НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение АС Тамбовской области от 28.11.2013 № А64-5203/13



Арбитражный суд Тамбовской области

  392020, г. Тамбов, ул. Пензенская, д. 67/12

http://tambov.arbitr.ru

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Р Е Ш Е Н И Е

г. Тамбов

29 ноября 2013 г. Дело №А64- 5203/2013

Резолютивная часть решения объявлена 28 ноября 2013г.

Полный текст решения изготовлен 29 ноября 2013г.

Арбитражный суд Тамбовской области в составе

судьи Л.И.ПАРФЕНОВОЙ

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Ю.В. Толмачевой

рассмотрел в судебном заседании дело по заявлению

Государственного учреждения - Управления пенсионного фонда РФ в г. Рассказово и Рассказовском районе, г. Рассказово

к открытому акционерному обществу «Рематтра», г. Рассказово

о взыскании 354908,53руб.

при участии в заседании:

от заявителя – Панова А.М., доверенность №1 от 10.01.2013г.; Князьковой Н.М., доверенность №11 от 20.05.2013г.

от заинтересованного лица – Лобанова А.В., доверенность №7/1013 от 16.10.2013г.

Установил:

Государственное учреждение – Управление пенсионного фонда РФ в г. Рассказово и Рассказовском районе (далее УПФР, Управление) провело выездную проверку ОАО «Рематтра» по вопросам правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд РФ, страховых взносов на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования, акт №0791510000181 от 13.05. 2013г.

ОАО «Рематтра» 24.05.2013г. представило в УПФР возражения по акту выездной проверки. ОАО считает, что проверяющим был неправильно исчислена сумма финансовой санкции: санкция исчислена не от суммы платежей, в отношении которых представлены неполные сведения, а от всей суммы платежей, причитающихся за отчетный год; правонарушения не оспаривает.

Рассмотрев 14.06.2013г. материалы акта выездной проверки от 13.05.2013г. №0791510000181, заместитель начальника УПФР принял решение №78/78. Как следует из данного решения, заявителем установлено, что страхователь представил недостоверные (неполные) сведения за 1 и 2 полугодие 2010г., календарный 2011год, 1 квартал 2012г., полугодие 2012г., 9 месяцев 2012г., календарный 2012г., в результате чего были нарушены ст. 11 Федерального закона №27-ФЗ от 01.04.1996г. «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования». За данное правонарушение предусмотрена ответственность по ч.3 ст. 17 Закона №27-ФЗ. Общество привлечено к ответственности за совершение правонарушения, предусмотренной ч.3 ст. 17 Закона №27-ФЗот 01.04.1996г. «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» , в виде финансовой санкции в сумме 354908,53руб.

Как следует из акта выездной проверки, проверкой установлено неправильное исчисление страховых взносов в связи с занижением базы для начисления страховых взносов.

Занижение базы для начисления страховых взносов произошло, как следует из акта, в результате следующих правонарушений:

- в 2010г. не обложена страховыми взносами частичная компенсация стоимости питания, производимая на основании локального нормативного акта (приказа) №144-Т от 03.12.2007г. (л.д. 44 т.6). По данному эпизоду начислены страховые взносы в сумме 54852руб. (47594руб. на страховую часть и 7258 на накопительную). По данному эпизоду ранее представлены обществом сведения на сумму 3454164,92руб., достоверные сведения – на сумму 3509017,74руб. Финансовая санкция составила – 350901,78руб. (3509017,74*10/100, л.д. 12-17 т.6).

- Тамбовским региональным отделением Фонда социального страхования за 2 полугодие 2010г. и 2011год не приняты к зачету расходы по больничным листам согласно справки о результатах проверки правильности расходов на выплату в сумме 33811руб. Страховые взносы по данному эпизоду занижены на 5493,20руб. (на страховую часть – 5481,61руб., на накопительную часть – 12,21руб.). Ранее представлены обществом сведения по данному эпизоду на 5039,17руб., достоверные сведения на сумму 10520,78руб., финансовая санкция – 1053,30руб. (10520,78*10/100).

- за 2012год не начислены страховые взносы на иностранных граждан, временно пребывающие на территории РФ, трудовые договора с которыми заключены на срок более 6 месяцев. Доначислено поверкой 26234,54руб. Сумма финансовой санкции – 2623,45руб. (26234,54*10/100).

-за 2012год не начислены страховые взносы по договору оказания услуг с физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем. По данному эпизоду начислены страховые взносы в сумме 3300руб. (на страховую часть – 2400руб., на накопительную часть – 900руб.) Финансовая санкция исчислена в сумме 330руб. (3300*10/100).

