НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение АС Томской области от 08.10.2009 № А67-4101/09


АРБИТРАЖНЫЙ СУД ТОМСКОЙ ОБЛАСТИ

пр. Кирова д. 10, г. Томск, 634050, тел. (3822)284083, факс (3822)284077, http://tomsk.arbitr.ru, e-mail: info@tomsk.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Томск Дело № А67-4101/09

15 октября 2009 г.

Резолютивная часть решения объявлена 08.10.2009 года.

Полный текст решения изготовлен 15.10.2009 года.

Арбитражный суд Томской области в составе судьи И.Н. Сенниковой,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению

общества с ограниченной ответственностью «Альянснефтегаз»

к Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Томску

о признании недействительным решения от 11.03.2009 № 25 «О частичном отказе в возмещении суммы налога на добавленную стоимость, заявленной к возмещению» в части отказа в возмещении налога на добавленную стоимость в размере 31 011 304 руб.

при ведении протокола судебного заседания судьей И.Н. Сенниковой,

ПРИ УЧАСТИИ В ЗАСЕДАНИИ:

от заявителя: Андреева Павла Валериевича (паспорт 69 02 439302, доверенность № 9 от 11.01.2009, выдана сроком до 31.12.2009);

  от ответчика: Непомнящей Анны Юрьевны (удостоверение УР № 382279, доверенность от 11.01.2009, выдана сроком до 31.12.2009); Каргапольцевой Елены Николаевны (удостоверение УР № 381600, доверенность от 11.01.2009, выдана сроком до 31.12.2009);

УСТАНОВИЛ:

Общество с ограниченной ответственностью «Альянснефтегаз» (далее - ООО «Альянснефтегаз», заявитель) обратилось в Арбитражный суд Томской области с заявлением к Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Томску (далее - Инспекция, ответчик) о признании недействительным решения от 11.03.2009 № 25 «О частичном отказе в возмещении суммы налога на добавленную стоимость, заявленной к возмещению» в части отказа в возмещении налога на добавленную стоимость в размере 34 475 553 руб.

Определением Арбитражного суда Томской области от 31.08.2009 производство по делу № А67-4101/09 приостанавливалось на основании п. 1 ч. 1 ст. 143 АПК РФ до рассмотрения Федеральным арбитражным судом Западно-Сибирского округа кассационной жалобы ООО «Альянснефтегаз» на решение Арбитражного суда Томской области от 12.03.2009 по делу № А67-283/09 и постановления Седьмого арбитражного апелляционного суда от 09.06.2009 по делу № 07АП-3145/09 по заявлению ООО «Альянснефтегаз» о признании недействительным решения Инспекции от 01.12.2008 № 2677, положенного в основу оспариваемого решения в части отказа в возмещении налога на добавленную стоимость по экспортной отгрузке за июнь 2008 г. в сумме 3 464 159 руб.

После возобновления производства по делу в судебном заседании 08.10.2009 представитель ООО «Альянснефтегаз» представил заявление об отказе от заявленных требований в части признания недействительным решения Инспекции от 11.03.2009 № 25 по сумме налога на добавленную стоимость в размере 3 464 159 руб. в части экспортной отгрузки за июнь 2008 г. и просил арбитражный суд признать недействительным решение Инспекции от 11.03.2009 № 25 «О частичном отказе в возмещении суммы налога на добавленную стоимость, заявленной к возмещению» в части отказа в возмещении налога на добавленную стоимость в размере 31 011 394 руб.

Определением арбитражного суда от 08.10.2009 отказ ООО «Альянснефтегаз» от заявленных требований в части принят арбитражным судом, производство по делу № А67-4101/09 в указанной части прекращено на основании подп. 4 ч. 1 ст. 150 АПК РФ.

Дело рассмотрено арбитражным судом с учетом уточнения заявленных требований.

В судебном заседании представитель заявителя поддержал заявленное требование по основаниям, изложенным в заявлении, дополнительных пояснениях, в том числе, пояснил следующее: налоговое законодательство, устанавливая обязательность отражения в счетах-фактурах наименования товара, описания работы, услуги, не содержит требования о необходимости детальной расшифровки оказанных услуг; утверждение налогового органа о необходимости детальной расшифровки в счете-фактуре оказанных услуг не основано на законе; в силу п. 2 ст. 169 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) невыполнение требований к счету-фактуре, не предусмотренных п.п. 5, 6 ст. 169 НК РФ, не может являться основанием для отказа принять к вычету суммы налога на добавленную стоимость (далее – НДС), предъявленные продавцом; ссылка в актах, в счетах-фактурах на договоры, в которых содержится подробный перечень выполняемых операций, позволяет идентифицировать оказанные услуги, что свидетельствует о соблюдении заявителем требований подп. 5 ст. 169 НК РФ; представленные в ходе проверки первичные документы (акты) соответствуют требованиям Федерального закона от 21.11.1996 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете»; факт оказания услуг по управлению производством, операторских услуг подтверждается совокупностью доказательств, имеющихся в материалах дела; исправления в счета-фактуры внесены с соблюдением требований, установленных п. 29 Правил ведения журнала учета полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 02.12.2000 № 914; действующим законодательством не установлено запрета на внесение исправлений в счета-фактуры после проведения налоговой проверки.

Представители ответчика требование заявителя не признали по основаниям, изложенным в отзыве, дополнительных пояснениях по делу, в том числе, пояснили следующее: счета-фактуры и акты, представленные на камеральную проверку, не содержат сведений об оказанных услугах по договорам, т.е. вид оказанных услуг не конкретизирован, не содержат расшифровок выполненных работ; по актам выполненных работ и по договорам невозможно определить, какие конкретно услуги оказаны исполнителем, в каком объеме, как сложилась цена товаров (работ, услуг); представленные акты содержат общие фразы, носят обезличенный характер, не содержат конкретной информации о проведенных консультациях, данных рекомендациях, иных оказанных услугах и их объемно-количественном выражении, следовательно, не могут служить доказательством фактов совершения соответствующих хозяйственных операций; представленные документы не соответствуют требованиям ст. 9 Федерального закона от 21.11.1996 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете», следовательно, не могут рассматриваться в качестве первичных документов, подтверждающих осуществление хозяйственных операций; заявитель не представлял в налоговый орган счета-фактуры с исправлениями, следовательно, суд не может при принятии решения по делу учесть документы, представленные в суд, минуя налоговый орган, т.к. заявитель обратился в суд, не исполнив процедуры реализации права на налоговый вычет в административном (внесудебном) порядке; законность обжалуемого решения должна быть оценена судом, исходя из обстоятельств, существовавших на момент принятия решения по результатам камеральной проверки.

