НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение АС Томской области от 21.09.2022 № А67-1132/2022

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ТОМСКОЙ ОБЛАСТИ

634050, пр. Кирова д. 10, г. Томск, тел. (3822)284083, факс (3822)284077,  http://tomsk.arbitr.ru, e-mail: tomsk.info@arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Томск                                                                                                    Дело № А67-1132/2022

21 сентября 2022 года оглашена резолютивная часть

Арбитражный суд Томской области в составе судьи Ю.М. Сулимской,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Помазаном А.Н.,  рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению

государственного учреждения – отделение Пенсионного фонда Российской Федерации в Томской области (634041, Томская область, г.Томск, пр.Кирова, д.41/1, ИНН 7021001174, ОГРН 1027000854242) к ООО «Доктор Лор» (634021, г.Томск, ул.Герцена, д.68, стр.2, ИНН 7017195343, ОГРН 1077017034159) о взыскании штрафных санкций в размере 10 500 руб. за представление  недостоверных сведений о застрахованных лицах для персонифицированного учета по форме СЗВ-СТАЖ за 2018, 2019, 2020г.

При участии в заседании:

от истца: Балбериной Натальи Викторовны (удостоверение, доверенность от  01.10.2021, диплом);

от ответчика: Джурабаевой  Саяны Давлятовны (паспорт, руководитель);

УСТАНОВИЛ:

Арбитражным судом Томской области по делу № А67-9553/2021 на основании заявления взыскателя Государственного учреждения - Отделения Пенсионного Фонда Российской Федерации по Томской области о выдаче судебного приказа на взыскание с общества с ограниченной ответственностью «Доктор ЛОР» штрафных санкций в размере 10 500,00 руб. за представление недостоверных сведений о застрахованных лицах для индивидуального (персонифицированного) учета по форме СЗВ-СТАЖ за 2018, 2019, 2020 годы выдан судебный приказ от 08.11.2021. Определением от 19.01.2022 по делу №А67-9553/2021 судебный приказ отменен.

Государственное учреждение - Отделение Пенсионного Фонда Российской Федерации по Томской области (далее – заявитель, взыскатель) обратилось в Арбитражный суд Томской области с заявлением о взыскании с общества с ограниченной ответственностью «Доктор ЛОР» штрафных санкций в размере 10 500 руб. за представление недостоверных сведений о застрахованных лицах для индивидуального (персонифицированного) учета по форме СЗВ-СТАЖ за 2018, 2019, 2020 годы.

Определением арбитражного суда 21.02.2022 дело назначено к рассмотрению в порядке упрощенного производства без вызова сторон в соответствии со статьей 228 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Определением от 14.04.2022 суд определил рассмотреть дело  по общим правилам административного судопроизводства.

В судебном заседании представитель заявителя требования поддержала в полном объеме, указала, общий срок на взыскание санкций не пропущен, кроме того, у ответчика отсутствует соответствующая льгота. Представитель ответчика в удовлетворении требований просила отказать, указала, что недостоверность представленных сведений не доказана, заявителем пропущен срок на взыскание санкций (2018, 2019 годы), кроме того, заявителем не учтены обстоятельства наличия льгот, дающим право на назначение  трудовой пенсии досрочно; ответчиком н получены документы от заявителя.

Суд, заслушав представителей лица, участвующих в деле, исследовав представленные в материалы дела доказательства, считает установленными следующие обстоятельства. Общество с ограниченной ответственностью «Доктор Лор» зарегистрировано в качестве юридического лица за ОГРН 1077017034159, ИНН 7017195343.

Заявителем 21.05.2021г. проведена проверка в отношении ООО «Доктор ЛОР» по вопросу представления недостоверных сведений для персонифицированного учета. Указанной проверкой установлено, что ответчиком представлены недостоверные сведения по форме СЗВ-СТАЖ за 2018, 2019, 2019 г.г. в отношении 21-го застрахованного лица. Сведения представлены 01.03.2019, 03.03.2020, 01.03.2021 соответственно.

