НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение АС Тамбовской области от 20.11.2013 № А64-5083/13

Арбитражный суд Тамбовской области

392020, г. Тамбов, ул. Пензенская, д. 67/12

http://www.tambov.arbitr.ru

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Р Е Ш Е Н И Е

  резолютивная часть решения объявлена 20 ноября 2013г.

решение в полном объеме изготовлено 20 ноября 2013г.

г. Тамбов

20 ноября 2013г. Дело №А64-5083/2013

Арбитражный суд Тамбовской области в составе судьи Е.В. Малиной

при ведении протокола судебного заседания с использованием средств аудиозаписи помощником судьи Жабиной Е.В.,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению

  Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Тамбовской области (ОГРН 1026801156150, ИНН 6831002978), г. Тамбов

к ГУ - Тамбовское региональное отделение Фонда социального страхования РФ (ОГРН 1026801224735, ИНН 6832021420), г. Тамбов

о признании незаконным и отмене решения от 30.04.2013г. № 37 в части ( с учетом уточнений от 20.11.13)

при участии в заседании:

от заявителя – Прозоров В.С., главный специалист – эксперт административного отдела, доверенность № 13 от 22.08.2013г

  от ответчика – Мещеряков В.В., начальник отдела, доверенность № 24 от 26.04.2013г.;

У С Т А Н О В И Л:

Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Тамбовской области обратился в Арбитражный суд Тамбовской области с заявлением к Государственному учреждению - Тамбовское региональное отделение Фонда Социального страхования Тамбовской области о признании полностью незаконным и отмене решения от 30.04.2013г. № 37 о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах.

Требование мотивировано следующим : при проведении проверки ответчик не уведомил Тамбовстат о времени и месте проведения материалов проверки, в результате чего заявитель был лишен права всестороннего и полного рассмотрения дела. В оспариваемом решении не отражена и не описана должным образом объективная сторона вменяемого заявителю правонарушения, отсутствуют ссылки на конкретные документы, подтверждающие противоправные действия Тамбовстат. Из текста оспариваемого решения невозможно установить, какие конкретные виновные неправомерные действия (бездействия) были совершены страхователем, каким образом выявлено данное нарушение и определена база для исчисления штрафа, что является существенным нарушением требований, предъявляемых к содержанию такого решения частью 9 статьи 39 Закона о страховых взносах, поскольку не позволяет сопоставить материалы проверки с основаниями для привлечения к ответственности по оспариваемому решению, и влечет признание такого решения недействительным в соответствии с частью 9 статьи 39 названного Федерального закона.

Заявитель полагает, что в силу частью 2 статьи 9 Закона о страховых взносах правильно не включил в базу для начисления страховых взносов на обязательное социальное страхование суммы выплат за проезд работников в размере 6404,10 руб. Лица, в отношении которых были произведены выплаты по оплате им проезда в г. Тамбов - по месту нахождения Тамбовстата, состояли в трудовых отношения с Тамбовстатом и исполняли обязанности по организации работы в ходе переписи населения. Такие лица осуществляли свою деятельность исключительно в муниципальных округах на территории Тамбовской области, расположенных вне места расположения Тамбовстата. Согласно трудовым договорам и маршрутным листам работников, в первый рабочий день они были вызваны в Тамбовстат в целях оформления трудовых отношений, что в свою очередь подразумевает ознакомление работника с приказом о приеме на работу, а также с правилами внутреннего трудового распорядка, иными локальными нормативными актами, непосредственно связанными с трудовой деятельностью работника, коллективным договором. Для исполнения работниками своих обязанностей, согласно маршрутным листкам, работодатель распорядился вызвать их в Тамбовстат, что явилось служебной командировкой.

По факту невключения в базу для начисления страховых взносов оплаты услуг связи в сумме 1000 руб. заявитель указал, что Некрасова Н.Е., которой в подотчет были выданы денежные средства, осуществила от лица Тамбовстата действия по оплате, предоставляемых Тамбовстату услуг сотовой связи на абонентский номер 89106592013. Оплата была произведена им во исполнение своих должностных обязанностей (т.е. от лица Тамбовстата), в рамках исполнения Тамбовстатом договора на предоставление услуг подвижной радиотелефонной связи от 1 октября 2010 № 168321369826 (далее - договор связи). Номер телефона в кассовом чеке, а также в авансовом отчете работника Тамбовстата и номер телефона, указанный в договоре связи полностью соответствуют друг другу. Поскольку выданные денежные средства осуществлялись не в пользу работника Тамбовстата, а в пользу оператора сотовой связи, вывод, изложенный в решении не соответствует фактически сложившимся обстоятельствам дела. Таким образом, действия Тамбовстата по не включению оплаты услуг связи в базу для начисления страховых взносов, являются законными.

