АРБИТРАЖНЫЙ СУД ТОМСКОЙ ОБЛАСТИ
пр. Кирова д. 10, г. Томск, 634050, тел. (3822)284083, факс (3822)284077, http://tomsk.arbitr.ru, e-mail: info@tomsk.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г. Томск Дело № А67-5857/2015
дата объявления резолютивной части 28 октября 2015 года
дата изготовления решения в полном объеме 12 ноября 2015 года
Судья Арбитражного суда Томской области Павлов Г.Д.,
При ведении протокола секретарем судебного заседания Галанкиной Н.А..
рассмотрев в судебном заседании в помещении арбитражного суда по адресу: 634050, г. Томск, пр. Кирова, 10,
заявление общества с ограниченной ответственностью «ГлавСофт» (ОГРН 1067017037889, ИНН 7017138313) к ГУ – Отделение ПФР по Томской области и ГУ УПФР в г. Томске Томской области о признании незаконным и отмене решений от 26.05.2015 и №36 от 22.07.2015 о привлечении заявителя к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах
при участии в судебном заседании:
от заявителя – директор Каплинский К.В. (паспорт)
от ОПФР по ТО – представитель Черепанов А.Л. по доверенности от 03.12.2014;
от УПФР в г. Томск – представитель Слепакова С.В. по доверенности от 3.12.2014,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью «ГлавСофт» 25.08.2015 обратилось в Арбитражный суд Томской области с заявлением к Государственному учреждению – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Томске Томской области и Государственному учреждению – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Томской области о признании незаконным и отмене решений от 26.05.2015 и №36 от 22.07.2015 о привлечении заявителя к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах.
26 октября 2015 г. от ООО «ГлавСофт» поступило заявление об уточнении, в котором оно отказалось от требований к Государственному учреждению - Отделение ПФР по Томской области в полном объеме, и просит признать недействительным решение ГУ - Управление ПФР в г. Томске Томской области от 26.05.2015 г. в части начисленных штрафа в размере 23 573,06 руб. и 516,15 руб. (итого 24 089,21 руб.), пени в размере 157,38 руб., сумм недоимки по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование (далее - ОПС) в размере 84 672,15 руб., сумм недоимки по страховым взносам на обязательное медицинское страхование (далее - ОМС) в размере 2 580,77 руб..
В судебном заседании представитель заявителя поддержал заявленные требования по основаниям, изложенным в заявлении, а также дополнительных пояснениях, представленных ко дню судебного заседания.
Представитель ГУ УПФР в г. Томск возражала против удовлетворения требований заявителя по основаниям, изложенным в отзыве на заявление.
Представитель ГУ ОПФР по Томской области просил в удовлетворении требований отказать по основаниям, изложенным в письменном отзыве на заявление.
Более подробно доводы сторон изложены в заявлении, письменных отзывах и дополнениях к ним.
Исследовав материалы дела, изучив доводы сторон, арбитражный суд находит требования заявителя не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, общество с ограниченной ответственностью «ГлавСофт» зарегистрировано в качестве юридического лица Инспекцией ФНС России по г. Томску 15.02.2006 за ОГРН 1067017037889.
ООО «ГлавСофт» состоит в ГУ Управление ПФР в г. Томск на учёте как плательщик страховых взносов с 22.02.2006. Согласно выписке из ЕГРЮЛ от 17.12.2009 № 135 организация занимается деятельностью, связанной с использованием вычислительной техники и информационных технологий (код ОКВЭД 72). Согласно информации, полученной от ОАО "Особая экономическая зона технико-внедренческого типа "Томск" (от 26.05.2014 № 55/01-03/0614, от 21.07.2014 № 55/01-03/0930, от 29.10.2014 № 55/01-03/1439, от 03.03.2015 № 55/01-03/0325), плательщик не заключал соглашения об осуществлении в 2014 году деятельности в технико-внедренческой особой экономической зоне. Кроме того, ООО «ГлавСофт» имеет документ о государственной аккредитации организации, осуществляющей деятельность в области информационных технологий (Реестр аккредитованных организации, дата записи - 11.03.2014, № записи - 3239).
