НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение АС Тамбовской области от 24.03.2009 № А64-5321/08

Арбитражный суд Тамбовской области

392020, г. Тамбов, ул. Пензенская, д. 67/12

http://tambov.arbitr.ru

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

г. Тамбов

"30" марта 2009 года Дело №А64-5321/08-13

Резолютивная часть решения объявлена 24 марта 2009 года.

Полный текст решения изготовлен 30 марта 2009 года.

Арбитражный суд Тамбовской области в составе судьи Л.И. Пряхиной

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Н.А. Гарашкиным

рассмотрел в судебном заседании дело по заявлению

МЛПУ «Станция скорой медицинской помощи» г. Тамбова, г. Тамбов

к ГУ – Управление Пенсионного фонда РФ в г. Тамбове Тамбовской области, г. Тамбов

о признании недействительными решения от 23.05.08 №2089/2089 и акта от 14.05.08 №33 в части

при участии:

от заявителя – ФИО1, доверенность от 14.08.2008г.

от ответчика – ФИО2, доверенность от 14.02.2009г. №3

МЛПУ «Станция скорой медицинской помощи» г. Тамбова обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным решения ГУ – Управление Пенсионного фонда РФ в г. Тамбове Тамбовской области от 23.05.08 №2089/2089 и акта от 14.05.08 №33 в части привлечения МЛПУ «ССМП» г. Тамбова к ответственности на сумму штрафа 94595,52 руб., а также применении положений ч.3 ст.114 НК РФ (уточнение л.д. 64-66).

Ответчик требования не признал, по мотивам изложенным в отзыве на заявление.

Определением от 28.10.2008г. производство по настоящему делу было приостановлено до рассмотрения Федеральным судом Ленинского района г. Тамбова заявления от 27.10.2008 г. работника МЛПУ «Станция скорой медицинской помощи» г. Тамбова ФИО3 к ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в г. Тамбове Тамбовской области.

Определением от 18.02.2009г. производство по настоящему делу было возобновлено.

Рассмотрев материалы дела, арбитражный суд установил:

Муниципальное лечебно-профилактическое учреждение «Станция скорой медицинской помощи» г. Тамбова (сокращенное наименование МЛПУ «ССМП» г. Тамбова) зарегистрировано в качестве юридического лица, о чем 21.10.2002 г. внесена запись в Единый государственный реестр юридических лиц.

В период с 10.04.2008г. по 01.05.2008г. должностными лицами ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в г. Тамбове Тамбовской области проведена проверка соответствия сведений индивидуального (персонифицированного) учета первичным документам, послужившим основанием для заполнения сведений индивидуального (персонифицированного) учета в части трудового стажа, в т.ч. на соответствующих видах работ, дающих право на досрочное назначение пенсии, по результатам которой составлен акт от 14.05.2008г. №33. Рассмотрев указанный акт и материалы проверки органом ПФ принято решение от 23.05.2008г. №2089/2089, которым МЛПУ «ССМП» г. Тамбова привлечено к ответственности, предусмотренной ст.17 Федерального закона от 01.04.1996г. №27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» (далее Закон № 27-ФЗ), в виде штрафа в размере 122102,22 руб.

Заявитель считает указанное решение и акт незаконным и нарушающим его права и законные интересы, в обоснование ссылается на то, что органом ПФ при проведении проверки были затронуты периоды времени не подлежащие проверки, выявленные проверкой факты недостоверности сведений индивидуального (персонифицированного) учета имеются только в тарификационных списках, являющихся приложением к штатным расписаниям. По мнению заявителя, данные сведений индивидуального (персонифицированного) учета достоверно отражают сведения фактически выполняемой работниками трудовой функции. Кроме того, при принятии решения органом ПФ не был учтен факт наличия смягчающих ответственность обстоятельств.

Ответчик считает оспариваемые решение, акт законными, привлечение к ответственности - обоснованным и правомерным.

