НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение АС Томской области от 24.09.2009 № А67-6079/09


АРБИТРАЖНЫЙ СУД ТОМСКОЙ ОБЛАСТИ

пр. Кирова д. 10, г. Томск, 634050, тел. (3822)284083, факс (3822)284077, http://tomsk.arbitr.ru, e-mail: info@tomsk.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Томск Дело № А67-6079/09

24 сентября 2009г. дата оглашения резолютивной части

28 сентября 2009г. дата изготовления в полном объеме

Судья Арбитражного суда Томской области О.А. Скачкова,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Отделения по г. Северск Управления Федерального казначейства Министерства Финансов Российской Федерации по Томской области

к Территориальному управлению федеральной службы финансово - бюджетного надзора в Томской области

о признании частично недействительным представления от 02 07 2009г. № 115,

при ведении протокола судебного заседания судьей О.А. Скачковой,

при участии:

от заявителя – ФИО1, приказ от 15 01 2001г. № 03/08, паспорт <...>, ФИО2 по доверенности от 20 07 2009г., паспорт <...>, ФИО3 по доверенности от 20 07 2009г., паспорт <...>,

от ответчика – ФИО4 по доверенности от 10 02 2009г., паспорт <...>, ФИО5 по доверенности от 24 08 2009г., паспорт <...>,

УСТАНОВИЛ:

Отделение по г. Северск Управления Федерального казначейства Министерства Финансов Российской Федерации по Томской области (далее по тексту – заявитель, Отделение по г. Северск Управления Федерального казначейства по Томской области, Отделение) обратилось в Арбитражный суд Томской области с заявлением к Территориальному управлению федеральной службы финансово - бюджетного надзора в Томской области (далее по тексту – ответчик, ТУ Росфиннадзора в Томской области, Управление) о признании недействительным раздела IV (нарушение порядка ведения бюджетного учета, составления и представления отчетности) представления от 02 07 2009г. № 115 о ненадлежащем исполнении бюджетного процесса.