В период с 02.03.2015 по 15.04.2015 работником ГУ Управление ПФР в г. Томск проведена камеральная проверка правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) страховых взносов на ОПС в Пенсионный фонд РФ, страховых взносов на ОМС в Федеральный фонд ОМС и территориальные фонды ОМС плательщиком страховых взносов ООО «ГлавСофт» за 4 квартал 2014 г.. Результаты проверки оформлены Актом от 15.04.2015 № 08000330001699.
Как следует из расчета РСВ-1, представленного Заявителем и исследованного в ходе камеральной проверки, показатель средней численности работников по итогам 9 месяцев года, предшествующего на уплату страховых вносов составил 9 человек, показатель средней численности работников по итогам текущего отчетного (расчетного) периода составил 5 человек.
По результатам рассмотрения Акта проверки заместителем начальника ГУ Управление ПФР в г. Томск 26.05.2015 г. вынесено Решение № 080С04150000725 о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за нарушение законодательства РФ о страховых взносах, которым в том числе доначислены страховые взносы за 4 квартал 2014 года на обязательное пенсионное страхование в размере 84672,15 руб., на обязательное медицинское страхование в размере 2580,77 руб., штрафные санкции в размере 24089,21 руб. и пени, начисленные на недоимку по страховым взносам в размере 157,38 руб.
Не согласившись с указанным решением в данной части ООО «ГлавСофт» обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его недействительным.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушает их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Федеральным законом от 24.07.2009 №212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный
фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Федеральный фонд обязательного
медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского
страхования» (далее - Федеральный закон №212-ФЗ) установлено, что лица,
осуществляющие деятельность в области информационных технологий, имеют право
пользоваться мерами государственной поддержки, а именно использовать пониженные
тарифы страховых взносов.
Так в ч. 2.1 ст. 57 Федерального закона №212-ФЗ установлено, что организации, осуществляющие деятельность в области информационных технологий (за исключением организаций, имеющих статус резидента технико-внедренческой особой экономической зоны, и вновь созданных организаций, осуществляющих деятельность в области информационных технологий), применяют пониженные тарифы страховых взносов при выполнении ими следующих условий:
1) организацией получен документ о государственной аккредитации организации, осуществляющей деятельность в области информационных технологий, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации;
2) доля доходов от реализации экземпляров программ для ЭВМ, баз данных, передачи исключительных прав на программы для ЭВМ, базы данных, предоставления прав использования программ для ЭВМ, баз данных по лицензионным договорам, от оказания услуг (выполнения работ) по разработке, адаптации и модификации программ для ЭВМ, баз данных (программных средств и информационных продуктов вычислительной техники), а также услуг (работ) по установке, тестированию и сопровождению указанных программ для ЭВМ, баз данных по итогам девяти месяцев года, предшествующего году перехода организации на уплату страховых взносов по тарифам страховых взносов, предусмотренным пунктом 4 части 2 настоящей статьи, составляет не менее 90 процентов в сумме всех доходов организации за указанный период;
3) средняя численность работников, определяемая в порядке, устанавливаемом федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области статистики, за девять месяцев года, предшествующего году перехода организации на уплату страховых взносов по тарифам страховых взносов, предусмотренным пунктом 4 части 2 настоящей статьи, составляет не менее 7 человек.
В силу части 5 ст. 58 Федерального закона № 212-ФЗ в случае, если по итогам отчетного (расчетного) периода применительно к указанному отчетному (расчетному) периоду организация не выполняет хотя бы одно условие, установленное частью 2.1 ст. 57 настоящего Федерального закона, а также в случае лишения ее государственной аккредитации такая организация лишается права применять пониженные тарифы страховых взносов с начала периода, в котором допущено такое несоответствие и (или) аннулирована государственная аккредитация.
Данное требование Федерального закона № 212-ФЗ в 2014 году Обществом не выполнялось.
Так, согласно титульному листу Расчёта среднесписочная численность организации в 2014 году составила 5 человек.
Представитель заявителя в судебном заседании пояснил, что, по его мнению, в ч. 2.1 ст. 57 Федерального закона № 212-ФЗ раскрываются условия, дающие право на применение пониженных тарифов, в числе которых содержится условие о количественной численности работников. Соответствующее условие гласит, что средняя численность работников за девять месяцев предшествующего года должна составлять не менее 7 человек. Часть 5 ст. 58 Федерального закона №212-ФЗ предусматривает, что утрата права на применение пониженных тарифов страховых взносов происходит при несоблюдении хотя бы одного условия положения ч. 2.1. ст. 57 Федерального закона №212-ФЗ. При этом формулировка условия о численности сотрудников ссылается на предшествующий год. Условие о численности сотрудников за девять месяцев предшествующего года Заявителем было соблюдено, что не отрицается Заинтересованными лицами. Таким образом, исходя из буквального содержания норм ст.ст. 57 и 58 Федерального закона №212-ФЗ Заявитель права на применение пониженных тарифов страховых взносов не был лишен.
