НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение АС Тамбовской области от 16.11.2023 № А64-6766/2023

44/2023-295488(1)



Арбитражный суд Тамбовской области
392020, г. Тамбов, ул.Пензенская, 67/12
http://tambov.arbitr.ru

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Р Е Ш Е Н И Е

г. Тамбов
«16» ноября 2023 года Дело № А64-6766/2023

Резолютивная часть решения объявлена «16» ноября 2023 г.
Решение в полном объеме изготовлено «16» ноября 2023 г.

Арбитражный суд Тамбовской области в составе судьи Чекмарёва А.В., 

при ведении протокола судебного заседания с использованием средств аудиозаписи 

помощником судьи Иванковой И.В.,

рассмотрев в судебном заседании дело № А64-6766/2023 по заявлению  Прокуратуры Тамбовской области, г.Тамбов 

к УФНС России по Тамбовской области, г.Тамбов,
третье лицо:

Передкова Лилия Владимировна, Тамбовская область, Бондарский район;  Отделение Социального фонда России по Тамбовской области, г.Тамбов; 

о признании недействительным решения УФНС России по Тамбовской области от 

от заинтересованного лица: Платицин Ю.М., доверенность № 28-16/0076Д от 

от Отделения Социального фонда России по Тамбовской области – Чербаева Ж.П., 

доверенность № 823 от 11.10.2023.
Лицам, участвующим в деле, процессуальные права и обязанности разъяснены.
Отводов составу суда не заявлено.
Рассмотрев материалы дела арбитражный суд

УСТАНОВИЛ:

Прокуратура Тамбовской области обратилась в арбитражный суд с заявлением к  УФНС России по Тамбовской области с требованием о признании недействительным  решения УФНС России по Тамбовской области от 27.02.2023 о регистрации Передковой  Л.В. в качестве индивидуального предпринимателя. 

Определением суда от 31.07.2023 заявление Прокуратуры Тамбовской области  принято к производству Арбитражного суда Тамбовской области, возбуждено  производство по делу № А64-6766/2023. 

Определением суда от 03.10.2023 к участию в деле в качестве третьего лица, не  заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на основании  статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса РФ привлечено ОСФР по Тамбовской  области. 

16 ноября 2023 года


Заявителем заявлено ходатайство о восстановлении пропущенного процессуального  срока на обращение с рассматриваемым заявлением. 

Налоговый орган вопрос удовлетворения ходатайства оставил на усмотрение суда. 

Как указывает заявитель, оспариваемое решение принято налоговым органом  27.02.2023. 

При этом, гражданка Передкова Л.В. о регистрации ее в качестве индивидуального  предпринимателя узнала от сотрудника отделения Фонда пенсионного и социального  страхования Российской Федерации по Тамбовской области только 16.03.2023, а  20.03.2023 с соответствующим заявлением обратилась в ОП с.Бондари МО МВД  «Рассказовский», при этом процессуальное решение по результатам проверки заявления  принято 08.06.2023. 

С учетом изложенного, заявитель полагает, что установленный трехмесячный  процессуальный срок на обжалование прокурором решения регистрирующего органа  следует исчислять с 08.06.2023. 

Исследовав и оценив доказательства по делу, заслушав доводы представителей  сторон, суд считает, что ходатайство Прокуратуры Тамбовской области подлежит  удовлетворению исходя из следующего. 

Согласно правовой позиции, изложенной в определении Конституционного Суда  Российской Федерации от 18.07.2006 № 308-О, право судьи рассмотреть заявление о  восстановлении пропущенного процессуального срока вытекает из принципа  самостоятельности судебной власти и является одним из проявлений дискреционных  полномочий суда, необходимых для осуществления правосудия. Признание тех или иных  причин пропуска срока уважительными относится к исключительной компетенции суда,  рассматривающего данный вопрос, и ставится законом в зависимость от его усмотрения. 

Вопрос о восстановлении пропущенного срока разрешается судом после принятия  судом заявления к производству, и подлежит рассмотрению в судебном заседании, на  основании исследования и оценки обстоятельств, в связи с которыми срок пропущен, при  наличии волеизъявления заявителя, выраженного в соответствующем ходатайстве о  восстановлении срока, с указанием причин его обосновывающих, что также отражено в  Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 18.11.2004 № 367-О. 

На основании части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса  Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в  арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных  правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов,  осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что  оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не  соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и  законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности,  незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для  осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности. 

Согласно пункту 1 части 1 статьи 52 Арбитражного процессуального кодекса  Российской Федерации, пункту 3 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда  Российской Федерации от 23.03.2012 № 15 «О некоторых вопросах участия прокурора в  арбитражном процессе», прокурор вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением об  оспаривании нормативных правовых актов, ненормативных правовых актов органов  государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти  субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, затрагивающих  права и законные интересы организаций и граждан в сфере предпринимательской и иной  экономической деятельности. 

В силу разъяснений, изложенных в п.16 постановления Пленума Верховного Суда  Российской Федерации от 28.06.2022 № 21, пропуск установленного срока обращения в 


суд не является основанием для отказа в принятии административного искового заявления  (заявления) к производству суда. Причины пропуска срока обращения в суд выясняются в  предварительном судебном заседании или судебном заседании. Уважительность причин  пропуска срока оценивается судом независимо от того, заявлено ли гражданином,  организацией отдельное ходатайство о восстановлении срока. 

