НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение АС Томской области от 26.11.2021 № А67-3859/2021

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ТОМСКОЙ ОБЛАСТИ

634050, пр. Кирова д. 10, г. Томск, тел. (3822)284083, факс (3822)284077,  http://tomsk.arbitr.ru, e-mail: tomsk.info@arbitr.ru

Именем Российской Федерации

Р  Е  Ш  Е  Н  И  Е

г. Томск                                                                                                         Дело № А67- 3859/2021

03.12.2021 (резолютивная часть решения объявлена 26.11.2021)

Арбитражный суд Томской области в составе судьи Идрисовой С.З., при ведении протокола секретарем судебного заседания Филимоновой Н.А., рассмотрев в судебном заседании заявление автономной некоммерческой организации «Детская организация раннего развития «Ладушки» (634016, Томская область, г. Томск, туп. 4-й Аникинский, д. 15, ИНН 7017375346, ОГРН 1157000000255) к инспекции Федеральной налоговой службы по г.Томску (634061, г. Томск, пр. Фрунзе, дом 55, ИНН 7021022569, ОГРН 1047000302436) о признании недействительным решения № 11410 от 19.11.2020,

при участии:

от заявителя  - Юдина А.Ю., удостоверение адвоката регистрационный номер 70/791 от 05.04.2012, доверенность от 19.07.2021 (до 31.12.2022),

от ответчика – Горшуновой И.А., удостоверение, доверенность от 11.01.2021 (до 31.12.2021), диплом,

установил:

автономная некоммерческая организация «Детская организация раннего развития «Ладушки» обратилась в суд с заявлением к инспекции Федеральной налоговой службы по г.Томску о признании недействительным решения №11410 от 19.11.2020 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, предусмотренного п.1 ст.122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ).

Заявитель указывает, что ответчиком допущены существенные нарушения  при рассмотрении материалов налоговой проверки. Привлечение его к ответственности незаконно, т.к. заявитель не совершал налогового правонарушения.

Ответчик в своем отзыве считает, что оспариваемое решение вынесено законно и обоснованно. Просит отказать в удовлетворении заявления.

Представители участвующих в деле лиц в заседании поддержали свои позиции.

Из материалов дела следует, что основным видом деятельности заявителя является «дбразование дошкольное». Заявитель осуществляет свою деятельность по следующим адресам: г.Томск, ул.Карла Ильмера, д.10/3, г.Томск, пер.Фруктовый, д.31, г.Томск, ул.Елизаровых, д.52, г.Томск, ул.Киевская, д.81, г.Томск, ул.Сергея Лазо, д.6/2.

В соответствии с положениями ст.346.12, 346.14 НК РФ в 2018 г. заявитель являлся плательщиком упрощенной системы налогообложения (далее - УСН) с объектом налогообложения «доходы, уменьшенные на величину расходов».

На основании налоговой декларации по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения за 2018 г., в отношении заявителя проведена камеральная налоговая проверка.

Предметом проверки является налог, взимаемый с налогоплательщиков, выбравших в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов.

Срок проведения проверки с 12.12.2019 по 12.03.2020.

В ходе проверки установлено, что в 2018 г. заявителем получена субсидия в сумме          37 504 646 руб., предоставленная департаментом образования администрации г. Томска в соответствии со ст. 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее – БК РФ) на возмещение затрат, связанных с обеспечением получения дошкольного образования (расходы на оплату труда, приобретение учебников и учебных пособий, средств обучения, игр, игрушек (за исключением расходов на содержание зданий и оплату коммунальных услуг), в рамках заключенного между ними соглашения от 22.05.2018 № 14 «О предоставлении субсидии организациям, осуществляющим обучение (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), частным дошкольным образовательным организациям на возмещение затрат, связанных с обеспечением получения дошкольного образования». К соглашению департаментом образования администрации г. Томска и заявителем заключены дополнительные соглашения от 21.06.2018 № 1, от 10.07.2018 № 2, от 09.11.2018 № 3, от 20.12.2018 № 4.

Сумма полученной субсидии отражена заявителем в разделе 3 «Отчет о целевом использовании имущества (в том числе денежных средств), работ услуг, полученных в рамках благотворительной деятельности, целевых поступлений, целевого финансирования» налоговой декларации по УСН за 2018 г.

Субсидия в сумме 1 816 863,60 руб. (являющаяся составной частью субсидии в сумме 37 504 646 руб.) предоставлена заявителю с целью возмещения затрат на приобретение товаров у индивидуального предпринимателя Казаковой Н.Ю. (пластилин, картон, краски, цветная бумага, карандаши, фломастеры, мел, кисти, ножницы, мольберты и др.).

