НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение АС Тамбовской области от 24.04.2017 № А64-494/17

Арбитражный суд Тамбовской области

  392020, г. Тамбов, ул.Пензенская, 67/12

http://tambov.arbitr.ru

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

г. Тамбов

02 мая 2017 г. Дело №А64-494/2017

Резолютивная часть решения объявлена 24.04.2017 г.

Полный текст решения изготовлен 02.05.2017 г.

Арбитражный суд Тамбовской области в составе судьи Игнатенко В.А.

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Громовой Н.А.

рассмотрел дело по заявлению

Открытого акционерного общества «Моршанская табачная фабрика» (ОГРН <***>, ИНН <***>) Тамбовская область, г. Моршанск

к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 4 по Тамбовской области (ОГРН <***>, ИНН <***>), г. Тамбов

о признании недействительным решения от 05.10.2016г. № 46

при участии в судебном заседании

от заявителя: 18.04.2017 г.,24.04.2017 г. - ФИО1, представитель по доверенности от 29.03.2016г.;
 от ответчика: 18.04.2017г., - ФИО2, представитель по доверенности от 10.11.2016 г. №02-09/21, 24.04.2017 г. – ФИО3, представитель по доверенности от 15.03.2017 г. №02-08/04

УСТАНОВИЛ:

Открытое акционерное общество «Моршанская табачная фабрика» обратилось в Арбитражный суд Тамбовской области с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №7 по Тамбовской области о признании недействительным решения № 46 от 05.10.2016г. о привлечении к ответственности за налоговое правонарушение, предусмотренное Налоговым кодексом Российской Федерации (за исключением налогового правонарушения, дело, о выявлении которого рассматривается в порядке, установленном статьей 101 Налогового кодекса Российской Федерации).

18.04.2017 г. в судебном разбирательстве на основании ст. 163 АПК РФ был объявлен перерыв до 24.04.2017 г.

24.04.2017 г. после перерыва заседание продолжено.

Определением от 24.04.2017г. в порядке ст. 48 АПК РФ произведена замена ответчика - Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 7 по Тамбовской области на его процессуального правопреемника Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы № 4 по Тамбовской области.

Заявитель поддержал заявленные требования по основаниям, изложенным в заявлении.

Представитель ответчика предъявленные требования не признал по мотивам, изложенным в отзыве на заявление.

Рассмотрев материалы дела, выслушав доводы представителей сторон, арбитражный суд установил:

Межрайонной ИФНС России № 7 по Тамбовской области с период с 01.01.2012г. по 05.04.2015 г. проведена выездная налоговая проверка ОАО «Моршанская табачная фабрика» по вопросам правильности исчисления, удержания, уплаты и перечисления в бюджет налогов, о чем составлен Акт от 27.05.2016г. № 17.

В ходе проведения дополнительных мероприятий налогового контроля  в соответствии с пунктом 1 статьи 93 НК РФ ОАО «Моршанская табачная фабрика» выставлено требование №9133 от 20.07.2016г. о предоставлении документов (информации). Указанное требование получено обществом 21.07.2016г., о чем имеется отметка.

04.08.2016г. (последний день срока представления документов) обществом заявлено ходатайство о продлении срока исполнения требования № 9133 от 20.07.2016г. Решением № 2 от 08.08.2016 г. обществу отказано в продлении сроков представления документов.

Ввиду непредставления в установленный требованием срок истребуемых документов, инспекцией 17.08.2016г. составлен акт об обнаружении фактов, свидетельствующих о предусмотренных Налоговым кодексом Российской Федерации налоговых правонарушениях (за исключением налогового правонарушения, дела о выявлении которых рассматриваются в порядке, установленном статьей 101 Налогового кодекса Российской Федерации) № 559.

По результатам рассмотрения акта № 559 от 17.08.2016г. решением № 46 от 05.10.216г. Открытое акционерное общество «Моршанская табачная фабрика» привлечено к ответственности за непредставление в установленный срок налогоплательщиком (плательщиком сбора, налоговым агентом) в налоговые органы документов и (или) иных сведений, предусмотренных НК РФ и иными актами законодательства о налогах и сборах в количестве 180 документов, предусмотренной п. 1 ст. 126 НК РФ, в виде штрафа в размере 36000 руб. (180х200).

Не согласившись с указанным решением налогового органа общество обжаловало его в Управление ФНС России по Тамбовской области. По результатам рассмотрения апелляционной жалобы УФНС России по Тамбовской области принято решение №05-12/1/106 от 21.11.2016 г., согласно которого решение № 46 от 05.10.2016г. оставлено без изменения, а апелляционная жалоба налогоплательщика – без удовлетворения.

