Арбитражный суд Тамбовской области
392020, г. Тамбов, ул. Пензенская, д. 67/12
http://tambov.arbitr.ru
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Тамбов Дело № А64-1587/2022
27 июня 2022 года
Резолютивная часть решения объявлена 20.06.2022г.
В полном объеме решение изготовлено 27.06.2022г.
Арбитражный суд Тамбовской области в составе судьи Хорошун Е.А.,
при ведении протокола судебного заседания с использованием средств аудиозаписи помощником судьи Уколовой Л.В.,
рассмотрел дело №А64-1587/2022 по иску
Управления социальной защиты и семейной политики Тамбовской области
к АНО «Центр социальной помощи «Добрые руки», г.Тамбов
о взыскании денежных средств в размере 1 839 000 руб.
при участии в заседании суда:
от истца: Харитонова Н.О., представитель по доверенности от 30.12.2021г.
от ответчика: Кривенцева М.А., представитель по доверенности от 31.03.2022г., Хорева И.В., представитель по доверенности от 01.04.2022г.;
установил:
Управление социальной защиты и семейной политики Тамбовской области обратилось в Арбитражный суд Тамбовской области с исковым заявлением к АНО «Центр социальной помощи «Добрые руки», г.Тамбов о взыскании суммы гранта в размере 1 839 000 руб.
В судебном заседании 15.06.2022г. истец исковые требования поддержал в полном объеме.
Ответчик иск не признал по основаниям, изложенным в отзыве.
Для представления истцом пояснений о перечне нарушений, допущенных ответчиком в рамках заключенного Соглашения, в судебном заседании объявлен перерыв в судебном заседании до 20.06.2022г. до 12 час.50 мин., в соответствии со ст.163 АПК РФ.
20.06.2022г. судебное заседание продолжено после перерыва.
Истец представил в материалы дела письменные пояснения по делу от 15.06.2022г.
От ответчика поступились возражения на пояснении истца.
Представленные сторонами документы приобщены к материалам дела.
Для ознакомления с представленными сторонами документами в судебном заседании объявлен перерыв до 15 час. 45 мин. 20.06.2022г.
После перерыва судебное заседание продолжено после перерыва в соответствии со ст.156 АПК РФ.
Из документов, представленных сторонами следует, что Управление социальной защиты и семейной политики Тамбовской области (далее – Истец, Управление) и Автономная некоммерческая организация «Центр социальной помощи «Добрые руки» (далее – Ответчик, Организация) в соответствии с постановлением администрации области от 30.09.2020 № 774 «Об утверждении Порядка предоставления грантов в форме субсидий из бюджета Тамбовской области некоммерческим организациям, не являющимся государственными (муниципальными) учреждениями, на оказание социальных услуг «Присмотр и уход», «Санитарно-гигиенический уход» в рамках реализации мероприятий пилотного проекта по созданию системы долговременного ухода за гражданами пожилого возраста и инвалидами» на 2021 год заключены следующие Соглашения «О предоставлении из бюджета Тамбовской области грантов в форме субсидий в соответствии с пунктом 4 статьи 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации» (далее - Соглашения) и дополнительные соглашения сроком до 31.12.2021, в котором Истец является «Предоставителем», а Ответчик «Получателем»:
-Соглашение от 30.12.2020 № 30-2020-02321 о предоставлении из бюджета Тамбовской области грантов в форме субсидий в соответствии с пунктом 4 статьи 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации;
-Соглашение от 31.03.2021 № 30-2021-00116 о предоставлении из бюджета Тамбовской области грантов в форме субсидий в соответствии с пунктом 4 статьи 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации,
- дополнительное соглашение к Соглашению от 31,03.2021 №30-2021-00116/1;
-Соглашение от 24.06.2021 № 30-2021-00457 о предоставлении из бюджета Тамбовской области грантов в форме субсидий в соответствии с пунктом 4 статьи 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации;
- дополнительное соглашение к Соглашеншо от 24.06.2021 №30-2021-00457/1;
- дополнительное соглашение к Соглашению от 24.06.2021 №30-2021-00457/2;
- дополнительное соглашение к Соглашению от 24.06.2021 №30-2021-00457/3;
- Соглашение от 30.09.2021 № 30-2021-02654 о предоставлении из бюджета Тамбовской области грантов в форме субсидий в соответствии с пунктом 4 статьи 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации;
- дополнительное соглашение к Соглашению от 30.09.2021 №30-2021-02654/1;
- дополнительное соглашение к Соглашеншо от 30.09.2021 №30-2021-02654/2.
