НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение АС Томской области от 13.02.2011 № А67-6816/2011

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ТОМСКОЙ ОБЛАСТИ

пр. Кирова д. 10, г. Томск, 634050, тел. (3822)284083, факс (3822)284077, http://tomsk.arbitr.ru, e-mail: info@tomsk.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Томск Дело № А67-6816/2011

13.02.2011 дата объявления резолютивной части

20.02.2011 дата изготовления в полном объеме

Арбитражный суд Томской области

в составе судьи Афанасьевой Е. В.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Чащиной Е.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Инспекции Федеральной налоговой службы по ЗАТО Северск Томской области

к Муниципальному предприятию ЗАТО Северск лифтов, автоматики, телемеханики ОГРН <***>

о взыскании задолженности в размере 143 039 руб. 25 коп.,

при участии в заседании:

от заявителя – ФИО1 по доверенности от 11.01.2012, сл.уд.,

от ответчика – без участия,

УСТАНОВИЛ:

Инспекция Федеральной налоговой службы по ЗАТО Северск Томской области обратилась с заявлением в Арбитражный суд Томской области к Муниципальному предприятию ЗАТО Северск лифтов, автоматики, телемеханики (далее по тексту – МП ЗАТО Северск ЛАТ) о взыскании пеней в размере 143 039 руб. 25 коп. за счет имущества юридического лица, оставшегося после удовлетворения требований кредиторов.

Ответчик о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, представитель в арбитражный суд не явился, представил ходатайство через канцелярию суда о рассмотрении дела в отсуствие его представителя. На основании ст.156 АПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело в настоящем судебном заседании в отсутствие представителя надлежащим образом извещенного ответчика.

Представитель заявителя в судебном заседании требования о взыскании задолженности поддержала по основаниям, изложенным в заявлении и дополнительных объяснениях к нему. Требования мотивированы тем, что Муниципальное предприятие ЗАТО Северск лифтов, автоматики, телемеханики ликвидируется в соответствии с решением собственника - постановление Главы Администрации ЗАТО Северск от 01.08.2008 № 1359. В соответствии со ст. 64 ГК РФ ликвидационная комиссия разместила публикацию о ликвидации МП ЗАТО Северск ЛАТ и о порядке и сроке заявления требований его кредиторами в федеральном журнале «Вестник государственной регистрации» № 33 от 20.08.2008. ИФНС России по ЗАТО Северск Томской области в Администрацию ЗАТО Северск Томской области в Управление имущественных отношений направлены письма о направлении требований об уплате налога, сбора, пени, штрафа на сумму задолженности, образовавшуюся после принятия решения о ликвидации МП ЗАТО Северск ЛАТ. В соответствии со ст. 75 НК РФ МП ЗАТО Северск ЛАТ начислены пени в размере 143 039, 25 руб., в том числе 35 385,30 руб.- задолженность по пени НДФЛ, 73 034,81 руб. – задолженность по пени НДС, 1070,93 руб. – задолженность по пени по налогу на имущество; 4 860,40 руб. – задолженность по пени по ЕСН, зачисляемому в ФБ, 10 274,25 руб. – задолженность по пени по ЕСН, зачисляемому в ФФОМС, 18 413,56 руб. – задолженность по пени по ЕСН, зачисляемому в ТФОМС, взыскиваемая задолженность ответчиком не уплачена. В порядке статей 69,70 НК РФ налоговым органом в адрес МП ЗАТО Северск ЛАТ направлены требования об уплате пеней. Пени в размере 18 413,56 руб. по ЕСН/ТФОМС начислены за период с 08.02.2010 по 31.05.2011, на задолженность по ЕСН в размере 297 073 руб., задолженность по налогу полностью включена в ликвидационный баланс; пени в размере 10 274,25 руб. по ЕСН/ФФОМС начислены за период с 08.02.2010 по 31.05.2011, на задолженность по ЕСН в размере 165 758 руб., при этом задолженность по налогу включена в ликвидационный баланс; пени в размере 4 860,40 руб. по ЕСН/ФБ начислены на задолженность в размере 275 226,57 руб. за период с 01.04.2011 по 10.06.2011, задолженность в размере 3 564 822,46 руб.. начисленная по результатам проверки по решению №6868 от 13.11.2010, задолженность в размере 248 498 руб. включена в ликвидационный баланс; в промежуточный ликвидационный баланс полностью включена задолженность по НДФЛ в размере 3 353 623 руб. (начислена по решению от 18.04.2008№2192), частично погашена, пени начислены за период с 15.03.2011 по 10.06.2011 в размере 35 385,07 руб.; пени в размере 73 034,81 руб. по НДС начислены за период с 15.03.2011 по 10.06.2011, на задолженность в размере 3 069 764 руб., задолженность по налогу полностью включена в ликвидационный баланс; пени в размере 1070,93 руб. по налогу на имущество организаций начислены за период с 15.03.2011 по 10.06.2011, на задолженность в размере 45 013 руб., задолженность по налогу полностью включена в ликвидационный баланс. Поскольку задолженность по пени, начисленная на недоимку по указанным налогам, включенным в промежуточный ликвидационный баланс, не уплачена, указанная задолженность подлежит взысканию в порядке, предусмотренном действующим законодательством. Кроме того, налоговый орган также просит восстановить срок обращения в суд с заявлением в связи с тем, что сумма по ЕСН/ФБ в размере 38 445 руб., не была включена в промежуточный ликвидационный баланс, налогоплательщик погасил ее добровольно.

