НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение АС Томской области от 14.09.2023 № А67-5226/2023




АРБИТРАЖНЫЙ СУД ТОМСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е

г. Томск Дело № А67-5226/2023  14.09.2023 

Арбитражный суд Томской области в составе судьи Бирюковой А.А. при ведении протокола  судебного заседания секретарем Циванюк Н.В., рассмотрев в открытом судебном заседании  дело по иску общества с ограниченной ответственностью «Управляющая компания  «Жилищно-Эксплуатационное предприятие № 9» (ИНН <***>, ОГРН <***>) к  Департаменту управления муниципальной собственностью Администрации города Томска  (ИНН <***>, ОГРН <***>) о взыскании 16 841,16 руб. основной  задолженности за период с 01.01.2023 по 30.04.2023, 

третье лицо: Департамент финансов администрации г. Томска (ИНН <***>, ОГРН  <***>), 

при участии: не явились (извещены);

У С Т А Н О В И Л:

ООО «Управляющая компания «Жилищно-Эксплуатационное предприятие № 9» (далее  – ООО «УК «ЖЭП-9», истец) обратилось в Арбитражный суд Томской области с иском к  Департаменту управления муниципальной собственностью Администрации города Томска  (далее – Департамент, ответчик) о взыскании 16 841,16 руб. основной задолженности за  период с 01.01.2023 по 30.04.2023, 71,47 руб. неустойки за период с 10.02.2023 по 30.04.2023. 

Исковые требования обоснованы ст. ст. 39, 153, 154, 155, 158 Жилищного кодекса  Российской Федерации (далее – ЖК РФ), ст. 210, 249, 290, 330 Гражданского кодекса  Российской Федерации (далее – ГК РФ) и мотивированы неоплатой ответчиком  задолженности за оказанные услуги по содержанию и текущему ремонту общего имущества  многоквартирного дома (далее – МКД), задолженности по оплате жилищно-коммунальных  услуг, потребленных при использовании и содержании общего имущества за период с  01.01.2023 по 30.04.2023. 

Определением от 26.06.2023 исковое заявление принято к производству, дело к  рассмотрению в предварительном судебном заседании назначено на 24.07.2023. 

От ответчика поступил отзыв на исковое заявление, в котором ответчик указал, что  надлежащим процессуальным ответчиком по делу является муниципальное образование  «Город Томск» в лице департамента финансов администрации Города Томска (л.д. 56-57). 

Определением от 24.07.2023 в порядке ст. 51 АПК РФ привлечен к участию в деле в  качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно  предмета спора: Департамент финансов администрации г. Томска (ИНН <***>, ОГРН  <***>), дело к судебному разбирательству в судебном заседании арбитражного суда  первой инстанции назначено на 12.09.2023. 

Департамент финансов администрации г. Томска представил отзыв на исковое  заявление, в котором третье лицо указало, что по искам о взыскании задолженности за  потребленные коммунальные услуги надлежащим ответчиком могут выступать только  казенные учреждения, к числу казенных учреждений, к компетенции которых относятся  полномочия собственника имущества, в том числе его содержание, в отношении нежилых  помещений относится департамент управления муниципальной собственностью 


администрации г. Томска, в отношении жилых помещений – территориальные органы  администрации г. Томска; Департамент финансов не является главным распорядителем  бюджетных средств по отношению к казенным учреждениям, в частности Департаменту  недвижимости, которые не являются получателями бюджетных средств от Департамента  финансов как от главного распорядителя бюджетных средств. 

В судебном заседании объявлен перерыв до 14.09.2023.

В соответствии с ч. 3 ст. 156 АПК РФ после перерыва дело рассмотрено в отсутствие  сторон по имеющимся в деле материалам. 

От истца поступило заявление о частичном отказе от исковых требований в части  взыскания неустойки за период с 10.02.2023 по 30.04.2023 в размере 71,47 руб. (л.д. 54). 

Рассмотрев заявление истца об отказе от исковых требований в части взыскания  неустойки за период с 10.02.2023 по 30.04.2023 в размере 71,47 руб., исследовав имеющиеся  в деле материалы, с учетом полномочий лица, подписавшего заявление, суд считает, что  отказ истца от иска в указанной части не противоречит закону и не нарушает прав других  лиц, поскольку иное из материалов дела не следует. Право истца на отказ от иска  предусмотрено ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее  – АПК РФ). 