Учреждением в связи с обнаружением фактов, свидетельствующих о совершении ООО «Доктор ЛОР» нарушений законодательства об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного страхования составлены Акты о выявлении правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования № 080S18210004973 от 21.05.2021, № 080S18210004974 от 21.05.2021, № 080S18210004975 от 21.05.2021, предусмотренного ч.3 ст. ст.17 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном  (персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного страхования» (далее - Федеральный закон № 27-ФЗ), а именно, представление недостоверных сведений о застрахованных лицах по форме СЗВ-СТАЖ за 2018, 2019, 2020 годы, обязанность по предоставлению которых предусмотрена п. 2 ст. 11 Федерального закона № 27-ФЗ.

Так, Учреждением установлено, что ответчик 01.03.2019, 03.03.2020 представил недостоверные сведения в отношении 6-ти застрахованных лиц (Гуреевой Н.В., Книпенберг А.Э., Зенченко У.А., Курбатова И.А., Муленковой Т.В., Шилова М.В.), в части указания достоверности индивидуальных сведений застрахованного лица со стажем на соответствующих видах работ. Также аналогичные недостоверные сведения представлены 01.03.2021 в отношении 9-ти застрахованных лиц (Гуреевой Н.В., Масалыкина А.А., Зенченко У.А., Курбатова И.А., Муленковой Т.В., Шилова М.В., Джурабаева С.Д., Латышовой А.А., Храпова П.А.).

В связи с изложенным контролирующим органом направлены  уведомления об устранении ошибок от 12.04.2021, 30.03.2021. Обществом уточненные сведения не представлены.

По результатам рассмотрения материалов о допущенном нарушении, заместителем начальника Центра ПФР №1 вынесены Решения № 080S19210007803, № 080S19210007804, № 080S19210007805 о привлечении страхователя к ответственности, предусмотренной п.3 ст.17 Федерального закона Федерального закона № 27-ФЗ в виде штрафа в общей сумме 10500 руб.

В связи с изложенным, ответчику были направлены Требования об уплате финансовых санкций за совершение правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования о добровольной уплате штрафных санкций от 09.08.2021, которые ответчиком не исполнены.

Как было указано выше, Определением Арбитражного суда Томской области от 19.01.2022 по делу № А67-9553/2021 отменен судебный приказ от 08.11.2021 о взыскании с должника в пользу соответствующего бюджета  10 500,00 руб. штрафных санкций за представление недостоверных сведений о застрахованных лицах для индивидуального (персонифицированного  учета по форме СЗВ-СТАЖ за 2018, 2019, 2020 годы; взыскании с ООО «Доктор ЛОР» в доход федерального бюджета государственной пошлины в размере 1000,00 руб. Учитывая изложенное, заявитель обратился в суд с настоящим заявлением. Взыскание штрафа в размере 10500 руб. является предметом требований заявителя.

Исследовав материалы дела, суд считает требования заявителя подлежащими удовлетворению частично по следующим основаниям.

В силу ст.213 АПК РФ  государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы, наделенные в соответствии с федеральным законом контрольными функциями (далее - контрольные органы), вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о взыскании с лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, установленных законом обязательных платежей и санкций, если федеральным законом не предусмотрен иной порядок их взыскания.

Заявление о взыскании подается в арбитражный суд, если не исполнено требование заявителя об уплате взыскиваемой суммы в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты.

Правовая основа и принципы организации индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования определены Федеральным законом от 01.04.1996 от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» (далее – Федеральный закон № 27-ФЗ).

Статьей 16 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ предусмотрено, что органы Пенсионного фонда Российской Федерации обязаны осуществлять контроль за правильностью представления страхователями сведений на застрахованных лиц.