Заявителю УПФР было предложено представить индивидуальные сведения персонифицированного учета по форме «корректирующие сведения», с целью изменения ранее поданных сведений на застрахованных лиц за отчетные периоды 1 полугодие 2010г., 2 полугодие 2010г., календарный 2011год, первый квартал, полугодие, девять месяцев 2012г. и календарный 2012г. (л.д. 26 т.1).

Заявитель в исполнение материалов проверки представил корректирующие сведения.

Решением №78/78 от 14.06.2013г. заявитель был привлечен к ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 17 Федерального закона №27-ФЗ от 01.04.1996г. «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» (далее Закон №27-ФЗ) к штрафу в сумме 354908,53руб. за представление недостоверных (неполных) индивидуальных сведений.

Заявитель штрафные санкции не уплатил, что послужило основанием для обращения УПФР в суд с настоящим заявлением.

Общество заявленные требования не признает, ссылаясь на неправильное определение УПФР суммы штрафа.

Оценив все представленные в материалы дела доказательства, суд считает, что заявленное требование не подлежит удовлетворению. При этом суд руководствовался следующим.

Отношения, связанные с исчислением и уплатой страховых взносов в Пенсионный фонд РФ на обязательное пенсионное страхование, Фонд социального страхования РФ на обязательное медицинское страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования на обязательное медицинское страхование, а также отношения, возникающие в процессе осуществления контроля за исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов и привлечения к ответственности за нарушение законодательства РФ о страховых взносах регулируются Федеральным законом от 24.07.2009г. №212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» (далее Закон №212-ФЗ).

На основании пп.1 п.1 ст.6 Федерального закона от 15.12.2001г. №167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» (далее Закон №167-ФЗ) организации являются страхователями по обязательному пенсионному страхованию.

В соответствии с абзацем 3 п.2 ст. 14 Закона №167-ФЗ страхователи обязаны представлять в территориальные органы страховщика документы, необходимые для ведения индивидуального (персонифицированного) учета, а также для назначения (пересчета) и выплаты обязательного страхового обеспечения.

На основании ст.16 указанного закона органы Пенсионного фонда РФ обязаны осуществлять контроль за правильностью представления страхователями сведений.

В силу статьи 2 названного закона Федеральный закон от 01.04.1996г. №27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» является составной частью законодательства об обязательном пенсионном страховании.

Федеральный закон №27-ФЗ от 01.04.1996г. «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» устанавливает правовую основу и принципы организации индивидуального (персонифицированного) учета сведений о гражданах, на которых распространяется действие законодательства РФ об обязательном пенсионном страховании, лицах, имеющих право на получение государственной социальной помощи, лицах, имеющих право на дополнительные меры государственной поддержки в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2006г. №256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей», а также сведений о детях.

Данным законом установлены правовая основа и принципы организации индивидуального (персонифицированного) учета сведений о гражданах, на которые распространяется действие законодательства РФ об обязательном пенсионном страховании.

Согласно ст.8 Закона №27-ФЗ страхователь представляет в соответствующий орган Пенсионного фонда РФ сведения о всех лицах, работающих у него по трудовому договору, а также заключивших договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством РФ начисляются страховые взносы, за которых он уплачивает страховые взносы.

Порядок и состав сведений о застрахованных лицах, представляемые страхователями, регулируется статьями 9, 11,12 Закона №27-ФЗ.

Пунктом 1 ст. 11 Закона №27-ФЗ предусмотрено, что страхователи представляют в органы Пенсионного фонда РФ по месту их регистрации сведения об уплачиваемых страховых взносах на основании данных бухгалтерского учета, а сведения о страховом стаже – на основании приказов и других документов по учету кадров.

Согласно п.2 ст.11 Закона №27-ФЗ страхователь ежеквартально не позднее 15 числа второго календарного месяца, следующего за отчетным периодом, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, которые заключили договоры гражданско-правового характера, на вознаграждение по которым в соответствии с законодательством РФ о страховых взносах начисляются страховые взносы) предусмотренные данным законом сведения, в том числе: страховой номер индивидуального лицевого счета; фамилию, имя, отчество; дату приема на работу или дату заключения договора гражданско-правового характера; дату увольнения или дату прекращения договора гражданско-правового характера; периоды деятельности, включаемые в стаж на соответствующих видах работ, определяемый особыми условиями труда, работой в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях; сумму заработка (дохода), на который начислялись страховые взносы обязательного пенсионного страхования; сумму начисленных страховых взносов обязательного пенсионного страхования; другие сведения, необходимые для правильного назначения трудовой пенсии; суммы страховых взносов, уплаченных за застрахованное лицо, являющееся субъектом профессиональной пенсионной системы; периоды трудовой деятельности, включаемые в профессиональный трудовой стаж застрахованного лица, являющегося субъектом профессиональной пенсионной системы.

