пр. Кирова д. 10, г. Томск, 634050, тел. (3822)284083, факс (3822)284077, http://tomsk.arbitr.ru, e-mail: info@tomsk.arbitr.ru
АРБИТРАЖНЫЙ СУД ТОМСКОЙ ОБЛАСТИ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г. Томск Дело №А67-3555 \ 2010
“30”июня2010г.
Резолютивная часть решения объявлена 23 июня 2010 года.
Полный текст решения изготовлен 30 июня 2010 года.
Судья Арбитражного суда Томской области Захаров О.В., ведущий протокол судебного заседания,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению ООО " Стрежевской нефтеперерабатывающий завод "
к Межрайонной ИФНС России № 6 по Томской области,
о признании недействительным решения Межрайонной ИФНС России № 6 по Томской области №3312-1765-07-04/м от 29.12.2009 года в части,
ПРИ УЧАСТИИ В ЗАСЕДАНИИ:
От заявителя - ФИО1, доверенность №14/2010 от 12.04.2010 года;
От ответчика - ФИО2, доверенность от 19.01.2010 года,
У С Т А Н О В И Л:
ООО «Стрежевской нефтеперерабатывающий завод» обратилось в арбитражный суд с заявлением к Межрайонной ИФНС России №6 по Томской области о признании недействительным решения Межрайонной ИФНС России №6 по Томской области №3312-1765-07-04/м от 29.12.2009 г., утвержденное решением №95 от 02.04.2010г. Управления ФНС России по Томской области, о привлечении ОООО «Стрежевской нефтеперерабатывающий завод» (ООО «Стрежевской НПЗ») к ответственности за совершение налогового правонарушения, в части привлечения к ответственности в размере 57266, 93 рублей, оставив его в силе в части привлечения к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения в виде штрафа размере 100 рублей.
В ходе судебного заседания представитель заявителя ФИО1 поддержала заявленные требования по основаниям, изложенным в заявлении.
Представитель ответчика ФИО2 заявленные требования не признала по основаниям, изложенным в отзыве на заявление.
Суд, выслушав представителей заявителя и ответчика, изучив материалы дела, считает, что требования заявителя подлежат удовлетворению исходя из следующего.
Как видно из материалов дела, должностным лицом Межрайонной ИФНС России №6 по Томской области проведена камеральная налоговая проверка на основе первичной декларации по акцизам, на подакцизные товары за исключением табачных изделий Общества с Ограниченной Ответственностью «Стрежевской нефтеперерабатывающий завод» в части обособленного подразделения Стрежевского НПЗ, представленной в Межрайонную ИФНС России №6 по Томской области за июль 2009 года регистрационный номер №2503839.
По результатам проверки был составлен акт №1216-1585-07-04/м от 26.10.2009 года, согласно которого было установлено, что в нарушение п.5 ст.204 гл.22 «Акцизы» НК РФ декларация по акцизам на подакцизные товары за исключением табачных изделий за июль 2009 года по сроку 25.08.2009 года, налогоплательщиком ООО «Стрежевской нефтеперерабатывающий завод» представлена несвоевременно 28.09.2009 года (ТКС). Данный факт подтвержден декларацией на подакцизные товары, за исключением табачных изделий за июль 2009 года представленной в Межрайонную ИФНС России №6 по Томской области и протоколом приема отчетности.
По результатам рассмотрения данного акта проверки заместителем начальника Межрайонной ИФНС России№6 по Томской области было вынесено решение №3312-1765-07-04/м от 29.12.2009 года, согласно которого было решено: привлечь ООО «Стрежевской нефтеперерабатывающий завод» к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения, предусмотренного п.1 ст.119 НК РФ, за непредставление налогоплательщиком налоговой декларации в установленный законодательством о налогах и сборах налоговый орган по месту учета, при отсутствии признаков налогового правонарушения, предусмотренного в пункте 2 настоящей статьи (дата фактического представления 25.09.2009 года, количество просроченных дней менее 180), в виде штрафа в сумме 57366,93 рублей \ 2294677 рублей х 5% : 2 \.
Из содержания указанного акта проверки и оспариваемого решения ответчика следует, что привлечение заявителя к налоговой ответственности по п.1 ст.119 НК РФ в виде штрафа в вышеуказанном размере было произведено налоговым органом по следующим основаниям и исходя из нижеследующих обстоятельств.
Так, в соответствии с п.1 ст.179 гл.22 «Акцизы» Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками акциза признаются организации.
В соответствии со ст.192 гл. 22 «Акцизы» Налогового кодекса Российской Федерации, налоговым периодом признается календарный месяц.
В соответствии с п.5 ст.204 гл.22 «Акцизы» установлено, что налогоплательщики обязаны представлять в налоговые органы по месту своего нахождения, а также по месту нахождения каждого своего обособленного подразделения, налоговую декларацию за налоговый период в части осуществляемых ими операций, признаваемых объектом налогообложения в соответствии с настоящей главой, в срок не позднее 25-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом. Налогоплательщики, в соответствии со ст.83 Налогового кодекса отнесенные к категории крупнейших, представляют налоговые декларации в налоговый орган но месту учета в качестве крупнейших налогоплательщиков.
Приказом Федеральной налоговой службы от 29 декабря 2007г. №ММ-3-13/7)8@ утвержден «Порядок приема и обработки налоговых деклараций (расчетов) в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи от налогоплательщиков, отнесенных к категории крупнейших, в территориальных органах ФНС России по месту их учета в качестве крупнейших налогоплательщиков» (далее - Порядок), которым установлены взаимоотношения крупнейших налогоплательщиков и налоговых органов.
В соответс гвпи с п.1.3 Порядка участниками информационного обмена являются:
- налогоплательщики, в соответсзвии со статьей 83 Кодекса, отнесенные к категории крупнейших (далее - КН);
- межрегиональные (межрайонные) инспекции ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам и территориальные инспекции по месту учета налогоплательщиков, отнесенных к категории крупнейших (далее - ИФНС по месту учета в качестве КН);
- управления ФНС России по субъектам Российской Федерации (далее - УФНС): инспекции ФНС России, в которых налогоплательщики, отнесенные к категории крупнейших, состоят на учете по месту нахождения их обособленных подразделений, объектов налогообложения или но иным основаниям, предусмотренным Кодексом (далее - ИФНС но месту нахождении);
- специализированные операторы связи (далее - Спецоператор).
В соответствии с п.1.8 Порядка, налоговые декларации (расчеты), поступающие от налогоплательщика в ИФНС по месту учета в качестве КН делятся на категории, где отражено, что 2 категория зто налоговые декларации (расчеты), которые направляются в автоматическом режиме в ИФНС по месту нахождения, которые осуществляют их камеральную проверку.
В соответствии с абз.10 п.2.1 Порядка, налоговую декларацию (расчет), отнесенную к 2 категории ПК «ГНИВЦ ПРИЕМ» или ПК «ГНИВЦ ПРИЕМ Регион» в автоматическом режиме заверяет ЭЦП уполномоченного лица ИФНС по месту учета в качестве КН и вместе с файлом, содержащим информацию о дате приема налоговой декларации (расчета), зафиксированной Спецоператором или налоговым органом, в зависимости от способа представления, заверенным ЭЦП уполномоченного лица ИФНС по месту учета в качестве КН, зашифровывает и передает по ТКС, в соответствующую ИФНС по месту нахождения через УФНС.
