НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение АС Томской области от 29.01.2024 № А67-10724/2023

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ТОМСКОЙ ОБЛАСТИ

634050, пр. Кирова д. 10, г. Томск, тел. (3822)284083, факс (3822)284077, http://tomsk.arbitr.ru, e-mail: tomsk.info@arbitr.ru

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Томск Дело № А67-10724/2023

30 января 2024 года

Резолютивная часть решения объявлена 29 января 2024 года.

Полный текст решения изготовлен 30 января 2024 года.

Арбитражный суд Томской области в составе судьи С.Г. Аксиньина

при ведении протокола заседания секретарем судебного заседания Н.Д. Метловой,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску заместителя прокурора Томской области в защиту интересов Российской Федерации в лице Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Томской области (ИНН <***>, ОГРН <***>)

к обществу с ограниченной ответственностью "Стан" (ИНН <***>, ОГРН <***>)

о взыскании 1 512 731,18 руб.

третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, акционерное общество «Московское протезно-ортопедическое предприятие» (ИНН <***>, КПП 774301001),

при участии в заседании:

от заместителя прокурора – Огневой С.А., предъявлено служебное удостоверение,

от Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Томской области – ФИО1 по доверенности от 01.09.2023 №147/2023, диплом,

от иных лиц – без участия (извещены),

УСТАНОВИЛ:

заместитель прокурора Томской области обратился в Арбитражный суд Томской области в защиту интересов Российской Федерации в лице Отделения пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Томской области с иском к обществу с ограниченной ответственностью «Стан» о взыскании в пользу Отделения пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Томской области ущерба в связи с ненадлежащим исполнением обязательств по государственному контракту от 28.11.2022
№ 0265100000422000256.

В обоснование заявленных требований истец указал, что 28.11.2022 между Государственным учреждением - Томским региональным отделением Фонда социального страхования Российской Федерации (далее – Заказчик) и ООО «Стан» (далее – Исполнитель, Подрядчик) заключен государственный контракт № 0265100000422000256 на выполнение работ по обеспечению инвалидов и отдельных категорий граждан из числа ветеранов ортезами. В соответствии с условиями контракта выполнение работ по обеспечению получателя изделиями осуществляется в течение 30 календарных дней с даты получения Подрядчиком реестра получателей в соответствии с предъявленным получателем направлением, выданным Заказчиком, но не позднее 15.09.2023. Кроме того, ООО «Стан» обязано сообщить Заказчику в письменной форме информацию о стационарных пунктах выдачи изделий, их графиках работы и контактных телефонах. Заказчиком в адрес Подрядчика представлены направления на поставку технических средств реабилитации. Вместе с тем Подрядчиком поставка и выдача технических средств реабилитации не произведена, информация о стационарных пунктах в установленные контрактом сроки не предоставлена, в связи с чем Заказчиком 12.04.2023 принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, Управлением Федеральной антимонопольной службы по Томской области ООО «Стан» включено в реестр недобросовестных поставщиков. Учитывая, что по вине ООО «Стан» не исполнены обязательства по обеспечению лиц с ограниченными возможностями техническим средствами реабилитации, отделением пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Томской области в целях выполнения работ по государственному контракту 0265100000422000256 с АО «Московское протезно-ортопедическое предприятие» заключены государственные контракты от 19.06.2023 № ГК-5004-626/23, от 31.07.2023 № ГК-5004-744/23, которые исполнены надлежащим образом. Возникновение потребности в завершении работ, неисполненных ООО «Стан» по контракту, привело к необходимости выделения дополнительных средств бюджета Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации, которые являются собственностью Российской Федерации. В результате неправомерных действий ООО «Стан» Российской Федерации в лице Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации причинен ущерб в сумме 1 512 731,18 рублей.

Представитель прокурора в судебном заседании заявленные исковые требования поддержала.

Ответчик, надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного заседания, своего представителя в судебное заседание направил, отзыв не представил.

Представитель отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Томской области в судебном заседании просил удовлетворить исковые требования.

Представитель третьего лица, надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного заседания, своего представителя в судебное заседание направил, отзыв не представил.

Дело рассматривается в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителей ответчика и третьего лица с учетом их надлежащего извещения.

