НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение АС Томской области от 28.09.2022 № А67-10013/2021




АРБИТРАЖНЫЙ СУД ТОМСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ

г. Томск Дело № А67-10013/2021  28 сентября 2022 г. – дата объявления резолютивной части решения 

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Н.А. Шестеровой,
рассмотрев в судебном заседании дело

по иску Федерального агентства лесного хозяйства (ИНН 7705598840, ОГРН 1047796366298)  к 1. муниципальному образованию «Спасское сельское поселение» в лице администрации  Спасского сельского поселения (ИНН 7014044385, ОГРН 1057001463298), 

о признании права отсутствующим
при участии:

от ответчиков – А.И. Миловановой, адвоката по доверенности от 10.01.2022 (регистрационный № 70/620 в реестре адвокатов Томской области), 

установил:

Федеральное агентство лесного хозяйства (далее – Рослесхоз) обратилось в арбитражный суд с иском к муниципальному образованию «Спасское сельское поселение» в лице администрации Спасского сельского поселения, в котором просит: 

- признать отсутствующим право собственности администрации Спасского сельского  поселения на земельный участок с кадастровым номером 70:14:0000000:2889, расположенный по адресу: местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в  границах участка. Почтовый адрес ориентира: Российская Федерация, Томская область, Томский район, Спасское сельское поселение, с. Батурино, ул. Октябрьская, 52. Категория земель: Земли населенных пунктов, площадью 35470 кв.м, имеющего каталог координат поворотных точек (указаны в иске), 

- признать отсутствующим право постоянного (бессрочного) пользования Администрации Спасского сельского поселения на земельный участок КН 70:14:0000000:2889, расположенный по адресу: местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Почтовый адрес ориентира: Российская Федерация, Томская об-


[A1] ласть, Томский район, Спасское сельское поселение, с. Батурино, ул. Октябрьская, 52. Категория земель: Земли населенных пунктов, площадью 35470 кв.м, в вышеуказанных координатах поворотных точек, 

- указать, что вынесенное решение суда, после его вступления в силу является основанием для внесения изменений в Единый государственный реестр недвижимости об отнесении земельного участка с кадастровым номером 70:14:0000000:2889 к землям лесного фонда  в соответствующих координатах и площади, указанных выше. 

В обоснование заявленных требований истец сослался на положения статей 11, 12  Гражданского кодекса Российской Федерации, статей 67-70.1 Лесного кодекса Российской  Федерации, указав, что в результате проведения проверки соблюдения законности возникновения прав на земельный участок выявлено, что границы земельного участка с кадастровым  номером 70:14:0000000:2889 пересекаются с землями лесного фонда. Рослесхоз полагает, что  спорный земельный участок в части пересечения с землями лесного фонда незаконно находится в собственности ответчика (л.д. 4-9 т. 1). 

Определением от 17.03.2022 к участию в деле в качестве соответчика привлечена  Администрация Спасского сельского поселения. 

В ходе производства по делу истец в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации изменил исковые требования, просил: 

 № точки

X

У

18

Контур 1

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

Контур 2

31

32

33

34

35

Контур 3

36

37

17

Контур 5

38

Контур 4

39

40


[A2] 41

4327309,43

38

324502,58

4327307,93

Администрация Спасского сельского поселения в отзыве на исковое заявление исковые требования не признала, указав, что спорный участок используется поселением более 60  лет, на нем расположено кладбище. Поскольку ответчик фактически пользовался спорным  участком, истец не должен быть включать его в государственный лесной реестр. Ответчик,  во владении которого находится участок, полагает, что истцом выбран ненадлежащий способ  защиты права, в данном случае должен быть предъявлен виндикационный иск. Истцом не  представлены сведения о координатах границ земельного участка лесного фонда, а также не  представлены доказательства того, что спорный земельный участок входит в состав земель  лесного фонда и находится в федеральной собственности. Ответчик также указал, что к  спорным правоотношениям подлежат применению положения части 3 статьи 14 Федерального закона от 21.12.2004 № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной  категории в другую» (далее – Закон № 172-ФЗ). Ответчик заявил о пропуске срока исковой  давности (л.д. 1-5, 72-73, 131-133 т. 2). 