Согласно статьи 11 Закона № 27-ФЗ страхователи обязаны представлять один раз в год, но не позднее первого марта следующего года, в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации сведения о страховом стаже, сумме заработка (дохода), на который начислялись страховые взносы обязательного пенсионного страхования, сумме начисленных страховых взносов по каждому работающему у него застрахованному лицу, а также другие сведения, необходимые для правильного назначения трудовой пенсии.

Пунктом 1 статьи 11 Закона № 27-ФЗ установлено, что страхователи представляют в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации сведения об уплачиваемых страховых взносах на основании данных бухгалтерского учета, а сведения о страховом стаже - на основании приказов и других документов по учету кадров.

Согласно абзацу второму пункта 2 статьи 11 Закона № 27-ФЗ дополнительно к сведениям, предусмотренным настоящим пунктом, страхователь представляет сведения об уплаченных страховых взносах в целом за всех работающих у него застрахованных лиц.

Во исполнение положений статьи 19 Закона № 27-ФЗ Правительством Российской Федерации разработан и утвержден порядок ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах. Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.03.1997 № 318 «О мерах по организации индивидуального (персонифицированного) учета для целей государственного пенсионного страхования» утверждена Инструкция о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах для целей обязательного пенсионного страхования. Согласно пункту 27 этой Инструкции (в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 14.07.2003 № 422) каждый страхователь ежегодно, до 1 марта года, следующего за расчетным периодом, обязан представить в территориальный орган относящиеся к расчетному периоду индивидуальные сведения в отношении каждого работавшего у него застрахованного лица. Вместе с индивидуальными сведениями представляется ведомость по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, в которой отражаются сведения о начисленных и уплаченных страховых взносах в целом по организации за расчетный период, а также имеющаяся задолженность по уплате страховых взносов на начало и конец расчетного периода. Форма указанной ведомости утверждается Пенсионным фондом Российской Федерации.

В статье 17 Закона № 27-ФЗ установлена ответственность за непредставление в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, либо представление неполных и (или) недостоверных сведений: к страхователям применяются финансовые санкции в виде взыскания 10 процентов причитающихся за отчетный год платежей в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Как следует из оспариваемого акта от 14.05.2008г. №33 проверка проведена за период 2002-2007гг., в результате проверки установлены факты: несоответствия Списку должностей учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, в соответствии с п.п.11 п.1 ст.28 Федерального закона от 17.12.2001г. №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 г. №781 наименование должности «фельдшер по транспортировке больных», «акушерка по транспортировке больных», которые предусмотрены штатным расписанием; предоставление недостоверных индивидуальных сведений относительно стажа на соответствующих видах работ, т.к. в указанный стаж включены периоды: ученических отпусков и оплачиваемых курсов; повышения квалификации, специализации; дополнительных отпусков за сдачу крови; нахождения на военных сборах; прогулов, что является нарушением п.5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по ст.28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ», утвержденных постановлением Правительства РФ от 11.07.2002г. №516.

В соответствии со ст.2 Федерального закона от 15.12.2001 г. №167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации»правоотношения, связанные с уплатой обязательных платежей на обязательное пенсионное страхование, в том числе в части осуществления контроля за их уплатой, регулируются законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом.

Пунктом 4 ст. 109 НК РФ установлено, что лицо не может быть привлечено к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения при истечении сроков давности привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения.

Статьей 113 НК РФ определено, что лицо не может быть привлечено к ответственности за совершение налогового правонарушения, если со дня его совершения либо со следующего дня после окончания налогового периода, в течение которого было совершено это правонарушение, истекли три года (срок давности).

Исчисление срока давности в отношении налоговых правонарушений, предусмотренных ст. 17 Закона № 27-ФЗ, производится со следующего дня после представления в территориальный орган ПФ индивидуальных сведений относящихся к расчетному периоду в отношении каждого работавшего у него застрахованного лица.

Таким образом, учитывая, что оспариваемый акт датируется 14.05.2008г., началом течения срока давности привлечения налогоплательщика к ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного ст. 17 Закона № 27-ФЗ за 2002-2004 гг., являются 02.03.2003 г., 02.03.2004г., 02.03.2005г., соответственно.