Ответчик с заявленными требованиями не согласен, считает оспариваемые решения законными и обоснованными. Фонд отмечает, что по результатам проведенной проверки 29.03.12 составлен акт № 37, в котором зафиксировано выявленные нарушения. Один из экземпляров Акта с приложениями на пяти листах 29.03.2013 был получен лично руководителем Тамбовстата- - Рукиным В.А., что подтверждается его подписью и печатью организации Таким образом, заявитель был ознакомлен с результатами проверки, осведомлен о своем праве на предъявление возражений, однако не воспользовался им и не явился на рассмотрение материалов проверки, соответствии с ч. 3 ст. 39 Закона не является препятствием для рассмотрения материалов проверки. Довод заявителя о надлежащем уведомлении о времени и месте рассмотрения материалов выездной проверки считает несостоятельным. Уведомление № 37 от 10.04.2013 г. о вызове плательщика страховых взносов для рассмотрения материалов выездной проверки было направлено заказной почтой в адрес Тамбовстата в сроки, предусмотренные действующим законодательством.

Ответчик отмечает, что спорное решение оформлено в соответствии с нормами действующего законодательства. Решение о привлечении страхователя к ответственности является результатом проведенной выездной проверки, в xoде которой был выявлен факт нарушения в сфере социального страхования. В п. 1.4. Акта выездной проверки, инициирующего вынесение спорного решения перечислены документы, представленные страхователем для проведения проверки, а именно: Главная книга по счету 70 «Расчеты с персоналом оплате труда» за 2010-2012 гг., своды начислений и удержаний за 2010-2012г. помесячно, табели учета рабочего времени, кассовые и банковские документы, авансовые отчеты, приказы на выплату пособий, премий, компенсаций, материальной помощи за период 2010-2012гг., расчет по начисленным уплаченным страховым взносам(форма 4-ФСС).

По существу выявленных правонарушений ответчик пояснил, что Тамбовстат в ходе проверки не предоставил документы, подтверждающие направление работников в служебные командировки. Ссылка заявителя о наличии маршрутных листов на сотрудников организации, работа которых имеет разъездной характер, не может быть принята, поскольку однако нормами действующего законодательства установлено, что маршрутный лист не является эквивалентом командировочного удостоверения.

Поскольку Тамбовстат документально не подтвердил факт направления сотрудников организации в служебные командировки в проверяемом периоде, следовательно, положения ч. 2 ст. 9 Закона освобождении от обложения страховыми взносами расходов на выплаты в пользу работников, произведенные страхователем в качестве компенсации расходов на проезд в данном случае не распространяются.

В части обложения страховыми взносами сумм на возмещение расходов по оплате услуг мобильной корпоративной связи указал, что в процессе выездной проверки не были представлены документы, на которые заявитель ссылается в своем заявлении. В настоящий момент, оценив дополнительно представленные учреждением документы, учреждение признает доказанным факт документального подтверждения того, что оплата сотовой мобильной связи работником произведена в интересах организации.

В соответствии со ст. 163 АПК РФ в судебном заседании объявлялся перерыв с 18 по 20 ноября 2013г. с вынесением протокольного определения.

В судебном заседании 20.11.2013г. заявитель в порядке ст. 49 АПК РФ уточнил предмет заявленных требований в части уменьшения и просит признать незаконным решение от 30.04.2013г. № 37 о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах в части доначисления страховых взносов в размере 29 руб., пени в размере 0,31 руб., штрафа в размере 5,76 руб.,( т.е в части эпизода относительно законности невключения в налоговую базу сумм оплаты услуг связи в размере 1000 руб.)- заявлении от20.11.13 исх. № 10-04/252.

Уточнение предмета заявленных требований судом принято, в связи с чем в рамках настоящего дела судом оценивается законность принятого решения только в обжалуемой части.

Рассмотрев материалы дела, суд установил:

Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Тамбовской области (далее – Тамбовстат, страхователь) состоит на учете в качестве плательщика страховых взносов на обязательное социальное страхование.

Как следует из материалов дела, Фондом в отношении Тамбовстата проведена выездная проверка на предмет правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) страховых взносов на обязательное социальное страхование на случа временной нетрудоспособности и в связи с материнством за период с 01.01.10 по 31.12.12, результаты которой оформлены актом от 29.03.13 №37 – т. 1 л.д.31.

Указанной проверкой выявлено занижение базы для исчисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование на сумму 9227 руб.20 руб., допущенное вследствие неверного исчисления страховых взносов, в том числе за 2010- 6040,20 руб., за 2011г. – 2449,4 руб., за 2012г. – 237,60 руб.