ООО «Стрежевской нефтеперерабатывающий завод» является крупнейшим налогоплательщиком в соответствии со ст.83 Налогового кодекса Российской Федерации согласно уведомления и постановке на учет в налоговом органе юридического лица в качестве крупнейшего налогоплательщика от 19.12.2008г. №8490001, в Межрайонной инспекции ФНС России №5 по Томской области. В Межрайонной инспекции ФНС России №6 по Томской области зарегистрировано обособленное подразделение «Обособленное подразделение Цех№3» (ИНН: <***>. КПП:700632001.
В соответствии с п.1 ст.179 гл.1 «Акцизы» ООО «Стрежсвекой нефтеперерабатывающий завод» является плательщиком акцизов, так как совершаем операции, подлежащие налогообложению в соответствии с главой 22 «Акцизы».
В соответствии с п.5 ст.204 гл.22 «Акцизы» ООО «Стрежевской нефтеперерабатывающий завод» обязано представлять в Межрайонную инспекцию ФНС России №5 по Томской области декларацию по акцизам на подакцизные товары, за исключением табачных изделий за обособленное подразделение. В свою очередь, Межрайонной инспекции ФНС России №5 по Томской области, в соответствии с Порядком, обязано передать Декларацию по акцизам на подакцизные товары, за исключением табачных изделий, в Межрайонную инспекцию России №6 по Томской области по месту нахождения обособленного подразделения.
ООО «Стрежевскои нефтеперерабатывающий завод» декларация по акцизам на подакцизные товары, за исключением табачных изделий за июль 2009г. по сроку представления 25.08.2009г. в части обособленного подразделения «Обособленное подразделение - Цех №3» (ИНН: <***>. КПП: 700632001) представлена по месту их учета в качестве крупнейших налогоплательщиков с нарушением установленного законодательством срока 25.09.2009г. по ТКС. Налогоплательщиком заявлено к начислению 2294677 рублей. Данный факт подтвержден протоколом приема отчетности и сообщением из Межрайонной ИФНС России №5 по Томской области о передаче файла расположенного на FTR сервере 7022 7030 dkI28.09.09 10.00.rar.
Таким образом, по мнению налогового органа, совершено налоговое правонарушение, предусмотренное п.1 ст.119 Налоговым Кодексом Российской Федерации.
Возражения налогоплательщика на акт проверки не были приняты налоговым органом по следующим основаниям.
На основании вышеизложенного налогоплательщиком ООО «Стрежевской НПЗ» не исполнена обязанность по представлению налоговой декларации по акцизам на подакцизные товары за исключением табачных изделий за июль 2009 гола в установленный срок.
Налогоплательщиком представлены обстоятельства, смягчающие ответственность.
В соответствии с п.1 ст.112 НК РФ обстоятельствами, смягчающими ответственность за совершение налогового правонарушения, признаются:
- совершение правонарушения вследствие стечения тяжелых личных или семейных обстоя гельств;
- совершение правонарушения под влиянием угрозы или принуждения либо в силу материальной, служебной или иной зависимости;
- тяжелое материальной положение физического лица привлекаемого к ответственности за совершение налогового правонарушения;
- иные обстоятельства, которые судом или налоговым органом, рассматривающим дело, могут быть признаны смягчающими ответственность.
Согласно п.3 ст.114 НК РФ, при наличии хотя бы одного смягчающего ответственность обстоятельства размер штрафа подлежит уменьшению не меньше, чем в два раза по сравнению с размером, установленным соответствующей статьи НК РФ.
Несвоевременность предоставления налогоплательщиком налоговой декларации по акцизам на подакцизные товары за исключением табачных изделий имело место впервые.
Отсутствие неблагоприятных последствий (» том числе причинения государству материального ущерба» от несвоевременной подачи налоговой декларации, поскольку налог был уплачен в полним объеме, в установленный законодательством о налогах и сборах срок (а именно 24.08.09г. уплачен налог в сумме 1147339,00 руб. платежное поручение №671 и 14.09.2009 года уплачен налог в сумме 1147338,00 руб. платежное поручение №932, что подтверждено данными карточки лицевою счета).
При рассмотрении материалов проверки, обстоятельства отягчающие ответственность (п.2 ст.112 НК РФ; (совершение налогового правонарушения лицом, ранее привлекаемым к ответственности за аналогичные правонарушения) не установлены.
Таким образом, принимая во внимание то, что несвоевременность представления налогоплательщиком налоговой декларации по акцизам на подакцизные товары за исключением табачных изделий имело место впервые, отсутствие неблагоприятных последствий (и в том числе, причинения государству материального ущерба от несвоевременной подачи налоговой декларации, поскольку налог был уплачен по установленному сроку (24.08.09г. и 14.09.09г.), ранее не совершал налоговых правонарушений и не привлекался к ответственности, а также является добросовестным налогоплательщиком, налоговым органом было решено, признать наличие смягчающих обстоятельств применительно к ст.112 Налогового Кодекса Российской Федерации и согласно п.3 cт.114 Налогового Кодекса Российской Федерации размер штрафа подлежит уменьшению в два раза.
ООО «Стрежевской нефтеперерабатывающий завод», не согласившись с данным решением налогового органа, обратился с жалобой в УФНС России по Томской области.
По результатам рассмотрения жалобы руководителем УФНС России по Томской области было вынесено решение от 02.04.2010 года №95 «Об оставлении решения №3312-1765-07-04/м от 29.12.2009 года Межрайонной ИФНС России №6 по Томской области без изменения, а жалобы – без удовлетворения», согласно которого было решено:
- решение №3312-1765-07-04/м от 29.12.2009г. Межрайонной ИФНС России №6 по Томской области оставить без изменения, а жалобу ООО «Стрежевской НПЗ» - без удовлетворения \ п.1 резолютивной части \;
- решение №3312-1765-07-04/м от 29.12.2009г. Межрайонной ИФНС России №6 по Томской области утвердить \ п.2 резолютивной части \.
Из содержания данного решения следует, что УФНС России по Томской области оставляя решение Межрайонной ИФНС России №6 по Томской области №3312-1765-07-04/м от 29.12.2009г. без изменения, а жалобу ООО «Стрежевской НПЗ» - без удовлетворения исходил из следующих оснований.
Так, пунктами 1, 3 ст.80 НК РФ предусмотрено, что налоговая декларация представляет собой письменное заявление налогоплательщика об объектах налогообложения, о полученных доходах и произведенных расходах, об источниках доходов, о налоговой базе, налоговых льготах, об исчисленной сумме налога и (или) о других данных, служащих основанием для исчисления и уплаты налога.