В соответствии с пунктом 1 статьи 11 Федерального закона № 27-ФЗ страхователи представляют предусмотренные пунктами 2 - 2.2 настоящей статьи сведения для индивидуального (персонифицированного) учета в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации. В силу статей 8, 9, 15 Федерального закона № 27-ФЗ указанные сведения предоставляются в соответствующий орган Пенсионного фонда, к которому относится территориальный орган Пенсионного фонда по месту регистрации лица в качестве страхователя.

В соответствии с п.2 ст. 11 Федерального закона №27-ФЗ  страхователь ежегодно не позднее 1 марта года, следующего за отчетным годом (за исключением случаев, если иные сроки предусмотрены настоящим Федеральным законом), представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, заключивших договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах начисляются страховые взносы) следующие сведения: страховой номер индивидуального лицевого счета; фамилию, имя и отчество; дату приема на работу (для застрахованного лица, принятого на работу данным страхователем в течение отчетного периода) или дату заключения договора гражданско-правового характера, на вознаграждение по которому в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы; дату увольнения (для застрахованного лица, уволенного данным страхователем в течение отчетного периода) или дату прекращения договора гражданско-правового характера, на вознаграждение по которому в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы;  периоды деятельности, включаемые в стаж на соответствующих видах работ, определяемый особыми условиями труда, работой в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях; другие сведения, необходимые для правильного назначения страховой пенсии и накопительной пенсии; суммы пенсионных взносов, уплаченных за застрахованное лицо, являющееся субъектом системы досрочного негосударственного пенсионного обеспечения; периоды трудовой деятельности, включаемые в профессиональный стаж застрахованного лица, являющегося субъектом системы досрочного негосударственного пенсионного обеспечения; документы, подтверждающие право застрахованного лица на досрочное назначение страховой пенсии по старости.

В соответствии со статьей 17 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ в случае неуплаты или неполной уплаты страхователем финансовых санкций по требованию взыскание сумм финансовых санкций, предусмотренных настоящей статьей, производится территориальными органами Пенсионного фонда Российской Федерации в судебном порядке.

Абзацем 3 статьи 17 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ установлены два состава правонарушения, влекущие привлечение к ответственности страхователя за ненадлежащее исполнение предусмотренных обязанностей в виде финансовой санкции в размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица.

При обнаружении в представленных страхователем сведениях ошибок и (или) несоответствий между представленными сведениями и сведениями, имеющимися у Пенсионного фонда Российской Федерации, уведомление об устранении в течение пяти рабочих дней имеющихся расхождений вручается страхователю лично под расписку, направляется по почте заказным письмом или передается в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи. В случае направления уведомления по почте заказным письмом датой вручения этого уведомления считается шестой день, считая с даты отправления заказного письма (абз. 5 ст. 17).

Согласно п. 38 Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о зарегистрированных лицах, утвержденной приказом Минтруда России от 22.04.2020 № 211н  (далее - Инструкция) при обнаружении в представленных страхователем индивидуальных сведениях ошибок и (или) их несоответствия индивидуальным сведениям, имеющимися у Пенсионного фонда Российской Федерации, а также несоответствия их формам и форматам, установленным Пенсионным фондом Российской Федерации, страхователю вручается уведомление об устранении в течение пяти рабочих дней имеющихся ошибок и несоответствий лично под расписку, или уведомление направляется по почте заказным письмом или передается в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи. Уведомление должно содержать сведения об ошибках и (или) несоответствиях представленных индивидуальных сведений индивидуальным сведениям, имеющимся у Пенсионного фонда Российской Федерации, несоответствиях формам и форматам, установленным Пенсионным фондом Российской Федерации (протокол проверки).

В случае направления уведомления по почте заказным письмом датой вручения этого уведомления считается шестой день, считая с даты отправления заказного письма.

Датой получения страхователем уведомления, направленного в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи, является дата, указанная в подтверждении о получении информационной системы страхователя.

Представленные страхователем индивидуальные сведения, содержащие ошибки и (или) несоответствия индивидуальным сведениям, имеющимся у Пенсионного фонда Российской Федерации, а также не соответствующие установленным формам и форматам, в индивидуальные лицевые счета застрахованных лиц не вносятся.

