АРБИТРАЖНЫЙ СУД ТОМСКОЙ ОБЛАСТИ
634050, пр. Кирова д. 10, г. Томск, тел. (3822)284083, факс (3822)284077, http://tomsk.arbitr.ru, e-mail: tomsk.info@arbitr.ru
Именем Российской Федерации
М О Т И В И Р О В А Н Н О Е
Р Е Ш Е Н И Е
г. Томск Дело № А67-1362/2022
21 апреля 2022 года дата изготовления резолютивной части решения
06 мая 2022 года дата изготовления решения в полном объеме
Судья Арбитражного суда Томской области Ю.ФИО1,
рассмотрев в порядке упрощенного производства без вызова сторон заявление Центрального Банка Российской Федерации в лице Отделения по Томской области Сибирского главного управления Центрального Банка Российской Федерации (107016, <...> дом 12;634041, <...>) о привлечении акционерного общества «Страховое общество газовой промышленности» (107078, <...>, ИНН <***>, ОГРН <***>) к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с привлечением к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Общества с ограниченной ответственностью «ЕвроТрансВладимир» (636018, <...>, ИНН <***>, ОГРН <***>)
УСТАНОВИЛ:
Центральный банк Российской Федерации в лице отделения по Томской области Сибирского главного управления Центрального банка Российской Федерации (далее - ЦБ РФ, административный орган) обратился в Арбитражный суд Томской области с заявлением о привлечении акционерного общества «Страховое общество газовой промышленности» (далее - АО «СОГАЗ», ответчик) к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Определением арбитражного суда от 24.02.2022г. указанное заявление принято к производству, назначено к рассмотрению в порядке упрощенного производства, в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью «ЕвроТрансВладимир» (далее – ООО «ЕТВ», третье лицо).
По результатам рассмотрения указанного заявления и приложенных к нему документов арбитражным судом 21.04.2022г. в соответствии со ст. 229 АПК РФ подписана резолютивная часть решения, в соответствии с которым в удовлетворении требований отказано.
В материалы дела от заявителя, третьего лица поступили заявления о составлении мотивированного решения по делу №А67-1362/2022.
В соответствии с п.39 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 18.04.2017 № 10 «О некоторых вопросах применения судами положений Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации об упрощенном производстве», поскольку арбитражный суд, исходя из части 2 статьи 229 АПК РФ, составляет мотивированное решение только по заявлению лица, участвующего в деле, рассмотренном в порядке упрощенного производства, то при отсутствии соответствующего заявления лица, участвующего в деле, обжалованию подлежит решение, принятое путем подписания резолютивной части. Суд общей юрисдикции, арбитражный суд вправе изготовить мотивированное решение по своей инициативе. В этом случае решение вступает в законную силу и срок на его обжалование исчисляется со дня принятия решения путем вынесения (подписания) резолютивной части.
В обоснование заявленного требования заявитель указал на то, что обществом допущено правонарушение, ответственность за которое предусмотрена ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ, выразившееся в неверном расчете страховой премии по договорам обязательного страхования гражданской ответственности транспортных средств (далее – ОСАГО), владельцем которых является ООО «ЕТВ», что повлекло нарушение лицензионных требований. Ответчик в отзыве на заявление с требованиями не согласился, в том числе, указал на пропуск срока привлечения к административной ответственности. Третье лицо в отзыве на заявление поддержало позицию заявителя, просит привлечь ответчика к административной ответственности.
Исследовав материалы дела, арбитражный суд считает установленными следующие обстоятельства.
Акционерное общество «Страховое общество газовой промышленности», зарегистрировано в качестве юридического лица 22.03.1995 за ОГРН <***>, ИНН: <***>, на основании лицензии ОС № 1208-03 от 05.08.2016, выданной Центральным банком Российской Федерации, осуществляет деятельность по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств.
В ЦБ РФ поступило обращение ООО «ЕТВ» от 08.12.2021, в котором указано на незаконные действия страховой организации АО «СОГАЗ» (л.д. 40-44).