По результатам проведенной камеральной налоговой проверки ответчик пришел к выводу, что документы, оформленные в рамках взаимодействия заявителя и индивидуального предпринимателя Казаковой Н.Ю., содержат недостоверные сведения и не подтверждают фактическое несение заявителем затрат на приобретение товаров у индивидуального предпринимателя Казаковой Н.Ю. на сумму 1 816 863,60 руб.

Решением ответчика от 19.11.2020 № 11410 заявитель привлечен к ответственности по п. 1 ст. 122 НК РФ за неуплату налога в виде штрафа в размере 3 633,80 руб., ему начислена недоимка по единому налогу, уплачиваемому в связи с применением УСН, за 2018 г. в размере 18 169 руб., исчислены пени в размере 4 268,80 руб.

Кроме того, поскольку субсидия  в сумме 1 816 863,60 руб. подлежала отражению не только в составе расходов, но и в составе доходов, ответчик включил в состав доходов сумму субсидии, полученной в виде компенсации затрат в размере 1 816 863,60 руб., поскольку, организация не подтвердила расходы в этой сумме в связи с их недостоверностью.

Решением УФНС России по Томской области №16-05/01/02235@ от 18.02.2021 апелляционная жалоба заявителя на решение ответчика оставлена без удовлетворения.

Полагая, что решение ответчика не соответствует нормам действующего законодательства  и нарушает его права, заявитель обратился в суд с требованием о признании его недействительным.

Заслушав участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии с п. 1 ст. 10 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (далее - Закон № 7-ФЗ) автономной некоммерческой организацией признается не имеющая членства некоммерческая организация, созданная в целях предоставления услуг в сфере образования, здравоохранения, культуры, науки, права, физической культуры и спорта и иных сферах.

Из п. 2 ст. 10 Закона № 7-ФЗ следует, что автономная некоммерческая организация вправе осуществлять предпринимательскую деятельность, соответствующую целям, для достижения которых создана указанная организация.

Согласно ст. 346.15 НК РФ налогоплательщики при определении объекта налогообложения учитывают доходы от реализации, определяемые в соответствии со ст. 249 НК РФ, и внереализационные доходы, определяемые в соответствии со ст. 250 НК РФ.

Статьей 249 НК РФ предусмотрено, что доходом от реализации признаются выручка от реализации товаров (работ, услуг) как собственного производства, так и ранее приобретенных, выручка от реализации имущественных прав.

Исходя из ст. 250 НК РФ внереализационными доходами признаются доходы, не указанные в ст. 249 НК РФ.

Из ст. 346.15 НК РФ следует, что налогоплательщики при определении объекта налогообложения не учитывают доходы, указанные в ст. 251 НК РФ, перечень которых является исчерпывающим, в том числе в виде субсидий, полученных на возмещение расходов, указанных в статье 270 НК РФ (за исключением расходов, указанных в пункте 5 статьи 270 НК РФ).

Из решения думы г.Томска от 05.12.2017 № 688 «О бюджете муниципального образования «Город Томск» на 2018 год и плановый период 2019 - 2020 годов» (далее -Решение Думы Города Томска от 05.12.2017) следует, что в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 06.10.2003 № 131 -ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Положением «О бюджетном устройстве и бюджетном процессе в муниципальном образовании «Город Томск», утвержденным решением думы г.Томска от 06.10.2009 № 1316,  дума решила утвердить ведомственную структуру расходов бюджета муниципального образования «Город Томск» по главным распорядителям бюджетных средств, разделам, подразделам, целевым статьям, видам расходов бюджета на 2018 год согласно приложению 4 и плановый период 2019 - 2020 годов, приложению 4.1 к соответствующему решению.

Так, в соответствии с приложением 4 к решению думы Города Томска от 05.12.2017 департаменту образования администрации города Томска - главному распорядителю бюджетных средств (код главного распорядителя бюджетных средств 920) по разделу 07 подразделу 01 целевой статье расходов 0210140490 виду расходов 630 в рамках муниципальной программы «Развитие образования» на 2015-2025» предусмотрены бюджетные ассигнования на предоставление субсидии организациям, осуществляющим обучение (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), частным дошкольным образовательным организациям на возмещение затрат, связанных с обеспечением получения дошкольного образования.

Согласно ст. 6 БК РФ под главным распорядителем бюджетных средств подразумевается орган государственной власти (государственный орган), орган управления государственным внебюджетным фондом, орган местного самоуправления, орган местной администрации, а также наиболее значимое учреждение науки, образования, культуры и здравоохранения, указанное в ведомственной структуре расходов бюджета, имеющие право распределять бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств между подведомственными распорядителями и (или) получателями бюджетных средств, если иное не установлено БК РФ, при этом получателем бюджетных средств (получатель средств соответствующего бюджета) является орган государственной власти (государственный орган), орган управления государственным внебюджетным фондом, орган местного самоуправления, орган местной администрации, находящееся в ведении главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств казенное учреждение, имеющие право на принятие и (или) исполнение бюджетных обязательств от имени публично-правового образования за счет средств соответствующего бюджета, если иное не установлено настоящим Кодексом.

