Арбитражный суд Тульской области
300041, г. Тула, Красноармейский проспект, д.5.
тел./факс (4872) 250-800; http://www.tula.arbitr.ru
г. Тула Дело № А68-3448/2021
Резолютивная часть решения оглашена 01 декабря 2021 года
Полный текст решения изготовлен 08 декабря 2021 года
Арбитражный суд Тульской области в составе судьи Рыжиковой Н. А., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Борисовым М.А., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью «БрянскЭлектро» (ИНН 7731480563, ОГРН 5147746160172) к Приокскому межрегиональному управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (ИНН 7107084990, ОГРН 1047101134475) о признании незаконным предписания от 22.03.2021 № 1-32-011/2021, при участии в заседании: от заявителя, ответчика – не явились, извещены,
установил:
общество с ограниченной ответственностью «БрянскЭлектро» (далее также заявитель, общество) обратилось в арбитражный суд с требованиями к Приокскому межрегиональному управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (далее также ответчик, управление, Приокское управление Росприроднадзора) о признании незаконным предписания от 22.03.2021 № 1-32-011/2021.
ООО «БрянскЭлектро» в судебное заседание не явилось, о времени и месте рассмотрения дела извещено надлежащим образом; представило ходатайство о рассмотрении дела без его участия. Ходатайство судом рассмотрено и удовлетворено.
Ответчик представил отзыв на заявление, в котором возражал против удовлетворения заявленных требований; в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом; представил ходатайство о рассмотрении дела без его участия. Ходатайство судом рассмотрено и удовлетворено.
В порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд рассматривает дело в отсутствие заявителя и ответчика.
Из материалов дела суд установил, что общество имеет лицензию от 20.07.2016 № (32)-6457-ОУ на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности по видам работ, выполняемых в составе лицензируемого вида деятельности: обработка отходов III класса опасности, утилизация отходов III класса опасности (отходы минеральных масел трансформаторных, не содержащих галогены, код отхода по ФККО 40614001313). Настоящая лицензия предоставлена бессрочно.
На основании распоряжения заместителя руководителя Приокского управления Росприроднадзора от 16.02.2021 № 69-Р, государственным инспектором в период с 19.02.2021 по 22.03.2021 в отношении ООО «БрянскЭлектро» проведена плановая выездная проверка в рамках лицензионного контроля при лицензировании деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности (реестровый №10001428245).
Управлением в акте проверки от 22.03.2021 № 32-013/2021 сделан вывод о нарушении сетевой организацией пункта 1 статьи 8 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видом деятельности», подпунктов «в» и «г» пункта 3 Положения о лицензировании деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности, утвержденного Постановлением правительства РФ от 26.12.2020 № 2290 «О лицензировании деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности»; отсутствие трудовых договоров работников на осуществление деятельности в области обращения с отходами, в части обработки и утилизации отхода III класса опасности (отходы минеральных масел трансформаторных, не содержащих галогены, код отхода по ФККО 40614001313).
По результатам проверки 22.03.2021 государственным инспектором Приокского управления Росприроднадзора составлен акт проверки № 32-013/2021 и выдано предписание №1-32-011/2021 об устранении выявленных нарушений обязательных требований, со сроком исполнения – 22.04.2021.
ООО «БрянскЭлектро», посчитав, что предписание от 29.03.2021 № 1-32-011/2021 является незаконным, нарушает его права и законные интересы, обратилось в арбитражный суд с настоящими требованиями.
Исследовав представленные в материалы дела доказательства, выслушав доводы участвующих в деле лиц, арбитражный суд пришел к следующим выводам.
Порядок рассмотрения дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц установлен главой 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ).
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
По смыслу приведенной нормы необходимым условием для признания ненормативного правового акта, действий (бездействия) недействительными является одновременно несоответствие оспариваемого акта, действия (бездействия) закону или иному нормативному акту и нарушение прав и законных интересов организации в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Отношения, возникающие между федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями в связи с осуществлением лицензирования отдельных видов деятельности, регулируются Федеральным законом от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее - Закон № 99-ФЗ).
В соответствии с пунктом 2 статьи 3 Закона № 99-ФЗ лицензия - специальное разрешение на право осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем конкретного вида деятельности (выполнения работ, оказания услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности).
Согласно пункту 4 статьи 3 Закона № 99-ФЗ лицензионными требованиями признается совокупность требований, которые установлены положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, основанные на соответствующих требованиях законодательства Российской Федерации, и направлены на обеспечение достижения целей лицензирования.
В соответствии с пунктом 1 статьи 8 Закона № 99-ФЗ лицензионные требования устанавливаются положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, утверждаемыми Правительством Российской Федерации.