В ходе проведения проверки сведений, изложенных в обращении, управлением установлено, что в период с 23.11.2021 по 03.12.2021 на основании поступивших от ООО «ЕТВ» заявлений, были заключены договоры обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств (далее - ОСАГО) серии ААВ3023969407, ААВ3023969408, ААВ3023969409, ААВ3023969410, ААВ3023970244, ААВ3023970245, ААВ3023970246. При этом, по мнению административного органа, ответчиком произведен неверный расчет страховой премии по договорам ОСАГО, в части определения коэффициента, рассчитываемого в зависимости от территории преимущественного использования транспортного средства (далее – КТ) и коэффициента, рассчитываемого в зависимости от количества произведенных страховщиками страховых возмещений в предшествующие периоды при осуществлении обязательного страхования по фактам наступления гражданской ответственности (далее – КБМ).
В связи с изложенным, ЦБ РФ пришел к выводу о том, что обществом нарушены требования пп. «а», «б» п. 3. ст. 9 Федерального закона от 25.04.2002 № 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» (далее – Федеральный закон № 40-ФЗ), п. 8 приложения 4 Указания Банка России от 28.07.2020 № 5515-У «О страховых тарифах по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств» (далее – Указание № 5515-У), прим. 1 п. 1 Приложения 2 Указания № 5515-У, что свидетельствует о несоблюдении обществом требований и условий, предусмотренных лицензией на осуществление страхования.
Учитывая изложенное, 14.02.2022 должностным лицом ЦБ РФ в присутствии представителя ответчика, в отношении АО «СОГАЗ» составлен Протокол № ТУ-69-ЮЛ-22-1029/1020-1 об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ.
Материалы дела об административном правонарушении в соответствии с пунктом 3 части 3 статьи 23.1, статьей 28.8 КоАП РФ, 203 АПК РФ направлены ЦБ РФ в Арбитражный суд Томской области для решения вопроса о привлечении АО «СОГАЗ» к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ.
Исследовав и оценив в соответствии со ст. 71 АПК РФ имеющиеся в деле доказательства, арбитражный суд считает заявление ЦБ РФ не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с ч. 6 ст. 205 АПК РФ при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.
Пунктом 1 статьи 1.6 КоАП РФ установлено, что лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию иначе как на основании и в порядке, установленных законом. В соответствии со ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Основаниями для привлечения к административной ответственности являются наличие в действиях (бездействии) лица состава административного правонарушения, предусмотренного КоАП РФ, и отсутствие обстоятельств, исключающих производство по делу.
В структуру состава административного правонарушения входят следующие элементы: объект правонарушения, объективная сторона правонарушения, субъект правонарушения, субъективная сторона административного правонарушения. При отсутствии хотя бы одного из элементов состава административного правонарушения лицо не может быть привлечено к административной ответственности.
В соответствии с частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ осуществление предпринимательской деятельности с нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей.
Объектом данного правонарушения являются общественные отношения, складывающиеся при осуществлении предпринимательской деятельности конкретного вида, требующего согласно действующему законодательству наличия специального разрешения (лицензии), а объективная сторона состоит в нарушении при такой деятельности предусмотренных специальным разрешением (лицензией) условий. Объективная сторона данного правонарушения характеризуется осуществлением предпринимательской деятельности с нарушением требований лицензии.
Субъектом правонарушения является организация, осуществляющая деятельность с нарушением требований лицензии. Субъективная сторона правонарушения характеризуется виной.
В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее – Федеральный закон № 99-ФЗ) лицензируемый вид деятельности - это вид деятельности, на осуществление которого на территории Российской Федерации требуется получение лицензии в соответствии с настоящим Федеральным законом, в соответствии с федеральными законами, указанными в части 3 статьи 1 настоящего Федерального закона и регулирующими отношения в соответствующих сферах деятельности.