В связи с изложенным суду необходимо по каждому делу выяснить, соблюдены ли  сроки обращения заявителя в суд и каковы причины их нарушения, а вопрос о  применении последствий несоблюдения данных сроков следует обсуждать независимо от  того, ссылались ли на это обстоятельство заинтересованные лица. 

В соответствии с положениями Арбитражного процессуального кодекса Российской  Федерации процессуальные действия совершаются в сроки, установленные данным  Кодексом или иными федеральными законами (часть 1 статьи 113); с истечением  процессуальных сроков лица, участвующие в деле, утрачивают право на совершение  процессуальных действий (часть 1 статьи 115). 

Гарантией для лиц, не реализовавших по уважительным причинам свое право на  совершение процессуальных действий в установленный срок, является институт  восстановления процессуальных сроков, предусмотренный статьей 117 Арбитражного  процессуального кодекса Российской Федерации, согласно которой пропущенный  процессуальный срок может быть восстановлен по ходатайству лица, участвующего в  деле. 

К уважительным причинам пропуска срока относятся обстоятельства объективного  характера, не зависящие от заявителя, находящиеся вне его контроля, при соблюдении им  той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от него в целях  соблюдения установленного порядка. 

Согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ, изложенной в Определении  от 18.11.2004 № 367-О, само по себе установление в законе сроков для обращения в суд с  заявлениями о признании ненормативных правовых актов недействительными, а решений,  действий (бездействия) незаконными обусловлено необходимостью обеспечить  стабильность и определенность административных и иных публичных правоотношений.  Заинтересованные лица вправе ходатайствовать о восстановлении пропущенного срока,  если пропуск срока был обусловлен уважительными причинами, такого рода ходатайства  подлежат удовлетворению судом. 

Судом установлено, что запись о регистрации в качестве индивидуального  предпринимателя внесена налоговым органом в реестр на основании заявления  Передковой Л.В. по форме № Р21001, направленного в адрес УФНС России по Тамбовской  области 20.02.2023 посредством сети «Интернет». Оспариваемое решение принято  налоговым органом 27.02.2023. 

Как следует из полученного о/у ОУР ОП с.Бондари МОМВД «Рассказовский»  объяснения Передковой Л.В. от 20.03.2023, о регистрации ее в качестве индивидуального  предпринимателя узнала 16.03.2023 от сотрудника отделения Фонда пенсионного и  социального страхования Российской Федерации по Тамбовской области. 

По результатам проверки материала КУСП № 922 от 29.05.2023 о/у ОУР ОП с.  Бондари МО МВД России «Рассказовский» 08.06.2023 вынесено постановление об отказе  в возбуждении уголовного дела по признакам преступления, предусмотренного частью 2  статьи 327 Уголовного кодекса Российской Федерации (подделка паспорта гражданина  или удостоверения, предоставляющего права или освобождающего от обязанностей, в  целях их использования или сбыт таких документов), отказано на основании пункта 2  части 1 статьи 24 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации - за  отсутствием состава преступления, которое прокурором Бондарского района отменено 


(14.06.2023 Передкова Л.В. обратилась с заявлением в Прокуратуру Бондарского района  Тамбовской области с соответствующим заявлением), материал направлен для проведения  дополнительной проверки. 

При имеющихся обстоятельствах суд признает обоснованным довод представителя  заявителя о том, что установленный трехмесячный процессуальный срок на обжалование  прокурором решения регистрирующего органа следует исчислять с 08.06.2023. 

Как следует из материалов дела, в адрес арбитражного суда заявитель обратился  26.07.2023, что подтверждается штампом канцелярии суда на заявлении. 

С учетом изложенного, суд удовлетворяет ходатайство о восстановлении  пропущенного срока. 

В судебном заседании представитель заявителя требования поддержал по  основаниям, изложенным в заявлении. 

Представитель заинтересованного лица против удовлетворения требований возражал  по основаниям, изложенным в отзыве, указывая на законность принятого налоговым  органом решения, не возражая при этом против признания недействительной  соответствующей записи в Единой государственном реестре индивидуальных  предпринимателей. 

Третье лицо ОСФР по Тамбовской области вопрос удовлетворения заявленных  требований оставило на усмотрение суда. 

Третье лицо Передкова Л.В. судебное заседание не явилась, извещена надлежаще. 

В соответствии со статьей 123, 136, частью 3 статьи 205 Арбитражного  процессуального кодекса Российской Федерации суд считает возможным рассмотреть  дело в отсутствие Передковой Л.В. по имеющимся материалам, поскольку она извещена  надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства. 

В судебном заседании 09.11.2023 объявлялся перерыв до 16 час.07 мин. 1611.2023.  После окончания перерыва состав суда не изменился, представитель Социального фонда  России по Тамбовской области не явился.  

Руководствуясь частью 4 статьи 137 АПК РФ, арбитражный суд завершил  предварительное судебное заседание и открыл судебное заседание в первой инстанции. На  основании ст.153 АПК РФ арбитражный суд перешел к рассмотрению дела по существу. 

Исследовав представленные в дело доказательства, суд установил следующее.

Как следует из материалов дела, Прокуратурой Бондарского района в ходе  проведения проверки по заявлению Передковой Л.В. о незаконной регистрации ее в  качестве индивидуального предпринимателя установлено следующее. 

Передкова Л.В., 18.04.1970 г.р., зарегистрирована в качестве индивидуального  предпринимателя с 27.02.2023 с ОГРНИП 323680000006795 (регистрационная запись от  27.02.2023). 

