НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение АС Тульской области от 05.03.2019 № А68-14729/18

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ТУЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ

300041, Россия, Тульская область, г. Тула, Красноармейский проспект, д. 5

тел./факс (4872) 250-800;  e-mail: а68.info@arbitr.ru; http://www.tula.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Тула                                                                                                      Дело № А68-14729/2018

Резолютивная часть решения объявлена: «05» марта 2019 года

Полный текст решения изготовлен: «06» марта 2019 года

Арбитражный суд Тульской области в составе судьи Елисеевой Л.В.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Коротковой Е.И.,

рассмотрев в судебном заседании дело по иску (заявлению) Общества с ограниченной ответственностью «Региональная генерирующая компания - Тула» (ОГРН 1157154020627, ИНН 7107108610)

к Государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Туле Тульской области (межрайонное) (ОГРН 1077103001414, ИНН 7106075827)

о признании частично недействительным решения от 25.09.2018 № 160,

при участии в заседании:

от заявителя – не явились, извещены,

от ответчика – представитель Лукьянова Е.И. по доверенности от 09.01.2019 № 10,

УСТАНОВИЛ:

Общество с ограниченной ответственностью «Региональная генерирующая компания - Тула» (далее – ООО «РГК-Тула», Заявитель) обратилось в суд с заявлением признании недействительным решения от 25.09.2018 № 160 о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах, вынесенного Государственным учреждением – Управлением Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Туле Тульской области (межрайонное) (далее – УПФР в г. Туле, Ответчик), в части привлечения ООО «ГРК-Тула» к ответственности, предусмотренной ст. 58.3 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» и взыскания страховых взносов на обязательное пенсионное страхование по дополнительному тарифу в размере 459 255 руб. 57 коп., начисления пени за неуплату страховых взносов на обязательное пенсионное страхование по дополнительному тарифу в размере 33 601 руб. 16 коп., взыскания штрафа за неуплату страховых взносов на обязательное пенсионное страхование по дополнительному тарифу в размере 98 090 руб. 02 коп.

Ответчик требования заявителя не признает по основаниям, изложенным в отзыве.

Заявитель в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного заседания извещен надлежащим образом.

Спор рассмотрен в порядке ст. 156 АПК РФ в отсутствие представителя заявителя.

Из материалов дела следует, что УПФР в г. Туле была проведена выездная проверка ООО «ГРК-Тула» с целью контроля правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации, страховых взносов на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования плательщиком страховых взносов за период с 31.07.2015 по 31.12.2016.

В ходе проверки было установлено, в частности, что в трудовых отношениях с ООО «ГРК-Тула» в спорный период состояли работники, занятые по профессии «электрогазосварщик».

Между тем, заявитель в нарушение статьи 58.3 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ в спорный период не применял дополнительный тариф страховых взносов в отношении выплат и иных вознаграждений в пользу работников, занятых на видах работ, указанных в пункте 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».

По факту выявленного нарушения УПФР в г. Туле был составлен Акт выездной проверки от 22.08.2018 № 181 и принято решение от 25.09.2018 № 160 о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах.

В соответствии с указанным решением ООО «РГК-Тула» было предложено, в частности, уплатить недоимку по страховым взносам по обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации по дополнительному тарифу в соответствии с ч. 2 и ч. 2.1 ст. 58.3 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ в отношении выплат в пользу работников, занятых на видах работ, указанных в пп. 2-18 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ (с 01.01.2015 пп. 2-18 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ) в размере 490 450 руб. 10 коп., начислены пени по дополнительному тарифу в размере 33 601 руб. 16 коп., а также Общество привлечено к ответственности по п. 1 ст. 47 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ за неуплату страховых взносов по дополнительному тарифу в виде штрафа в размере 98 090 руб. 02 коп.

Будучи не согласным с данным решением в указанной части, заявитель обратился в суд с настоящим заявлением.

В обоснование заявленных требований заявитель указывает, что в 1 квартале 2017 года в соответствии с положениями Федерального закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» ООО «ГРК-Тула» проведена специальная оценка условий труда (СОУТ) на рабочих местах, в том числе электрогазосварщиков.

Согласно Картам СОУТ работников условия труда электрогазосварщиков являются допустимыми (2 класс).

Доказательства того, что в период с 31.07.2015 по 31.12.2016 условия труда электрогазосварщиков отличались от установленных СОУТ, отсутствуют.

Следовательно, размер дополнительного тарифа страховых взносов на обязательное пенсионное страхование для ООО «РГК-Тула» в отношении электрогазосварщиков должен составлять 0,0 процента.

Оспаривая доводы заявителя, представитель ответчика настаивал на том, право на освобождение от уплаты дополнительного тарифа страховых взносов возникает только после проведения аттестации рабочих мест.

Специальная оценка была проведена Обществом в 2017 году. Она не может распространяться на предыдущие периоды.

С учетом положений ч. 4 ст. 58.3 Федерального закона № 212-ФЗ и ч. 4 ст. 11 Федерального закона № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» (далее – Федеральный закон № 426-ФЗ), страхователь освобождается от уплаты дополнительного тарифа страховых взносов в случае проведения специальной оценки только с даты утверждения отчета о ее проведении.

