе, пп. б п.30 Постановления Правительства РФ от 31 декабря 2021 г. № 2604 «Об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, внесении изменений в пункт 4 постановления Правительства Российской Федерации от 20 декабря 2021 г. № 2369 и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации», в подтверждение наличия специалистов должны были быть представлены копии трудовых книжек специалистов или сведений о трудовой деятельности, предусмотренных статьей 66 Трудового кодекса Российской Федерации (Форма СТД-Р), а также подтверждение научной специальности сотрудника.
Соответственно, по каждому специалисту должен быть подан полный пакет указанных документов.
Истец полагает, что Комиссией в нарушение указанных выше нормативных требований не были надлежащим образом проверены документы, подтверждающие наличие в штате Общества специалистов, имеющих ученые степени.
В случае, если Обществом представлены недостоверные сведения, заявка Общества должна была быть отклонена, а Истец занял бы первое место.
Таким образом, ответчиком при подведении итогов конкурса были допущены существенные нарушения в части установленного порядка оценки и рассмотрения заявок, которые привели к неправильному определению победителя конкурса и нарушению прав Заявителя.
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Российский университет транспорта» обратилось в арбитражный суд с иском к Управлению по транспорту и дорожному хозяйству администрации города Тулы, ООО «Агентство дорожной информации Радар» о признании решения комиссии по осуществлению закупок Управления по транспорту и дорожному хозяйству администрации города Тулы по закупке № 0166300024723000249 незаконным.
Представитель ответчика возражал против удовлетворения требования истца по основаниям, изложенным в отзыве на иск.
ООО «Агентство дорожной информации Радар» в судебное заседание не явилось, о времени и месте судебного разбирательства извещено надлежащим образом, заявило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя.
Суд, рассмотрев материалы дела, выслушав доводы представителе сторон, считает, что исковое заявление не подлежит удовлетворению. При этом суд исходит из следующего.
Из статей 309 и 310 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) следует, что обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями, при этом односторонний отказ от исполнения обязательств законом не допускается.
Управлением по транспорту и дорожному хозяйству администрации города Тулы извещение о закупке со всеми электронными документами (приложениями), предусмотренными
Федеральным законом от 05.04.2013 № 44 - ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон № 44- ФЗ), 21.04.2023 размещены в единой информационной системе в сфере закупок (далее - единая информационная система, ЕИС).
Предметом Конкурса являлось выполнение научно-исследовательской работы «Разработка Комплексной схемы организации транспортного обслуживания населения общественным транспортом (КСОТ) в муниципальном образовании город Тула, финансово-экономической модели реализации КСОТ и подготовка научно обоснованных предложений по перечню мероприятий по развитию пассажирского транспорта общего пользования муниципального образования город Тула в составе Программы комплексного развития транспортной инфраструктуры Тульской городской агломерации и Комплексной схемы организации дорожного движения Тульской городской агломерации». Начальная (максимальная) цена контракта - 25 000 000,00 рублей.
По итогам Закупки между Заказчиком и ООО «АГЕНТСТВО ДОРОЖНОЙ ИНФОРМАЦИИ РАДАР» заключен муниципальный контракт № 2023.015529 от 31.05.2023 на выполнение научно-исследовательской работы «Разработка Комплексной схемы организации транспортного обслуживания населения общественным транспортом (КСОТ) в муниципальном образовании город Тула, финансово-экономической модели реализации КСОТ и подготовка научно обоснованных предложений по перечню мероприятий по развитию пассажирского транспорта общего пользования муниципального образования город Тула в составе Программы комплексного развития транспортной инфраструктуры Тульской городской агломерации и Комплексной схемы организации дорожного движения Тульской городской агломерации».
Согласно части 1 статьи 24 Закон № 44-ФЗ заказчики при осуществлении закупок применяют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - конкурентные способы) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).
Конкурентными способами, в том числе являются конкурсы (открытый конкурс в электронной форме (далее - электронный конкурс), закрытый конкурс, закрытый конкурс в электронной форме (далее - закрытый электронный конкурс) (пункт 1 части 2 статьи 24 Закона).
