НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение АС Тульской области от 09.01.2014 № А68-10306/13

Именем Российской Федерации

Арбитражный суд Тульской области

300041, Россия, <...>

тел./факс <***>; http://www.tula.arbitr.ru

Р Е Ш Е Н И Е

09 января 2014 года

г. Тула   Дело № А68-10306/2013

Арбитражный суд Тульской области в составе судьи Рыжиковой Н.А., рассмотрев материалы дела в порядке упрощенного производства по заявлению Межрайонной ИФНС России №8 по Тульской области (ИНН <***>, ОГРН <***>) к ГУ ТО "Отделение социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов Тепло-Огаревского района ТО ИНН (7126029106) ОГРН (1047102725340) о взыскании 1 000 руб., в отсутствие сторон, извещенных о рассмотрении дела в порядке упрощенного производства надлежащим образом по правилам ст. 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, установил:

Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 8 по Тульской области (далее – Межрайонная ИФНС России № 8 по Тульской области) обратилась в арбитражный суд с заявлением о взыскании с Государственного учреждения Тульской области «Отделение социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов Заокского района (далее ГУ ТО ОСО Заокского района) штрафа в сумме 1 000 руб.

Определением суда от 14.11.2013 ответчику в срок до 09.12.2013 предлагалось представить в суд письменный мотивированный отзыв на заявление по существу заявленных требований с указанием возражений относительно предъявленных к нему требований по каждому доводу, содержащемуся в исковом заявлении, со ссылкой на нормы права, документы в обоснование своих доводов, в случае оплаты, доказательства оплаты задолженности.

Указанным определением сторонам также предлагалось в срок до 25.12.2013 представить в суд дополнительные документы, содержащие объяснения по существу заявленных требований и возражений в обоснование своей позиции.

В сроки, установленные определением суда от 14.11.2013 о принятии искового заявления и рассмотрении дела в порядке упрощенного производства, отзыв на заявление ответчиком в суд не представлен.

Обстоятельства, препятствующие рассмотрению дела в порядке упрощенного производства, судом не выявлены.

В соответствии с положениями ч. 5 ст. 228 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) суд рассмотрел настоящее дело в порядке упрощенного производства на основании доказательств, представленных истцом.

Из материалов дела арбитражный суд установил, что 13.02.2013 г. Межрайонной ИФНС России № 8 по Тульской области составлен акт камеральной налоговой проверки № 4314. Из акта следует, что в нарушение налогового законодательства ГУ ТО ОСО Заокского района налоговая декларация по налогу на прибыль организаций за 9 месяцев 2012 года представлена 30.10.2012 при установленном сроке 29.10.2012.

По итогам проверки заместителем начальника Межрайонной ИФНС России № 8 по Тульской области вынесено решение № 414 от 15.03.2013 о привлечении ГУ ТО ОСО Заокского района к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения, предусмотренного п.1 ст. 119 Налогового кодекса Российской Федерации в виде взыскания штрафа в сумме 1 000 руб.

Требованием № 920 по состоянию на 18.04.2013 ответчику предложено уплатить указанный выше штраф. Установленный срок для исполнения требования до 15.05.2013г.

Требование об уплате налога, сбора, пени, штрафа № 920 ответчиком в установленный срок не исполнено, в связи с чем налоговый орган обратился в суд.

Суд считает, что требования заявителя не подлежат удовлетворению. При этом суд исходит из следующего.

В силу части 6 статьи 215 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел о взыскании обязательных платежей и санкций арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имеются ли основания для взыскания суммы задолженности, полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании, проверяет правильность расчета и размера взыскиваемой суммы.

В соответствии с пунктом 1 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик обязан уплачивать законно установленные налоги (подпункт 1 пункта 1 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации), представлять в установленном порядке в налоговый орган по месту учета налоговые декларации (расчеты), если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах (подпункт 4 пункта 1 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации).

Положениями пункта 1 статьи 119 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что непредставление налогоплательщиком в установленный законодательством о налогах и сборах срок налоговой декларации в налоговый орган по месту учета влечет взыскание штрафа в размере 5 процентов неуплаченной суммы налога, подлежащей уплате (доплате) на основании этой декларации, за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для ее представления, но не более 30 процентов указанной суммы и не менее 1 000 рублей.

Состав налогового правонарушения, ответственность за которое установлена пунктом 1 статьи 119 Налогового кодекса Российской Федерации, является формальным и обусловлен определенными (конкретными) сроками, в течение которых налогоплательщик обязан исполнить установленные Налоговым кодексом Российской Федерации обязанности.

Таким образом, моментом обнаружения фактов, свидетельствующих о нарушении налогового законодательства, является соотношение срока представления налоговой отчетности, установленной налоговым законодательством с датой фактического ее представления налогоплательщиком.