Страхователь в течение пяти рабочих дней со дня получения уведомления территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации о представлении соответствующих исправлений представляет в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации уточненные индивидуальные сведения.

При обнаружении в представленных страхователем сведениях ошибок и (или) несоответствий, а также при выявлении недостоверности индивидуальных сведений, учтенных на индивидуальных лицевых счетах, по ликвидированному страхователю, территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации по заявлению застрахованного лица и на основании представленных застрахованным лицом документов, либо на основании документов, подтверждающих стаж застрахованного лица и находящихся в распоряжении Пенсионного фонда Российской Федерации, принимает решение о дополнении (уточнении) индивидуального лицевого счета в части сведений о стаже застрахованного лица и не позднее семи рабочих дней со дня принятия такого решения сообщает об этом застрахованному лицу (п.39).

За непредставление в установленные сроки индивидуальных сведений о каждом застрахованном лице либо представление страхователем неполных и (или) недостоверных сведений о застрахованных лицах страхователь несет ответственность в соответствии со статьей 17 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. № 27-ФЗ (п. 40).

Факт представления обществом сведений о застрахованных лицах по форме СЗВ-СТАЖ за 2018-2020 года содержащих недостоверные сведения со стажем на соответствующих видах работ, проведения по данному факту проверок и составления актов, принятия решений о привлечении страхователя к ответственности, подтверждается материалами дела.

Доводы ответчика об отсутствии оснований для представления корректирующих сведений и соответственно отсутствии правонарушения в действиях общества, суд считает несостоятельными и не основанными на нормах действующего законодательства ввиду следующего.

Как следует из материалов проверки контролирующего органа, пояснений заявителя, недостоверность сведений по форме СЗВ–СТАЖ за 2018-2020 года, выразилась в представление индивидуальных сведения на застрахованных лиц с кодом медицинской деятельности «27-ГД».

При этом, ответчиком, перечень льготных профессий и документы, подтверждающие данное право, представлены не были.

В соответствии с п. 20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30, в том числе, лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста с применением положений части 1.1 настоящей статьи.

Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с ч. 1 настоящей статьи, правила исчисления Периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации (ч. 2 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях»).

Правовые основы рассматриваемых отношений закреплены также в Постановлении Правительства РФ от 29.10.2002 № 781 «О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», и об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (Далее – Постановление от 29.10.2002).

В постановлении Правительства РФ от 29.10.2002 № 781 в списке должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения указаны медсестры и указаны учреждения - больницы и поликлиники всех наименований.

В пункте 17 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 г. № 30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии» разъяснено, что при разрешении споров, возникших в связи с включением в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую или лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, периодов работы в организациях, не относящихся по своей организационно-правовой форме к учреждениям, судам следует иметь в виду, что в силу подпунктов 19 и 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с педагогической и лечебной деятельностью предоставляется исключительно работникам учреждений.

Иными словами, в соответствии с пенсионным законодательством Российской Федерации и во взаимосвязи с законодательством в сфере здравоохранения, основанием для предоставления права на досрочное пенсионное обеспечение медицинским работникам, в том числе структурных подразделений, предусмотренных пунктом 6 Правил исчисления периодов работы, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 № 781, является не только совпадение наименований, но и соответствие деятельности требованиям правового регулирования в сфере здравоохранения, которые обязательны для всех медицинских организаций, независимо от их организационно-правовой формы (организация оказания медицинской помощи в соответствии с порядками оказания медицинской помощи, а также на основе стандартов медицинской помощи и др.).

Пунктами 1, 5, 9, 20 вышеуказанного Списка, утвержденного Постановлением от 29.10.2022 № 781, предусмотрены больницы всех наименований, центральные медико-санитарные части, поликлиники всех наименований, родильные дома.

Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к постановлению Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 № 1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства»), - для учета периодов соответствующей деятельности, имевшей место до 1 января 1992 года.