Представители заявителя в судебном заседании поддержали заявленные требования о признании недействительным раздела IV (нарушение порядка ведения бюджетного учета, составления и представления отчетности) представления от 02 07 2009г. № 115 о ненадлежащем исполнении бюджетного процесса по основаниям, изложенным в заявлении, дополнительных пояснениях, в том числе: - ни в акте проверки, ни в представлении не указывается, как в результате списания материальных запасов на несоответствующие счета бюджетного учета в сумме 7,0 тыс. руб. изменился финансовый результат; - расхождений аналитического и синтетического учета в данном случае не допущено, так как формы аналитического учета, в том числе и две вышеуказанные формы №№ 0503121, 0503110 соответствуют данным журналов операций, главной книге, балансу, то есть учет полностью и достоверно отражает расходы, произведенные в 2008 году на содержание Отделения; - данные штампы и открытки были закуплены согласно КОСГУ по статье расходов 226 и 290, что соответствует бюджетной классификации и выделенным лимитам бюджетных обязательств. Указанные материалы оприходованы в этой же сумме на счет 110506340 «Увеличение стоимости прочих материальных запасов», при расходе штампов и открыток полностью отнесены на счет 140101200 «Расходы учреждения», что соответствует Инструкции № 25н; - Отделением была сделана проводка по списанию открыток и штампов Дт 140101290, Дт 140101226 и Кт 110506440 для недопущения расхождения кассового и фактического расхода при списании открыток и штампов на сумму 7,0 тыс. руб. и для обеспечения системы двойной записи по проводкам. При проводке Дт 140101272 и Кт 110506440 будет допущено расхождение кассового и фактического расхода на сумму 7,0 тыс. руб. Данная проводка является промежуточной и не влияет на фактические расходы в целом по статье 200 «Расходы» и соответственно на финансовый результат; - расходование бюджетных средств на приобретение штампов и поздравительных открыток осуществлялось Отделением в соответствии с действовавшими в проверяемый период Указаниями о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утвержденными приказом Министерства финансов Российской Федерации от 24 08 2007г. № 74н (V. Классификация операций сектора государственного управления. Группа 200 - расходы, статья 220 (оплата работ, услуг) подстатья 226 (прочие работы, услуги), статья 290 (прочие расходы). Штампы на сумму 6,2 тыс. руб. приобретались по классификации операций сектора государственного управления (КОСГУ) 226 на основании письма Минфина России от 14 04 2006г. № 02-14-10/880, разъясняющего Указания о порядке применения бюджетной классификации (подстатья 226 «Прочие услуги» - оплата договоров на приобретение и изготовление печатей и штампов...). Поздравительные открытки на сумму 0,8 тыс. руб. приобретались по классификации операций сектора государственного управления (КОСГУ) 290 в соответствии с тем же письмом (статья 290 «Прочие расходы» - приобретение (изготовление) кубков, медалей, вымпелов, значков, нагрудных знаков, ценных подарков, поздравительных открыток, сувенирной продукции, букетов цветов и др.). Замечаний со стороны проверяющего органа по приобретению штампов и открыток не было, приобретены они в соответствии с бюджетной классификацией, расходы по их приобретению отнесены к прочим услугам и прочим расходам, а не к увеличению стоимости материальных запасов (классификация операций сектора государственного управления (КОСГУ) 340; - Указания о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации разработаны в соответствии с положениями главы 4 и статьей 165 Бюджетного кодекса Российской Федерации. Указания устанавливают правила применения бюджетной классификации Российской Федерации, которая является группировкой доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, используемой для составления и исполнения бюджетов, составления бюджетной отчетности, обеспечивающей сопоставимость показателей бюджетов бюджетной системы Российской Федерации; - в представлении определена вина Отделения в нарушении статьи 1 Федерального закона от 21 11 1996г № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете», но в указанной статье даны общие понятия бухгалтерского учета, его объектов и основных задач, она носит декларативный характер и не устанавливает его права и обязанности. Постановка бюджетного учета определена Инструкцией по бюджетному учету, утвержденной приказами Министерства финансов Российской Федерации от 10 02 2006г. № 25н, от 30 12 2008г. № 148н допускается, что Федеральное казначейство, финансовые органы, главные распорядители средств бюджета имеют право определять необходимую для отражения в бюджетном учете корреспонденцию счетов в части, не противоречащей настоящей Инструкции.

