Арбитражный суд Тамбовской области
392020, г. Тамбов, ул. Пензенская, д. 67/12
http://tambov.arbitr.ru
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
г. Тамбов Дело № А64-2335/2020
«23» июля 2020 года
Резолютивная часть решения объявлена «16» июля 2020 года
Решение изготовлено в полном объеме «23» июля 2020 года
Арбитражный суд Тамбовской области в составе судьи М.А. Плахотникова
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Белых И.В.
рассмотрел в судебном заседании дело № А64-2335/2020 по заявлению Тамбовского областного государственного казенного учреждения «Центр экспертизы образовательной деятельности» (ОГРН 1066829040101, ИНН 6829020240), г. Тамбов
к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Тамбове и Тамбовском районе Тамбовской области (ОГРН 1126829004554, ИНН 6829083507), г. Тамбов
о признании незаконным решения № 079S19200000333 от 28.02.2020г.
при участии представителей:
от заявителя: Мексичев О.А., приказ от 03.12.2012г.;
от заинтересованного лица: Гунько А.И., доверенность от 27.05.2020г.
Лицам, участвующим в деле, процессуальные права и обязанности разъяснены. Отводов составу суда не заявлено.
Тамбовское областное государственное казенное учреждение «Центр экспертизы образовательной деятельности» (далее – заявитель, ТОГКУ «ЦЭОД») обратилось в Арбитражный суд Тамбовской области с заявлением к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Тамбове и Тамбовском районе Тамбовской области (далее – ГУ-УПФР в г. Тамбове, Пенсионный фонд) о признании недействительными решения от 28.02.2020г. № 079S19200000333 о привлечении страхователя к ответственности за совершение правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования.
Определением от 12.05.2020г. указанное заявление принято к производству арбитражного суда, возбуждено производство по делу № А64-2335/2020.
В судебном заседании представитель заявителя требования поддержал в полном объеме по основаниям, изложенным в заявлении .
Представитель заинтересованного лица возражал против удовлетворения требований заявителя.
Как следует из материалов дела, ТОГКУ «ЦЭОД» является страхователем по обязательному пенсионному страхованию на основании пункта 1 части 1 статьи 6 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», статьи 1 Федерального закона от 01.04.1996 №27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» (далее – Закон № 27-ФЗ).
Государственным учреждением - Управлением Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Тамбове и Тамбовском районе Тамбовской области в отношении ТОГКУ «ЦЭОД» проведена проверка достоверности, правильности заполнения, полноты и своевременности представления сведений индивидуального (персонифицированного) учета, предусмотренных пунктом 2.2 статьи 11 Закона №27-ФЗ. В ходе проверки установлено, что заявитель представил сведения о застрахованных лицах по форме СЗВ-М «дополняющая» за август 2019г. по телекоммуникационным каналам связи на застрахованных лиц 24.12.2019г., то есть с нарушением установленного законодательством срока на 99 дней.
По итогам проверки в присутствии руководителя ТОГКУ «ЦЭОД» составлен акт о выявлении правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования от 29.01.2019г. №079S17190007844.
По результатам проведенной проверки ГУ-УПФР в г. Тамбове принято решение от 28.02.2020г. № 079S19200000333 о привлечении страхователя к ответственности, предусмотренной абз. 3 ст. 17 Закона № 27-ФЗ в виде штрафа в размере 2 078 500,00 руб. Данное решение вручено руководителю ТОГКУ «ЦЭОД» 04.03.2020г., что подтверждается соответствующей отметкой о вручении на копии решения.
Не согласившись с указанным решением ТОГКУ «ЦЭОД» обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
В обоснование своих требований заявитель указал, что исходные формы СЗВ-М за август 2019г. не содержали сведения о 4157 застрахованных лицах. По указанной причине, 24.12.2019г. в Пенсионный фонд были сданы дополняющие формы СЗВ-М на 4157 застрахованных лиц. По мнению заявителя ТОГКУ «ЦЭОД», самостоятельно обнаружив ошибку, направило заявителю дополняющую форму за август 2019г., которая была сдана 24.12.2019г.
Оценив представленные в дело материалы, доводы лиц, участвующих в деле, суд считает требования заявителя подлежащими удовлетворению, при этом суд руководствовался следующим.
В силу пункта 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Частью 2 статьи 201 АПК РФ определено, что арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
В случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования (пункт 3 статьи 201 АПК РФ).
Таким образом, для признания решений (действий) недействительными (незаконными) необходимо одновременно наличие двух условий: несоответствие решений (действий) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение ими прав и законных интересов заявителя.
Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие) (часть 5 статьи 200 АПК РФ).