Не согласившись в решением налогового органа № 46 от 05.10.2016г., налогоплательщик обратился в арбитражный суд за судебной защитой.

Оценив представленные в дело материалы, суд считает требования заявителя подлежащими удовлетворению в части. При этом суд руководствовался следующим:

Согласно пункту 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 31 НК РФ налоговый орган вправе требовать в соответствии с законодательством о налогах и сборах от налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента документы по формам и (или) форматам в электронной форме, установленным государственными органами и органами местного самоуправления, служащие основаниями для исчисления и уплаты (удержания и перечисления) налогов, сборов, а также документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты (удержания и перечисления) налогов, сборов.

На основании пункта 1 статьи 82 НК РФ должностными лицами налоговых органов проводится налоговый контроль в пределах своей компетенции посредством налоговых проверок, получения объяснений налогоплательщиков, налоговых агентов и плательщиков сбора, проверки данных учета и отчетности, осмотра помещений и территорий, используемых для извлечения дохода (прибыли), а также в других формах, предусмотренных НК РФ.

Возможность для направления налогоплательщику и его контрагенту требований о представлении документов (информации) предусмотрена положениями ст. ст. 93, 93.1 Кодекса, согласно которым налоговый орган вправе истребовать у налогоплательщика, его контрагента и иных лиц, документы (информацию) о налогоплательщике.

Нормы Кодекса не содержат ограничений и не устанавливают пределы реализации налоговыми органами данного права в рамках налоговой проверки. Объем запрашиваемых документов (информации) зависит от характера выявленных противоречий и неясностей в представленных документах и не может быть заранее определен.

Согласно пункта 1 статьи 93 Кодекса должностное лицо налогового органа, проводящее налоговую проверку, вправе истребовать у проверяемого лица необходимые для проверки документы.

Таким образом, проверяемое лицо, в случае, если оно обладает документами (информацией), обязано на основании оформленного в соответствии с налоговым законодательством Российской Федерации требования о представлении документов (информации) предоставить документы (информацию).

При этом целесообразность и необходимость проведения всего комплекса мероприятий налогового контроля определяются проверяющими должностными лицами налогового органа. Основной критерий правомерности требования налогового органа, - прямая или косвенная связь документов (информации) с вопросами налогообложения и в части, касающейся определенного лица, в отношении которого проводится налоговая проверка.

Пунктом 4 статьи 93 НК РФ установлено, что отказ проверяемого лица от представления запрашиваемых при проведении налоговой проверки документов или непредставление их в установленные сроки признаются налоговым правонарушением и влекут ответственность, предусмотренную статьей 126 настоящего Кодекса.

Пункт 1 статьи 126 Кодекса предусматривает ответственность за непредставление в установленный срок налогоплательщиком (плательщиком сбора, налоговым агентом) в налоговые органы документов и (или) иных сведений, предусмотренных настоящим Кодексом и иными актами законодательства о налогах и сборах, если такое деяние не содержит признаков налоговых правонарушений, предусмотренных статьями 119, 129.4 и 129.6 настоящего Кодекса, а также пунктами 1.1 и 1.2 настоящей статьи, и влечет взыскание штрафа в размере 200 рублей за каждый непредставленный документ.

Из содержания названных норм следует, что ответственность за правонарушение по пункту 1 статьи 126 Кодекса может быть применена только в том случае, если документы, предусмотренные Кодексом и иными актами законодательства о налогах и сборах, имелись у налогоплательщика в наличии и у него была реальная возможность представить их в указанный срок.

Согласно статье 106 Налогового кодекса Российской Федерации налоговым правонарушением признается виновно совершенное противоправное (в нарушение законодательства о налогах и сборах) деяние (действие или бездействие) налогоплательщика, плательщика страховых взносов, налогового агента и иных лиц, за которое настоящим Кодексом установлена ответственность.

В силу части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону, а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, возлагается на орган, который принял данное решение.