Для тех категорий плательщиков, которые не имеют результатов специальной оценки условий труда или аттестации рабочих мест, дополнительные тарифы страховых взносов в ПФР предусмотрены ч. 14 и 2 ст. 58.3 Федерального закона № 212-ФЗ.

Таким образом, в соответствии с ч. 2 ст. 58.3 Федерального закона № 212-ФЗ Общество обязано было в проверяемом периоде исчислить и уплатить страховые взносы по дополнительному тарифу с выплат работникам по профессии «электрогазосварщик».

Выслушав доводы представителей сторон и изучив материалы дела, арбитражный суд отмечает следующее.

В соответствии с ч. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов и должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

При этом ненормативный правовой акт может быть признан недействительным, а решения, действия (бездействие) незаконными только при наличии одновременно двух условий, а именно: несоответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов юридического лица.

В соответствии с законодательством Российской Федерации в сфере пенсионного обеспечения, права граждан на материальную обеспеченность и удовлетворение основных жизненных потребностей в старости или при наступлении иных условий, обеспечиваются посредством выплаты соответствующих пенсий, финансирование которых осуществляется за счет страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в установленном законодательством порядке.

В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 167-ФЗ) страховые взносы на обязательное пенсионное страхование – это обязательные платежи, которые уплачиваются в Пенсионный фонд Российской Федерации и целевым назначением которых является обеспечение прав граждан на получение обязательного страхового обеспечения по обязательному пенсионному страхованию (в том числе страховых пенсий, фиксированных выплат к ним и социальных пособий на погребение), включая индивидуально возмездные обязательные платежи, персональным целевым назначением которых является обеспечение права гражданина на получение накопительной пенсии и иных выплат за счет средств пенсионных накоплений.

Следовательно, страховые взносы на обязательное пенсионное страхование обеспечивают получение застрахованным лицом (то есть, работником организации) пенсии при наступлении соответствующих условий, а отдельные категории граждан имеют право на досрочное пенсионное обеспечение.

В целях реализации прав лиц на досрочное пенсионное обеспечение, в соответствии со статьей 58.3 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» (далее – Федеральный закон № 212-ФЗ) плательщики страховых взносов в отношении выплат и иных вознаграждений в пользу физических лиц, занятых на видах работ, указанных в подпунктах 1 - 18 пункта 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (до 01 января 2014 года - подпункты 2 - 18 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации») начисляют страховые взносы в Пенсионный фонд РФ по дополнительному тарифу.

Таким образом, страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации по дополнительному тарифу обеспечивают досрочное пенсионное обеспечение работников, занятых на соответствующих видах работ.

Для плательщиков страховых взносов в отношении выплат и иных вознаграждений в пользу физических лиц, занятых на видах работ, указанных в пунктах 2 - 18 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее – Федеральный закон № 400-ФЗ), частью 2 ст. 58.3 Федерального закона № 212-ФЗ на 2015 и последующие годы установлен дополнительный тариф страхового взноса в размере 6,0%.

В свою очередь, в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 30 Федерального закона № 400-ФЗ страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 лет и 20 лет.

Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации (ч. 2 ст. 30 Федерального закона № 400-ФЗ).

Постановлением Правительства РФ от 16.07.2014 № 665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение» установлено, что при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со статьей 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» применяется при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, работавшим на работах с тяжелыми условиями труда, Список № 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, утвержденный постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 № 10.

На основании раздела XXXIII «Общие профессии» Списка № 2 к работникам, занятым на указанных видах работ, относятся электрогазосварщики, занятые на резке и ручной сварке, на полуавтоматических машинах, а также на автоматических машинах с применением флюсов, содержащих вредные вещества не ниже 3 класса опасности (код позиции 2320000-19756).

Согласно п. 2.1 ст. 58.3 Федерального закона № 212-ФЗ для плательщиков страховых взносов, указанных в частях 1 и 2 настоящей статьи, в зависимости от установленного по результатам специальной оценки условий труда, проводимой в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, класса условий труда взамен установленных в частях 1 и 2 настоящей статьи дополнительных тарифов применяются следующие дополнительные тарифы страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации:

Класс условий труда

Подкласс условий труда

Дополнительный тариф страхового взноса

Опасный

4

8,0 процента

Вредный

3.4

7,0 процента

3.3

6,0 процента

3.2

4,0 процента

3.1

2,0 процента

Допустимый

2

0,0 процента

Оптимальный

1

0,0 процента.

Федеральный закон от 28.12.2013 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» (далее – Федеральный закон № 426-ФЗ) вступил в силу с 01.01.2014. С указанной даты при установлении дополнительного тарифа страховых взносов, уплачиваемых в Пенсионный фонд Российской Федерации,  с учетом класса (подкласса) условий труда на рабочем месте применяются результаты специальной оценки условий труда (пункт 7 статьи 7 Федерального закона № 426-ФЗ).

