НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение АС Тамбовской области от 29.07.2020 № А64-349/20

Арбитражный суд Тамбовской области

392020, г. Тамбов, ул. Пензенская, д. 67/12

 http://tambov.arbitr.ru

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ РЕШЕНИЕ

г. Тамбов                                                                                                Дело № А64-349/2020

«05» августа 2020 года

Резолютивная часть решения объявлена «29» июля 2020 года.

Решение в полном объеме изготовлено «05» августа 2020 года.

Арбитражный суд Тамбовской области в составе судьи М.А. Плахотникова

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Белых И.В.

рассмотрел в судебном заседании дело № А64-349/2020 по заявлению общества с ограниченной ответственностью (ООО) «Тамбовская сахарная компания» (ОГРН 1086821000342, ИНН 6808504708), р.п. Мордово, Мордовский район, Тамбовская область

к Управлению Федеральной Службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Тамбовской области (ОГРН 103600077762, ИНН 3664060362),         г. Тамбов

о признании незаконным и отмене постановления № 04-191/2019 от 19.09.2019

при участии в заседании:

от заявителя: Белолипецкий С.В., доверенность от 27.11.2019

от заинтересованного лица: Соловьева И.В., доверенность от 03.02.2020

Лицу, участвующему в деле, процессуальные права и обязанности разъяснены. Отводов составу суда не заявлено.

Рассмотрев материалы дела, арбитражный суд установил:

Общество с ограниченной ответственностью «Тамбовская сахарная компания» (далее – заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд Тамбовской области с заявлением к Управлению федеральной службы по надзору  в сфере природопользования по Тамбовской области (далее – Управление Росприроднадзора, административный орган) о признании незаконным и отмене постановления № 04-191/2019 от 19.09.2019г. о назначении административного наказания.

Определением от 27.01.2020г. указанное заявление принято к производству арбитражного суда, возбуждено производство по делу А64-349/2020.

Определением Председателя Арбитражного суда Тамбовской области от 27.03.2020г. дело № А64-349/2020 передано на рассмотрение судьи Арбитражного суда Тамбовской области Плахотникова М. А.

В судебном заседании представитель заявителя поддержал требования по основаниям, изложенным в заявлении.

Представитель заинтересованного лица возражал против удовлетворения требований заявителя.

Как следует из материалов дела, с 13.08.2019г. по 06.09.2019г. Управлением Росприроднадзора на основании распоряжения от 06.08.2019г. № 87 в отношении ООО «Тамбовская сахарная компания» проведена внеплановая выездная проверка.

В ходе проверки было установлено, что для осуществления своей деятельности Общество имеет лицензию на право пользования недрами серии ТМБ номер 00004 ВЭ, выданную 30.10.2008г. сроком действия до 20.03.2023г. с целевым назначением и видами работ – геологическое изучение и добыча питьевых подземных вод для технического обеспечения водой промышленного объекта на Матвеевском участке недр, расположенном в 4 км. севернее с. Малая Даниловка Мордовского района Тамбовской области.

В соответствии с пунктом 1.2 условий лицензии недропользователем должны проводиться работы с целью выявления и утверждения запасов подземных пресных вод производственно-технического назначения в объеме 505,92 м. куб. в сутки для обеспечения сахарного завода водой посредством организации водозаборного участка.

В связи с этим Обществом пробурены  и построен линейный водозабор, состоящий из 4 скважин.

Установлено, что данный водозабор из подземных вод расположен в левом  борту балки Сорочья Лощина. Работы по данному водозабору выполнены. Скважины обеспечены ЗСО-1, электрофицированы.

Согласно условиям лицензии пользование недрами осуществляется в два этапа.