Согласно п. 11 ч. 2 ст. 1 Федерального закона № 99-ФЗ положения данного закона не применяются к отношениям, связанным с осуществлением лицензирования страховой деятельности. Лицензирование страховой деятельности в силу ч. 3 ст. 1 Федерального закона № 99-ФЗ осуществляется в порядке, установленном федеральными законами, регулирующими отношения в этой сфере деятельности.
Общие требования о лицензировании, предъявляемые к субъектам страхового дела, установлены Законом РФ от 27.11.1992 № 4015-1 «Об организации страхового дела в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 4015-1).
В соответствии с ч. 2 ст. 4.1 Федерального закона № 4015-1 деятельность субъектов страхового дела подлежит лицензированию. В соответствии с ч. 1 ст. 30 Федерального закона № 4015-1 надзор за деятельностью субъектов страхового дела (далее - страховой надзор) осуществляется в целях соблюдения ими страхового законодательства, предупреждения и пресечения нарушений участниками отношений, регулируемых данным Законом, страхового законодательства, обеспечения защиты прав и законных интересов страхователей, иных заинтересованных лиц и государства, эффективного развития страхового дела.
Частью 3 статьи 30 Федерального закона № 4015-1 установлено, что страховой надзор осуществляется Банком России. Согласно п. 1 ч. 5 ст. 30 Федерального закона № 4015-1 субъекты страхового дела обязаны соблюдать требования страхового законодательства.
В соответствии с ч. 1 ст. 4 Федерального закона № 40-ФЗ, владельцы транспортных средств обязаны на условиях и в порядке, которые установлены настоящим Федеральным законом и в соответствии с ним, страховать риск своей гражданской ответственности, которая может наступить вследствие причинения вреда жизни, здоровью или имуществу других лиц при использовании транспортных средств.
Согласно п. 1 ст. 15 Федерального закона № 40-ФЗ обязательное страхование осуществляется владельцами транспортных средств путем заключения со страховщиками договоров обязательного страхования, в которых указываются транспортные средства, гражданская ответственность владельцев которых застрахована.
В соответствии со статьей 938 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ), в качестве страховщиков договоры страхования могут заключать юридические лица, имеющие разрешения (лицензии) на осуществление страхования соответствующего вида. Требования, которым должны отвечать страховые организации, порядок лицензирования их деятельности и осуществления надзора за этой деятельностью определяются законами о страховании.
Статьей 1 Федерального закона № 4015-1 определено, что составной частью страхового законодательства, помимо Федерального закона № 4015-1, являются федеральные законы и иные нормативные акты, регулирующие отношения между лицами, осуществляющими виды деятельности в сфере страхового дела, или с их участием, отношения по осуществлению надзора за деятельностью субъектов страхового дела, а также иные отношения, связанные с организацией страхового дела.
В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Федерального закона № 40-ФЗ законодательство Российской Федерации об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств состоит из Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), других федеральных законов и издаваемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации.
Центральным Банком Российской Федерации от 19.09.2014 № 431-П на основании статьи 5 и пункта 11 статьи 15 Федерального закона от 25 апреля 2002 года № 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» утверждено Положение о правилах обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств (далее – Положение № 431-П), которое устанавливает правила обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств (приложение 1 к настоящему Положению).
Согласно п. 1.1 Положения № 431-П, договор обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств (далее - договор обязательного страхования) заключается на один год, за исключением случаев, предусмотренных Федеральным законом «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств». Договор обязательного страхования заключается в отношении владельца транспортного средства, лиц, указанных им в договоре обязательного страхования, или в отношении неограниченного числа лиц, допущенных владельцем к управлению транспортным средством в соответствии с условиями договора обязательного страхования, а также иных лиц, использующих транспортное средство на законном основании.