Как указано в ст.38 БК РФ принцип адресности и целевого характера бюджетных средств означает, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования.

В рассматриваемом случае департамент образования администрации г.Томска осуществляет функции главного распорядителя и получателя средств местного бюджета, целью которого является предоставление субсидии организациям, осуществляющим обучение, на возмещение затрат, связанных с обеспечением получения дошкольного образования.

Порядок определения объема и условий предоставления субсидии организациям, осуществляющим обучение (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), частным дошкольным образовательным организациям на возмещение затрат, связанных с обеспечением получения дошкольного образования, утвержден постановлением администрации г. Томка от 18.03.2013 №213 «Об утверждении порядка определения объема и условий предоставления субсидии организациям, осуществляющим обучение (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), частным дошкольным образовательным организациям на возмещение затрат, связанных с обеспечением получения дошкольного образования» (далее - постановление администрации г. Томска № 213).

Из соглашения от 22.05.2018 № 14 «О предоставлении субсидии организациям, осуществляющим обучение (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), частным дошкольным образовательным организациям на возмещение затрат, связанных с обеспечением получения дошкольного образования» (далее - соглашение от 22.05.2018 № 14), следует, что департамент образования администрации г. Томска, которому в соответствии с решением думы г.Томска от 05.12.2017 предусмотрены бюджетные ассигнования на предоставление субсидии организациям, осуществляющим обучение (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), частным дошкольным образовательным организациям на возмещение затрат, связанных с обеспечением получения дошкольного образования, именуемый «Главный распорядитель», и заявителем, именуемым «Получатель», в соответствии с постановлением администрации г. Томска № 213, заключено соглашение, предметом которого является предоставление из бюджета муниципального образования «Город Томск» в 2018 г. получателю субсидии на возмещение затрат, включая расходы на оплату труда, приобретение учебников и учебных пособий, средств обучения, игр, игрушек (за исключением расходов на содержание зданий и оплату коммунальных услуг) по коду классификации расходов Бюджетов Российской Федерации: код главного распорядителя (распорядителя) средств бюджета муниципального образования «Город Томск» 920, раздел 07, подраздел 01, целевая статья 0210140490, вид расходов 631 в рамках муниципальной программы «Развитие образования» на 2015-2025 годы».

Таким образом, соглашением от 22.05.2018 №14 предусмотрено предоставление департаментом образования администрации г. Томска субсидии заявителю по целевой статье 0210140490 «Субсидии организациям, осуществляющим обучение (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), частным дошкольным образовательным организациям на возмещение затрат, связанных с обеспечением получения дошкольного образования».

В приложении 4 к решению думы г.Томска от 05.12.2017 департаменту образования администрации г. Томска предусмотрены бюджетные ассигнования по целевой статье 0210140490 по виду расходов 630 «Субсидии некоммерческим организациям (за исключением государственных (муниципальных) учреждений». Вместе с тем, соглашением от 22.05.2018 №14 предусмотрено предоставление департаментом образования администрации г. Томска заявителю субсидии по целевой статье 0210140490 по виду расходов 631 «Субсидии на возмещение недополученных доходов и (или) возмещение фактически понесенных затрат».

В соответствии с приказом Минфина России от 01.07.2013 № 65н «Об утверждении Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации», действующим в период действия соглашения от 22.05.2018 № 14, в рамках подгруппы 630 отражаются расходы бюджетов бюджетной системы Российской Федерации на предоставление субсидий, включая гранты в форме субсидий, некоммерческим организациям, не являющимся государственными (муниципальными) учреждениями, государственными корпорациями (компаниями), публично-правовыми компаниями, в том числе в соответствии с договорами (соглашениями) на оказание указанными организациями государственных (муниципальных) услуг (выполнение работ) в пользу физических и (или) юридических лиц, а по элементу 631 отражаются расходы бюджетов бюджетной системы Российской Федерации на   предоставление   субсидий   иным   некоммерческим   организациям   на   возмещение недополученных доходов и (или) возмещение фактически понесенных затрат. Таким образом, элемент 631 входит в подгруппу 630.

Согласно п. 1 ст. 78 БК РФ субсидии юридическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.

Из местного бюджета субсидии предоставляются в случаях и порядке, предусмотренных решением представительного органа муниципального образования о местном бюджете и принимаемыми в соответствии с ним муниципальными правовыми актами местной администрации или актами уполномоченных ею органов местного самоуправления, что следует из п. 3 ч. 2 ст. 78 БК РФ.

Таким образом, бюджетным законодательством предусмотрена возможность предоставления субсидий юридическим лицам в связи с производством товаров, выполнением работ, оказанием услуг. При этом целевое назначение субсидии - безвозмездная и безвозвратная помощь по компенсации его затрат на определенную деятельность, признанную публичным образованием значимой.