Правовая основа и принципы организации индивидуального (персонифицированного) учета сведений о гражданах Российской Федерации, постоянно или временно проживающих (пребывающих) на территории Российской Федерации иностранных гражданах и лицах без гражданства в целях обеспечения реализации их прав в системе обязательного пенсионного страхования, а также в целях предоставления государственных и муниципальных услуг и исполнения государственных и муниципальных функций установлены Законом № 27-ФЗ.
В соответствии со статьей 1 Закона № 27-ФЗ страхователями являются, помимо прочих, юридические лица, в том числе иностранные, и их обособленные подразделения.
Застрахованные лица это лица, на которых распространяется обязательное пенсионное страхование в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001г. № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации».
Статьей 15 Закона № 27-ФЗ установлено, что страхователь имеет право, помимо прочего, дополнять и уточнять переданные им сведения о застрахованных лицах, в том числе информацию о страховом номере индивидуального лицевого счета, по согласованию с соответствующим органом Пенсионного фонда Российской Федерации или налоговым органом.
В обязанности страхователя входит в установленный срок представлять органам Пенсионного фонда Российской Федерации сведения о застрахованных лицах, определенные настоящим Федеральным законом; получать в органах Пенсионного фонда Российской Федерации документы, подтверждающие регистрацию в системе индивидуального (персонифицированного) учета, и выдавать их под роспись застрахованным лицам; передавать бесплатно каждому застрахованному лицу, работающему у него по трудовому договору или заключившему договор гражданско-правового характера, на вознаграждение по которому в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы, копию сведений, представленных в орган Пенсионного фонда Российской Федерации для индивидуального (персонифицированного) учета для включения их в индивидуальный лицевой счет данного застрахованного лица; контролировать соответствие реквизитов документа, подтверждающего регистрацию в системе индивидуального (персонифицированного) учета, в том числе в форме электронного документа, выданного зарегистрированному лицу, реквизитам документов, удостоверяющих личность указанного лица, работающего у него по трудовому договору или заключившему договор гражданско-правового характера, на вознаграждение по которому в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы.
В свою очередь, в силу статьи 16 Закона № 27-ФЗ органы пенсионного фонда имеют право требовать от страхователей, в том числе физических лиц, самостоятельно уплачивающих страховые взносы, своевременного и правильного представления сведений, определенных настоящим Федеральным законом; в необходимых случаях по результатам проверки полноты и достоверности сведений, представленных страхователями, в том числе физическими лицами, самостоятельно уплачивающими страховые взносы, а также по заявлению застрахованного лица осуществлять корректировку этих сведений и вносить уточнения (дополнения) в индивидуальный лицевой счет в порядке, утверждаемом Пенсионным фондом Российской Федерации, сообщив об этом застрахованному лицу; получать ежегодно от негосударственных пенсионных фондов сведения, касающиеся пенсионных прав застрахованных лиц по обязательному пенсионному страхованию; получать от территориальных налоговых органов сведения, касающиеся пенсионных прав застрахованных лиц; получать от федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел сведения о первичной выдаче или замене документа, удостоверяющего личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации.
Органы пенсионного фонда обязаны, в том числе обеспечивать своевременное включение в соответствующие индивидуальные лицевые счета сведений, представленных налоговыми органами и страхователями, в том числе физическими лицами, самостоятельно уплачивающими страховые взносы, органами, предоставляющими государственные или муниципальные услуги, зарегистрированными лицами, а также надежное хранение этих сведений; осуществлять контроль за правильностью представления страхователями, органами, предоставляющими государственные или муниципальные услуги, сведений, определенных настоящим Федеральным законом, в том числе по их учетным данным; разъяснять зарегистрированным лицам и страхователям их права и обязанности, технологию индивидуального (персонифицированного) учета, порядок заполнения форм и представления сведений.
Порядок ведения Пенсионным фондом Российской Федерации индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах, в том числе порядок регистрации в системе обязательного пенсионного страхования; порядок представления и сроки приема и учета территориальными органами Пенсионного фонда Российской Федерации сведений о застрахованных лицах, необходимых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета; порядок контроля за достоверностью сведений индивидуального (персонифицированного) учета; порядок хранения и уничтожения документов, содержащих сведения индивидуального (персонифицированного) учета определен Инструкцией о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах, утвержденной приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 21.12.2016г. № 766н (далее Инструкция № 766н).
Согласно пункту 24 Инструкции № 766н страхователь представляет индивидуальные сведения обо всех застрахованных лицах, работающих у него по трудовому договору, или заключивших договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым начисляются страховые взносы в соответствии с законодательством Российской Федерации, в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации по месту регистрации в качестве страхователя в порядке и сроки, установленные Федеральным законом от 01.04.1996г. № 27-ФЗ.
Индивидуальные сведения представляются на основании приказов, других документов по учету кадров и иных документов, подтверждающих условия трудовой деятельности застрахованного лица.