Заслушав представителей прокурора и отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Томской области, исследовав представленные доказательства, изучив их в совокупности, суд полагает исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Государственным учреждением - Томским региональным отделением Фонда социального страхования Российской Федерации (далее – Заказчик)
по результатам проведения электронного аукциона на основании протокола подведения итогов от 15.11.2022 № ИЭА1 с ООО «Стан» (далее - Исполнитель) 28.11.2022 заключен государственный контракт № 0265100000422000256 (далее - контракт № 256) на сумму 6 000 000,00 руб. на выполнение работ по обеспечению инвалидов и отдельных категорий граждан из числа ветеранов ортезами.

Приложением № 1 к контракту № 256 установлен подлежащий поставке следующий перечень изделий:

- аппарат на голеностопный и коленный суставы (цена 1 единицы –
23 149, 25 рублей);

- аппарат на тазобедренный сустав (цена 1 единицы – 23 730, 39 рублей);

- аппарат на голеностопный и коленный суставы (цена 1 единицы –
18 689, 59 рублей);

- аппарат на всю ногу (цена 1 единицы – 46 612, 37 рублей);

- туторы на голеностопный сустав (цена 1 единицы – 4 655, 02 рублей);

- туторы косметические на голень (цена 1 единицы – 4 956, 43 рублей);

- аппарат на голеностопный сустав (цена 1 единицы – 15 045, 59 рублей);

- аппарат на коленный сустав (цена 1 единицы – 28 274, 47 рублей);

- аппаратов на нижние конечности и туловище (ортез) (цена 1 единицы –
89 073, 83 рублей);

- тутор на всю ногу (цена 1 единицы – 8 541, 71 рублей);

- тутор на коленный сустав (цена 1 единицы – 4 678, 39 рублей);

- тутор на тазобедренный сустав (цена 1 единицы – 8 541, 71 рублей);

- тутор на коленный и тазобедренный суставы (цена 1 единицы – 9 601, 08 рублей).

Конкретный вид и размер ортеза устанавливается Подрядчиком индивидуально в соответствии с ортопедическим статусом получателя и направлением, выданным Заказчиком.

Согласно пункту 3.1 контракта выполнение работ по обеспечению получателя изделиями осуществляется в течение 30 календарных дней с даты получения Подрядчиком реестра получателей в соответствии с предъявленным получателем направлением, выданным Заказчиком, но не позднее 15.09.2023.

Подпунктом 4.1.3 контракта к обязанностям ООО «Стан» отнесено сообщение Заказчику в письменной форме информации о стационарных пунктах выдачи изделий, их графиках работы и контактных телефонах не позднее 5 календарных дней после заключения контракта.

Заказчиком Исполнителю представлены направления на поставку в рамках контракта № 256 следующего количества и видов технических средств реабилитации (далее - ТСР):

- 7 аппаратов на тазобедренный сустав (цена 1 единицы – 23 730, 39 рублей);

- 31 аппарат на всю ногу (цена 1 единицы – 46 612, 37 рублей);

- 92 тутора на голеностопный сустав (цена 1 единицы – 4 655, 02 рублей);

- 8 аппаратов на голеностопный сустав (цена 1 единицы – 15 045, 59 рублей);

- 9 аппаратов на коленный сустав (цена 1 единицы – 28 274, 47 рублей);

- 29 аппаратов на нижние конечности и туловище (ортезов) (цена 1 единицы – 89 073, 83 рублей);

- 39 туторов на всю ногу (цена 1 единицы – 8 541, 71 рублей);

- 78 туторов на коленный сустав (цена 1 единицы – 4 678, 39 рублей);

- 31 тутор на тазобедренный сустав (цена 1 единицы – 8 541, 71 рублей).

Ответчиком обязательства по поставке и выдаче ТСР, а также по сообщению информации о стационарных пунктах в установленные контрактом сроки не выполнены, в связи с чем Заказчиком Исполнителю 12.02.2023 и 20.03.2023 направлены претензии о ненадлежащем исполнении контракта и уплате штрафов.

Согласно статье 763 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) к отношениям на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд применяются правила о договоре строительного подряда (статьи 740 - 757 ГК РФ), если иное не предусмотрено правилами ГК РФ.

Если подрядчик не приступает своевременно к исполнению договора подряда или выполняет работу настолько медленно, что окончание ее к сроку становится явно невозможным, заказчик вправе отказаться от исполнения договора и потребовать возмещения убытков (пункт 2 статьи 715 ГК РФ).