Департаментом образования администрации г.Томска в рамках муниципальной программы «Развитие, образования на 2015-2025 годы», утвержденной постановлением администрации Города Томска от 29.09.2014 № 976, в 2018 г. заявителю с 25.06.2018 по 28.12.2018 предоставлена субсидия в размере 1 816 863,60 руб.

Заявитель в разделе 3 «Отчет о целевом использовании имущества (в том числе денежных средств), работ услуг, полученных в рамках благотворительной деятельности, целевых поступлений, целевого финансирования» декларации по УСН за 2018 г. отразил поступление спорной суммы 1 816 863,60 руб.

Таким образом, денежные средства, поступившие в виде субсидии, определены налогоплательщиком как средства целевого финансирования, поскольку в соответствии с разделом 3 налоговой декларации, форма которой утверждена приказом ФНС России от 26.02.2016 № ММВ-7-3/99@, указанный раздел заполняется налогоплательщиками, получившими средства целевого финансирования.

Заявитель указал, что поступившие денежные средства в полном объеме использовал по назначению в течение установленного срока. В состав доходов в целях исчисления налога, уплачиваемого в связи с применением УСН за 2018 г., денежные средства в сумме          1 816 863,60 руб. налогоплательщиком не включены.

Согласно пп.14 п.1 ст..251 НК РФ (в редакции, действующей в проверяемом периоде), не относится к средствам целевого финансирования имущество, полученное налогоплательщиком и использованное им по назначению, определенному организацией (физическим лицом) – источником целевого финансирования или федеральными законами в виде субсидий, полученных на возмещение расходов, указанных в ст.270 НК РФ.

Субсидии, полученные на возмещение расходов, указанных в ст.270 НК РФ, отнесены к средствам целевого финансирования с 01.01.2019 в связи с принятием Федерального закона от 27.11.2018 №424 «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах».

Получая субсидию от департамента образования администрации г.Томска, заявитель не становится участником бюджетного процесса в смысле, придаваемом ст.6 БК РФ, и не является получателем бюджетных средств, поэтому на него не распространяется действие принципа адресности и целевого характера бюджетных средств, предусмотренного ст.38 БК РФ.

В рассматриваемом случае целевой характер выплаты из местного бюджета проявляется в возложении на департамент образования администрации г.Томска, осуществляющего функции главного распорядителя и получателя средств местного бюджета, обязанности осуществить их расходование в соответствии с определенными целями, в частности, с целью предоставления субсидии организациям, осуществляющим обучение (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), частным дошкольным образовательным организациям на возмещение затрат, связанных с обеспечением получения дошкольного образования в рамках муниципальной программы «Развитие образования» на 2015-2025 годы».

Субсидия, полученная заявителем от департамента образования администрации г.Томска, не является ни средством целевого финансирования, ни целевым поступлением, указанным в п.1 и в п.2 ст.251 НК РФ, а представляет собой безвозмездную и безвозвратную помощь в виде компенсации затрат, понесенных в рамках обеспечения получения дошкольного образования, то есть в рамках осуществления основного вида деятельности заявителя, которая по своему экономическому содержанию являются частью недополученного дохода (экономической выгодой), полученной заявителем от реализации услуг.

Из изложенного следует, что полученная субсидия в полном объеме подлежит включению в состав доходов в целях исчисления налога, уплачиваемого в связи с применением УСН, за 2018 г. на основании п. 8 ст. 250 НК РФ, согласно которому внереализационными доходами налогоплательщика признаются, в частности, доходы в виде безвозмездно полученного имущества (работ, услуг) или имущественных прав, за исключением случаев, указанных в ст. 251 НК РФ.

Согласно пп.1 п.1 ст. 346.15 НК РФ в целях главы 26.2 НК РФ датой получения доходов: признается день поступления денежных средств на счета в банках и (или) вкассу, получения иного имущества (работ, услуг) и (или) имущественных прав, а также погашения задолженности (оплаты) налогоплательщику иным способом (кассовый метод).

В соответствии с п.3.1 ст.346.21 НК РФ налогоплательщики, выбравшие в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов, по итогам каждого отчетного периода исчисляют сумму авансового платежа по налогу, исходя из ставки налога и фактически полученных доходов, уменьшенных на величину расходов, рассчитанных нарастающим итогом с начала налогового периода до окончания соответственно первого квартала, полугодия, девяти месяцев с учетом ранее исчисленных сумм авансовых платежей по налогу.

Авансовые платежи по налогу уплачиваются не позднее 25-го числа первого месяца, следующего за истекшим отчетным периодом.