Администрация Томского района в отзыве на исковое заявление требования истца не  признала, сославшись на то, что земельный участок с кадастровым номером  70:14:0000000:2889 используется для захоронения как сельское кладбище с 1956 г., 1971 г.,  таким образом, имеются основания для применения к настоящему спору лесной амнистии  (л.д. 63-68 т. 2). 

Департамент лесного хозяйства Томской области в отзыве на исковое заявление указал, что поддерживает и считает подлежащими удовлетворению заявленные требования (л.д.  108 т.2, л.д. 10-14 т. 4). 

Областное государственное бюджетное учреждение «Областной комитет охраны  окружающей среды и природопользования» (далее – ОГБУ «Облкомприрода») в отзыве на  исковое заявление пояснило, что на земельном участке с кадастровым номером  70:14:0000000:2889 расположена часть территории охранной зоны особо охраняемой природной территории государственный ландшафтный заказник областного значения «Ларинский» (далее - заказник «Ларинский»), занимающий примерно половину спорной территории. Заказник «Ларинский» создан на основании Постановления Администрации Томской  области от 03.10.2012 № 377а «О создании государственного ландшафтного заказника областного значения «Ларинский» и его охранной зоны» (далее - Постановление № 377а), которым утверждены Положение о государственном ландшафтном заказнике областного значения «Ларинский», Положение об охранной зоне государственного ландшафтного заказника областного значения «Ларинский», Схема государственного ландшафтного заказника областного значения «Ларинский» и его охранной зоны». Сведения о границах указанной особо  охраняемой природной территории Томской области внесены в ЕГРН 26.12.2012. Приложение 4 к Постановлению № 377а содержит текстовое описание границ охранной зоны, в котором указано, что северная граница (частично находится на спорном участке) «проходит от  кладбища у с. Батурино (точка 1) по северной границе квартала 7 Коларовского урочища Коларовского участкового лесничества Томского лесничества у с. Батурино по проселочной 


[A3] дороге Батурино - Овражное в восточном направлении до проселочной дороги Овражное -  Ярское (точка 6, юго-восточный угол квартала 11 Вершининского урочища Коларовского  участкового лесничества Томского лесничества) (дорога в охранную зону не входит)» (л.д.  95-96 т. 2). 

Третьи лица (2,3) отзывы на исковое заявление не представили.

Истец, третьи лица, извещенные надлежащим образом, представителей в судебное заседание не направили. Истец сообщил о возможности рассмотрения дела в отсутствие своего  представителя. 

 Дело рассматривается по имеющимся в нем материалам в отсутствие представителей  указанных лиц (части 2, 5 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской). 

В судебном заседании представитель ответчиков просил в удовлетворении исковых  требований отказать по основаниям, изложенным в отзыве на исковое заявление и дополнениях к нему. 

Исследовав материалы дела, заслушав представителя ответчиков, суд полагает заявленные требования подлежащими удовлетворению в полном объеме. 

Как следует из материалов дела, лесной участок из земель лесного фонда общей площадью 275 110 000 кв.м с адресом объекта: Томская область, Томский район, Томское лесничество, кадастровый номер 70:14:0000000:888, принадлежит на праве собственности Российской Федерации, что подтверждается свидетельством о праве собственности от  28.11.2008 серия 70АБ 271263 (л.д. 23 т. 1). 

В соответствии с Поручением Правительства Российской Федерации от 06.07.2017 №  ДК-П13-182пр в рамках контроля за реализацией вступившего в силу с 11.08.2017 Федерального закона от 29.07.2017 № 280-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные  акты Российской Федерации в целях устранения противоречий в сведениях государственных  реестров и установления принадлежности земельного участка к определенной категории земель» Рослесхозу совместно с МВД России и Генеральной прокуратурой Российской Федерации поручено организовать проведение сплошной проверки соблюдения законности возникновения прав на земельные участки, относящиеся в соответствии с государственным лесным реестром к лесным, а в соответствии со сведениями Единого государственного реестра  недвижимости - к землям иных категорий. 