Статьей 6.1 НК РФ определено, что срок, исчисляемый месяцами, истекает в соответствующие месяц и число последнего месяца срока. При этом месяцем признается календарный месяц.

Согласно Постановлению № 9-П от 14.07.2005 Конституционного Суда РФ течение срока давности привлечения лица к ответственности за совершение налоговых правонарушений прекращается с момента оформления акта налоговой проверки, в котором указаны документально подтвержденные факты налоговых правонарушений, выявленные в ходе проверки, и содержатся ссылки на статьи Налогового кодекса Российской Федерации, предусматривающие ответственность за эти правонарушения, а в случае отсутствия необходимости в составлении такого акта - с момента вынесения соответствующего решения руководителя (заместителя руководителя) налогового органа о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности.

При этом конституционно-правовой смысл положений ст. 113 НК РФ, выявленный в указанном постановлении, является общеобязательным и исключает любое иное их истолкование в правоприменительной практике.

Учитывая изложенное, срок давности привлечения МЛПУ «ССМП» г. Тамбова к ответственности в отношении правонарушения, совершенного им в 2002-2004гг., истек 02.03.2006г., 02.03.2007г., 02.03.2008г., соответственно.

Принимая во внимание, что акт проверки №33 составлен 14.05.2008г., а решение принято 23.05.2008г. у органа ПФ отсутствовали правовые основания для привлечения заявителя к ответственности за совершение названного правонарушения в указанный период.

При таких обстоятельствах оспариваемое решение в части привлечения к ответственности за совершение правонарушения в 2002-2004 гг., предусмотренного ст. 17 Закона № 27-ФЗ - неправомерно и подлежит отмене по сумме штрафа 49443,16 руб.

Как следует из материалов дела, установленная органом ПФ недостоверность сведений выразилась также в несоответствии Списку должностей учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, в соответствии с п.п.11 п.1 ст.28 Федерального закона от 17.12.2001г. №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 г. №781 наименования должностей «фельдшер по транспортировке больных», «акушерка по транспортировке больных», которые предусмотрены штатным расписанием.

Как установлено судом, проверка органом ПФ была произведена по штатным расписаниям, книге приказов, тарификационному списку и лицевым счетам работников за 2002 - 2007гг. Выявленные расхождения имеют место в тарификационных списках, являющихся приложением к штатному расписанию, таким образом, наименование должностей в приказах о приеме на работу не соответствуют наименованиям должностей работников в штатном расписании учреждения. Вместе с тем, согласно представленному в материалы дела штатному расписанию, утвержденному постановлением главы администрации г. Тамбова 06.03.2006г. №1230, должность «фельдшер по транспортировке больных» отсутствует. Заявитель сослался на то, что при проведении проверки органом ПФ у заявителя не были истребованы документы, в подтверждение фактической достоверности работы, дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости. В материалы дела представлены приказы, выписки из трудовых книжек ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО9, ФИО10 согласно которым указанные лица занимают должности акушерки по транспортировке больных и рожениц, фельдшера, фельдшера выездной бригады, фельдшера выездной бригады, фельдшера выездной бригады, фельдшера выездной бригады, фельдшера выездной бригады, фельдшера выездной бригады, соответственно.

Однако, расхождения в сведениях были установлены, кроме того, заявителю в соответствии с п.36 Постановления Правительства РФ от 15.03.1997 г. № 318 «О мерах по организации индивидуального (персонифицированного) учета для целей государственного пенсионного страхования» органом ПФ был предоставлен 2-х недельный срок для устранения имеющихся недостатков.

Заявителем расхождения в указанный срок устранены не были, в результате чего органом ПФ в соответствии со ст. 17 Закона № 27-ФЗ было принято оспариваемое решение о привлечении страхователя к ответственности в виде штрафных санкций.