В соответствии с п.6 Правил, утвержденных Постановлением от 29.10.2002 в специальный стаж для назначения пенсии в связи с лечебной работой по охране здоровья населения засчитывается выполняемая в течение полного рабочего дня работа в соответствующих должностях врачей и среднего медицинского персонала в учреждениях, предусмотренных Списками должностей, в медико-санитарных частях, медицинских частях, амбулаториях, лазаретах, поликлиниках, поликлинических отделениях, кабинетах (рентгеновских подвижных и стоматологических подвижных), группах специализированной медицинской помощи (военного округа, флота), группах медицинского обеспечения, медицинской службе, медицинской группе, военно-медицинских службах, стационарах, санитарно-эпидемиологических лабораториях, санитарно-контрольных пунктах, медицинских ротах, врачебных здравпунктах, фельдшерских здравпунктах и фельдшерско-акушерских пунктах, медицинских пунктах, являющихся структурными подразделениями организаций (воинских частей).

Принимая во внимание, что органам, осуществляющим пенсионное обеспечение, не предоставлено право давать заключение об отнесении учреждений к числу лечебно-профилактических (санитарно-эпидемиологических), основываясь на оценке целей и предметов деятельности учреждения, при решении данного вопроса необходимо руководствоваться информационным письмом Минтруда РФ и Пенсионного фонда РФ № 3938/1-17 от 27.09.20(H) (№ 06-25/8625 от 29.09.2000), согласно которому при исчислении специального стажа, имевшего место до 1 ноября 1999 года применяется Номенклатура учреждений здравоохранения, утвержденная приказом Минздрава России от 03.11.1999 № 395.

В силу ч. 2 ст. 50 ГК РФ, юридические лица, являющиеся коммерческими организациями, могут создаваться в организационно-правовых формах хозяйственных товариществ и обществ, крестьянских (фермерских) хозяйств, хозяйственных партнерств, производственных кооператив, государственных и муниципальных унитарных предприятий.

Частью 1 статьи 123.21 ГК РФ учреждением признается унитарная некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера.

Исходя из правового регулирования отношений, связанных с включением в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, у общества отсутствуют предусмотренные законом основания для включения в специальный стаж работникам для досрочного назначения страховой пенсии по старости периодов работы в обществе, поскольку ООО «Доктор ЛОР» по своей организационно-правовой форме является коммерческой организацией, созданной для целей извлечения прибыли, и не может быть отнесено к учреждениям здравоохранения, поименованным в пункте 2 раздела «Наименование учреждений № Списка должностей и учреждений», утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 № 781, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».

 Таким образом, обществу следовало представить корректирующие формы индивидуальных сведений.

В данном случае суд, в том числе, руководствуется сложившейся судебной практикой по данному вопросу (Определения Верховного Суда РФ от 22.07.2019 по делу № А40-22593/2018, от 17.09.2018г. по делу № 44-КГ18-10, от 17.10.2016г. по делу №78-КГ16-34, от 26.09.2016г. по делу №19-КГ16-20; Определение Второго кассационного суда общей юрисдикции от 10.08.2021 по делу № 88-17101/2021  и т.д.).

Доводы ответчика в данной части подлежат отклонению, как основанные на неправильном применении норм права, регулирующих спорные правоотношения.

Кроме этого, в ходе судебного разбирательства установлено, что вышеуказанные Акты  о выявлении правонарушения в сфере законодательства РФ об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования, Решения о привлечении страхователя  к ответственности за совершение правонарушения в сфере законодательства  РФ об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования, Требования об уплате финансовых санкций направлены по адресу государственной регистрации и адресу  фактического нахождения ответчика (что не отрицалось представителем ООО «Доктор Лор» в ходе судебного разбирательства).