На основании изложенного, суд принимает заявление истца об отказе от исковых  требований в части неустойки за период с 10.02.2023 по 30.04.2023 в размере 71,47 руб. 

Согласно п. 4 ч. 1 ст. 150 АПК РФ арбитражный суд прекращает производство по делу,  если истец отказался от иска и отказ принят арбитражным судом. Соответственно, в  указанной части производство по делу подлежит прекращению. 

По делу рассматривается требование о взыскании с ответчика 16 841,16 руб. основной  задолженности за период с 01.01.2023 по 30.04.2023. 

Изучив доводы сторон, исследовав материалы дела, суд установил следующее.

Муниципальное образование «Город Томск» является собственником нежилых  помещений площадью 171,5 кв.м., расположенных в МКД по адресу: <...>, пом.п.015-п017, п023, п025, п027, п030-п031, п033-п038, что подтверждается  выпиской из ЕГРН и ответчиком не оспорено (л.д. 28-30). 

Общим собранием собственников от 29.04.2015 управляющей компаний  многоквартирного дома по адресу: <...> выбрано ООО «УК  «ЖЭП-9», заключен договор управления от 15.04.2015 (в редакции дополнительного  соглашения от 29.03.2019) (л.д. 21-26). 

Дополнительным соглашением к договору от 15.04.2015 утверждены размеры оплаты  (тарифы) услуг управляющей организации за содержание и текущий ремонт общего  имущества МКД. 

В соответствии с договором управления от 15.04.2015 (в редакции дополнительного  соглашения от 29.03.2019) собственники обязаны своевременно до 10 числа месяца,  следующего за истекшем, в полном объеме вносить плату за услуги и работы по содержанию  и ремонту общего имущества, а также нести расходы по страхованию лифтов в соответствии  с требованиями действующего законодательства (п. 6.2.4. договора). 

В период с 01.01.2023 по 30.04.2023 истец оказывал услуги по содержанию и ремонту  общедомового имущества, претензий в адрес истца от ответчика относительно объема и  качества услуг не поступало. 

Департаментом оказанные услуги не оплатило, в связи с чем за период с 01.01.2023 по  30.04.2023 образовалась задолженность перед ООО «УК «ЖЭП-9», по оплате за содержание  и ремонт, холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электрическую энергию,  потребляемые при использовании и содержании общего имущества в МКД в размере  16 841,16 руб. 

В претензии от 10.05.2023 № ООО «УК «ЖЭП-9» потребовало от Департамента  оплатить имеющуюся задолженность (л.д. 15-16). 


Требование претензии ответчиком не исполнено, что послужило основанием  обращения ООО «УК «ЖЭП-9» в арбитражный суд с настоящим иском. 

Рассмотрев спор, оценив в соответствии со ст. 71 АПК РФ представленные в материалы  дела доказательства, суд приходит к следующим выводам по существу заявленных  требований. 

В силу ст. ст. 309, 310 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом  в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона. Односторонний отказ от  исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за  исключением случаев, предусмотренных законом. 

В соответствии с п. 1 ст. 209, ст. 210 ГК РФ собственнику принадлежат права владения,  пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник несет бремя содержания  принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором. 

Содержание имущества включает в себя оплату потребленных коммунальных услуг.

Согласно ст. 39 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя  расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме. Доля обязательных  расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме, бремя которых несет  собственник помещения в таком доме, определяется долей в праве общей собственности на  общее имущество в таком доме указанного собственника. 

В соответствии с п. 1 ст. 290 ГК РФ, ч. 1 ст. 36 ЖК РФ собственникам квартир и  собственникам нежилых помещений в многоквартирном доме принадлежат на праве общей  долевой собственности общие помещения дома, несущие конструкции дома, механическое,  электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, а также земельный участок, на  котором расположен дом, с элементами озеленения и благоустройства. 

Собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание  принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего  имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на  это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения, взносов на  капитальный ремонт (ч. 1 ст. 158 ЖК РФ). 

Пунктом 1 ст. 153 ЖК РФ граждане и организации обязаны своевременно и полностью  вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги. 

Плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в  многоквартирном доме включает в себя: плату за содержание жилого помещения,  включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за  содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за  коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества  в многоквартирном доме; взнос на капитальный ремонт; плату за коммунальные услуги (п. 2  ст. 154 ЖК РФ). 