Гранты перечислены Ответчику в полном объеме на общую сумму 51 479 381,86 рублей.
Предметом соглашений является предоставление Ответчику из бюджета Тамбовской области в 2021 году гранта в форме субсидии на финансовое обеспечение затрат поставщика на оказание социальных услуг «Присмотр и уход», «Санитарно-гигиенический уход» в рамках реализации пилотного проекта по созданию системы долговременного ухода за гражданами пожилого возраста и инвалидами (п. 1.1 Соглашений).
В соответствии с требованиями пункта 4.3.1 Соглашений, получатель гранта обязуется направлять грант на финансовое обеспечение затрат, являющихся предметом Соглашений.
Результатом предоставления гранта является охват лиц старше трудоспособного возраста, признанных нуждающимися в социальном обслуживании, системой долговременного ухода. Подразумевается непрерывное предоставление социальных услуг «Присмотр и уход», «Санитарно-гигиенический уход» в соответствии с индивидуальной программой предоставления социальных услуг. Значения показателей результата предоставления гранта установлены в приложении № 1 к Соглашениям, являющимся неотъемлемой частью Соглашений (пункт 1.2 Соглашений).
Согласно условиям Соглашений, ответчик принял на себя обязательство ежемесячно представлял отчетность о достижении результата предоставления гранта, установленного Соглашениями.
Из пункта 4.2 Порядка предоставления грантов в форме субсидий из бюджета Тамбовской области некоммерческим организациям, не являющимся государственными (муниципальными) учреждениями, на оказание социальных услуг «Присмотр и уход», «Санитарно-гигиенический уход» в рамках реализации мероприятий пилотного проекта по созданию системы долговременного ухода за гражданами пожилого возраста и инвалидами», утверждённого действующим на момент заключения соглашений постановлением администрации Тамбовской области от 30.09.2020г. следует, что за несоблюдение поставщиком целей, условий и порядка предоставления гранта, выявленных по фактам проверок Управлением и органами государственного финансового контроля, а также в случае недостижения показателя результата предоставления гранта поставщик осуществляет возврат гранта в бюджет Тамбовской области.
Кроме того, согласно подпункту 6 пункта 4.1 раздела 4 Соглашений в случае получения от органов государственного финансового контроля информации о фактах нарушения Ответчиком порядка, целей и условий предоставления гранта, в том числе указания в документах, представленных Ответчиком, недостоверных сведений, Истец обязан направить получателю требование об обеспечении возврата субсидии в бюджет Тамбовской области.
Истец пояснил, что в адрес управления 29.12.2021 от Прокуратуры Тамбовской области поступила информация о том, что Ответчик направил средства грантов в размере 1 839 000,00 рублей на цели, не связанные с оказанием услуг лицам пожилого возраста и инвалидам, что является прямым нарушением целей и порядка предоставления гранта.
Управление социальной защиты и семенной политики Тамбовской области пояснило, что Прокуратурой Тамбовской области был выявлен факт заключения Ответчиком с АНО ДПО «Научно-Практический Центр Современного образования» фиктивных договоров на оказание услуг по изданию информационной и документационной продукции на сумму 1 839 000,00 рублей, при этом услуги фактически по договорам не оказывались, продукция печаталась работниками на оборудовании, принадлежащем Ответчику. По данным прокуратуры Тамбовской области, директор АНО «Центр социальной помощи «Добрые руки» Н.В. Курилович заключила от имени указанной организации с АНО ДПО «Научно-Практический Центр Современного Образования», в котором Н.В. Курилович выступала единоличным учредителем и директором. Под расходами на хозяйственные нужды ответчиком сокрыто приобретение товаров, не связанных с оказанием социальных услуг (акустической системы, наушников, браслета для часов и т.д.).
Истец считает, что вышеизложенные обстоятельства свидетельствует о направлении АНО «Центр социальной помощи «Добрые руки» средств гранта на цели, не связанные с оказанием услуг лицам пожилого возраста и инвалидам, что является прямым нарушением целей и порядка предоставления гранта.
Управлением по указанным фактам были приняты меры
по устранению выявленных нарушений законодательства, а именно принято
решение о применении к АНО «Центр социальной помощи «Добрые руки» мер
ответственности, в соответствии с пунктом 5.2 Порядка и пунктом 4.1.6
Соглашений, заключенных с Ответчиком, о взыскании с него суммы гранта
в размере 1 839 000,00 рублей.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения Управления в Арбитражный суд Тамбовской области с иском к АНО «Центр социальной помощи «Добрые руки», г.Тамбов о взыскании суммы гранта в размере 1 839 000 руб.