Порядок лицензирования деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности, осуществляемой юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями (далее - деятельность в области обращения с отходами), определен Постановлением Правительства РФ от 26.12.2020 № 2290 «О лицензировании деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I – IV классов опасности» (далее - ПП РФ № 2290).
Как следует из материалов дела и лицензии Федеральной службы по надзору в сфере природопользования № (32) - 6457 -ОУ от 20.07.2016 ООО «БрянскЭлектро» вправе осуществлять обработку отходов III класса опасности; утилизацию отходов III класса опасности. Лицензия предоставлена обществу бессрочно.
Приложением к вышеуказанной лицензии определен перечень отходов и видов работ в составе лицензируемой деятельности:
- наименование отхода - отходы минеральных масел трансформаторных, не содержащих галогены;
- код отхода - 40614001313
- класс опасности - 3:
- вид работ - обработка, утилизация:
- адрес осуществления деятельности - 241037, г. Брянск, пр-т Станке Димитрова, д. 5В.
На основании распоряжения заместителя руководителя Приокского управления Росприроднадзора от 16.02.2021 № 69-Р, государственным инспектором в отношении ООО «БрянскЭлектро» проведена плановая выездная проверка в рамках лицензионного контроля при лицензировании деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности (реестровый №10001428245).
По результатам проверки 22.03.2021 государственным инспектором Приокского межрегионального управления Росприроднадзора составлен акт проверки № 32-013/2021 и выдано предписание №1-32-011/2021 об устранении выявленных нарушений обязательных требований, со сроком исполнения – 22.04.2021.
Управлением в акте проверки от 22.03.2021 № 32-013/2021 сделан вывод о нарушении сетевой организацией пункта 1 статьи 8 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видом деятельности», подпунктов «в» и «г» пункта 3 Положения о лицензировании деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности, утвержденного Постановлением правительства РФ от 26.12.2020 № 2290 «О лицензировании деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности»; отсутствие трудовых договоров работников на осуществление деятельности в области обращения с отходами, в части обработки и утилизации отхода III класса опасности (отходы минеральных масел трансформаторных, не содержащих галогены, код отхода по ФККО 40614001313).
Согласно подпунктам «в» и «г» пункта 3 Положения о лицензировании деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности, лицензионными требованиями, предъявляемыми к соискателю лицензии при его намерении осуществлять деятельность в области обращения с отходами, а также к лицензиату при осуществлении им деятельности в области обращения с отходами, являются:
- для работ по обработке отходов I - IV классов опасности: наличие у соискателя лицензии (лицензиата) - индивидуального предпринимателя и работников, заключивших с соискателем лицензии (лицензиатом) трудовые договоры на осуществление деятельности в области обращения с отходами, профессионального обучения или дополнительного профессионального образования, необходимого для работы с отходами I - IV классов опасности, подтвержденного документами об образовании и (или) о квалификации на право работы с отходами I - IV классов опасности;
- для работ по утилизации отходов I - IV классов опасности: наличие у соискателя лицензии (лицензиата) - индивидуального предпринимателя и работников, заключивших с соискателем лицензии (лицензиатом) трудовые договоры на осуществление деятельности в области обращения с отходами, профессионального обучения или дополнительного профессионального образования, необходимого для работы с отходами I - IV классов опасности, подтвержденного документами об образовании и (или) о квалификации на право работы с отходами I - IV классов опасности.
В силу статьи 15 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ) трудовые отношения как отношения, основанные на соглашении между работником и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции (работы по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретного вида поручаемой работнику работы) в интересах, под управлением и контролем работодателя, подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка.
Обязанность работника соблюдать правила внутреннего трудового распорядка предусмотрена также статьей 21 ТК РФ.
На основании статей 5, 8 ТК РФ трудовые отношения и иные непосредственно связанные с ними отношения регулируются, среди прочего, локальными нормативными актами, содержащими нормы трудового права.
Согласно статье 56 ТК РФ трудовой договор - это соглашение между работодателем и работником, в соответствии с которым работодатель обязуется предоставить работнику работу по обусловленной трудовой функции, обеспечить условия труда, предусмотренные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, соглашениями, локальными нормативными актами и данным соглашением, своевременно и в полном размере выплачивать работнику заработную плату, а работник обязуется лично выполнять определенную этим соглашением трудовую функцию в интересах, под управлением и контролем работодателя, соблюдать правила внутреннего трудового распорядка, действующие у данного работодателя.
Требования к обязательным и дополнительным условиям трудового договора содержатся в статье 57 ТК РФ. Указанной нормой установлено, что по соглашению сторон в трудовой договор могут также включаться права и обязанности работника и работодателя, установленные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, локальными нормативными актами, а также права и обязанности работника и работодателя, вытекающие из условий соглашений, а не включение в трудовой договор каких-либо из указанных прав и (или) обязанностей работника и работодателя не может рассматриваться как отказ от реализации этих прав или исполнения этих обязанностей.