Неверное исчисление страховых взносов обусловлено исключением Тамбовстатом из базы для начисления страховых взносов денежных средств, израсходованных на оплату проезда к месту работы для заключения трудовых договоров при приемке на работу и обратно, к месту проживания, в сумме 6 404 руб. 10 коп., а также на оплату услуг сотовой связи по номеру, являющемуся номером телефона корпоративной сотовой связи в сумме 1000 руб., а также в результате занижения налоговой базы на 1823,10 руб. в результате того, что в расчете формы 4ФСС РФ за 2001г. база для начисления страховых взносов по строке 4 таблицы 3 составила 54 981 571 руб., фактически согласно данным сводов начислений база составила – 54 983 394,10 руб.

В результате указанных нарушений фондом доначислены страховые взносы в размере 267 руб. 59 коп.

По результатам проведенной проверки фондом принято решение от 30.04.13 № 37 о привлечении страхователя к ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 47 Федерального закона от 24.07.09 №212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в территориальные фонды обязательного медицинского страхования» (далее Закон №212-ФЗ), в виде штрафа в размере 53 руб. 12 коп. (размер штрафа исчислен с учетом имеющейся переплаты в размере 2 руб.)

Данным решением страхователю предложено также уплатить недоимку по страховым взносам в сумме 267 руб. 59 коп., пени в сумме 2 руб. 86 коп.

Не согласившись с решением Фонда, заявитель обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.

В рамках настоящего дела заявитель оспаривает решение Фонда в части предложения уплаты страховых взносов в размере 29 руб., пени начисленных на данную сумму недоимки в размере 0,31 руб., штрафа в размере 5,76 руб. по эпизоду , связанному с невлючением в налоговую базу сумм оплаты услуг связи в размере 1000 руб.

Заслушав в судебном заседании доводы и возражения сторон, оценив представленные в дело доказательства, суд исходит из следующего.

В соответствии с положениями подпункта «а» пункта 1 части 1 статьи 5 Закона №212-ФЗ Тамбовстат является страхователем по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности в отношении его застрахованных работников, а, соответственно признается плательщиком страховых взносов.

Основанием для доначисления страховых взносов в размере 29 руб., пени в размере 0,31 руб., штрафа в размере 5,76 руб. явился вывод Фонда о необоснованном невключении в налоговую базу суммы 1000 руб. выплаченной в качестве компенсации работнику учреждения Некрасовой Н.Е. на оплату услуг сотовой связи на основании авансового отчета от 21.01.11 № 000000230. .

В подтверждение обоснованности невключения в налоговую базу для начисления страховых взносов 1000 руб. заявителем представлены : авансовый отчет от 21.12.2011 № 000000230; копия чека на оплату сотовой связи на сумму 1000 руб.; копия договора на предоставление услуг подвижной мобильной телефонной связи от 01.10.2010 № 168321369826; Приложение А к договору на предоставление услуг; Приложение Б к договору о предоставлении услуг сети сотовой радио телефонной связи, приказ № 70 от 15.10.10 о « О (мобильной) сотовой связи», должностной регламент федерального государственного служащего, замещающего в территориальном органе Федеральной службы государственной статистики по Тамбовской области должность федеральной государственной службы специалист 1 разряда административного отдела.

Как указал заявитель, Некрасова Н.Е., которой в подотчет были выданы денежные средства, осуществила от лица Тамбовстата действия по оплате, предоставляемых Тамбовстату услуг сотовой связи на абонентский номер 89106592013. Оплата была произведена им во исполнение своих должностных обязанностей (т.е. от лица Тамбовстата), в рамках исполнения Тамбовстатом договора на предоставление услуг подвижной радиотелефонной связи от 1 октября 2010 № 168321369826 (далее - договор связи). Номер телефона в кассовом чеке, а также в авансовом отчете работника Тамбовстата и номер телефона, указанный в договоре связи полностью соответствуют друг другу. Поскольку выданные денежные средства осуществлялись не в пользу работника Тамбовстата, а в пользу оператора сотовой связи, вывод, изложенный в решении не соответствует фактически сложившимся обстоятельствам дела. Таким образом, действия Тамбовстата по не включению оплаты услуг связи в базу для начисления страховых взносов, являются законными.

Частью 1 статьи 7 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» (далее - Закон № 212-ФЗ) установлено, что объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов - организаций признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц, в частности в рамках трудовых отношений. Согласно данной норме к объекту обложения страховыми взносами относятся все выплаты в пользу работников, произведенные в рамках трудовых отношений, в том числе предусмотренные трудовыми, коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными и работодателя.