Запись о регистрации в качестве индивидуального предпринимателя внесена в реестр  на основании заявления Передковой Лидии Владимировны по форме № Р21001,  направленного в адрес УФНС России по Тамбовской области 20.02.2023 посредством сети  «Интернет». 

К заявлению по форме № Р21001, направленному от имени Передковой Лидии  Владимировны приложена копия паспорта, данные которого не соответствуют  действительности: неверно указано имя (Лидия вместо Лилии), на фото запечатлено иное  неизвестное лицо, а также подпись в ксерокопии иная; СНИЛС и ИНН. 

Из объяснений заявительницы, полученных о/у ОУР ОП с. Бондари МОМВД России  «Рассказовский» 20.03.2023, следует, что заявления на портале «Госуслуги» в сети  «Интернет» она не оформляла, заявление в УФНС не подавала, деятельность в качестве  индивидуального предпринимателя осуществлять не планировала. 

Таким образом, Передкова Л.В. не имела намерения вести предпринимательскую  деятельность и, соответственно, получать доход от данной деятельности. О своем статусе  узнала от сотрудника отделения Фонда Пенсионного и социального страхования 


Российской Федерации по Тамбовской области по г. Рассказово в ходе телефонного  разговора 16.03.2023. 

Из письма ОСФР по Тамбовской области от 23.06.2023 № 68-06/4522л следует, что с  06.06.2019 Передковой Лилии Владимировне назначена ежемесячная компенсационная  выплата как лицу, осуществляющему уход за нетрудоспособным гражданином,  достигшим возраста 80 лет, Передковой Лидией Степановной, 06.06.1939 г.р., на период  осуществления ухода. 

С 01.12.2020 Передковой Лилии Владимировне назначена ежемесячная  компенсационная выплата как лицу, осуществляющему уход за нетрудоспособным  гражданином, достигшим возраста 80 лет, Бирюковой Раисой Сергеевной, 25.10.1938 г.р.,  на период осуществления ухода. 

С 01.05.2023 ежемесячная компенсационная выплата по уходу за Передковой Л.С. и  Бирюковой Р.С. приостановлена на основании подпункта «д» пункта 9 Правил  осуществления ежемесячных компенсационных выплат неработающим трудоспособным  лицам, осуществляющим уход за инвалидом 1 группы (за исключением инвалидов с  детства 1 группы), а также за престарелым, нуждающимся по заключению лечебного  учреждения в постоянном постороннем уходе либо достигшим возраста 80 лет,  утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 04.06.2007   № 343, в связи с поступившими сведениями индивидуального (персонифицированного)  учета об осуществлении Передковой Л.В. с февраля 2023 года предпринимательской  деятельности. 

По сведениям Управления Федерального казначейства по Тамбовской области  (письмо от 22.06.2023 № 64-13-09/2547) Передковой Лилии Владимировне сертификаты  ЭП в региональном центре регистрации Управления Федерального казначейства по  Тамбовской области не оформлялись. 

По результатам проверки материала КУСП № 922 от 29.05.2023 о/у ОУР ОП с.  Бондари МО МВД России «Рассказовский» 08.06.2023 вынесено постановление об отказе  в возбуждении уголовного дела по признакам преступления, предусмотренного частью 2  статьи 327 Уголовного кодекса Российской Федерации (подделка паспорта гражданина  или удостоверения, предоставляющего права или освобождающего от обязанностей, в  целях их использования или сбыт таких документов), отказано на основании пункта 2  части 1 статьи 24 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации - за  отсутствием состава преступления, которое прокурором Бондарского района отменено,  материал направлен для проведения дополнительной проверки. 

Как указывает представитель Прокурора, материалами дела подтверждено, что  регистрация Передковой Л.В. не связана с осуществлением последней  предпринимательской деятельности, а сам факт регистрации не является достаточным  основанием для признания соблюдения установленного порядка. В этой связи документы,  не отвечающие признакам достоверности, не могут являться основанием для внесения  записи в ЕГРИП. 

Отсутствие волеизъявления гражданина на регистрацию в качестве индивидуального  предпринимателя является неустранимым, грубым нарушением и свидетельствует о том,  что такая регистрация носит неустранимый характер. 

Таким образом, регистрация Передковой Л.В. при предоставлении неизвестным  лицом недостоверных сведений не только противоречит закону, но нарушает законные  интересы граждан, организаций и иных лиц, занимающихся предпринимательской  деятельностью, так как исключает равенство участников гражданско-правовых  отношений. 

Таким образом, по мнению представителя Прокурора, обжалуемое решение  налогового органа не отвечает требованиям закона, поскольку при его принятии  регистрирующий орган основывался на документах, содержащих недостоверные  сведения, в силу чего государственная регистрация Передковой Л.В. в качестве  индивидуального предпринимателя является недействительной. 


На основании обжалуемого решения и в соответствии с ним налоговый орган  осуществил юридические действия, направленные на внесение в ЕГРИП сведений о  регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя. 

Представитель налогового органа, в обоснование своей позиции указывает, что  процедура регистрации Передковой Л.В. в качестве индивидуального предпринимателя  была осуществлена регистрирующим органом в соответствии с требованиями  законодательства. 