С учетом пункта 16 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.08.2004 №79, тот факт, что МЛПУ «ССМП» г. Тамбова, поставленное в известность о существе результатов проверки, в том числе и о том в отношении каких конкретных застрахованных лиц допущено составление и представление недостоверных сведений, каких сведений и за какие периоды, не представило никаких уточняющих, либо опровергающих сведений, в связи с чем арбитражный суд приходит к выводу о правомерности применения к страхователю финансовых санкций за совершенное правонарушение в виде взыскания 10 процентов платежей, причитающихся к уплате в Пенсионный фонд Российской Федерации за отчетный год за тех застрахованных лиц, в отношении которых представлены недостоверные сведения.

Заявитель, ходатайствует об уменьшении размера санкции, в качестве оснований применения положений ч.3 ст.114 НК РФ ссылается на то, что финансируется из средств местного бюджета, совершенное правонарушение не повлекло причинение материального ущерба государству, кроме того, МЛПУ «ССМП» г. Тамбова впервые привлекается к ответственности, за нарушение законодательства об обязательном пенсионном страховании.

В соответствии с пунктом 4 статьи 112 Налогового кодекса РФ обстоятельства, смягчающие или отягчающие ответственность за совершение налогового правонарушения, устанавливаются судом или налоговым органом, рассматривающим дело, и учитываются им при наложении санкций за налоговые правонарушения в порядке, установленном статьей 114 Налогового кодекса РФ.

Перечень смягчающих ответственность обстоятельств содержится в пункте 1 статьи 112 Налогового кодекса РФ. Согласно подпункту 3 пункта 1 статьи 112 Налогового кодекса РФ судом в качестве обстоятельств, смягчающих ответственность за совершение налогового правонарушения, могут быть признаны иные обстоятельства, не указанные в подпунктах 1 и 2 пункта 1 названной статьи.

Пунктом 3 статьи 114 Налогового кодекса РФ предусмотрено, что при наличии хотя бы одного смягчающего ответственность обстоятельства размер штрафа подлежит уменьшению не меньше, чем в два раза по сравнению с размером, установленным соответствующей статьей главы 16 настоящего Кодекса за совершение налогового правонарушения.

Таким образом, право относить те или иные фактические обстоятельства, не предусмотренные прямо статьей 112 Налогового кодекса РФ, к обстоятельствам, смягчающим ответственность налогоплательщика, и устанавливать размер, в том числе и кратность, снижения налоговых санкций, установленных законом, предоставлено суду.

В соответствии с частью 1 статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса РФ арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.

На основании вышеназванных норм, принимая во внимание требования справедливости и соразмерности, которым согласно Постановлению Конституционного Суда РФ от 15.07.1999 №11-П должны отвечать санкции штрафного характера, а также учитывая специфику и социальную значимость услуг оказываемых Муниципальным лечебно-профилактическим учреждением «Станция скорой медицинской помощи» г. Тамбова, арбитражный суд в качестве смягчающих ответственность обстоятельств признает совершение указанного правонарушения впервые, тяжелое финансовое положение, заключающееся в финансировании из местного бюджета без учета возможных финансовых санкций, обстоятельствами смягчающими ответственность, которые не были учтены органом ПФ при принятии оспариваемого решения.

На основании изложенного размер оставшихся санкций подлежит уменьшению до суммы 12210,22 руб.

МЛПУ «ССМП» г. Тамбова также заявлено требование о признании недействительным акта от 14.05.2008г. №33 ГУ – Управление Пенсионного фонда РФ в г. Тамбове Тамбовской области.

Пунктом 2 ст. 29 Арбитражно-процессуального кодекса РФ установлено, что арбитражные суды рассматривают в порядке административного судопроизводства возникающие из административных и иных публичных правоотношений экономические споры и иные дела, связанные с осуществлением организациями и гражданами предпринимательской и иной экономической деятельности, об оспаривании ненормативных правовых актов органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов и должностных лиц, затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности;

Согласно ч. 1 статьи 198 Арбитражно-процессуального кодекса РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Под ненормативным актом государственного органа или органа местного самоуправления, который в силу ст. 13 Гражданского кодекса РФ может быть оспорен и признан недействительным судом, понимается документ властно-распорядительного характера, вынесенный уполномоченным органом, содержащий обязательные предписания, распоряжения, нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы юридического или физического лица и влекущие неблагоприятные юридические последствия. Таким ненормативным актом является обжалуемое решение.