Отзыв на заявление МП ЗАТО Северск ЛАТ не представлен.

Исследовав материалы дела, заслушав объяснения представителя заявителя, суд считает требования заявителя подлежащими удовлетворению.

Из материалов дела следует, что Муниципальное предприятие ЗАТО Северск лифтов, автоматики, телемеханики зарегистрировано в качестве юридического лица ОГРН <***>, место нахождения согласно данным Единого государственного реестра юридических лиц <...>, в качестве налогоплательщика состоит на учете в ИФНС России по ЗАТО Северск.

01.08.2008 Главой Администрации ЗАТО Северск Томской области вынесено Постановление № 1359 о ликвидацииМП ЗАТО Северск ЛАТ и создании ликвидационной комиссии, начат процесс ликвидации юридического лица.

В соответствии со ст. 64 ГК РФ ликвидационная комиссия разместила публикацию о ликвидации МП ЗАТО Северск ЛАТ и о порядке и сроке заявления требований его кредиторами в федеральном журнале «Вестник государственной регистрации» № 33 от 20.08.2008.

12.11.2008 ликвидационной комиссией МП ЗАТО Северск ЛАТв ИФНС России по ЗАТО Северск представлен промежуточный ликвидационный баланс, составленный по состоянию на 31.10.2008 (с расшифровкой кредиторской задолженности), в котором указана кредиторская задолженность всего в размере 14 772 835 руб., в том числе, по обязательным платежам в бюджет и во внебюджетные фонды в сумме 12 539 684, 13 руб. (т.1 л.д. 113-118).

ИФНС России по ЗАТО Северск в соответствии со ст. 75 НК РФ на сумму имеющейся задолженности (с учетом частичной уплаты), начислены пени всего в размере 143 039,25 руб. и выставлены соответствующие требования (ст. 69 НК РФ), в том числе за неуплату: - Единого социального налога, зачисляемого в Территориальный Фонд обязательного медицинского страхования за период с 08.02.2010 по 31.05.2011 в размере 18 413,56 руб. (требование № 1791 по состоянию на 03.05.2011, №3434 по состоянию на 16.06.2011); - Единого социального налога, зачисляемого в Федеральный Фонд обязательного медицинского страхования за период с 08.02.2010 по 31.05.2011 в размере 10 274,25 руб. (требование №1792 от 03.05.2011, требование № 3435 от 16.06.2011); - Единого социального налога, зачисляемого в Федеральный бюджет за период с 01.04.2011по 10.06.2011 в размере 4 860,4 руб. (требование № 1913 по состоянию на 10.06.2011); - НДФЛ за период 15.03.2011 по 10.06.2011 в размере 35 385,3 руб. (требование № 1912 по состоянию на 10.06.2011); - НДС за период с 15.03.2011 по 10.06.2011 в размере 73 034,81 руб. (требование № 1914 по состоянию на 10.06.2011); Налога на имущество организации за период с 15.03.2011 по 10.06.2011 в размере 1070,93 руб. (требование № 1916 по состоянию на 10.06.2011).

Данные требования направлены в установленном НК РФ порядке в адрес ответчика, что подтверждается реестрами заказной корреспонденции с отметками отделения связи об отправке, а также направлены в адрес ликвидационной комиссии с письмами от 18.05.2011 № 03-54/04479, от 23.06.2011 № 03-54/05723.