Так, в регистрирующий орган 20.02.2023 вх. № 1426А от Передковой Лидии  Владимировны (ИНН 680100216378) в форме электронных документов, подписанных  усиленной квалифицированной электронной подписью, поступили следующие  документы: 

Заявление о государственной регистрации физического лица в качестве  индивидуального предпринимателя (далее - ИП) по форме № Р21001 (далее - Заявление по  форме № Р21001); 

документ удостоверяющий личность гражданина РФ серия 68 14 № 868864 выдан  25.04.2015 УФМС России по Тамбовской области в Бондарском районе. 

Принадлежащий Передковой Л.В. квалифицированный сертификат ключа проверки  электронной подписи создан аккредитованным удостоверяющим центром - АО «КАЛУГА  АСТРАЛ». Удостоверяющий центр аккредитован в соответствии с приказом  Минкомсвязи России от 21.08.2018 № 412. Срок действия сертификата ключа проверки  электронной подписи с 17.02.2023 по 17.05.2024. 

Учитывая, что имелся положительный результат проверки принадлежности  владельцу (Передковой Л.В.) квалифицированного сертификата электронной подписи, с  помощью которой подписано Заявление по форме № Р21001 и приложенные документы,  регистрирующий орган по результатам рассмотрения представленного комплекта  документов, установив отсутствие оснований для отказа в государственной регистрации,  27.02.2023 принял решение о государственной регистрации Передковой Л.В. в качестве  индивидуального предпринимателя и внес в ЕГРИП соответствующую запись за  основным государственным регистрационным номером 323680000006795. 

В дальнейшем в УФНС России по Тамбовской области 17.03.2023 от Передковой  Лилии Владимировны на бумажном носителе поступило обращение, в котором она  сообщила, что ей от ПФР Бондарского района Тамбовской области стало известно о  наличие у нее статуса индивидуального предпринимателя с 27.02.2023 года. Однако, в  налоговый орган Заявление по форме № Р21001 она не подавала; документы для  регистрации ИП не подписывала (в том числе электронной цифровой подписью), не  получала сертификат ключа электронной подписи, не поручала никому это сделать от  своего имени; свой паспорт третьим лицам не передавала и не теряла; в настоящее время  она является безработной (в центре занятости на учете не состоит). Кроме того, Передкова  Лилия Владимировна впервые узнала о существовании адреса электронной почты  peredkova.lida@bk.ru. 

В ходе анализа материалов выяснилось, что пакет документов поступивший  20.02.2023 в электронном виде от Передковой Л.В. предположительно является  фальсифицированным. 

При этом, в копии документа удостоверяющем личность, поступившем в  электронном виде и документе удостоверяющем личность представленным Передковой  Л.В. лично на бумажном носителе сходятся номер и серия паспорта, дата его выдачи,  орган выдавший документ, адрес регистрации места жительства, фамилия и отчество  гражданина РФ. 

С учетом вышеизложенных обстоятельств УФНС России по Тамбовской области в  УМВД России по Тамбовской области направлено заявление об обнаружении признаков  преступления, предусмотренного ст.327 Уголовного кодекса Российской Федерации от  31.03.2023 № 08-08/02027дсп. 


Постановлением УМВД России по г. Тамбову от 01.05.2023 материалы проверки по  Передковой Л.В. переданы по подследственности в следственный отдел по Октябрьскому  району г.Тамбова Следственного управления Следственного комитета России по  Тамбовской области. По состоянию на текущую дату сведения о возбуждении уголовного  дела по факту представления поддельных документов в УФНС России по Тамбовской  области отсутствуют. 

По мнению налогового органа, при установлении отсутствия факта обращения лица  в регистрирующий орган с заявлением о государственной регистрации в качестве  индивидуального предпринимателя и представления в регистрирующий орган  поддельных документов, признанию недействительным подлежит не решение  регистрирующего органа, а запись о государственной регистрации физического лица в  качестве индивидуального предпринимателя от 27.02.2023 за ОРГНИП 323680000006795. 

Оценив представленные в дело материалы, суд приходит к следующим выводам.

Согласно части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе  обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными  ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов,  осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что  оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не  соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и  законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности,  незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для  осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности. 

При рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и  действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления,  иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет  проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и  действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному  правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли  оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также  устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и  законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической  деятельности (часть 4 статьи 200 АПК РФ). 

Таким образом, для признания недействительным ненормативного правового акта  необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие оспариваемого акта 

закону или иному нормативному правовому акту и нарушение данным актом прав и  законных интересов заявителя в сфере предпринимательской деятельности и иной  экономической деятельности. 

Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового  акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия  оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у  органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения,  совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших  основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых  действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или  совершили действия (бездействие) (часть 5 статьи 200 АПК РФ). 

Отношения, возникающие в связи с государственной регистрацией юридических лиц  при их создании, реорганизации и ликвидации, при внесении изменений в их  учредительные документы, а также в связи с ведением единого государственного реестра  юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, регулируются Федеральным  законом от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и  индивидуальных предпринимателей» (далее - Закон № 129-ФЗ). 

В соответствии со статьей 1 Федерального закона № 129-ФЗ, государственная  регистрация юридических лиц и индивидуальных предпринимателей представляет собой 


акты уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляемые  посредством внесения в государственные реестры сведений о создании, реорганизации и  ликвидации юридических лиц, приобретении физическими лицами статуса  индивидуального предпринимателя, прекращении физическими лицами деятельности в  качестве индивидуальных предпринимателей, иных сведений о юридических лицах и об  индивидуальных предпринимателях в соответствии с этим Законом. 