В силу положений п. 1 ст. 1 Федерального закона № 40-ФЗ владелец транспортного средства – это собственник транспортного средства, а также лицо, владеющее транспортным средством на праве хозяйственного ведения или праве оперативного управления либо на ином законном основании (право аренды, доверенность на право управления транспортным средством, распоряжение соответствующего органа о передаче этому лицу транспортного средства и тому подобное). Не является владельцем транспортного средства лицо, управляющее транспортным средством в силу исполнения своих служебных или трудовых обязанностей, в том числе на основании трудового или гражданско-правового договора с собственником или иным владельцем транспортного средства.
Согласно пп. 3 п. «а», «б» ст. 3 Федерального закона №40-ФЗ, коэффициенты страховых тарифов устанавливаются Банком России в зависимости от: территории преимущественного использования транспортного средства, которая определяется для физических лиц исходя из места жительства собственника транспортного средства, указанного в паспорте транспортного средства или свидетельстве о регистрации транспортного средства либо в паспорте гражданина, для юридических лиц - по месту нахождения юридического лица, его филиала или представительства, иного обособленного подразделения; количества произведенных страховщиками страховых возмещений в предшествующие периоды при осуществлении обязательного страхования по фактам наступления гражданской ответственности следующих лиц: водителей, указываемых в заключаемом договоре обязательного страхования в качестве допущенных к управлению транспортным средством, - в случае заключения договора обязательного страхования, предусматривающего условие управления транспортным средством только указанными владельцем транспортного средства водителями; страхователя по заключаемому договору обязательного страхования - в случае отсутствия в заключаемом договоре обязательного страхования условия, предусматривающего управление транспортным средством только указанными страхователем водителями, а в случае, если страхователем является юридическое лицо, с учетом численности парка транспортных средств, в отношении которых заключаются договоры обязательного страхования.
В соответствии с п. 1 ст. 8 Федерального закона № 40-ФЗ, регулирование страховых тарифов по обязательному страхованию осуществляется посредством установления Банком России в соответствии с настоящим Федеральным законом актуарно (экономически) обоснованных предельных размеров базовых ставок страховых тарифов (их минимальных и максимальных значений, выраженных в рублях) и коэффициентов страховых тарифов, требований к структуре страховых тарифов, а также порядка их применения страховщиками при определении страховой премии по договору обязательного страхования. Доля страховой премии, непосредственно предназначенная для осуществления страховых и компенсационных выплат, не может быть менее чем 80 процентов страховой премии.
Из пункта 2 статьи 8 Федерального закона № 40-ФЗ следует, что страховые тарифы по обязательному страхованию и структура страховых тарифов определяются страховщиками с учетом требований, установленных Банком России в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи.
Страховые тарифы установлены Указанием Банка России от 28.07.2020 № 5515-У «О страховых тарифах по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств» (действующим в рассматриваемый период). Коэффициенты страховых тарифов (КТ и КБМ) определены в Приложении 2 к Указанию Банка России № 5515-У.
Согласно примечанию п. 1 Приложения № 2 Указания Банка России № 5515-У территория преимущественного использования транспортного средства определяется в соответствии с подпунктом «а» пункта 3 статьи 9 Федерального закона от 25 апреля 2002 года № 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» для физических лиц исходя из места жительства собственника транспортного средства, указанного в паспорте транспортного средства или свидетельстве о регистрации транспортного средства либо в паспорте гражданина, для юридических лиц, их филиалов или представительств, иных обособленных подразделений - по месту нахождения юридического лица, его филиала или представительства, иного обособленного подразделения (указывается в свидетельстве о постановке на учет в налоговом органе).
Приложением 4 к Указанию Банка России № 5515-У определен порядок применения страховых тарифов страховщиками при определении страховой премии по договору обязательного страхования
В соответствии со ст. 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых устанавливается наличие или отсутствие события правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, и иные обстоятельства, имеющие значение для дела; согласно части 2 указанной статьи эти данные могут устанавливаться протоколом об административном правонарушении, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, иными видами доказательств.