Ответчик исковые требования не признал по основаниям, изложенным в отзыве на иск, пояснил, что изготовление печатной продукции являлось необходимым условием для надлежащего исполнения принятых на себя по Соглашениям обязательств. Также ответчик представил пояснения о перечне документов, необходимых для заполнения в отношении каждого лица, которому оказывалась помощь, со ссылкой на нормативную базу.
Исследовав материалы дела, изучив представленные по делу доказательства, заслушав доводы представителей сторон, суд не усматривает оснований для удовлетворения заявленного иска ввиду нижеследующего.
Частью 1 ст. 8 Гражданского кодекса РФ (Гражданский кодекс) определено, что гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
В соответствии со статьей 307 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), в силу обязательства одно лицо (должник) обязано совершить в пользу другого лица (кредитора) определенное действие, как то: передать имущество, выполнить работу, оказать услугу, внести вклад в совместную деятельность, уплатить деньги и т.п., либо воздержаться от определенного действия, а кредитор имеет право требовать от должника исполнения его обязанности
Согласно статьям 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований – в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями; односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются.
Спорные правоотношения сторон регламентированы, в том числе и Бюджетным Кодексом Российской Федерации (далее – БК РФ).
В абзаце 5 статьи 69 БК РФ предусмотрено, что предоставление бюджетных средств осуществляется в форме предоставления субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг.
Порядок предоставления и возврата выданных субсидий регламентируется ст. 78 БК РФ.
В соответствии с п. 1 ст.78 БК РФ, субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.
Предоставление субсидии оформляется договором, заключенным в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации с учетом особенностей, установленных Бюджетным кодексом Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами бюджетного законодательства Российской Федерации; к правоотношениям сторон, вытекающим из договора о предоставлении субсидии, применяется гражданское законодательство Российской Федерации, если иное не предусмотрено Бюджетным кодексом Российской Федерации.
Согласно п. 3 ст. 78 БК РФ, нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие порядок предоставления субсидий производителям товаров, работ, услуг, должны определять порядок возврата в текущем финансовом году получателем субсидий остатков субсидий, не использованных в отчетном финансовом году, в случаях, предусмотренных соглашениями (договорами) о предоставлении субсидий; положения об обязательной проверке главным распорядителем (распорядителем) бюджетных средств, предоставляющим субсидию, и органом государственного (муниципального) финансового контроля соблюдения условий, целей и порядка предоставления субсидий их получателями.
В силу п. 4 ст. 78 БК РФ нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, должны определять: категории и (или) критерии отбора юридических лиц (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальных предпринимателей, физических лиц - производителей товаров, работ, услуг, имеющих право на получение субсидий; цели, условия и порядок предоставления субсидий; порядок возврата субсидий в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении.
Как было указано выше, Управлением социальной защиты и семейной политики Тамбовской области подано исковое заявление к АНО «Центр социальной помощи «Добрые руки» о взыскании суммы гранта в размере 1 839 000 рублей по соглашениям о предоставлении из бюджета Тамбовской области грантов в форме субсидий в соответствии с п.4 ст.78.1 Бюджетного кодекса РФ.
До подачи иска в АНО «Центр социальной помощи «Добрые руки» было направлено досудебное требование о возврате данных денежных средств (том 3, л.д.46), согласно которому основанием для возврата денежных средств является результат проверки Прокуратуры Тамбовской области, из которого следует, что ответчиком заключен ряд фиктивных договоров на изготовление печатной продукции.
На досудебное требование Управлению соцзащиты 21.02.2022г. был направлен письменный ответ, из которого следует, что ответчик считает претензии Управления необоснованными. Свои возражения ответчик основывает на следующих обстоятельствах:
Целью предоставления гранта является финансовое обеспечение затрат поставщика на реализацию мероприятий в рамках создания системы долговременного ухода за гражданами пожилого возраста и инвалидами, предусмотренных региональным проектом "Разработка и реализация программы системной поддержки и повышения качества жизни граждан старшего поколения", обеспечивающим достижение целей, показателей и результатов федерального проекта "Старшее поколение", входящего в состав национального проекта "Демография".