Материалами дела подтверждается, что в адрес общества инспекцией выставлено требование о предоставлении документов (информации) № 9133 от 20.07.2016г., содержание на 45 листах, перечень документов, которые необходимо представить обществу для проведения проверки за период проверки с 01.01.2012г. по 05.04.2015 г., в том числе главные книги по всем счетам и субсчетам, книги покупок, книги продаж, первичные бухгалтерские документы (приходные кассовые ордера, расходные кассовые ордера, платежные поручения, авансовые отчеты, доверенности, счета-фактуры, товарные накладные, товарно-транспортные накладные, акты приема-передачи выполненных работ, акты приема-передачи выполненных работ, акту приема – передачи оказанных услуг, акты об оказании услуг, акты выполненных работ, кассовые книги), обороты счета (журналы-ордера по субконто), обороты счета (журнал-ордер по субконто), анализ счета за период с, оборотно-сальдовые ведомости, оборотно-сальдовые ведомости, карточки счета, правоустанавливающие документы на объекты недвижимости, акты о сдаче в эксплуатацию временного (нетитульного) сооружения, акты о приеме-передаче объекта основных средств, акты о приеме-передаче зданий (сооружений), акты о приеме-передаче групп объектов основных средств, накладные на внутреннее помещение объектов основных средств, акты о приеме-сдаче отремонтированных, реконструированных, модернизированных объектов основных средств, акты о списании объекта основных средств (кроме автотранспортных средств), акты о списании автотранспортных средств, акты о списании групп объектов основных средств (кроме автотранспортных средств), инвентарные карточки учета объекта основных средств, инвентарные карточки группового учета объектов основных средств, инвентарная книга учета объектов основных средств, акты о приеме (поступлении) оборудования, акты о приеме-передаче оборудования в монтаж, акты о выявленных дефектах оборудования, карточки учета нематериальных активов, приходные ордера акты о приемке материалов, лимитно-заборные карты, требования-накладные, накладные на отпуск материалов на сторону, карточки учета материалов, акты об оприходовании материальных ценностей, полученных при разборке и демонтаже зданий и сооружений, карточки учета малоценных и быстроизнашивающихся предметов, акты выбытия малоценных и быстроизнашивающихся предметов, ведомости учета выдачи спецодежды, спецобуви и предохранительных приспособлений, акты на списание малоценных и быстроизнашивающихся предметов, акты на оприходование приплода животных, ведомости взвешивания животных, расчеты определения прироста живой массы, акты снятия скота (с откорма, нагула, доращивания), акты на перевод животных, учетный лист движения животных и расхода кормов, акты на выбытие животных и птицы,учетные листы убоя и падежа животных, реестры документов на выбытие продукции, товарно-транспортная накладная (животные), инкассовые поручения, платежные требования, платежные ордера, журналы регистрации приходных и расходных кассовых документов, книга учета принятых и выданных кассиром денежных средств, инвентаризационные описи основных средств, инвентаризационные описи нематериальных активов, инвентаризационные описи товарно-материальных ценностей, акты инвентаризации товарно-материальных ценностей отгруженных, инвентаризационные описи товарно-материальных ценностей, принятых на ответственное хранение, акт инвентаризации товарно-материальных ценностей, находящихся в пути, акт инвентаризации драгоценных металлов и изделий из них, инвентаризационная опись драгоценных металлов, содержащихся в деталях, полуфабрикатах, сборочных единицах (узлах), оборудовании, приборах и других изделиях, акты инвентаризации незаконченных ремонтов основных средств, акты инвентаризации расходов будущих периодов, акты инвентаризации наличных денежных средств, инвентаризационные описи ценных бумаг и бланков документов строгой отчетности, акты инвентаризации расчетов с покупателями, поставщиками и прочими дебиторами и кредиторами, правки к актам инвентаризации расчетов с покупателями, поставщиками и прочими дебиторами и кредиторами, сличительные ведомости результатов инвентаризации основных средств, сличительные ведомости результатов инвентаризации товарно-материальных ценностей, приказы (постановления, распоряжения) о проведении инвентаризации, журналы учета контроля за выполнением приказов (постановлений, распоряжений) о проведении инвентаризации проведения инвентаризации, ценностей журналы учета контрольных проверок правильности проведения инвентаризаций, ведомости учета результатов, выявленных инвентаризацией, приказы (распоряжения), личные карточки работников, приказ (распоряжение) о переводе работника на другую работу, приказы (распоряжения) о предоставлении отпуска работнику приказы, (распоряжения) о предоставлении отпуска работникам, графики отпусков, приказы (распоряжения) о прекращении (расторжении) трудового договора с работником (увольнении), приказы (распоряжения) о прекращении (расторжении) трудового договора с работниками (увольнении), приказы (распоряжения) о направлении работника в командировку, приказы (распоряжения) о направлении работников в командировку, приказы (распоряжения) о поощрении работника, приказы (распоряжения) о поощрении работников, табеля учета рабочего времени и расчета оплаты труда, расчетно-платежные ведомости, расчетные ведомости, платежные ведомости, журнал регистрации платежных ведомостей, акты о приемке выполненных работ, справки о стоимости выполненных работ и затрат, общий журнал работ, журналы учета выполненных работ, акты о разборке временных (нетитульных) сооружений, акты об оценке подлежащих сносу (переносу) зданий, строений, сооружений и насаждений, акты приемки законченного строительством объекта, акты о приеме-передаче товарно-материальных ценностей на хранение, журналы учета товарно-материальных ценностей, сданных на хранение, акты о возврате товарно-материальных ценностей, сданных на хранение, журналы учета поступающих грузов, журналы учета поступления продукции, товарно-материальных ценностей в места хранения ПО, журналы учета расхода продукции, товарно-материальных ценностей в местах хранения, весовые ведомости, партионные карты, акты о расходе товаров по партии, акты о расходе товаров по партиям, акты о возврате денежных сумм покупателям (клиентам) по неиспользованным кассовым чекам, журналы кассира-операциониста, журналы регистрации показаний суммирующих денежных и контрольных счетчиков контрольно-кассовых машин, работающих без кассира-операциониста, справка-отчет кассира-операциониста, сведения о показаниях счетчиков контрольно-кассовых машин и выручке организации, акты о проверке наличных денежных средств кассы, акты о приемке товаров, акты об установленном расхождении по количеству и качеству при приемке товарно-материальных ценностей, акты об установленном расхождении по количеству и качеству при приемке импортных товаров, акты о приемке товара, поступившего без счета поставщика, спецификации, журнал учета движения товаров на складе, договоры (купли-продажи, поставки, оказанных работ (услуг), подряда, лизинга, хранения, займа, аренды и иные договоры со всеми приложениями, дополнениями и спецификациями, книги учета доверенностей и другие документы, относящиеся к деятельности Общества, коллективные договора, перечень организаций-контрагентов (наименование, ИНН) у которых запрошены копии документов в рамках проведенной работы по восстановлению бухгалтерского и налогового учета за проверяемый период с приложением копий данных документов, письма организациям-контрагентам (покупателям, поставщикам), ответы организаций-контрагентов (покупателей, поставщиков); регистры налогового учета доходов от реализации, регистры налогового учета внереализационных доходов, регистры налогового учета расходов, уменьшающих сумму доходов от реализации, регистры налогового учета внереализационных расходов, регистры налогового учета убытков по операциям, отраженным в Приложении 3 к Листу 02 деклараций, регистры налогового учета выручки от реализации товаров (работ, услуг) собственного производства, регистры налогового учета выручки от реализации покупных товаров, регистры налогового учета выручки от реализации имущественных прав, за исключением доходов от реализации прав требований долга, указанных в Приложении № 3 к Листу 02, регистры налогового учета выручки от реализации прочего имущества, регистры налогового учета выручки от реализации по операциям, отраженньм в Приложении № 3 к Листу 02, регистры налогового учета дохода прошлых лет, выявленного в отчетном (налоговом) периоде, регистры налогового учета дохода в виде стоимости полученных материалов или иного имущества при демонтаже или разборке при ликвидации выводимых из эксплуатации основных средств, при ремонте, модернизации, реконструкции, техническом
 перевооружении, частичной ликвидации основных средств, регистры налогового учета дохода в виде безвозмездно полученного имущества (работ, услуг) или имущественных прав, регистры налогового учета дохода в виде стоимости излишков материально-производственных запасов и прочего имущества, которые выявлены в результате
 инвентаризации, регистры налогового учета прямых расходов, относящихся к реализованным товарам (работам, услугам), регистры налогового учета прямых расходов налогоплательщиков, осуществляющих оптовую, мелкооптовую и розничную торговлю в текущем отчетном (налоговом) периоде, относящиеся к реализованным товарам, регистры налогового учета стоимости реализованных покупных товаров, регистры налогового учета косвенных расходов, регистры налогового учета косвенных расходов, регистры налогового учета расходов в виде сумм налогов и сборов за период, регистры налогового учета расходов в виде расходов на приобретение права на земельные участки, регистры налогового учета стоимости реализованных имущественных прав (кроме прав требований долга), регистры налогового учета цены приобретения реализованного прочего имущества и расходов, связанных с его реализацией, регистры налогового учета сумм амортизации, регистры налогового учета внереализационных расходов, регистры налогового учета расходов в виде процентов по долговым обязательствам любого вида, иные документы, используемые в финансово-хозяйственной деятельности организации, в соответствии с нормами Закона № 129-ФЗ, № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» и применяемые в рамках учетной политики организации, а так же информацию.