В силу пункта 2.2 условий лицензии пользователь обязан:

- обеспечить разработку проекта на проведение геологоразведочных работ на пресные подземные воды для водоснабжения сахарного завода с целью организации  водозаборного участка;

- проектно-сметную документацию представить на согласование в отдел геологии и лицензирования по Тамбовской области Департамента по недропользовании по ЦФО;

- до 31.06.2011г. представить на рассмотрение Распорядителя недр окончательный отчет о результатах выполнения геологоразведочных работ, а также получить в установленном порядке заключение государственной экспертизы  запасов вод;

- составить учетные карточки и паспорта скважин и представить их в ФГУ «ТФИ» по ЦФО;

- в срок до 31.06.2011г.представить на государственную геологическую экспертизу отчет с оценкой запасов подземных вод в соответствии с требованиями  «Инструкции о содержании, оформлении и порядке представления в ГКЗ и ТКЗ материалов по подсчету запасов подземных вод», а также полевую документацию геологоразведочных работ. Отсчет с протоколом государственной геологической экспертизы представить в ФГУ «ТФИ» по ЦФО.

В процессе проведения проверки выявлено, что названные условия лицензии не выполняются.

По результатам проверки составлен Акт проверки № 87 от 13.08.2019г.

Посчитав, что действия (бездействия) ООО «Тамбовская сахарная компания» повлекли за собой нарушение статьи 22, пунктов 2-4 статьи 23, статьи 29 Закона от 01.02.1993г. № 2395-1 «О недрах» (далее – Закон о недрах), и.о. начальника отдела экологического надзора Управления Росприроднадзора 12.09.2019г. в отношении заявителя в присутствии представителя составлен протокол об административном правонарушении, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 2 статьи 7.3 КоАП РФ.

Рассмотрев протокол об административном правонарушении и другие материалы, заместитель главного государственного инспектора РФ в области окружающей среды по Тамбовской области 19.09.2019г. в отношении ООО «Тамбовская сахарная компания» в присутствии представителя вынес постановление о назначении административного наказания по части 2 статье 7.3 КоАП РФ – за пользование недрами с нарушением условий, предусмотренных лицензией на пользование недрами, назначив наказание в виде штрафа в сумме 300 000 руб.

Не согласившись с указанным постановлением Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Оценив представленные в дело материалы, доводы лиц, участвующих в деле, суд считает требования заявителя подлежащими удовлетворению, при этом суд руководствовался следующим.

Согласно статье 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.

При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.

Отношения, возникающие в области геологического изучения, использования и охраны недр, разработки технологий геологического изучения, разведки и добычи трудноизвлекаемых полезных ископаемых, использования отходов добычи полезных ископаемых и связанных с ней перерабатывающих производств, специфических минеральных ресурсов (рапы лиманов и озер, торфа, сапропеля и других), подземных вод, включая попутные воды (воды, извлеченные из недр вместе с углеводородным сырьем), и вод, использованных пользователями недр для собственных производственных и технологических нужд регулируются законом о недрах.

В соответствии со статьей 22 Закона о недрах Пользователь недр имеет право:

1) использовать предоставленный ему участок недр для любой формы предпринимательской или иной деятельности, соответствующей цели, обозначенной в лицензии или в соглашении о разделе продукции;

2) самостоятельно выбирать формы этой деятельности, не противоречащие действующему законодательству;

3) использовать результаты своей деятельности, в том числе добытое минеральное сырье, в соответствии с лицензией или соглашением о разделе продукции и действующим законодательством;

4) использовать отходы добычи полезных ископаемых, образовавшиеся в результате деятельности данного пользователя недр, и связанных с ней перерабатывающих производств, если иное не оговорено в лицензии или в соглашении о разделе продукции;

5) ограничивать застройку площадей залегания полезных ископаемых в границах предоставленного ему горного отвода;

6) проводить без дополнительных разрешений геологическое изучение недр за счет собственных средств в границах горного отвода, предоставленного ему в соответствии с лицензией или соглашением о разделе продукции;

7) обращаться в органы, предоставившие лицензию, по поводу пересмотра условий лицензии при возникновении обстоятельств, существенно отличающихся от тех, при которых лицензия была предоставлена;

8) использовать для ликвидации горных выработок вскрышные и вмещающие горные породы, отходы производства черных металлов IV и V классов опасности;

9) добывать трудноизвлекаемые полезные ископаемые в процессе разработки технологий геологического изучения, разведки и добычи таких полезных ископаемых в объемах, установленных в соответствии с проектной документацией на разработку технологий геологического изучения, разведки и добычи трудноизвлекаемых полезных ископаемых, согласованной и утвержденной в порядке, предусмотренном статьей 23.2 настоящего Закона.