Налогоплательщики, в соответствии со статьей 83 НК РФ отнесенные к категории крупнейших, представляют все налоговые декларации (расчеты), которые они обязаны представлять в соответствии с НК РФ, в налоговый орган по месту учета в качестве крупнейших налогоплательщиков по установленным форматам в электронном виде, если иной порядок представления информации, отнесенной к государственной тайне, не предусмотрен законодательством Российской Федерации.
В соответствии с положениями ст.83 НК РФ, Приказа Минфина России от 11.07.2005г. №85н «Об утверждении особенностей постановки на учет крупнейших налогоплательщиков» ООО «Стрежевской НПЗ» было поставлено на учёт в Межрайонной ИФНС России №5 по Томской области в качестве крупнейшего налогоплательщика и в Межрайонной ИФНС России №6 по Томской области по месту нахождения обособленного подразделения.
В 2009г. ООО «Стрежевской НПЗ» являлось налогоплательщиком акциза.
Согласно п.5 ст.204 НК РФ, налогоплательщики обязаны представлять в налоговые органы по месту своего нахождения, а также по месту нахождения каждого своего обособленного подразделения, если иное не предусмотрено настоящим пунктом, налоговую декларацию за налоговый период в части осуществляемых ими операций, признаваемых объектом налогообложения в соответствии с настоящей главой, в срок не позднее 25-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Налогоплательщики, в соответствии со статьей 83 НК РФ отнесенные к категории крупнейших, представляют налоговые декларации в налоговый орган по месту учета в качестве крупнейших налогоплательщиков.
Согласно п.1.2 Порядка, в соответствии с пунктом 3 статьи 80 Кодекса, налогоплательщики, в соответствии со статьей 83 Кодекса, отнесенные к категории крупнейших, представляют все налоговые декларации (расчеты), которые они обязаны представлять в соответствии с Кодексом, в налоговый орган по месту учета в качестве крупнейших налогоплательщиков по установленным форматам в электронном виде, если иной порядок представления информации, отнесенной к государственной тайне, не предусмотрен законодательством Российской Федерации.
Налоговые декларации (расчеты) могут быть представлены налогоплательщиком через специализированного оператора связи, или напрямую в инспекции ФНС России по месту учета налогоплательщиков, отнесенных к категории крупнейших, с применением программного обеспечения налогоплательщика, взаимодействующего с ПК «ГНИВЦ ПРИЕМ», ПК «ГНИВЦ ПРИЕМ Регион" или с программно-аппаратным комплексом специализированного оператора связи.
При этом налоговые декларации (расчеты), поступающие от налогоплательщика в ИФНС по месту учета в качестве КН, делятся на три категории:
1 категория - налоговые декларации (расчеты), по которым камеральная проверка осуществляется непосредственно в ИФНС по месту учета в качестве КН;
2 категория - налоговые декларации (расчеты), которые направляются в автоматическом режиме в ИФНС по месту нахождения, которые осуществляют их камеральную проверку;
3 категория - налоговые декларации (расчеты), которые направляются в ручном режиме в ИФНС по месту нахождения, осуществляющие их камеральную проверку. Ручная сортировка производится при сбое в работе ПК «ГНИВЦ ПРИЕМ», «ГНИВЦ ПРИЕМ Регион», невозможности отправки налоговых деклараций (расчетов) в автоматическом режиме и при приеме налоговых деклараций (расчетов) на программно-аппаратный комплекс Спецоператора, если Спецоператор не обеспечил взаимодействие с ПК "ГНИВЦ ПРИЕМ", "ГНИВЦ ПРИЕМ Регион".
В рассматриваемом случае налоговая декларация по акцизам на подакцизные товары за исключением табачных изделий за июль 2009г. подлежала направлению в Межрайонную ИФНС России №6 по Томской области.
С учётом приведённых норм права именно должностные лица Межрайонной ИФНС России №6 по Томской области обладали полномочиями по проведению камеральной налоговой проверки и вынесению соответствующего решения.
ООО «Стрежевской НПЗ» направило в Межрайонную ИФНС России №6 по Томской
области налоговая декларация по акцизам на подакцизные товары за исключением табачных изделий за июль 2009г. Вместе с тем декларация в налоговый орган не поступила по причине отправки её в адрес получателя 7030@nalog.fisb.ru, то есть не в адрес Межрайонной ИФНС России №6 по Томской области i7030@onp-r70.nalog.ru, а в адрес 7030@nalog.fisb.ru, не зарегистрированный на почтовом сервере ПК «ГНИВЦ Приём-Регион» УФНС России по Томской области, из-за чего передача транспортного сообщения была прекращена.
Пунктом 1 ст.119 НК РФ установлено, что непредставление налогоплательщиком в установленный законодательством о налогах и сборах срок налоговой декларации в налоговый орган по месту учета, при отсутствии признаков налогового правонарушения, предусмотренного в пункте 2 настоящей статьи, влечет взыскание штрафа в размере 5 процентов суммы налога, подлежащей уплате (доплате) на основе этой декларации, за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для ее представления, но не более 30 процентов указанной суммы и не менее 100 рублей.
В рассматриваемом случае размер штрафа рассчитан налоговым органом верно.
Письмо Минфина РФ от 27.03.2008г. №03-02-7/1-133 не является нормативным правовым актом, в связи с чем ссылка на него несостоятельна. Кроме того, в указанном письме отсутствует правовое обоснование изложенной позиции.
Согласно пунктам 1-3 ст.114 НК РФ налоговая санкция является мерой ответственности за совершение налогового правонарушения.
Налоговые санкции устанавливаются и применяются в виде денежных взысканий (штрафов) в размерах, предусмотренных главами 16 и 18 НК РФ.
При наличии хотя бы одного смягчающего ответственность обстоятельства размер штрафа подлежит уменьшению не меньше, чем в два раза по сравнению с размером, установленным соответствующей статьей НК РФ.
В соответствии с п.1 ст.112 НК РФ обстоятельствами, смягчающими ответственность за совершение налогового правонарушения, признаются:
1) совершение правонарушения вследствие стечения тяжелых личных или семейных обстоятельств;
2) совершение правонарушения под влиянием угрозы или принуждения либо в силу
материальной, служебной или иной зависимости;
2.1) тяжелое материальное положение физического лица, привлекаемого к ответственности за совершение налогового правонарушения;
3) иные обстоятельства, которые судом или налоговым органом, рассматривающим дело, могут быть признаны смягчающими ответственность.
При вынесении решения Межрайонной ИФНС России №6 по Томской области уже был учтён ряд смягчающих ответственность обстоятельств. Размер штрафа снижен в 2 раза.
Согласно приложению №1 к договору № ГПР/3 от 24.04.2009г. ООО НПФ «Информационные системы безопасности» не только подключило ООО «Стрежевской НПЗ» к системе сдачи налоговой отчётности с настройкой параметров электронного документооборота, но и осуществляло техническое сопровождение, включая консультации по телефону и электронной почте, поэтому непродолжительный период сдачи отчётности посредством ПК «ГНИВЦ-ПРИЕМ Регион» не мог быть препятствием для технически верного использования программного комплекса и своевременного представления налоговой декларации. Позиция налогоплательщика в данной части, по мнению налогового органа, необоснованна.
