НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение АС Томской области от 08.02.2017 № А67-6706/16

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ТОМСКОЙ ОБЛАСТИ

                          634050 пр. Кирова д. 10, г. Томск, тел. (3822)284083, факс (3822)284077,  http://tomsk.arbitr.ru, e-mail: tomsk.info@arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Томск                                                                                                      Дело № А67-6706/2016

08 февраля 2017 года оглашена резолютивная часть

Судья Арбитражного суда Томской области Ю.М. Сулимская,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Помазаном А.Н.,

рассмотрев в судебном заседании материалы дела по заявлению

индивидуального предпринимателя ФИО1 (634062, г. Томск, ОГРНИП <***>, ИНН <***>) к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Томской области (<...>, ОГРН <***>, ИНН <***>) с привлечением к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, Управления дорожной деятельности, благоустройства и транспорта администрации города Томска (634050, <...>, ОГРН <***>, ИНН  <***>), Администрации г.Томска (634050, <...>, ОГРН <***>, ИНН <***>), ООО «Транспортная фирма «Движение-2000» ОГРН <***> ИНН <***> <...>),

о признании незаконным и отмене Решения от 19.07.2016 по делу № 03-10/126-16

При участии в заседании:

От Заявителя: ФИО2 (паспорт, доверенность от 14.12.2016), ФИО3 (паспорт, доверенность от 10.01.2017),

От Ответчика: ФИО4 (удостоверение, доверенность от 10.01.2017), ФИО5 (удостоверение, доверенность от 10.01.2017г.),

От Третьего лица (Администрации г.Томска): ФИО6 (удостоверение, доверенность от 30.12.2016г.),

От Третьего лица (Управления дорожной деятельности, благоустройства и транспорта администрации города Томска): ФИО7 (удостоверение, доверенность от 02.09.2016г.),

От Третьего лица (ООО «Транспортная фирма «Движение-2000»): без участия (ходатайство)

УСТАНОВИЛ:

Индивидуальный предприниматель ФИО1 обратился в арбитражный суд с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Томской области о признании незаконным и отмене решения от 19.07.2016 по делу № 03-10/126-16. Также заявитель в качестве способа защиты права просит обязать ответчика выдать Управлению дорожной деятельности, благоустройства и транспорта администрации города Томска предписание об устранении нарушений. Определениями от 16.09.2016г., 19.10.2016г. к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Управление дорожной деятельности, благоустройства и транспорта администрации города Томска, Администрация г.Томска, ООО «Транспортная фирма «Движение-2000». Определением суда от 10.01.2017 г. судебное заседание по делу отложено на 08.02.2017.

Третье лицо (ООО «Транспортная фирма «Движение-2000») в судебное заседание не явился, в материалах дела имеется ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие. Дело рассмотрено в соответствии со ст. 156 АПК РФ в отсутствие надлежащим образом уведомленного указанного третьего лица.

В судебном заседании представители заявителя настаивали на удовлетворении заявленных требований по основаниям, изложенным в заявлении, в том числе, указали, что оспариваемое решение вынесено незаконно и необоснованно, выводы антимонопольного органа об отсутствии в действиях заказчика нарушений при проведении аукциона необоснованны, поскольку заказчиком при порядке организации и проведения торгов, были совершены действия, не соответствующие  Федеральному закону от 05.04.2016 №44-ФЗ «О контрактной  системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», а также Федеральному закону от 13.07.2015 № 220-ФЗ «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», которые привели к невозможности участия заявителя при проведении аукциона.

Представители ответчика возражали против удовлетворения требований, по основаниям, изложенным в отзыве на заявление, дополнительных пояснениях, в том числе, указали, что оспариваемое Решение принято в соответствии с действующим законодательством. При рассмотрении жалобы комиссия не установила нарушений при организации и проведении аукциона, все требования законодательства заказчиком были соблюдены. Нарушений в ходе проведения внеплановой проверки антимонопольным органом не допущено. Кроме того, заявителем не указано какая норма права была нарушена ответчиком при вынесении оспариваемого решения, а также, не указаны права предпринимателя, которые были нарушены оспариваемым актом.

Представители Администрации г.Томска, Управления дорожной деятельности, благоустройства и транспорта администрации города Томска просили отказать в удовлетворении требований заявителя по основаниям, изложенным в отзывах на заявление и дополнительных пояснениях к ним. Указали, что при организации и проведении аукциона нарушений действующего законодательства не допущено, все необходимые документы были представлены и рассмотрены.

ООО «Транспортная фирма «Движение-2000» в представленном в материалы дела отзыве просило отказать в удовлетворении требований заявителя.