Заслушав представителей лиц, участвующих в деле, исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, арбитражный суд считает установленными следующие обстоятельства.

ООО «Альнснефтегаз» зарегистрировано в качестве юридического лица муниципальным учреждением «Томская регистрационная палата» 18.09.2001 за регистрационным номером 27392/15349 (ОГРН 1027000851745), состоит на налоговом учете в ИФНС России по г. Томску.

20.10.2008 ООО «Альянснефтегаз» представило в Инспекцию первичную налоговую декларацию по НДС за 3 квартал 2008 года, согласно которой сумма НДС, исчисленная к возмещению из бюджета за указанный налоговый период, составила 119 478 791 руб. (т. 1, л.д. 55-59).

На основании статей 31, 88 НК РФ в период с 20.10.2008 по 20.01.2009 Инспекцией проведена камеральная налоговая проверка ООО «Альянснефтегаз» по вопросу обоснованности применения налоговых вычетов на основе налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость за 3 квартал 2008 г., по результатам которой составлен акт от 30.01.2009 № 2642, содержащий указание на неправомерное исчисление к возмещению суммы НДС в размере 34 475 553 руб. (т. 1, л.д. 45-54).

По результатам рассмотрения акта камеральной налоговой проверки от 30.01.2009 № 2642, иных материалов проверки, заместителем начальника Инспекции в отношении ООО «Альянснефтегаз» приняты решения:

- от 11.03.2009 № 511 «Об отказе в привлечении налогоплательщика к ответственности за налоговое правонарушение» (т. 1, л.д. 36-44), согласно резолютивной части которого в привлечении к налоговой ответственности ООО «Альянснефтегаз» отказано; при этом в мотивировочной части установлено, что в связи с неправомерным применением заявителем налоговых вычетов неправомерно предъявлен к возмещению из бюджета НДС в сумме 34 475 553 руб.;

- от 11.03.2009 № 35 «О частичном возмещении суммы налога на добавленную стоимость, заявленной к возмещению» (т. 1, л.д. 35), согласно резолютивной части которого ООО «Альянснефтегаз» возмещен НДС за 3 квартал 2008 г. в сумме 85 003 238 руб..

- от 11.03.2009 № 25 «О частичном отказе в возмещении суммы налога на добавленную стоимость, заявленной к возмещению» (т. 1, л.д. 34), согласно резолютивной части которого ООО «Альянснефтегаз» отказано в возмещении НДС за 3 квартал 2008 г. в сумме 34 475 553 руб.

Полагая, что решение Инспекции от 11.03.2009 № 25 «О частичном отказе в возмещении суммы налога на добавленную стоимость, заявленной к возмещению» в части отказа в возмещении НДС за 3 квартал 2008 г. в размере 31 011 394 руб. не соответствует положениям НК РФ и нарушает право налогоплательщика на применение налоговых вычетов и возмещение НДС, ООО «Альянснефтегаз» обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением (с учетом уточнения заявленных требований).

В силу ч. 1 ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и нарушает их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В соответствии с п. 3 ст. 176 НК РФ, по результатам рассмотрения материалов налоговой проверки руководитель налогового органа выносит решение о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности либо об отказе в привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения. Одновременно с этим решением принимается: решение о возмещении полностью суммы налога, заявленной к возмещению; решение об отказе в возмещении полностью суммы налога, заявленной к возмещению; решение о возмещении частично суммы налога, заявленной к возмещению, и решение об отказе в возмещении частично суммы налога, заявленной к возмещению.

В постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.02.2001 № 5 указано, что под актом ненормативного характера, который может быть оспорен в арбитражном суде путем предъявления требования о признании акта недействительным, понимается документ любого наименования (требование, решение, постановление, письмо и др.), подписанный руководителем (заместителем руководителя) налогового органа и касающийся конкретного налогоплательщика.

Таким образом, решение Инспекции от 11.03.2009 № 25 «О частичном отказе в возмещении суммы НДС, заявленной к возмещению» является самостоятельным ненормативным правовым актом, непосредственно нарушающим права и законные интересы заявителя, следовательно, оно может быть обжаловано в арбитражный суд, независимо от обжалования решения от 11.03.2009 № 511 об отказе в привлечении налогоплательщика к ответственности за налоговое правонарушение. Обязательность одновременного обжалования решения об отказе в привлечении к ответственности и решения об отказе в возмещении НДС действующим законодательством Российской Федерации не предусмотрена.

Как следует из материалов дела, в основу оспариваемого решения положены выводы, изложенные в решении Инспекции от 11.03.2009 № 511 «Об отказе в привлечении налогоплательщика к ответственности за налоговое правонарушение», а именно: отсутствие в счетах-фактурах одного из обязательных реквизитов, предусмотренных ст. 169 НК РФ – описания выполненных работ, оказанных услуг; по мнению Инспекции, вид оказанных услуг не конкретизирован, не содержит расшифровок выполненных работ; из представленных заявителем на камеральную проверку документов невозможно с достоверностью определить, какие работы проведены для заявителя, в каком объеме, как складывалась фактически сумма за оказанные услуги, не усматривается сам факт выполнения работ.

В силу положений ч. 1 ст. 65, ч. 5 ст. 200 АПК РФ на ответчике лежит обязанность в ходе судебного разбирательства доказать указанные обстоятельства.

Право налогоплательщика на вычет сумм НДС, порядок реализации этого права установлены ст.ст. 169, 171, 172 НК РФ, из смысла и содержания которых следует, что право налогоплательщика на применение налоговых вычетов обусловлено соблюдением следующих условий: наличие счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), соответствующих требованиям ст. 169 НК РФ; принятие на учет приобретенных налогоплательщиком товаров (работ, услуг); использование товаров (работ, услуг) для операций, облагаемых НДС.

В ходе судебного разбирательства арбитражным судом установлено соблюдение ООО «Альянснефтегаз» вышеуказанных условий для применения налоговых вычетов НДС.

В соответствии с п. 2.4 устава ООО «Альянснефтегаз» предметом деятельности общества является, в том числе, геологическое изучение недр, поиск и оценка полезных ископаемых, разведка, разработка месторождений полезных ископаемых (в том числе углеводородного сырья), добыча полезных ископаемых (в том числе углеводородного сырья), хранение, транспортировка и реализация полезных ископаемых (в том числе углеводородного сырья) и продуктов их переработки.