Государственная регистрация осуществляется уполномоченным Правительством  Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, в том числе его  территориальными органами (статья 2 Закона № 129-ФЗ). 

Приказом Минфина России от 13.01.2020 № ММВ-7-14/12@ утвержден  административный регламент предоставления федеральной налоговой службой  государственной услуги по государственной регистрации юридических лиц, физических  лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств  определено, что определено, что таким органом являются налоговые органы. 

Согласно части 9 статьи 14 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об  информации, информационных технологиях и о защите информации» информация,  содержащаяся в государственных информационных ресурсах, является официальной;  государственные органы обязаны обеспечить достоверность и актуальность такой  информации. 

В соответствии с пунктом 4 статьи 5 Закона № 129-ФЗ записи вносятся в  государственные реестры на основании документов, представленных при государственной  регистрации. Каждой записи присваивается государственный регистрационный номер, и  для каждой записи указывается дата внесения ее в соответствующий государственный  реестр. 

Порядок представления документов при государственной регистрации определен  положениями статьи 9 Закона № 129-ФЗ, в соответствии с пп.1, 1.1, 1.2 которой в  регистрирующий орган документы могут быть направлены, в том числе, в форме  электронных документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной  подписью. 

Направление документов в регистрирующий орган в форме электронных  документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью  заявителя, осуществляется с использованием информационно-телекоммуникационных  сетей, в том числе сети «Интернет», включая единый портал государственных и  муниципальных услуг. 

Требования к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган,  устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным  органом исполнительной власти. 

Необходимые для государственной регистрации заявление, уведомление или  сообщение представляются в регистрирующий орган по форме, утвержденной  уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом  исполнительной власти, и удостоверяются подписью заявителя, подлинность которой  должна быть засвидетельствована в нотариальном порядке, при этом, свидетельствование  в нотариальном порядке подписи заявителя на представляемых при государственной  регистрации заявлении, уведомлении или сообщении не требуется в случае направления  документов в регистрирующий орган в порядке, установленном пунктом 1 настоящей  статьи, в форме электронных документов, подписанных усиленной квалифицированной  электронной подписью заявителя. 

Приказом ФНС России от 31.08.2020 № ЕД-7-14/617@ утверждены Формы и  требования к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган при  государственной регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и  крестьянских (фермерских) хозяйств, в том числе, форма № Р21001 «Заявление о  государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального  предпринимателя». 


В силу положений статьи 11 Закона № 129-ФЗ решение о государственной  регистрации, принятое регистрирующим органом, является основанием внесения  соответствующей записи в соответствующий государственный реестр. 

Моментом государственной регистрации признается внесение регистрирующим  органом соответствующей записи в соответствующий государственный реестр. 

Форма и содержание документа, подтверждающего факт внесения записи в  соответствующий государственный реестр, устанавливаются федеральным органом  исполнительной власти, уполномоченным в соответствии со статьей 2 Закона № 129-ФЗ. 

Указанная Форма № Р60009 утверждена приказом ФНС России от 06.11.2020 № ЕД-714/794@ 

Особенности регистрации индивидуальных предпринимателей определены Главой  VII.1 Закона № 129-ФЗ. 

Установленный статьей 22.1 Закона № 129-ФЗ порядок государственной регистрации  физического лица в качестве индивидуального предпринимателя предусматривает, что  при государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального  предпринимателя в регистрирующий орган представляются, в том числе, следующие  документы: 

а) подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме,  утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным  органом исполнительной власти; 

б) копия основного документа физического лица, регистрируемого в качестве  индивидуального предпринимателя (в случае, если физическое лицо, регистрируемое в  качестве индивидуального предпринимателя, является гражданином Российской  Федерации). 

В соответствии с пунктом 2 статьи 22.1 Закона № 129-ФЗ представление документов  при государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального  предпринимателя осуществляется в порядке, предусмотренном статьей 9 настоящего  Федерального закона. 

Как следует из материалов дела, в регистрирующий орган 20.02.2023 вх. № 1426А от  Передковой Лидии Владимировны (ИНН 680100216378) в форме электронных  документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью,  поступили следующие документы: 

Заявление о государственной регистрации физического лица в качестве  индивидуального предпринимателя (далее - ИП) по форме № Р21001 (далее - Заявление по  форме № Р21001); 

документ удостоверяющий личность гражданина РФ серия 68 14 № 868864 выдан  25.04.2015 УФМС России по Тамбовской области в Бондарском районе. 

Принадлежащий Передковой Л.В. квалифицированный сертификат ключа проверки  электронной подписи создан аккредитованным удостоверяющим центром - АО «КАЛУГА  АСТРАЛ». Удостоверяющий центр аккредитован в соответствии с приказом  Минкомсвязи России от 21.08.2018 № 412. Срок действия сертификата ключа проверки  электронной подписи с 17.02.2023 по 17.05.2024. 

Основания для отказа в государственной регистрации допускается в исчерпывающих  случаях, перечень которых установлен статьей 23 Закона № 129-ФЗ, в том числе, в случае: 

а) непредставления заявителем определенных настоящим Федеральным законом  необходимых для государственной регистрации документов, за исключением  предусмотренных настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами  случаев предоставления таких документов (содержащихся в них сведений) по  межведомственному запросу регистрирующего органа или органа, который в  соответствии с настоящим Федеральным законом или федеральными законами,  устанавливающими специальный порядок регистрации отдельных видов юридических  лиц, уполномочен принимать решение о государственной регистрации юридического  лица; 


к) несоответствия сведений о документе, удостоверяющем личность гражданина  Российской Федерации, указанных в заявлении о государственной регистрации,  сведениям, полученным регистрирующим органом от органов, осуществляющих выдачу  или замену таких документов; 

ц) представления документов, оформленных с нарушением требований,  установленных в соответствии с пунктом 1.1 и абзацем первым пункта 1.2 статьи 9  настоящего Федерального закона; 

ч) представления документов, содержащих недостоверные сведения. 