Взыскание с ответчика пеней в общей сумме 143 039 руб. 25 коп., в том числе по ЕСН/ТФОМС в размере 18 143 руб. 56 коп., по ЕСН/ФФОМС в размере 10 274,75 руб., по ЕСН/ФБ в размере 4 860,4 руб., по НДФЛ в размере 35 385, 3 руб., по НДС в размере 73 034, 81 руб., по налогу на имущество организаций в размере 1070,93 руб., за счет имущества ликвидируемого лица, оставшегося после удовлетворения требований кредиторов, является предметом требований заявителя по настоящему делу.

В соответствии с ч. 1 ст. 212 АПК РФ дела о взыскании с лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, обязательных платежей и санкций, предусмотренных законом, рассматриваются арбитражным судом по общим правилам искового производства, предусмотренным АПК РФ, с особенностями, установленными в настоящей главе. При рассмотрении дел о взыскании обязательных платежей и санкций в соответствии с п.6 ст. 215 АПК РФ арбитражный суд устанавливает основания для взыскания задолженности, полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании, проверяет правильность расчета и размера взыскиваемой суммы.

В соответствии с п.п. 1-4 ст. 75 НК РФ пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки. Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога или сбора и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога или сбора, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах. Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора. Пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора. Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации. Исходя из правовой позиции Конституционного Суда РФ, изложенной в Определении от 04.07.2002 г. № 202-О, пени по своей правовой природе являются компенсацией потерь государственной казны в результате недополучения налоговых сумм в установленный срок.

Согласно ст. 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Налогоплательщик вправе исполнить обязанность по уплате налога досрочно. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога. В случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок производится взыскание налога в порядке, предусмотренном НК РФ.

В соответствии с п.6 ст. 75 НК РФ пени могут быть взысканы принудительно за счет денежных средств налогоплательщика на счетах в банке, а также за счет иного имущества налогоплательщика в порядке, предусмотренном статьями 46 - 48 настоящего Кодекса.

Согласно ст. 46 НК РФ в случае неуплаты или неполной уплаты налога, пени, налоговых санкций в установленный срок обязанность по уплате налога исполняется в принудительном порядке путем обращения взыскания на денежные средства на счетах налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя в банках, взыскание налога производится по решению налогового органа (далее в настоящей статье - решение о взыскании) путем направления в банк, в котором открыты счета налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя, поручения налогового органа на списание и перечисление в бюджетную систему Российской Федерации необходимых денежных средств со счетов налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя. Решение о взыскании принимается после истечения срока, установленного в требовании об уплате налога, но не позднее двух месяцев после истечения указанного срока. Решение о взыскании, принятое после истечения указанного срока, считается недействительным и исполнению не подлежит. В этом случае налоговый орган может обратиться в суд с иском о взыскании с налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя причитающейся к уплате суммы налога. Заявление может быть подано в суд в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате налога. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.

Исходя из положений ст. 75 НК РФ сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога или сбора. Обязанность уплатить пени не зависит от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога или сбора, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах. При этом пени уплачиваются либо одновременно с уплатой сумм налога (сбора), либо после уплаты таких сумм.

При этом, нормами НК РФ и ГК РФ не предусмотрено каких-либо исключительных случаев, связанных отсутствием обязанности у налогового органа по начислению в порядке ст.75 НК РФ пеней и с отсутствием у налогоплательщика (налогового агента) обязанности по уплате пеней, в случае нахождения налогоплательщика в стадии ликвидации и при наличии у него недоимки.

Вместе с тем, из совокупного анализа положений ст. ст. 45-48, 69, 70, 75 НК РФ следует, что порядок взыскания пеней установлен таким же образом как и порядок взыскания налога. Пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога и сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме, они начисляются за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога и определяются в процентах от неуплаченной суммы налога.

Согласно порядку, определенному НК РФ, процесс взыскания налога и пеней начинается с предъявления требования для их добровольной уплаты. Иной формы понуждения к уплате налога и пеней, кроме как предъявление требования, законодательство о налогах и сборах не содержит.

Таким образом, из изложенного следует, что НК РФ допускает возможность предъявления налогоплательщику требования об уплате только пеней.