Более подробно доводы лиц, участвующих в деле, изложены в заявлении, отзывах на заявление, письменных пояснениях, возражениях. Суд, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, исследовав представленные в материалы дела доказательства, считает установленными следующие обстоятельства.

Как следует из материалов дела, ФИО1 зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя за ОГРНИП <***>, ИНН <***>.

05.07.2016 года на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок - www.zakupki.gov.ru (далее - официальный сайт) размещено извещение о проведении электронного аукциона «работы (услуги), связанные с осуществлением регулярных перевозок по регулируемым тарифам по муниципальному маршруту №11» (т.2 л.д. 104-110). Начальная (максимальная) цена контракта - 3000руб. На участие в электронном аукционе подано 22 заявки. Согласно протоколу № 917 рассмотрения первых частей заявок на участие в данном электронном аукционе от 15.07.2016 первая часть заявки участников с порядковыми номерами 1-22 соответствуют требованиям, установленным документацией об электронном аукционе, они допущены к участию и признаны участниками электронного аукциона (т. 5 л.д. 41-47).

Согласно протоколу №1198 подведения итогов электронного аукциона от 29.08.2016 вторая часть заявки участников электронного аукциона с порядковыми номерами 11, 3, 16, 19, 1, признаны соответствующей требованиям аукционной документации, а участник электронного аукциона (ООО «Транспортная фирма «Движение-2000») признан победителем электронного аукциона на право заключить муниципальный контракт на выполнение работ (оказание услуг), связанных с осуществлением регулярных перевозок по регулируемым тарифам по муниципальному маршруту №11 (т.1 л.д. 44-47).

12.09.2016 между Управлением дорожной деятельности, благоустройства и транспорта администрации Города Томска от имени муниципального образования» Город Томск», именуемое в дальнейшем «Заказчик», в лице заместителя Мэра Города Томска - начальника управления дорожной деятельности, благоустройства и транспорта администрации Города Томска Хана В.П., действующего на основании Положения об управлении дорожной деятельности, благоустройства и транспорта администрации Города Томска с одной стороны и Обществом с ограниченной ответственностью «Транспортная фирма «Движение-2000», именуемым в дальнейшем «Исполнитель», в лице директора ФИО8, действующего на основании Устава, с другой стороны, заключен Муниципальный контракт № Ф.2016.250372 на выполнение работ (оказание услуг), связанных с осуществлением регулярных перевозок по регулируемым тарифам по муниципальному маршруту № 11 «Сосновый бор - микрорайон Подсолнухи» (т.1 л.д. 48-62).

Индивидуальный предприниматель ФИО1 13.07.2016 обратился в Томское УФАС России с жалобой на действия заказчика при проведении электронного аукциона «Работы (услуги), связанные с осуществлением регулярных перевозок по регулируемым тарифам по муниципальному маршруту № 11».

Решением Управления Федеральной антимонопольной службы по Томской области от 19.07.2016 по делу № 03-10/126-16, жалоба ФИО1 на действия заказчика - Управления дорожной деятельности, благоустройства и транспорта администрации Города Томска при проведении электронного аукциона «Работы (услуги), связанные с осуществлением регулярных перевозок по регулируемым тарифам по муниципальному маршруту № 11» признана необоснованной.

Считая, что Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Томской области от 19.07.2016 вынесено незаконно и необоснованно, нарушает права и законные интересы заявителя, индивидуальный предприниматель ФИО1 обратился в суд с настоящим заявлением.

Арбитражный суд, рассмотрев требования заявителя, возражения на них ответчика, пояснения третьих лиц, установив предмет спора, исследовав доказательства, представленные лицами, участвующими в деле, определив характер спорного правоотношения и применив законодательство, считает, что требования заявителя не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с ч.1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно ч. 4 ст. 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Из положений статьи 13 Гражданского кодекса Российской Федерации, части 1 статьи 198, части 2 статьи 201 АПК РФ, пункта 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 № 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» следует, что основанием для принятия решения суда о признании оспариваемого ненормативного акта недействительным, решения, действий (бездействия) незаконными являются одновременно как их несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом, решением, действиями (бездействием) прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.

Таким образом, в круг обстоятельств, подлежащих установлению при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных актов, решений, действий (бездействия) органов и должностных лиц, входят проверка соответствия оспариваемого акта, решения, действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и проверка факта нарушения оспариваемым актом, решением, действиями (бездействием) прав и законных интересов заявителя. Из содержания приведенных правовых норм вытекает, что удовлетворение требований о признании незаконными актов, действий (бездействия) государственных органов и должностных лиц возможно лишь при наличии совокупности двух условий, а именно нарушения прав и интересов заявителя и несоответствия оспариваемых актов, действий (бездействия) органов и должностных лиц нормам закона или иного правового акта.

Отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд, регулируются Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее –  Федеральный закон № 44-ФЗ).

В соответствии с ч. 1 ст. 22 Федерального закона №44-ФЗ начальная (максимальная) цена контракта и в предусмотренных настоящим Федеральным законом случаях цена контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), определяются и обосновываются заказчиком посредством применения следующего метода или нескольких следующих методов: 1) метод сопоставимых рыночных цен (анализа рынка); 2) нормативный метод; 3) тарифный метод; 4) проектно-сметный метод; 5) затратный метод.

Тарифный метод применяется заказчиком, если в соответствии с законодательством Российской Федерации цены закупаемых товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд подлежат государственному регулированию или установлены муниципальными правовыми актами. В этом случае начальная (максимальная) цена контракта, цена контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), определяются по регулируемым ценам (тарифам) на товары, работы, услуги (ч. 8 ст. 22 Федерального закона №44-ФЗ).

При этом ч. 6 указанной статьи установлено, что метод сопоставимых рыночных цен (анализа рынка) является приоритетным для определения и обоснования начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем). Использование иных методов допускается в случаях, предусмотренных частями 7 - 11 настоящей статьи.

Способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) установлены ст. 24 Федерального закона №44-ФЗ, заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) (ч.1). Конкурентными способами определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) являются конкурсы (открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, закрытый конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс), аукционы (аукцион в электронной форме (далее также - электронный аукцион), закрытый аукцион), запрос котировок, запрос предложений (ч.2).

Согласно ч.1 ст. 59 Федерального закона №44-ФЗ под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.

Пунктом 1 части 1 статьи 64 Федерального закона №44-ФЗ установлено, что  документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию: наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.

К документации об электронном аукционе прилагается проект контракта, который является неотъемлемой частью этой документации (ч.4 ст. 64 указанного закона).

Согласно п.п. 1 ч. 1 ст.33 указанного федерального закона заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами, а именно, описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта.

Документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться (ч.2).

Не допускается включение в документацию о закупке (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена настоящим Федеральным законом (ч.3).

Отношения по организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом (далее - регулярные перевозки), в том числе отношения, связанные с установлением, изменением, отменой маршрутов регулярных перевозок, допуском юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к осуществлению регулярных перевозок, использованием для осуществления регулярных перевозок объектов транспортной инфраструктуры, а также с организацией контроля за осуществлением регулярных перевозок регулирует Федеральный закон от 13.07.2015 № 220-ФЗ «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Федеральный закон №220-ФЗ), в соответствии с п.п. 16, 17 ст. 3 которого определено, что вид регулярных перевозок - регулярные перевозки по регулируемым тарифам или регулярные перевозки по нерегулируемым тарифам; регулярные перевозки по регулируемым тарифам - регулярные перевозки, осуществляемые с применением тарифов, установленных органами государственной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления, и предоставлением всех льгот на проезд, утвержденных в установленном порядке.

Частью 2 статьи 14 Федерального закона №220-ФЗ предусмотрено, что осуществление регулярных перевозок по регулируемым тарифам обеспечивается посредством заключения уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или уполномоченным органом местного самоуправления либо иным государственным или муниципальным заказчиком государственных или муниципальных контрактов в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, с учетом положений настоящего Федерального закона.

Иными словами, из системного толкования Федерального закона № 220-фз в зависимости от вида регулярных перевозок предусматривает два вида допуска на маршрут юридических и физических лиц:

1)в отношении регулярных перевозок по регулируемым тарифам - путем заключения муниципальных контрактов в порядке, предусмотренном Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд;

2)в отношении регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам - путем выдачи на конкурсной (либо в случаях, предусмотренных Законом - бесконкурсной) основе свидетельств об осуществлении перевозок по муниципальному маршруту.

При этом, ч.2 ст. 59 Федерального закона № 44-ФЗ установлено, что заказчик обязан проводить электронный аукцион в случае, если осуществляются закупки товаров, работ, услуг, включенных в перечень, установленный Правительством Российской Федерации, либо в дополнительный перечень, установленный высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения нужд субъекта Российской Федерации, за исключением случаев закупок товаров, работ, услуг путем проведения запроса котировок, запроса предложений, осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) с учетом требований настоящего Федерального закона. Включение товаров, работ, услуг в указанные перечни осуществляется в случае одновременного выполнения соответствующих условий. Заказчик имеет право осуществлять путем проведения электронного аукциона закупки товаров, работ, услуг, не включенных в указанные в части 2 настоящей статьи перечни (ч.3).