В соответствии с частью 1 статьи 8 Закона № 212-ФЗ база для начисления страховых взносов по обязательному социальному страхованию в случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством для плательщиков-организаций определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных частью 1 статьи 7 Закона № 212-ФЗ, начисленных плательщиками страховых взносов за расчетный период в пользу физических лиц, за исключением сумм, указанных в статье 9 Закона 1212-ФЗ.

Статьей 9 Закона № 212-ФЗ установлен перечень сумм , не подлежащих обложению страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, производящих выплаты и иные вознаграждения физическим лицам.

Из представленных Тамбовстат в материалы дела документов следует, что Тамбовстат основании авансового отчета от 21.01.2011 № 000000230 произвел оплату в сумме 1000 руб. в пользу сотрудницы административного отдела Некрасовой Н.Е, в качестве компенсации за оплату услуг сотовой связи абонентского номера (89106592013), принадлежащего Тамбовстат, в соответствии с договором на предоставление услуг -подвижной мобильной радиотелефонной связи от 01.10.2010 № 168321369826 с ОАО «Мобильные ТелеСистемы»- т.1 л.д.16-20.

Кроме того Тамбовстат в ходе рассмотрения дела представил следующие документы: копию приказа № 70 от 15.10.10 «О (мобильной)сотовой связи», которым утвержден перечень должностей работников, использующих при исполнении должностных обязанностей служебные мобильные телефоны руководителем организации перечень должностей, а также размер (лимита) расходов на каждого работника в месяц на расходы сотовой мобильной связи, должностной регламент федерального государственного служащего, замещающего должность специалиста 1 разряда (в отношении Некрасовой Н.Е), счет по лицевому счету абонента № 268321403597, в том числе отражающий расход ресурсов по номеру 89106592013, отчет сотрудника Некрасовой Н.Е. о произведенных расходах,

Судом установлено. что в соответствии с приказом № 70 от 15.10.10 «О (мобильной)сотовой связи» за начальником административного отдела закреплен мобильный телефон с номером 89106592013 с определенным лимитом. Согласно представленного в материалы дела должностного регламента федерального государственного служащего, замещающего должность специалиста 1 разряда ( п.3.24) данный специалист обязан осуществлять работу по приобретению , приему, хранению и отпуску товарно-материальных ценностей (работ, услуг), их размещению. В рамках исполнения указанных обязанностей Некрасова Н.Е. производила оплату услуг связи по поручению своей организации.

Материалами дела в совокупности документально подтверждено, что оплата сотовой мобильной связи работником Некрасовой Н.Е произведена в интересах организации.

Представитель Фонда, оценив , представленные в судебное заседание документы, подтвердил, что они подтверждают обоснованность выплаты в пользу своего работника в качестве сумм компенсации за использование сотовой связи (дополнение от отзыву от 20.11.13)

Поскольку расходы в размере 1000 руб. носят производственный характер, следовательно, в данном случае применяются положения подпункта «и» пункта 2 части 1 статьи 9 Закона № 212-ФЗ, в части освобождения от обложения страховыми взносами компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации), связанных с выполнением физическим лицом трудовых обязанностей, к выплатам в сумме 1000 руб., в качестве компенсации за оплату услуг сотовой связи работнику Тамбовстата.

При таких обстоятельствах оспариваемое решение от 30.04.2013г. № 37 о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах в части доначисления страховых взносов в размере 29 руб., пени в размере 0,31 руб., штрафа в размере 5,76 руб. не соответствует нормам действующего законодательства, нарушает права и законные интересы заявителя в сфере экономической деятельности.

В этой связи, требование Тамбовстата о признании незаконным указанного выше решения в данной части подлежит удовлетворению.

Вопрос о распределении судебных расходов по уплате государственной пошлины судом не рассматривается, поскольку заявитель освобожден от ее уплаты.

Руководствуясь статьями 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:

Признать незаконным решение Государственного учреждения - Тамбовского регионального отделения Фонда Социального страхования Российской Федерации от 30.04.2013г. № 37 о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах в части предложения уплаты страховых взносов в размере 29 руб., пени в размере 0,31 руб., штрафа в размере 5,76 руб.

Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его принятия, а также в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня вступления решения в законную силу.

Апелляционная и кассационная жалобы подаются в арбитражные суды апелляционной и кассационной инстанции через арбитражный суд принявший решение.

Адрес для корреспонденции: 392020, г.Тамбов, ул.Пензенская, 67/12.

При переписке просьба ссылаться на номер дела.

Информацию о рассматриваемом деле можно получить на сайте Арбитражного суда Тамбовской области по адресу: http://tambov.arbitr.ru, в справочной службе по телефону (4752) 47-70-55 или в информационном киоске, расположенном на первом этаже здания суда.

Судья Е.В. Малина