Согласно ст. 49 НК РФ обязанность по уплате налога (пеней, штрафов) ликвидируемой организации исполняется ликвидационной комиссией за счет денежных средств этой организации. Очередность исполнения такой обязанности определяется гражданским законодательством Российской Федерации. В соответствии с п. 1 ст. 64 ГК РФ при ликвидации юридического лица расчеты по обязательным платежам в бюджет осуществляются в третью очередь. При этом, ни НК РФ, ни ГК РФ не содержат прямого запрета на взыскание налогов при нахождении налогоплательщика в стадии ликвидации. Из анализа положений ст. 46, 48, 75 НК РФ следует, что данные положения применимы и к взысканию пеней.

Вместе с тем, налоговый орган не может осуществлять бесспорное взыскание налогов и пеней, поскольку это нарушает очередность удовлетворения требований остальных кредиторов. Указанное положение соответствует сложившейся судебной практике.

Как следует из материалов дела, ответчиком 12.11.2008 в налоговый орган представлен промежуточный ликвидационный баланс, в который полностью включена взыскиваемая задолженность по обязательным платежам (недоимка по ЕСН, НДФЛ, НДС, по налогу на имущество), явившаяся основанием для начисления взыскиваемой пени. Факт включения сумм недоимки по указанным налогам в ликвидационный баланс подтверждается данными самого промежуточного ликвидационного баланса с расшифровкой от 31.01.2008, а также письменными объяснениями заявителя, при этом факт уплаты не в установленные законодательством сроки, указанной задолженности ответчиком не оспаривается. Неуплата налогов в установленные сроки явилась основанием для начисления взыскиваемых пеней.

Расчет пеней по единому социальному налогу, уплачиваемому в ТФОМС в размере 18 413,56 руб. за период с 08.02.2011 по 31.05.2011, уплачиваемому в ФФОМС в размере 10 274,25 руб. за период с 08.02.2010 по 31.05.2011, уплачиваемому в ФБ в размере 4 860 руб. за период с 01.04.2011 по 10.06.2011, по налогу на имущество в размере 1070,93 руб. за период с 15.03.2011 по 10.06.2011, по налогу на доходы физических лиц в размере 35 385,30 руб. за период с 15.03.2011 по 10.06.2011, по налогу на добавленную стоимость в размере 73 034,81 руб. за период с 15.03.2011 по 10.06.2011, включенных в направленные ответчику требования об уплате, судом проверен, соответствует данным о несвоевременно уплаченных в бюджет суммах соответствующих налогов, имевшая место частичная уплата учтена налоговым органом при начислении пеней. Всего согласно расчету налоговых органов начислены пени в размере 143 039,25 руб. При сопоставлении данных требований об уплате задолженности по пеням и представленного в ходе производства по делу письменного расчета суд приходит к выводу, что правильными и точными данными являются сведения о суммах начисленных пеней, указанные в самих требованиях об уплате налога, сбора, пеней штрафа по состоянию на 03.05.2011 №1791, №1792, на 16.06.2011 №3434, №3435, на 10.06.2011 №1913, №1912, №1914, 1916, направление которых в установленном НК РФ порядке подтверждается реестрами на отправку корреспонденции с отметками отделения связи и ответчиком не оспаривается, налоговым органом ответчику было предложено добровольно уплатить задолженность.

Учитывая подлежащий применению вышеизложенный порядок взыскания, в том числе особенности, вытекающие из нахождения организации в процедуре ликвидации, а также с учетом того, что факт неуплаты ответчиком в добровольном порядке задолженности подтвержден имеющимися в деле доказательствами, данная недоимка по единому социальному налогу в общем размере 738 057 руб. (ТФОМС – 297 073 руб, ФФОМС – 165 758 руб., ФБ – 275 226,57 руб.), по налогу на имущество в размере 45 013 руб., по налогу на добавленную стоимость 3 069 764 руб., по налогу на доходы физических лиц 1 575 365,07 руб., включена в промежуточный ликвидационный баланс, следовательно, на данную задолженность (за минусом уплаченных сумм) пени начислены налоговым органом обоснованно.

