НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение АС Томской области от 19.08.2021 № А67-3655/2021

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ТОМСКОЙ ОБЛАСТИ

634050, пр. Кирова д. 10, г. Томск, тел. (3822)284083, факс (3822)284077,  http://tomsk.arbitr.ru, e-mail: tomsk.info@arbitr.ru

Именем Российской Федерации

Р  Е  Ш  Е  Н  И  Е

г. Томск                                                                                                 Дело № А67-3655/2021

26 августа 2021 года

Резолютивная часть решения объявлена 19 августа 2021 года

Арбитражный суд Томской области

в составе судьи А.В. Кузьмина,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Ю.Ю. Томм,

при участии:

от истца: без участия (извещен),

от ответчика: А.А. Гаранина по доверенности от 01.07.2021,

рассмотрев в судебном заседании дело № А67-3655/2021

по иску Управления молодежной и семейной политики, физической культуры и спорта Администрации ЗАТО Северск (636000, Томская область, город Северск, улица Свердлова, дом 18, ИНН 7024045363, ОГРН 1197031068618)

к обществу с ограниченной ответственностью «ЖЭУ-6» (636036, Томская область, город Северск, проспект Коммунистический, 79, ИНН 7024028248, ОГРН 1087024000800)

о взыскании 232 516,64 рублей,

УСТАНОВИЛ:

Управление молодежной и семейной политики, физической культуры и спорта Администрации ЗАТО Северск (далее – Управление) обратилось в Арбитражный суд Томской области с иском к обществу с ограниченной ответственностью «ЖЭУ-6» (далее – ООО «ЖЭУ-6») о взыскании средств бюджетной субсидии в сумме 232 516,64 рублей, предоставленной по соглашению от 23.05.2019 № 5.

Исковые требования обоснованы статьями 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации, подпунктом «е» пункта 4 постановления Правительства Российской Федерации от 06.09.2016 № 887 «Об общих требованиях к нормативным правовым актам, муниципальным правовым актам, регулирующим предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг» (далее – Постановление № 887) и мотивированы нарушением ответчиком условий предоставления субсидии, а именно: наличием у получателя субсидии по состоянию на первое число месяца, предшествующего месяцу, в котором заключено соглашение, задолженности по налогу, взимаемому с налогоплательщиков, выбравших в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов, в размере 51 663 рубля.

ООО «ЖЭУ-6» представило в соответствии со статьей 131 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации отзыв на исковое заявление, в котором просило в удовлетворении иска отказать. По мнению ответчика, по состоянию на 01.04.2019 задолженность по налогу, взимаемому с налогоплательщиков, выбравших в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов, у него отсутствовала, так как сумма налога уплачена в бюджет платежным поручением от 26.03.2019; в соответствии со статьей 45 Налогового кодекса Российской Федерации обязанность по уплате налога считается исполненной с момента предъявления в банк поручения на перечисление в бюджетную систему денежных средств со счета налогоплательщика в банке. Кроме того, постановлением Администрации ЗАТО Северск от 13.03.2017 № 336, которым утвержден порядок предоставления субсидии, не установлена конкретная дата, по состоянию на которую должна отсутствовать задолженность перед бюджетом. Условия соглашения о предоставлении субсидии выполнены получателем субсидии, в связи с чем предъявление настоящего иска является злоупотреблением правом со стороны Управления (статья 10 Гражданского кодекса Российской Федерации).

С учетом отсутствия возражений лиц, участвующих в деле, признав дело подготовленным, после завершения предварительного судебного заседания суд на основании части 4 статьи 137 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации перешел к судебному разбирательству.

Истец, извещенный надлежащим образом о времени и месте предварительного судебного заседания, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечил.

Руководствуясь частью 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя истца, надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного разбирательства.

В судебном заседании представитель ответчика возражал против удовлетворения иска по основаниям, изложенным в отзыве на исковое заявление.

Исследовав материалы дела, доводы искового заявления, дополнений к нему и отзыва на него, заслушав представителя ответчика, оценив представленные доказательства по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд считает, что исковые требования Управления не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела, постановлением Администрации ЗАТО Северск от 13.03.2017 № 336 утвержден Порядок предоставления из бюджета ЗАТО Северск субсидии в целях возмещения расходов на реализацию мероприятия по организации временного трудоустройства несовершеннолетних (далее – Порядок № 336) (л.д. 9-10).

Согласно пункту 1 Порядка № 336 целью предоставления субсидии является возмещение работодателю расходов по организации временного трудоустройства несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет (несовершеннолетних), в том числе на оплату труда несовершеннолетних и оплату труда куратора группы подростков, состоящей не менее чем из 10 человек.