Представители Территориального управления федеральной службы финансово - бюджетного надзора в Томской области в отношении требований Отделения федерального казначейства по г. Северск Управления федерального казначейства по Томской области возражали по основаниям, указанным в отзыве, дополнении к отзыву, в том числе: - суть допущенного Отделением нарушения состоит в том, что списание израсходованных материальных запасов следовало отразить по дебету счета 040101272 «Расходование материальных запасов» и кредиту счета 010506440, в то время как Отделение списало израсходованные материалы на счет 140101200 «Расходы учреждения», минуя счет 040101272; - пункт № 59 Инструкции по бюджетному учету, утвержденной приказом Минфина РФ от 10 02 2006г. № 25н, прямо предусматривает, что списание израсходованных материальных запасов, потерь в объеме норм естественной убыли материальных запасов, а также пришедших в негодность предметов мягкого инвентаря и посуды, на основании оправдательных документов отражается по дебету счетов 040101272 «Расходование материальных запасов», 010604340 «Увеличение стоимости изготовления материалов, готовой продукции (работ, услуг)» и кредиту счетов 010501440 «Уменьшение стоимости медикаментов и перевязочных средств», 010502440 «Уменьшение стоимости продуктов питания», 010503440 «Уменьшение стоимости горюче­смазочных материалов», 010504440 «Уменьшение стоимости строительных материалов», 010505440 «Уменьшение стоимости мягкого инвентаря», 010506440 «Уменьшение стоимости прочих материальных запасов», и не предполагает самостоятельности корреспонденции счетов; - Отделением в Отчете о результатах финансовой деятельности за 2008 год (форма 0503121) завышены данные по коду КОСГУ 226 «Расходы на прочие услуги» (код строки 176) и по коду КОСГУ 290 «Прочие расходы» (код строки 280) и соответственно занижены данные на эту сумму по коду КОСГУ 272 «Расходование материальных запасов» (код строки 262). Также занижены сведения об остатках на 01 01 2009г. по счету 140101272 «Расходование материальных запасов» и завышены сведения по счетам 140101290 и 140101226 в общей сумме 7 тыс. руб., отраженные в Справке по заключению счетов бюджетного учета отчетного финансового года за 2008 год (форма 0503110), что привело к искажению данных бюджетного учета, в части отражения классификации операций сектора государственного управления; - Территориальное управление не утверждало, что данное нарушение влияет на результат по коду КОСГУ 200 «Расходы» (код строки 150) (то есть финансовый результат), так как завышение показателей по одному коду компенсируется занижением на эту же сумму по другому; - нарушив порядок списания израсходованных материальных запасов, установленный пунктом 59 Инструкции № 25н, Отделение тем самым нарушило положения статьи 1 Федерального закона № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете», которая устанавливает необходимость формирование полной и достоверной информации о деятельности организации. Нарушив Инструкцию № 25н, Отделение тем самым в Отчете о результатах финансовой деятельности за 2008 год (форма 0503121) и в Справке по заключению счетов бюджетного учета отчетного финансового года за 2008 год (форма 0503110) указало недостоверную информацию о своей финансовой деятельности; - в своих пояснениях Отделение указывает, что указанная проводка была сделана для недопущения расхождения кассового и фактического расхода, но указанное расхождение является неотъемлемой частью ведения бухгалтерского учета и не противоречит ни одному нормативному акту; - Отделение делает ошибочный вывод, что указанные штампы и открытки не относятся к материальным запасам и поэтому списываться как материальные запасы они не могут, так как оплачивались как прочие услуги (226) и прочие расходы (290), поэтому и списаны они были как прочие услуги (226) и прочие расходы (290) по соответствующим кодам классификации операций сектора государственного управления, что не соответствует пункту 48 Инструкции № 25н. При этом Отделением расходы по приобретению печатей и штампов были отнесены на фактическую стоимость приобретенных печатей, штампов, учтенных как материальные запасы на счете 010506000, что соответствует пункту 49 Инструкции № 25н; - Указания о порядке применения бюджетной классификации, утвержденные приказом Министерства финансов РФ от 24 08 2007 № 74н, а также письмо Минфина РФ от 14 04 2006г., не содержат указания на то, что открытки и штампы не относятся к материальным запасам; - статья 290 «Прочие расходы» и подстатья 226 «Прочие услуги» и подстатьи КОСТУ определяют порядок отнесения расходов организации на ту или иную статью КОСТУ, но не определяют статьи, по которым списываются учтенные материальные запасы; - суть представления согласно тексту состоит в следующем: рассмотреть настоящее представление и принять меры по недопущению в дальнейшем совершения нарушений и о результатах рассмотрения прошу проинформировать. Цель данного представления, согласно его смыслу - предупредить совершение нарушений в дальнейшем. Это свидетельствует о том, что представление от 02 07 2009г. №131 не нарушает прав и законных интересов заявителя.

На вопросы суда представители лиц, участвующих в деле, пояснили, что спора применительно к характеру оспариваемого акта и возможности его обжалования в судебном порядке, как ненормативного акта, у лиц, участвующих в деле, также не имеется.

Как следует из материалов дела, Отделение федерального казначейства по г. Северск Управления Федерального казначейства Министерства Финансов Российской Федерации по Томской области зарегистрировано в качестве юридического лица Территориальным управлением федерального казначейства МФ РФ по Томской области 19 05 1998г., приказ № 01/88, внесено в ЕГРЮЛ Инспекцией МНС России по ЗАТО Северск Томской области 04 12 2002г. за основным государственным регистрационным номером 1027001687393.

В период с 12 05 2009г. по 30 06 2009г. ТУ Росфиннадзора в Томской области в соответствии с централизованным заданием Федеральной службы финансово-бюджетного надзора от 10 02 2009г. № 43-01-02-25/556 на основании приказа руководителя ТУ Росфиннадзора в Томской области от 12 05 2009г. № 174, согласно программе, утвержденной руководителем Федеральной службы финансово-бюджетного надзора от 09 02 2009г., проведена проверка финансово-хозяйственной деятельности в Отделении по г. Северск Управления Федерального казначейства по Томской области за 2008г. и отдельных вопросов финансово-хозяйственной деятельности за 2009 г., по результатам которой 29 06 2009г. составлен акт с указанием на выявленные нарушения.