Заявление ООО «Стрежевской НПЗ» о наличии недоработок в ПК «ГНИВЦ-ПРИЕМ Регион» на момент представления декларации за июль 2009г. документально не подтверждено и также не может быть учтено в качестве смягчающего ответственность обстоятельства.
Заявитель в опровержение указанных доводов ответчика и УФНС России по Томской области в своем заявлении в арбитражный суд указал, что начисленные Межрайонной ИФНС России №6 по Томской области штрафные санкции являются несоразмерными совершенному налогоплательщиком правонарушению по следующим основаниям.
В соответствии со ст.101.4 НК РФ, в ходе рассмотрения акта и других материалов руководитель (заместитель руководителя) налогового органа: ...4) выявляет обстоятельства, исключающие вину лица в совершении налогового правонарушения, или обстоятельства, смягчающие или отягчающие ответственность за совершение налогового правонарушения.
Принимая решение №3312-1765-07-04/м от 29.12.2009г., Межрайонная ИФНС России №6 по Томской области, неправомерно и необоснованно не учла все обстоятельства, которые в соответствии со ст.114 и ст.112 НК РФ могут быть отнесены к обстоятельствам, смягчающим ответственность налогоплательщика за совершение налогового правонарушения, и которые могут являться основанием для снижения размера штрафных санкций, а Управлением ФНС России по Томской области не обоснованно не приняты доводы, изложенные в апелляционной жалобе налогоплательщика о наличии дополнительных обстоятельств, смягчающих ответственность налогоплательщика.
Кроме обстоятельств, признанных Межрайонной ИФНС России №6 по Томской области смягчающими вину налогоплательщика, перечисленных в решении №3312-1765-07-04/м от 29.12.2009 г.: а) совершение правонарушения впервые, б) отсутствие неблагоприятных последствий (в том числе причинения государству материального ущерба) от несвоевременной подачи налоговой декларации, т.к. налог уплачен в установленные законом сроки, ставших основанием для снижения налоговым органом размера штрафных санкций в два раза, существуют обстоятельства, которые не учтены налоговыми органами при принятии соответствующих решений. А именно:
1.ООО «Стрежевской НПЗ», являясь крупнейшим налогоплательщиком, согласно уведомлению о постановке на учет в налоговом органе юридического лица в качестве крупнейшего налогоплательщика №8490001 от 19.12.2008г. состоит на учете по месту своего нахождения в Межрайонной ИФНС №5 по Томской области (далее - МИ ФНС №5).
Согласно п.2 ст.179 НК РФ, Общество признается налогоплательщиком акциза.
Согласно письму ФНС России №МН-22-6/270 от 09.04.2009г. Общество с 30.04.2009г. перешло на представление налоговой отчетности посредством программного продукта «ГНИВЦ-ПРИЕМ Регион». На основании указанного письма налогоплательщик был подключен к программному продукту «ГНИВЦ-ПРИЕМ Регион», подключение было осуществлено ООО НПФ «Информационные системы безопасности» по договору №ГПР/3 от 24.04.2009г.
Начиная с налоговых деклараций за апрель 2009г. ООО «Стрежевской НПЗ» перешло на систему сдачи отчетности с применением «ГНИВЦ-ПРИЕМ Регион».
14.08.2009г. Обществом в адрес налогового органа была направлена налоговая декларация по акцизам на подакцизные товары, за исключением табачных изделий за июль 2009г.
28.09.2009г. должностное лицо МИ ФНС №6 по ТО уведомило Общество в телефонном разговоре о факте неполучения указанной декларации.
В ходе разбирательств с Межрайонной ИФНС №5 было выяснено, что переданный 14.08.2009г. файл содержал налоговую декларацию по акцизам на подакцизные товары, за исключением табачных изделий за июнь 2009г., указанное подтверждается Print Scren окна исходящих сообщений из программы СБиС++ - отчет №99 от 14.08.2009г.
В соответствии с Порядком приема и обработки налоговых деклараций (расчётов в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи от налогоплательщиков, отнесенных к категории крупнейших, в территориальных органах ФНС России по месту их учета в качестве крупнейших налогоплательщиков, утвержденным приказом ФНС России № ММ-3-13/708@, если при форматно-логическом контроле полученной декларации выявлены ошибки, то в протоколе входного контроля содержится указание на ошибки, и предложение о предоставлении уточненной налоговой декларации (расчета) в установленный срок (абз.5 п.2.1 Порядка).
В ходе организованных налогоплательщиком разбирательств должностное лицо Межрайонной ИФНС России №5 по Томской области в устной форме сообщило, что в связи с тем, что данная декларация уже была зарегистрирована, в адрес Общества через час после получения файла отчета было направлено сообщение с указанием данного факта. Но ввиду некорректных настроек программного продукта «ГНИВЦ-ПРИЕМ Регион» входящее сообщение в адрес налогоплательщика не было доставлено.
В результате этого Общество, по не зависящим от него причинам, было лишено возможности повторить отправку налоговой декларации за июль 2009 года в установленные НК РФ сроки.
В вышеизложенной ситуации у налогоплательщика отсутствовал какой-либо умысел на совершение налогового правонарушения.
Таким образом, считаем, что причиной совершения налогоплательщиком правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 119 НК РФ стали в т.ч. технические неполадки в работе программного продукта, и указанное обстоятельство, исходя из того, что перечень смягчающих обстоятельств, определенный в статье 112 НК РФ, является открытым, так же можно отнести к таковым.
При принятии решений налоговыми органами не учтено решение №14-12/12689 от 16.12.2009г., принятое Управлением ФНС России по Томской области по жалобе ООО «Стрежевской НПЗ» №3-01/115 от 02.11.2009г. на бездействие Межрайонной ИФНС России №6 по Томской области.
Налогоплательщиком была подана жалоба на бездействие Межрайонной ИФНС России №6 по Томской области, выразившееся в нарушении налоговым органом Приказа ФНС России №ММ-3-13/708@ «Об утверждении Порядка приема и обработки налоговых деклараций (расчетов) в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи от налогоплательщиков, отнесенных к категории крупнейших, в территориальных органах ФНС России по месту их учета в качестве крупнейших налогоплательщиков» (далее Приказ), в непроведении мероприятий, связанных с выявлением и информированием ООО «Стрежевской НПЗ», относящегося к категории крупнейших налогоплательщиков о факте несвоевременного представления налоговых деклараций и излишней уплате налога. А именно, налоговым органом - Межрайонной ИФНС России №6 по Томской области не был исполнен п.7.4 Приказа, на основании которого, в случае непоступления в налоговый орган по месту нахождения обособленных подразделений, объектов налогообложения крупнейших налогоплательщиков налоговых деклараций (расчетов) в течение 5 рабочих дней после установленного срока, налоговый орган формирует списки налогоплательщиков и направляет их в налоговый орган, где указанные налогоплательщики состоят на налоговом учете в качестве крупнейших налогоплательщиков для уточнения дат представления налоговой декларации (расчета).