01.02.2007 между ООО «Альянснефтегаз» и ООО «Норд Империал» заключен договор № 31-2007 на оказание услуг по управлению производством, согласно разделу 1 которого ООО «Норд Империал» обязуется по заданию ООО «Альянснефтегаз» самостоятельно или с привлечением третьих лиц оказывать последнему услуги по управлению производством, а именно: составление производственного плана и отчетов о его исполнении; составление статистической и финансовой отчетности; осуществление планирования и прогнозирования показателей деятельности Заказчика; проведение экономического и финансового анализов деятельности Заказчика; оказание консультационных и информационных услуг с оказанием научно-методической и практической помощи; оказание юридических услуг; оказание услуг по работе с персоналом Заказчика; оказание услуг по настройке и технической поддержке системного и прикладного программного обеспечения, техническому обслуживанию компьютерного парка и средств связи Заказчика; организация и ведение делопроизводства. Детальная расшифровка оказываемых в рамках данного договора услуг содержится в пунктах 2.2 - 2.8 договора № 04-2007 от 01.02.2007 (в редакции дополнительных соглашений № 1 от 01.07.2007, № 2 от 01.01.2008).

В соответствии с п. 3.1 договора от 01.02.2007 № 31-2007 на оказание услуг по управлению производством (в редакции дополнительного соглашения № 2 от 01.01.2008), цена услуг, оказываемых ООО «Норд Империал» по договору, составляет за один месяц 19 058 285 руб. 74 коп., в том числе НДС 18% - 2 907 196 руб. 13 коп.

Из положений п.п. 3.2, 3.3 договора от 01.02.2007 № 31-2007 следует, что стоимость оказываемых ООО «Норд Империал» услуг по договору включает в себя расходы исполнителя (заработную плату с отчислениями работников финансово-экономической, юридической службы, службы по работе с персоналом, службы главного инженера, работников бухгалтерской службы, службы безопасности и др. служб согласно организационно структуры Исполнителя, прочих затрат, которые можно отнести к ним напрямую, расходы на аренду, тепло и энергию, связь, канцелярские расходы, транспортные услуги и прочие расходы, необходимые для оказания услуг, предусмотренных договором). ООО «Альянснефтегаз» производит оплату ООО «Норд Империал» за оказанные им услуги по договору на основании счета, подписанного обеими сторонами акта приемки-сдачи оказанных услуг и счета-фактуры.

Согласно п. 6.1 договора (в редакции дополнительного соглашения от 01.07.2007) настоящий договор вступает в силу с момента его подписания и действует до 31 декабря 2007 г. В случае если ни одна из сторон до истечения срока действия настоящего договора не заявит о его прекращении, действие договора автоматически продляется на один год.

01.02.2007 между ООО «Альянснефтегаз» и ООО «Норд Империал» также заключен договор № 52-2007 об операторских услугах и работах на месторождениях, согласно п. 1.1 которого ООО «Норд Империал» обязуется по заданию ООО «Альянснефтегаз» выполнять работы и оказывать услуги, указанные в пункте 1.2 договора, на принадлежащих ООО «Альянснефтегаз» участках недр и месторождениях, а ООО «Альянснефтегаз» обязуется принять и оплатить эти услуги и результаты выполненных работ.

Из содержания п. 1.2 договора от 01.02.2007 № 52-2007 следует, что ООО «Норд Империал» обязуется выполнять следующие работы и оказывать следующие услуги: по содержанию и эксплуатации скважин; по содержанию и эксплуатации объектов обустройства месторождения; по управлению, содержанию и эксплуатации оборудования, инструментов, контрольно-измерительных приборов и аппаратуры Заказчика; по текущему ремонту скважин; по добыче, сбору, транспортировке, подготовке, хранению и сдаче нефти; по подготовке и оформлению нормативной и иной разрешительной документации, необходимой для соблюдения требований пользования недрами и окружающей средой, составлению и сдаче соответствующей отчетности; по медицинскому обслуживанию персонала Заказчика; иные работы и услуги, необходимые для поиска и оценки месторождений, разведки и добычи углеводородного сырья.

В силу п. 4.1 договора от 01.02.2007 № 52-2007 об операторских услугах и работах на месторождениях (в редакции дополнительного соглашения от 01.04.2008) цена работ и услуг по договору (за исключением услуг по транспортировке и сдаче нефти) за один месяц составляет 48 707 354 руб. 28 коп., в том числе НДС 18% - 7 429 935 руб. 40 коп. Цена работ и услуг, указанная в настоящем пункте, включает в себя все затраты Исполнителя по договору, за исключением затрат, предусмотренных пунктом 2.3.4 договора.

Согласно п.п. 4.2, 4.3, 4.4 договора от 01.02.2007 № 52-2007 об операторских услугах и работах на месторождениях ООО «Норд Империал» ежемесячно представляет ООО «Альянснефтегаз» подписанный со своей стороны акт сдачи-приема выполненных работ и оказанных услуг, счет, счет-фактуру не позднее 5-го числа месяца, следующего за месяцем выполнения работ и оказания услуг. ООО «Альянснефтегаз» обязано в течение 5 дней с даты получения указанных документов рассмотреть их и подписать, либо в тот же срок направить мотивированный отказ. Оплата работ и услуг осуществляется в безналичной форме путем перечисления средств на расчетный счет ООО «Норд Империал» в течение 10 дней с момента подписания заказчиком акта сдачи-приемки выполненных работ и оказанных услуг.

В 3 квартале 2008 г. ООО «Норд Империал» в адрес ООО «Альянснефтегаз» выставило следующие счета-фактуры (т. 2, л.д. 136-141) на общую сумму 203 296 920 руб. 84 коп., в том числе НДС 31 011 394 руб. 20 коп.:

- № 471 от 31.07.2008 на сумму 19 058 286 руб., в том числе НДС 2 907 196 руб., № 514 от 31.08.2008 на сумму 19 058 286 руб., в том числе НДС 2 907 196 руб., № 593 от 30.09.2008 на сумму 19 058 286 руб., в том числе НДС 2 907 196 руб., с указанием в графе «Наименование товара (описание выполненных работ, оказанных услуг), имущественного права» - услуги по управлению производством за июль, август, сентябрь 2008 г. (в том числе услуги управления, юридические услуги, бухгалтерские услуги, ведение делопроизводства и другие) соответственно;

- № 472 от 31.07.2008 на сумму 48 707 354 руб. 28 коп., в том числе НДС 7 429 935 руб. 40 коп., № 515 от 31.08.2008 на сумму 48 707 354 руб. 28 коп., в том числе НДС 7 429 935 руб. 40 коп., № 595 от 30.09.2008 на сумму 48 707 354 руб. 28 коп., в том числе НДС 7 429 935 руб. 40 коп., с указанием в графе «Наименование товара (описание выполненных работ, оказанных услуг), имущественного права» - операторские услуги на месторождениях за июль, август, сентябрь 2008 г. (в том числе услуги по содержанию и эксплуатации объектов обустройства месторождений, оборудования, инструментов, услуги по текущему ремонту скважин, добыче, сбору, подготовке и транспортировке нефти до пункта сбора и другие) соответственно.