30 06 2009г. Отделением по г. Северск Управления Федерального казначейства по Томской области представлены возражения на акт проверки от 29 06 2009г.

По результатам рассмотрения представленных возражений ТУ Росфиннадзора в Томской области 02 07 2009г. вынесено заключение № 65-02/27/1033 на возражения по акту проверки от 29 06 2009г., согласно которым возражения Отделения по г. Северск Управления Федерального казначейства по Томской области частично были приняты.

08 07 2009г. Отделением по г. Северск Управления Федерального казначейства по Томской области представлены возражения на заключение от 02 07 2009г. № 65-02/27/1033 по акту от 29 06 2009г.

02 07 2009г. на основании акта проверки от 29 06 2009г. руководителем ТУ Росфиннадзора в Томской области было вынесено представление о ненадлежащем исполнении бюджетного процесса № 115.

Признание указанного представления о ненадлежащем исполнении бюджетного процесса от 02 07 2009г. № 115 в части раздела IV (нарушение порядка ведения бюджетного учета, составления и представления отчетности) недействительным является предметом требований заявителя по настоящему делу.

Исследовав представленные материалы, заслушав объяснения представителей лиц, участвующих в деле, арбитражный суд считает требования заявителя не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Из оспариваемого представления 02 07 2009г. № 115 следует, что руководителю Отделения по г. Северск Управления Федерального казначейства по Томской области ТУ Росфиннадзора в Томской области предложено рассмотреть настоящее представление и принять меры по недопущению в дальнейшем совершения следующих нарушений бюджетного законодательства Российской Федерации: IV. Нарушение порядка ведения бюджетного учета, составления и представления отчетности. В частности указано, что данные бюджетного учета Отделения по г. Северск Управления Федерального казначейства по Томской области искажены в результате списания материальных запасов на несоответствующие счета бюджетного учета, что является нарушением статьи 1 Федерального закона от 21 11 1996г. № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете», Инструкции по бюджетному учету, утвержденной приказом Министерства финансов Российской Федерации от 10 02 2006г. № 25н (далее по тексту – Инструкция № 25н).

Как следует из текста акта проверки от 29 06 2009г., на основании которого вынесено оспариваемое представление, в ходе проведения проверки ТУ Росфиннадзора в Томской области установлено, что Отделением по г. Северск Управления Федерального казначейства по Томской области отнесены на материальные запасы стоимость приобретенных за счет подстатьи 226 «Прочие услуги» штампов на сумму 6,2 тыс. руб. и стоимости приобретенных за счет подстатьи 290 «Прочие расходы» открыток на сумму 0,8 тыс. руб. Указанные штампы и открытки списаны по дебету счета 140101290 «Прочие расходы» и кредиту счета 110506440 «Уменьшение стоимости прочих материальных запасов» и по дебету счета 140101226 «Расходы на прочие услуги» и кредиту счета 110506440 «Уменьшение стоимости прочих материальных запасов», что является нарушением пункта 59 Инструкции № 25н. В соответствии с пунктом 59 Инструкции № 25н следовало произвести следующие бухгалтерские записи: дебет счета 140101272 «Расходование материальных запасов» и кредита счета 110506440 «Уменьшение стоимости прочих материальных запасов». Таким образом, завышены обороты по счетам 140101290 «Прочие расходы» и 140101226 «Расходы на прочие услуги» на общую сумму 7,0 тыс. руб. и занижены на ту же сумму по счету 140101275 «Расходование материальных запасов», что привело к искажению бюджетного учета и отчетности за 2008г. на общую сумму 7,0 тыс. руб.

Представители заявителя в ходе рассмотрения дела с фактическими обстоятельствами, отраженными в акте проверки, не спорили, подтвердили отнесение Отделением денежных средств в размере 7,0 тыс. руб. по указанным в акте проверки счетам в пояснениях от 18 08 2009г. (л.д.62).