Создана межведомственная рабочая группа по проведению проверки соблюдения законности возникновения прав на земельные участки, относящиеся в соответствии с ГЛР к  лесным, а в соответствии со сведениями ЕГРН к землям иных категорий на территории Томской области (далее – Рабочая группа). 

В рамках деятельности Рабочей группы Томским филиалом ФГБУ «Рослесинфорг»  осуществлено графическое совмещение материалов лесоустройства со спорным земельным  участком. 

По результатам указанного совмещения выявлено, что границы указанного земельного участка частично пересекаются с землями лесного фонда Томского лесничества Коларовского участкового лесничества, урочище «Коларовское» квартал 7, части выделов 1,3,4,  площадь пересечения составляет 35470 кв. м (заключение ФГБУ «Рослесинфорг» № 29, л.д.  24-27 т. 1). 

Спорный земельный участок имеет следующий каталог координат поворотных точек: 

 № точки 

X

У

8

Контур 1

9

10

1

Контур 2

11

12

13

11


[A4] Контур 3

28

29

30

31

32

Контур 4

33

34

35

36

37

17

Контур 5

38

39

40

41

38

По итогам проверки соблюдения законности возникновения прав на спорный земельный участок в рамках заседания указанной Рабочей группы принято решение о необходимости обращения в суд с целью защиты имущественных прав и законных интересов Российской Федерации (протокол заседания рабочей группы от 30.01.2019 № 25, л.д. 28-40 т. 1). 

Согласно сведениям ЕГРН муниципальное образование «Спасское сельское поселение» является собственником земельного участка с кадастровым номером  70:14:0000000:2889, расположенного по адресу: местоположение установлено относительно  ориентира, расположенного в границах участка. Почтовый адрес ориентира: Российская Федерация, Томская область, Томский район, Спасское сельское поселение, с. Батурино, ул.  Октябрьская, 52, площадь 62237 +/- 87 кв.м. Категория земель: Земли населенных пунктов.  Право собственности зарегистрировано 13.01.2017 (выписка из Единого государственного  реестра недвижимости от 03.04.2019 № КУВИ -001/2019-7701333, л.д. 17-19 т. 1). 

Спорный земельный участок предоставлен в постоянное (бессрочное) пользование  администрации Спасского сельского поселения Томского района Томской области, право  зарегистрировано 12.01.2017. 

Решением Совета Спасского сельского поселения от 30.12.2013 № 76 (далее - решение   № 66, л.д. 136 т. 2) утвержден генеральный план и правила застройки и землепользования  муниципального образования «Спасское сельское поселение». 

Указанным документом в границы поселения включены участки лесного фонда, расположенные в том числе квартале 7 урочище «Коларовское» Коларовского участкового лесничества Томского лесничества Томской области. 

Заместитель прокурора Томской области обратился в Томский областной суд с административным исковым заявлением к Совету Спасского сельского поселения Томского района Томской области о признании недействующим с момента принятия решениия Совета  Спасского сельского поселения от 30.12.2013 № 13 об утверждении генерального плана муниципального образования «Спасское сельское поселение» в части включения в границы поселения земель лесного фонда. 

Решением Томского областного суда от 22.08.2017 (л.д. 44-55 т. 1), административное  исковое заявление удовлетворено. 

При рассмотрении указанного дела установлено, что при подготовке проекта генерального плана муниципального образования «Спасское сельское поселение» не была соблюдена предусмотренная Градостроительным кодексом Российской Федерации процедура  согласования с Рослесхозом, что повлекло нарушение порядка перевода земель из одной ка-


тегории в другую, а также установлено наложение границ населенного пункта, входящего в  состав названного сельского поселения, и границ находящихся в федеральной собственности  лесных участков, в связи с чем признано недействующим со дня вступления решения суда в  законную силу решение № 76, в том числе в части включения в границы с. Батурино Спасского сельского поселения Томского района Томской области лесных участков, расположенных на землях лесного фонда в кварталах 4,5,7 урочища «Коларовское» Коларовского  участкового лесничества Томского лесничества Томской области. 