Пользователь недр обязан обеспечить:

1) соблюдение законодательства, норм и правил в области использования и охраны недр;

2) соблюдение требований технических проектов, планов или схем развития горных работ, недопущение сверхнормативных потерь, разубоживания и выборочной отработки полезных ископаемых;

3) ведение геологической, маркшейдерской и иной документации в процессе всех видов пользования недрами;

4) представление геологической информации о недрах в соответствии со статьей 27 настоящего Закона в федеральный фонд геологической информации и его территориальные фонды, а также в фонды геологической информации субъектов Российской Федерации, если пользование недрами осуществляется на участках недр местного значения;

5) представление достоверных данных о разведанных, извлекаемых и оставляемых в недрах запасах полезных ископаемых, содержащихся в них компонентах, об использовании недр в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых, в федеральный фонд геологической информации и его территориальные фонды, а также в фонды геологической информации субъектов Российской Федерации, если пользование недрами осуществляется на участках недр местного значения, в органы государственной статистики;

6) безопасное ведение работ, связанных с пользованием недрами;

7) соблюдение требований по рациональному использованию и охране недр, безопасному ведению работ, связанных с пользованием недрами, охране окружающей среды;

8) приведение участков земли и других природных объектов, нарушенных при пользовании недрами, в состояние, пригодное для их дальнейшего использования;

8.1) безопасность горных выработок, буровых скважин и иных связанных с пользованием недрами сооружений, расположенных в границах предоставленного в пользование участка недр;

9) сохранность разведочных горных выработок и буровых скважин, которые могут быть использованы при разработке месторождений и (или) в иных хозяйственных целях; ликвидацию в установленном порядке горных выработок и буровых скважин, не подлежащих использованию;

10) выполнение условий, установленных лицензией или соглашением о разделе продукции, своевременное и правильное внесение платежей за пользование недрами;

11) сохранность ценных и опасных грузов, геологической, маркшейдерской и иной документации, специальной корреспонденции, а также грузов, содержащих носители сведений, отнесенных к государственной тайне;

12) исключение негативного воздействия на окружающую среду при размещении в пластах горных пород попутных вод, вод, использованных пользователями недр для собственных производственных и технологических нужд, вод, образующихся у пользователей недр, осуществляющих разведку и добычу, а также первичную переработку калийных и магниевых солей.

К пользователям недр или привлекаемым ими для пользования недрами другим юридическим и физическим лицам предъявляются требования о наличии специальной квалификации и опыта, подтвержденных государственной лицензией (свидетельством, дипломом) на проведение соответствующего вида деятельности: геологической съемки, поисков, разведки, разных способов добычи полезных ископаемых, строительства и эксплуатации подземных сооружений, других видов пользования недрами.

Если пользователями недр, указанными в части восьмой статьи 9 настоящего Закона, установлено наличие не указанных в лицензии на пользование недрами попутных полезных ископаемых, такие пользователи недр (за исключением пользователей недр на участках недр местного значения) имеют право обратиться в федеральный орган управления государственным фондом недр или его территориальный орган с заявлением о внесении соответствующих изменений в лицензию.

Пунктами 2, 3, 4 статьи 23 Закона о недрах установлено, что Основными требованиями по рациональному использованию и охране недр являются:

2) обеспечение полноты геологического изучения, рационального комплексного использования и охраны недр;

3) проведение опережающего геологического изучения недр, обеспечивающего достоверную оценку запасов полезных ископаемых или свойств участка недр, предоставленного в пользование в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых;

4) проведение государственной экспертизы запасов полезных ископаемых и подземных вод, геологической информации о предоставляемых в пользование участках недр, государственный учет работ по геологическому изучению недр, участков недр, предоставленных в пользование, и лицензий на пользование недрами.