В соответствии с п. 2.13 Порядка грант предоставляется на финансовое обеспечение затрат поставщика на оказание социальных услуг "Присмотр и уход", "Санитарно-гигиенический уход" гражданам пожилого возраста и инвалидам.
Как следует из п.2.10 Порядка, результатом предоставления гранта является охват лиц старше трудоспособного возраста, признанных нуждающимися в социальном обслуживании, системой долговременного ухода. Конкретное значение результата предоставления гранта устанавливается в соглашении о предоставлении гранта.
Согласно п. 1.1 соглашений, заключенных между истцом и ответчиком, от 30.12.20 № 30-2020-02321, от 31.03. 2021 № 30-2021-00116, от 24.06.2021 № 30-2021-00457, от 30.09.2021 № 30-2021-02654, их предметом является предоставление Получателю из бюджета Тамбовской области в 2021 году гранта в форме субсидии (далее - грант) на финансовое обеспечение затрат поставщика на оказание социальных услуг "Присмотр и уход", "Санитарно-гигиенический уход" в рамках реализации пилотного проекта «Старшее поколение», входящего в состав национального проекта «Демография».
В соответствии с п. 1.2 заключенных соглашений результатом предоставления гранта является охват определенного количества лиц (указанного в каждом из соглашений и дополнительных соглашениях) старше трудоспособного возраста, признанных нуждающимися в социальном обслуживании, системой долговременного ухода с 01.01.2021г. по 31.12.2021г. Подразумевается непрерывное предоставление социальных услуг "Присмотр и уход", "Санитарно-гигиенический уход" в соответствии с индивидуальной программой предоставления социальных услуг.
В п.4.3.1. соглашений указано, что получатель обязуется направлять грант на финансовое обеспечение затрат, указанных в п. 1.1 соглашений.
Как следует из ответа Управления социальной защиты и семейной политики Тамбовской области от 03.02.2021г. №1.5-09-13/210 на запрос ответчика в случае наличия у организации поставщика экономии при непрерывном и качественном предоставлении социальных услуг, денежные средства гранта могут быть направлены на дополнительные расходы, связанные с предоставлением социальных услуг: услуги связи, банковские услуги, транспортные услуги, коммунальные услуги, работы и услуги по содержанию имущества, расходы на арендную плату, оплату программного обеспечения и прочих услуг, расходы на приобретение основных средств, материальных запасов, канцелярских принадлежностей, а также на заключение прочих договоров, непосредственно относящихся к оказанию социальных услуг.
Услуги "Присмотр и уход", "Санитарно-гигиенический уход" гражданам пожилого возраста и инвалидам по указанным соглашениям оказаны ответчиком в надлежащем качестве, с учетом количества получателей услуг и непрерывности данных услуг.
Исполнение обязанностей Получателем гранта предполагает ведение большого объема документов, которые предусмотрены Порядком, самими соглашениями и руководящими указаниями ТОГКУ «Центр координации и развития социальной защиты».
На каждого получателя услуг (подопечного) требуется следующий комплект документов: договор между ответчиком и получателем услуг, заявление получателя услуг на оказание услуг, дневник сиделки, заявление о корректировке услуг, акт обследования материально-бытовых и социальных условий проживания гражданина, личное дело получателя услуг, индивидуальная программа предоставления социальных услуг каждого получателя, памятка для подопечного о предоставлении социальных услуг, акт сдачи-приемки оказанных услуг социального обслуживания на дому.
На каждого работника (сиделку, оказывающую социальные услуги) требуется следующий комплект документов: договор с сиделкой, заявление, сертификат, подтверждающих прохождение сиделкой курса обучения уходу за гражданами, имеющими ограничения жизнедеятельности, по направлению "Сиделка (помощник по уходу)", личное дело, инструкция сиделки, акт выполненных работ с сиделками.
Также данные документы различаются по категориям подопечных (по типам обслуживания).
При этом в результате ошибок заполнения указанных документов, в том числе допущенных сиделками и подопечными, а также ошибок в индивидуальных программах, необходимо было неоднократное исправление и дополнительная печать указанных бланков документов.
Без указанной печатной продукции реализация проекта была бы не осуществима. Таким образом, изготовление документов для участников проекта - сиделок и подопечных - напрямую связано с достижением цели по оказанию услуг лицам пожилого возраста и инвалидам, что не является нарушением получателем бюджетных средств порядка, целей и условий предоставления субсидии.