В соответствии с п.5 ст. 88 НК РФ акт налоговой проверки в течение пяти дней с даты этого акта должен быть вручен лицу, в отношении которого проводилась проверка, или его представителю под расписку или передан иным способом, свидетельствующим о дате его получения указанным лицом (его представителем), если иное не предусмотрено настоящим пунктом. В случае, если лицо, в отношении которого проводилась проверка, или его представитель уклоняются от получения акта налоговой проверки, этот факт отражается в акте налоговой проверки, и акт налоговой проверки направляется по почте заказным письмом по месту нахождения организации (обособленного подразделения) или месту жительства физического лица. В случае направления акта налоговой проверки по почте заказным письмом датой вручения этого акта считается шестой день, считая с даты отправки заказного письма.

Согласно п. 9 ст. 101 НК РФ решение федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов, о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения вступает в силу со дня его вручения лицу, в отношении которого было вынесено соответствующее решение (его представителю). Указанное в настоящем пункте решение в течение пяти дней со дня его вынесения должно быть вручено лицу, в отношении которого оно было вынесено (его представителю), под расписку или передано иным способом, свидетельствующим о дате получения решения этим лицом (его представителем). В случае, если указанное решение невозможно вручить или передать иным способом, свидетельствующим о дате его получения, оно направляется по почте заказным письмом по месту нахождения организации (обособленного подразделения) или месту жительства физического лица. В случае направления решения по почте заказным письмом датой его вручения считается шестой день со дня отправки заказного письма.

Согласно п.6 ст. 69 НК РФ требование об уплате налога может быть передано руководителю организации (ее законному или уполномоченному представителю) или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом, передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика. В случае направления указанного требования по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.

Учитывая наличие в материалах дела доказательств направления соответствующих документов в адрес ответчика, возражения ООО «Доктор лор» относительно не получения актов, решений и требований судом не принимаются.

Между тем, исследовав материалы дела, арбитражный суд считает необходимым   отметить следующее.

Согласно абз. 17 ст. 17 Федерального закона № 27-ФЗ в случае неуплаты или неполной уплаты страхователем финансовых санкций по требованию об их уплате взыскание сумм финансовых санкций производится территориальными органами Пенсионного фонда Российской Федерации в судебном порядке.

В силу ст. 2 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» правоотношения, связанные с уплатой обязательных платежей на обязательное пенсионное страхование, в том числе в части осуществления контроля за их уплатой, регулируются законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

К отношениям, связанным с взысканием штрафов, предусмотренных Федеральным законом № 27-ФЗ за непредставление индивидуальных сведений в системе обязательного пенсионного страхования, в отсутствие иного специального правового регулирования (часть 6 статьи 13 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации) подлежат применению сроки, установленные законодательством о налогах и сборах.

В пункте 3 статьи 46 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что заявление о взыскании штрафа может быть подано в суд в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования о его уплате.

В пункте 31 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.07.2013 № 57 «О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации» указано, что несоблюдение налоговым органом при совершении определенных действий в рамках осуществления мероприятий налогового контроля сроков, предусмотренных пунктом 2 статьи 88, пунктом 6 статьи 89, пунктами 1 и 5 статьи 100, пунктами 1, 6, 9 статьи 101, пунктами 1, 6, 10 статьи 101.4, пунктом 3 статьи 140 (в случае подачи апелляционной жалобы), статьей 70 Налогового кодекса Российской Федерации, не влечет изменения порядка исчисления сроков на принятие мер по взысканию налога, пеней, штрафа в принудительном порядке, в связи с чем при проверке судом соблюдения налоговым органом сроков осуществления принудительных мер сроки совершения упомянутых действий учитываются в той продолжительности, которая установлена нормами Налогового кодекса Российской Федерации.