В ходе судебного разбирательства арбитражным судом установлено, что на основании поступившего в ЦБ РФ обращения ООО «ЕТВ» от 08.12.2021 о неверном расчете страховой премии по договорам ОСАГО ответчиком, заявитель направил АО «СОГАЗ» запросы от 14.12.2021 № С59-7-2-7/24949 и от 28.12.2021 № С59-7-2-7/26237 «О предоставлении информации». Ответчик письмами от 24.12.2021 №СГ-165951 и от 13.01.2022 №СГ-2343 направил заявителю запрашиваемые объяснения и документы.
Согласно пояснениям АО «СОГАЗ», изложенным в письмах, а также в отзыве на заявление, при заключении Договоров ОСАГО, собственником транспортных средств является АО «Сбербанк Лизинг» (лизингодатель), владельцем транспортных средств является ООО «ЕТВ» (лизингополучатель) на основании Соглашения о перенайме предмета лизинга по договору лизинга.
Ответчик, руководствуясь пунктом 2 Приложения 4 Указания Банка России от 28.07.2020 № 5515-У, а также статьей 1 Федерального закона № 40-ФЗ, п. 1 примечаний к Приложению 2 к Указанию № 5515-У, произвел расчет КТ и КБМ по месту нахождения собственника транспортных средств лизингодателя - АО «Сбербанк Лизинг» (<...>). При определении коэффициента КТ ответчик использовал значение, равное 1,54 (город Томск), класс страхования (КБМ-0.94) был применен на основании сведений, содержащихся в АИС ОСАГО в отношении АО «Сбербанк Лизинг».
В ходе проведения проверки контролирующим органом установлено, что согласно представленным документам, в отношении транспортных средств, указанных в Договорах ОСАГО, собственником транспортных средств является АО «Сбербанк Лизинг». Владельцем транспортных средств является ООО «ЕТВ» на основании заключенного между АО «Сбербанк Лизинг» (лизингодатель) и ООО «ЕТВ» (лизингополучатель) договора лизинга №ОВ/Ф-98851-20-01 от 09.09.2020 (далее - Договор лизинга), а также на основании Соглашений от 29.09.2020 о перенайме предмета лизинга по договорам лизинга, заключенных между ООО «Салют», ООО «ЕТВ» и АО «Сбербанк Лизинг».
Согласно условиям пункта 2.1 Договора лизинга, лизингодатель обязуется приобрести в собственность указанный лизингополучателем предмет лизинга у определенного лизингополучателем продавца ООО «ТК «ТомАвто» и предоставить лизингополучателю этот предмет лизинга за плату во временное владение и пользование на срок, в порядке и на условиях, установленных Договором лизинга.
Таким образом, транспортные средства передаются во владение и пользование лизингополучателю ООО «ЕТВ», который становится владельцем транспортных средств в смысле, придаваемом этому термину Федеральным законом № 40-ФЗ.
В соответствии с пунктом 5.2 Договора лизинга предмет лизинга передается лизингополучателю во владение и пользование на срок 36 лизинговых периодов. На основании пункта 5.6.2 Договора лизинга обязательное страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств (ОСАГО) осуществляется лизингополучателем не позднее даты подписания акта приема-передачи к договору купли-продажи. Плательщиком страховой премии является лизингополучатель.
В силу пункта 1 статьи 4 Федерального закона от 29.10.1998 № 164-ФЗ «О финансовой аренде (лизинге)» (далее - Федеральный закон №164-ФЗ) лизингополучатель – это физическое или юридическое лицо, которое в соответствии с договором лизинга обязано принять предмет лизинга за определенную плату, на определенный срок и на определенных условиях во временное владение и в пользование в соответствии с договором лизинга.
Согласно пункту 3 статьи 21 Федерального закона №164-ФЗ лизингополучатель в случаях, определенных законодательством Российской Федерации, должен застраховать свою ответственность за выполнение обязательств, возникающих вследствие причинения вреда жизни, здоровью или имуществу других лиц в процессе пользования лизинговым имуществом.