В соответствии с Постановлением администрации Города Томска от 25.01.2016 №34 «Об утверждении реестра муниципальных маршрутов регулярных перевозок на территории муниципального образования «Город Томск» определено, что с 01.01.2017 г. лица, осуществляющие перевозки, будут определены по результатам проведенных процедур в соответствии с Федеральным законом № 44-ФЗ.

Перечень товаров, работ, услуг, при закупке которых заказчик обязан проводить аукцион в электронной форме, утвержден Распоряжением Правительства РФ от 21.03.2016 № 471-р, и включает в себя услуги сухопутного и трубопроводного транспорта (код 49) (к которым относятся услуги по регулярным  внутригородским и пригородным перевозкам  пассажиров автобусным транспортом (код 49.31.21.110 по «ОК 034-2014 (КПЕС 2008). Общероссийский классификатор продукции по видам экономической деятельности», утв. Приказом Росстандарта от 31.01.2014 № 14-ст).

Согласно письмам Министерства экономического развития РФ от 05.05.2016 № Д28и-1237, от 19.10.2016 № Д28и-2760, контракт на выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным транспортом по регулируемым тарифам, может быть заключен только по результатам проведения электронного аукциона, запроса котировок, запроса предложений или у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) с учетом установленных Федеральным законом № 44-ФЗ и Федеральным законом № 220-ФЗ ограничений. Процедура открытого конкурса в соответствии с действующим законодательством на заключение такого контракта не предусмотрена, поскольку услуги по перевозке пассажиров и багажа включены в Перечень товаров, работ, услуг, в случае осуществления закупок которых заказчик обязан проводить аукцион в электронной форме (электронный аукцион), утвержденный Распоряжением Правительства Российской Федерации от 21.03.2016 г. № 471-р.

С учетом изложенного, при рассмотрении вопроса об обоснованности проведения аукциона на заключение контракта на выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным транспортом по регулируемым тарифам, в электронной форме, суд пришел к выводу, о том, что заказчик обоснованно провел аукцион по данному виду деятельности с учетом  установленных Федеральным законом № 44-ФЗ требований, в связи с чем доводы заявителя в данной части нельзя признать обоснованными.

Как следует из оспариваемого Решения от 19.07.2016г., УФАС по Томской области  при рассмотрении дела №03-10/126-16 были установлены следующие обстоятельства.

Извещение № 0165300010516000621 о проведении электронного аукциона и документация об электронном аукционе опубликованы на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru - 05.07.2016. Начальная (максимальная) цена контракта составляет 3000 руб. Заказчик - Управление дорожной деятельности, благоустройства и транспорта Администрации Города Томска. Уполномоченный орган - Администрация Города Томска. Предмет аукциона: работы (услуги), связанные с осуществлением регулярных перевозок по регулируемым тарифам по муниципальному маршруту №11.

В соответствии с п.2 ст.42 Федерального закона 44-ФЗ в извещении об осуществлении закупки должно содержаться краткое изложение условий контракта, содержащее наименование и описание объекта закупки с учетом требований, предусмотренных ст.33 настоящего Федерального закона, информацию о количестве и месте доставки товара, являющегося предметом контракта, месте выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, а также сроки поставки товара или завершения работы либо график оказания услуг, начальная (максимальная) цена контракта, источник финансирования.

Согласно извещению о проведении электронного аукциона начальная максимальная цена контракта установлена в размере 3000 рублей. Пунктом 11 документации электронного аукциона установлено, что начальная максимальная цена контракта определена методом сопоставимых рыночных цен (анализ рынка).

Согласно доводам представителя заявителя, заказчик разместил извещение об аукционе в электронной форме с недостоверной информацией о начальной максимальной цене контракта.

Как указывалось выше, в соответствии с п.1 ч.1 ст.64 Федерального закона 44-ФЗ документация об электронном аукционе должна содержать информацию о наименовании и описание объекта закупки контракта в соответствии со ст. 33 Федерального закона №44-ФЗ, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.

Как следует из материалов дела, в ходе рассмотрения жалобы антимонопольный орган исследовав представленные заказчиком и уполномоченным органом документы, установил, что 01.07.2016 заказчиком направлены запросы о предоставлении ценовой информации 5  подрядчикам (исполнителям) с указанием информации о предмете, объеме закупки (путь следования, протяженность оборотного рейса, количество рейсов, интервал, количество транспортных средств и т.п.), получено 3 коммерческих предложения о стоимости работ (оказания услуг) по заключению муниципального контракта (т.2 л.д. 150-152, т.3 л.д. 1-71).