Данный довод судом не принимается по следующим основаниям.
В силу части 5 ст. 58 Федерального закона № 212-ФЗ указанные в пункте 6 части 1 настоящей статьи плательщики страховых взносов применяют тарифы страховых взносов, предусмотренные частью 3 настоящей статьи, при выполнении ими условий, установленных частями 2.1 и 2.2 статьи 57 настоящего Федерального закона. Контроль за соблюдением требований, установленных пунктом 2 части 2.1 и пунктом 2 части 2.2 статьи 57 настоящего Федерального закона, осуществляется, в том числе, на основании отчетности, предоставляемой организациями, осуществляющими деятельность в области информационных технологий, в соответствии со статьей 15 настоящего Федерального закона. В случае, если по итогам отчетного (расчетного) периода применительно к указанному отчетному (расчетному) периоду организация не выполняет хотя бы одно условие, установленное частями 2.1 или 2.2 статьи 57 настоящего Федерального закона, а также в случае лишения ее государственной аккредитации такая организация лишается права применять тарифы страховых взносов, предусмотренные частью 3 настоящей статьи, с начала периода, в котором допущено такое несоответствие и (или) аннулирована государственная аккредитация.
Статья 10 Федерального закона № 212-ФЗ устанавливает, что расчетным периодом по страховым взносам признается календарный год, отчетными периодами признаются первый квартал, полугодие, девять месяцев календарного года, календарный год.
Порядок исчисления, порядок и сроки уплаты страховых взносов плательщиками страховых взносов, производящими выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, установлен в статье 15 Закона N 212-ФЗ.
В соответствии с пунктом 3 статьи 15 Закона N 212-ФЗ в течение расчетного (отчетного) периода по итогам каждого календарного месяца плательщики страховых взносов производят исчисление ежемесячных обязательных платежей по страховым взносам, исходя из величины выплат и иных вознаграждений, начисленных (осуществленных - для плательщиков страховых взносов - физических лиц) с начала расчетного периода до окончания соответствующего календарного месяца, и тарифов страховых взносов, за вычетом сумм ежемесячных обязательных платежей, исчисленных с начала расчетного периода по предшествующий календарный месяц включительно.
Согласно части 5 статьи 15 Закона N 212-ФЗ организация обязана перечислить страховые взносы не позднее 15-го числа календарного месяца, следующего за календарным месяцем, за который начисляется обязательный ежемесячный платеж. Такой порядок уплаты должен применяться в течение всего календарного года - расчетного периода. Положений, позволяющих организациям перечислять страховые взносы единовременно за весь календарный год (например, в конце календарного года единой суммой) или в иной срок, законодательством Российской Федерации не предусмотрено.
В соответствии с частью 9 статьи 15 Закона N 212-ФЗ плательщики страховых взносов ежеквартально представляют в орган контроля за уплатой страховых взносов по месту своего учета следующую отчетность - в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации на бумажном носителе не позднее 15-го числа второго календарного месяца, следующего за отчетным периодом, а в форме электронного документа не позднее 20-го числа второго календарного месяца, следующего за отчетным периодом, - расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации и на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования. Форма расчета и порядок ее заполнения утверждаются органом контроля за уплатой страховых взносов по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социального страхования;
В силу пункта 3 части 2.1 статьи 57 Закона № 212-ФЗ исчисление показателя средней численности работников организации в 2014 году следовало производить в соответствии с Приказом Росстата от 28.10.2013 № 428 об утверждении Указаний по заполнению форм федерального статистического наблюдения (далее - Указания). Согласно пункту 77 Указаний средняя численность работников организации включает:
• среднесписочную численность работников;
• среднюю численность внешних совместителей;
• среднюю численность работников, выполнявших работы по договорам гражданско-правового характера.