В силу п.6 ст. 346.18 НК РФ налогоплательщик, который применяет в качестве объекта налогообложения дохода, уменьшенные на величину расходов, уплачивает минимальный налог по итогам налогового периода. Сумма минимального налога исчисляется за налоговый период в размере 1 процента налоговой базы, которой являются доходы, определяемые в соответствии со ст. 346.15 НК РФ. Минимальный налог уплачивается в случае, если за налоговый период сумма исчисленного в общем порядке единого налога меньше суммы исчисленного минимального налога.

Согласно ст. 346.24 НК РФ налогоплательщики обязаны вести учет доходов и расходов для целей исчисления налоговой базы по налогу в книге учета доходов и расходов организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, форма и порядок заполнения которой утверждаются Министерством финансов Российской Федерации.

Форма книги учета доходов и расходов организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, и порядок ее заполнения утверждены приказом Минфина от 22.10.2012 № 135н «Об утверждении форм Книги учета доходов и расходов организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, Книги учета доходов индивидуальных предпринимателей, применяющих патентную систему налогообложения, и Порядков их заполнения». В соответствии с названным приказом организации, применяющие упрощенную систему налогообложения, ведут Книгу учета доходов и расходов организаций, применяющих упрощенную систему налогообложения, в которой в хронологической последовательности на основе первичных документов позиционным способом отражают все хозяйственные операции за отчетный (налоговый) период.

Таким образом, доход в виде субсидии, полученный от департамента образования администрации г. Томска, а также расходы, компенсированные соответствующей субсидией, подлежат отражению заявителем в книге учета доходов и расходов за 2018 г., а также в декларации по УСН за 2018 г. в полном объеме (во 2 Разделе).

В силу п. 2 ст. 346.16 НК РФ расходы, которые учитываются при определении объекта налогообложения, принимаются при условии их соответствия критериям, приведенным в п. 1 ст. 252 НК РФ.

В соответствии с п. 1 ст. 252 НК РФ расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты, осуществленные (понесенные) налогоплательщиком. Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме. Под документально подтвержденными   расходами    понимаются   затраты,    подтвержденные   документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации. Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.

При решении вопроса о возможности учета тех или иных расходов для целей исчисления налога, уплачиваемого в связи с применением УСН, необходимо исходить из того, подтверждают представленные налогоплательщиком документы произведенные им расходы или нет.

Условием для включения понесенных затрат в состав расходов является возможность на основании имеющихся документов сделать однозначный вывод о том, что расходы на приобретение товаров (работ, услуг) фактически понесены. При этом во внимание должны приниматься представленные налогоплательщиком доказательства в подтверждение факта и размера этих затрат, которые подлежат правовой оценке в совокупности.

В соответствии со ст.9 Федеральный закон от 06.12.2011 №402-ФЗ «О бухгалтерском учете» каждый факт хозяйственной жизни подлежит оформлению первичным учетным документом. Не допускается принятие к бухгалтерскому учету документов, которыми оформляются не имевшие места факты хозяйственной жизни, в том числе лежащие в основе мнимых и притворных сделок.

В книге учета доходов и расходов (форма и порядок заполнения которой утверждены Приказом Минфина России от 22,10.2012 №135н) организации в хронологической последовательности на основе первичных документов позиционным способом обязаны отражать все хозяйственные операции за отчетный (налоговый) период. Однако в правилах заполнения не сделаны необходимые уточнения об отражении, доходов в виде денежных средств, получаемых организаций от собственника имущества, и расходов, осуществленных за счет этих средств. В п. 2-4 порядка заполнения указано, что в графе 4 разд. 1 книги учета доходов и расходов не учитываются доходы, указанные в статье 251 НК РФ. Вместе с тем, в письме Минфина Российской Федерации от 13.03.2006 №03-Ц-04/2/59 указано на право налогоплательщиков, применяющих упрощенную систему налогообложения, самостоятельно разработать необходимые формы для ведения раздельного учета доходов (расходов), утвердив их соответствующим приказом.

Таким образом, с целью раздельного учета доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках целевого финансирования, организация, применяющая упрощенную систему налогообложения, может разработать самостоятельно необходимые регистры и утвердить их формы в учетной политике для целей налогообложения.

Приказ на утверждение учетной политики для ведения раздельного учета доходов (расходов) заявителем на проверку не представлен.

В соответствии со ст..5 Федерального закона от 22.05.2003 №54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации» контрольно-кассовая техника в обязательном порядке подлежит регистрации в налоговом органе, при осуществлении расчетов покупателям (клиентам) в момент оплаты предоставляется кассовый, чек или бланк строгой отчётности. Новый порядок работы контрольно-кассовой техникой; предусматривает регистрацию и передачу данных проводимых операций в режиме реального времени на серверы Федеральной налоговой службы.