В соответствии с пунктом 4 статьи 289 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики по итогам налогового периода представляют налоговые декларации по налогу на прибыль не позднее 28 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Общие условия привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения установлены статьей 108 Налогового кодекса Российской Федерации, в соответствии с которой привлечение к ответственности за совершение налогового правонарушения производится по основаниям и в порядке, которые предусмотрены Налоговым кодексом Российской Федерации.

Согласно пункту 1 статьи 100.1 Налогового кодекса Российской Федерации дела о выявленных в ходе камеральной или выездной налоговой проверки налоговых правонарушениях рассматриваются в порядке, предусмотренном статьей 101 настоящего Кодекса.

Дела о выявленных в ходе иных мероприятий налогового контроля налоговых правонарушениях (за исключением правонарушений, предусмотренных статьями 120, 122 и 123 настоящего Кодекса) рассматриваются в порядке, предусмотренном статьей 101.4 настоящего Кодекса (пункт 2 статьи 100.1 Налогового кодекса Российской Федерации).

Таким образом, порядок привлечения к налоговой ответственности применительно к составу правонарушения, предусмотренного пунктом 1 статьи 119 Налогового кодекса Российской Федерации, установлен статьей 101.4 «производство по делу о предусмотренных настоящим Кодексом налоговых правонарушениях».

Согласно пункту 1 статьи 101.4 Налогового кодекса Российской Федерации при обнаружении фактов, свидетельствующих о нарушениях законодательства о налогах и сборах, ответственность за которые установлена настоящим Кодексом (за исключением налоговых правонарушений, дела о выявлении которых рассматриваются в порядке, установленном статьей 101 настоящего Кодекса), должностным лицом налогового органа в течение 10 дней со дня выявления указанного нарушения должен быть составлен в установленной форме акт, подписываемый этим должностным лицом и лицом, совершившим такое нарушение. Об отказе лица, совершившего нарушение законодательства о налогах и сборах, подписать акт делается соответствующая запись в этом акте.

Лицо, совершившее налоговое правонарушение, вправе в случае несогласия с фактами, изложенными в акте, а также с выводами и предложениями должностного лица, обнаружившего факт налогового правонарушения, в течение 10 дней со дня получения акта представить в соответствующий налоговый орган письменные возражения по акту в целом или по его отдельным положениям. При этом указанное лицо вправе приложить к письменным возражениям или в согласованный срок передать в налоговый орган документы (их заверенные копии), подтверждающие обоснованность возражений (пункт 5 статьи 101.4 Налогового кодекса Российской Федерации).

По истечении срока, указанного в пункте 5 настоящей статьи, в течение 10 дней руководитель (заместитель руководителя) налогового органа рассматривает акт, в котором зафиксированы факты нарушения законодательства о налогах и сборах, а также документы и материалы, представленные лицом, совершившим налоговое правонарушение (пункт 6 статьи 101.4 Налогового кодекса Российской Федерации).

По результатам рассмотрения акта и приложенных к нему документов и материалов руководитель (заместитель руководителя) налогового органа выносит решение в срок, предусмотренный пунктом 6 настоящей статьи: о привлечении лица к ответственности за налоговое правонарушение; об отказе в привлечении лица к ответственности за налоговое правонарушение (пункт 8 статьи 101.4 Налогового кодекса Российской Федерации).

На основании вынесенного решения о привлечении лица к ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах этому лицу направляется требование об уплате пеней и штрафа в порядке, установленном статьей 69 настоящего Кодекса, и в сроки, установленные пунктом 2 статьи 70 настоящего Кодекса (пункт 10 статьи 101.4 Налогового кодекса Российской Федерации).

Копия решения руководителя налогового органа и требование об уплате пеней и штрафа вручаются лицу, совершившему налоговое правонарушение, под расписку или передаются иным способом, свидетельствующим о дате их получения этим лицом (его представителем). В случае если лицо, привлеченное к ответственности, или его представители уклоняются от получения копий указанных решения и требования, эти документы направляются заказным письмом по почте и считаются полученными по истечении шести дней после дня их отправки по почте заказным письмом (пункт 11 статьи 101.4 Налогового кодекса Российской Федерации).

В соответствии с пунктом 2 статьи 70 Налогового кодекса Российской Федерации требование об уплате налога по результатам налоговой проверки должно быть направлено налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) в течение 10 дней с даты вступления в силу соответствующего решения.

В силу пункта 1 статьи 115 Налогового кодекса Российской Федерации налоговые органы могут обратиться в суд с заявлением о взыскании штрафов с организации и индивидуального предпринимателя в порядке и сроки, которые предусмотрены статьями 46 и 47 настоящего Кодекса, с физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, в порядке и сроки, которые предусмотрены статьей 48 настоящего Кодекса.

Заявление о взыскании штрафа с организации или индивидуального предпринимателя в случаях, предусмотренных подпунктами 1 - 3 пункта 2 статьи 45 настоящего Кодекса, может быть подано налоговым органом в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате штрафа. Пропущенный по уважительной причине срок подачи указанного заявления может быть восстановлен судом.