Для подтверждения права на налоговый вычет по указанным счетам-фактурам ООО «Альянснефтегаз» представило в Инспекцию договор на оказание услуг по управлению производством № 31-2007 от 01.02.2007 с дополнительными соглашениями, акты оказанных услуг № 483 от 31.07.2008, № 527 от 31.08.2008, № 607 от 30.09.2008, отчеты к указанным актам, плановую смету административно-управленческих услуг ООО «Норд Империал» для ООО «Альянснефтегаз» на 3 квартал 2008 г., анализ составления сметы административно-управленческих расходов; договор № 52-2007 от 01.02.2007 об операторских услугах и работах на месторождениях, плановую смету операторских услуг, оказываемых ООО «Норд Империал» для ООО «Альянснефтегаз», на 3 квартал 2008 г., анализ составления сметы операторских услуг, акты сдачи работ № 484 от 31.07.2008, № 528 от 31.08.2008, № 609 от 30.09.2008, отчеты к указанным актам.

Все указанные документы представлены заявителем и в арбитражный суд в целях подтверждения своего права на налоговый вычет. При этом ООО «Альянснефтегаз» в материалы дела были также представлены исправленные счета-фактуры № 471 от 31.07.2008, № 514 от 31.08.2008, № 593 от 30.09.2008, в которых в графе «Наименование товара (описание выполненных работ, оказанных услуг), имущественного права» дополнена ссылка на акты № 483 от 31.07.2009, № 527 от 31.08.2008, № 607 от 30.09.2008 соответственно, а также исправленные счета-фактуры № 472 от 31.07.2008, № 515 от 31.08.2008, № 595 от 30.09.2008, в которых дополнена ссылка на договор № 52-2007 от 01.02.2007 (т. 1, л.д. 74, 76, 78, 80, 82, 84).

Указанные исправления внесены с соблюдением требований, установленных п. 29 Правил ведения журнала учёта полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж при расчётах по налогу на добавленную стоимость, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 02.12.2000 № 914, а именно - содержат подпись руководителя и печать организации с указанием даты внесения исправления. Внесённые в данные счета-фактуры исправления не меняют сути указанной в них информации, а лишь уточняют содержащиеся в счетах-фактурах сведения.

Какого-либо запрета на внесение исправлений в счета-фактуры после проведения налоговой проверки действующим налоговым законодательством не установлено. Возможность исправления счетов-фактур и устранения выявленных в ходе налоговой проверки недочетов, предусмотрена статьей 9 Федерального закона от 21.11.1996 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете», пунктом 29 постановления Правительства Российской Федерации от 02.12.2000 № 914.

Доводы налогового органа о нарушении административной (внесудебной) процедуры возмещения НДС, поскольку исправленные счета-фактуры представлены после проведения
 камеральной налоговой проверки, не принимаются арбитражным судом, поскольку представление ООО «Альянснефтегаз» документов, подтверждающих право на применение налогового вычета, в ходе судебного разбирательства не может влиять на их принятие арбитражным судом в качестве доказательств по делу.

В соответствии со статьей 71 АПК РФ арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Арбитражный суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности. Каждое доказательство подлежит оценке арбитражным судом наряду с другими доказательствами.

Согласно пункту 29 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.02.2001 № 5 «О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации» арбитражный суд обязан принять и оценить все документы и иные доказательства, представленные налогоплательщиком в обоснование своих возражений по акту выездной налоговой проверки.

В силу ч. 4 ст. 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В определении от 12.07.2006 № 267-О Конституционный Суд Российской Федерации указал, что гарантируемая статьями 35 и 46 Конституции Российской Федерации судебная защита прав и законных интересов налогоплательщиков не может быть обеспечена, если суды при принятии решения о правомерности отказа в предоставлении заявленных налоговых вычетов исходят из одного только отсутствия у налогового органа документов, подтверждающих правильность их применения, без установления, исследования и оценки всех имеющих значение для правильного разрешения дела обстоятельств, в частности счетов-фактур и иных документов, подтверждающих уплату налога, а также других фактических обстоятельств, которые в соответствии с налоговым законодательством должны учитываться при решении вопросов о возможности предоставления налоговых вычетов и привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности. Часть 4 статьи 200 АПК РФ предполагает, что налогоплательщик в рамках судопроизводства в арбитражном суде во всяком случае не может быть лишен права представлять документы, которые являются основанием получения налогового вычета, независимо от того, были ли эти документы истребованы и исследованы налоговым органом при решении вопроса о предоставлении налогового вычета, а суд обязан исследовать соответствующие документы.

Следовательно, факт непредставления исправленных счетов-фактур в ходе налоговой проверки не исключает возможности их представления в арбитражный суд для оценки в совокупности с другими доказательствами по правилам статей 66 - 71 АПК РФ.

Ссылка налогового органа на постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 18.12.2007 № 65 «О некоторых процессуальных вопросах, возникающих при рассмотрении арбитражными судами заявлений налогоплательщиков, связанных с защитой права на возмещение налога на добавленную стоимость по операциям, облагаемым названным налогом по ставке 0 процентов» является необоснованной, поскольку данное постановление регулирует вопросы в отношении НДС по операциям, облагаемым данным налогом по ставке 0% согласно ст. 165 НК РФ. Рассматриваемый же спор касается вычетов по НДС, применяемых в процессе осуществления хозяйственных операций на внутреннем рынке, предусмотренных статьями 171 и 172 НК РФ. Возможность применения к рассматриваемому спору позиции, изложенной Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации в постановлении Пленума от 18.12.2007 № 65 «О некоторых процессуальных вопросах, возникающих при рассмотрении арбитражными судами заявлений налогоплательщиков, связанных с защитой права на возмещение налога на добавленную стоимость по операциям, облагаемым названным налогом по ставке 0 процентов», налоговым органом не обоснована.