Вместе со сведениями, предусмотренными приведенным пунктом, страхователь представляет сведения о начисленных и уплаченных страховых взносов в целом за всех работающих у него застрахованных лиц.

В соответствии со ст.1 Закона №27-ФЗ отчетный период – период, за который страхователь представляет в территориальный орган Пенсионного фонда РФ сведения о застрахованных лицах в системе индивидуального (персонифицированного) учета. Отчетными периодами признаются первый квартал, полугодие, девять месяцев и календарный год.

В соответствии со статьей 17 Закона №27-ФЗ за непредставление в установленный срок сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, либо предоставление неполных и (или) недостоверных сведений к страхователям применяются финансовые санкции в виде взыскания 10 процентов причитающихся соответственно за отчетный период и за истекший календарный год платежей в Пенсионный фонд РФ. Взыскание указанной суммы производится органами Пенсионного фонда РФ в судебном порядке.

Таким образом, установленная ч.3 ст. 17 Закона №27-ФЗ ответственность применяется, в том числе, как за представление неполных, так и недостоверных сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.

Как усматривается из акта №0791510000181 от 13.05.2013г. и решения №78/78 от 14.06.2013г., основанием для привлечения ОАО «Рематтра» к ответственности, предусмотренной ч.3 ст. 17 Закона №27-ФЗ, послужил вывод органа Пенсионного фонда РФ о том, что представленные Обществом сведения индивидуального (персонифицированного) учета за первое и второе полугодие 2010г., календарный 2011г., первый квартал 2012г., полугодие 2012г., девять месяцев 2012г., календарный 2012г. являются недостоверными. При этом как указано в акте №0791510000181 от 13.05.2013г., на основании которого вынесено решение №78/78 от 14.06.2013г., недостоверность данных сведений повлекло за собой выявленное в ходе проведенной выездной проверки занижение базы для начисления страховых взносов.

Из указанного следует, что недостоверность индивидуальных сведений установлена заявителем в части представления сведений, производных от базы для начисления страховых взносов.

Как было указано выше, сведения об уплачиваемых страховых взносах указываются страхователями на основании данных бухгалтерского учета. То есть, страхователь обязан представить сведения о выплатах, фактически включенных им в базу для начисления страховых взносов, и о суммах страховых взносов, фактически им начисленных.

Обязанность страхователя по представлению сведений о выплатах, не включенных им в базу для исчисления страховых взносов, и о суммах страховых взносов, которые им не начислялись, Закон №27-ФЗ не предусматривает.

Как указал Президиум Высшего Арбитражного Суда РФ в Постановлении от 02.10.2012г. №7828/12, обязанности страхователя по представлению сведений о выплатах, не включенных им в базу для исчисления страховых взносов, и о суммах страховых взносов, которые им не начислялись, Федеральный закон №27-ФЗ не предусматривает.

Сам по себе факт занижения страхователем базы для исчисления страховых взносов, повлекший неверное исчисление сумм страховых взносов, не образует состава правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 17 Закона №27-ФЗ.

Кроме того, в нарушение п.9 ст. 39 Федерального закона от 24.07.2009г. №212-ФЗ в решении Управления от 14.06.2013г. №78/78 не изложены обстоятельства совершенного обществом правонарушения так, как они установлены проведенной проверкой, со ссылкой на документы и иные сведения, подтверждающие указанные обстоятельства, отсутствуют ссылки на документы, которые управление квалифицировало как содержащие недостоверные сведения о застрахованных лицах, отсутствуют выводы о вине общества.

Довод Общества о неправильном исчислении Управлением суммы штрафа в рассматриваемой ситуации правового значения не имеет.

Оценив в соответствии с нормами статей 64-71, 75 Арбитражного процессуального кодекса РФ все представленные в материалы дела доказательства, суд пришел к выводу, что в действиях Общества отсутствует состав вменяемого ему правонарушения в виде представления недостоверных сведений индивидуального (персонифицированного) учета первое и второе полугодие 2010г., календарный 2011г., первый квартал 2012г., полугодие 2012г., девять месяцев 2012г., календарный 2012г.

Руководствуясь ст.110, 167-170, 216 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении заявленного требования отказать.

Решение может быть обжаловано в месячный срок со дня его принятия в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд (г. Воронеж, ул. Платонова, д.) с подачей жалобы через арбитражный суд Тамбовской области.

Судья Л.И. Парфенова