Таким образом, суд приходит к выводу, что ни законодательство в сфере лицензирования отдельных видов деятельности, ни трудовое законодательство РФ не содержит обязательных требований в части определения обязанностей работника, условий его работы исключительно в тексте трудового договора. Права и обязанности работника могут содержаться, например, в правилах внутреннего трудового распорядка, локальных нормативных актах.
В соответствии с предоставленным обществом списку лиц, имеющих право управлять установкой ПСМ 2-4 - установка передвижная сепараторная маслоочистительная, утвержденному распоряжением от 28.01.2020 № 01-20-Р/Ф заместителя главного инженера по производственной деятельности филиала общества – И.А. Ермаком, лицом, имеющим право управлять установкой ПСМ 2-4 зав. 6221 является электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования Тарасов В.А., ответственным за исправное состояние и безопасную эксплуатацию указанной установки назначен мастер ЦЭР Андрейчиков А.С.
Согласно информации, представленной обществом на запрос от 10.03.2021 № ОМ-03-07/2241, управлением установлено, что на основании приказа общества от 26.09.2017 № 315 к деятельности по обращению с отходами I-IV класса опасности с соответствующей профессиональной подготовкой, подтвержденной свидетельствами на право работы с опасными отходами допущены два специалиста.
Однако, в предоставленной обществом информации (документах) от 15.03.2021 вх. № 07/3518, трудовые договоры вышеуказанных работников на осуществление деятельности в области обращения с отходами, в части обработки и утилизации отхода III класса опасности, в соответствии имеющейся у общества лицензии, отсутствуют.
В ходе проведения проверки управлением направлен повторный запрос от 16.03.2021 № ОМ-03-07/2525 о предоставлении трудовых договоров работников, осуществляющих деятельность в области обращения с отходами, в части обработки и утилизации отхода III класса опасности, ответом на который от 17.03.2021 вх. № 07/3706 повторно были представлены обществом трудовые договоры на Тарасова В.А. от 01.04.2015 №01-0391. и Андрейчикова А.С. от 04.04.2017 № 01-1015 о приеме на работу без указания работ на осуществление деятельности в области обращения с отходами.
Согласно пункту 2.7 Должностной инструкции электромонтера по ремонту и обслуживанию электрооборудования 5 разряда Центра электросетевых работ филиала общества управление на установке маслоочистительной ПСМ 2-4 осуществляет электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования 5 разряда.
В соответствии с пунктом 2.3.6 ПП, утвержденных приказом общества от 20.02.2021 № 01-95-п/БЭ, до подписания трудового договора работник общества должен быть ознакомлен под роспись с правилами внутреннего трудового распорядка, иными локальными нормативными актами общества, непосредственно связанными с трудовой деятельностью работника, а также с документом, определяющим содержание его конкретной трудовой функции.
Письмом от 15.03.2021 исх. № 01-3854-Вх/БЭ-и на запрос Росприроднадзора от 10.03.2021 № ОМ- 03-07/2241 были представлены документы, в том числе трудовые договоры работников общества - Тарасова В.А. и Андрейчикова А.С., в обязанности которых входит осуществление деятельности в области обращения с отходами, в части обработки и утилизации отхода III класса опасности (отходы минеральных масел трансформаторных, не содержащих галогены, код отхода по ФККО 40614001313).
Из трудового договора между обществом и Тарасовым В.А. от 01.04.2015 № 01-0391 следует, что работник был принят на должность электромонтера по ремонту и обслуживанию электрооборудования 5 разряда.
В соответствии с пунктом 2.1 вышеуказанного трудового договора работник обязан добросовестно исполнять трудовые обязанности, возложенные на него трудовым договором, должностной инструкцией, локальными нормативными актами, приказами, распоряжениям, заданиями и указаниями руководящих должностных лиц, в соответствии с трудовой функцией.
Тарасовым В.А. 16.05.2017 получено свидетельство № 83 о прохождении обучения по программе «Обеспечение экологической безопасности при работе в области обращения с опасными отходами и локальным нормативным актом - приказом от 26.09.2017 № 315 работник был допущен к работе с отходами I-IV классов опасности.
Локальным нормативным актом - распоряжением от 28.01.2020 № 01-20-Р/Ф Тарасов В.А. допущен к производству работ на оборудовании - установка для сушки трансформаторного масла ПСМ-2-4, приобретенном обществом по договору поставки от 30.03.2015 № 2423.
В соответствии с пунктом 2.7 должностной инструкции Тарасова В.А., к должностной обязанности работника относится осуществление при необходимости деятельности по утилизации отходов III класса опасности, а именно работать на установке маслоочистительной ПСМ 2-4.