При таких обстоятельствах, судом установлено, не оспаривается заявителем и подтверждается материалами дела, что Отделением открытки на сумму 0,8 тыс. руб. списаны по дебету счета 140101290 «Прочие расходы» и кредиту счета 110506440 «Уменьшение стоимости прочих материальных запасов», а штампы на сумму 6,2 тыс. руб. списаны по дебету счета 140101226 «Расходы на прочие услуги» и кредиту счета 110506440 «Уменьшение стоимости прочих материальных запасов».

Основы бухгалтерского учета в Российской Федерации определены Федеральным законом от 21 11 1996г. № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете», основной целью которого является обеспечение единообразного подхода к ведению учета имущества, обязательств и хозяйственных операций, осуществляемых всеми экономическими субъектами, в том числе в секторе государственного управления.

В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 21 11 1996г. № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» бухгалтерский учет представляет собой упорядоченную систему сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении об имуществе, обязательствах организаций и их движении путем сплошного, непрерывного и документального учета всех хозяйственных операций. Основными задачами бухгалтерского учета является, в том числе, формирование полной и достоверной информации о деятельности организации и ее имущественном положении, необходимой внутренним пользователям бухгалтерской отчетности - руководителям, учредителям, участникам и собственникам имущества организации, а также внешним - инвесторам, кредиторам и другим пользователям бухгалтерской отчетности.

Полномочия по обеспечению общего методологического руководства бухгалтерским учетом в РФ закреплены пунктом 2 статьи 5 Федерального закона от 21 11 1996г. № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» и абзацем 31 статьи 165 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее по тексту – БК РФ) за Минфином России.

В связи с необходимостью формирования единой государственной учетной политики в секторе государственного управления РФ, а также в рамках реализации указанных статей на Минфин России дополнительно возложено полномочие устанавливать единую методологию бюджетного учета, осуществляемого участниками бюджетного процесса в пределах закрепленных за ними соответствующих полномочий. Полномочия Минфина России по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере бюджетной деятельности, бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности закреплены Положением о Минфине России, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 30 06 2004г. № 329.

Указанное положение закреплено в пункте 1 Инструкции по бюджетному учету, утвержденной Приказом Минфина России от 10 02 2006г. № 25н, являющейся в проверяемый период, в соответствии со статьей 264.1 БК РФ, стандартом бюджетного учета, определяющим особенности его ведения в конкретной сфере отношений экономических субъектов.

Согласно пункту 1 Инструкции № 25н данная инструкция устанавливает единый порядок ведения бухгалтерского учета в органах государственной власти, органах управления государственных внебюджетных фондов, органах управления территориальных государственных внебюджетных фондов, органах местного самоуправления, бюджетных учреждениях (далее - бюджетный учет).

Бюджетный учет представляет собой упорядоченную систему сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении о состоянии финансовых и нефинансовых активов и обязательств Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, органов государственной власти, органов управления государственных внебюджетных фондов, органов управления территориальных государственных внебюджетных фондов, органов местного самоуправления и созданных ими бюджетных учреждений и операциях, приводящих к изменению вышеуказанных активов и обязательств.

Бюджетный учет осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 21 11 1996г. № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете», бюджетным законодательством, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и настоящей Инструкцией.

Таким образом, в соответствии с пунктом 2 статьи 264.1 БК РФ, бюджетный учет как система сбора, регистрации и обобщения информации является частью бухгалтерского учета, который, в соответствии с Федеральным законом от 21 11 1996г. № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете», представляет собой упорядоченную систему сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении об имуществе, обязательствах организаций и их движении путем сплошного, непрерывного и документального учета всех хозяйственных операций. Термин «бюджетный учет» применяется для определения бухгалтерского учета, осуществляемого участниками бюджетного процесса в соответствии с единой учетной государственной политикой сектора государственного управления.