Согласно титульному листу Расчёта среднесписочная численность организации в 2014 году составила 5 человек. В соответствии с данными персонифицированного учёта ООО «ГлавСофт» в составе расчётов РСВ-1 за 1 квартал 2014 года, за полугодие 2014 года, за 9 месяцев 2014 года и за 2014 год в целом за 2014 год представило сведения о стаже и заработке по 7-ми застрахованным лицам.
Кроме того, в рамках рассмотрения материалов жалобы плательщиком 08.07.2015 в ответ на запрос Отделения (письмо от 25.06.2015 № ЕТ-30-7452) представлен Договор на создание программного продукта от 08.12.2014 № 1, заключённый между Деревяшкиным М.В. (подрядчик) и ООО «ГлавСофт» (заказчик).
Исходя из приведённых данных персонифицированного учёта, Договора и требований пунктов 81.4, 81.7 Указаний, максимально возможная среднесписочная численность плательщика за 2014 год составила 5 человек ((6 чел.+6 чел.+6 чел.+5 чел.+5 чел.+5 чел.+4 чел.+4 чел.+4 чел.+4 чел. +4 чел. +4 чел.)/12 мес.=57 чел./12 мес.=4,75 чел.).
Расчет доначисленных сумм страховых взносов заявителем не оспаривается.
Вместе с тем неуплаченная сумма страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и на обязательное медицинское страхование, возникшая в результате неправильного исчисления плательщиком страховых взносов (неправомерного применения плательщиком в 4 квартале 2014 года пониженных тарифов, предусмотренных для IT-организаций), образует состав правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 47 Закона № 212-ФЗ, а именно взыскание штрафа в размере 20% неуплаченной суммы страховых взносов:
- в ПФР - 23 573,06 руб. (23573,06 руб. = 117 865,31 руб.х20%),
- в ФФОМС-516,15 руб. (516,15 руб.=2 580,77 руб.х20%).
В соответствии со ст. 25 Закона № 212-ФЗ пенями признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую плательщик страховых взносов должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм страховых взносов в более поздние по сравнению с установленными настоящим Федеральным законом сроки.
Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм страховых взносов и независимо от применения мер ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о страховых взносах.
Пени начисляются за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате страховых взносов начиная со дня, следующего за установленным настоящим Федеральным законом сроком уплаты сумм страховых взносов, и по день их уплаты (взыскания) включительно. Пени, начисленные за несвоевременную уплату страховых взносов, по своей правовой природе являются не мерой ответственности, а компенсацией потерь бюджета, связанных с уплатой причитающихся сумм страховых взносов в более поздние по сравнению с установленными Федеральным законом № 212-ФЗ сроками.
Расчет пени заявителем также не оспаривается.
Исследовав имеющиеся в деле доказательства в совокупности с учетом положений ст.71 АПК РФ, суд приходит к выводу о том, что при рассмотрении дела указанные в оспариваемом решении факты занижения объекта обложения страховыми взносами и базы для начисления страховых взносов за 4 квартал 2014 г., находят подтверждение, правомерность начисления штрафов за 4 квартал 2014 года, а также начисления пеней и привлечения к ответственности по ч.1 ст. 47 Федерального закона от 24.07.2009 г. № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный Фонд обязательного медицинского страхования» за совершение правонарушений подтверждены, оснований считать, что оспариваемым решением нарушены права заявителя или его законные интересы не установлено.
Согласно п.3 ст.201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Кроме этого, суд принимает отказ ООО «ГлавСофт» в полном объеме от требований к Государственному учреждению – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Томской области о признании незаконным и отмене решения №36 от 22.07.2015 как не противоречащий требованиям действующего законодательства и не нарушающий прав и законных интересов других лиц.
В соответствии с п.п.4 ч.1 ст.150 АПК РФ арбитражный суд прекращает производство по делу, если установит, что истец отказался от иска и отказ принят арбитражным судом.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 167-170, 176, 197-201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
РЕШИЛ:
В удовлетворении требований общества с ограниченной ответственностью «ГлавСофт» о признании частично недействительным решения Государственного учреждения – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Томске Томской области от 26.05.2015 о привлечении к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах отказать..
В части требования к Государственному учреждению – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Томской области о признании недействительным решения №36 от 22.07.2015 производство по делу прекратить.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд апелляционной инстанции в течение месяца со дня принятия.
Судья Г.Д. Павлов