Регистрирующим органом учитывая, наличие положительного результата проверки  принадлежности владельцу (Передковой Л.В.) квалифицированного сертификата  электронной подписи, с помощью которой подписано Заявление по форме № Р21001 и  приложенные документы, по результатам рассмотрения представленного комплекта  документов, установив отсутствие оснований для отказа в государственной регистрации, в  установленный срок 27.02.2023 принято решение о государственной регистрации  Передковой Л.В. в качестве индивидуального предпринимателя, о чем в ЕГРИП внесена  соответствующая запись за основным государственным регистрационным номером  323680000006795. 

При имеющихся обстоятельствах, судом констатируется соблюдение  регистрирующим органом формальной процедуры осуществления регистрации  физического лица, в качестве индивидуального предпринимателя. 

Между тем, судом учитывается следующее.

Как следует из материалов дела, 20.03.2023 Передкова Л.В. обратилась в адрес  начальника Отделения полиции с.Бондари МОМВД России «Рассказовский» с заявлением  о привлечении к ответственности неустановленного лица, которое подало в электронном  виде документы для регистрации ее в качестве индивидуального предпринимателя. 

Как следует из полученного о/у ОУР ОП с.Бондари МОМВД «Рассказовский»  объяснения Передковой Л.В. от 20.03.2023, о регистрации ее в качестве индивидуального  предпринимателя узнала 16.03.2023 от сотрудника отделения Фонда пенсионного и  социального страхования Российской Федерации по Тамбовской области. 

По результатам проверки материала КУСП № 922 от 29.05.2023 о/у ОУР ОП с.  Бондари МО МВД России «Рассказовский» 08.06.2023 вынесено постановление об отказе  в возбуждении уголовного дела по признакам преступления, предусмотренного частью 2  статьи 327 Уголовного кодекса Российской Федерации (подделка паспорта гражданина  или удостоверения, предоставляющего права или освобождающего от обязанностей, в  целях их использования или сбыт таких документов), отказано на основании пункта 2  части 1 статьи 24 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации - за  отсутствием состава преступления, которое прокурором Бондарского района отменено  (14.06.2023 Передкова Л.В. обратилась с заявлением в Прокуратуру Бондарского района  Тамбовской области с соответствующим заявлением), материал направлен для проведения  дополнительной проверки. 

В ходе проведенной прокуратурой Бондарского района Тамбовской области  проверки было установлено, что Передкова Л.В., 18.04.1970 г.р., зарегистрирована в  качестве индивидуального предпринимателя с 27.02.2023 с ОГРНИП 323680000006795  (регистрационная запись от 27.02.2023). 

Запись о регистрации в качестве индивидуального предпринимателя внесена в реестр  на основании заявления Передковой Лидии Владимировны по форме № Р21001,  направленного в адрес УФНС России по Тамбовской области 20.02.2023 посредством сети  «Интернет». 

К заявлению по форме № Р21001, направленному от имени Передковой Лидии  Владимировны приложена копия паспорта, данные которого не соответствуют  действительности: неверно указано имя (Лидия вместо Лилии), на фото запечатлено иное  неизвестное лицо, а также подпись в ксерокопии иная; СНИЛС и ИНН. 


Из объяснений заявительницы, полученных о/у ОУР ОП с. Бондари МОМВД России  «Рассказовский» 20.03.2023, следует, что заявления на портале «Госуслуги» в сети  «Интернет» она не оформляла, заявление в УФНС не подавала, деятельность в качестве  индивидуального предпринимателя осуществлять не планировала. 

Таким образом, Передкова Л.В. не имела намерения вести предпринимательскую  деятельность и, соответственно, получать доход от данной деятельности. О своем статусе  узнала от сотрудника отделения Фонда Пенсионного и социального страхования  Российской Федерации по Тамбовской области по г. Рассказово в ходе телефонного  разговора 16.03.2023. 

По результатам проверки материала КУСП № 922 от 29.05.2023 о/у ОУР ОП с.  Бондари МО МВД России «Рассказовский» 08.06.2023 вынесено постановление об отказе  в возбуждении уголовного дела по признакам преступления, предусмотренного частью 2  статьи 327 Уголовного кодекса Российской Федерации (подделка паспорта гражданина  или удостоверения, предоставляющего права или освобождающего от обязанностей, в  целях их использования или сбыт таких документов), отказано на основании пункта 2  части 1 статьи 24 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации - за  отсутствием состава преступления, которое прокурором Бондарского района отменено,  материал направлен для проведения дополнительной проверки. 

При этом, как следует из материалов дела, налоговый орган 31.03.2023 обратился в  адрес УМВД России по Тамбовской области с заявлением, в котором указал на  обнаружение обстоятельств, указывающих на признаки преступления, предусмотренного  статьей 327 УК РФ. Как следует из указанного заявления, в Управление 13.03.2023 от  Передковой Лилии Владимировны поступило на бумажном носителе обращение, в  котором она сообщила, что ей от ПФР Бондарского района Тамбовской области стало  известно о наличие у нее статуса индивидуального предпринимателя с 27.02.2023. 