Так, пунктом 59 Инструкции № 25н предусмотрено, что списание материальных запасов оформляется следующими бухгалтерскими записями:

списание израсходованных материальных запасов, потерь в объеме норм естественной убыли материальных запасов, а также пришедших в негодность предметов мягкого инвентаря и посуды, на основании оправдательных документов отражается по дебету счетов 040101272 «Расходование материальных запасов», 010604340 «Увеличение стоимости изготовления материалов, готовой продукции (работ, услуг)» и кредиту счетов 010501440 «Уменьшение стоимости медикаментов и перевязочных средств», 010502440 «Уменьшение стоимости продуктов питания», 010503440 «Уменьшение стоимости горюче-смазочных материалов», 010504440 «Уменьшение стоимости строительных материалов», 010505440 «Уменьшение стоимости мягкого инвентаря», 010506440 «Уменьшение стоимости прочих материальных запасов».

При таких обстоятельствах, проанализировав перечисленные нормы права в совокупности с фактическими обстоятельствами дела, арбитражный суд приходит к выводу о том, что Отделение, списав открытки на сумму 0,8 тыс. руб. по дебету счета 140101290 «Прочие расходы» и кредиту счета 110506440 «Уменьшение стоимости прочих материальных запасов», а штампы на сумму 6,2 тыс. руб. - по дебету счета 140101226 «Расходы на прочие услуги» и кредиту счета 110506440 «Уменьшение стоимости прочих материальных запасов», нарушило положения пункта 59 Инструкции № 25н, прямо предусматривающего порядок отнесения средств по соответствующим счетам в случае списания материальных запасов: по дебету счета 040101272 «Расходование материальных запасов» и кредиту счета 010506440 «Уменьшение стоимости прочих материальных запасов» и, соответственно, нарушило статью 1 Федерального закона от 21 11 1996г. № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете».

Ссылка заявителя на пункт 9 Инструкции № 25н, предусматривающий при отсутствии в корреспонденции счетов бюджетного учета операций, отражающих деятельность учреждений, возможность главных распорядителей средств бюджета определять необходимую для отражения в бюджетном учете корреспонденцию счетов в части, не противоречащей настоящей Инструкции, отклоняется судом, в связи с тем, что Инструкция № 25н не предусматривает каких-либо исключений для отражения средств в случае списания материальных запасов, и примененный заявителем порядок списания противоречит ее пункту 59. Кроме того, возможность определять необходимую для отражения в бюджетном учете корреспонденцию счетов, при отсутствии таковой в Инструкции № 25н, предоставлена только главным распорядителям средств бюджета, которым Отделение не является.

Согласно пояснениям представителей заявителя в судебном заседании главным распорядителям средств бюджета применительно к заявителю является Федеральное казначейство, которое соответствующих указаний о возможности применять данную корреспонденцию счетов Отделению не давало.

Исследовав представленные в материалы дела Отчет о финансовых результатах деятельности на 1 января 2009г. и Справку по заключению счетов бюджетного учета отчетного финансового года на 1 января 2009г., судом установлено, что в результате нерегламентированного списания материальных запасов в сумме 7,0 тыс. руб. завышены обороты по счетам 140101290 «Прочие расходы» и 140101226 «Расходы на прочие услуги» на общую сумму 7,0 тыс. руб. и занижены на ту же сумму по счету 140101275 «Расходование материальных запасов», что привело к построчному искажению данных бюджетного учета и отчетности за 2008г. в части отражения классификации операций сектора государственного управления (л.д. 66-67, 70).

Как следует из пояснения заявителя, расходование бюджетных средств на приобретение штампов и поздравительных открыток осуществлялось Отделением в соответствии с действовавшими в проверяемый период Указаниями о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утвержденными приказом Министерства финансов Российской Федерации № 74н от 24 08 2007г. Штампы на сумму 6,2 тыс. руб. приобретались по классификации операций сектора государственного управления (КОСГУ) 226 на основании письма Минфина России от 14 04 2006г. № 02-14-10/880, разъясняющего Указания о порядке применения бюджетной классификации (подстатья 226 «Прочие услуги» - оплата договоров на приобретение и изготовление печатей и штампов...). Поздравительные открытки на сумму 0,8 тыс. руб. приобретались по классификации операций сектора государственного управления (КОСГУ) 290 в соответствии с тем же письмом (статья 290 «Прочие расходы» - приобретение (изготовление) кубков, медалей, вымпелов, значков, нагрудных знаков, ценных подарков, поздравительных открыток, сувенирной продукции, букетов цветов и др.) Замечаний со стороны проверяющего органа по приобретению штампов и открыток не было. Указания о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации разработаны в соответствии с положениями главы 4 и статьей 165 БК РФ и устанавливают правила применения бюджетной классификации Российской Федерации, которая является группировкой доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, используемой для составления и исполнения бюджетов, составления бюджетной отчетности, обеспечивающей сопоставимость показателей бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