Истец, полагая, что спорный земельный участок в части пересечений с землями лесного фонда незаконно находится в собственности ответчика (1) и на праве постоянного (бессрочного) пользования ответчика (2), является федеральной собственностью в силу закона,  обратился с настоящим иском в арбитражный суд. 

Заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих  нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов (часть 1 статьи 4 Арбитражного  процессуального кодекса Российской Федерации). 

Защита гражданских прав осуществляется способами, перечисленными в статье 12  Гражданского кодекса Российской Федерации, а также иными способами, предусмотренными законом. 

Выбор способа защиты нарушенного права осуществляется истцом, при этом способ  защиты права должен соответствовать характеру и последствиям правонарушения и обеспечивать восстановление нарушенных прав или защиту законного интереса. 

В силу пункта 1 статьи 131 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. 

В соответствии с частью 5 статьи 1 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О  государственной регистрации недвижимости» (далее – Федеральный закон от 13.07.2015 №  218-ФЗ) государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним – юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с  Гражданским кодексом Российской Федерации. Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное  право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке. 

Согласно разъяснениям пункта 52 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 10, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации № 22  от 29.04.2010 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении  споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» (далее – Постановление № 10/22), государственная регистрация является единственным доказательством  существования зарегистрированного права. 

Зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в  судебном порядке. Поскольку при таком оспаривании суд разрешает спор о гражданских  правах на недвижимое имущество, соответствующие требования рассматриваются в порядке  искового производства. Оспаривание зарегистрированного права на недвижимое имущество  осуществляется путем предъявления исков, решения по которым являются основанием для  внесения записи в ЕГРП (с учетом изменения законодательства – ЕГРН). В частности, если в  резолютивной части судебного акта решен вопрос о наличии или отсутствии права либо  обременения недвижимого имущества, о возврате имущества во владение его собственника,  о применении последствий недействительности сделки в виде возврата недвижимого имущества одной из сторон сделки, то такие решения являются основанием для внесения записи в  ЕГРП. 

В случаях, когда запись в ЕГРП нарушает право истца, которое не может быть защищено путем признания права или истребования имущества из чужого незаконного владения  (право собственности на один и тот же объект недвижимости зарегистрировано за разными 


лицами, право собственности на движимое имущество зарегистрировано как на недвижимое  имущество, ипотека или иное обременение прекратились), оспаривание зарегистрированного  права или обременения может быть осуществлено путем предъявления иска о признании  права или обременения отсутствующими. 

Согласно статье 3 Лесного кодекса Российской Федерации лесное законодательство  регулирует лесные отношения. Имущественные отношения, связанные с оборотом лесных  участков, регулируется гражданским законодательством, а также Земельным кодексом Российской Федерации, если иное не установлено Лесного кодекса Российской Федерации, другими федеральными законами. 

В соответствии с пунктом 1 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации все  земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на определенные  категории, исчерпывающий перечень которых приведен в данной норме, в том числе земли  населенных пунктов и земли лесного фонда. 

В пункте 2 указанной статьи земли, отнесенные к соответствующей категории должны использоваться в соответствии с установленным для них целевым назначением. 

Согласно пункту 1 статьи 101 Земельного кодекса Российской Федерации к землям  лесного фонда относятся лесные земли и нелесные земли, состав которых устанавливается  лесным законодательством. 

В силу положений части 1 статьи 8 Лесного кодекса Российской Федерации и статьи  17 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки в составе земель лесного  фонда являются федеральной собственностью. 

В статье статьи 28 Федерального закона от 21.12.2001 № 178-ФЗ «О приватизации  государственного и муниципального имущества» прямо установлено, что отчуждению в соответствии с данным Федеральным законом не подлежат земельные участки в составе земель  лесного фонда. 