Требование о представлении документов получено представителем ОАО «Моршанская табачная фабрика» 21.07.2016г., что подтверждается штампом входящей корреспонденции.

08.08.2016г. налогоплательщик частично исполнил требование № 9133 от 20.07.2016г., представил копии 3317 первичных документов и письменно уведомил, что истребованные документы уже были представлены в налоговый орган.

Решением № 2 от 08.08.2016г. налоговым органом в продлении срока представления документов (информации) отказано по причине того, что уведомление направлено в налоговый орган в нарушение требований абз. 2 п. 3 ст. 93 НК РФ, а именно представлено в последний день приходящийся на срок исполнения требования от 20.07.2016г. № 9133, а не на следующий день после его получения, как предусматривают нормы налогового законодательства.

Фактически общество представило запрашиваемые документы в количестве 3317документов. В установленный срок на представлены документы в количестве 79 254 штуки, в том числе 70 822 регистра налогового и бухгалтерского учета, 5 111 первичных документов, 3 317 первичных документов по реализации товаров (работ, услуг), 4 информации.

Инспекция в отзыве на заявление, пояснила, что в связи с тем, что в требовании №9133 от 20.07.2016 г. запрашиваемые документы были конкретизированы по родовым признакам без указания конкретных реквизитов каждого документа, расчет штрафных санкций по решению произведен исходя из количества пунктов требования .

В Постановлении Президиума ВАС РФ от 08.04.2008 по делу № 15333/07 разъяснено, что требование о представлении необходимых для проверки документов должно содержать достаточно определенные данные о документах, которые истребуются налоговым органом, а сами истребуемые документы должны иметь отношение к предмету налоговой проверки.

Истребованные налоговым органом документы были необходимы для выездной проверки, они непосредственно относились к тем налогам, по которым велась проверка, и к тем периодам, за которые она проводится. Указанная в требовании информация является достаточно определенной и позволяет налогоплательщику установить, какие именно документы были необходимы налоговому органу.

В силу положений ст. 93 НК РФ истребуемые документы представляются в виде заверенных проверяемым лицом копий.

Законодатель предусмотрел возможность того, что в случае необходимости налоговый орган вправе ознакомиться с подлинниками документов. Однако это право, а не обязанность налогового органа. В связи с чем обязанность представить истребуемые документы в виде заверенных копий предусмотрена законодателем.

В соответствии с п. 1 ст. 93.1 НК РФ должностное лицо налогового органа, проводящее налоговую проверку, вправе истребовать у контрагента или у иных лиц, располагающих документами (информацией), касающимися деятельности проверяемого налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента), эти документы (информацию).

Истребование документов (информации), касающихся деятельности проверяемого налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента), может проводиться также при рассмотрении материалов налоговой проверки на основании решения руководителя (заместителя руководителя) налогового органа о назначении дополнительных мероприятий налогового контроля.

В ходе мероприятий налогового контроля инспекцией были истребованы в соответствии со ст. 93.1 НК РФ документы, касающиеся деятельности проверяемого налогоплательщика у контрагентов и у иных лиц (банков). При получении истребованных документов от банков и контрагентов инспекция располагало сведениями о платежных документах, банковских операциях и оборотах по счетам налогоплательщика.

Согласно п. 5 ст. 93 НК РФ в ходе проведения налоговой проверки, иных мероприятий налогового контроля налоговые органы не вправе истребовать у проверяемого лица (консолидированной группы налогоплательщиков) документы, ранее представленные в налоговые органы при проведении камеральных или выездных налоговых проверок данного проверяемого лица (консолидированной группы налогоплательщиков), а также документы, представленные в виде заверенных копий в ходе проведения налогового мониторинга. Указанное ограничение не распространяется на случаи, когда документы ранее представлялись в налоговый орган в виде подлинников, возвращенных впоследствии проверяемому лицу, а также на случаи, когда документы, представленные в налоговый орган, были утрачены вследствие непреодолимой силы.

Сделанные налоговым органом запросы о налогоплательщике, касающиеся его деятельности, у контрагентов и иных лиц (банков) в силу ст. 93.1 НК РФ не свидетельствует о повторном истребовании документов у заявителя.

Судом установлено, что срок представления документов по требованиям истек 04.08.2016 г., фактически требование исполнено частично, документы в количестве 3 317 предоставлены 08.08.2016г., 79 254 документов обществом не представлено.

Кроме того, судом учтено, что Форма требования о представлении документов (информации) утверждена Приказом ФНС России от 31.05.2007 №ММ-3-06/338@ «Об утверждении форм документов, используемых налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах», согласно которой в требовании должны быть указаны наименования, реквизиты, иные индивидуализирующие признаки документов, период, к которому они относятся.

Таким образом, из вышеприведенных норм права следует, что требование о представлении документов (информации) должно содержать достаточно определенные данные о документах, которые истребуются налоговым органом. Указанных данных должно быть достаточно для идентификации налогоплательщиком запрошенных у него документов, а сами истребуемые документы должны иметь отношение к предмету налоговой проверки.