Приказом Минфина РФ от 24 08 2007г. № 74н утверждены Указания о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, которые в проверяемый период устанавливали правила применения бюджетной классификации Российской Федерации участниками бюджетного процесса на всех уровнях бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

Согласно положениям Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации бюджетная классификация является группировкой доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, используемой для составления и исполнения бюджетов, составления бюджетной отчетности, обеспечивающей сопоставимость показателей бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

Бюджетная классификация включает, в том числе, классификацию расходов бюджетов.

Действительно, как указывает заявитель, статья 220 «Оплата работ, услуг» Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации детализирована подстатьями 221 – 226. На подстатью 226 «Прочие работы, услуги» относятся расходы бюджетов бюджетной системы Российской Федерации по оплате договоров на выполнение работ, оказание услуг, не отнесенных на подстатьи 221 - 225, в целях оказания государственных (муниципальных) услуг, в том числе на другие расходы, связанные с оплатой работ, услуг, не отнесенных на подстатьи 221 - 225. На статью 290 «Прочие расходы» относятся расходы бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, не связанные с оплатой труда, приобретением услуг для оказания государственных (муниципальных) услуг, обслуживанием государственных и муниципальных долговых обязательств, предоставлением за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации безвозмездных и безвозвратных трансфертов организациям, бюджетам, осуществлением социального обеспечения, в том числе на прочие расходы, не отнесенные к другим статьям.

Вместе с тем, согласно статье 6 БК РФ, расходы бюджета - это выплачиваемые из бюджета денежные средства, за исключением средств, являющихся в соответствии с настоящим Кодексом источниками финансирования дефицита бюджета, соответственно Указания о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации устанавливают, в том числе, правила применения группировки выплачиваемых из бюджета денежных средств, в то время как пункт 59 Инструкции № 25н, устанавливающей единый порядок ведения бюджетного учета, представляющего упорядоченную систему сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении о состоянии финансовых и нефинансовых активов и обязательств, четко регламентирует именно порядок списания израсходованных материальных запасов. По аналогичным основаниям отклоняется судом и ссылка заявителя на письмо Минфина России от 14 04 2006г. № 02-14-10/880, разъясняющего порядок применения Приказа Министерства финансов Российской Федерации от 21 12 2005г. № 152н «Об утверждении Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации» только в части отнесения отдельных расходов на соответствующие статьи и подстатьи экономической классификации расходов бюджетов Российской Федерации и никоим образом не отражающего порядок списания израсходованных материальных запасов.

Как следует из пояснений заявителя, Отделением была сделана промежуточная проводка по списанию открыток и штампов Дт 140101290, Дт 140101226 и Кт 110506440 для недопущения расхождения кассового и фактического расхода при списании открыток и штампов на сумму 7,0 тыс. руб. и для обеспечения системы двойной записи по проводкам. Вместе с тем, какого-либо нормативного правового акта, обязывающего проводить промежуточные проводки с указанными заявителем целями Отделением в подтверждение своей позиции не приведено, из перечисленных выше норм права такой обязанности не следует.

Позиция заявителя о том, что статья 1 Федерального закона от 21 11 1996г № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» носит декларативный характер и не устанавливает прав и обязанностей, с учетом ее содержания и пункта 1 Инструкции по бюджетному учету, утвержденной Приказом Минфина России от 10 02 2006г. № 25н, отклоняется судом как основанная на ошибочном толковании указанной нормы, закрепляющей основные цели и задачи ведения бухгалтерского учета в РФ, в том числе формирование полной и достоверной информации о деятельности организации и ее имущественном положении.