Однако, в налоговый орган Заявление по форме № Р21001 она не подавала;  документы для регистрации ИП не подписывала (в том числе электронной цифровой  подписью), не получала сертификат ключа электронной подписи, не поручала никому это  сделать от своего имени; свой паспорт третьим лицам не передавала и не теряла; в  настоящее время она является безработной (в центре занятости на учете не состоит).  Кроме того, Передкова Лилия Владимировна впервые узнала о существовании адреса  электронной почты peredkova.Iida@bk.ru. 

В ходе анализа материалов выяснилось, что пакет документов поступивших  20.02.2023 в электронном виде от Передковой Лидии Владимировны предположительно  является фальсифицированным, так как визуально документ удостоверяющий личность  гражданина РФ, поступивший на электронном носителе для проведения регистрационных  действий и документ удостоверяющий личность гражданина РФ, предоставленный лично  Передковой Лилией Владимировной имеет расхождение, а именно: 

на странице 2 паспорта отличается личная подпись лица получающего паспорт  гражданина РФ; 

на странице 2 паспорта представленном 20.02.2023 при регистрации ИП и  представленном паспорте при личном обращении 13.03.2023 Л.В. Передковой отличается  подпись должностного лица выдавшего документ удостоверяющий личность, а также в  обоих представленных документах разные фото; 

в паспорте гражданина РФ различаются имена, в поступившем документе в  электронном виде ФИО гражданина Передкова Лидия Владимировна, а в представленном  лично документе на бумажном носителе ФИО гражданина Передкова Лилия  Владимировна; 

на странице 5 паспорта отличаются дата регистрации места жительства гражданина  РФ и подпись должностного лица заверившего регистрацию, в удостоверяющем  документе, поступившем в электронном виде дата регистрации места жительства указана  15.03.2013, а в представленном лично документе на бумажном носителе дата регистрации  места жительства указана 16.04.1988, однако Передкова Лилия Владимировна утверждает, 


что место жительства не меняла с 16.04.1988 и никто иной проживать по указанному  месту жительства не мог. 

Кроме того, при имеющихся вышеуказанных различиях, в копии документа  удостоверяющем личность, поступившем в электронном виде и документе  удостоверяющем личность представленным Л.В.Передковой лично на бумажном носителе  сходятся номер и серия паспорта, дата его выдачи, орган выдавший документ, адрес  регистрации места жительства, фамилия и отчество гражданина РФ. 

Таким образом, материалами дела подтверждается и налоговым органом не  оспаривается, что регистрация Передковой Л.В. была осуществлена при предоставлении  неизвестным лицом недостоверных сведений, при этом Передкова Л.В. не имела  намерения вести предпринимательскую деятельность соответствующие документы в  регистрирующий орган не подавала. 

Согласно Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная  защита его прав и свобод (статья 46, часть 1). 

Право на судебную защиту включает в себя не только право на обращение в суд, но и  гарантированную государством возможность получения реальной судебной защиты,  предполагает конкретные гарантии, которые позволяли бы реализовать его в полном  объеме, обеспечить эффективное восстановление в правах посредством правосудия,  отвечающего требованиям справедливости; одним из важных факторов, определяющих  эффективность восстановления нарушенных прав, является своевременность защиты прав  участвующих в деле лиц. 

Право на судебную защиту включает в себя не только право на обращение в суд, но и  гарантированную государством возможность получения реальной судебной защиты,  предполагает конкретные гарантии, которые позволяли бы реализовать его в полном  объеме, обеспечить эффективное восстановление в правах посредством правосудия,  отвечающего требованиям справедливости; одним из важных факторов, определяющих  эффективность восстановления нарушенных прав, является своевременность защиты прав  участвующих в деле лиц (постановления Конституционного Суда Российской Федерации  от 02.02.96 № 4-П, от 03.02.98 № 5-П, от 28.05.99 № 9-П, от 11.05.05 № 5-П, от 20.02.06 № 1- П, от 05.02.07 № 2-П, от 19.07.11 № 17-П, от 22.04.13 № 8-П и от 27.06.13 № 15-П). 

Согласно правовой позиции, выраженной в постановлениях Президиума Высшего  Арбитражного Суда Российской Федерации от 13.10.2011 № 7075/11, от 15.07.2014   № 4407/14 и от 15.01.2013 № 11925/12, необходимые для государственной регистрации  документы должны соответствовать требованиям закона и как составляющая часть  государственных реестров, являющихся федеральным информационным ресурсом,  содержать достоверную информацию. 

В этой связи, обязательным условием проведения государственной регистрации в  соответствии с требованиями Закона № 129-ФЗ является не только представление  заявителем полного перечня документов, предусмотренного соответствующего главой  указанного федерального закона, но и достоверность заявленной информации, в том  числе, подлежащей внесению в ЕГРИП, являющихся федеральным информационным  ресурсом, что следует из положений статей 4, 12, 14, 17, 25 Закона № 129-ФЗ. 

Представление на государственную регистрацию подложных документов, не  порождающих каких-либо юридических последствий, следует рассматривать как  непредставление в регистрирующий орган документов, содержащих необходимые  сведения, что является основанием для отказа в государственной регистрации на  основании подпункта «а» пункта 1 статьи 23 Закона № 129-ФЗ. 