В соответствии с п. 2 Правил государственной регистрации транспортных средств в регистрационных подразделениях Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 21.12.2019 №1764 «О государственной регистрации транспортных средств в регистрационных подразделениях Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации» допускает государственную регистрацию транспортного средства не только за собственником, но и за лицом, владеющим транспортным средством на основании договора лизинга.
Из содержания приведенных норм права и актов их толкования следует, что действующее законодательство Российской Федерации рассматривает лизингополучателя как законного владельца транспортного средства и надлежащего страхователя по договору ОСАГО с самостоятельными имущественными интересами.
Учитывая вышеуказанное правовое регулирование статуса лизингополучателя, а также то, что подпункт «а» пункта 3 статьи 9 Федерального закона № 40-ФЗ не содержит указания на определение территории преимущественного использования транспортного средства исключительно в отношении собственника транспортного средства (как это сделано по отношению к физическим лицам), по мнению суда, административный орган пришел к обоснованному выводу о том, что АО «СОГАЗ» обязано было при расчете страховой премии использовать коэффициент КТ применительно к ООО «ЕТВ» (лизингополучателю).
Согласно пп. «а» п. 3 ст. 9 Федерального закона № 40-ФЗ коэффициент страховых тарифов в зависимости от территории преимущественного использования транспортного средства, которая определяется для физических лиц исходя из места жительства собственника транспортного средства, указанного в паспорте транспортного средства или свидетельстве о регистрации транспортного средства либо в паспорте гражданина, для юридических лиц - по месту нахождения юридического лица, его филиала или представительства, иного обособленного подразделения. Из буквального толкования данной нормы следует, что коэффициент КТ для страхователей - физических лиц определяется в соответствии с местом жительства собственника транспортного средства. Для страхователей - юридических лиц по месту нахождения юридического лица, его филиала или представительства, иного обособленного подразделения.
Как указывалось выше, владельцем транспортного средства является собственник транспортного средства, а также лицо, владеющее транспортным средством на праве хозяйственного ведения или праве оперативного управления либо на ином законном основании (право аренды, доверенность на право управления и т.д.) (ст. 1 Федерального закона № 40-ФЗ).
Учитывая положения статьи 929 Гражданского Кодекса РФ и статей 1 и 4 Федерального закона № 40-ФЗ, страхователем по договору ОСАГО является законный владелец транспортного средства либо иное лицо, имеющее имущественный интерес в страховании ответственности владельца.
В соответствии с положениями статей 625 и 665 Гражданского Кодекса РФ договор финансовой аренды (договор лизинга) является разновидностью договора аренды. Таким образом, при обязательном страховании гражданской ответственности, которая может наступить при использовании транспортного средства, находящегося в аренде, территория преимущественного использования определяется на основании места нахождения юридического лица - арендатора, его филиала или представительства, иного обособленного подразделения, указанного в свидетельстве о постановке на учет в налоговом органе.
Из материалов дела следует, что во всех поданных заявлениях на страхование вышеперечисленных транспортных средств ООО «ЕТВ» указывало адрес места регистрации: 636018, Россия, <...>. Также к каждому заявлению ООО «ЕТВ» прикладывало свидетельство о постановке на учет российской организации в налоговом органе по месту ее нахождения, согласно которому ООО «ЕТВ» поставлено на учет в налоговом органе по месту нахождения - в Инспекции Федеральной налоговой службы по ЗАТО Северск Томской области.
Как было указано выше, в приложении 2 к Указанию Банка России № 5515-У предусмотрено, что коэффициент страховых тарифов определяется в зависимости от территории преимущественного использования транспортного средства (коэффициент КТ), а именно, в зависимости от географического расположения места преимущественного использования транспортного средства. В п. 72 указанного приложения устанавливается коэффициент КТ для территорий, находящихся в Томской области. Согласно данному пункту, коэффициент КТ для г. Северска Томской области устанавливается в значении 1,18, для г. Томска 1,54, для прочих город и населенных пунктов 0,91.