Согласно статье 29 Закона о недрах запасы полезных ископаемых и подземных вод, геологическая информация о предоставляемых в пользование участках недр подлежат государственной экспертизе, за исключением запасов подземных вод на участках недр, предоставляемых для добычи подземных вод, которые используются для целей питьевого водоснабжения или технического водоснабжения и объем добычи которых составляет не более 100 кубических метров в сутки, а также трудноизвлекаемых полезных ископаемых, добываемых в процессе разработки технологий геологического изучения, разведки и добычи трудноизвлекаемых полезных ископаемых.

Добыча полезных ископаемых и подземных вод разрешается только после проведения государственной экспертизы их запасов, за исключением добычи подземных вод, которые используются для целей питьевого водоснабжения или технического водоснабжения и объем добычи которых составляет не более 100 кубических метров в сутки, а также за исключением добычи трудноизвлекаемых полезных ископаемых в процессе разработки технологий геологического изучения, разведки и добычи трудноизвлекаемых полезных ископаемых.

Результаты проведения государственной экспертизы запасов полезных ископаемых и подземных вод оформляются заключением государственной экспертизы запасов полезных ископаемых и подземных вод, которое является основанием для их постановки на государственный баланс в порядке, предусмотренном статьей 31 настоящего Закона.

Государственная экспертиза запасов полезных ископаемых и подземных вод может проводиться в течение всего срока геологического изучения недр, предусмотренного абзацем вторым части первой статьи 10 настоящего Закона, при условии представления на государственную экспертизу документов и материалов, позволяющих дать объективную оценку количества и качества запасов полезных ископаемых и подземных вод, их промышленного значения, горно-технических, гидрогеологических, экологических и других условий их добычи.

Государственной экспертизе подлежит также геологическая информация об участках недр, пригодных для строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых. Предоставление таких участков недр в пользование для строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, разрешается только после проведения государственной экспертизы геологической информации, результаты которой оформляются заключением государственной экспертизы геологической информации о предоставляемых в пользование участках недр.

Государственная экспертиза запасов полезных ископаемых и подземных вод, геологической информации об участках недр, предоставленных в пользование, проводится по заявлению пользователей недр. Государственная экспертиза запасов полезных ископаемых и подземных вод, геологической информации об участках недр, за исключением участков недр, предоставленных в пользование, проводится по заявлению государственных учреждений, находящихся в ведении федерального органа управления государственным фондом недр или его территориального органа.

Государственная экспертиза запасов полезных ископаемых и подземных вод, геологической информации о предоставляемых в пользование участках недр проводится за счет средств заявителей.

Проведение государственной экспертизы запасов полезных ископаемых и подземных вод, геологической информации о предоставляемых в пользование участках недр осуществляется федеральным органом управления государственным фондом недр и (в части участков недр местного значения, а также запасов общераспространенных полезных ископаемых и запасов подземных вод, которые используются для целей питьевого водоснабжения или технического водоснабжения и объем добычи которых составляет не более 500 кубических метров в сутки) органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Плата за проведение государственной экспертизы запасов полезных ископаемых и подземных вод, геологической информации о предоставляемых в пользование участках недр поступает в доход федерального бюджета, за исключением поступающей в доходы бюджетов субъектов Российской Федерации платы за проведение органами государственной власти субъектов Российской Федерации указанной экспертизы в части участков недр местного значения, а также запасов общераспространенных полезных ископаемых и запасов подземных вод, которые используются для целей питьевого водоснабжения или технического водоснабжения и объем добычи которых составляет не более 500 кубических метров в сутки.

Размер платы за проведение государственной экспертизы запасов полезных ископаемых и подземных вод, геологической информации о предоставляемых в пользование участках недр и порядок ее взимания определяются Правительством Российской Федерации.

