Именем Российской Федерации
АРБИТРАЖНЫЙ СУД ТУЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ
Р Е Ш Е Н И Е
г. Тула Дело № А68-278/08-5/13
10 сентября 2008г.
Резолютивная часть решения объявлена 10 апреля 2008г.
Решение изготовлено в полном объеме 10 сентября 2008г.
Арбитражный суд Тульской области
в составе:
судьи Петрухиной Н.В.,
при ведении протокола судебного заседания судьей Петрухиной Н.В.
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению ООО «Туларегионгаз»
к МИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам Тульской области
3-е лицо: ОАО АК «ЦНИИСУ»
о признании недействительным решения №316-НК от 19.12.2007г.,
при участии в заседании:
от заявителя – пред. ФИО1 по дов. от 24.12.2007г.,
от ответчика - пред. ФИО2 по дов. от 09.04.2008г.,
от 3-его лица – пред. ФИО3 по дов. от 02.04.2008г.
ООО «Туларегионгаз» обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным решения МИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам Тульской области №316-НК от 19.12.2007г.
МИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам Тульской области заявленные требования не признал по основаниям, изложенным в отзыве .
3-е лицо- ОАО АК «ЦНИИСУ» поддержало в отзыве требования заявителя.
Выслушав доводы лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, арбитражный суд
У С Т А Н О В И Л:
МИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам Тульской области был составлен акт от 19.11.2007г. №91-НК об обнаружении фактов, свидетельствующих о предусмотренных Налоговым Кодексом РФ налоговых правонарушениях, согласно которому было установлено, что ООО «Туларегионгаз» нарушен срок представления налогового расчета по авансовым платежам по транспортному налогу за 3 квартал 2007г.
По результатам рассмотрения акта от 19.11.2007г. №91-НК руководителем МИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам Тульской области было вынесено решение №316-НК о привлечении ООО «Туларегионгаз» к ответственности по п.1 ст. 126 НК РФ за непредставление в установленный срок налогоплательщиком (плательщиком сбора, налоговым агентом) в налоговые органы документов и (или) иных сведений, предусмотренных Налоговым Кодексом РФ и иными актами законодательства о налогах и сборах в виде штрафа в сумме 50 руб.
Не согласившись с указанным решением, считая его незаконным и нарушающим права и интересы заявителя, ООО «Туларегионгаз» обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
В обоснование заявленных требований ООО «Туларегионгаз» пояснило следующее.
Факт представления заявителем налогового расчета по авансовым платежам по транспортному налогу за 3 квартал в установленные сроки, а именно 19.10.2007г., подтверждается актом экспертизы №28 от 11.12.2007г. ОАО «АК «ЦНИИСУ», оказывающим услуги специализированного оператора связи.
Согласно данному акту, документооборот сдачи «Налогового расчета по авансовым платежам по транспортному налогу» 19.11.2007г. завершен полностью, что подтверждается наличием соответствующего файла, подписанного ЭЦП налогоплательщика и ЭЦП ИФНС, наличием файла протокола, подписанного ЭЦП ИФНС и ЭЦП налогоплательщика, а также наличием файла подтверждения оператора, подписанного ЭЦП Оператора и ЭЦП налогоплательщика и содержащим дату сдачи отчетности, а именно 19.10.2007г. в 15 час.42 мин.
Таким образом, заявитель считает, что отсутствуют основания привлечения налогоплательщика к налоговой ответственности за совершения налогового правонарушения, предусмотренного п.1 ст. 126 НК РФ в связи с отсутствием события правонарушения в соответствии со ст. 109 НК РФ.
Возражая против заявленного требования, МИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам Тульской области указала в отзыве следующее.
В соответствии с п.3 ст. 80 НК РФ налоговая декларация (расчет) представляется в налоговый орган по месту учета налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента) в электронном виде по установленным форматам.
Согласно п.7 ст. 80 НК РФ форматы представления налоговых деклараций (расчетов) в электронном виде утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, на основании форм налоговых деклараций (расчетов) и порядка их заполнения, утвержденных Министерством финансов РФ.
Состав и структура показателей налогового расчета по авансовым платежам по транспортному налогу утверждены приказом ФНС России от 11.04.2007г. №ММ-3-13/224@ которым установлено представление налогового расчета в виде файла в формате XML.
Актом экспертизы №28 от 11.2.2007г. ОАО «АК ЦНИИСУ» подтвержден факт представления рассматриваемого расчета в виде файла неформализованной отчетности: в имя файла формата XML добавлено второе расширение TXT.
В письме №01/169 от 12.11.2007г. заявитель указывает, что установленное экспертизой изменение расширения произошло в результате некорректной работы программного обеспечения «ПК Спринтер».
Как следует из содержания письма налогоплательщика программный комплекс «Спринтер» установлен в помещении общества и эксплуатируется его сотрудниками, которые несут ответственность за соответствие вносимой в него информации установленным требованиям, в том числе и к ее формату.