Кроме того, в соответствии с пунктом 2 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 18.12.2007 № 65 под несоблюдением налогоплательщиком административной (внесудебной) процедуры возмещения НДС понимается: непосредственное обращение в суд, минуя налоговый орган, с заявлением о возмещении НДС; представление в налоговый орган неполного комплекта документов, предусмотренных статьей 165 НК РФ; невыполнение требования налогового органа о представлении документов, подтверждающих правомерность применения налоговых вычетов. Таким образом, постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 18.12.2007 № 65 также не содержит запрета на внесение исправлений в счета-фактуры после проведения налоговой проверки и не расценивает предоставление исправленных счетов-фактур в арбитражный суд, как нарушение административной (досудебной) процедуры возмещения НДС.

Следовательно, предоставленные ООО «Альянснефтегаз» исправленные счета-фактуры в подтверждение права на применение налогового вычета по НДС подлежат принятию и оценке арбитражным судом наряду с иными доказательствами.

Из анализа исправленных счетов-фактур в их совокупности с другими документами следует, что содержание данных счетов-фактур соответствует требованиям, установленным п.п. 5 и 6 ст. 169 НК РФ, в том числе подп. 5 п. 5 ст. 169 НК РФ, на нарушение которого ссылается налоговый орган.

Согласно подп. 5 п. 5 ст. 169 НК РФ в счете-фактуре должно быть указано наименование поставляемых (отгруженных) товаров (описание выполненных работ, оказанных услуг) и единица измерения (при возможности ее указания).

Порядок заполнения графы «Наименование поставляемых (отгруженных) товаров (описание выполненных работ, оказанных услуг», какое-либо нормативное определение понятия «описание работ (услуг)» законодательно не установлены. Непосредственно в НК РФ отсутствует указание на то, с какой степенью детализации и каким способом содержание операции должно быть описано и раскрыто.

В связи с этим, по мнению арбитражного суда, содержание услуги может быть отражено в документах любым образом, позволяющим идентифицировать оказанную услугу, при этом обобщенное наименование оказанных работ или услуг не означает отсутствия описания этих работ или услуг. Следовательно, отсутствие в счете-фактуре подробного описания выполненных работ или оказанных услуг не может являться основанием для отказа в применении налоговых вычетов при наличии соответствующих документов, которые позволяют идентифицировать оказанные налогоплательщику услуги. Содержание оказанных услуг должно определяться в совокупности с условиями договоров, актами оказанных услуг или приема-передачи выполненных работ, отчетами о выполненных работах или оказанных услугах.

В судебном заседании арбитражным судом установлено, что в исправленных счетах-фактурах № 471 от 31.07.2008, № 514 от 31.08.2008, № 593 от 30.09.2008 в графе «Наименование товара (описание выполненных работ, оказанных услуг), имущественного права» описание выполненных услуг указано как «услуги по управлению производством за июль, август, сентябрь 2008 г. согласно актам № 483 от 31.07.2009, № 527 от 31.08.2008, № 607 от 30.09.2008».

Согласно актам № 483 от 31.07.2009, № 527 от 31.08.2008, № 607 от 30.09.2008 и отчетам к указанным актам, в июле, августе, сентябре 2008 г. в рамках договора оказания услуг по управлению производством № 31-2007 от 01.02.2007 ООО «Норд Империал» оказало ООО «Альянснефтегаз» услуги по управлению производством, а именно: составление производственного плана и отчётов о его исполнении, составление статистической и финансовой отчётности, осуществление планирования и прогнозирования показателей деятельности Заказчика, проведение экономического и финансового анализов деятельности Заказчика, оказание консультационных и информационных услуг с оказанием научно-методической и практической помощи, оказание юридических услуг, оказание услуг по работе с персоналом заказчика, оказание услуг по настройке и технической поддержке системного и прикладного программного обеспечения, техническому обслуживанию компьютерного парка, оргтехники и средств связи Заказчика, организация и ведения делопроизводства. Детальная расшифровка операций, выполняемых в ходе деятельности по управлению производством, содержится в п.п. 1.1, 2.2-2.8 договора № 31-2007 от 01.02.2007.

Из представленных заявителем документов следует, что в рамках договора № 31-2007 от 01.02.2007 ООО «Норд Империал» были подготовлены, в том числе, следующие документы ООО «Альянснефтегаз»: исполнительные балансы движения нефти и газового конденсата за июль, август, сентябрь 2008 г.; статистическая отчётность: форма № 1 «Цены производителей» за июль, август, сентябрь 2008 г., форма № П-2 «Сведения об инвестициях в основной капитал» за июль, август (месячные) 2008 г., сентябрь 2008 г. (квартальная), форма № П-1 «Сведения о производстве и отгрузке товаров и услуг» за июль, август, сентябрь 2008 г., форма № 1-РП «Сведения о состоянии расчётов за отгруженную продукцию, выполненные работы (услуги)» за июль, август 2008 г., форма № П-3 «Сведения о финансовом состоянии организации» за июль, август, сентябрь 2008 г., форма № 1-ИНВЕСТ «Сведения об инвестициях в Россию из-за рубежа и инвестициях из России за рубеж» (квартальная) за 3 квартал 2008 г., форма № П-4 «Сведения о численности, заработной плате и движении работников» за 9 месяцев 2008 г.; бухгалтерская отчётность: бухгалтерский баланс за 9 месяцев 2008 г., форма № 2 «Отчёт о прибылях и убытках» за 9 месяцев 2008 г.; налоговая отчётность, отчётность по иным обязательным платежам: по налогу на имущество организаций, по налогу на прибыль, по единому социальному налогу, по авансовым платежам на обязательное пенсионное страхование, по налогу на добычу полезных ископаемых, по водному налогу, по регулярным платежам за пользование недрами, по налогу на добавленную стоимость, расчёт платы за негативное воздействие на окружающую среду.