По сообщению Межрайонной ИФНС России №5 по Томской области, в которой ООО «Стрежевской НПЗ» состоит на учете в качестве крупнейшего налогоплательщика, из Межрайонной ФНС России №6 по Томской области списки крупнейших налогоплательщиков, не представивших декларации за отчетные периоды май и июль 2009г. в инспекцию не поступали (письмо Межрайонной ИФНС России №5 по Томской области №04-63/09819 от 22.10.2009г.).
На основании изложенного, решением УФНС России по Томской области №14-12/12689 от 16.12.2009г. бездействие Межрайонной ИФНС России №6 по Томской области признано незаконным.
Таким образом, Межрайонной ИФНС России №6 по Томской области были нарушены требования налогового законодательства, связанные с приемом и обработкой от ООО «Стрежевской НПЗ» налоговой декларации, за нарушение сроков предоставления которой налогоплательщик привлекается к налоговой ответственности оспариваемым решением № 3312-1765-07-04/м (налоговая декларация по акцизу за июль 2009г.).
В соответствии с правовой позицией Конституционного суда Российской Федерации, выраженной им в Постановлении от 15.07.1999 г. №11-П «По делу о проверке конституционности отдельных положений Закона РСФСР "О государственной налоговой службе РСФСР" и законов Российской Федерации "Об основах налоговой системы Российской Федерации" и "О федеральных органах налоговой полиции", санкции штрафного характера, исходя из общих принципов права, должны отвечать вытекающим из Конституции Российской Федерации требованиям справедливости и соразмерности.
Принцип соразмерности, выражающий требования справедливости, предполагает установление публично-правовой ответственности лишь за виновное деяние и ее дифференциацию в зависимости от тяжести содеянного, размера и характера причиненного ущерба, степени вины правонарушителя и иных существенных обстоятельств, обусловливающих индивидуализацию при применении взыскания. Указанные принципы привлечения к ответственности в равной мере относятся к физическим и юридическим лицам.
В пункте 19 совместного постановления Пленума Верховного суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ от 11.06.1999г. №41/9 «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации» сказано, что «если при рассмотрении дела о взыскании санкции за налоговое правонарушение будет установлено хотя бы одно из смягчающих ответственность обстоятельств, перечисленных в пункте 1 статьи 112 Кодекса, суд при определении размера подлежащего взысканию штрафа обязан в соответствии с пунктом 3 статьи 114 Кодекса уменьшить его размер не менее, чем в два раза по сравнению с предусмотренным соответствующей нормой главы 16 Кодекса.
Учитывая, что пунктом 3 статьи 114 Кодекса установлен лишь минимальный предел снижения налоговой санкции, суд по результатам оценки соответствующих обстоятельств (например, характера совершенного правонарушения, количества смягчающих ответственность обстоятельств, личности налогоплательщика, его материального положения) вправе уменьшить размер взыскания и более чем в два раза».
Письмом Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от 27.03.2008 г. №03-02-7/1-133 так же установлено, что в случае, если сумма налога, указанная в налоговой декларации, представленной в налоговый орган с нарушением установленного законодательством о налогах и сборах срока, уплачена в бюджет налогоплательщиком своевременно, то за совершение налогового правонарушения, указанного в пункте 1 статьи 119 Налогового кодекса РФ, может быть взыскан штраф в размере 100 рублей.
Кроме того, считаем, что вынося Решение №95 от 02.04.2010г. Управление ФНС России по Томской области формально подошло к рассмотрению апелляционной жалобы и не учло фактов и обстоятельств изложенных в жалобе. Фактически, Управление, в мотивировочной части решения изложило факты и обстоятельств, которые не относились к конкретной жалобе налогоплательщика. В частности, в пункте 2 мотивировочной части Решения № 95 Управление ФНС России по Томской области излагает факты, которые являются предметом апелляционной жалобы налогоплательщика на решение №3310-1764-07-04/м, внесенное Межрайонной ИФНС России №6 по Томской области.
Заявитель считает, что указанный формальный подход Управления к рассмотрению апелляционной жалобы налогоплательщика нарушает права и законные интересы налогоплательщика, в частности, ставит под сомнение реализацию гарантированных налогоплательщику прав в части права на административную защиту (ст.22 НК РФ).
На основании изложенного, заявитель считает, что налоговый орган, учитывая обстоятельства, являющиеся обстоятельствами, смягчающими ответственность за совершение налогового правонарушения, установленные налоговым органом:
1. Налогоплательщик впервые совершил вменяемое ему правонарушение;
2.Отсутствуют неблагоприятные последствия в результате совершенного правонарушения (в том числе причинения государству материального ущерба) от несвоевременной подачи налоговой декларации, т.к. налог уплачен в установленные законом сроки (платежное поручение №932 от 14.09.2009г., платежное поручение №671 от 24.08.2009г.), обязан был учесть также следующие обстоятельства, которые налоговым органом неправомерно не учтены, но при этом, по мнению налогоплательщика относятся к обстоятельствам, смягчающим ответственность за совершение налогового правонарушения:
1.Совершение правонарушения в результате технических сбоев при работе с программным продуктом (факт неполучения налогоплательщиком входящего сообщения об ошибке сообщения);
2.Факт незаконного бездействия Межрайонной ИФНС России №6 по Томской области при организации и проведении работы с налоговыми декларациями налогоплательщика за май и июль 2009г., установленный Управлением ФНС России по Томской области 02.11.2009г., о котором оно сообщило налогоплательщику письмом о результатах рассмотрения жалобы №3-01/115 от 02.11.2009г.
Ответчик, не согласившись с доводами заявителя, представил в суд отзыв на заявление, в котором указал, что ООО «Стрежевской НПЗ» является крупнейшим налогоплательщиком регионального уровня и состоит на учете по месту своего нахождения в Межрайонной Инспекции ФНС России №5 по Томской области. По месту нахождения обособленного подразделения ООО «Стрежевской НПЗ» состоит на налоговом учете в Межрайонной Инспекции ФНС России №6 по Томской области.
В 2009г. ООО «Стрежевской НПЗ» в соответствии с п.2 ст.179 Налогового кодекса РФ являлся плательщиком акциза.
Обжалуемое решение №3310-1765-07-04/м от 29.12.2009 года налогового органа о привлечении ООО «Стрежевской нефтеперерабатывающий завод» к налоговой ответственности вынесено ввиду того, что ООО «Стрежевской нефтеперерабатывающий завод» было совершено налоговое правонарушение в виде нарушения срока представления декларации.
В пункте 5 этой же статьи установлено, что налогоплательщики обязаны представлять в налоговый орган по месту своего нахождения, а также по месту нахождения каждого своего обособленного подразделения, налоговую декларацию за налоговый период в части осуществляемых ими операций, признаваемых объектом налогообложения в соответствии с настоящей главой, в срок не позднее 25-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.
ООО «Стрежевской нефтеперерабатывающий завод» представляет налоговую отчетность посредством программного продукта «ГНИВЦ-ПРИЕМ РЕГИОН».