Учитывая изложенное, арбитражный суд признает обоснованным довод о том, что страхования премия по договорам №№ ААВ 3023969407, ААВ 3023969408, ААВ 3023969409, ААВ 3023969410, ААВ 30239970244, ААВ 30239970245, ААВ 30239970246 рассчитана АО «СОГАЗ» не верно, страхователем страхования премия уплачена в большем размере, поскольку АО «СОГАЗ» при расчете страховой премии указало величину коэффициента КТ как 1,54, вместо 1,18.
Как указывалось выше, в соответствии с подпунктом «б» пункта 3 статьи 9 Федерального закона № 40-ФЗ коэффициент (КБМ) устанавливается в зависимости от количества произведенных страховщиками страховых возмещений в предшествующие периоды при осуществлении обязательного страхования по фактам наступления гражданской ответственности следующих лиц: водителей, указываемых в заключаемом договоре обязательного страхования в качестве допущенных к управлению транспортным средством, - в случае заключения договора обязательного страхования, предусматривающего условие управления транспортным средством только указанными владельцем транспортного средства водителями; страхователя по заключаемому договору обязательного страхования - в случае отсутствия в заключаемом договоре обязательного страхования условия, предусматривающего управление транспортным средством только указанными страхователем водителями, а в случае, если страхователем является юридическое лицо, с учетом численности парка транспортных средств, в отношении которых заключаются договоры обязательного страхования.
В пункте 8 Приложения 4 Указания № 5515-У указано, что в случае, если владельцем транспортного средства является юридическое лицо, в качестве коэффициента КБМ по договору обязательного страхования в отношении указанного транспортного средства применяется коэффициент КБМ владельца транспортного средства - юридического лица (далее - коэффициент КБМ юридического лица). Коэффициент КБМ юридического лица определяется на основании размеров коэффициента КБМ, определенных для каждого транспортного средства, владельцем которого является данное юридическое лицо.
Как следует из материалов дела, ответчик при расчете страховой премии при заключении Договоров ОСАГО использовал значение КБМ в отношении АО «Сбербанк Лизинг» - собственника транспортных средств, ссылаясь на положение пункта 2 Приложения 4 Указания №5515-У. Однако, при определении коэффициента КБМ для юридических лиц необходимо руководствоваться пунктом 8 Приложения 4 Указания № 5515-У. Иными словами, при заключении Договоров ОСАГО ответчиком неверно применено значение КБМ - в отношении АО «Сбербанк Лизинг», поскольку владельцем транспортных средств, в отношении которых заключались Договоры ОСАГО, является ООО «ЕТВ», и значение коэффициента КБМ должно быть рассчитано Обществом в отношении ООО «ЕТВ».
Учитывая изложенное, арбитражный суд делает вывод о том, что ответчиком нарушен подпункт «б» пункта 3 статьи 9 Федерального закона № 40-ФЗ, пункт 8 Приложения 4 Указания № 5515-У.
С учетом изложенного суд приходит к выводу о том, что Обществом нарушены требования страхового законодательства (подпункты «а», «б» пункта 3 статьи 9 Федерального закона № 40-ФЗ, а также пункт 8 Приложения 4 Указания № 5515-У, примечание 1 пункта 1 Приложения 2 Указания №5515-У), что свидетельствует о несоблюдении Обществом требований и условий, предусмотренных лицензией на осуществление страхования. В материалы дела доказательств обратного не представлено.
При этом, суд не принимает доводов ответчика, изложенных в отзыве на заявление, поскольку они основаны на неверном толковании норм права. В связи с изложенным, арбитражный суд приходит к выводу о наличии события административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ.
Протокол об административном правонарушении составлен уполномоченным лицом государственного органа, в присутствии представителя ответчика, содержание протокола соответствует требованиям, предусмотренным статьей 28.2 КоАП РФ. Нарушений порядка производства по делу об административном правонарушении не допущено.