В связи с изложенным суд не может признать обоснованными доводы заявителя в данной части, поскольку на основании полученных материалов антимонопольным органом сделан обоснованный вывод о том, что документация об электронном аукционе № 0165300010516000621 содержит обоснование начальной (максимальной) цены контракта на основании расчета среднего арифметического значения цены контракта, исходя из трех коммерческих предложений поставщиков, которые содержали стоимость выполнения работ (оказания услуг) в размере 3000 рублей.

В связи с чем, сделал вывод о том, что начальная максимальная цена контракта правомерно определена методом сопоставимых рыночных цен в соответствии с положениями ст. 22 Федерального закона №44-ФЗ.

Кроме того, проверка достоверности расчета не входит в компетенцию антимонопольного органа, в соответствии с положениями п. 3 ч. 8 ст. 99 Федерального закона №44-ФЗ контроль обоснования начальной (максимальной) цены контракта осуществляют органы внутреннего государственного (муниципального) контроля.

При этом, суд не принимает доводов представителей заявителя об отсутствии расчета цены услуги в используемых третьим лицом сведениях (в целях расчета НМЦК - начальной (максимальной) цены контракта) со ссылкой на п. 3.13  Методических рекомендаций по применению методов определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), утвержденных Приказ Минэкономразвития России от 02.10.2013 г. № 567, так как указания, изложенные в данном пункте, носят рекомендательный характер.

В соответствии с п.1 ч.1 ст.33 Федерального закона № 44-ФЗ описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.

Согласно ч.4 ст.64 Федерального закона № 44-ФЗ к документации об электронном аукционе прилагается проект контракта, который является неотъемлемой частью этой документации.

Как следует из материалов дела, в пункте 3 и 5 документации о закупке указано, функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки, объем подлежащей выполнению работы, оказанию услуги, количество закупаемого товара указаны в техническом задании на выполнение работ (оказание услуг), связанных с осуществлением регулярных перевозок по регулируемым тарифам по муниципальному маршруту № 11.

В Техническом задании (т.1 л.д. 140-151) указаны необходимые требования к транспортным средствам, режим работы, включающий в себя протяженность маршрута, количество рейсов и иную исчерпывающую информацию. В описании объекта закупки имеется схема движения транспортных средств, перечень остановочных пунктов по муниципальному маршруту.

Исследовав материалы дела, суд делает вывод о том, что наименование и описание объекта закупки соответствует требованиям, предусмотренным статьей 33 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ; объектом закупки являются услуги по регулярным внутригородским и пригородным перевозкам пассажиров автобусным транспортом код по коду ОКДП 2: 49.31.21.110.

В Техническом задании указаны режим работы исполнителя, протяженность маршрута, количество рейсов, начало, окончание работы, интервал движения, иные показатели, характеризующие объем работ (оказание услуг). В извещении и документации указано, что исполнитель выполняет указанный объем работ по цене контракта.  Аналогичные сведения указаны в проекте контракта (т.1 л.д. 153-182).

Как указывалось выше, не допускается включение в документацию о закупке, в том числе, в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена настоящим Федеральным законом (ч.3 ст.33 Федерального закона №44-ФЗ).

Между тем, суд обращает внимание, что требования, предусмотренные п.п. 2.4, 2.6, 2,7 Технического задания документации электронного аукциона установлены не к участнику, а к исполнителю услуги в соответствии требованиями законодательства, регламентирующих сферу деятельности выполняемых работ (оказываемых услуг), являющихся предметом контракта. Требования, предъявляемые к участникам электронного аукциона, установлены заказчиком в п. 16 документации электронного аукциона, где отсутствуют требования к квалификации участника закупки, опыту работы.

В соответствии с п.2.6 Технического задания установлено, что исполнитель обязан обеспечить стоянку транспортных средств, используемых для осуществления регулярных перевозок, в ночное время в соответствии со следующими требованиями: в отсутствие водителя стоянка транспортного средства, используемого для осуществления регулярных перевозок, с 22:00 до 06:00 должна осуществляться на стоянках (парковках), соответствующих требованиям, установленным действующим законодательством.

Из п. 6 Приложение 1 к техническому заданию («Режим работы по муниципальному маршруту регулярных перевозок № 11 «Сосновый бор - микрорайон Подсолнухи») следует, что время отправления последнего рейса от начального остановочного пункта маршрута не ранее 22.30 ежедневно (т.1 л.д. 148).

Таким образом, ответчик пришел к обоснованному выводу о том, что п.2.6 Технического задания не противоречит п.6 Приложения 1 к техническому заданию, поскольку время окончания у подвижных составов (автобусов) разное и требование по времени обеспечения стоянки с 22:00 до 06:00 установлено для тех автобусов, которые к указанному времени закончили работу на линии.