В нарушение п.5 ст.204 НК РФ, ООО «Стрежевской нефтеперерабатывающий завод» декларация по акцизам на подакцизные товары, за исключением табачных изделий за июль 2009г. по сроку 25.08.2009г. представлена несвоевременно в части обособленного подразделения «Обособленное подразделение - Цех №3» (ИНН: <***>, КПП: 700632001) представлена по месту их учета в качестве крупнейших налогоплательщиков с нарушением установленного законодательством срока, а именно 25.09.2009г. по ТКС. Налогоплательщиком заявлено к начислению 2294677,00 рублей.
Таким образом, ООО «Стрежевской нефтеперерабатывающий завод» привлечено к налоговой ответственности по п.1 ст.119 НК РФ за непредставление налогоплательщиком налоговой декларации в установленный законодательством о налогах и сборах налоговый орган по месту учета, при отсутствии признаков налогового правонарушения, предусмотренного в пункте 2 настоящей статьи, влечет взыскание штраф в размере 5 % суммы налога, подлежащей уплате (доплате) на основе этой декларации, за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для ее представления, но не более 30 % указанной суммы и не менее 100,0 рублей.
Налогоплательщиком 02.11.2009г. была подана жалоба в Управление ФНС России по Томской области на бездействие Межрайонной ИФНС России №6 по Томской области выразившееся: в не проведении мероприятий, связанных с выяснением и информированием ООО «Стрежевской НПЗ», относящегося к категории крупнейших налогоплательщиков, о фактах несвоевременного представления налоговых деклараций и излишней уплате по акцизу.
Письмом Управления ФНС России по Томской области 14-12/12689 от 16.12.2009 года бездействие Межрайонной ИФС России №6 по Томской области признано незаконным.
Вместе с тем, факт несвоевременного представления декларации по акцизам на подакцизный товар за июль 2009 года налогоплательщиком не оспаривается, поскольку несвоевременное представление налоговой декларации по акцизам на подакцизные . товары за июль 2009 года имело место.
В силу пункта 1 статьи 112 НК РФ обстоятельствами, смягчающими ответственность за совершение налогового правонарушения, являются: совершение правонарушения вследствие стечения тяжелых личных или семейных обстоятельств, совершение правонарушения под влиянием угрозы или принуждения либо в силу материальной, служебной или иной зависимости. В качестве смягчающих можно признать и иные обстоятельства.
Согласно пункту 4 статьи 112 Налогового кодекса Российской Федерации обстоятельства, смягчающие или отягчающие ответственность за совершение налогового правонарушения, устанавливаются налоговым органом и учитываются им при наложении санкций за налоговые правонарушения в порядке, установленной статьей 114 Кодекса.
Пункт 3 статьи 114 НК РФ предусматривает возможность снижения размера штрафов налагаемых на основании НК РФ за совершение налоговых правонарушений, в случае установления смягчающих ответственность обстоятельств размер штрафа подлежит уменьшению не менее чем в два раза по сравнению с размером правонарушения.
При вынесении Межрайонной ИФНС России №6 по Томской области решения от 29.12.2009 года №3310-1765-07-04/м «о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения, были приняты во внимание обстоятельства смягчающие ответственность представленные 19.11.2009 года, вхд. №2840 ООО «Стрежевской НПЗ».
Перечень смягчающих налоговую ответственность обстоятельств изложен в пункте 1 статьи 112 НК РФ. Этот перечень не является исчерпывающим, что следует из подпункта 3 пункта 1 статьи 112 НК РФ. Согласно норме названного подпункта обстоятельства могут быть признаны смягчающими ответственность лица судом или налоговым органом, рассматривающим дело.
Налоговые органы при принятии решения о привлечении к налоговой ответственности в случае установления в ходе проверки обстоятельств совершения налогового правонарушения, которые могут быть расценены как смягчающие, обязаны на основании пункта 3 статьи 101 НК РФ отразить их в принимаемом решении.
В обжалуемом решение налогового органа указано, что налогоплательщик отсутствовал при вынесении решения, так же в отношении ООО «Стрежевской НПЗ» был учтён ряд смягчающих обстоятельств. Размер штрафа снижен в 2 раза.
На основании изложенного ответчик считает доводы заявителя не обоснованными, а требования не подлежащим удовлетворению.
Решение налогового органа о привлечении к налоговой ответственности, по мнению ответчика, полностью соответствует требованиям налогового законодательства, законно и обоснованно, и не нарушает прав и интересов налогоплательщика ООО «Стрежевской нефтеперерабатывающий завод».
Суд, проанализировав материалы дела и доводы сторон, приходит к выводу о том, что решение Межрайонной ИФНС России №6 по Томской области №3312-1765-07-04/м от 29.12.2009 года в части привлечения ООО «Стрежевской нефтеперерабатывающий завод» к налоговой ответственности, предусмотренной п.1 ст.119 НК РФ, в виде штрафа в сумме 57266 рублей 93 копейки, не соответствует в указанной части Налоговому Кодексу РФ.
При этом суд исходит из следующих оснований.
Подпунктом 4 п.1 ст.23 НК РФ налогоплательщики обязаны представлять в установленном порядке в налоговый орган по месту учета налоговые декларации (расчеты), если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах.
Согласно положениям ст.80 Кодекса налоговая декларация представляется в налоговый орган по месту учета налогоплательщика по установленной форме на бумажном носителе или по установленным форматам в электронном виде вместе с документами, которые в соответствии с настоящим Кодексом должны прилагаться к налоговой декларации (расчету). Налогоплательщики вправе представить документы, которые в соответствии Кодексом должны прилагаться к налоговой декларации, в электронном виде. Порядок представления налоговой декларации (расчета) и документов в электронном виде определяется Министерством финансов Российской Федерации.
В соответствии с Порядком представления налоговой декларации в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи, утвержденным приказом Министерства Российской Федерации по налогам и сборам от 02.04.2002 №БГ-3-32/169 при представлении налогоплательщиком налоговой декларации в электронном виде налоговый орган обязан принять налоговую декларацию и передать налогоплательщику квитанцию о ее приеме, представляющую собой полученную налоговую декларацию, подписанную электронной цифровой подписью уполномоченного лица налогоплательщика, заверенную электронной цифровой подписью уполномоченного лица налогового органа.
Согласно ст.192 НК Российской Федерации, налоговым периодом признается календарный месяц.
В соответствии с п.5 ст.204 НК РФ, установлено, что налогоплательщики обязаны представлять в налоговые органы по месту своего нахождения, а также по месту нахождения каждого своего обособленного подразделения, налоговую декларацию за налоговый период в части осуществляемых ими операций, признаваемых объектом налогообложения в соответствии с настоящей главой, в срок не позднее 25-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.
Налогоплательщики, в соответствии со ст.83 Налогового кодекса отнесенные к категории крупнейших, представляют налоговые декларации в налоговый орган но месту учета в качестве крупнейших налогоплательщиков.