Посчитав, что заявитель допустил нарушение вышеназванных норм Закона о недрах, Управление Росприроднадзора привлекло ООО «Тамбовская сахарная компания» к административной ответственности, предусмотренной санкцией части 2 статьи 7ю3 КоАП РФ.

Вместе с тем, согласно пункту 18 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 27.01.2003г. № 2 при принятии решения при принятии решения по делу о рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности суд должен проверять, не истекли ли сроки, установленные частями 1 и 3 статьи 4.5 Кодекса.

В пункте 14 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005г. № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» указано, что срок давности привлечения к ответственности исчисляется по общим правилам исчисления сроков - со дня, следующего за днем совершения административного правонарушения (за днем обнаружения правонарушения). В случае совершения административного правонарушения, выразившегося в форме бездействия, срок привлечения к административной ответственности исчисляется со дня, следующего за последним днем периода, предоставленного для исполнения соответствующей обязанности.

 Согласно правовой позиции Пленума Верховного Суда Российской Федерации, содержащейся в пункте 19 постановления Пленума от 24.03.2005г. № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», в случае, если в соответствии с нормативными правовыми актами обязанность должна быть выполнена к определенному сроку, правонарушение является оконченным с момента истечения этого срока.

Из материалов дела следует, что заявителю вменяется нарушение пункта 2.2 условий лицензии, связанное с первым этапом пользования недрами.

При этом, пунктом 2.2 условий лицензии четко установлено, что продолжительность первого этапа – до 31.06.2011г.

С учетом правовой позиции Пленума Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в пункте 19 постановления Пленума от 24.03.2005г. № 5 срок давности следует исчислять с 31.06.2011г.

В рассматриваемом случае в качестве объективной стороны вменяемого правонарушения Обществу вменяется нарушение пункта 2.2 условий лицензии, связанных с исполнением обязанностей по первому этапу недропользования.

Поскольку фактически Обществу вменяется нарушение лицензионных требований, суд приходит к выводу, что данное правонарушение совершено не в области охраны государственной собственности на недра, а в области соблюдения лицензионного законодательства.

Согласно положениям Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 15.01.2019г. N 3-П ответственность за совершение правонарушения, предусмотренного статьей 14.1 КоАП РФ, направлена на защиту отношений, регулируемых лицензионным законодательством.

Следовательно, если лицу вменяется в вину нарушение лицензионного законодательства, то это в системе действующего правового регулирования исключает возможность распространения на него специального (особого) срока давности, предусмотренного частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ, в том числе за нарушение законодательства в области охраны собственности.

Таким образом, при применении части 2 статьи 7.3 КоАП РФ должен соблюдаться общий (двухмесячный) срок давности привлечения к ответственности.

В данной конкретной ситуации срок привлечения к административной ответственности истек 30.08.2011г.

Соответственно, на момент вынесения постановления от 19.09.2019 № 04-191/2019 срок давности привлечении к административной ответственности истек.

Истечение сроков давности привлечения к административной ответственности в соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.

С учетом изложенного, арбитражный суд считает необходимым требования заявителя удовлетворить, признать незаконным и отменить оспариваемое постановление административного органа.

В соответствии с частью 4 статьи 208 АПК РФ заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.

Руководствуясь статьями 167 - 170, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:

1. Заявление общества с ограниченной ответственностью ««Тамбовская сахарная компания» (ОГРН 1086821000342, ИНН 6808504708), р.п. Мордово, Мордовский район, Тамбовская область удовлетворить.

2. Признать незаконным и отменить постановление Управления Федеральной Службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Тамбовской области (ОГРН 103600077762, ИНН 3664060362), г. Тамбов от 19.09.2019 № 04-191/2019 о привлечении Общества с ограниченной ответственностью ««Тамбовская сахарная компания» (ОГРН 1086821000342, ИНН 6808504708) к административной ответственности, предусмотренной ч. 2 ст. 7.3 КоАП РФ.

Решение может быть обжаловано в течении десяти дней в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд (г. Воронеж, ул. Платонова, 8) через Арбитражный суд Тамбовской области.

  Судья                                                                                                 М.А. Плахотников