В рассматриваемом случае выбран конкурентный способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - электронный конкурс.
На основании части 4 статьи 24 Закона № 44-ФЗ победителем конкурса признается участник закупки, который предложил лучшие условия исполнения контракта, и заявка на участие в закупке которого соответствует требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке).
Согласно пункту 11 части 1 статьи 42 Закона № 44-ФЗ при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее критерии оценки заявок на участие в конкурсах, величины значимости этих критериев в соответствии с настоящим Федеральным законом.
В соответствии с пунктом 4 части 2 статьи 42 Закона № 44-ФЗ извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать электронные документы с указанием порядка рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсах в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Частью 1 статьи 32 Закона № 44-ФЗ предусмотрено, что для оценки заявок, окончательных предложений участников закупки заказчик в документации о закупке устанавливает следующие критерии:
Не допускается использование заказчиком не предусмотренных настоящей статьей критериев или их величин значимости, установленных частью 6 настоящей статьи и в соответствии с частью 8 настоящей статьи. В случае невыполнения заказчиком требования настоящей части определение поставщика (подрядчика, исполнителя) может быть признано недействительным по иску участника или участников закупки (часть 9 статьи 32 Закона № 44- ФЗ).
На основании части 8 статьи 32 Закона № 44-ФЗ порядок оценки заявок участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливается Правительством Российской Федерации. Заказчик для целей оценки заявок участников закупки в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены регулируемые цены (тарифы) на товары, работы, услуги, вправе не использовать критерии, указанные в пунктах 1 и 2 части 1 настоящей статьи.
В развитие данной нормы издано Постановление Правительства РФ от 31.12.2021 № 2604 «Об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, внесении изменений в пункт 4 постановления Правительства Российской Федерации от 20 декабря 2021 г. № 2369 и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации» (далее - Постановление Правительства № 2604), которым утверждено Положение об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Положение).
Согласно пункту 2 Положения оценка заявок - действия членов комиссии по осуществлению закупок по присвоению в случаях, предусмотренных Федеральным законом, и в соответствии с настоящим Положением баллов заявкам (частям заявок) на основании информации и документов участников закупок.
Для оценки заявок в соответствии с Положением применяются следующие критерии оценки:
а) цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги;
б) расходы;
в) характеристики объекта закупки;
г) квалификация участников закупки (пункт 3 Положения). В соответствии с подпунктами "а", "б" пункта 5 Положения при проведении конкурсов:
а) с учетом настоящего Положения применяются не менее 2 критериев оценки, одним из которых должен являться критерий оценки, предусмотренный подпунктом "а" пункта 3 настоящего
Положения;
б) критерии оценки, предусмотренные подпунктами "а" и "б" пункта 3 настоящего Положения, могут не применяться при осуществлении закупок товаров, работ, услуг, в отношении
которых в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены регулируемые цены (тарифы).
Таким образом, на законодательном уровне закреплено требование о применении при проведении конкурсов не менее 2 критериев оценки, одним из которых в обязательном порядке должен являться "цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги", следовательно, оставшиеся критерии оценки заявок участников конкурса определяются Заказчиком самостоятельно.
Заказчик в электронном документе «Порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе» извещения о Закупке (далее - Порядок оценки заявок) установил следующие критерии оценки заявок участников:
"Цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги" - значимость критерия оценки 20%;
"Квалификация участников закупки" - значимость критерия оценки 80%.
На основании части 7 статьи 37 Закона при проведении конкурсов в целях заключения контрактов на выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских или технологических работ, оказание консультационных услуг заказчик вправе установить в извещении об осуществлении закупки, приглашении, документации о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке) различные величины значимости критериев оценки заявок для случаев подачи участником конкурса заявки, содержащей предложение о цене контракта, которая:
В силу части 8 статьи 37 Закона № 44-ФЗ в случаях, предусмотренных пунктом 2 части 7 настоящей статьи, величина значимости такого критерия, как цена контракта, устанавливается равной десяти процентам суммы величин значимости всех критериев оценки заявок.