В ходе камеральной налоговой проверки ответчиком установлено, что документы, оформленные в рамках взаимодействия заявителя и индивидуального предпринимателя Казаковой Н.Ю., содержат недостоверные сведения и не подтверждают несение заявителем затрат на приобретение товаров у индивидуального предпринимателя Казаковой Н.Ю., в связи с чем, соответствующие затраты не подлежат включению в состав расходов в целях исчисления налога, уплачиваемого в связи с применением УСН, за 2018 г.

В частности, заявитель не ведет раздельный учет доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках целевого финансирования, что нарушает положение пл. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ, а также не соответствует позиции Минфина Российской Федерации, отраженной в письме от 13.03.2006 № 03-11-04/2/59.

Контрольно-кассовая техника с регистрационным номером 0000223624019027, на которой получены чеки на приобретение товаров у индивидуального предпринимателя Казаковой Н.Ю., не зарегистрирована в налоговом органе.

В книге учета доходов и расходов на 2018 г. индивидуального предпринимателя Казаковой Н.Ю. хозяйственные операции с заявителем не отражены.

Взаимодействие между заявителем и индивидуальным предпринимателем Казаковой Н.Ю. по расчетным счетам соответствующих хозяйствующих субъектов отсутствует.

В ходе допроса Пономарева Н.Ю. (ранее Казакова Н.Ю.) сообщила, что с заявителем договор не заключался, товары не поставлялись, с Лобановой Ж.Б. (руководитель заявителя) не знакома, кассовые чеки получены не на ее кассовых аппаратах, печать на товарных чеках не проставляла, подпись, которая стоит на товарных чеках не принадлежит ни Пономаревой Н.Ю., ни одному из ее сотрудников.

Рычко И.И., осуществляющая трудовую деятельность у индивидуального предпринимателя Пономаревой            Н.Ю. (ранее индивидуального предпринимателя Казаковой Н.Ю.) в должности бухгалтера, в ходе допроса сообщила, что с заявителем не взаимодействовали, товар не поставляли, кассовые и товарные чеки не принадлежат индивидуальному предпринимателю Казаковой Н.Ю.

Из показаний сотрудников, осуществляющих трудовую деятельность заявителя, в том числе в 2018 г., следует, что ни один из них не знаком с индивидуальным предпринимателем Казаковой Н.Ю. Товар, привезенный индивидуальным предпринимателем Казаковой Н.Ю. либо ее представителями никто не видел. Кто рассчитывался за товар, поставленный индивидуальным предпринимателем Казаковой Н.Ю. также никто не знает (протоколы допросов Видюковой Т.В, Лингевич О.А., Чернецовой И.В.).

Из объяснений Лингевич О.А., предоставленных СО ОМВД России по Советскому району г. Томска, следует, что она в ноябре, декабре 2018 г. по поручению директора заявителя Лобановой Ж.Б. передавала денежные средства в размере 70 тыс. руб., которые директор брала в кассе, Горских Д.А., которая в свою очередь передавала Лингевич О.А. кассовые и товарные чеки на приобретение товаров у индивидуального предпринимателя Казаковой Н.Ю. В последующем копии соответствующих документов, заверенные директором заявителя, подшивались в отчет для департамента образования администрации г. Томска с целью последующего получения субсидии.

Из объяснений Лобановой Ж.Б., представленных СО ОМВД России по Советскому району г. Томска, следует, что она не знакома с индивидуальным предпринимателем Казаковой Н.Ю. Лично закупку товаров у индивидуального предпринимателя Казаковой Н.Ю. не осуществляла, в период с сентября по декабрь 2018 г. весь товар, поступивший на склад заявителя, принимала Чернецова И.В. Кто ей конкретно привозил товар Лобановой Ж.Б.,не известно, расчет за поставленный товар производился наличными денежными средствами.

В объяснениях, представленных СО ОМВД России по Советскому району г.Томска, Чернецова И.В. сообщила, что индивидуальный предприниматель Казакова Н.Ю. ей не знакома, от нее никакие товары, в том числе канцелярские, на склад не поступили, документы по взаимодействию заявителем с индивидуальным предпринимателем Казаковой Н.Ю. никогда не видела.

Учитывая изложенное, суд соглашается с позицией ответчика, согласно которой документы, подтверждающие несение затрат на приобретение заявителем товаров у индивидуального предпринимателя Казаковой Н.Ю. содержат недостоверные сведения и, соответственно, не подтверждают фактическое несение соответствующих затрат.

Таким образом, затраты на возмещение которых заявителю предоставлена субсидия, подлежат включению в состав расходов при исчислении налога, уплачиваемого в связи с применением УСН за 2018 г., за исключением затрат, понесенных заявителем на приобретение товаров у индивидуального предпринимателя Казаковой Н.Ю., в сумме 1 816 863,60 руб., поскольку они не могут быть признаны обоснованными и документально подтвержденными по ст. 252 НК РФ. Заявителем в нарушение ст. 346.15 НК РФ занижена сумма доходов в размере 1 816 863,60 руб., поэтому денежные средства в размере 1 816 863,60 руб. на приобретение товара не могут быть приняты в составе расходов.