В силу п. 5 ч. 2 ст. 153 ЖК РФ обязанность по внесению платы за жилое помещение и  коммунальные услуги возникает у собственника помещения - с момента возникновения  права собственности на такое помещение с учетом правила, установленного ч. 3 ст. 169  настоящего Кодекса. 

Таким образом, собственник помещения, расположенного в многоквартирном доме, в  силу прямого указания закона обязан нести расходы по оплате коммунальных услуг,  потребленных для целей содержания общего имущества (общедомовые нужды) и по  содержанию общего имущества. 

Порядок пользования общим имуществом собственников помещений, предоставления  коммунальных услуг, внесения платы за коммунальные услуги регулируется жилищным  законодательством (ч. 1 ст. 4 Жилищного кодекса Российской Федерации). 

Отношения по содержанию общего имущества, принадлежащего на праве общей  долевой собственности собственникам помещений в многоквартирном доме, регулируются  Правилами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации № 491  от 13.08.2006 (далее - Правила № 491). 


В силу п. 28 Правил № 491 собственники помещений обязаны нести бремя расходов на  содержание общего имущества соразмерно своим долям в праве общей собственности на это  имущество путем внесения: а) платы за содержание и ремонт жилого помещения в МКД - в  случае управления МКД управляющей организацией или непосредственно собственниками  помещений; б) обязательных платежей и взносов собственников помещений, являющихся  членами товарищества собственников жилья. Собственники помещений, не являющиеся  членами указанных организаций, вносят плату за содержание и ремонт жилого помещения в  соответствии с ч. 6 ст. 155 ЖК РФ. 

Согласно пункту 31 указанных Правил, при определении размера платы за содержание  и ремонт жилого помещения собственников помещений, которые выбрали управляющую  организацию для управления многоквартирным домом, решение общего собрания  собственников помещений в таком доме принимается на срок не менее чем один год с  учетом предложений управляющей организации. Указанный размер платы устанавливается  одинаковым для всех собственников помещений. 

Указанный размер платы устанавливается одинаковым для всех собственников  помещений. 

Пунктом 3 ст. 161 ЖК РФ предусмотрено, что решение общего собрания о выборе  способа управления является обязательным для всех собственников помещений в  многоквартирном доме. 

Исходя из п. 5 ст. 161 ЖК РФ, собственники помещений в многоквартирном доме  обязаны заключить договор управления этим домом с управляющей организацией. 

Согласно ст. 162 ЖК РФ договор управления с управляющей организацией  заключается в письменной форме путем составления одного документа, подписанного  сторонами, на условиях, указанных в решении общего собрания. 

Условия договора управления многоквартирным домом устанавливаются одинаковыми  для всех собственников помещений в многоквартирном доме (п. 4 ст. 162 ЖК РФ). 

Отсутствие договора с истцом не является основанием для освобождения собственника  помещений в МКД от несения расходов по содержанию общего имущества, поскольку закон  не связывает возникновение такой обязанности с фактом заключения договора между  собственником помещения и соответствующей организацией. Обязанность по  своевременному и полному внесению платы за нежилое помещение и коммунальные услуги  основана на общих положениях гражданского права о возмездности оказываемых услуг.  Обратное означало бы пользование ответчиком оказанными исполнителем услугами без  предоставления встречного эквивалентного исполнения, что недопустимо в силу общих  начал и принципов гражданского законодательства (Постановление Арбитражного суда  Западно-Сибирского округа от 21.11.2022 № Ф04-5626/2022 по делу № А67-93/2022). 

Плата за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме  определена истцом исходя из тарифа, определенного на общем собрании собственников  помещений, а также площади помещения, принадлежащего ответчику. 

Плата за электроэнергию, водоотведение и водоснабжение, потребляемые при  использовании и содержании общего имущества в МКД определяется по установленным  тарифам исходя из норматива потребления. 

Материалами дела подтверждается и сторонами не оспаривается принадлежность на  праве собственности муниципальному образованию «Город Томск» спорных нежилых  помещений. 

Положения ст. 125 ГК РФ регламентируют участие публично-правового образования в  гражданских правоотношениях через соответствующие органы государственной власти и  местного самоуправления, действующие в рамках их компетенции, установленной актами,  определяющими статус этих органов. 