В ходе судебного разбирательства представители заявителя, в том числе, со ссылкой на п. 2.4 Технического задания указали, что не представляется возможным определить, что подразумевается под определением  «персонал, обслуживающий пассажиров».

Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии Министерства промышленности и торговли РФ от 12.12.2014 № 2020-ст «О принятии и введении в действие общероссийского классификатора занятий (ОКЗ) ОК 010-2014 (МСКЗ-08) определено понятие «обслуживающий персонал в путешествиях, на общественном транспорте и гиды (подгруппа 511)», который оказывает различные индивидуальные услуги, связанные с путешествиями на самолете, в поезде, на судне, в автобусе или других транспортных средствах, а также с сопровождением отдельных лиц или групп лиц в туристических поездках, при осмотре достопримечательностей и на экскурсиях.

К выполняемым обязанностям обслуживающего персонала на общественном транспорте относят обеспечение комфорта и безопасности пассажиров; предоставление информации и ответов на вопросы, связанные с поездкой; сбор или выдачу билетов в общественном транспорте. К обслуживающему персоналу относят проводников, кондукторов и гидов.

Кондукторы общественного транспорта проверяют и выдают билеты и обеспечивают безопасность и комфорт пассажиров поездов, трамваев, автобусов и другого общественного транспорта. В их обязанности входит: сбор платы и выдача билетов, проверка проездных документов и билетов, выданных ранее; оказание содействия при посадке, размещении и обращении с багажом по мере необходимости, в первую очередь пожилым, больным пассажирам или инвалидам, а также пассажирам с детьми; открытие и закрытие дверей для пассажиров; проверка безопасности оборудования до отправления; подача сигналов водителям для остановки или отправления; приветствие пассажиров при посадке на транспортные средства и объявление маршрутов и остановок; обеспечение соблюдения требований безопасности; реагирование на просьбы и жалобы пассажиров и предоставление информации об остановках и пересадках; принятие необходимых мер при возникновении непредвиденных ситуаций или при несчастных случаях; подсчет проданных билетов и сдача наличной выручки.

Учитывая изложенное, суд признает обоснованным использование заказчиком данного понятия в конкурсной документации.

Довод заявителя об отсутствии в Техническом задании условий, указанных в п.п. 4.1.8, 4.1.9, 4.1.26, 4.1.32 проекта муниципального контракта, не находит подтверждения по следующим основаниям.

Согласно п. 4.1.8 проекта контракта содержит условие об осуществлении регулярных перевозок пассажиров и багажа ежегодно 31 декабря, 1-3 января, 1 и 9 мая, в День Томича, в день города Томска и соответствии с отдельно согласованными с заказчиком схемой движения транспортных средств, расписанием, количеством рейсов, установлено Заказчиком в п.8 Приложения 1 к техническому заданию на выполнение работ (оказание услуг), связанных с осуществлением регулярных перевозок по регулируемым тарифам по муниципальному маршруту № 11 «Сосновый бор - микрорайон Подсолнухи».

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 14.02.2009 № 112 «Об утверждении Правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом» в случае, если потребность в регулярных перевозках пассажиров и багажа существенно зависит от времени года или дней недели, расписание может составляться на летний и осенне-зимний периоды года и (или) отдельно для рабочих, выходных и праздничных дней.

Пункт 4.1.9 проекта контракта содержит требование о допуске к работе сотрудников, квалификация, стаж работы, иные профессиональные характеристики водителей содержаться в пп.1 пункта 2.4. Технического задания на выполнение работ (оказание услуг) связанных с осуществлением регулярных перевозок по регулируемым тарифам по муниципальному маршруту № 11 «Сосновый бор - микрорайон Подсолнухи».

Требование об обеспечении постоянной видео фиксации в салоне и по пути следования (п. 4.1.26 проекта контракта) установлено в таблице пункта 1 «Требования к транспортным средствам» в Техническом задании на выполнение работ (оказание услуг), связанных с осуществлением регулярных перевозок по регулируемым тарифам по муниципальному маршруту № 11 «Сосновый бор - микрорайон Подсолнухи».

В п.2.4. проекта контракта установлено, что исполнитель оставляет полученную им плату за проезд пассажиров и провоз багажа в своем распоряжении, в том числе, наличные денежные средства, полученные от пассажиров, перечисления денежных средств за перевозку пассажиров по системам безналичного расчета, перечисления средств по безналичному расчету за предоставление права льготного проезда отдельным категориям граждан, установленным законами Томской области.

Размер и порядок предоставления компенсации за предоставление права льготного проезда регулируется законами Томской области от 30.12.2014 №199-03 «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан, проживающих на территории Томской области, по оплате проезда на общественном транспорте», Постановлением Администрации Томской области от 27.02.2015 № 71а.