Суд, исследовав оспариваемый заявителем акт от 14.05.2008г. №33, приходит к выводу, что данный акт не является ненормативным актом, спор о признании которого недействительным разрешается в соответствии с вышеуказанными статьями Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Кроме того, в данном документе лишь отражены результаты проведенной документальной проверки должностными лицами органа ПФ МЛПУ «ССМП» г. Тамбова. Указанный акт не является властно-распорядительным документом для МЛПУ «ССМП» г. Тамбова, а также не содержит обязательные предписания, распоряжения, нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы, которые влекут для заявителя неблагоприятные юридические последствия.

Таким образом, оценив оспариваемый акт от 14.05.2008г. №33 в совокупности с доводами заявителя, суд считает, что оспариваемый МЛПУ «ССМП» г. Тамбова акт от 14.05.2008г. №33 ГУ – Управление Пенсионного фонда РФ в г. Тамбове Тамбовской области не является ненормативным актом, который может быть оспорен в арбитражном суде, следовательно, возникший спор в указанной части не подлежит рассмотрению в арбитражном суде.

На основании изложенного, производство по делу в указанной части подлежит прекращению, в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса РФ.

Таким образом, заявленные МЛПУ «ССМП» г. Тамбова требования подлежат удовлетворению в части признания недействительным решения №2089/2089 от 23.05.2008г. ГУ – Управление Пенсионного фонда РФ в г. Тамбове Тамбовской области в части, привлечения к ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного за представление недостоверных (не полных) индивидуальных сведений в виде штрафа размере 109892 руб.

В удовлетворении части заявленных требований относительно признания недействительным решения №2089/2089 от 23.05.2008г. ГУ – Управление Пенсионного фонда РФ в г. Тамбове Тамбовской области в части, привлечения к ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного за представление недостоверных (не полных) индивидуальных сведений в виде штрафа размере 12210,22 руб. следует отказать.

Производство по делу в части признания недействительным акта ГУ – Управление Пенсионного фонда РФ в г. Тамбове Тамбовской области от 14.05.2008г. №33 о результатах документальной проверки достоверности сведений индивидуального (персонифицированного) учета о трудовом стаже, в т.ч. на соответствующих видах работ подлежит прекращению.

Расходы по уплате государственной пошлины подлежат отнесению на ответчика.

Ответчик на основании п.1.1 ч.1 ст. 333.37 НК РФ освобожден от уплаты госпошлины.

Руководствуясь ст. ст. 101-103, 110, 167-170, 189, 197-201 Арбитражного процессуального кодекса РФ  , -

АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕШИЛ:

Признать незаконным решение №2089/2089 от 23.05.2008г. ГУ – Управление Пенсионного фонда РФ в г. Тамбове Тамбовской области в части, привлечения к ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного за представление недостоверных (не полных) индивидуальных сведений в виде штрафа размере 109892 руб.

В удовлетворении остальной части заявленного требования, относительно признания незаконным решения №2089/2089 от 23.05.2008г. ГУ – Управление Пенсионного фонда РФ в г. Тамбове Тамбовской области в части, привлечения к ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного за представление недостоверных (не полных) индивидуальных сведений в виде штрафа размере 12210,22 руб. отказать.

Производство по делу в части признания недействительным акта ГУ – Управление Пенсионного фонда РФ в г. Тамбове Тамбовской области от 14.05.2008г. №33 о результатах документальной проверки достоверности сведений индивидуального (персонифицированного) учета о трудовом стаже, в т.ч. на соответствующих видах работ прекратить.

Выдать Муниципальному лечебно-профилактическому учреждению «Станция скорой медицинской помощи» г. Тамбова справку на возврат из федерального бюджета 2000 руб. уплаченной государственной пошлины.

Решение арбитражного суда Тамбовской области может быть обжаловано в арбитражный суд апелляционной инстанции в течение месяца после его принятия, через Арбитражный суд Тамбовской области.

Судья Пряхина Л.И.