В соответствии со статьями 9 Земельного кодекса Российской Федерации статьями  209, 125, 214 Гражданского кодекса Российской Федерации управление и распоряжение земельными участками, являющимися федеральной собственностью, от имени Российской Федерации осуществляется федеральными органами государственной власти. 

В соответствии с подпунктом 2 пункта 5 статьи 27 Земельного кодекса Российской  Федерации земельные участки из состава земель лесного фонда ограничиваются в обороте. 

Согласно статье 7 Лесного кодекса Российской Федерации лесным участком является  земельный участок, который расположен в границах лесничеств и образован в соответствии  с требованиями земельного законодательства и настоящего Кодекса. 

В соответствии с частью 2 статьи 67 Лесного кодекса Российской Федерации на территории земель лесного фонда проводится лесоустройство. Лесоустройство включает в себя  следующие мероприятия: проектирование лесничеств; проектирование эксплуатационных  лесов, защитных лесов, резервных лесов, а также особо защитных участков лесов; закрепление на местности местоположения границ лесничеств, участковых лесничеств и земель, на  которых расположены эксплуатационные леса, защитные леса, резервные леса, а также особо  защитные участки лесов; таксация лесов; проектирование мероприятий по сохранению лесов (часть 1 статьи 68 Лесного кодекса Российской Федерации). 

Государственный лесной реестр в силу пунктов 1 и 2 статьи 91 Лесного кодекса Российской Федерации представляет собой систематизированный свод документированной информации о лесах, лесничествах и лесопарках, лесных участках и об их границах, количественных и качественных характеристиках лесов. 

При этом доказательствами, подтверждающими отнесение спорного земельного  участка к землям лесного фонда, в том числе и при отсутствии свидетельства о государственной регистрации права собственности Российской Федерации, является информация из  государственного лесного реестра в виде надлежаще заверенных выписок и таксационных  описаний, копий лесоустроительных планшетов, планов лесных насаждений, карт-схем лесничеств, являющихся первичными источниками информации об отнесении земельного  участка к лесному фонду. 


Как усматривается из материалов дела, приказом Рослесхоза от 11.09.2018 № 249 «Об  определении количества лесничеств на территории Томской области и установлении их границ» определены границы Томского лесничества (л.д. 56-64 т. 1). 

Так, в лесоустроительных материалах (планшет, схематическая карта, карта-схема  расположения и границы лесного участка, таксационное описание) оспариваемый земельный  участок (части) включен в границы Томского района, Коларовского участкового лесничества, урочища «Коларовское» квартал 7 и части выделов 1,3,4 в соответствии с заключением  Томского филиала ФГБУ «Рослесинфорг» о пересечении (наложении) земельного участка с  иной категорией земель на земли лесного фонда. 

Факт наложения границ оспариваемого земельного участка на земли лесного фонда  подтверждается заключением Томского филиала ФГБУ «Рослесинфорг» 21.02.2019 № 29. 

Кроме того, в рамках настоящего спора по делу проведена судебная экспертиза (заключение судебных экспертов ООО «Геомастер» от 29.07.2022 № 7/2022, л.д. 31-80 т. 4), по  результатам которой эксперты пришли к выводу о пересечении спорного земельного участка  с землями лесного фонда, площадь пересечения составляет 35470 кв.м, в тех же координатах,  какие указаны в заключении ФГБУ «Рослесинфорг». 

Как следует из разъяснений, изложенных в пункте 12 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 04.04.2014 № 23 «О некоторых вопросах  практики применения арбитражными судами законодательства об экспертизе», согласно положениям частей 4 и 5 статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заключение эксперта не имеет для суда заранее установленной силы и подлежит оценке наряду с другими доказательствами. Суд оценивает доказательства, в том числе заключение эксперта, исходя из требований частей 1 и 2 статьи 71 Арбитражного процессуального  кодекса Российской Федерации. При этом по результатам оценки доказательств суду необходимо привести мотивы, по которым он принимает или отвергает имеющиеся в деле доказательства (часть 7 статьи 71, пункт 2 части 4 статьи 170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации). 