Таким образом, выявленные нарушения, зафиксированные в акте проверки от 29 06 2009г., на основании которых в оспариваемом представлении содержится предложение рассмотреть настоящее представление и принять меры по недопущению в дальнейшем указанных нарушений, в том числе с учетом содержания письма от 22 07 2009г. № 01-09/321, находят подтверждение в материалах дела.

На основании пункта 4 статьи 200 АПК РФ, при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Таким образом, при рассмотрении указанной категории дел, суд должен установить наличие двух критериев, необходимых для оценки законности принятия ненормативного акта: соответствует ли оспариваемый акт закону или иному нормативному правовому акту и нарушает ли оспариваемый акт права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Приведенные Отделением доводы о нарушении прав заявителя сводятся к тому, что в случае невыполнения представления: при проведении следующей ревизии данный факт будет отражен в акте, характеризуя заявителя в качестве недобросовестного участника бюджетного процесса, возможно привлечение к административной ответственности по статье 19.5 КоАП РФ за неисполнение представления, а также возможна ответственность не только административная, но и дисциплинарная в отношении руководителя Отделения со стороны Федерального казначейства.

Вместе с тем, перечисленные заявителем обстоятельства носят вероятностный характер и не подтверждаются материалами дела. Так, письмом от 22 07 2009г. № 01-09/321 Отделение сообщило руководителю ТУ Росфиннадзора в Томской области о том, что представление рассмотрено и в настоящее время порядок ведения бюджетного учета, составления и представления отчетности ведется Отделением в строгом соответствии с Инструкцией по бюджетному учету, утвержденной Приказом Минфина России от 30 12 2008г. № 148н, и действующей на момент составления письма, в связи с чем применение к Отделению указанной административной ответственности не представляется возможным.

Кроме того, в подтверждение нарушения прав и интересов заявителя судом могут быть приняты только такие последствия издания ненормативного правового акта, которые в результате действия оспариваемого акта в определенный период времени фактически повлекли возникновение либо прекращение юридических прав или обязанностей в отношении заявителя. Само по себе издание оспариваемого представления не может свидетельствовать о нарушении прав и интересов заявителя, при отсутствии доказательств обратного.

Иные, указанные в заявлении, по мнению заявителя, нарушения его прав носят лишь предположительный характер. Данное обстоятельство исключает возможность защиты прав, ограничение и нарушение которых не наступило в результате принятия оспариваемого акта.

Статьей 65 АПК РФ предусмотрено, что каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, в соответствии с частью 5 статьи 200 АПК РФ возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение. С учетом этого, заявитель по делам об оспаривании ненормативных правовых актов, решений государственных органов обязан доказать только те обстоятельства, на которые он ссылается в обоснование своих доводов.

Из представленных заявителем и ответчиком доказательств не усматривается несоответствия оспариваемого представления ТУ Росфиннадзора в Томской области от 02 07 2009г. № 115 положениям статьи 1 Федерального закона от 21 11 1996г. № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете», Инструкции по бюджетному учету, утвержденной приказом Министерства финансов Российской Федерации от 10 02 2006г. № 25н и наличия нарушений прав заявителя как хозяйствующего субъекта в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. Заявителем иных доказательств, подтверждающих обоснованность своих требований, в арбитражный суд не представлено.

Согласно части 3 статьи 201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.

С учетом изложенного, оснований для признания недействительным раздела IV (нарушение порядка ведения бюджетного учета, составления и представления отчетности) представления от 02 07 2009г. № 115 о ненадлежащем исполнении бюджетного процесса, у арбитражного суда не имеется.

Руководствуясь статьями 110, 167-176, 197-201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении заявления Отделения по г. Северск Управления Федерального казначейства Министерства Финансов Российской Федерации по Томской области о признании недействительным раздела IV представления от 02 07 2009г. № 115 о ненадлежащем исполнении бюджетного процесса отказать.

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд апелляционной инстанции в течение месяца со дня принятия.

Судья О.А.Скачкова