Указанные обстоятельства, по мнению налогового органа, привели к неисполнению налогоплательщиком требований вышеуказанного приказа ФНС РФ.
Таким образом, налоговый орган считает, что несвоевременное представление расчета по авансовым платежам по транспортному налогу за 3 квартал 2007г. произошло по вине налогоплательщика, поскольку исполнение требований законодательства и подзаконных нормативно – правовых актов является обязанностью налогоплательщика, которая не была надлежащим образом исполнена.
На основании вышеизложенного, налоговый орган просил арбитражный суд отказать в удовлетворении заявленных требований ООО «Туларегионгаз».
Оценив представленные доказательства и доводы, приведенные лицами, участвующими в деле, арбитражный суд считает, что требования заявителя подлежат удовлетворению, при этом суд исходит из следующего.
Статьей 23 налогового кодекса РФ установлено, что налогоплательщики обязаны представлять в налоговый орган по месту учета в установленном порядке налоговые декларации по тем налогам, которые они обязаны уплачивать, если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах.
Согласно п.1 ст. 80 НК РФ налоговая декларация (расчет) представляет собой письменное заявление налогоплательщика о полученных доходах и произведенных расходах, источниках доходов, налоговых льготах и исчисленной сумме налога и (или) другие данные, связанные с исчислением и уплатой налога.
В силу пункта 3 названной статьи НК РФ налоговая декларация представляется в налоговый орган по месту учета налогоплательщика по установленной форме на бумажном носителе или по установленным форматам в электронном виде вместе с документами, которые в соответствии с настоящим Кодексом должны прилагаться к налоговой декларации (расчету).
При этом пунктом 4 Порядка представления налоговой в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи, утвержденного Приказом от 02.04.2002г. №БГ-3-32/169 Министерства РФ по налогам и сборам, предусмотрено, что представление налоговой декларации в электронном виде осуществляется по инициативе налогоплательщика и при наличии у него и налогового органа совместимых технических средств и возможностей для ее приема и обработки в соответствии со стандартами, форматами и процедурами, утвержденными Министерством РФ по налогам и сборам.
Согласно п.4 статьи 80 Кодекса налоговая декларация (расчет) может быть представлена налогоплательщиком (плательщиком сбора, налоговым агентом) в налоговый орган лично или через представителя, направлена в виде почтового отправления с описью вложения или передана по телекоммуникационным каналам связи.
Налоговый орган не вправе отказать в принятии налоговой декларации (расчета), представленной налогоплательщиком (плательщиком сборов, налоговым агентом) по установленной форме (установленному формату), и обязан проставить по просьбе налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента) на копии налоговой декларации (копии расчета) отметку о принятии и дату ее получения при получении налоговой декларации (расчета) на бумажном носителе либо передать налогоплательщику (плательщику сбора, налоговому агенту) квитанцию о приеме в электронном виде - при получении налоговой декларации (расчета) по телекоммуникационным каналам связи.
Согласно Формату представления налоговых деклараций, бухгалтерской отчетности и иных документов, служащих для исчисления и уплаты налогов и сборов, в электронном виде (версия 3.00), утвержденному Приказом МНС РФ от 22.12.2003г. №БГ-3-13/705@, данные налоговой и бухгалтерской отчетности в электронном виде представляются виде текстовых файлов в кодировке DOS, передающихся на магнитном носителе (дискете) или по каналам связи.
В судебном заседании установлено и подтверждено материалами дела, что ООО «Туларегионгаз» является плательщиком транспортного налога.
В соответствии с п.3 ст. 7-1 Закона Тульской области от 28.11.2002г. №343-ЗТО налоговые расчеты по авансовым платежам по транспортному налогу представляются налогоплательщиками в течение налогового периода не позднее последнего числа месяца, следующего за истекшим отчетным периодом. Пунктом 4 вышеназванного закона отчетными периодами для налогоплательщиков, являющихся организациями, признаются первый квартал, второй квартал, третий квартал.
Таким образом, заявитель обязан был представить расчет по авансовым платежам по транспортному налогу за 3 квартал 2007г. не позднее 31.10.2007г.
Из материалов дела следует, что 19.10.2007г. в 15 час. 42 мин. заявитель направил в адрес налогового органа файл с отчетностью (налоговый расчет по авансовым платежам по транспортному налогу за 3 квартал 2007г.), который отправлялся с использованием программы «ПК Спринтер», что подтверждается актом экспертизы №28 от 11.12.2007г. ОАО «АК ЦНИИСУ», оказывающим услуги специализированного оператора связи.
Согласно акту экспертизы №28 от 11.12.2007г. налогоплательщик отправил, а налоговый орган получил в электронном виде файл, содержащий неформализованную отчетность.