Заключение договора на оказание услуг по изданию информационной и документационной продукции было обусловлено рядом факторов, которые обсуждались на внеочередном собрании учредителей АНО «Центр социальной помощи «Добрые руки» 29 декабря 2020 года. Данным собранием учредителей было одобрено заключение договора по оказанию издательских услуг по изготовлению указанных документов. Ввиду большого объема печатной продукции, отсутствия технической возможности и помещения для ее печати у АНО «Центр социальной помощи «Добрые руки», было принято решение о заключении договора со сторонней организацией. При изучении рынка по качественному и экономическому принципу выбор был сделан в пользу АНО ДПО «Научно-Практический Центр Современного Образования», т.к. изготовить необходимую продукцию данная организация могла дешевле и качественнее, чем другие организации (более низкая стоимость печатного листа, индивидуальный подход к составлению документов). Было учтено и то, что ранее, при заказе продукции у организации, оказывающей аналогичные услуги (договор №11 от 09.11.2020г. с ИП Ахмедов Р.А.) был выявлен брак печатной продукции (акт о недостатках выполненных работ от 30.11.2020г.). Договор на оказание услуг с ИП Ахмедов Р. А. пришлось расторгнуть.
Договоры на изготовление печатной продукции между АНО «Центр социальной помощи «Добрые руки» и АНО ДПО «Научно-Практический Центр Современного Образования» были исполнены в полном объеме. Печатная продукция, изготовленная в соответствии с заключенными договорами АНО «Дополнительного Профессионального Образования «Научно-Практический Центр Современного Образования», была принята АНО «Центр социальной помощи «Добрые руки». Эта продукция в соответствии с ведомостью учета выдачи (возврата) бланков документов для ведения деятельности была выдана под роспись сиделкам.
Все условия, предусмотренные Правилами предоставления гранта и заключенными Соглашениями, были выполнены ответчиком в полном объеме. За время реализации проекта от Управления социальной защиты и семейной политики замечаний не поступало.
Таким образом, при отсутствии каких-либо выявленных нарушений в процессе осуществления ответчиком своей деятельности в рамках Соглашений, Управление обратилось в суд в связи с проведенной прокуратурой проверкой, в которой указано, что договоры на оказание услуг по изготовлению печатной продукции являются фиктивными.
Однако, гражданское законодательство не содержит понятия "фиктивная сделка", обычно оно используется в публичной-правовой сфере.
Как правило, фиктивными называют мнимые и (или) притворные сделки.
И мнимая, и притворная сделки попадают под определение фиктивной сделки, поэтому понятие "фиктивная сделка" более широкое, включающая в себя и мнимые, и притворные сделки, которые, таким образом, являются частным проявлением сделки фиктивной. При обращении за судебной защитой, следует применять конкретные определения, указанные в ст.170 ГК РФ, т.к. они выражают полнее суть "порока" сделки и позволяют точно подобрать способ защиты права, а также определить круг обстоятельств, которые требуется установить для выявления природы сделки.
Предметом настоящего спора является требование о возврате денежных средств, выделенных в качестве гранта в рамках Соглашений, заключенных между истцом и ответчиком.
При этом договор на изготовление печатной продукции предметом спорна не является и никем не оспорен.
Кроме того, данный договор был заключен на основании Решения общего собрания членов АНО «Центр социальной помощи «Добрые руки» (том 1, л.д. 36).
Данное Решение также никем не оспорено.
Согласно подпункту 6 пункта 4.1 раздела 4 Соглашений, в случае получения от органов государственного финансового контроля информации о фактах нарушения Ответчиком порядка, целей и условий предоставления гранта, в том числе указания в документах, представленных Ответчиком, недостоверных сведений, Истец обязан направить получателю требование об обеспечении возврата субсидии в бюджет Тамбовской области.
Прокуратура не является органом государственного финансового контроля.
Согласно ч.1 ст. 157 БК РФ, к органам государственного (муниципального) финансового контроля относятся Счетная палата Российской Федерации, контрольно-счетные органы субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, Федеральное казначейство, органы государственного (муниципального) финансового контроля, являющиеся органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (органами местных администраций), по осуществлению государственного (муниципального) финансового контроля.
Кроме того, ответчик в процессе рассмотрения спора обосновал необходимость изготовления значительного количества документов и невозможность их изготовления в процессе обычной деятельности организации без привлечения дополнительной офисной техники и специалистов ( Справка л.д.29-35, том 2; дополнение к отзыву л.д.48-50 том 3).