Между тем, содержания требования №9133 от 20.07.2016 г. следует, что Инспекцией были затребованы в том числе акты о сдаче в эксплуатацию временного (нетитульного) сооружения), акты о приеме-передаче объекта основных средств (кроме зданий, сооружений), акты о приеме-передаче групп объектов основных средств(кроме зданий сооружений), накладные на внутреннее помещение объектов основных средств, акты о приеме-сдаче отремонтированных, реконструированных, модернизированных объектов основных средств, акты о списании объекта основных средств (кроме автотранспортных средств), акты о списании автотранспортных средств, акты о списании групп объектов основных средств (кроме автотранспортных средств). Сумма штрафа за непредставление указанных документов составила 1 800 руб.

Налоговым органом не представлено доказательств, что в проверяемом периоде ОАО «Моршанская табачная фабрика» занималось указанной деятельностью, в связи с чем Общество не могло их представить запросу налогового органа.

Так же требованием №9133 от 20.07.2016 г. у налогоплательщика были истребованы акты о приеме (поступлении) оборудования, акты о приеме-передаче оборудования в монтаж, акты о выявленных дефектах оборудования. Сумма штрафа непредставление указанных документов составила 600 руб.

В материалах дела отсутствуют доказательства того, что в проверяемый период, налогоплательщиком было принято какое-либо оборудование или передано какое-либо оборудование в монтаж, в связи с чем данные документы не могли быть представлены Обществом к проверке.

Пунктом 38 требования №9133 от 20.07.2016 г. у Общества были истребованы лимитно-заборные карты. Штраф составил 200 руб.

Налоговым органом не доказано, что Обществом устанавливались в проверяемом периоде лимиты на отпуск, в связи с чем лимитно-заборные карты не применялись, поэтому и не могли быть представлены налогоплательщиком по требованию налогового органа.

Требованием так же были запрошены акты об оприходовании материальных ценностей, полученных при разборе и демонтаже зданий и сооружений. Сумма штрафа 200 руб.

В проверяемом периоде Обществом разбор и демонтаж зданий и сооружений не производился, соответственно и акты по данным вопросам не составлялись, поэтому Обществом указанные документы не могли быть представлены по требованию налогового органа.

В соответствии с п. 43.-45 требования №9133 от 20.07.2016 г., Обществу необходимо было представить акты на оприходование приплода животных, ведомости взвешенных животных, расчеты определения прироста живой массы, акты снятия скота (с откорма, нагула, доращивания), акты на перевод животных, учетный лист движения животных и расхода кормов, акты на выбытие животных и птиц (забой, прирезка, падеж), учетные листы убоя и падежа животных, реестры документов на выбытие продукции, товарно-транспортные накладные (животные). Сумма штрафа – 2000 руб.

Доказательств того, что Общество занимается животноводством, налоговым органом в материалы дела представлено не было, кроме того, в ходе проверки налоговым органом данные вопросы не проверялись.

В п.п. 63-66 требования, указано, что Обществу необходимо представить акты инвентаризации товарно-материальных ценностей, находящихся в пути, акты инвентаризации драгоценных металлов и изделий из них, инвентаризационная опись драгоценных металлов, содержащихся в деталях, полуфабрикатах, сборочных единицах (узла), оборудовании, приборах и других изделиях, акты инвентаризации незаконченных ремонтов основных средств. Сумма штрафа – 800 руб.

Налоговым органом не доказан тот факт, что Общество в проверяемый период занималось указанной деятельностью и могло предоставить перечисленные выше документы.

Так же требованием, у налогоплательщика были запрошены акты приемки выполненных работ, справки о стоимости выполненных работ и затрат, общий журнал учета выполненных работ, журнал учета выполненных работ, акты о разборке временных нетитульных) сооружений, акты о приемке законченного строительном объекта, акты о приемке-передаче ТМЦ, сданных на хранение, акты о возврате ТМЦ сданных на хранение. Сумма штрафа составила 2000 руб.

В материалах дела отсутствуют доказательства того, что в проверяемый период общество занималось указанной деятельностью и могло представить к проверки указанные выше документы.

Кроме того, требования №9133 от 20.07.2016 г. у налогоплательщика были запрошены: акты об установленном расхождении по количеству и качеству при приемке ТМЦ, акты об установленном расхождении по количеству и качеству при приемке импортных товаров, акты о приемке товара, поступившего без счета поставщика. Сумма штрафа 600 руб.

Налоговым органом не представлено доказательств того, что в проверяемом периоде были зафиксированы указанные случаи и что Обществом составлялись поименованные выше документы.