Как установлено судом и следует из материалов дела, налоговую декларацию по налогу на прибыль за 9 месяцев 2012 года ответчик представил 30.10.2012, то есть с нарушением срока, установленного п. 3 ст. 289 Налогового кодекса Российской Федерации (до 29.10.2012), позже на один день, что образует состав налогового правонарушения, предусмотренного пунктом 1 статьи 119 Налогового кодекса Российской Федерации. Датой обнаружения правонарушения согласно акту камеральной налоговой проверки является 13.02.2013.

При этом, исходя из установленной налоговым органом в акте и решении даты представления заинтересованным лицом указанной декларации (30.10.2012), совокупные сроки обращения в суд с заявлением о взыскании штрафных санкций истекли 06.08.2013г.: 10 дней на составление акта с момента выявления нарушения в соответствии с пунктом 1 статьи 101.4 Налогового кодекса Российской Федерации (13.11.2012) + 6 дней на получение акта в соответствии с пунктом 4 статьи 101.4 Налогового кодекса Российской Федерации (21.11.2012) + 10 дней на представление возражений на акт в соответствии с пунктом 5 статьи 101.4 Налогового кодекса Российской Федерации (05.12.2012) + 10 дней на рассмотрение возражений и вынесение решения в соответствии с пунктом 6 статьи 101.4 Налогового кодекса Российской Федерации (19.12.2013) + 10 дней на выставление требования в соответствии со статьей 70 Налогового кодекса Российской Федерации (10.01.2013) + срок, установленный для исполнения требования. После истечения срока исполнения требования (06.02.2013) налоговый орган вправе был в течение 6 месяцев обратиться с заявлением в суд в соответствии с пунктом 1 статьи 115 Налогового кодекса Российской Федерации (06.08.2013).

Таким образом, совокупные сроки обращения в суд с заявлением о взыскании штрафных санкций за несвоевременное представление налоговой декларации по налогу на прибыль за 9 месяцев 2012 год истекли 06.08.2013.

С заявлением о взыскании штрафных санкций за несвоевременное представление декларации по налогу на прибыль за 9 месяцев 2012 год налоговый орган обратился в Арбитражный суд Тульской области 07.11.2013.

С ходатайством о восстановлении пропущенного срока налоговый орган в суд не обращался.

Таким образом, право налогового органа на взыскание штрафа утрачено.

Кроме того, суд считает необходимым отметить следующее.

В соответствии с пунктом 1 статьи 82 Налогового кодекса Российской Федерации налоговым контролем признается деятельность уполномоченных органов по контролю за соблюдением налогоплательщиками, налоговыми агентами и плательщиками сборов законодательства о налогах и сборах в порядке, установленном Кодексом. Налоговый контроль проводится должностными лицами налоговых органов в пределах своей компетенции посредством налоговых проверок, получения объяснений налогоплательщиков, налоговых агентов и плательщиков сбора, проверки данных учета и отчетности, осмотра помещений и территорий, используемых для извлечения дохода (прибыли), а также в других формах, предусмотренных Кодексом.

В силу пункта 1 статьи 88 Налогового кодекса Российской Федерации камеральная налоговая проверка проводится по месту нахождения налогового органа на основе налоговых деклараций (расчетов) и документов, представленных налогоплательщиком, а также других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа.

Из анализа указанных норм следует, что камеральная проверка является одной из форм налогового контроля, которая осуществляется налоговыми органами с целью соблюдения налогоплательщиками законодательства о налогах и сборах. При этом, камеральная проверка осуществляется налоговым органом на основе представленной налогоплательщиком налоговой декларации и приложенных к ней документов.

Как установлено судом и следует из материалов дела, ответчиком с нарушением срока на один день представлена декларация по налогу на прибыль за 9 месяцев 2012 года, согласно которой сумма налога, подлежащая уплате, составила 0 рублей.

Материалы дела не содержат документов, подтверждающих, что налоговым органом проверялась правильность исчисления ответчиком налога, запрашивались подтверждающие документы, проводились иные мероприятия налогового контроля, применение которых предусмотрено актами законодательства о налогах и сборах только в рамках проведения налоговых проверок.

С учетом изложенного, факт выявления задержки представления нулевой декларации по налогу на прибыль за 9 месяцев 2012 года на один день не требовал камеральной налоговой проверки документов ответчика, тем более длительностью 3 месяца.

Производство по делу о налоговом правонарушении, проведенное налоговой инспекцией в порядке статей 88, 100, 101, 101.2 Налогового кодекса РФ, привело к увеличению сроков проверки и, следовательно, к увеличению всех процессуальных сроков как для оформления результатов проверки, так и обращения с заявлением в арбитражный суд.

Совокупность сроков, определенных статьей 101.4 Налогового кодекса РФ, и их окончание является одним из основных моментов для исчисления срока давности взыскания санкции (статья 115 НК РФ).

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения требований заявителя.

Руководствуясь ст. ст. 167-170, 229 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении заявленных требований отказать.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Двадцатый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Тульской области в десятидневный срок после его принятия.

Судья Н.А. Рыжикова