С учетом установленных в законодательстве предельных сроков на проведение проверки (3 месяца с момента сдачи спорной отчетности либо, в случае ее отсутствия, истечения срока для ее представления (применительно к пункту 2 статьи 88 Налогового кодекса Российской Федерации); на составление акта проверки (10 дней применительно к пункту 1 статьи 100 Налогового кодекса Российской Федерации); 5 дней на вручение (направление) акта проверки, 6 дней на вручение акта в случае направления акта по почте, 15 дней на представление возражений на акт проверки проверенным лицом, 10 дней на рассмотрение материалов проверки и вынесение решения, 5 дней на вручение (направление) решения по результатам проверки, 6 дней на вручение решения (в случае направления решения по почте), 10 дней на вступление в силу решения по результатам проверки, 10 дней на вручение (направление) требования об уплате финансовых санкций, 6 дней на получение требования в случае направления по почте (статья 17 Закона № 27-ФЗ); 10 календарных дней на исполнение требования, если более продолжительный период времени для уплаты не указан в этом требовании; на взыскание в судебном порядке финансовых санкций (6 месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате санкций на сумму более 3 000 рублей либо 3 года плюс 6 месяцев, если сумма санкций меньше 3 000 рублей, на обращение в арбитражный суд с заявлением применительно к статье 48 Налогового кодекса Российской Федерации)), решение территориального органа пенсионного фонда о привлечении к ответственности не может быть принудительно реализовано, иначе как в пределах совокупности указанных сроков.

Правовая позиция о допустимости применения положений статьи 48 НК РФ при взыскании страховых взносов с иных субъектов, не являющихся физическими лицами, также изложена в пункте 14 Обзора практики разрешения споров, связанных с применением законодательства об обязательном пенсионном страховании (информационное письмо Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.08.2004 № 79), сохраняющем свою актуальность.

Аналогичный порядок расчета совокупного срока изложен в Определении Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 22.07.2019 № 305-ЭС19-2960 по делу № А40-22593/2018.

Согласно правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 22.01.2019 № 305-КГ18-17885, пункте 38 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № 2 (2019), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации от 17.07.2019, при исчислении срока на обращение в суд с заявлениями о взыскании обязательных платежей и санкций после отмены судебного приказа судам следует исходить из универсальности воли законодателя, выраженной в пункте 3 статьи 48 НК РФ в отношении давности взыскания в судебном порядке сумм задолженности после отмены судебного приказа, в связи с чем следует признать допустимым применение пункта 3 статьи 48 НК РФ по аналогии закона и к рассматриваемой по настоящему делу ситуации.

Таким образом, применительно к пункту 3 статьи 48 НК РФ по требованиям органов Пенсионного фонда Российской Федерации о взыскании финансовых санкций, предусмотренных статьей 17 Федерального закона № 27-ФЗ, заявление о взыскании спорной суммы может быть подано в суд в течение шести месяцев после отмены судебного приказа.

Судом установлено, что сведения о застрахованных лицах по форме СЗВ-Стаж за 2018, 2019, 2020 годы представлены 01.03.2019, 03.03.2020, 01.03.2021 (соответственно). Акты о выявлении правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования проверок за данные периоды составлены Учреждением 21.05.2021.

Согласно требованиям Налогового кодекса Российской Федерации, акт проверки должен был быть составлен фондом не позднее трех месяцев с момента подачи страхователем сведений о застрахованных лицах, тогда как фактически акт за период 2018, 2019 года составлен 21.05.2021, то есть с нарушением трехмесячного срока.

Решения о привлечении  страхователя к ответственности, предусмотренной ч. 3 ст. 17 Федерального закона № 27-ФЗ вынесены 06.07.2021, требования в целях добровольной уплаты санкций выставлены обществу 09.08.2021, со сроком уплаты до 27.08.2021.

Учреждение обратилось в Арбитражный суд Томской области первоначально (дело А67-9553/2021) с заявлением о вынесении судебного приказа 22.10.2021, с заявлением о взыскании с Общества штрафных санкций в размере 10500 руб. 11.02.2022 (т. 1 л.д. 66, 68).

Таким образом, с учетом вышеизложенного, предельный срок взыскания финансовых санкций необходимо исчислять с момента фактического представления сведений заявителю. Следовательно, в ходе судебного разбирательства установлено, что вышеуказанный предусмотренный законом срок обращения в суд за 2018, 2019 года истек, а именно, заявитель обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением (в части взыскания штрафных санкций за периоды 2018, 2019 года)  в феврале 2022 года, то есть с пропуском предельного срока взыскания штрафных санкций за 2018, 2019 года.