Частью 9 статьи 95 Федерального закона от 05.04.2017 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон о контрактной системе) закреплено право заказчика принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным ГК РФ для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.

С 01.01.2023 в соответствии с Федеральным законом от 14.07.2022 № 236-ФЗ «О Фонде пенсионного и социального страхования Российской Федерации» функции по обеспечению инвалидов техническими средствами реабилитации осуществляет Фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации, созданный путем реорганизации Пенсионного фонда Российской Федерации и присоединения к нему Фонда социального страхования Российской Федерации.

Реализуя приведенные положения и в связи с уклонением Ответчика
от исполнения условий контракта, отделением Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Томской области 12.04.2023 принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта № 256.

Контракт № 256 Заказчиком расторгнут в одностороннем порядке, работы по контракту не выполнялись, ТСР не поставлялись, оплата не производилась.

По вине ООО «Стан» не исполнены обязательства по обеспечению в рамках контракта № 256 инвалидов перечисленными выше техническими средствами реабилитации.

Управлением Федеральной антимонопольной службы по Томской области ООО «Стан» 28.07.2023 включено в реестр недобросовестных поставщиков (реестровый номер 23003611). При этом в реестре недобросовестных поставщиков содержится 224 записи в отношении ООО «Стан» (все внесены в 2023 году).

Согласно части 17 статьи 95 Закона о контрактной системе в случае расторжения контракта в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта заказчик вправе осуществить закупку товара, работы, услуги, поставка, выполнение, оказание которых являлись предметом расторгнутого контракта.

В этой связи Отделением Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Томской области в целях выполнения работ по контракту № 256 с АО «Московское протезно-ортопедическое предприятие» заключены государственные контракты от 19.06.2023 № ГК-5004-626/23 (далее - контракт № 626), от 31.07.2023 № ГК-5004-744/23 (далее - контракт № 744).

Контрактом № 626 предусмотрены следующие виды ТСР и стоимость
1 единицы товара:

- аппарат на голеностопный и коленный суставы (цена 1 единицы – 25 117, 16 рублей);

- аппарат на тазобедренный сустав (цена 1 единицы – 25 525, 53 рублей);

- аппарат на голеностопный и коленный суставы (цена 1 единицы –
20 112, 28 рублей);

- аппарат на всю ногу (цена 1 единицы – 50 553 рублей);

- туторы на голеностопный сустав (цена 1 единицы – 5 017, 33 рублей);

- туторы косметические на голень (цена 1 единицы – 5 336, 75 рублей);

- аппарат на голеностопный сустав (цена 1 единицы – 16 195, 43 рублей);

- аппарат на коленный сустав (цена 1 единицы – 31 764, 72 рублей);

- аппарат на нижние конечности и туловище (ортез) (цена 1 единицы –
96 578, 13 рублей);

- тутор на всю ногу (цена 1 единицы – 9 196, 6 рублей);

- тутор на коленный сустав (цена 1 единицы – 5 042, 34 рублей);

- тутор на тазобедренный сустав (цена 1 единицы – 10 166, 66 рублей);

- тутор на коленный и тазобедренный суставы (цена 1 единицы – 10 342, 07 рублей).

По контракту № 626 поставлено следующее количество ТСР:

- 3 аппарата на тазобедренный сустав на сумму 76 576, 59 рублей;

- 9 аппаратов на всю ногу на сумму 454 977 рублей;

- 34 тутора на голеностопный сустав на сумму 170 589, 22 рублей;

- 4 аппарата на голеностопный сустав на сумму 64 781, 72 рубль;

- 6 аппаратов на коленный сустав на сумму 190 588, 32 рублей;

- 1 аппарат на нижние конечности и туловище (ортез) на сумму – 96 578, 13 рублей;

- 32 тутора на всю ногу на сумму 294 291, 2 рублей;

- 25 туторов на коленный сустав на сумму 126 058, 5 рублей;

- 2 тутора на тазобедренный сустав на сумму 20 333, 32 рублей.