Разделом VIИнструкции № 766н установлен Порядок контроля за достоверностью сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
Пунктом 36 Инструкции № 766н установлено, что контроль за достоверностью индивидуальных сведений, представляемых страхователями в Пенсионный фонд Российской Федерации, осуществляется территориальными органами Пенсионного фонда Российской Федерации.
Согласно пункту 37 Инструкции № 766н при обнаружении в представленных страхователем индивидуальных сведениях ошибок и (или) их несоответствия индивидуальным сведениям, имеющимися у Пенсионного фонда Российской Федерации, а также несоответствия их формам и форматам, установленным Пенсионным фондом Российской Федерации, страхователю вручается уведомление об устранении в течение пяти рабочих дней имеющихся ошибок и несоответствий лично под расписку, или уведомление направляется по почте заказным письмом или передается в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи. Уведомление должно содержать сведения об ошибках и (или) несоответствиях представленных индивидуальных сведений индивидуальным сведениям, имеющимся у Пенсионного фонда Российской Федерации, несоответствиях формам и форматам, установленным Пенсионным фондом Российской Федерации (протокол проверки).
Страхователь в течение пяти рабочих дней со дня получения уведомления территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации о представлении соответствующих исправлений представляет в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации уточненные индивидуальные сведения.
Страхователь вправе при выявлении ошибки в ранее представленных и принятых территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации индивидуальных сведениях в отношении застрахованного лица до момента обнаружения ошибки территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации самостоятельно представить в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации уточненные (исправленные) сведения о данном застрахованном лице за отчетный период, в котором эти сведения уточняются (пункт 39 Инструкции № 766н).
Из смысла перечисленных норм Закона № 27-ФЗ и Инструкции № 766н следует, что страхователь обязан в установленный срок представлять органам Пенсионного фонда Российской Федерации сведения о застрахованных лицах, определенных Законом № 27-ФЗ.
Он также вправе дополнять и уточнять переданные им сведения о застрахованных лицах как самостоятельно, так и в соответствии с полученным от органа пенсионного фонда уведомлением об устранении имеющихся в представленных сведениях ошибок и несоответствий.
В случае обнаружения в представленных страхователем индивидуальных сведениях ошибок и (или) их несоответствия индивидуальным сведениям, имеющимися у Пенсионного фонда РФ, а также несоответствия их формам и форматам, установленным Пенсионным фондом РФ, орган пенсионного фонда страхователю направляет уведомление об устранении имеющихся ошибок и несоответствий, которое должно содержать сведения об ошибках и (или) несоответствиях представленных индивидуальных сведений индивидуальным сведениям, имеющимся у Пенсионного фонда РФ, несоответствиях формам и форматам, установленным Пенсионным фондом РФ (протокол проверки).
Помимо этого орган пенсионного фонда в необходимых случаях по результатам проверки полноты и достоверности сведений, представленных страхователями, в том числе физическими лицами, самостоятельно уплачивающими страховые взносы, а также по заявлению застрахованного лица осуществлять корректировку этих сведений и вносить уточнения (дополнения) в индивидуальный лицевой счет.
Такой порядок контроля за достоверностью сведений индивидуального (персонифицированного) учета принят, в том числе с целью информирования страхователей об имеющихся ошибках и несоответствиях в представленных сведениях и какие меры необходимо предпринять страхователю для принятия указанных сведений органом пенсионного фонда. При этом информация об имеющихся ошибках и несоответствиях, направляемая страхователю, должна быть изложена ясно и понятно для того, чтобы страхователь имел возможность устранить конкретные выявленные ошибки и несоответствия, предприняв для этого необходимые действия.
В соответствии с положениями статьи 17 Закона № 27-ФЗ формы документов, которые используются при реализации полномочий в отношениях, регулируемых настоящей статьей, а также требования к их составлению устанавливаются Пенсионным фондом Российской Федерации по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социального страхования.
Постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 23.11.2016г. № 1058п утверждены требования к составлению форм документов, используемых в целях привлечения страхователей к ответственности, предусмотренной статьей 17 Закона № 27-ФЗ, согласно которым акт не составляется в случае если страхователем самостоятельно выявлены ошибки в ранее представленных сведениях в отношении застрахованного лица, и уточненные (исправленные) сведения о данном застрахованном лице представлены в территориальный орган ПФР до момента обнаружения ошибки территориальным органом ПФР.
Как указано ответчиком и подтверждается материалами дела, страхователь выявил и устранил допущенную ошибку в отношении 4157 застрахованных лиц еще до обнаружения ее Пенсионным фондом, представив необходимые исправленные сведения, недостоверность которых не установлена. Доказательств обратного заявителем не представлено.