Из буквального толкования ст.ст. 214, 215 ГК РФ следует, что права публично-правового образования как собственника имущества осуществляются органами,  определяемыми согласно статье 125 ГК РФ, а состав имущества, находящегося в 


собственности публично-правового образования, включает в себя имущество, закрепленное  за отдельными видами юридических лиц на основании ограниченных вещных прав (статьи  294, 296 ГК РФ), и казну публично-правового образования, состоящую из средств бюджета и  иного имущества, не закрепленного за государственными (муниципальными) предприятиями  и учреждениями. 

Указанный орган, являющийся надлежащим ответчиком по иску, устанавливается  судом с учетом конкретных обстоятельств рассматриваемого спора. 

Согласно разъяснениям, изложенным в п. 13 постановления Пленума Верховного Суда  Российской Федерации от 28.05.2019 № 13 «О некоторых вопросах применения судами норм  Бюджетного кодекса Российской Федерации, связанных с исполнением судебных актов по  обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации»,  положения главы 24.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации разграничивают  полномочия органов, исполняющих судебные акты об обращении взыскания на средства  бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, и устанавливают различный порядок  их исполнения. 

В абз. первом п. 19 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации  от 28.05.2019 № 13 «О некоторых вопросах применения судами норм Бюджетного кодекса  Российской Федерации, связанных с исполнением судебных актов по обращению взыскания  на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации» (далее - постановление  Пленума № 13) разъяснено, что к числу денежных обязательств казенных учреждений,  исполнение которых осуществляется в порядке, установленном статьями 242.3 - 242.6  Бюджетного кодекса Российской Федерации, относятся, в частности, их обязанности  уплатить за счет средств бюджета определенные денежные средства в соответствии с  выполненными условиями гражданско-правовой сделки или согласно положениям закона,  иного правового акта, условиям договора, соглашения. 

На финансовые органы – Министерство финансов России, финансовый орган субъекта  Российской Федерации, финансовый орган муниципального образования – возложено  исполнение судебных актов по искам к Российской Федерации, субъекту Российской  Федерации, муниципальному образованию о возмещении вреда, причиненного в результате  действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо  должностных лиц этих органов, а также иных судебных актов, предусматривающих  взыскание средств за счет казны соответствующего публично-правового образования.  Минфин России также осуществляет исполнение судебных актов о присуждении  компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на  исполнение судебного акта в разумный срок за счет средств федерального бюджета, а  финансовые органы субъектов Российской Федерации и финансовые органы муниципальных  образований исполняют судебные акты о присуждении компенсации за нарушение права на  исполнение судебного акта в разумный срок соответственно за счет средств бюджета  субъекта Российской Федерации или за счет средств местного бюджета (ст. 242.2 БК РФ). 

Органы Федерального казначейства наделены полномочиями по организации  исполнения исполнительных документов, предусматривающих взыскание денежных средств  с казенных учреждений, имеющих лицевые счета в органах Федерального казначейства, и с  главных распорядителей бюджетных средств, в чьем ведении находятся указанные  юридические лица, при недостаточности лимитов бюджетных обязательств, доведенных  казенным учреждениям для исполнения их денежных обязательств (п. 7 ст. 161 БК РФ), - за  счет средств соответствующего бюджета (ст.ст. 242.3 - 242.6 БК РФ). Имущественные  требования подлежат удовлетворению с выступающих самостоятельно в суде в качестве  ответчиков казенных учреждений, осуществляющих свою деятельность за счет средств  соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации и обеспечивающих  исполнение денежных обязательств (пункты 2, 8, 9 ст. 161 БК РФ), а также с главных  распорядителей бюджетных средств, в чьем ведении находятся эти учреждения, поэтому в 


резолютивной части судебных актов не содержится указания о взыскании денежных сумм за  счет казны публично-правового образования. 

Следовательно, в ситуации, когда имущество публично-правового образования  закреплено за определенным государственным (муниципальным) предприятием или  учреждением на ограниченном вещном праве, бремя содержания данного имущества  возлагается на указанное юридическое лицо. Если же публичное имущество не распределено  и не закреплено за конкретным пользователем, то возмещение затрат на содержание такого  имущества должно осуществляться не за счет соответствующего публично-правового  образования, а производиться непосредственно с того публичного органа, которому  переданы полномочия по управлению имуществом. 

Финансовое обеспечение указанных субъектов осуществляется исключительно за счет  средств соответствующего бюджета (ст. 6, п. 2 ст. 161 Бюджетного кодекса РФ). Поэтому,  являясь самостоятельными участниками гражданских правоотношений, данные казенные  учреждения отвечают по своим обязательствам находящимися в их распоряжении  денежными средствами (п. 4 ст. 123.22 Гражданского кодекса Российской Федерации), в  связи с чем взыскание денежных средств за счет казны публично-правового образования, в  рассматриваемом случае, является недопустимым. 