Контрактом № 744 предусмотрены следующие виды ТСР и стоимость
1 единицы товара:

- аппарат на голеностопный и коленный суставы (цена 1 единицы –
32 147, 43 рублей);

- аппарат на тазобедренный сустав (цена 1 единицы – 32 932, 67 рублей);

- аппарат на голеностопный и коленный суставы (цена 1 единицы –
25 984, 50 рублей);

- аппарат на всю ногу (цена 1 единицы – 64 655, 02 рублей);

- туторы на голеностопный сустав (цена 1 единицы – 6 473, 08 рублей);

- туторы косметические на голень (цена 1 единицы – 6 885, 22 рублей);

- аппарат на голеностопный сустав (цена 1 единицы – 20 894, 41 рублей);

- аппарат на коленный сустав (цена 1 единицы – 39 017, 45 рублей);

- аппарат на нижние конечности и туловище (ортез) (цена 1 единицы –
123 519, 16 рублей);

- тутор на всю ногу (цена 1 единицы – 11 864, 80 рублей);

- тутор на коленный сустав (цена 1 единицы – 6 508, 37 рублей);

- тутор на тазобедренный сустав (цена 1 единицы – 13 116, 74 рублей);

- тутор на коленный и тазобедренный суставы (цена 1 единицы –
13 343, 03 рублей).

По контракту № 744 поставлено следующее количество ТСР:

- 2 аппарата на голеностопный и коленный сустав на сумму 64 294, 86 рублей;

- 2 аппарата на тазобедренный сустав на сумму 68 865, 34 рублей;

- 18 аппаратов на всю ногу на сумму 1 163 790, 36 рублей;

- 39 туторов на голеностопный сустав на сумму 252 450, 12 рублей;

- 2 аппарата на голеностопный сустав на сумму 41 788, 82 рублей;

- 24 аппарата на нижние конечности и туловище (ортез) на сумму –
2 964 459, 84 рублей;

- 16 туторов на всю ногу на сумму 189 836, 8 рублей;

- 27 туторов на коленный сустав на сумму 240 809, 69 рублей;

- 1 тутор на тазобедренный сустав на сумму 13 116, 03 рублей.

Таким образом, увеличение стоимости единицы ТСР составляет:

по контракту № 626: аппарата на тазобедренный сустав на сумму 1 795, 14 рублей; аппарата на всю ногу – 3 940, 63 рублей; тутора на голеностопный сустав – 362, 31 рублей; аппарата на голеностопный сустав - 1 149, 84 рублей; аппарата на коленный сустав - 3 490, 25 рублей; аппарата на нижние конечности и туловище (ортез) на сумму – 7 504, 3 рублей; тутора на всю ногу - 654, 89 рублей; тутора на коленный сустав - 363, 95 рублей; тутора на тазобедренный сустав - 724, 62 рублей;

по контракту № 744: аппарата на тазобедренный сустав на сумму 9 202, 28 рублей; аппарата на всю ногу - 18 042, 65 рублей; тутора на голеностопный сустав - 1 818, 06 рублей; аппарата на голеностопный сустав - 5 848, 82 рублей; аппарата на нижние конечности и туловище (ортез) – 34 445, 33 рублей; тутора на всю ногу - 3 323, 09 рублей; тутора на коленный сустав - 1 829, 98 рублей; тутора на тазобедренный сустав - 3 674, 70 рублей.

В силу статьи 309 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований – в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.

Пунктами 1 и 2 статьи 393 ГК РФ предусмотрено, что должник обязан возместить кредитору убытки, причиненные неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательства. Если иное не установлено законом, использование кредитором иных способов защиты нарушенных прав, предусмотренных законом или договором, не лишает его права требовать от должника возмещения убытков, причиненных неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательства. Убытки определяются в соответствии с правилами, предусмотренными статьей 15 настоящего Кодекса. Возмещение убытков в полном размере означает, что в результате их возмещения кредитор должен быть поставлен в положение, в котором он находился бы, если бы обязательство было исполнено надлежащим образом.

Согласно статье 15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере, и при этом под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).

В случае, если неисполнение или ненадлежащее исполнение должником договора повлекло его досрочное прекращение и кредитор заключил взамен его аналогичный договор, кредитор вправе потребовать от должника возмещения убытков в виде разницы между ценой, установленной в прекращенном договоре, и ценой на сопоставимые товары, работы или услуги по условиям договора, заключенного взамен прекращенного договора (пункт 1 статьи 393.1 ГК РФ).