Между тем суд считает, что в привлечении Общества к административной ответственности должно быть отказано по следующим основаниям.
В рассматриваемом случае общество подлежит привлечению к административной ответственности, предусмотренной ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ за осуществление предпринимательской деятельности с нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).
В силу ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев (по делу об административном правонарушении, рассматриваемому судьей, - по истечении трех месяцев) со дня совершения административного правонарушения. При длящемся административном правонарушении сроки начинают исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения (ч. 2 ст. 4.5 КоАП РФ).
Статья 14.1 КоАП РФ регулирует правоотношения, связанные с применением законодательства о лицензировании отдельных видов деятельности. Установление административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ, направлено на административно-правовую охрану общественных отношений, регулируемых лицензионным законодательством, которое не поименовано в числе отраслей законодательства, к административной ответственности за нарушение которого лицо может быть привлечено судом в срок, превышающий три месяца.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 15.01.2019 № 3-П, привлечение к административной ответственности по названной выше статье предполагает привлечение именно за нарушения требований или условий специального разрешения (лицензии), которое не может зависеть - в том числе применительно к срокам давности - от наступления тех или иных последствий допущенных нарушений.
Таким образом, применительно к положениям части 1 статьи 4.5 КоАП РФ срок давности привлечения лица к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ, составляет три месяца со дня совершения правонарушения.
Как следует из материалов административного дела, а также из протокола об административном правонарушении от 14.02.2022 (стр.2), административные нарушения совершены 23.11.2021, 03.12.2021.
Следовательно, трехмесячный срок давности на момент рассмотрения настоящего дела истек. В данном случае суд, в том числе, руководствуется позицией, изложенной в Определении Верховного Суда от 05.07.2019 № 308-ЭС19-5053, а также Постановлениях Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.05.2019 по делу № А54-9844/2018, Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.02.2017 по делу № А26-8791/2016 и т.д.
При этом, суд не принимает доводы третьего лица о том, что на момент составления протокола об административном правонарушении, а также на момент рассмотрения дела в суде АО «СОГАЗ» не произвело перерасчет страховой премии и не вернуло излишне уплаченную страховую премию ООО «ЕТВ», продолжает рассчитывать размер страховой премии вопреки нормам действующего законодательства, исходя из данных о собственнике, а не о владельце (путем выдачи соответствующих полисов); так как вышеуказанные обстоятельства не свидетельствуют о том, что выявленные административным органом нарушения являются длящимися. При этом, суд обращает внимание, в настоящем деле рассматриваются только обстоятельства нарушений, указанные заявителем в Протоколе об административном правонарушении от 14.02.2022.
В силу п. 6 ст. 24.5 КоАП РФ истечение сроков давности привлечения к административной ответственности, установленных статьей 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, является безусловным основанием, исключающим производство по делу об административном правонарушении. Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пункте 18 Постановления от 27.01.2003 № 2 «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» разъяснил, что согласно пункту 6 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях одним из обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, является истечение сроков давности привлечения к административной ответственности. При принятии решения по делу о привлечении к административной ответственности суд должен проверять, не истек ли указанный срок, установленный частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Учитывая, что данные сроки не подлежат восстановлению, суд в случае их пропуска принимает решение об отказе в удовлетворении требования административного органа о привлечении к административной ответственности
Руководствуясь ст. 4.5, п. 6 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ, ст.ст. 227, 229 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении заявления Центрального Банка Российской Федерации в лице Отделения по Томской области Сибирского главного управления Центрального Банка Российской Федерации о привлечении Акционерного общества «Страховое общество газовой промышленности» к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отказать.
Решение суда может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Седьмой арбитражный апелляционный суд в течение пятнадцати дней со дня его принятия путем подачи апелляционной жалобы через Арбитражный суд Томской области.
Судья Ю. ФИО1