Таким образом, установление величины значимости критерия оценки в зависимости от предложенной участником цены контракта является правом Заказчика, а не обязанностью.
В соответствии с пунктом 24 Положения для оценки заявок по критерию оценки «квалификация участников закупки» могут применяться, если иное не предусмотрено Положением, один или несколько из следующих показателей оценки:
а) наличие у участников закупки финансовых ресурсов;
б) наличие у участников закупки на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов;
в) наличие у участников закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта;
г) наличие у участников закупки деловой репутации;
д) наличие у участников закупки специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
Согласно пункту 30 Положения в случае применения показателя оценки, указанного в подпункте «д» пункта 24 Положения, документом, предусмотренным приложением № 1 к Положению, устанавливаются:
а) перечень специалистов и иных работников, их квалификация, оцениваемые по показателю, предусмотренному подпунктом «д» пункта 24 Положения, и необходимые для поставки товара, выполнения работ, оказания услуг, являющихся объектом закупки;
б) перечень следующих информации (в том числе данных) и документов, подтверждающих
квалификацию участника закупки, наличие специалистов и иных работников, их квалификацию, предусмотренные перечнем, установленным в соответствии с подпунктом «а» пункта 30 Положения:
трудовая книжка или сведения о трудовой деятельности, предусмотренные статьей 66.1 Трудового кодекса Российской Федерации;
информация (в том числе данные), результаты применения информационных технологий и документы, подтверждающие квалификацию участника закупки, его специалистов и иных работников, в том числе предусмотренную в соответствии с профессиональными стандартами (если соответствующий профессиональный стандарт обязателен для применения работодателями в соответствии с законодательством Российской Федерации).
В пункте 2 раздела II Порядка рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе предусмотрен критерий оценки «Квалификация участников закупки».
Указанный пункт Порядка рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе включает в себя показатели оценки:
- 1. «Наличие у участников закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта» со значимостью 20% и применением детализирующих показателей оценки: «Характеристика № 1.1 (общее количество исполненных участником закупки договоров)» со значимостью 50 %; «Характеристика № 1.2 (наибольшая цена одного из исполненных участником закупки договоров)» со значимостью 50%.
- 2. «Наличие у участников закупки специалистов и иных работников определенного уровня квалификации» со значимостью 30% и применением детализирующих показателей оценки: «Характеристика № 2.1 (сотрудники, имеющие ученую степень доктора/кандидата наук по научным специальностям «2.9.1. Транспортные и транспортно-технологические системы страны, ее регионов и городов, организация производства на транспорте», «2.9.4. Управление процессами перевозок», «2.9.5. Эксплуатация автомобильного транспорта» и/или ученую степень доктора/кандидата наук по научной специальности «5.2.3. Региональная и отраслевая экономика» согласно номенклатуре научных специальностей, утвержденной приказом Министерства науки и высшего образования РФ от 24.02.2021 № 118») со значимостью 100%.
- 3. «Наличие у участников закупки на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов» со значимостью 50% и применением детализирующих показателей оценки: «Характеристика № 3.1 (количество комплектов оборудования для подсчета количества пассажиров, вошедших и вышедших из транспорта общего пользования по остановкам, имеющегося у участника закупки на праве собственности или ином законном основании)» со значимостью 100%.
В разделе III Порядка рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе содержится Положение о применении критерия оценки, показателя оценки, показателя оценки, детализирующего показатель оценки; в рамках критерия «Квалификация участников закупки»
установлен показатель оценки «Сотрудники, имеющие ученую степень доктора/кандидата наук по научным специальностям «2.9.1. Транспортные и транспортно-технологические системы страны, ее регионов и городов, организация производства на транспорте», «2.9.4. Управление процессами перевозок», «2.9.5. Эксплуатация автомобильного транспорта» и/или ученую степень доктора/кандидата наук по научной специальности «5.2.3. Региональная и отраслевая экономика согласно номенклатуре научных специальностей, утвержденной приказом Министерства науки и высшего образования РФ от 24.02.2021 № 118» и предусмотрено, что документами, подтверждающими наличие специалистов, являются в совокупности:
В случае отсутствия указанных копий документов и/или предоставления указанных документов не в полном объеме сведения о них не учитываются при оценке заявки.