Текущей ценой признается цена, взимаемая в момент прекращения договора за сопоставимые товары, работы или услуги в месте, где должен был быть исполнен договор, а при отсутствии текущей цены в указанном месте - цена, которая применялась в другом месте и может служить разумной заменой с учетом транспортных и иных дополнительных расходов.

Согласно пунктам 11 и 12 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2016 № 7 «О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств» (далее – Постановление от 24.03.2016 № 7) по смыслу статьи 393.1 ГК РФ риски изменения цен на сопоставимые товары, работы или услуги возлагаются на сторону, неисполнение или ненадлежащее исполнение договора которой повлекло его досрочное прекращение, и, если кредитор заключил замещающую сделку взамен прекращенного договора, он вправе потребовать от должника возмещения убытков в виде разницы между ценой, установленной в прекращенном договоре, и ценой на сопоставимые товары, работы или услуги по условиям замещающей сделки (пункт 1 статьи 393.1 ГК РФ).

В силу пункта 1 статьи 524 ГК РФ если в разумный срок после расторжения договора вследствие нарушения обязательства продавцом покупатель купил
у другого лица по более высокой, но разумной цене товар взамен предусмотренного договором, покупатель может предъявить продавцу требование о возмещении убытков в виде разницы между установленной в договоре ценой и ценой по совершенной взамен сделке. Реализация такого способа защиты права как возмещение убытков предполагает применение к правонарушителю имущественных санкций, а потому возможна лишь при наличии общих условий гражданско-правовой ответственности: совершение противоправного действия (бездействие), возникновение у потерпевшего убытков, причинно-следственная связь между действиями и его последствиями и вина правонарушителя.

Кредитором могут быть заключены несколько сделок, которые замещают расторгнутый договор, либо приобретены аналогичные товары или их заменители в той же или в иной местности и т.п.

Добросовестность кредитора и разумность его действий при заключении замещающей сделки предполагаются (пункт 5 статьи 10, пункт 3 статьи307, статья 393.1 ГК РФ).

В соответствии с пунктом 5 Постановления от 24.03.2016 № 7 вина должника в нарушении обязательств предполагается, пока не доказано обратное. Отсутствие вины в неисполнении или ненадлежащем исполнении обязательства доказывается должником (пункт 3 статья 401 ГК РФ).

Неисполнение ответчиком обязательств и возникновение потребности
в завершении работ, неисполненных ООО «Стан» по контракту, привело
к необходимости выделения дополнительных средств бюджета Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации, которые с учетом требований части 1 статьи 10 Федерального закона от 14.07.2022 № 236-ФЗ «О Фонде пенсионного и социального страхования Российской Федерации» являются собственностью Российской Федерации.

В соответствии с положениями Федерального закона от 21.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации и протезно-ортопедическими изделиями осуществляется за счет средств федерального бюджета.

В силу части 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать те обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.

Лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий (часть 2 статьи 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

Оценив представленные в материалы дела доказательства, суд приходит к выводу, что в результате неправомерных действий ООО «Стан» Российской Федерации в лице Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации причинен ущерб в сумме 1 512 731, 18 рублей.

Сумма ущерба рассчитана как разница между стоимостью
1 единицы ТСР конкретного вида в контракте № 256, заключенного с ООО «Стан», и стоимостью 1 единицы аналогичного ТСР в контрактах № 626 и 744, заключенных с АО «Московское протезно-ортопедическое предприятие», умноженная на количество ТСР конкретного вида, предусмотренное контрактами № 626 и 744 в связи с неисполнением ООО «Стан» контракта № 256.

Расчет суммы ущерба проверен судом и признан обоснованным.

Государственная пошлина в доход федерального бюджета с учетом положений части 3 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежит взысканию с ООО «Стан».

Руководствуясь статьями 110, 167-171 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

взыскать с общества с ограниченной ответственностью «Стан» (ИНН <***>, ОГРН <***>) в пользу Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Томской области (ИНН <***>, ОГРН <***> 731,18 руб. убытков.

Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «Стан» (ИНН <***>, ОГРН <***>) в доход федерального бюджета 28 127 руб. государственной пошлины.

Решение может быть обжаловано в месячный срок в Седьмой арбитражный апелляционный суд.

Апелляционная жалоба подается через Арбитражный суд Томской области.

Судья С.Г. Аксиньин