Ответчик пояснил, что для ведения документооборота по проекту СДУ необходимо ежеквартально печатать комплект документов на каждого получателя социальных услуг и сиделку (помощника по уходу). Состав комплекта документов определяется Соглашением о предоставлении из бюджета Тамбовской области грантов в форме субсидий №30-2020-02321 от 30.12.2020, №30-2021-00116 от 31.03.2021 (дополнительное соглашение от 31.05.2021), №30-2021-00457 от 24.06.2021 (дополнительное соглашение от 26.07.2021), (дополнительное соглашение от 17.08.2021), (дополнительное соглашение от 20.09.2021), №30-2021-02654 от 30.09.2021 (дополнительное соглашение от 26 10.2021) в целях оказания некоммерческой организацией услуг «Присмотр и уход», «Санитарно-гигиенический уход», указаниями и рекомендациями Тамбовского областного государственного казенного учреждения «Центр координации и развития социальной защиты» и внутренними локальными актами, регулирующими качество предоставления услуг сиделки (помощника по уходу).
В процессе осуществления Ответчиком своей деятельности и при подаче отчетов в Управление, каких-либо нарушений выявлено не было.
В своих пояснениях Истец, подтверждает факт проведения ежемесячных проверок должностными лицами управления, в ходе которых проверялись количество граждан, которым оказаны услуги, объем услуг, отчет о расходовании гранта. Каких-либо расхождений в документации не выявлено.
Цели и условия предоставления гранта достигнуты, как и задачи государственной программы, что не опровергает Истец.
Единственным основанием для возврата гранта (субсидий) является его нецелевое использование.
На основании положений ст.34 и ст.38 БК РФ принцип эффективности использования бюджетных средств означает, что при составлении и исполнении бюджетов участники бюджетного процесса в рамках установленных им бюджетных полномочий должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств (экономности) и (или) достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств (результативности).
В соответствии с пунктом 23 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 № 23 «О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации», оценивая соблюдение участниками бюджетного процесса указанного принципа, судам необходимо учитывать, что участники бюджетного процесса в рамках реализации поставленных перед ними задач и в пределах выделенных на определенные цели бюджетных средств самостоятельно определяют необходимость, целесообразность и экономическую обоснованность совершения конкретной расходной операции.
Оказание социальных услуг "Присмотр и уход", "Санитарно-гигиенический уход" по предоставленному гранту без составления документов для подопечных и сиделок невозможно, поскольку нормативные акты и соглашения предусматривают их обязательное наличие для предоставления услуг.
Соответствующая печатная продукция в соответствии с ведомостью учета выдачи (возврата) бланков документов для ведения деятельности была выдана под роспись сиделкам.
Таким образом, изготовление документов для участников проекта - сиделок и подопечных - напрямую связано с достижением цели по оказанию услуг лицам пожилого возраста и инвалидам, что не является нарушением получателем бюджетных средств порядка, целей и условий предоставления субсидии.
Стоимость услуг, оказанных в рамках договора с АНО «Дополнительного Профессионального Образования «Научно-Практический Центр Современного Образования» (3,9 руб. за лист), является ниже рыночной (5-10 руб. за лист), что подтверждается информацией с сайтов: printfox68.ru, center68.ru, studiya68.ru, copycenter.officemag.ru, ан-принт.рф). О завышении стоимости сторонами не заявлено, также как и о назначении судебной экспертизы.
Тот факт, что директор АНО «Центр социальной помощи «Добрые руки» Н.В. Курилович заключила от имени указанной организации договор с АНО ДПО «Научно-Практический Центр Современного Образования», в котором Н.В. Курилович выступала единоличным учредителем и директором, не является основанием для признания данной сделки недействительной.
Учитывая вышеизложенные обстоятельства, суд пришел к выводу, что оснований для удовлетворения заявленных требований не имеется.
В соответствии с ч.1 ст.71 АПК РФ арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
Оценив представленные в дело доказательства в их совокупности и взаимосвязи согласно ст.71 Арбитражного процессуального кодекса РФ, суд считает исковые требования не подлежащими удовлетворению.
Расходы по оплате государственной пошлины подлежат распределению в соответствии со статьями 102, 110, 112 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь ст.ст. 102, 110, 112, 167-170 АПК РФ, Арбитражный суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении исковых требований отказать.
Решение арбитражного суда вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы, решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
Решение может быть обжаловано в течение месяца после его принятия в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Тамбовской области.
Судья Е.А. Хорошун