В исправленных счетах-фактурах № 472 от 31.07.2008, № 515 от 31.08.2008, № 595 от 30.09.2008 в графе «Наименование товара (описание выполненных работ, оказанных услуг), имущественного права» описание выполненных услуг указано как «Операторские услуги на месторождениях за июль, август, сентябрь 2008 г. (в том числе содержание и эксплуатация объектов обустройства месторождений, оборудования, инструментов, услуги по текущему ремонту скважин, добыче, сбору, подготовке и транспортировке нефти до пункта сбора и другие)» в рамках договора № 52-2007 от 01.02.2007. В соответствии с п. 1.2 договора № 52-2007 от 01.02.2007 в содержание операторских услуг и работ на месторождениях входят следующие действия (операции): содержание и эксплуатация скважин, объектов обустройства месторождений; управление, содержание и эксплуатация оборудования, инструментов, контрольно-измерительных приборов и аппаратуры Заказчика; текущий ремонт скважин и оборудования; добыча, сбор, подготовка и транспортировка нефти до пункта сбора; подготовка и оформление нормативной и иной разрешительной документации, необходимой для соблюдения требований пользования недрами и окружающей средой, составление и сдача соответствующей отчётности; медицинское обслуживание персонала Заказчика.

Согласно актам № 484 от 31.07.2009, № 528 от 31.08.2008, № 609 от 30.09.2008 и отчетам к указанным актам, в июле, августе, сентябре 2008 г. в рамках договора об операторских услугах на месторождениях ООО «Альянснефтегаз» № 52-2007 от 01.02.2007 ООО «Норд Империал» оказало ООО «Альянснефтегаз» (Заказчик) следующие операторские услуги: содержание и эксплуатация объектов обустройства месторождений; услуги по управлению, содержанию и эксплуатации оборудования, инструментов, контрольно-измерительных приборов и аппаратуры заказчика; услуги по текущему ремонту скважин и оборудования; услуги по добыче, сбору, подготовке и транспортировке нефти до пункта сбора; медицинское обслуживание персонала.

Кроме того, в материалах дела имеются иные документы, позволяющие идентифицировать оказанные услуги и подтверждающие факт их оказания: табеля учёта рабочего времени за июль, август, сентябрь 2008 г. по Нефтепромыслу (цех добычи нефти и газа «Майское»), по Нефтепромыслу (служба супервайзинга), по Нефтепромыслу (служба КИП и А), по транспортному управлению (транспортному участку), по службе пожарной безопасности (службе производственной безопасности), по медицинской службе ЦЦНГ, подтверждающим выполнение работниками ООО «Норд Империал» работ по содержанию и эксплуатации объектов обустройства месторождений, управлению, содержанию и эксплуатации оборудования, инструментов, контрольно-измерительных приборов и аппаратуры, по текущему ремонту скважин, по добыче, сбору, подготовке и транспортировке нефти, по медицинскому обслуживанию; акты № 10-Н от 31.07.2008, № 11-Н от 31.08.2008, № 12-Н от 30.09.2008, подтверждающие количество добытой ООО «Норд Империал» нефти (согласно п. 1.3 договора № 52-2007 от 01.02.2007 в редакции дополнительного соглашения № 1 от 01.07.2007 передача добытой и подготовленной нефти от Исполнителя к Заказчику осуществляется по акту сдачи-приёмки); исполнительные балансы движения нефти и газового конденсата по ООО «Альянснефтегаз» за июль, август, сентябрь 2008 г., подтверждающие количество добытой, транспортированной и сданной ООО «Норд Империал» в систему магистральных нефтепроводов нефти; налоговые декларации ООО «Альянснефтегаз» по налогу на добычу полезных ископаемых за июль, август, сентябрь 2008 г., представленные в Инспекцию, и подтверждающие количество нефти, добытой ООО «Норд Империал» во исполнение договора № 52-2007 от 01.02.2007.

Ссылки Инспекции на то, что представленные налогоплательщиком в ходе проведения налоговой проверки акты не могут рассматриваться в качестве первичных документов, подтверждающих осуществление хозяйственных операций, поскольку не соответствуют требованиям ст. 9 Федерального закона от 21.11.1996 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учёте», отклоняются арбитражным судом, как необоснованные.

В соответствии с п. 2 ст. 9 Федерального закона от 21.11.1996 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учёте» первичные учётные документы принимаются к учёту, если они составлены по форме, содержащейся в альбомах унифицированных форм первичной учётной документации, а документы, форма которых не предусмотрена в этих альбомах, должны содержать следующие обязательные реквизиты: а) наименование документа; б) дату составления документа; в) наименование организации, от имени которой составлен документ; г) содержание хозяйственной операции; д) измерители хозяйственной операции в денежном и натуральном выражении; е) наименование должностей лиц, ответственных за совершение хозяйственной операции и правильность её оформления; ж) личные подписи указанных лиц.

В представленных налогоплательщиком в ходе проведения налоговой проверки актах содержится дата их составления, наименование организации, от имени которой составлен документ (ООО «Норд Империал», ООО «Альянснефтегаз»), содержание хозяйственной операции - услуги по управлению производством: составление производственного плана и отчётов о его исполнении, составление статистической и финансовой отчётности, осуществление планирования и прогнозирования показателей деятельности Заказчика, проведение экономического и финансового анализов деятельности Заказчика, оказание консультационных и информационных услуг с оказанием научно-методической и практической помощи, оказание юридических услуг, оказание услуг по работе с персоналом Заказчика, оказание услуг по настройке и технической поддержке системного и прикладного программного обеспечения, техническому обслуживанию компьютерного парка, оргтехники и средств связи, организация и ведение делопроизводства (по договору № 31-2007 от 01.02.2007); операторские услуги на месторождениях согласно отчёта за июль, август, сентябрь 2008 г. (по договору № 52-2007 от 01.02.2007). В качестве измерителей хозяйственной операции в натуральном выражении указан 1 месяц, в денежном выражении - 16 151 089 руб. 61 коп. без НДС (по договору № 31-2007 от 01.02.2007), 41 277 418 руб. 88 коп. без НДС (по договору № 52-2007 от 01.02.2007). Как следует из указанных актов, они подписаны В.Е. Шафтельским, который является генеральным директором ООО «Норд Империал», ООО «Альянснефтегаз». На всех актах проставлены печати ООО «Норд Империал», ООО «Альяснефтегаз».

Таким образом, представленные в ходе налоговой проверки акты соответствуют требованиям Федерального закона от 21.11.1996 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учёте», то есть являются первичными документами, подтверждающими факт оказания услуг по договорам № 31-2007 от 01.02.2007, № 52-2007 от 01.02.2007.

Поскольку форма таких актов не предусмотрена в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации, а все обязательные реквизиты, установленные статьей 9 Федерального закона от 21.11.1996 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учёте», в них имеются, предъявление Инспекцией дополнительных требований к их содержанию неправомерно. Изложенное соответствует правовой позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, содержащейся в постановлении Президиума от 20.01.2009 № 2236/07.