В ходе налоговой проверки было установлено и не оспаривается заявителем то, что ООО «Стрежевской НПЗ» направило в Межрайонную ИФНС России №6 по Томской
области налоговая декларация по акцизам на подакцизные товары за исключением табачных изделий за июль 2009г. Вместе с тем декларация в налоговый орган не поступила по причине отправки её в адрес получателя 7030@nalog.fisb.ru, то есть не в адрес Межрайонной ИФНС России №6 по Томской области i7030@onp-r70.nalog.ru, а в адрес 7030@nalog.fisb.ru, не зарегистрированный на почтовом сервере ПК «ГНИВЦ Приём-Регион» УФНС России по Томской области, из-за чего передача транспортного сообщения была прекращена.
Вследствие этого, в нарушение п.5 ст.204 НК РФ, декларация по акцизам на подакцизные товары за исключением табачных изделий за июль 2009 года по сроку 25.08.2009 года, налогоплательщиком ООО «Стрежевской нефтеперерабатывающий завод» представлена несвоевременно 28.09.2009 года.
Пунктом 1 ст.119 НК РФ предусмотрена ответственность за неисполнение данной обязанности в виде взыскания штрафа в размере 5% суммы налога, подлежащей уплате (доплате) на основе непредставленной (несвоевременно представленной) декларации, за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для ее представления, но не более 30% данной суммы и не менее 100 руб.
Заявитель, не оспаривая факт несвоевременного представления налоговой декларации, признает правомерность привлечения его к налоговой ответственности, предусмотренной п.1 ст.119 НК РФ, в виде штрафа в размере 100 рублей, то есть в минимально предусмотренном размере.
Суд поддерживает данную позицию заявителя, исходя из принципов справедливости и соразмерности назначения наказания за налоговые правонарушения, а также исходя из того, что считает необоснованным снижение налоговым органом размера штрафа лишь в 2 раза без учета всех обстоятельств дела, которые следует признать смягчающими ответственность налогоплательщика.
Так, в соответствии с п.4 ст.112 НК РФ, обстоятельства, смягчающие или отягчающие ответственность за совершение налогового правонарушения устанавливаются судом или налоговым органом, рассматривающим дело, и учитываются при применении налоговых санкций, в порядке, предусмотренном ст.114 Кодекса.
При этом, исчерпывающего перечня обстоятельств, смягчающих ответственность налогоплательщика, Кодекс не содержит, и суд в соответствии со ст.71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации определяет меру ответственности за конкретное налоговое правонарушение на основании объективного исследования имеющихся в деле доказательств, которые оценивает по своему внутреннему убеждению.
Согласно п.3 ст.114 НК РФ, при наличии хотя бы одного смягчающего ответственность обстоятельства размер штрафа подлежит уменьшению не менее чем в два раза по сравнению с размером, установленным соответствующей статьей Кодекса.
В соответствии с письмом Минфина РФ от 27.03.2008 года №03-02-07/1-133, Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики указал, что по вопросу о взыскании штрафа за непредставление в установленный законодательством о налогах и сборах срок налогоплательщиком налоговой декларации он руководствуется следующими основаниями.
Так, в соответствии с пп.4 п.1 ст.23 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) налогоплательщики обязаны представлять в установленном порядке в налоговый орган по месту учета налоговые декларации (расчеты), если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах. Налоговая декларация (расчет) представляется в установленные законодательством о налогах и сборах сроки (п.6 ст.80 Кодекса).
Согласно п.1 ст.119 Кодекса непредставление налогоплательщиком в установленный законодательством о налогах и сборах срок налоговой декларации в налоговый орган по месту учета при отсутствии признаков налогового правонарушения, предусмотренного в п. 2 названной статьи, влечет взыскание штрафа в размере 5 процентов суммы налога, подлежащей уплате (доплате) на основе этой декларации, за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для ее представления, но не более 30 процентов указанной суммы и не менее 100 руб.
В случае если сумма налога, указанная в налоговой декларации, представленной в налоговый орган с нарушением установленного законодательством о налогах и сборах срока, уплачена в бюджет налогоплательщиком своевременно, то за совершение налогового правонарушения, указанного в п.1 ст.119 Кодекса, может быть взыскан штраф в размере 100 рублей.
Из письма УФНС России по Томской области от 16.12.2009 года №14-12/12689@ «О результатах рассмотрения жалобы» следует, что налогоплательщики, в соответствии со ст.83 Налогового Кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) отнесенные к категории крупнейших, представляют все налоговые декларации (расчеты), которые они обязаны представлять в соответствии с НК РФ, в налоговый орган по месту учета в качестве крупнейших налогоплательщиков по установленным форматам в электронном виде, если иной порядок представления информации, отнесенной к государственной тайне, не предусмотрен законодательством Российской Федерации (п.3 ст.80 НК РФ).
Порядок представления налоговой декларации (расчета) и документов в электронном виде определяется Министерством финансов Российской Федерации.
На основании Федерального закона от 29.06.2004 №58-ФЗ, до утверждения порядка представления налоговой декларации (расчета) в электронном виде Министерством финансов Российской Федерации, действует Порядок представления налоговой декларации в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи, утвержденный Приказом МНС России от 02.04.2002 №БГ-3-32/169 (далее - Порядок).
Кроме того, представление бухгалтерской отчетности и налоговых деклараций в электронном виде регулируется Методическими рекомендациями организации и функционирования системы представления налоговых деклараций и бухгалтерской отчетности в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи, утвержденными Приказом МНС России от 10.12.2002 №БГ-3-32/705 (далее - Методические рекомендации), Временным регламентом обмена электронными документами с ЭЦП по телекоммуникационным каналам связи в унифицированной системе приема, хранения и первичной обработки налоговых деклараций и бухгалтерской отчетности при представлении их налогоплательщиками через специализированного оператора связи, утвержденным приказом ФНС России от 06.02.2008 № ММ-3-6/50 (далее - Временный регламент) и другими нормативно-правовыми актами ФНС России.
Действие вышеназванных документов о порядке представления налоговых деклараций в электронном виде по телекоммуникационным каналам распространяется и на налогоплательщиков, отнесенных к категории крупнейших.
С целью реализации положений п.3 ст.80 НК РФ по обеспечению приема всех налоговых деклараций (расчетов) в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи от налогоплательщиков, отнесенных к категории крупнейших, ФНС России издан приказ от 29.12.2007 №ММ-3-13/708@ «Об утверждении Порядка приема и обработки налоговых деклараций (расчетов электронном виде по телекоммуникационным каналам связи от налогоплательщиков, отнесенных к категории крупнейших, в территориальных органах ФНС России по месту их учета в качестве крупнейших налогоплательщиков» (далее - Порядок приема и обработки налоговых деклараций крупнейших налогоплательщиков).
ООО «Стрежевской НПЗ» является крупнейшим налогоплательщиком и состоит на учете в качестве крупнейшего налогоплательщика в Межрайонной ИФНС России №5 по Томской области.
По месту нахождения обособленного подразделения, общество состоит на налоговом учете в Межрайонной ИФНС России №6 по Томской области.
ООО «Стрежевской НПЗ» представляет налоговую отчетность посредством программного продукта «ГНИВЦ-ПРИЕМ РЕГИОН».
В соответствии с п.2 ст.179 НК РФ ООО «Стрежевской НПЗ» является плательщиком акциза.