В рамках рассмотрения апелляционной жалобы УФНС России по Томской области, не изменяя решение ответчика (ее резолютивную часть), указанные денежные средства, полученные от департамента образования администрации г. Томска, квалифицировало в качестве компенсации понесенных затрат в рамках осуществляемой заявителем деятельности, признанной социально значимой, подлежащей включению в состав внереализационных доходов в силу п.8 ст. 250 НК РФ, согласно которому внереализационными доходами признаются, в частности, доходы в виде безвозмездно полученного имущества (работ, услуг) или имущественных прав, за исключением случаев, указанных в ст. 251 НК РФ.

В связи с тем, что УФНС России по Томской области в рамках рассмотрения апелляционных жалоб не вправе усиливать ответственность налогоплательщика, резолютивная часть решения не была изменена, и, следовательно, права налогоплательщика не нарушены. Дополнительное основание для отказа для включения в состав доходов не повлекло доначисление единого налога.

В соответствии с п. 4 ст. 101 НК РФ при рассмотрении материалов налоговой проверки исследуются представленные до рассмотрения материалов налоговой проверки доказательства, с которыми лицу, в отношении которого проводилась проверка, предоставлена возможность ознакомиться, в том числе документы, ранее истребованные у лица, в отношении которого проводилась налоговая проверка, документы, представленные в налоговые органы при проведении камеральных или выездных налоговых проверок данных лиц, и иные документы, имеющиеся у налогового органа.

Доказательства, используемые в налоговых процедурах, могут быть получены не только налоговыми органами, но и иными государственными органами и их должностными лицами.

Так, в соответствии с п. 3 ст. 82 НК РФ налоговые органы, таможенные органы, органы внутренних   дел,   следственные   органы   и   органы   управления   государственными внебюджетными фондами Российской Федерации в порядке, определяемом по соглашению между ними, информируют друг друга об имеющихся у них материалах о нарушениях законодательства о налогах и сборах и налоговых преступлениях, о принятых мерах по их пресечению, о проводимых ими налоговых проверках, а также осуществляют обмен другой необходимой информацией в целях исполнения возложенных на них задач.

Согласно п. 45 постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 № «О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации» материалы, полученные в результате осуществления оперативно-розыскных мероприятий, могут использоваться налоговыми органами в числе других доказательств при рассмотрении материалов налоговой проверки (п. 4 ст. 101 НК РФ) или при осуществлении производства по делу о предусмотренных НК РФ налоговых правонарушениях (п. 7 ст. 101.4), если соответствующие мероприятия проведены и материалы оформлены согласно требованиям, установленным Федеральным законом от 12.08.1995 № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности».

В силу ст. 11 Федерального закона от 12.08.1995 №144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» результаты оперативно-розыскной деятельности могут направляться в налоговые органы для использования при реализации полномочий по контролю и надзору за соблюдением законодательства о налогах и сборах.

Следовательно, сбор доказательств, в том числе с использованием материалов от органов внутренних дел, не нарушает права заявителя и нормы НК РФ, а объяснения лиц, полученные от СО ОМВД России по Советскому району г. Томска, являются допустимыми доказательствами.

В части доводов заявителя о нарушении прав на ознакомление с материалами камеральной налоговой проверки и на представление объяснений (возражений) по выявленным обстоятельствам суд отмечает следующее.

Заявитель ссылается, что в ходе производства по делу нарушены
его права на ознакомление с материалами дела, на получение документов (протоколов
допросов свидетелей, объяснений лиц, представленных СО ОМВД России по Советскому
району г. Томска, Книги учета доходов и расходов на 2018 г. ИП Казаковой Н.Ю.), в связи с чем нарушено право на предоставление возражений и объяснений.

Согласно п. 14 ст. 101 НК РФ нарушение существенных условий процедуры рассмотрения материалов налоговой проверки является основанием для отмены вышестоящим налоговым органом или судом решения налогового органа о привлечении либо об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.

К таким существенным условиям относится обеспечение возможности лица, в отношении которого проводилась проверка, участвовать в процессе рассмотрения материалов налоговой проверки лично и (или) через своего представителя и обеспечение возможности налогоплательщика представить объяснения.

Основаниями для отмены указанного решения налогового органа вышестоящим налоговым органом или судом могут являться иные нарушения процедуры рассмотрения материалов налоговой проверки, если только такие нарушения привели или могли привести к принятию руководителем (заместителем руководителя) налогового органа неправомерного решения.