Согласно п.п. д) п. 12 ч.2.4 Технического задания кондуктор, иной персонал, обслуживающий пассажиров, обязан иметь при себе и знать перечень категорий пассажиров, имеющих право льготного и бесплатного проезда, руководствоваться им в работе. Знать образцы документов, на основании которых предоставляется право бесплатного и льготного проезда на городском пассажирском транспорте.

В соответствии с проектом контракта, исполнитель принимает на себя обязательство по перевозке пассажиров по регулируемым тарифам, которые установлены Постановлением № 1360 на перевозку пассажиров в размере 17 руб. за 1 поездку, на перевозку пассажиров-пенсионеров, получающих трудовую пенсию по старости женщины, достигшие возраста 55 лет и старше, мужчины, достигшие возраста 60 лет и старше при предъявлении в развернутом виде пенсионного удостоверения и паспорта гражданина - 14 руб. за 1 поездку, на перевозку багажа - 10 руб. за 1 место с учетом последующего планируемого изменения тарифов ежегодно после 01.01.2017 с применением методов тарифного регулирования.

С учетом изложенного, оснований для признаний условия, предусмотренного п.2.4 проекта муниципального контракта, нарушающим нормы Федерального закона №44-ФЗ не имелось.

Также суд признает необоснованным довод представителей заявителя о том, что признание перевозки регулярной по регулируемым тарифам возможно, только если в ней предусмотрено предоставление всех льгот на проезд, утвержденных в установленном порядке по следующим основаниям.

В соответствии с п.1 ст. 20 Федерального закона № 220-ФЗ органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления вправе предоставить отдельным категориям граждан за счет средств соответственно бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов льготы на проезд при осуществлении регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам по муниципальным маршрутам регулярных перевозок, при условии согласования с юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем, участниками договора простого товарищества, которым выдано свидетельство об осуществлении перевозок по соответствующему маршруту, размеров компенсации недополученных доходов, связанных с предоставлением таких льгот.

Учитывая изложенное, суд признает обоснованным довод о том, что предоставление льгот на проезд возможно и по нерегулируемым тарифам.

При этом суд не принимает доводов со ссылкой на п.п.17  п.1 ст.3 Федерального закона № 220-ФЗ, в соответствии с которой регулярные перевозки по регулируемым тарифам - регулярные перевозки, осуществляемые с применением тарифов, установленных органами государственной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления, и предоставлением всех льгот на проезд, утвержденных в установленном порядке, так как, как следует из вышеуказанной нормы права, осуществление перевозок по регулируемым тарифам должно производиться перевозчиком с предоставлением всех льгот, которые установлены на законодательном уровне, вне зависимости от того, установлены ли они  в техническом задании. Например, Порядок предоставления субсидии на возмещение затрат перевозчикам, осуществляющим перевозку граждан на основании социального проездного талона утвержден Постановлением Администрации Томской области от 27.02.2015 г. № 71а.

В соответствии со ст.37 Федерального закона № 220-ФЗ юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, уполномоченный участник договора простого товарищества, с которыми заключен государственный или муниципальный контракт либо которым выдано свидетельство об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок, обязаны направлять в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный орган местного самоуправления, заключившие данный государственный или муниципальный контракт либо выдавшие данное свидетельство, ежеквартальные отчеты об осуществлении регулярных перевозок. Форма отчёта утверждена Приказом Министерства транспорта РФ № 367 от 16.12.2015 года.

В соответствии с п. 4.1.32 проекта муниципального контракта, установлена обязанность предоставлять заказчику в установленном порядке ежеквартальный отчёт об осуществлении регулярных перевозок по форме, установленной федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции то выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта.

В связи с изложенным суд находит обоснованными доводы антимонопольного органа в данной части.

Согласно 3.30 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного  Приказом ФАС России от 19.11.2014 г. № 727/14 (Зарегистрировано в Минюсте России 27.02.2015 № 36262) комиссия при рассмотрении жалобы проводит в соответствии с ч.15 ст. 99 Закона о контрактной системе и настоящим Регламентом внеплановую проверку соблюдения законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд при определении поставщика (подрядчика, исполнителя). Внеплановая проверка проводится одновременно с рассмотрением жалобы.

При этом проверяется соответствие действий (бездействия) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностных лиц контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки, в том числе не указанных в жалобе, а также документов по организации и осуществлению закупки, являющейся предметом жалобы, требованиям законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Как следует из оспариваемого Решения от 19.07.2016г., УФАС по Томской области провело внеплановую проверку материалов электронного аукциона на право заключения муниципального контракта по оказанию услуг по выполнению работ (осуществлению услуг), связанных с осуществлением регулярных перевозок по регулируемым тарифам по муниципальному маршруту № 11, нарушений законодательства о контрактной системе в сфере закупок не выявлено.