В силу пункта 2 Порядка № 336 субсидия предоставляется получателю субсидии при наличии следующих условий: постановка на учет в налоговом органе на территории ЗАТО Северск; отсутствие задолженности по налогам, сборам и иным обязательным платежам в бюджетную систему Российской Федерации, срок исполнения по которым наступил в соответствии с законодательством Российской Федерации; отсутствие фактов нецелевого и неэффективного использования бюджетных средств, зафиксированных в актах органов финансового контроля (надзора) и судебных решениях.

В целях получения субсидии ООО «ЖЭУ-6» с сопроводительным письмом от 14.05.2019 № 380 представило заявку на организацию временного трудоустройства несовершеннолетних в летний период 2019 года и документы, подтверждающие соответствие получателя субсидии условиям ее предоставления (л.д. 11-19).

Согласно выданной налоговым органом справке № 4106 о состоянии расчетов по налогам, сборам, страховым взносам, пеням, штрафам, процентам по состоянию на 01.04.2019, у ООО «ЖЭУ-6» имелась задолженность по налогу, взимаемому с налогоплательщиков, выбравших в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов, в размере 51 663 рубля, а также не уплачены пени, начисленные по данному налогу, в сумме 7 118,88 рублей, пени, начисленные по данному налогу за налоговые периоды, истекшие до 01.01.2011, в сумме 0,03 рублей, пени за неуплату страховых взносов в сумме 5,30 рублей (л.д. 18).

Обществом также представлены пояснения к данной справке, согласно которым недоимка по налогу в сумме 51 663 рубля уплачена в бюджет 26.03.2019, но по состоянию на 01.04.2019 не зачислена в бюджетную систему Российской Федерации; сумма задолженности по пени окончательно не согласована с налоговым органом и будет уплачена после согласования (л.д. 18).

По результатам рассмотрения заявки между Управлением и ООО «ЖЭУ-6» (получателем) подписано соглашение от 23.05.2019 № 5, предметом которого является предоставление обществу из бюджета ЗАТО Северск в 2019 году субсидии на возмещение расходов по организации временного трудоустройства несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет, в том числе на оплату труда подростков (л.д. 23-25).

Согласно пункту 2.1 соглашения от 23.05.2019 № 5 субсидия предоставлена в размере не более 232 516,64 рублей.

В силу пункта 3.1 соглашения от 23.05.2019 № 5 субсидия предоставляется при условии соответствия получателя ограничениям, установленным Порядком № 336, в том числе у получателя на первое число месяца, предшествующего месяцу, в котором заключается соглашение, должна отсутствовать задолженность по налогам, сборам и иным обязательным платежам в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации, срок исполнения по которым наступил в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 5.1.5 соглашения от 23.05.2019 № 5 в случае, если получателем допущены нарушения условий предоставления субсидии, нецелевое использование субсидии, Управление обязано направить получателю требование об обеспечении возврата средств субсидии в бюджет ЗАТО Северск в 10-дневный срок со дня установления факта нарушения.

Платежными поручениями от 09.07.2019 № 293574, от 07.08.2019 № 510637, от 11.09.2019 № 759852 Управление перечислило ответчику сумму субсидии в размере 232 514,84 рублей (л.д. 26-28).

Контрольно-ревизионным комитетом Администрации ЗАТО Северск в отношении Управления проведена плановая камеральная проверка соблюдения условий, целей и порядка предоставления субсидий, связанных с обеспечением временной занятости и трудоустройства несовершеннолетних. По результатам данного мероприятия выдано представление от 30.03.2021 № 3, согласно которому выявлено нарушение условий предоставления субсидии ООО «ЖЭУ-62», выразившееся в выдаче субсидии при наличии у общества задолженности по налогу, взимаемому с налогоплательщиков, выбравших в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов, в размере 51 663 рубля по состоянию на 01.04.2019 (л.д. 31-35).

В связи с данным обстоятельством Управление направило ответчику требование от 05.04.2021 № 20-01-21/118 о возврате субсидии (л.д. 36-38).

Ввиду неисполнения ответчиком требования о возврате субсидии Управление обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.

Правовая природа договорного обязательства о предоставлении субсидии заключается в безвозмездной передаче денежных средств получателю субсидии для направления их на общеполезные социально значимые цели с последующим предоставлением отчета об их использовании.

В соответствии с пунктом 1 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации (здесь и далее – в редакции, действовавшей на дату предоставления субсидии) субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам – производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством  (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров, кроме автомобилей легковых и мотоциклов), выполнением работ, оказанием услуг.

Субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям, а также субсидий, указанных в пунктах 6 и 7 настоящей статьи), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам – производителям товаров, работ, услуг предоставляются из местного бюджета в случаях и порядке, предусмотренных решением представительного органа муниципального образования о местном бюджете и принимаемыми в соответствии с ним муниципальными правовыми актами местной администрации или актами уполномоченных ею органов местного самоуправления.