Подлежат отклонению и доводы ответчика о том, что из содержания счетов-фактур, актов и отчетов невозможно определить объем (количество) оказанных ООО «Норд Империал» услуг для ООО «Альянснефтегаз».

В силу прямого указания закона (подп. 5, 6, 7 п. 5 ст. 169 НК РФ) единица измерения, количество (объем) поставляемых (отгруженных) по счету-фактуре товаров (работ, услуг), исходя из принятых по нему единиц измерения, и цена (тариф) за единицу измерения указываются в счете-фактуре при возможности их указания.

Пунктом 5 статьи 38 НК РФ установлено, что под услугой для целей налогообложения признается деятельность, результаты которой не имеют материального выражения, реализуются и потребляются в процессе осуществления этой деятельности.

Управленческие и операторские услуги не имеют единицы измерения, количественный объем и цену единицы измерения, поскольку не имеют материального выражения.

Ссылаясь на то, что в представленных актах не отражено количество оказанных услуг, налоговый орган не приводит обоснования неправомерности использования выбранной ООО «Норд Империал» единицы измерения как месяц, а также не указывает, в каких единицах должны быть измерены оказанные в рамках договоров № 31-2007 от 01.02.2007, № 52-2007 от 01.02.2007, услуги. Между тем, учитывая специфику деятельности по управлению производством, операторской деятельности, использование единого натурального измерителя, позволяющего оценить как количество отдельных операций (например, консультационное и информационное сопровождение в ходе исполнения производственного плана, годового бюджета, ведение бухгалтерского учёта, техническая поддержка и техническое обслуживание компьютерного парка, содержание объектов обустройства месторождений, оборудования, медицинское обслуживание), так и объём указанной деятельности в целом, невозможно. Специфика деятельности по управлению производством, операторской деятельности, в том числе невозможность фиксации каждой операции, совершаемой в рамках этой деятельности, совершение однотипных операций в каждом месяце, обусловливает тот факт, что цена услуг по договорам № 31-2007 от 01.02.2007, № 52-2007 от 01.02.2007 установлена в виде фиксированной суммы, которая не зависит от количества фактически выполненных операций.

Утверждая о том, что цена оказываемых услуг не может быть одинаковой каждый месяц, налоговый орган не указывает, какому нормативному акту противоречит подобное условие договоров № 31-2007 от 01.02.2007, № 52-2007 от 01.02.2007; по результатам проверки не установлены обстоятельства, свидетельствующие о несоответствии указанных договоров закону, иным нормативным правовым актам, а также уставу общества.

Представленные в ходе проведения налоговой проверки смета административно-управленческих услуг, смета операторских услуг, анализы составления указанных смет, по мнению арбитражного суда, не имеют отношения к решению вопроса о правомерности применения налоговых вычетов по НДС. В указанных документах содержатся пояснения, каким образом формировалась цена услуг по договорам № 31-2007 от 01.02.2007, № 52-2007 от 01.02.2007; данные документы не являются первичными учётными документами. Налоговое законодательство не связывает возможность применения налогового вычета с соблюдением определённой методики, порядка формирования цены оказываемых услуг. В силу принципа свободы договора (ст. 421 ГК РФ) условия договора, в том числе условие о цене, определяется по соглашению сторон.

Является необоснованной и ссылка ответчика на непредставление документов, подтверждающих фактическую сумму расходов, понесенных ООО «Норд Империал» для оказания услуг, выполнения работ по договорам № 31-2007 от 01.02.2007, № 52-2007 от 01.02.2007, т.к. налоговое законодательство не связывает возможность применения налогового вычета с предоставлением налогоплательщиком документов, подтверждающих фактическую себестоимость оказываемых его контрагентом услуг (выполняемых работ). Кроме того, в силу прямого указания п. 1 ст. 40 НК РФ пока не доказано обратное, предполагается, что эта цена соответствует уровню рыночных цен. Доказательств несоответствия установленной цены оказываемых услуг рыночным ценам налоговым органом не представлено.

В судебном заседании установлено, что работы и услуги, выполненные ООО «Норд Империал» в рамках договоров № 31-2007 от 01.02.2007, № 52-2007 от 01.02.2007, приобретались для осуществления операций, облагаемых НДС (реализация нефти). Необходимость получения данных услуг подтверждается, в частности, отсутствием у ООО «Альянснефтегаз» необходимого персонала для осуществления деятельности в сфере добычи полезных ископаемых (выписка из штатного расписания ООО «Альянснефтегаз» на 01.07.2008 – т.1, л.д. 94). Оказанные ООО «Норд Империал» работы, услуги приняты к учёту ООО «Альянснефтегаз», что подтверждается карточками счёта 60.01 (т. 1, л.д. 86-93) и оплачены, что подтверждается платёжными документами (т. 2, л.д. 97-106).

ООО «Норд Империал» данные суммы НДС отражены в составе общей суммы начисленного НДС, что подтверждается книгой продаж ООО «Норд Империал», налоговой декларацией по НДС за 3 квартал 2008 г. (т. 2, л.д. 107-117).

Выводы налогового органа, изложенные в решении от 11.03.2009 № 511, о том, что вычеты, заявленные по договорам № 31-2007 и № 52-2007 от 01.02.2007 экономически нецелесообразны и необоснованны в связи с экономической неоправданностью и документальной неподтвержденностью произведенных ООО «Альянснефтегаз» расходов по вышеуказанным договорам, не подтверждаются материалами дела.

Экономическая обоснованность понесенных налогоплательщиком расходов определяется направленностью этих расходов на получение дохода, то есть обусловленностью экономической деятельности налогоплательщика. Фактическое выполнение услуг по договорам от 01.02.2007 № 31-2007 и № 52-2007 и их оплата подтверждается представленными налоговому органу и в материалы дела доказательствами. Налоговым органом в ходе налоговой проверки не производилась оценка соответствия стоимости услуг по договорам от 01.02.2007 № 31-2007 и № 52-2007 уровню рыночных цен на идентичные (однородные) услуги.

Представленные заявителем подписанные обеими сторонами договоры, акты, отчеты, счета-фактуры, платежные документы являются достаточными для подтверждения реальности оказанных услуг во исполнение договоров от 01.02.2007 № 31-2007 и № 52-2007. Названные документы в полной мере отражают суть хозяйственных операций, их стоимость и реальное осуществление, а также оплату в согласованном сторонами размере. Акты, подписанные обеими сторонами, подтверждают фактическое осуществление хозяйственных операций.