Пропуск срока на обращение в суд с заявлением о взыскании финансовых санкций, при отсутствии ходатайства о восстановлении срока на обращение с заявлением в суд, является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении предъявленных требований.

В данном случае суд, в том числе, руководствуется позицией, изложенной в Постановлении Федерального суда Западно-Сибирского округа от 31.03.2021 по делу № А67-2823/2020 и в Постановлении Седьмого арбитражного апелляционного суда от 06.06.2022 по делу № А27-25930/2021.

При этом, суд не принимает доводов заявителя  о том, что в отношении ответчика проведена документальная (выездная) проверка, так как данное обстоятельство опровергается представленными в материалы дела доказательствами. Кроме этого, в материалы дела не представлены доказательства вынесения Постановления о назначении выездной проверки и т.д.

В связи с чем, суд считает не подлежащим удовлетворению требования Государственного учреждения - Отделения Пенсионного Фонда Российской Федерации по Томской области о взыскании с ООО «Доктор ЛОР» штрафных санкций в размере 6000 руб. за представление недостоверных сведений о застрахованных лицах для индивидуального (персонифицированного) учета по форме СЗВ-СТАЖ за 2018, 2019.

При этом, требования о взыскании штрафных санкций в размере 4 500 руб. за представление недостоверных сведений о застрахованных лицах для индивидуального (персонифицированного) учета по форме СЗВ-СТАЖ за 2020 суд считает подлежащими удовлетворению.

Как было указано выше, Арбитражным судом Томской области по делу № А67-9553/2021 на основании заявления Государственного учреждения - Отделения Пенсионного Фонда Российской Федерации по Томской области выдан судебный приказ от 08.11.2021 на взыскание с общества с ограниченной ответственностью «Доктор ЛОР» штрафных санкций в размере 10 500,00 руб. за представление недостоверных сведений о застрахованных лицах для индивидуального (персонифицированного) учета по форме СЗВ-СТАЖ за 2018, 2019, 2020 годы.

Определением Арбитражного суда Томской области от 19.01.2022 судебный приказ от 08.11.2021 отменен.

Учреждение обратилось в Арбитражный суд Томской области с заявлением о взыскании с Общества штрафных санкций в размере 10500 руб. 11.02.2022 (т. 1 л.д. 68), т.е. в пределах срока, установленных налоговым законодательством, поскольку с момента выявления правонарушения до момента обращения в суд с заявлением о выдаче приказа, предельный срок на взыскание Учреждением санкций не пропущен.

При этом материалами дела (сведениями по форме СЗВ – СТАЖ) подтверждается факт предоставления Обществом недостоверных сведений о стаже в отношении 9-ти лиц, что свидетельствует об обоснованности привлечения страхователя к ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 17 Федерального закона № 27-ФЗ, и, соответственно, об обоснованности требования заявителя о взыскании штрафа в размере 4500 рублей.

На основании изложенного суд делает вывод о том, что с ответчика подлежит взысканию штраф в размере 4500 руб. В остальной части заявленные требования следует оставить без удовлетворения.

С учетом того, что требование удовлетворено частично, с Общества взыскивается в доход федерального бюджета 857 рубля государственной пошлины пропорционально удовлетворенным требованиям.

Руководствуясь статьями 167-170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:

Взыскать с ООО «Доктор Лор» в бюджет Пенсионного фонда РФ штрафные санкции в сумме 4500 руб.

В удовлетворении остальной части требований заявителю отказать.

Взыскать с ООО «Доктор Лор» в федеральный бюджет государственную пошлину в размере 857 руб.

Решение суда может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Седьмой арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его принятия (изготовления решения в полном объеме) путем подачи апелляционной жалобы через Арбитражный суд Томской области.

Судья                                                                                Ю.М. Сулимская