В силу п. 8 ст. 161 Бюджетного кодекса РФ как юридическое лицо (казенное  учреждение) самостоятельно выступает в суде в качестве истца и ответчика. 

К числу казенных учреждений, по спорам, по которым исполнение судебных актов  осуществляется в порядке статей 242.3-242.6 БК РФ, к компетенции которых относятся  полномочия собственника имущества, в том числе его и содержание, в отношении нежилых  помещений относится Департамент управления муниципальной собственностью  администрации Города Томска. 

Данные полномочия следуют из Положения о Департаменте управления  муниципальной собственностью администрации Города Томска, принятого решением Думы  города Томска от 30.10.2007 № 683. 

В соответствии с положением о департаменте управления муниципальной  собственностью администрации города Томска, утвержденным решением Думы г. Томска от  30.10.2007 № 683, департамент недвижимости является отраслевым органом администрации  Города Томска, предметом деятельности департамента является решение вопросов:  владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной  собственности муниципального образования «Город Томск», в том числе земельными  участками в границах территории муниципального образования «Город Томск» (п. 1 п.10); в  установленном действующим законодательством и муниципальными правовыми актами  порядке выступает главным распорядителем, распорядителем и получателем бюджетных  средств, главным администратором (администратором) доходов бюджета муниципального  образования «Город Томск», закрепленных за департаментом в соответствии с  действующими муниципальными правовыми актами (п. 14). 

Таким образом, на Департамент управления муниципальной собственностью  администрации города Томска возложена обязанность по внесению платы в части  приходящая на нежилые помещения. 

Материалами дела подтверждается и сторонами не оспаривается факт нахождения в  муниципальной собственности муниципального образования «Город Томск» спорных  нежилых помещений, их площадь и состав. 

В связи с чем Департамент является надлежащим ответчиком по делу. 

Следовательно, на Департамент возложена обязанность по внесению платы в части  приходящая на нежилые помещения, за коммунальные ресурсы в целях содержания общего  имущества, а также расходов по оплате услуг по содержанию и текущему ремонту общего  имущества многоквартирного дома. 

Сумма задолженности подтверждена материалами дела. Доказательств оплаты в  материалы дела не представлено. 


Расчет судом проверен и признан арифметически верным, ответчиком не оспорен.

Ответчик обязанность собственника по содержанию принадлежащих ему нежилых  помещений не исполнял. Доказательства обратного отсутствуют. 

В соответствии с ч. 1 ст. 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно  доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и  возражений. 

Принимая во внимание, что факт наличия задолженности в заявленной сумме  подтверждается совокупностью представленных в материалы дела доказательств, требование  о взыскании 16 841,16 руб. основной задолженности за период с 01.01.2023 по 30.04.2023,  является обоснованным и подлежащим удовлетворению в заявленном размере. 

В силу ч. 1 ст. 110 АПК РФ судебные расходы на уплату государственной пошлины по  иску относятся на ответчика. 

Руководствуясь ст. 110, 167-171 Арбитражного процессуального кодекса Российской  Федерации, суд 

Р Е Ш И Л:

Отказ от иска в части взыскания 71,47 руб. неустойки за период с 10.02.2023 по  30.04.2023 принять, производство по делу в указанной части прекратить. 

Взыскать с Департамента управления муниципальной собственностью Администрации  города Томска (ИНН <***>, ОГРН <***>) в пользу общества с ограниченной  ответственностью «Управляющая компания «Жилищно-Эксплуатационное предприятие   № 9» (ИНН <***>, ОГРН <***>) 16 841,16 руб. основной задолженности за  период с 01.01.2023 по 30.04.2023, 2 000 руб. в возмещение судебных расходов на уплату  государственной пошлины по иску, всего 18 841,16 руб. 

Решение суда может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в  Седьмой арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его принятия  (изготовления решения в полном объеме) путем подачи апелляционной жалобы через  Арбитражный суд Томской области. 

Судья Бирюкова А.А. 

Электронная подпись действительна.
Данные ЭП:Удостоверяющий центр Казначейство России
Дата 11.05.2023 7:01:00

Кому выдана Бирюкова Анастасия Андреевна