Ввиду отсутствия доказательств нарушения экспертами требований действующего законодательства, отсутствия в экспертном заключении противоречий и неясных суждений,  суд принимает во внимание заключение судебных экспертов ООО «Геомастер» от 29.07.2022   № 7/2022, как надлежащее доказательство по делу. 

Исследовав заключение экспертов, суд приходит к выводу, что названным заключением подтверждено наложение земельного участка с кадастровым номером  70:14:0000000:2889 на земли лесного фонда. 

Довод ответчиков о том, что имеются основания для применения к настоящему спору  лесной амнистии судом, не принимается. 

Согласно сведениям ЕГРН право собственности муниципального образования «Спасское сельское поселение» в отношении земельного участка с кадастровым номером  70:14:0000000:2889 зарегистрировано 13.01.2017. Данный земельный участок предоставлен в  постоянное (бессрочное) пользование администрации Спасского сельского поселения, право  зарегистрировано 12.01.2017г. 

В силу части 3 статьи 14 Федерального закона «О переводе земель или земельных  участков из одной категории в другую» от 21.12.2004 № 172-ФЗ (далее – Закон № 172-ФЗ) (в  редакции Закона № 280-ФЗ) в случае, если в соответствии со сведениями, содержащимися в  государственном лесном реестре, лесном плане субъекта Российской Федерации, земельный  участок относится к категории земель лесного фонда, а в соответствии со сведениями Единого государственного реестра недвижимости, правоустанавливающими или правоудостове- ряющими документами на земельные участки этот земельный участок отнесен к иной категории земель, принадлежность земельного участка к определенной категории земель опреде-


ляется в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре  недвижимости, либо в соответствии со сведениями, указанными в правоустанавливающих  или правоудостоверяющих документах на земельные участки, при отсутствии таких сведений в Едином государственном реестре недвижимости, за исключением случаев, предусмотренных частью 6 настоящей статьи. Правила настоящей части применяются в случае, если  права правообладателя или предыдущих правообладателей на земельный участок возникли  до 1 января 2016 года. 

Спорный земельный участок с кадастровым номером 70:14:0000000:2889, относящийся к землям населенных пунктов, поставлен на кадастровый учет после 01.01.2016, в связи с  чем положения Закона № 172-ФЗ (в редакции Закона № 280-ФЗ) не подлежат применению. 

Отклонению также подлежит и довод о том, что истцом избран ненадлежащий способ  защиты права, так как согласно правовой позиции, сформулированной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.04.2009 № 15148/08,  способ судебной защиты признается надлежащим в случае, если он обеспечивает возможность восстановления нарушенного права. 

В рассматриваемом случае, избранный истцом способ защиты является надлежащим,  поскольку фактически обеспечивает восстановление нарушенных прав истца. 

Относительно довода ответчиков о нахождении на спорном земельном участке сельского кладбища суд приходит к следующим выводам. 

Согласно статье 6.1 Лесного кодекса Российской Федерации к землям лесного фонда  относятся лесные земли и нелесные земли. Границы земель лесного фонда определяются  границами лесничеств. 

Статьей 25 Лесного кодекса Российской Федерации определены виды использования  лесов. При этом такой вид как «размещение кладбища» законом не предусмотрен. 

Размещение на спорном земельном участке, который частично относится к землям  лесного фонда, кладбища, является нарушением имущественных прав Российской Федерации. 

Как пояснил истец, обращаясь в суд с заявленными исковыми требованиями, Рослесхоз не преследует цель освободить спорный земельный участок от захоронений, а осуществляет защиту имущественных прав Российской Федерации, и действует в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров и установления принадлежности  земельного участка к определенной категории земель, в рамках реализации положений Федерального закона от 29.07.2017 № 280-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров и установления принадлежности земельного участка к определенной категории земель». 