Согласно выписке из ЕГРИП в отношении Передковой Л.В. регистрирующим  органом 27.02.2023 на основании представленных для государственной регистрации  документов, полученных регистрирующим органом 20.02.2023 вх. № 1426А вынесено  решение о государственной регистрации № 1426А, 27.02.2023 внесены сведения о  государственной регистрации Передковой Л.В. в качестве индивидуального 


предпринимателя, о чем в ЕГРИП внесена соответствующая запись за основным  государственным регистрационным номером 323680000006795. 

Между тем, материалами дела опровергается факт подписания и подачи Передковой  Л.В. в регистрирующий орган заявления о государственной регистрации ее в качестве  индивидуального предпринимателя, более того, представленные доказательства  свидетельствуют, что поданное от имени Передковой Л.В. заявление в налоговый  (регистрирующий) орган об осуществлении ее государственной регистрации в качестве  индивидуального предпринимателя подписано не ею, а другим лицом. 

Как следует из Определения Конституционного Суда Российской Федерации от  24.12.2012 № 2287-О, положение пункта 4.1 статьи 9 Закона № 129-ФЗ, определяющее  пределы соответствующих полномочий регистрирующего органа, не препятствуют  защите прав и законных интересов заинтересованных лиц в случае предоставления  недостоверных сведений при государственной регистрации. 

В соответствии с частью 2 статьи 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что  оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов,  осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или  иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в  сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о  признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий  (бездействия) незаконными. 

Частью 4 статьи 201 АПК РФ предусмотрено, что в резолютивной части решения  суда об оспаривании ненормативных правовых актов, решений органов, осуществляющих  публичные полномочия, должностных лиц должно содержаться, в том числе указание на  признание оспариваемого акта недействительным или решения незаконным полностью  или в части и обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов  заявителя. 

Как указывал суд ранее, в силу положений статьи 11 Закона № 129-ФЗ основанием  внесения соответствующей записи в соответствующий государственный реестр является  решение о государственной регистрации, принятое регистрирующим органом. 

Суд считает необходимым отметить, что в качестве основания для признания  недействительными решения налогового органа и записей, внесенных в Единый  государственный реестр индивидуальных предпринимателей являются не незаконные  действия регистрирующего органа, а недостоверность представленных для регистрации  документов. 

Между тем, в силу разъяснений, изложенных в пункте 17 постановления Пленума  Верховного Суда Российской Федерации от 28.06.2022 № 21 «О некоторых вопросах  применения судами положений Главы 22 Кодекса административного судопроизводства  Российской Федерации и Главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской  Федерации», само по себе отсутствие вины органов и лиц, наделенных публичными  полномочиями, в нарушении прав, свобод и законных интересов административного  истца (заявителя) не является основанием для отказа в удовлетворении  административного иска (заявления). 

При имеющихся обстоятельствах, учитывая, что государственная регистрация  Передковой Л.В. в качестве индивидуального предпринимателя осуществлена с  нарушением требований статьи 22.1 Закона № 129-ФЗ в отсутствие ее заявления об этом,  суд приходит к выводу о признании недействительными решения Управления ФНС  России по Тамбовской области от 27.02.2023 № 1426А о государственной регистрации  Передковой Л.В. в качестве индивидуального предпринимателя и записи о  государственной регистрации Передковой Л.В. в качестве индивидуального  предпринимателя за основным государственным регистрационным номером  323680000006795. 

В целях восстановления нарушенных прав заявителя суд считает необходимым  обязать Управление ФНС России по Тамбовской области внести в Единый 


государственный реестр индивидуальных предпринимателей запись о недействительности  записи о регистрации Передковой Л.В. в качестве индивидуального предпринимателя от  27.02.2023 за основным государственным регистрационным номером 323680000006795. 

При этом, суд считает необходимым отметить, что в качестве основания для  признания недействительными решения налогового органа и записей, внесенных в  Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей являются не  незаконные действия регистрирующего органа, а недостоверность представленных для  регистрации документов. 

Вопрос о распределении судебных расходов судом не рассматривается, поскольку  стороны освобождены от уплаты государственной пошлины. 

Руководствуясь ст.ст.167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса  Российской Федерации, арбитражный суд 

Р Е Ш И Л:

Признать недействительными решение Управления ФНС России по Тамбовской  области от 27.02.2023 № 1426А о государственной регистрации Передковой Л.А. в  качестве индивидуального предпринимателя и запись в Едином государственном реестре  индивидуальных предпринимателей за основным государственным регистрационным  номером 323680000006795 от 27.02.2023 о государственной регистрации Передковой Л.В.  в качестве индивидуального предпринимателя. 

Обязать Управление ФНС России по Тамбовской области внести в Единый  государственный реестр индивидуальных предпринимателей запись о недействительности  записи о регистрации Передковой Л.В. в качестве индивидуального предпринимателя за  основным государственным регистрационным номером 323680000006795 от 27.02.2023. 

Выдать исполнительный лист после вступления решения в законную силу.

Апелляционная и кассационная жалобы подаются в арбитражные суды  апелляционной и кассационной инстанции через Арбитражный суд Тамбовской области. 

В соответствии со ст.177 АПК РФ копии судебных актов на бумажном носителе  направляются по ходатайству лиц, участвующих в деле заказным письмом с  уведомлением о вручении или могут быть вручены им под расписку в пятидневный срок  со дня поступления соответствующего ходатайства в арбитражный суд. 

Судья А.В.Чекмарёв