Декларация была выгружена из программы «1С: Бухгалтерия 8.0» в формате XMLи импортирована в «ПК Спринтер».
В связи с некорректной работой программного обеспечения произошло изменение файла XML на TXT. В результате сбоя «ПК Спринтер» расширение файла было изменено на TXT (стало двойным) и он был отправлен как «Неформализованная отчетность» под именем NO_TRANA_7101_7107049989710150001_20071008_347055e3-7a31-40f8-89da-52d29efd6b96/xml_000030/txt.
08.11.2007г. ООО «Туларегионгаз» направило повторно, после получения извещения от налогового органа об отсутствии налогового расчета по авансовым платежам по транспортному налогу за 3 квартал 2007г. в налоговом органе, в адрес МИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам Тульской области по телекоммуникационным каналам связи был направлен указанный налоговый, а письмом от 12.11.2007 г. исх. № 01/169 ООО «Туларегионгаз» информировало налоговый орган о своевременной сдаче налогового расчета 19.10.2007 г.
Исходя из изложенного, арбитражный суд считает, что заявитель свою обязанность по своевременному представлению налогового расчета по авансовым платежам по транспортному налогу за 3 квартал 2007г. выполнил, что подтверждается материалами дела.
При этом арбитражный суд исходит из того.
При принятии налоговых деклараций и бухгалтерской отчетности в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи соблюдаются требования электронного документооборота в соответствии с Порядком представления налоговой декларации в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи, утвержденным Приказом МНС России от 02.04.2002г. №БГ-3-32/169, Методическими рекомендациями об организации и функционировании системы представления налоговых деклараций и бухгалтерской отчетности в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи, утвержденными Приказом МНС России от 10.12.2002г. №БГ-3-32/705, а также иных актов МНС России.
При представлении в налоговый орган налоговых деклараций и бухгалтерской отчетности по телекоммуникационным каналам связи бумажные экземпляры налоговых деклараций и бухгалтерской отчетности налогоплательщик представлять не должен.
В судебном заседании налоговый орган признал факт получения от ООО «Туларегионгаз» налогового расчета по авансовым платежам по транспортному налогу за 3 квартал 2007г. в виде файла неформализованной отчетности.
То обстоятельство, что произошли программные ошибки, а конкретно, произошло изменение файла документа (двойное расширение) в результате некорректной работы программного обеспечения «ПК Спринтер», никоим образом не должно ущемлять права и законные интересы налогоплательщика – ООО «Туларегионгаз» и препятствовать выполнению налогоплательщиком своих обязанностей, предусмотренных НК РФ.
Диспозиция части 1 статьи 126 НК РФ устанавливает ответственность за виновное непредставление документов и сведений, предусмотренных Налоговым Кодексом и иными актами законодательства о налогах и сборах, в установленные сроки, а не за несоблюдение порядка электронного документооборота, получение нечитаемой информации, представление налоговой отчетности в электронном виде с техническими ошибками.
Согласно ст. 109 НК РФ лицо не может быть привлечено к ответственности за совершение налогового правонарушения при наличии хотя бы одного из следующих обстоятельств:
1) отсутствие события налогового правонарушения;
2) отсутствие вины лица в совершении налогового правонарушения.
Согласно ст. 110 НК РФ виновным в совершении налогового правонарушения признается лицо, совершившее противоправное деяние умышленно или по неосторожности.
Доказательств вины заявителя в совершении вменяемого правонарушения налоговым органом не представлено.
Таким образом, арбитражный суд считает, что ООО «Туларегионгаз» своевременно и добросовестно исполнило свою обязанность по своевременному представлению в налоговый орган расчета по авансовым платежам по транспортному налогу за 3 квартал 2007г., в действиях заявителя отсутствует вина в совершении налогового правонарушения, что в соответствии со ст. 109 НК РФ является обстоятельством, исключающим привлечение заявителя к налоговой ответственности.
При указанных обстоятельствах требование заявителя подлежит удовлетворению.
На основании ст. 110 АПК РФ следует взыскать с МИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам Тульской области в пользу ООО «Туларегионгаз» расходы по госпошлине в сумме 2000 руб.
Руководствуясь ст. ст. 110, 167-171, 176, 201 АПК РФ, арбитражный суд
Р Е Ш И Л:
Требование ООО «Тульская региональная компания по реализации газа» удовлетворить.
Признать недействительным решение МИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам Тульской области от 19.12.2007г. №316-НК о привлечении ООО «Тульская региональная компания по реализации газа» к ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах, как не соответствующее требованиям ст. ст. 109, 110 НК РФ.
Взыскать с МИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам Тульской области в пользу ООО «Туларегионгаз» расходы по госпошлине в сумме 2000 руб.
Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня его принятия в арбитражный суд апелляционной инстанции и в течение двух месяцев со дня вступления решения в законную силу в арбитражный суд кассационной инстанции.
Судья Н.В. Петрухина