Остальные пункты требования соответствуют действующему законодательству.

При таких обстоятельствах, Инспекция не правомерно привлекла налогопла­тельщика к налоговой ответственности по ст. 126 НК РФ в виде штрафа в сумме 8 200 руб.

Обществом заявлено ходатайство о снижении размера штрафной ответственности.

Судом установлено, что налоговым органом оспариваемое решение принято без учета положений статей 112, 114 НК РФ, т.е. не приняты во внимание смягчающие вину обстоятельства.

В соответствии с пунктом 3 статьи 114 Кодекса при наличии хотя бы одного смягчающего ответственность обстоятельства размер штрафа подлежит уменьшению не меньше, чем в два раза по сравнению с размером, установленным соответствующей статьей Кодекса.

На основании пункта 1 статьи 112 Кодекса обстоятельствами, смягчающими ответственность за совершение налогового правонарушения, признаются:

- совершение правонарушения вследствие стечения тяжелых личных или семейных обстоятельств;

- совершение правонарушения под влиянием угрозы или принуждения либо в силу материальной, служебной или иной зависимости;

- тяжелое материальное положение физического лица, привлекаемого к ответственности за совершение налогового правонарушения;

- иные обстоятельства, которые судом или налоговым органом, рассматривающим дело, могут быть признаны смягчающими ответственность.

Указанная позиция подтверждается действующей практикой арбитражных судов Российской Федерации, а также Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 12.05.1998 № 14-П и информационным письмом Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.03.2003 № 71 «Обзор практики разрешения арбитражными судами дел, связанных с применением отдельных положений части первой Налогового кодекса Российской Федерации».

В соответствии с частью 4 статьи 112 Налогового кодекса Российской Федерации обстоятельства, смягчающие ответственность за совершение налогового правонарушения, устанавливаются судом или налоговым органом, рассматривающим дело, и учитываются им при применении налоговых санкций.

Более того, из статьи 112 Налогового кодекса Российской Федерации следует, что установление смягчающих ответственность обстоятельств - не только право, но и обязанность суда или налогового органа, рассматривающего дело. Так, по мнению Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенного в Постановлениях от 01.02.2002 № 6106/01 и от 06.03.2001 № 8337/00, для удовлетворения судом требования налогового органа представляется недостаточной только констатация самого факта налогового правонарушения без учета личности налогоплательщика и иных обстоятельств, суд обязан учитывать смягчающие ответственность обстоятельства. В случае установления смягчающих ответственность обстоятельств Налоговый кодекс Российской Федерации предусматривает возможность снижения размера налоговых санкций.

В соответствии с пунктом 19 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.06.1999 г. № 41/9 «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации», если при рассмотрении дела о взыскании санкции за налоговое правонарушение будет установлено хотя бы одно из смягчающих ответственность обстоятельств, перечисленных в пункте 1 статьи 112 Кодекса, суд при определении размера подлежащего взысканию штрафа обязан в соответствии с пунктом 3 статьи 114 Кодекса уменьшить его размер не менее чем в два раза по сравнению с предусмотренным соответствующей нормой главы 16 Кодекса.

Суд отмечает, что налоговая санкция является мерой ответственности за совершение налогового правонарушения, то есть виновно совершенного противоправного (в нарушение законодательства о налогах и сборах) деяния (действия или бездействия) налогоплательщика, за которое Кодексом установлена ответственность (статья 106, пункт 1 статьи 114 Кодекса).

Постановлением Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 08.12.2009 №11019/09 определена правовая позиция, согласно которой размер налоговой санкции должен отвечать вытекающим из Конституции Российской Федерации и статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации требованиям справедливости и соразмерности, дифференциации ответственности в зависимости от тяжести содеянного, размера и характера причиненного ущерба.

В соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании имеющихся в деле доказательств.

В данном случае в качестве смягчающих ответственность обстоятельств суд признает следующие обстоятельства:

- суд учитывает объем запрошенных копий документов за период проверки 2012 г. - 2015 г., техническую работу по их изготовлению, просрочка в представлении документов не создала препятствий для инспекции в проведении налоговой проверки.

Необходимо также учитывать, что в ходе проведения дополнительных мероприятий налогового контроля 20.07.2016г. обществу, помимо требования от 9133 от 20.07.2016г. были направлены и другие требования о предоставлении документов со сроком исполнения до 04.08.2016г.: № 9132 от 20.07.2016г., № 9137 от 20.07.2016г., № 9138 от 20.07.2016г.