При этом ни Законом № 27-ФЗ, ни Инструкцией № 766н, ни вышеназванными требованиями, ни другими нормативными правовыми актами, регулирующими отношения в области обязательного пенсионного страхования, не установлен срок представления дополняющих сведений.
Взыскание суммы штрафной санкции, предусмотренной абз. 3 статьи 17 Закона № 27-ФЗ, производится органами Пенсионного фонда Российской Федерации в порядке, аналогичном порядку, установленному статьями 19 и 20 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования», утратившего силу с 01.01.2017. Так в соответствии с частью 1 статьи 40, статьей 42 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ привлечение лица к ответственности было возможно только в случае виновного характера его деяния.
В рассматриваемом случае суд приходит к выводу об отсутствии ТОГКУ «ЦЭОД» в совершении нарушения требований Закона № 27-ФЗ, так как оно самостоятельно выявило ошибку в неверно представленных сведениях за отчетный период - август 2019г. и предприняло меры к ее устранению, путем направления дополняющей формы в Пенсионный фонд, который, в свою очередь, только при получении такой дополняющей формы сведений (а не исходной), провел проверку представленных сведений, и выявил указанное выше нарушение Закона № 27-ФЗ.
Самостоятельно выявив ошибку до ее обнаружения Пенсионным фондом, заявитель реализовал свое право на уточнение (исправление) представленных сведений за указанный период, откорректировав их путем представления в пенсионный фонд дополнительных сведений за этот период, что позволяет не применять к ответчику финансовые санкции, предусмотренные статьей 17 Закона № 27-ФЗ.
Такой правоприменительный подход позволяет стимулировать заинтересованность страхователей в самостоятельном и своевременном устранении допущенных ошибок, более оперативной обработке сведений индивидуального (персонифицированного) учета органами пенсионного фонда, что в конечном итоге способствует соблюдению прав и интересов застрахованных лиц.
С учетом вышеизложенного, установив, что страхователь реализовал свое право на исправление представленных сведений, суд приходит к выводу об отсутствии законных оснований для привлечения заявителя к ответственности, предусмотренной статьей 17 Закона № 27-ФЗ.
В случае представления страхователем дополняющей формы сведений о застрахованных лицах до момента выявления нарушения Пенсионным Фондом с указанием сведений о лицах, информация о которых первоначально не предоставлялась, его действия не образуют состав правонарушения, предусмотренный статьей 17 Закона от № 27-ФЗ.
Аналогичная правовая позиция сформулирована в Определении Верховного Суда Российской Федерации от 02.07.2018 № 303-КГ18-99 по делу № А73-910/2017, в Определении от 01.08.2018 № 306-КГ18-10349.
Согласно статье 71 АПК РФ арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Арбитражный суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
В соответствии с частью 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Оценив имеющиеся в деле материалы доводы представителей сторон, а также нормы действующего законодательства в области контроля за достоверностью сведений индивидуального (персонифицированного) учета, суд приходит к выводу, что решение ГУ-УПФР в г. Тамбове от 28.02.2020г. № 079S19200000333 противоречит пунктам 37, 39 Инструкции № 766н и статьям 15, 16 Федерального закона от 01.04.1996г. № 27-ФЗ, нарушает права и законные интересы заявителя, в связи с чем является незаконным и подлежит отмене.
В соответствии со статьей 110 АПК РФ расходы по уплате государственной пошлины подлежат возмещению в пользу заявителя с органа пенсионного фонда.
Руководствуясь статьями 102, 110, 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
РЕШИЛ:
Заявление Тамбовского областного государственного казенного учреждения «Центр экспертизы образовательной деятельности» (ОГРН 1066829040101, ИНН 6829020240), г. Тамбов удовлетворить.
Признать недействительным решение Государственного учреждения – Управления Пенсионного Фонда Российской Федерации в г. Тамбове и Тамбовском районе Тамбовской области о привлечении Тамбовского областного государственного казенного учреждения «Центр экспертизы образовательной деятельности» (ОГРН 1066829040101, ИНН 6829020240), г. Тамбов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах от 28.02.2020 № 079S19200000333.
Взыскать с Государственного учреждения – Управления Пенсионного Фонда Российской Федерации в г. Тамбове и Тамбовском районе Тамбовской области (ОГРН 1126829004554, ИНН 6829083507), г. Тамбов в пользу Тамбовского областного государственного казенного учреждения «Центр экспертизы образовательной деятельности» (ОГРН 1066829040101, ИНН 6829020240), г. Тамбов судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере 3 000 руб.
Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения (изготовления в полном объеме), а также в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня вступления решения в законную силу.
Апелляционная и кассационная жалобы подаются в арбитражные суды апелляционной и кассационной инстанции через Арбитражный суд Тамбовской области.
Судья М.А. Плахотников