Из материалов дела следует, что указанные заявителем протоколы допросов свидетелей, объяснения лиц, представленные СО ОМВД России по Советскому району г.Томска, книга учета доходов и расходов на 2018 г. индивидуального предпринимателя Казаковой Н.Ю., получены ответчиком в связи с проведением дополнительных мероприятий налогового контроля.

По результатам проведения дополнительных мероприятий налогового контроля ответчиком составлено дополнение к акту налоговой проверки от 31.08.2020 № 38, в котором отражены документы, полученные в рамках проведения дополнительных мероприятий налогового контроля, раскрыто их содержание, а также проведен их анализ.

В возражениях на дополнение к акту налоговой проверки, представленных заявителем 30.09.2020 ответчику, указано, что протоколы допроса свидетелей, объяснения лиц, представленные СО ОМВД России по Советскому району г. Томска, а также книга учета доходов и расходов на 2018 г. индивидуального предпринимателя Казаковой Н.Ю. не представлены налогоплательщику вместе с дополнением по акту налоговой проверки от 31.08.2020 №38.

13.10.2020 в присутствии представителей заявителя состоялось рассмотрение материалов камеральной налоговой проверки налоговой декларации по УСН за 2018 г., в ходе которого сообщено о несогласии налогоплательщика с дополнением к акту налоговой проверки от 31.08.2020 № 38 по основаниям, изложенным в возражениях на дополнение к акту налоговой проверки, ранее представленных ответчику.

В связи с необходимостью ознакомления с материалами проверки в полном объеме, а также с целью проверки обоснованности доводов налогоплательщика, изложенных в представленных им возражениях, ответчиком принято решение от 19.10.2020 № 802 «О продлении срока рассмотрения материалов налоговой проверки», которое получено 23.10.2020 уполномоченным представителем заявителя Гостюшкиным О.Е. по доверенности от 20.08.2020 № 8. Вместе с отметкой о получении Гостюшкиным О.Е. соответствующего решения содержится отметка с формулировкой об ознакомлении его с материалами проверки в полном объеме.

Таким образом, уполномоченный представитель заявителя Гостюшкин О.Е. подтвердил факт ознакомления с материалами камеральной налоговой проверки налоговой декларации по УСН за 2018 г. в полном объеме.

12.11.2020 в присутствии представителей заявителя состоялось рассмотрение материалов камеральной налоговой проверки налоговой декларации по УСН за 2018 г., в ходе которого сообщено о не согласии налогоплательщика с использованием в качестве доказательств документов, полученных в рамках уголовного производства, поскольку уголовное дело не завершено.

В ходе состоявшегося 12.11.2020 рассмотрения заявителем представлены дополнительные возражения по акту налоговой проверки и дополнению к акту налоговой проверки, в которых уже отсутствуют доводы, касающиеся не ознакомления налогоплательщика с документами, полученными ответчиками в связи с осуществлением дополнительных мероприятий налогового контроля.

Таким образом, содержание документов, полученных ответчиком в связи с проведением дополнительных мероприятий налогового контроля, известно заявителюя до принятия обжалуемого решения, поэтому не имелось препятствий представить возражения и объяснения относительно содержащейся в них информации. Кроме того, заявителю обеспечено участие в рассмотрении имеющихся у ответчика материалов камеральной налоговой проверки налоговой декларации по УСН за 2018 г., представитель заявителя принимал участие в рассмотрении соответствующих материалов камеральной налоговой проверки, в том числе после проведения дополнительных мероприятий налогового контроля, представлял свои возражения.

Таким образом, доводы о нарушении ответчиком существенных условий процедуры рассмотрения материалов камеральной налоговой проверки, являющихся в силу положений п. 14 ст. 101 НК РФ самостоятельным основанием для отмены решения налогового органа, являются необоснованными.

Принимая во внимание изложенное, суд приходит к выводу, что оспариваемое решение соответствует требованиям НК РФ, поэтому не находит оснований для   удовлетворения заявления.

При подаче заявления в суд заявителем уплачена государственная пошлина в размере 6 000 руб. по платежному поручению №3387 от 13.05.2021.

По требованию о признании незаконным решения размер государственной пошлины установлен пп.3 п.1 ст.333.21 НК РФ и составляет 3 000 руб., поэтому излишне уплаченная государственная пошлина в размере 3 000 руб. возвращается заявителю из федерального бюджета.

Руководствуясь подп.1 п.1 ст.333.40 Налогового кодекса Российской Федерации, ст.ст.104, 167-170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

РЕШИЛ:

отказать в удовлетворении заявления.

Возвратить автономной некоммерческой организации «Детская организация раннего развития «Ладушки» из федерального бюджета 3 000 руб. государственной пошлины, излишне уплаченной по платежному поручению №3387 от 13.05.2021.

Решение суда может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в седьмой арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его изготовления в полном объеме путем подачи апелляционной жалобы через арбитражный суд Томской области.

Судья                                    С.З. Идрисова