В законе (решении) о бюджете могут предусматриваться бюджетные ассигнования на предоставление в соответствии с решениями Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, высшего должностного лица субъекта Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрации юридическим лицам (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам грантов в форме субсидий, в том числе предоставляемых на конкурсной основе. Порядок предоставления указанных субсидий из федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов устанавливается соответственно нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, муниципальными правовыми актами местной администрации, если данный порядок не определен решениями, предусмотренными абзацем первым настоящего пункта (пункт 7 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации).

Из содержания пункта 3 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации следует, что предоставляемые субсидии подлежат возврату в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении в нормативных правовых актах, муниципальных правовых актах, регулирующих предоставление субсидий.

По смыслу приведенных норм права, основания для возврата средств бюджета, предоставленных в виде субсидий, определяются законом или нормативными правовыми актами, муниципальными правовыми актами, регулирующими предоставление субсидий. Положения договора (соглашения) о предоставлении субсидии должны соответствовать нормативным правовым актам.

В рассматриваемом случае как Порядком № 336 (пункт 10), так и условиями соглашения от 23.05.2019 № 5 установлено право Управления потребовать возврата субсидии в случае нарушения получателем субсидии порядка и условий ее предоставления.

Управление усматривает такое нарушение в том, что по состоянию на 01.04.2019 (первое число месяца, предшествующего месяцу заключения соглашения о предоставлении субсидии) у ООО «ЖЭУ-6» имелась задолженность по налогу, взимаемому с налогоплательщиков, выбравших в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов, в размере 51 663 рубля.

Между тем указанная задолженность оплачена обществом «ЖЭУ-6» платежным поручением от 26.03.2019 № 378 (л.д. 21).

Таким образом, у получателя субсидии отсутствовала задолженность по налогу, взимаемому с налогоплательщиков, выбравших в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов, как по состоянию на 01.04.2019, так и на дату обращения с заявкой на организацию временного трудоустройства несовершеннолетних в летний период 2019 года. Отсутствие недоимки по данному налогу подтверждается выданной налоговым органом справкой о состоянии расчетов по налогам, сборам, страховым взносам, пеням, штрафам, процентам по состоянию на 01.05.2019, в которой отражена переплата по налогу в сумме 92 889 рублей (л.д. 19).

Наряду с этим, судом установлено, что по состоянию на 01.04.2019 у ООО «ЖЭУ-6» имелась задолженность по иным обязательным платежам, а именно задолженность по пени в общей сумме 7 124,21 рублей.

Однако при рассмотрении заявки ООО «ЖЭУ-6» на предоставление субсидии Управление приняло от ответчика документы, подтверждающие отсутствие на дату подачи заявки недоимки по налогам, а также пояснения ответчика относительно причин отражения в справке сведений о неуплаченных пенях. ООО «ЖЭУ-6» не предпринимало действиям, направленные на введение истца в заблуждение относительно отсутствия у него задолженности по пени. При таких обстоятельствах принятие Управлением представленной ответчиком справки о состоянии расчетов и пояснений к справке, подписание с ответчиком соглашения от 23.05.2019 № 5 и предоставление субсидии свидетельствуют об отсутствии у истца замечаний относительно соответствия получателя условиям предоставления субсидии. Наличие по состоянию на 01.04.2019 задолженности по пени в общей сумме 7 124,21 рублей являлось очевидным для истца, однако Управление посчитало возможным принять решение о предоставлении субсидии.

Пени уплачены ответчиком в бюджетную систему Российской Федерации платежными поручениями от 14.06.2019 № 727, от 14.06.2019 № 728, от 25.06.2019 № 797.

Таким образом, на дату начала перечисления суммы субсидии (09.07.2019) у ответчика не имелось задолженности по налогам, сборам и иным обязательным платежам в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации, отраженной в справке налогового органа по состоянию на 01.04.2019.

Истцом не оспорены и документально не опровергнуты утверждения ответчика относительно того, что предоставленная субсидия направлена на цели, предусмотренные Порядком № 336 и условиями соглашения от 23.05.2019 № 5, показатели результативности достигнуты получателем субсидии.

При таких обстоятельствах, учитывая цели предоставления государственной поддержки в виде субсидии, расходование обществом выделенных денежных средств в соответствии с их целевым назначением, отсутствие у общества недоимки по налогам по состоянию 01.04.2019 и наличие переплаты по налогам, превышающей задолженность по пени, принимая во внимание обстоятельства вменяемого обществу бюджетного правонарушения и степень вины общества, суд пришел к выводу о чрезмерном характере меры ответственности, на применении которой настаивает Управление, и об отсутствии достаточных оснований для обязания общества возвратить сумму субсидии, использованной им в соответствии с целями предоставления и с достижением показателей результативности.

С учетом вышеизложенного, исковые требования Управления не подлежат удовлетворению.

Руководствуясь статьями 167-171, 181 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении иска отказать.

Решение вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия и может быть обжаловано в Седьмой арбитражный апелляционный суд через принявший решение в первой инстанции арбитражный суд в срок, не превышающий одного месяца со дня его принятия.

Судья                                                                                                 А.В. Кузьмин