В ходе судебного заседания установлено, что налоговый орган в отношении иной задолженности по единому социальному налогу, уплачиваемому в Федеральный бюджет, начисленной по решению выездной налоговой проверки от 13.11.2010 № 6868 в размере 38 445 руб. по сроку уплаты 13.11.2008 (не включенной в промежуточный ликвидационный баланс), мер по принудительному взысканию задолженности не предпринимал. При этом, установлено, что в отношении недоимки по сроку уплаты на 13.11.2008 год, не включенной в промежуточный ликвидационный баланс, истекли предусмотренные ст. 46 НК РФ сроки для обращения в арбитражный суд за принудительным взысканием задолженности по налогу, в отношении остальной задолженности в материалах дела безусловных доказательств пропуска сроков не содержится.

Возможность принудительного взыскания пени утрачивается при истечении срока давности взыскания налогов в судебном порядке, что предусмотрено ст. 46, ст. 48 НК РФ, п. 12 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.02.2001 № 5 «О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации». Указанные сроки подлежат применению судом независимо от того, заявлялись ли соответствующие возражения со стороны должника. В случае принудительного взыскания пеней применяются общие правила исчисления срока давности, предусмотренные НК РФ для взыскания налога.

Однако, в соответствии с п.3 ст. 46 НК РФ пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом. Несмотря на то, что мер по принудительному взысканию самой недоимки за 2008 год не предпринималось, налоговым органом были предприняты меры по направлению требования об уплате недоимки, в дальнейшем направлялись требования об уплате пеней, о самой недоимке и о наличии обязанности по ее уплате, как и об обязанности по уплате пеней налогоплательщик был извещен своевременно, после чего периодически предпринимал меры по уплате задолженности, денежные средства для погашения недоимки налогоплательщиком перечислены, задолженность погашена в полном объеме, в связи с чем налоговый орган, принимая во внимание нахождение налогоплательщика в стадии ликвидации и принятие им определенных мер по погашению недоимки, не обращался в суд, направляя при этом требования об уплате налога. Имело место также после частичного перечисления налогоплательщиком налога обращение налогового органа в суд за взысканием пеней, при этом были удовлетворены требования о взыскании пеней, заявленные в пределах срока обращения в суд (дело А67-2448/2011, А67-7041/2010). К данному времени меры по уплате недоимки налогоплательщиком предприняты, однако, обязанность по уплате пеней одновременно с уплатой налога либо после уплаты налога, как это предусмотрено ст.75 НК РФ, не выполнена. Учитывая, что пропуск срока со стороны налогового органа в отношении задолженности за 2008 год связан именно с принятием налогоплательщиком, находящимся в стадии ликвидации, мер по погашению добровольному задолженности, а также то, что налоговый орган своевременно извещал налогоплательщика о необходимости уплаты как налога, так и пеней, предпринимал ряд мер, направленных на обеспечение исполнения налогоплательщиком его обязанностей по уплате налога, по взысканию пеней, суд считает возможным ходатайство налогового органа удовлетворить, поскольку срок пропущен по уважительным причинам.

Учитывая изложенное, принимая во внимание отсутствие спора между сторонами относительно арифметического расчета начисленных пеней, обоснованность их начисления как на задолженность, включенную в ликвидационный баланс, так и на иную, не уплаченную своевременно налогоплательщиком, соблюдение налоговым органом установленного порядка предъявления требований в отношении недоимки, а также соблюдение досудебного порядка урегулирования спора в отношении пеней, требования налогового органа о взыскании пеней по единому социальному налогу, уплачиваемому в ТФОМС в размере 18 413,56 руб., уплачиваемому в ФФОМС в размере 10 274,25 руб., уплачиваемому в ФБ в размере 4 860 руб., по налогу на имущество в размере 1070,93 руб., по налогу на доходы физических лиц в размере 35 385,30 руб., по налогу на добавленную стоимость в размере 73 034,81 руб. (сумма указана в заявлении) подлежат удовлетворению.

Согласно ст. 110 АПК РФ государственная пошлина по делу подлежит взысканию в доход федерального бюджета с ответчика.

Руководствуясь ст. 110, ст.ст. 167-171, 216 АПК РФ, арбитражный суд

РЕШИЛ:

Взыскать с Муниципального предприятия ЗАТО Северск лифтов, автоматики, телемеханики, зарегистрированного в качестве юридического лица ОГРН <***>, расположенного по адресу г. Северск Томской области, ул.Ленина, 100а, в бюджет пени в размере 143 039 руб. 25 коп. и в доход федерального бюджета государственную пошлину в размере 5 721 руб. 57 коп.

Решение может быть обжаловано в течение месяца в арбитражный суд апелляционной инстанции.

Судья Афанасьева Е. В.