Как следует из материалов закупки, участником закупки ООО «Агентство дорожной информации РАДАР» в составе заявки представлены документы (в том числе: трудовые договоры, трудовые книжки, дипломы и авторефераты) в отношении 3 докторов технических наук и 3 кандидатов технических наук, часть из которых работает по совместительству. Подписи и оттиски печатей на документах присутствуют.
В силу абзаца 3 статьи 66 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ) работодатель (за исключением работодателей - физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями) ведет трудовые книжки на каждого работника, проработавшего у него свыше пяти дней, в случае, когда работа у данного работодателя является для работника основной (за исключением случаев, если в соответствии с настоящим Кодексом, иным федеральным законом трудовая книжка на работника не ведется).
На основании части 5 статьи 66 ТК РФ по желанию работника сведения о работе по совместительству вносятся в трудовую книжку по месту основной работы на основании документа, подтверждающего работу по совместительству.
Согласно части 1 статьи 312.2 ТК РФ трудовой договор и дополнительное соглашение к трудовому договору, предусматривающие выполнение работником трудовой функции дистанционно, могут заключаться путем обмена между работником (лицом, поступающим на работу) и работодателем электронными документами.
Работа по договору без трудовой книжки, в соответствии с абзацем 6 статьи 312.2 ТК РФ, возможна при дистанционной занятости - по желанию дистанционного работника сведения о его трудовой деятельности вносятся работодателем в трудовую книжку дистанционного работника при условии ее предоставления им, в том числе путем направления по почте заказным письмом с
уведомлением (за исключением случаев, если в соответствии с Трудовым кодексом РФ, иным Федеральным законом трудовая книжка на работника не ведется).
На основании изложенного, трудовым законодательством предусмотрены случаи заключения трудового договора без записи в трудовую книжку: работа по совместительству; дистанционная занятость; если работодатель является физическим лицом.
Ссылка Истца на среднесписочную численность сотрудников ООО «Агентство дорожной информации РАДАР» несостоятельна, поскольку не включает в себя: внешних совместителей, лиц в декрете и отпусках по уходу за ребенком, сотрудников в учебном отпуске.
Конкурсной комиссией приняты в качестве документов, подтверждающих трудовую деятельность, представленные ООО «Агентство дорожной информации РАДАР» документы, в том числе трудовые договоры. В заявке также были представлены копии дипломов и авторефератов в отношении 3 докторов технических наук и 3 кандидатов технических наук, как состоящих в штате организации, так и являющихся внешними совместителями.
Фактов представления участником закупки ООО «Агентство дорожной информации РАДАР» недостоверной информации Конкурсной комиссией не выявлено.
Доказательств обратного истцом не представлено.
Таким образом, истцом вопреки положениям ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не представлено доказательств, свидетельствующих о нарушении его прав и законных интересов.
В силу частей 1, 3 статьи 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Каждое лицо, участвующее в деле, должно раскрыть доказательства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений, перед другими лицами, участвующими в деле, до начала судебного заседания.
Таким образом, суд пришел к выводам об отсутствии нарушенного права истца. На основании изложенного суд отказывает истцу в удовлетворении требования. Расходы по уплате государственной пошлины подлежат отнесению на истца.
Руководствуясь ст.ст. 110, 167-170, 171, 176 Арбитражного процессуального кодекса
Российской Федерации, арбитражный суд
Р Е Ш И Л:
В иске отказать.
Расходы по оплате государственной пошлины отнести на истца.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Двадцатый арбитражный
апелляционный суд через Арбитражный суд Тульской области в месячный срок после его
принятия.
Судья Е.В. Горькова