Согласно п.5 ст.204 НК РФ налоговые декларации по акцизу за налоговый период представляются в налоговый орган в срок не позднее 25-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.
Согласно материалам жалобы, декларация по акцизам на подакцизные товары за май 2009г. по сроку представления 25.06.2009г. ООО «Стрежевской НПЗ» отправлена в Межрайонную ИФНГ России №6 по Томской области 10.06.2009г. Вместе с тем декларация в налоговый орган не поступила по причине отправки ее в адрес получателя 7030@nalog.fisb.ru., т.е. не в адрес Межрайонной ИФНС России №6 по Томской области <i7030@onp-r70.nalog.ru, а в адрес 7030@nalog.fisb.ru, не зарегистрированный на почтовом сервере ПК «ГНИВЦ Прием-Регион» УФНС России по Томской области. Вследствие чего передача транспортного сообщения была прекращена.
При этом в Методических рекомендациях оговорено, что если налогоплательщик не получил от налогового органа в установленное время (в течение суток) квитанцию о приеме налоговой декларации (бухгалтерской отчетности) в электронном виде и / или протокол входного контроля, он заявляет налоговому органу и / или Оператору о данном факте и при необходимости повторяет процедуру сдачи налоговой декларации (бухгалтерской отчетности). Вместе с тем ООО «Стрежевской НПЗ», в налоговый орган о данном факте не сообщило.
В соответствии с п.7.4 Порядка приема и обработки налоговых деклараций крупнейших налогоплательщиков в случае непоступления в налоговый орган по месту нахождения обособленных подразделений, объектов налогообложения крупнейших налогоплательщиков налоговых деклараций (расчетов) в течение пяти рабочих дней после установленного срока, налоговый орган формирует списки налогоплательщиков и направляет их в налоговый орган, где указанные налогоплательщики состоят на налоговом учете в качестве крупнейших налогоплательщиков для уточнения даты представления налоговой декларации (расчета).
Межрайонной ИФНС России №6 по Томской области указанные положения п.7.4 Порядка приема и обработки налоговых деклараций крупнейших налогоплательщиков не были исполнены.
В соответствии с п.3 ст.78 НК РФ налоговый орган обязан сообщить налогоплательщику о факте излишней уплаты налога и сумме излишне уплаченного налога в течение 10 дней со дня обнаружения такого факта.
Согласно приложению №10 к «Временным рекомендациям по организации работы налоговых органов при проведении совместной сверки расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам», доведенных письмом ФНС России от 26.12.2007г. №ЧД-6-25/1005, источник формирования показателя акта сверки расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам «Переплата» является положительное сальдо по налогу.
В данном случае факт излишне уплаченного акциза по состоянию на 01.07.2009г. ООО «Стрежевской НПЗ» стал известен после проведения с Межрайонной ИФНС России №6 по Томской области сверки расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам, проведенной 28.08.2009г., поскольку налоговая декларация ООО «Стрежевской НПЗ» по акцизам на подакцизные товары, за исключением табачных изделий, за май 2009г. не была отражена в карточке расчетов с бюджетом налогоплательщика.
Вместе с тем, в соответствии с п.3 ст.78 НК РФ именно налоговый орган, осуществляя ведение лицевого счета налогоплательщика по начислению и уплате налогов, обязан выявлять переплату и сообщать налогоплательщику о каждом ставшем известном налоговому органу факте излишней уплаты налога не позднее одного месяца со дня обнаружения этого факта.
Между тем таких сообщений, как установлено УФНС России по Томской области, налоговым органом в адрес ООО «Стрежевской НПЗ» не направлялось.
Таким образом, ООО «Стрежевской НПЗ» фактически узнало об имеющейся переплате только по результатам сверки расчетов, проведенной сторонами 28.08.2009г.
Исходя из вышеизложенного, бездействие должностных лиц Межрайонной ИФНС России № 6 по Томской области, выразившееся: в нарушении Приказа ФНС России от 29.12.2007 №ММ-3-13/708@ «Об утверждении Порядка приема и обработки налоговых деклараций (расчетов) в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи от налогоплательщиков, отнесенных к категории крупнейших, в территориальных органах ФНС России по месту их учета в качестве крупнейших налогоплательщиков»; в не проведении мероприятий, связанных с выявлением и информированием ООО «Стрежевской НПЗ», относящегося к категории крупнейших налогоплательщиков, о фактах несвоевременного представления налоговых деклараций и излишней уплате по акцизу, следует считать неправомерным.
Суд, оценив имеющиеся доказательства, обстоятельства дела в соответствии со ст.71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, признавая в качестве смягчающих обстоятельств: самостоятельное исполнение обязанности по представлению декларации, нарушение срока представления декларации вследствие технической ошибки, увеличение периода нарушенного срока представления декларации вследствие неправомерного бездействия должностных лиц Межрайонной ИФНС России №6 по Томской области, уплата налогоплательщиком в установленные сроки и в полном объеме акциза за июль 2009 года, ненаступление вредных последствий для бюджета, считает необходимым согласиться с доводами заявителя и уменьшить размер взыскиваемого штрафа до 100 рублей.
Доводы инспекции, изложенные в отзыве, по мнению суда, не могут быть приняты во внимание при вынесении решения и подлежат отклонению, поскольку указанные доводы противоречат положениям, предусмотренным п.1, 3, 4 ст.112 НК РФ.
Таким образом, суд считает необходимым признать недействительным решение Межрайонной ИФНС России №6 по Томской области №3312-1765-07-04/м от 29.12.2009 года в части привлечения ООО «Стрежевской нефтеперерабатывающий завод» к налоговой ответственности, предусмотренной п.1 ст.119 НК РФ, в виде штрафа в сумме 57266 рублей 93 копейки.
В соответствии со ст.110 АПК РФ, суд считает необходимым взыскать с Межрайонной ИФНС России №6 по Томской области в пользу ООО «Стрежевской нефтеперерабатывающий завод» судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере 2000 рублей, уплаченной согласно платежного поручения №971 от 06.05.2010 года.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.110, 167-170, 201 АПК РФ, арбитражный суд
Р Е Ш И Л:
Признать недействительным решение Межрайонной ИФНС России №6 по Томской области №3312-1765-07-04/м от 29.12.2009 года в части привлечения ООО «Стрежевской нефтеперерабатывающий завод» к налоговой ответственности, предусмотренной п.1 ст.119 НК РФ, в виде штрафа в сумме 57266 рублей 93 копейки, как не соответствующее в указанной части Налоговому Кодексу РФ, и обязать Межрайонную ИФНС России №6 по Томской области устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ООО «Стрежевской нефтеперерабатывающий завод».
Взыскать с Межрайонной ИФНС России №6 по Томской области в пользу ООО «Стрежевской нефтеперерабатывающий завод» судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере 2000 рублей, уплаченной согласно платежного поручения №971 от 06.05.2010 года.
Решение может быть обжаловано в Седьмой арбитражный апелляционный суд в течение месяца.
Судья О.В. Захаров.