Устранение противоречий в сведениях государственных реестров не только не ограничивает ответчика, а наоборот мотивирует его на осуществление законных действий по переводу спорной части земельного участка из одной категории в другую в рамках Федерального закона от 21.12.2004 № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной  категории в другую». 

Относительно информации ОГБУ «Облкомприрода» о создании государственного  ландшафтного заказника областного значения «Ларинский» на основании постановления администрации Томской области от 03.10.2012г. № 377а «О создании государственного ландшафтного заказника областного значения «Ларинский» и его охранной зоны» суд приходит к  следующим выводам. 

Законодательство Российской Федерации об особо охраняемых природных территориях основывается на соответствующих положениях Конституции Российской Федерации и  состоит из Федерального закона от 14.03.1995 № 33-Ф3 «Об особо охраняемых природных  территориях», принимаемых в соответствии с ним других законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов  субъектов Российской Федерации. 


Пунктом 2 статьи 23 Федерального закона от 14.03.1995 № 33-Ф3 «Об особо охраняемых природных территориях» (далее - Закон № 33-ФЗ) установлено, что создание государственных природных заказников регионального значения осуществляется решениями высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с требованиями, предусмотренными пунктом 6 статьи 2 настоящего Федерального закона. 

В силу пункта 6 статьи 2 Закона № 33-ФЗ органы государственной власти субъектов  Российской Федерации согласовывают решения о создании особо охраняемых природных  территорий регионального значения, об изменении режима их особой охраны с: 

а) уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в области охраны  окружающей среды; 

б) федеральными органами исполнительной власти в области обороны страны и безопасности государства, если предполагается, что в границах особо охраняемых природных  территорий будут находиться земли и другие природные ресурсы, предоставленные для  нужд Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и  органов. 

Законом № 172-ФЗ определен порядок перевода земель одной категории в другую.  Положениями статьи 11 названного закона разрешен перевод земель лесного фонда в случаях организации особо охраняемых природных территорий, решение о переводе в отношении  земель лесного фонда принимается актом Правительства Российской Федерации. 

При этом доказательства перевода спорного земельного участка из категории земли  лесного фонда в иную материалы дела не содержат. 

В ходе рассмотрения дела ответчиками заявлено о применении срока исковой давности. 

Исковой давностью признается срок для защиты права по иску лица, право которого  нарушено (статья 195 Гражданского кодекса Российской Федерации). 

В соответствии со статьей 196 Гражданского кодекса Российской Федерации общий  срок исковой давности составляет три года со дня, определяемого в соответствии со статьей  200 Гражданского кодекса Российской Федерации. 

 Согласно пункту 1 статьи 200 Гражданского кодекса Российской Федерации если законом не установлено иное, течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо  узнало или должно было узнать о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим  ответчиком по иску о защите этого права. 

В данном случае требование о признании права собственности отсутствующим является разновидностью негаторного иска, не имеющего срока исковой давности (пункт 7 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.09.2015 № 43 «О некоторых вопросах, связанных с применением норм Гражданского кодекса Российской Федерации об исковой давности»), в связи с чем заявление о применении срока исковой давности  подлежит отклонению. 

Таким образом, проанализировав представленные доказательства каждое в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности в соответствии с требованиями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд приходит к выводу о том, что записи в ЕГРП о праве собственности муниципального образования «Спасское сельское поселение» и праве постоянного (бессрочного) пользования администрации Спасского сельского поселения на земельный участок с кадастровым  номером 70:14:0000000:2889 нарушают права Российской Федерации как собственника земельного участка с кадастровым номером 70:14:0000000:888. 

При таких обстоятельствах требования истца подлежат удовлетворению. 

В силу пункта 52 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации   № 10, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации № 22 от 29.04.2010 г.  «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав», а также разъяснений, данных в  пунктах 1 и 6 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Россий-


ской Федерации от 21.07.2009 г. № 132 «О некоторых вопросах применения арбитражными  судами статей 20 и 28 Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», решение по настоящему делу является основанием для  внесения в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество сведений об отсутствии права собственности ответчика на земельный участок и об отнесении испрашиваемого земельного участка к землям лесного фонда. 