Согласно части 4 статьи 27 Федерального закона № 426-ФЗ в случае, если до дня вступления в силу настоящего Федерального закона в отношении рабочих мест была проведена аттестация рабочих мест по условиям труда, специальная оценка условий труда в отношении таких рабочих мест может не проводиться в течение пяти лет со дня завершения данной аттестации, за исключением случаев возникновения обстоятельств, указанных в части 1 статьи 17 настоящего Федерального закона.

При этом для целей, определенных статье 7 настоящего Федерального закона, используются результаты данной аттестации, проведенной в соответствии с действовавшим до дня вступления в силу настоящего Федерального закона порядком. Работодатель вправе провести специальную оценку условий труда в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, до истечения срока действия имеющихся результатом аттестации рабочих мест по условиям труда.

В соответствии пунктом 5 статьи 15 Федерального закона  от 28.12.2013 № 421-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О специальной оценке условий труда» результаты аттестации, проведенной до 01.01.2014, которые действительны до окончания срока их действия, применяются при определении установленного частью 2.1 статьи 58.3 Федерального закона № 212-ФЗ дополнительного тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, начисляемых на выплаты работникам, условия труда которых признаны вредными и (или) опасными.

Таким образом, если работник занят на видах работ, указанных в подпунктах 2 - 18 пункта 1 статьи 27 Федерального закона № 173-ФЗ (с 1 января 2015 года - в пунктах 2 - 18 части 1 статьи 30 Федерального закона № 400-ФЗ), и результаты аттестации (специальной оценки) его рабочего места отсутствуют, то страховые взносы на выплаты и иные вознаграждения, производимые в пользу данного работника, следует начислять по дополнительным тарифам, предусмотренным соответственно частями 1 или 2 статьи 58.3 Федерального закона № 212-ФЗ.

Согласно правовой позиции Верховного Суда РФ, изложенной в Определении от 15.04.2016 № 303-КГ-16-2573, право на освобождение от уплаты дополнительного тарифа страховых взносов возникает только после проведения аттестации рабочих мест.

В ходе проверки Управлением установлено и не оспаривается заявителем, что Общество в спорном периоде (с 31.07.2015 по 31.12.2016) не проводило аттестацию (специальную оценку) рабочих мест работников по специальности «электрогазосварщик».

Специальная оценка условий труда указанных работников была проведена Обществом только в 1 квартале 2017 года.

Суд не принимает во внимание довод заявителя о том, что условия труда по указанным профессиям не менялись, и поскольку на основании Карты специальной оценки условий труда от 2017 года для рабочего места «электрогазосварщик» условия труда не признаны вредными либо опасными, а признаны допустимыми (подкласс 2), страховые взносы по дополнительному тарифу уплате не подлежат.

Суд соглашается с доводами УПФР в г. Туле о том, что результаты специальной оценки условий труда для рабочего места электрогазосварщик, проведенной ООО «ГРК-Тула» в 1 квартале 2017 года, нельзя распространить на спорный период (с 31.07.2015 по 31.12.2016).

Суд отмечает, что для тех категорий плательщиков, которые не имеют результатов специальной оценки труда или аттестации рабочих мест, дополнительные тарифы страховых взносов в ПФР предусмотрены частями 2 статьи 58.3 Федерального закона № 212-ФЗ. Результаты аттестации рабочих мест (специальная оценка условий труда) влияют на размер дополнительного тарифа.

Следовательно, учитывая установленные в ходе рассмотрения настоящего дела обстоятельства, Общество в спорный период должно было в соответствии с ч. 2 ст. 58.3 Федерального закона № 212-ФЗ начислять страховые взносы по дополнительному тарифу с выплат вышеуказанным работникам.

Таким образом, Обществу по результатам проверки обоснованно доначислены страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации по дополнительному тарифу в соответствии с ч. 2 и ч. 2.1 ст. 58.3 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ в отношении выплат в пользу работников, занятых на видах работ, указанных в пп. 2-18 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ (с 01.01.2015 пп. 2-18 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ) в размере 490 450 руб. 10 коп. и пени по дополнительному тарифу в размере 33 601 руб. 16 коп., а также Общество обоснованно привлечено к ответственности по п. 1 ст. 47 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ за неуплату страховых взносов по дополнительному тарифу в виде штрафа в размере 98 090 руб. 02 коп.

При этом суд обращает внимание на то, что в соответствии с оспариваемым эпизодом заявителю доначислены страховые взносы по дополнительному тарифу в размере 490 450 руб. 10 коп., а не 459 255 руб. 57 коп., как это указывает заявитель в своем заявлении.

При указанных обстоятельствах суд не усматривает оснований для удовлетворения требований заявителя.

При обращении в суд с настоящим заявлением Обществом в соответствии с платежным поручением № 6257 от 10.12.2018 была уплачена государственная пошлина в размере 3 000 руб.

В соответствии со ст. 110 АПК РФ расходы по уплате государственной пошлины в размере 3 000 руб. подлежат отнесению на ООО «ГРК-Тула».

На основании вышеизложенного, и руководствуясь ст.ст. 110, 167-170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

Р Е Ш И Л :

В удовлетворении требований заявителя отказать.

Расходы по уплате государственной пошлины отнести на заявителя.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Двадцатый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Тульской области в месячный срок со дня его принятия.

Судья                                                                                                              Л.В.Елисеева