Доказательств, свидетельствующих о том, что услуги, указанные в актах, ООО «Норд Империал» заявителю не оказывало, Инспекцией не представлено. Также не доказано ответчиком, что при заключении договоров от 01.02.2007 № 31-2007 и № 52-2007 ООО «Альянснефтегаз» и ООО «Норд Империал» преследовали цели, связанные с получением необоснованной налоговой выгоды, что в силу разъяснений, изложенных в постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 12.10.2006 № 53 «Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды», влечет отказ в удовлетворении требований налогоплательщиков, связанных с ее получением.

Таким образом, исследовав и оценив в соответствии со статьей 71 АПК РФ материалы дела и представленные документы в совокупности, арбитражный суд считает, что содержащиеся в графах «Наименование товара (описание выполненных работ, услуг)» спорных счетов-фактур описания оказанных услуг, со ссылками на договоры и акты, по которым оказывались услуги, на периоды их выполнения, позволяют идентифицировать оказанные услуги и определить их характер, периоды их выполнения, в связи с чем, отражение в счетах-фактурах обобщенного наименования оказанных услуг со ссылкой на договор, акт, на основании которых осуществляется оказание услуг, в данном случае является допустимым и не противоречит положениям подп. 5 п. 5 ст. 169 НК РФ.

Доводы ответчика являются формальными, тогда как арбитражный суд, при разрешении спора о праве на налоговый вычет, не должен ограничиваться установлением только формальных условий применения норм законодательства о налогах и сборах и в случае сомнений в правомерности применения налогового вычета обязан установить, исследовать и оценить всю совокупность имеющих значение для правильного разрешения дела обстоятельств (оплата покупателем товаров (работ, услуг), фактические отношения продавца и покупателя, наличие иных, помимо счетов-фактур, документов, подтверждающих уплату налога в составе цены товара (работы, услуги), и т.п.).

По мнению арбитражного суда, Инспекцией предъявляются чрезмерные требования о предоставлении обществом кроме актов каких-либо дополнительных документов, в которых отражались бы конкретные действия, услуги, объем, конкретные работы, при том, что сам налоговый орган не указывает, какие конкретно документы необходимы и что в них конкретно должно быть отражено.

Таким образом, ООО «Альянснефтегаз» соблюдены все условия применения налоговых вычетов, установленные ст.ст. 171, 172 НК РФ, в частности, работы и услуги, выполненные ООО «Норд Империал» во исполнение договоров № 31-2007 от 01.02.2007, № 52-2007 от 01.02.2007, приобретались для осуществления операций, облагаемых НДС (реализация нефти); работы, услуги приняты к учёту; счета-фактуры и акты соответствуют требованиям, установленным законодательством, в связи с чем отказ в применении налоговых вычетов по НДС в размере 31 011 394 руб. по счетам-фактурам, выставленным ООО «Норд Империал» в рамках исполнения договора на оказание услуг по управлению производством № 31-2007 от 01.02.2007, договора об операторских услугах и работах на месторождениях № 52-2007 от 01.02.2007, является неправомерным и нарушает права и законные интересы ООО «Альянснефтегаз».

Арбитражным судом не принимается довод представителей Инспекции о преюдициальном значении решения Арбитражного суда Томской области от 12.03.2009 по делу № А67-283/08, постановления Седьмого арбитражного апелляционного суда от 09.06.2009 и постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 21.09.2009 № Ф04-5723/2009(20025-А67-14) по этому же делу, т.к. предметом рассмотрения указанного дела являлось другое решение Инспекции, исследовались другие счета-фактуры, акты, относящиеся к другому налоговому периоду.

Оценка же доказательств в соответствии со статьей 71 АПК РФ производится арбитражным судом по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств; суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности; каждое доказательство подлежит оценке арбитражным судом наряду с другими доказательствами; никакие доказательства не имеют для арбитражного суда заранее установленной силы.

В соответствии с ч. 2 ст. 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.

Поскольку решение Инспекции от 11.03.2009 № 25 «О частичном отказе в возмещении сумы НДС, заявленной к возмещению» в части отказа ООО «Альянснефтегаз» в возмещении НДС за 3 квартал 2008 г. в сумме 31 011 394 руб. не соответствует положениям законодательства о налогах и сборах и нарушает права и законные интересы ООО «Альянснефтегаз» в сфере предпринимательской деятельности, указанное решение в обжалуемой части подлежит признанию недействительным.

Понесенные заявителем расходы на уплату государственной пошлины за подачу заявления в размере 2 000 руб. (платежное поручение № 849 от 01.06.2009) на основании ст. 110 АПК РФ подлежат взысканию с Инспекции как со стороны по делу.

При этом суд, взыскивая с ответчика уплаченную истцом в бюджет государственную пошлину, возлагает на ответчика обязанность не по уплате государственной пошлины в бюджет, а по компенсации истцу денежных сумм, равных понесенным им судебным расходам. То обстоятельство, что в конкретном случае ответчиком является государственный орган, освобожденный от уплаты государственной пошлины на основании подп. 1 п. 1 ст. 333.37 НК РФ, не должно влечь отказ истцу в возмещении его судебных расходов. Оснований для возврата из бюджета уплаченной заявителем по настоящему делу государственной пошлины нет, в данном случае такой возврат нормами законодательства о налогах и сборах, подлежащего применению в соответствии со ст. 104 АПК РФ, не предусмотрен.

На основании изложенного руководствуясь статьями 110, 167 - 170, 197 - 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:

Решение Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Томску от 11.03.2009 № 25 «О частичном отказе в возмещении суммы налога на добавленную стоимость, заявленной к возмещению», проверенное на соответствие требованиям Налогового кодекса Российской Федерации, признать недействительным в части отказа обществу с ограниченной ответственностью «Альянснефтегаз» в возмещении налога на добавленную стоимость за 3 квартал 2008 г. в сумме 31 011 394 руб.

Обязать Инспекцию Федеральной налоговой службы по г. Томску устранить допущенные нарушения прав и законных интересов общества с ограниченной ответственностью «Альянснефтегаз».

Взыскать с Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Томску в пользу общества с ограниченной ответственностью «Альянснефтегаз» судебные расходы в виде государственной пошлины в размере 2 000 (две тысячи) рублей.

На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в арбитражный суд апелляционной инстанции в течение месяца со дня принятия.

Судья И.Н. Сенникова