Как усматривается из материалов дела в ходе производства по делу определением от  08.06.2022 по ходатайству администрации Спасского сельского поселения судом по настоящему делу назначена судебная экспертиза, проведение которой поручено экспертам ООО  «Геомастер» Цильке Александру Игоревичу, Бахтину Роману Александровичу. 

В ответе на запрос суда о возможности проведения экспертизы ООО «Геомастер» выразило согласие на оплату судебной экспертизы по делу № А67-10013/2021 по исполнительному листу с проигравшей стороны (л.д. 1 т. 3). 

ООО «Геомастер» в материалы дела представлено заключение эксперта, стоимость  проведенной экспертизы составила 84 000 руб. (л.д. 28 т. 4). 

Размер вознаграждения эксперту определяется судом по согласованию с лицами,  участвующими в деле, и по соглашению с экспертом (часть 2 статьи 107 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации). 

В силу пунктов 1, 2 статьи 109 Арбитражного процессуального кодекса Российской  Федерации денежные суммы, причитающиеся экспертам, выплачиваются по выполнении  ими своих обязанностей с депозитного счета арбитражного суда. 

В соответствии с частью 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу  которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны. 

Согласно части 6 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации неоплаченные или не полностью оплаченные расходы на проведение экспертизы  подлежат взысканию в пользу эксперта или государственного судебно-экспертного учреждения с лиц, участвующих в деле, пропорционально размеру удовлетворенных исковых требований. 

Исходя из содержания названных норм права, понесенные расходы в связи с оплатой  экспертизы подлежат распределению между сторонами в зависимости от результатов рассмотрения дела. 

При таких обстоятельствах, в соответствии с нормами статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы за проведение экспертизы в размере  84 000 руб. подлежат взысканию с администрации Спасского сельского поселения. 

Поскольку ответчики в соответствии с подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации освобождены от уплаты государственной пошлины при  рассмотрении дел арбитражными судами, государственная пошлина за рассмотрение настоящего иска с ответчиков взысканию не подлежит. 

На основании изложенного и, руководствуясь статьями 110, 168-171 Арбитражного  процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд 

РЕШИЛ:

Признать отсутствующим право собственности муниципального образования «Спасское сельское поселение» на земельный участок с кадастровым номером 70:14:0000000:2889,  расположенный по адресу: местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Почтовый адрес ориентира: Российская Федерация, Томская  область, Томский район, Спасское сельское поселение, с. Батурино, ул. Октябрьская, 52. Категория земель: Земли населенных пунктов, площадью 35470 кв.м., имеющего следующий  каталог координат поворотных точек: 


 № точки

X

У

20

Контур 1

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

31

32

Контур 2

33

34

35

36

37

Контур 3

17

Контур 5

38

39

40

Контур 4

41

38

Признать отсутствующим право постоянного (бессрочного) пользования администрации Спасского сельского поселения на земельный участок с кадастровым номером  70:14:0000000:2889, расположенный по адресу: местоположение установлено относительно  ориентира, расположенного в границах участка. Почтовый адрес ориентира: Российская Федерация, Томская область, Томский район, Спасское сельское поселение, с. Батурино, ул.  Октябрьская, 52. Категория земель: Земли населенных пунктов, площадью 35470 кв.м., в  вышеуказанных координатах поворотных точек. 

Взыскать с администрации Спасского сельского поселения в пользу общества с ограниченной ответственностью «Геомастер» 84 000 руб. расходов на проведение судебной экспертизы. 

На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в арбитражный суд апелляционной инстанции (Седьмой арбитражный апелляционный суд) в месячный срок с момента изготовления текста решения в полном объеме путем подачи апелляционной жалобы  через Арбитражный суд Томской области. 

Судья М.О. Попилов

Электронная подпись действительна.
Данные ЭП:Удостоверяющий центр Федеральное казначейство
Дата 28.01.2022 3:22:17

Кому выдана Попилов Максим Олегович