Из трудового договора с Андрейчиковым А.С. от 04.04.2017 № 01-1015 следует, что работник был принят на должность электромонтера по ремонту и обслуживанию электрооборудования 4 разряда, а дополнительным соглашением к названному договору от 05.07.2019 переведен на должность мастера.
07.09.2017 Андрейчиковым А.С. получено свидетельство № 247 о прохождении обучения по программе «Обеспечение экологической безопасности при работе в области обращения с опасными отходами».
Локальным нормативным актом - распоряжением от 28.01.2020 № 01-20-Р/Ф Андрейчиков А.С. определен ответственным за исправное состояние и безопасную эксплуатацию установки для сушки трансформаторного масла ПСМ 2-4, с учетом положений должностной инструкции - пп. 2.1, 2.18, 2.22, 2.27, 2.28.
На основании вышеизложенного, с учетом положений статей 5, 8, 15, 21, 56, 57 ТК РФ в ходе проверки Росприроднадзору письмом от 15.03.2021 исх.№ 01-3854-Вх/БЭ-и были представлены документы, подтверждающие соблюдение обществом требований пп. «в», «г» п. 3 Положения о лицензировании в части заключения с работниками лицензиата трудовых договоров, устанавливающих обязанности на осуществление деятельности в области обращения с отходами, несмотря на отсутствие непосредственно в тексте трудовых договоров условий об осуществлении работниками деятельности в области обращения с отходами.
Судом установлено, что лицензия Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 20.07.2016 № (32) - 6457 –ОУ на право осуществления обществом обработки отходов III класса опасности; утилизации отходов III класса опасности была получена на основании заявления общества от 24.06.2016 о предоставлении лицензии на право осуществлять обработку отходов III класса опасности; утилизацию отходов III класса опасности.
К заявлению были приложены документы, в порядке, установленном вышеуказанными нормативно-правовыми актами, в том числе: трудовые договоры на осуществление деятельности в области обращения с отходами, а также документы о профессиональной подготовке работников, подтвержденной свидетельствами (сертификатами) на право работы с отходами I - IV классов опасности (п. 5 описи материалов, представленных в лицензирующий орган). Был представлен и трудовой договор с Тарасовым В.А. от 01.04.2015 № 01-0391.
По результатам проведенной проверки представленных документов и их оценки Росприроднадзором оформлен акт проверки от 18.07.2016 № 88, в соответствии с которым установлено наличии у сотрудников общества трудовых договоров на осуществление деятельности в области обращения с отходами.
Таким образом, факт выдачи лицензии в 2016 на основании представленных документов основан на признании уполномоченным органом соответствия таких документов требованиям законодательства и возможности осуществления обществом специального (лицензируемого) вида деятельности.
Неизменность обстоятельств осуществления лицензируемого вида деятельности и предъявляемых законодательством к такой деятельности требований исключает возможность оценки этих же документов как несоответствующих требования пункта 1 статьи 8 Закона № 99-ФЗ и подпунктов «в» и «г» пункта 3 Положения о лицензировании деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности.
Таким образом, с момента выдачи лицензии общество не могло и не должно было полагать, что им не выполнены лицензионные требования и условия, а предпринимательская деятельность общества осуществляется с нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением – лицензией.
В рассматриваемом случае, суд считает, что у Управления Росприроднадзора не имелось законных оснований для вынесения предписания № 1-32-011/2021 от 22.03.2021.
С учетом вышеизложенных обстоятельств, при наличии имеющихся доказательств, суд считает заявленные требования подлежащими удовлетворению в силу части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Доводы ответчика, изложенные в обоснование позиции по спору, отклоняются судом, как основанные на ошибочном толковании приведенных норм действующего законодательства, регулирующего спорные правоотношения, и противоречащие фактическим обстоятельствам дела.
Согласно статье 104 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статье 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации обществу с ограниченной ответственностью «БрянскЭлектро» из федерального бюджета подлежит возврату государственная пошлина в размере 3 000 рублей, перечисленная платежным поручением № 737 от 07.04.2021.
На основании статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере 3 000 руб. относится на ответчика и подлежит взысканию в пользу заявителя.
Руководствуясь статьями 110, 167-170, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
Р Е Ш И Л:
Требования общества с ограниченной ответственностью «БрянскЭлектро» удовлетворить.
Признать незаконным предписание Приокского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования № 1-32-011/2021 от 22.03.2021 об устранении выявленных нарушений обязательных требований.
Взыскать с Приокского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования в пользу общества с ограниченной ответственностью «БрянскЭлектро» судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере 3 000 рублей.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью «БрянскЭлектро» из федерального бюджета государственную пошлину в размере 3 000 рублей, перечисленную платежным поручением № 737 от 07.04.2021.
Решение может быть обжаловано в Двадцатый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Тульской области в месячный срок со дня его принятия.
Судья Н. А. Рыжикова