При этом, суд признает обоснованным довод о том, что проверка соответствия действий (бездействия) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностных лиц, в том числе, не указанных в жалобе, а также документов по организации и осуществлению закупки, являющейся предметом жалобы, требованиям законодательства не означает, что антимонопольный орган должен в решении описать все положения конкурсной документации и дать им соответствующую оценку.

Кроме этого, согласно ст. 65 АПК РФ заявитель должен доказать, каким образом оспариваемое решение нарушает его права и законные интересы, а также в защиту и на восстановление каких прав предъявлены заявлены указанные требования. Согласно ст. 4 АПК РФ заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном АПК РФ. Судебная защита нарушенных прав направлена на восстановление прав, целью защиты является восстановление нарушенного или оспариваемого права, избранный стороной способ защиты нарушенного права должен соответствовать такому праву и быть направлен на его восстановление. Целью обращения в суд является именно восстановление нарушенного права, в связи с чем ст. 201 АПК РФ предусмотрена необходимость указания в резолютивной части решения на обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя. В этой связи в ст. 198 АПК РФ указывается на право обращения в суд с заявлением об оспаривании ненормативного акта при наличии в совокупности двух признаков - нарушения закона и одновременно нарушения прав и законных интересов обратившегося за судебной защитой лица.

В обоснование нарушенного права заявитель указал, что он осуществляет предпринимательскую деятельность в области перевозок,  как возможный участник закупки был лишен возможности принять участие  в процедуре закупки, так как она не соответствовала требованиям законодательства.

Как было установлено в ходе судебного разбирательства, по результатам рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе на право заключения муниципального контракта на выполнение работ (оказание услуг), связанных с осуществлением регулярных перевозок по регулируемым тарифам по муниципальному маршруту №11, было допущено к участию 22 участника (протокол № 917 от 15.07.2016). Согласно протоколу №1198 от 29.08.2016 участник под номером 11 предложил самую высокую цену на право заключить муниципальный контракт (с которым и был заключен муниципальный контракт).

При этом, как было установлено в ходе судебного разбирательства, заявитель в электронном аукционе участие не принимал, ценовые предложения не подавал (доказательства иного в материалах дела отсутствуют).

Также в материалы дела не представлены доказательства того, что ФИО1 обращался к заказчику, уполномоченному органу за  разъяснениями о порядке проведения аукциона, о положениях конкурсной документации и т.д.

В данном случае заявителем не указано и судом не установлено, каким образом оспариваемое решение УФАС по Томской области нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В ходе судебного разбирательства судом проверены и оценены все доводы заявителя и отклонены как противоречащие материалам дела и основанные на неверном толковании норм права. При этом, суд обращает внимание, что предметом требований заявителя является признание незаконным Решения УФАС по Томской области, а не действия заказчика и уполномоченного органа по организации и  проведению электронного аукциона. 

Кроме этого, в соответствии с п.3 ст. 69 АПК РФ вступившее в законную силу решение суда общей юрисдикции по ранее рассмотренному гражданскому делу обязательно для арбитражного суда, рассматривающего дело, по вопросам об обстоятельствах, установленных решением суда общей юрисдикции и имеющих отношение к лицам, участвующим в деле.

Учитывая изложенное, суд также  не принимает доводы ответчика  относительно проведенной УФАС по Томской области проверки, с учетом обстоятельств, установленных в Решениях Советского районного суда г.Томска от 28.10.2016 по делу №  2а-3510/2016, от 01.07.2016г. по делу № 2а-2424/2016, от 19.09.2016г.  по делу № 2А-3056/2016-М-3453/2016, Апелляционном определении Томского областного суда от 11.11.2016г. по делу № 33а-4473/2016  (т.3 л.д. 127-129, 137-138, т.4 л.д. 101-107).

В соответствии с п.3 ст. 201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования. С учетом изложенного, правовых оснований для удовлетворения требований  заявителя у суда не имеется.

Руководствуясь статьями 110, 167 - 170, 176, 201 АПК РФ, арбитражный суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении требований индивидуального предпринимателя ФИО1 о признании незаконным Решения от 19.07.2016 по делу № 03-10/126-16, вынесенного УФАС по Томской области  и проверенного на соответствие требованиям Федерального закона от 05.04.2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», Федерального закона от 13.07.2015 г. № 220-ФЗ «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», отказать.

Решение суда может быть обжаловано в установленном порядке в течение месяца со дня принятия в Седьмой арбитражный апелляционный суд.

Судья                                                                                                Ю.М. Сулимская