Так по требованию № 9132 от 20.07.2016г. налоговый орган обязал представить договоры на передачу и реализацию табачной продукции и табачного сырья за 2012-2014г.г., первичные учетные и бухгалтерские документы к этим договорам, сертификаты и декларации соответствия на товар, а также различные пояснения и их документальные подтверждения. По требованию № 9137 от 20.07.2016г. налоговый орган обязал представить налогоплательщика копии платежных поручений, договоров, товарных накладных, счетов-фактур. По требованию № 9138 от 20.07.2016г. налоговый орган обязал представить налогоплательщика копии всех платежных поручений за проверяемый период в количестве 13 816 документов.

Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в Постановлении от 08.12.2009 N 11019/09 указал на то, что размер налоговой санкции должен отвечать вытекающим из Конституции Российской Федерации и статьи 3 НК РФ требованиям справедливости и соразмерности, дифференциации ответственности в зависимости от тяжести содеянного, степени вины правонарушителя, размера и характера причиненного ущерба.

Таким образом, принимая во внимание объем затребованных налоговым органом документов, наличие возможностей по выполнению требования (подбор документов, их копирование, составление описей и т.д.), фактические сроки их представления, попытку реализации обществом предусмотренного п. 3 ст. 93 Налогового кодекса Российской Федерации права на представление заявления о невозможности исполнения требования в установленный срок, отказ Инспекцией в продлении срока на представление документов, суд приходит к выводу, что в действительности нарушение сроков представления документов было вызвано объективной невозможностью выполнения требования налогового органа в установленный срок, что свидетельствует о явной несоразмерности штрафа тяжести совершенного правонарушения.

При вынесении оспариваемого решения налоговым органом не были учтены существенные обстоятельства, влияющие на оценку характера правонарушения, размер причиненного вреда, степени вины.

По мнению суда, размер наложенной на общество штрафной ответственности по п. 1 ст. 126 НК РФ в общем размере 36000 руб. является существенным, что по сути, приводит к возложению на налогоплательщика чрезмерного ограничения свободы предпринимательства, что недопустимо в силу требований закона.

Суд считает, что с учетом обстоятельств, смягчающих ответственность в силу ст. ст. 112-114 НК РФ следует снизить установленный размер штрафных санкций, предусмотренных п. 1 ст. 122 НК РФ в два раза до 13 900 руб. (36000-8200=27800:2)

При уменьшении размера налоговых санкций суд исходил из принципа соблюдения баланса частных и публичных интересов, а также из того, что меры налогового воздействия должны иметь не только карательный, но и воспитательный характер. Налоговая ответственность должна быть применена с учетом требований справедливости, соразмерности и необходимости соблюдения баланса частного и публичного интереса, степени вины налогоплательщика и тяжести совершенного деяния.

На основании вышеизложенного, решение Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №7 по Тамбовской области № 46 от 05.10.2016г. о привлечении к ответственности за налоговое правонарушение, предусмотренное Налоговым кодексом Российской Федерации (за исключением налогового правонарушения, дело, о выявлении которого рассматривается в порядке, установленном статьей 101 Налогового кодекса Российской Федерации) подлежит признанию незаконным в части привлечения открытого акционерного общества «Моршанская табачная фабрика» к налоговой ответственности, предусмотренной п. 1 ст. 126 НК РФ, в виде штрафа в размере 22 100 руб.

В удовлетворении остальной части заявленных требований следует отказать.

На основании статьи 110 АПК РФ государственная пошлина подлежит взысканию с ответчика.

Руководствуясь статьями 110, 167- 170, 201 Арбитражного процессуального кодекса РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Признать недействительным решение Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №7 по Тамбовской области (правопредшественник Межрайонная Инспекция Федеральной налоговой службы №4 по Тамбовской области) от 05.10.2016г. № 46 в части взыскания штрафа по п. 1 ст. 126 НК РФ в размере 22 100 руб.

В удовлетворении остальной части заявленных требований отказать.

Взыскать с Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 4 по Тамбовской области (ОГРН <***>, ИНН <***>), г. Тамбов в пользу Открытого акционерного общества «Моршанская табачная фабрика» (ОГРН <***>, ИНН <***>) Тамбовская область, г. Моршанск расходы по оплате государственной пошлины в размере 3000 руб.

Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его принятия, а также в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня вступления решения в законную силу.

Апелляционная и кассационная жалобы подаются в арбитражные суды апелляционной и кассационной инстанции через арбитражный суд принявший решение.

Адрес для корреспонденции: 392020, <...>.

При переписке просьба ссылаться на номер дела.

Информацию о рассматриваемом деле можно получить на сайте Арбитражного суда Тамбовской области по адресу: http://tambov.arbitr.ru, в справочной службе по телефону <***> или в информационном киоске, расположенном на первом этаже здания суда.

Судья В.А. Игнатенко